сравнительным анализ мороооункционАльных показателей и двигательных качеств студенток разных годов обучения
УДК/UDC 796.011.3
Поступила в редакцию 05.10.2019 г.
Доктор медицинских наук, доцент М.М. Колокольцев1
Р.А. Амбарцумян1
1 Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск
COMPARATIVE ANALYSIS OF MORPHOFUNCTIONAL INDICATORS AND MOTOR ABILITIES RATES IN FEMALE STUDENTS IN DIFFERENT YEARS OF STUDY
Dr. Med., Associate Professor M.M. Kolokoltsev1 R.A. Ambartsumyan1
1 Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk
Информация для связи с автором: [email protected]
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
Аннотация
Цель исследования - определение тенденций изменения морфофункцио-нальных показателей и двигательных качеств студенток разных годов обучения для совершенствования учебного процесса, направленного на коррекцию весовой характеристики тела девушек.
Методика и организация исследования. Проведен сравнительный анализ морфофункциональных показателей и моторных способностей студенток разных годов обучения в Прибайкалье (Россия). В 2013 и в 2018 гг. обследовано 785 студенток 1-го курса Иркутского национального исследовательского технического университета. По состоянию здоровья девушки отнесены к 3-й функциональной группе (специальная медицинская группа). У девушек, обследованных в 2018 г., зафиксировано ухудшение функциональных показателей сердечно-сосудистой системы, характеристик двигательной способности и увеличение количества девушек с избытком массы и ожирением относительно результатов девушек, протестированных в 2013 г. Результаты исследования и ивыводы. Для студенток с излишней массой тела и ожирением в основную часть учебных занятий рекомендованы упражнения длительного аэробного характера низкой и средней интенсивности. При дефиците массы тела следует использовать упражнения, направленные на развитие собственно силовых способностей и выполнение нагрузок скоростно-силового анаэробного характера. В 2018 г. по сравнению с 2013 г. на 41,1% возросло количество студенток с избыточной массой тела, на 57,4% - с ожирением и снизилось на 19,0% количество девушек с дефицитом массы тела. У девушек ухудшились характеристики функциональных резервов сердечно-сосудистой системы и силового индекса кистей обеих рук. В трех двигательных тестах, характеризующих гибкость, силу мышц верхних конечностей и динамическую силу мышц нижних конечностей, достоверно ухудшились значения показателей. Наблюдается тенденция к ухудшению показателей и в других моторных испытаниях, что может быть объяснено возрастанием гиподинамии, снижением мотивации к физической активности и нарушением пищевого поведения у современной молодежи.
Ключевые слова: студентки, морфофункциональные показатели, индекс массы тела, двигательные качества, физическое воспитание.
Annotation
Objective of the study. The article contains a comparative analysis of the morphofunctional indicators and motor abilities rates in female students of different years of study in the Baikal region (Russia). Methods and structure of research. Objective of the study was to determine trends of the morphofunctional indicators and motor abilities rates in female students of different years of study to improve the educational process aimed to correct the girls' body weight. In 2013 and 2018, we examined a total of 785 1st-year female students of Irkutsk National Research Technical University. Results of the study. For health reasons, the girls were attributed to the 3rd functional group (special health group). In 2018, the female students were found to have deterioration in the functional state of the cardiovascular system and impaired motor abilities; the number of females with overweight and obesity increased as compared to 2013. The female students diagnosed with overweight and obesity were recommended to perform low- and average-intensity exercises of prolonged aerobic nature in the main part of the training session. In case of weight deficit, they were to perform exercises aimed to develop proper strength abilities and anaerobic speed-strength loads. The findings make it possible to refine a plan of the individually oriented physical education lesson with a focus on normalization of the girls' body weight.
Keywords: female students, morphological and functional indicators, body mass index, motor qualities, physical education
CL
■
с
га
^
О (U .с H
Введение. Дефицит массы тела, избыток или ожирение могут существенно воздействовать на соматическое, физическое, репродуктивное и психическое здоровье челове-
ка, негативно влиять на профессиональную деятельность и сокращать продолжительность жизни [2]. Важную роль в здоровьесбережении играет физическая культура, как ве-
дущий фактор укрепления здоровья. Использование в учебном процессе физкультурно-оздоровительных технологий в комплексе с коррекцией пищевого поведения обеспечивает нормализацию массы тела обучающихся [4]. В связи с этим, скрининговые наблюдения за весовой характеристикой и тенденциями её варьирования у девушек репродуктивного возраста актуальны для совершенствования физического воспитания студенток.
Цель исследования - определение тенденций изменения морфофункциональных показателей и двигательных качеств студенток разных годов обучения для совершенствования учебного процесса, направленного на коррекцию весовой характеристики тела девушек.
Методика и организация исследования. Обследовано 785 студенток разных годов обучения в Иркутском национальном исследовательском техническом университете (Россия) в возрасте от 16,5 до 18 лет: в 2013 г - 387, в 2018 г. -398 человек. По состоянию здоровья девушки отнесены к 3-й функциональной группе (специальная медицинская группа) и посещали 2 раза в неделю учебные занятия «Элективные курсы по физической культуре и спорту».
