Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ОПОРНЫМ ПРЫЖКАМ ВЫСОКОЙ СЛОЖНОСТИ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ОПОРНЫМ ПРЫЖКАМ ВЫСОКОЙ СЛОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / ОПОРНЫЙ ПРЫЖОК / ПЕРЕВОРОТ ВПЕРЕД ПОЛТОРА САЛЬТО ВПЕРЕД СОГНУВШИСЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акулова Алла Ивановна, Богачева Елена Васильевна, Гаевская Ольга Васильевна, Кракова Марина Викторовна

В данной статье проводится сравнительный анализ пространственных, временных, скоростных и силовых характеристик прыжков переворота вперед полтора сальто вперед в группировке и переворота вперед полтора сальто вперед согнувшись. Дифференцированный подход к использованию специальных упражнений скоростной направленности является эффективным методическим приемом в плане ускорения темпов прироста физических качеств. Экспериментально разработана и обоснована методика обучения переворот вперед полтора сальто вперед согнувшись, рассмотрены компоненты опорного прыжка, который быстро развивается и прогрессирует, необходимость их изучения при работе с гимнастками для освоения сложных прыжков мирового уровня. Выявлена и обоснована целесообразность применения направленного педагогического воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акулова Алла Ивановна, Богачева Елена Васильевна, Гаевская Ольга Васильевна, Кракова Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE METHODOLOGY OF TEACHING HIGH-DIFFICULTY SUPPORT JUMPS

This article provides the comparative analysis of the spatial, temporal, speed and power characteristics of the forward flip one and half somersaults forward in grouping and forward flip one and half somersaults forward bent. The differentiated approach to the use of the special speed-oriented exercises is effective methodological technique in terms of accelerating the growth rate of physical qualities. The authors experimentally developed and justified the methodology of teaching to forward flip one and half somersaults forward bent, and considered the components of the support jump, which is rapidly developing and progressing, the need to study them when working with the gymnasts to master the complex world-class jumps. The expediency of using the directed pedagogical influence has been revealed and justified.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ОПОРНЫМ ПРЫЖКАМ ВЫСОКОЙ СЛОЖНОСТИ»

Педагогические науки

УДК 796.413/.418

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ОПОРНЫМ ПРЫЖКАМ

ВЫСОКОЙ СЛОЖНОСТИ

Алла Ивановна Акулова, доцент, Елена Васильевна Богачева, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежская государственная академия спорта, Воронеж; Ольга Васильевна Гаевская, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж; Марина Викторовна Кракова, старший преподаватель, Воронежский институт высоких технологий, Воронеж

Аннотация

В данной статье проводится сравнительный анализ пространственных, временных, скоростных и силовых характеристик прыжков переворота вперед полтора сальто вперед в группировке и переворота вперед полтора сальто вперед согнувшись. Дифференцированный подход к использованию специальных упражнений скоростной направленности является эффективным методическим приемом в плане ускорения темпов прироста физических качеств. Экспериментально разработана и обоснована методика обучения переворот вперед полтора сальто вперед согнувшись, рассмотрены компоненты опорного прыжка, который быстро развивается и прогрессирует, необходимость их изучения при работе с гимнастками для освоения сложных прыжков мирового уровня. Выявлена и обоснована целесообразность применения направленного педагогического воздействия.

Ключевые слова: спортивная гимнастика, скоростно-силовые способности, опорный прыжок, переворот вперед полтора сальто вперед согнувшись.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p3-7

COMARATIVE ANALYSIS OF THE METHODOLOGY OF TEACHING TO HIGH-

DIFFICULTY SUPPORT JUMPS

Alla Ivanovna Akulova, the docent, Elena Vasilyevna Bogacheva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Voronezh State Academy of Sports; Olga Vasilyevna Gaevskaya, , the candidate of pedagogical sciences, docent, Voronezh State Pedagogical University; Marina Viktorovna Krakova, the senior teacher, Voronezh Institute of High Technologies

Abstract

This article provides the comparative analysis of the spatial, temporal, speed and power characteristics of the forward flip one and half somersaults forward in grouping and forward flip one and half somersaults forward bent. The differentiated approach to the use of the special speed-oriented exercises is effective methodological technique in terms of accelerating the growth rate of physical qualities. The authors experimentally developed and justified the methodology of teaching to forward flip one and half somersaults forward bent, and considered the components of the support jump, which is rapidly developing and progressing, the need to study them when working with the gymnasts to master the complex world-class jumps. The expediency of using the directed pedagogical influence has been revealed and justified.

Keywords: gymnastics, speed-strength abilities, support jump, forward flip, forward somersault

bent.