Осуществляли оценку морфофункциональных показателей с использованием стандартных методик (Anthropometric standards for the assessment of growth and nutritional status (2014) (https://booksmedicos.org/anthropometric-standards-for-the-assessment-of-growth-and-nutritional-status/). Рассчитывали: массо-ростовой индекс Кетле II (ИМТ)=масса тела/длина тела , кг/м ), индекс Робинсона (ИРоб=ЧССхАДС: 100, усл. ед.), силовой индекс (СИ=сила мышц кисти/масса тела х100 %). Оценивали ИМТ согласно классификации ВОЗ (1999): дефицит массы тела - при ИМТ менее 18,5 кг/м2; норма - когда ИМТ в пределах 18,5-24,99 кг/м 2; избыток массы тела - при ИМТ=25,0-29,9 кг/м2; ИМТ выше 30 кг/м2 - ожирение. В те же периоды наблюдения проводили двигательные испытания студенток с использованием моторных тестов: бег на 1000 м, мин; бег на 30 м, с; вис на согнутых руках, с; наклоны туловища вперед из положения сидя, см; прыжок
в длину с места, см; отжимание от пола, кол-во раз; подъем туловища за 30 с, кол-во раз. Выполненная работа не ущемляет права и не подвергает опасности благополучие студенток в соответствии с этическими стандартами комитета по правам экспериментов Хельсинкской декларации 2008 г.
Результаты исследования и их обсуждение. Сравнительный анализ антропометрии девушек разных годов обучения установил отличия только между значениями показателей массы тела (р<0,05), табл. 1.
В 2018 г у девушек зарегистрированы более высокие значения систолического артериального давления и индекс Робинсона, удлинение времени восстановления пульса после 20 приседаний за 30 с, снижение силы мышц левой руки и силовых индексов обеих рук по сравнению с результатами, полученными в 2013 г. (р<0,05).
В популяции девушек 2018 г. студенток с избыточной массой тела и ожирением стало больше, чем в 2013 г. (табл. 2). В литературе приводятся сообщения об увеличении случаев отклонений от нормы массы тела населения планеты. Более 39 % взрослого населения мира в 2016 г. имели избыточный вес, а у 13 % выявлено ожирение (WHO. Obesity and overweight. Fact sheet. (2018). (http://www.who. int/mediacentre/factsheets/fs311/ru/)), что согласуется с нашими данными. Причинами отклонения от нормы являются нарушения пишевого поведения, гормонального статуса человека, а также гиподинамия, которая отмечается почти у 37,0 %о мужчин и у 42,0 0% женщин России (Межведомственная стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 г. - М., 2016. - 40 с. (http://mpmo. ru/content/2016/06/)).
Девушек Прибайкалья с избыточной массой на 2,2 0% больше, а с ожирением на 2,7 % меньше, чем студенток в г. Кемерово, где избыточный вес выявлен у 10,7 %, а ожирение - в 4,8 0% случаев [5]. Количество девушек Прибайкалья, имеющих дефицит массы тела, больше на 11,4 %, чем девушек г. Уфы [3], и на 3,9 % - девушек г. Ярославля [1].
Таблица 1. Антропометрические и физиометрические показатели девушек Прибайкалья разных годов обучения (M±m)
Показатели 2013 г. (сентябрь), n=387 2018 г. (сентябрь), n=398 р
Длина тела, см 165,09±0,31 165,69±0,30 >0,05
Масса тела, кг 57,17±0,48 59,86±0,54 <0,05
Окружность грудной клетки, см 85,65±0,36 85,70±0,4 >0,05
Систолическое АД, мм рт. ст. 113,8±0,56 117,5±0,73 <0,05
Диастолическое АД, мм рт. ст. 73,8±0,47 74,28±0,42 >0,05
ЧСС (после 20 приседаний, уд/10 с) До нагрузки 14,49±0,12 14,48±0,13 >0,05
После нагрузки 22,12±0,15 24,39±0,74 >0,05
Время восстановления ЧСС после 20 приседаний, с 76,85±0,46 93,03±0,39 <0,05
Динамометрия левой руки, кг 26,30±0,27 24,33±0,26 <0,05
Динамометрия правой руки, кг 27,55±0,28 26,73±0,27 >0,05
Индекс Робинсона, усл. ед. 98,9±0,47 102,1±0,65 <0,05
Силовой индекс левой руки, % 46,0±0,37 40,6±0,29 <0,05
Силовой индекс правой руки, % 48,2±0,39 44,6±0,31 <0,05
№ 1 • 2020 Январь | Yanuary
http://www.teoriya.ru 23 http://www.teoriya.ru
Таблица 2. Распределение по ИМТдевушек Прибайкалья разных годов обучения
Индекс массы тела (кг/м2)
Год наблюдения Менее 18,5 18,5-24,99 25,0-29,9 30,0-34,9
Дефицит массы Нормальная масса Избыточная масса Ожирение
2013(п=387) n=112 28,9% n=217 56,1% n=50 12,9% n=8 2,1%
2018 (п=398) n=93 23,4% n=219 55,1% n=73 18,2% n=13 3,3%
% прироста (+) или снижения (-) количества девушек 2018 г. относительно 2013 г. -19,0 + 1,8 +41,1 +57,4
Таблица 3. Динамика значений показателей в двигательных испытаниях девушек Прибайкалья разных годов обучения (M±m)
Показатели 2013 (сентябрь), n=387 2018 (сентябрь), n=398 р
Бег на 1000 м, мин 5,99±0,55 6,48±0,27 >0,05
Бег на 30 м, с * - 5,68±0,04
Вис согнув руки, с 7,79±0,37 3,89±0,35 <0,05
Отжимание от пола, кол-во раз 21,03±0,38 20,18±0,55 >0,05
Подъем туловища за 30 с, кол-во раз 18,87±0,41 18,01±0,28 >0,05
Наклон вперед, см 16,97±0,34 14,6±0,42 <0,05
Прыжок в длину с места, см 160,85±0,95 155,80±1,23 <0,05
Примечание. * - в 2013 г проводился тест «Бег на 20 м с ходу».