ВВЕДЕНИЕ

Опорные прыжки - быстро развивающийся вид гимнастического многоборья. В настоящее время произошла полная «акробатизация» прыжков. Однако анализ соревнований по спортивной гимнастике, изучение специальной литературы, а также опрос ведущих специалистов по спортивной гимнастике позволили установить, что сильнейшие

гимнасты демонстрируют, в основном, прыжки «Юрченко» с последующим выполнением сальто назад в различных модификациях [5]. По наблюдениям, с ростом исполнительского мастерства гимнастов выполнение опорных прыжков сопровождается рядом ошибок, например, недостаточная скорость разбега, не позволяющая выполнять прыжки высокой сложности с большой амплитудой, погрешности в выполнении движений, определяющих форму прыжка [1]. Таким образом, не вызывает сомнения тот факт, что дальнейшее развитие данного вида многоборья требует от тренеров и спортсменов неустанного поиска новых прыжков высшей сложности и является актуальным в связи с необходимостью обучения гимнасток прыжкам с высокой сложностью [2]. Именно сложность и качественное исполнение позволяет победителям подняться на высшую ступень пьедестала почета на крупных международных турнирах, Чемпионатах Мира, Олимпийских Играх.

Опорные прыжки должны характеризоваться сложностью, новизной и оригинальностью, чего сейчас достичь невероятно тяжело из-за постоянно повышающейся сложности, которая, в последнее время, достигает предела человеческих возможностей [4].

В свою очередь, это определяет качественно новый подход к процессу обучения и совершенствования спортивной техники на опорном прыжке.

В задачу нашего исследования входило исследование техники выполнения и методики разучивания прыжка переворотом вперед с последующим выполнением полтора сальто вперед согнувшись. Предполагалось, что структурное изучение прыжка позволит улучшить качество и быстроту обучения опорному прыжку переворота вперед полтора сальто вперед согнувшись.

Объектом исследования явился процесс подготовки гимнасток к выполнению опорного прыжка переворота вперед полтора сальто вперед согнувшись.

Предметом исследования послужило структурное изучение опорного прыжка повышенной сложности у гимнасток высокой квалификации.

Научная новизна исследования заключалась в определении фазы опорных прыжков, установленных биомеханических характеристик в постановке рук и отталкивании от гимнастического стола. Разработана и экспериментально обоснована методика обучения опорного прыжка переворот вперед полтора сальто вперед согнувшись.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Современный этап развития опорных прыжков характерен высокосложными прыжками в виде «переворот-сальто в группировке» (П-1,5), который потребовал, в сущности, изменение самой модели прыжка: потребовался эффективный форсированный разбег, смелый наскок на руки с компрессией всего опорно-двигательного аппарата гимнастки, высоко-далекий полет до приземления. Так же, стало ясно, что две полетные фазы прыжкового упражнения по биомеханическим условиям, не могут быть равноценными: если основная трудность упражнения падает на одну из них, то вторая определенным образом «подавляется». Главным событием этого этапа стало освоение разнообразных прыжков как «переворот-сальто вперед в группировке». На основе базовых упражнений похожих прыжков в настоящее время осваиваются и все чаще демонстрируются сложные прыжки, например, «переворот полтора сальто вперед, согнувшись» «переворот два с половиной сальто вперед», «Роче». Для выполнения сложных опорных прыжков гимнасткам необходимо развивать скоростно-силовые качества, смелость, координацию, тонкое чувство ориентировки в пространстве и во времени. После нового скачка в развитии опорных прыжков, принципиально изменились требования к гимнасткам, выполняющим сложнейшие сальтовые элементы. Изменились: длина, скорость и техника бега, техника отталкивания руками, условия приземления [3, 6].

Структура движения выполнения опорного прыжка - это закономерное, одновременное и последовательное выполнение всех частей сложного движения как единого целого, в соответствующие промежутки времени [2].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ

Исследования проводились на базе СШОР им. Ю.Э. Штукмана по спортивной гимнастике. На первом этапе был проведен педагогический эксперимент. Первую и вторую группы, составили гимнастки 13-16 лет, имеющие звание кандидатов в мастера спорта и мастер спорта РФ. Продолжительность эксперимента - шесть месяцев. В каждой группе участвовало по 4 человека, учебно-тренировочные занятия проводились 6 раз в неделю, с продолжительностью в 3 академических часа.

Программа обучения «перевороту вперед полтора сальто вперед согнувшись» на опорном прыжке была общей для обеих групп, но с использованием разных технических средств для обучения.

Первая группа выполняла обучение с использованием «поролоновой ямы» с последующим переносом на стандартный снаряд, а вторая группа с использованием «системы» жесткой и мягкой опоры и с включением специальных «бросковых упражнений», также с переносом элемента на стандартный снаряд.

На втором этапе исследования проводился анализ характеристик прыжков переворотом вперед полтора сальто вперед в группировке, а также переворотом вперед полтора сальто вперед согнувшись.

Основополагающим в обучении опорному прыжку высшей сложности переворот вперед полтора сальто вперед согнувшись было единство физической и технической подготовки. Обучение включало создание ориентированной основы техники движений, как с помощью графического изображения их, так и выполнения заданий, направленных на «прочувствование» движений целостного опорного прыжка с помощью подвесного скользящего пояса, мини-трампа, опоры разной жесткости.

При обучении опорному прыжку переворот вперед полтора сальто вперед согнувшись, сочетались методы целостного и расчлененного обучения. Обучение было условно разделено на три этапа:

Первый этап (2,5 месяца). Решались задачи по повышению уровня развития скоростных и скоростно-силовых качеств гимнасток. Совершенствование разбега, толчка ногами, первой фазы полета и толчка руками.

Второй этап (2 месяца). Осуществлялось обучение технике опорного прыжка целостным методом с использованием вспомогательных снарядов.

Третий этап (1,5 месяца). Обучение проводилось с постепенным усложнением учебных заданий. Задача скоростно-силовой подготовки на этом этапе была направлена на «удержание» достигнутого уровня физических качеств.

Гимнастки выполняли переворот вперед полтора сальто вперед согнувшись в условиях повышенной трудности. Мягкая опора и выполнение после толчка руками полтора сальто вперед, позволили гораздо более жестко и высоко толкаться на жесткой опоре, в условиях стандартной жесткости снаряда.

Таблица - Пространственные характеристики опорных прыжков повышенной сложности

Название опорного прыжка Длина наскока(м) Расстояние между мостиком и гимн. столом (м) Длина I фазы полета (м) Длина полета от места опоры до приземления (м) Общая длина опорного прыжка от места толчка ногами до призем-ления(м) Высота подъема проекции от ТБС гимнаста относительно пола (м)

В момент касания руками снаряда (м) В момент макс. вылета после толчка руками (м)

П-1,5 (согнувшись) 3.00 1.3 1.7 3.95 5.65 2.15 3.11

П-1,5 (в группировке) 2.85 1.2 1.65 3.6 5.35 1.91 2.9

В таблице приведены пространственные характеристики опорных прыжков П-1,5 в группировке и согнувшись. Выбор второго прыжка для сравнительно анализа объясняется тем, что он является базовым для освоения первого. При сравнении пространственных

характеристик этих прыжков можно отметить, то расстояние от мостика до снаряда в опорном прыжке П-1,5 согнувшись несколько больше и равно 1,3 метра. При выполнении П-1,5 в группировке - оно равно 1,2 метра. Отмечается некоторое отличие и в длине наскока, при выполнении опорного прыжка П-1,5 согнувшись, длина которого равна 3 метрам, а в прыжке П-1,5 в группировке она равно 2,85 метра.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новый этап в развитии опорных прыжков в спортивной гимнастике, несомненно, будет связан с дальнейшим их усложнением за счет выполнения двойных сальто назад и вперед после толчка руками.

Проведенные исследования показывают, что овладение прыжком П-1,5 сальто вперед согнувшись возможно только при соответствующей методике обучения и некоторой рационализации техники прыжка П-1,5 сальто вперед в группировке.

Разработанная нами методика обучения позволила гимнасткам овладеть рекордным по сложности опорным прыжком - переворотом вперед полтора сальто вперед в группировке и переворот полтора сальто вперед согнувшись.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аркаев Л.Я. Методологические основы современной системы подготовки гимнастов высшего класса / Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 11. - С. 17-25.

2. Гавердовский Ю.К. Сложные гимнастические упражнения и обучение им : автореф. дис. ... д-ра пед. наук; Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры / Гавердовский Юрий Константинович. - Москва, - 1986. - 35 с.

3. Каковкина А.Г. Развитие вестибулярной устойчивости при помощи тренажерных устройств на начальном этапе развития девочек-гимнасток/ А.Г. Каковкина, А.Ю. Горобий // Олим-пизм: истоки, традиции и современность: сборник статей Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - Воронеж : Научная книга, 2019. - С. 297-301.

4. Татаринцева И.А. Развитие выносливости в спортивной гимнастике / И.А. Татаринцева, А.И. Акулова, В.А. Лисицына // Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования: Сборник материалов III Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - Волгоград : ВГАФК, 2021 - Том 2 - С. 203-206.