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Снижение функциональных характеристик сердца и силовых способностей приводит к уменьшению потенциальных возможностей выполнения моторных тестов. Результаты этих тестов (табл. 3) свидетельствуют, что в 2013 г значения показателей силы мышц верхних конечностей, динамической силы мышц нижних конечностей и гибкости выше, чем у девушек в 2018 г. (р<0,05). У последних зарегистрировано увеличение времени выполнения теста на выносливость в беге на 1000 м, снижение количества подъемов туловища за 30 с и при отжимании (р>0,05).
Наши данные согласуются с исследованиями о взаимосвязи между нарушением массы тела и снижением физической работоспособности у студентов Дальневосточного федерального университета России [6], двигательных тестов у обучающихся в Волгоградской области [7].
Вывод. В 2018 г. по сравнению с 2013 г. на 41,1 % возросло количество студенток с избыточной массой тела, на 57,4 % -с ожирением и снизилось на 19,0 % количество девушек с дефицитом массы тела. У девушек ухудшились характеристики функциональных резервов сердечно-сосудистой системы и силового индекса кистей обеих рук.
В трех двигательных тестах, характеризующих гибкость, силу мышц верхних конечностей и динамическую силу мышц нижних конечностей, достоверно ухудшились значения показателей. Наблюдается тенденция к ухудшению показателей и в других моторных испытаниях, что может быть объяснено возрастанием гиподинамии, снижением мотивации к физической активности и нарушением пищевого поведения у современной молодежи.
Скрининг морфофункциональных и двигательных характеристик организма популяции молодежи разных поколений является важным информационным показателем динамики их развития. Итоги изучения вопроса физической кондиции и отклонений массы тела от нормы среди учащейся молодежи нацеливают преподавателей физического воспитания
на планирование и организацию учебных занятий коррек-ционно-реабилитационной направленности. Для студенток с излишней массой тела и ожирением следует включать упражнения с использованием длительных физических нагрузок аэробного характера низкой и средней интенсивности. Для студенток с дефицитом массы использовать упражнения, направленные на развитие собственно силовых способностей, выполнение физических нагрузок скоростно-силового анаэробного характера.
Преподавательскому составу кафедр физической культуры необходимо уделять особое внимание на показатели ежегодного контрольного тестирования состояния массы тела студенток. Это позволяет своевременно приступить к использованию индивидуально-дифференцированных физкультурно-оздоровительных технологий.
References
1. Aminova O.S, Uvarova Yu.E., Tyatenkova N.N. (2017). Assessment of the actual nutrition and nutritional status of students. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 9, 1, 66-77.
2. Dotsenko, V. A., Kononenko, I.A., Mosiychuk, L.V., Dolotov, L.V., &Horitonenko, O.V. (2015). Monitoring of a diet of residents of St. Petersburg. Problems of nutrition, 3, 58-63.
3. Zulkarnaev, T.R., Salimgaraeva, A.I., Povargo, E.A., Zulkarnaeva, A.T., & Agafonov, A.I. (2012). Characteristics of the status of nutrition and anthropometric indicators in Ufa students. Hygiene and sanitation, 4; 63-65.
4. Lubysheva, L.I. (2012). Phenomenon of sports culture in the aspect of social pedagogical analysis. Culture physical and health, 3, 5-11.
5. Sadovskaya, O.A., Sitnikova, E.M., & Shibanova, M.Yu. (2013). The prospects of strengthening of health of students of higher education institutions on the basis of optimization of food. Medicine in Kuzbass, 3, 58-62.
6. Solodovnikova, Yu.V., Metina, K.I., Sakharova, O.B., Kiku, P.F., & Babko, S.V. (2017). Nutrition and physical development of students (retrospective assessment). Health. Medical ecology. Science, 1 (68), 19-23.
7. Yakimovich, V.S., & Egorycheva, E.V. (2012). Interrelation of health indicators and physical readiness of student youth with body weight deficit. Scientific Notes of the University of P.F. Lesgaft, 5, 173-177.