5. Фролов В.И. Технология обучения сложным гимнастическим упражнениям / В.И. Фролов, А.Ю. Горобий, А.И. Акулова // Современные векторы прикладных исследований в сфере физической культуры и спорта: сборник научных статей II Международной науч.-практ. конференции для молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. - Воронеж : РИТМ, 2021. - С. 494498.

6. Шуманский И.И. Скоростно-силовая подготовка курсантов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации в беге на короткие дистанции / И.И. Шуманский, А.В. Ежова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 373-376.

REFERENCES

1. Arkaev L.Ya. and Suchilin N.G. (2007), "Methodological foundations of the modern system of training gymnasts of the highest class", Theory and practice ofphysical culture, No. 11, pp. 17-25.

2. Gaverdovsky Yu.K. (1986), Complex gymnastic exercises and teaching them, dissertation, Moscow.

3. Kakovkina A.G. and Gorobiy A.Y. (2019), "Development of vestibular stability with the help of training devices at the initial stage of development of gymnast girls", Olympism: Origins, traditions and modernity: collection of articles of the All-Russian Scientific and Practical conference with international participation, Scientific Book, Voronezh, pp. 297-301.

4. Tatarintseva I.A., Akulova A.I. and Lisitsyna V.A. (2021), "Development of endurance in gymnastics", Topical issues of physical and adaptive physical education in the education system: collection of materials of the III All-Russian Scientific and Practical conference with international participation. Volume 2, VGAFK, Volgograd, pp. 203-206.

5. Frolov, V.I., Gorobiy, A.Yu. and Akulova, A.I. (2021), "Technology of teaching complex gymnastic exercises", Modern vectors of applied research in the field ofphysical culture and sports: collection of scientific articles of the II International Scientific and Practical Conference for young scientists, graduate students, undergraduates and students, RHYTHM, Voronezh, pp. 494-498.

6. Shumansky, I.I. and Ezhova A.V. (2021), "Speed and strength training of cadets of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation in short-distance running", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (192), рp. 373-376.

Контактная информация: akulova.2015@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.06.2022

УДК 796.926

ПЕРЕНОС ВЕСА ТЕЛА - ОДИН ИЗ БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНИКИ В

ГОРНОЛЫЖНОМ СПОРТЕ

Надежда Дмитриевна Алексеева, старший преподаватель, Николай Алексеевич Зиновьев, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Сергеевич Смирнов, преподаватель, Александр Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д.Ф. Устинова), г. Санкт-Петербург

Аннотация

Введение. Одним из фундаментальных технических навыков в горнолыжном спорте является перенос веса тела на внешнюю ногу. К сожалению, на начальном этапе обучения формированию правильного двигательного паттерна уделяется не достаточное внимание. Цель исследования: определить эффективность внедрения специально-подготовительных упражнений, направленных на формирование навыка переноса веса тела на внешнюю ногу, у спортсменов-горнолыжников 8-10 лет. Организация исследования. В исследовании приняли участие 22 горнолыжника. Эксперимент проводился в период с декабря по февраль. В тренировочный процесс экспериментальной группы были внедрены специально-подготовительные упражнения, направленные на формирование навыка переноса веса тела на внешнюю ногу, с целью повышения скорости прохождения трассы гигантского слалома. Результаты исследования и их обсуждение. Эффективность применения была оценена посредством проведения контрольных тренировок. Результаты исследования прошли матема-тико-статистическую обработку. Она показала, что время прохождения трассы у спортсменов экспериментальной группы достоверно меньше (р □ 0,05). Вывод. Нами был сделан вывод об эффективности внедрения специально-подготовительных упражнений, направленных на формирование навыка переноса веса тела на внешнюю ногу, с целью повышения скорости прохождения трассы гигантского слалома горнолыжниками 8-10 лет.

Ключевые слова: спорт, горнолыжный спорт, горные лыжи, техническая подготовка, специально-подготовительные упражнения, техника горнолыжного спорта.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p7-10

BODY WEIGHT TRANSFER IS ONE OF THE FUNDAMENTAL SKILLS IN ALPINE

SKIING

Nadezhda Dmitrievna Alekseeva, the senior teacher, Nikolay Alekseevich Zinoviev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Aleksandr Sergeevich Smirnov, the teacher, Aleksandr Alekseevich Zinoviev, the senior teacher, Baltic State Technical University "Voenmeh " named

after D.F. Ustinov", St. Petersburg

Abstract

Introduction. One of the fundamental technical skills in alpine skiing is the transfer of body weight to the outer leg. Unfortunately, not enough attention is paid to the formation of the correct motor pattern at

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.