Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ СКАНДИНАВСКИХ СТРАН И ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ СКАНДИНАВСКИХ СТРАН И ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ) Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
29
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / LEGAL SYSTEM / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ / THE CONSTITUTIONAL RIGHT OF CITIZENS TO HEALTH CARE / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ / MECHANISM OF IMPLEMENTATION / СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / COMPLIANCE WITH INTERNATIONAL LAW

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Пучкова В.В.

Актуальность темы обусловлена тем вниманием, которое в настоящее время обращается руководством страны на реализацию основополагающих конституционных прав граждан России, связанных с охраной здоровья. Реализация этих прав требует не только финансового, материально-технического, кадрового обеспечения, но и научного обоснования. Цель статьи - проанализировать проблемы механизма конституционно-правового регулирования реализации права граждан на охрану здоровья, на примере иностранных государств. Автором проводится сравнительный анализ правовой системы в сфере здравоохранения на примере иностранных государств, Задача которого - рассмотреть политику здравоохранения, направленную на обеспечении возможности реального получения высококвалифицированной медицинской помощи. Реализация поставленных задач достигнута при помощи общедоступных (диалектический, анализа, синтеза) и частнонаучных (формально-юридический, сравнительно-правовой) методов. Сделан вывод, что правовая система государства обязана обеспечивать соблюдение норм международного права, и должна строиться путем взаимодействия с другими государствами в режиме международной законности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE MECHANISM OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION OF THE RIGHT OF CITIZENS TO HEALTH (IN THE EXAMPLE OF THE SCANDINAVIAN COUNTRIES AND CZECH REPUBLIC)

The relevance of the topic due to the attention that is now the country's leadership is drawn to the realization of the fundamental constitutional rights of Russian citizens, the health-related. The purpose of the article - to analyze the problems of the mechanism of constitutional and legal regulation of the right of citizens to health care, as an example of foreign countries. Whose mission - to consider health policy aimed at providing real opportunities get high quality medical care. Implementation of the tasks accomplished with the help of public (dialectical analysis, synthesis) and specific scientific methods (formal-legal, comparative-legal). The author concludes that, in conducting a comparative analysis of the legal system in the health sector as an example of foreign states that the legal system of the state is obliged to ensure compliance with international law, and built by providing interaction with other states in the regime of international law.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ СКАНДИНАВСКИХ СТРАН И ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)»

10. O vyborah deputatov predstavitel'nyh organov municipal'nyh obrazovanij v Respublike Krym : zakon Respubliki Krym ot 5 ijunja 2014 g. № 17-ZRK // Vedomosti Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym. — 2014. — № 1, ch. 2, st. 84.

11. Ob ostavlenii bez izmenenija reshenija Verhovnogo Suda Respubliki Saha (Jakutija) ot 2 sentjabrja 2008 g., kotorym priznany protivorechashhimi federal'nomu zakonodatel'stvu i nedejstvujushhimi chast' 3 i chast' 9 stat'i 73 Zakona Respubliki Saha (Jakutija) ot 18 oktjabrja 2007 g. 497-3 № 1007-111 «O vyborah narodnyh deputatov Respubliki Saha (Jakutija)» v chasti, predusmatrivajushhej objazatel'noe izgotovlenie izbiratel'nyh bjulletenej na russkom i jakutskom jazykah : opredelenie Verhovnogo Suda RF ot 19 nojabrja 2008 g. № 74-G08-46 // Sudebnaja sistema Rossijskoj Federacii. Jelektronnaja biblioteka. URL: http://www.sudbib-lioteka.ru/vs/text_big2/verhsud_big_40898.htm (data obrashhenija: 25.10.2010).

12. Ob ostavlenii bez izmenenija reshenija Verhovnogo Suda Respubliki Saha (Jakutija) ot 2 sentjabrja 2008 g., kotorym priznana protivorechashhej federal'nomu zakonodatel'stvu i nedejstvujushhej chast' 9 stat'i 62 Zakona Respubliki Saha (Jakutija) ot 11 ijulja 2007 g. 477-3 № 969-111 «O municipal'nyh vyborah v Respublike Saha (Jakutija)» v chasti, predusmatrivajushhej objazatel'noe izgotovlenie izbiratel'nyh bjulletenej na russkom i jakutskom jazykah : opredelenie Verhovnogo Suda RF ot 19 nojabrja 2008 g. № 74-G08-47 // Sudebnaja sistema Rossijskoj Federacii. Jelektronnaja biblioteka. URL: http://www.sudbiblioteka.ru/ vs/text_big2/verhsud_big_40899.htm (data obrashhenija: 25.10.2010).

13. Voroneckij, P.M. Konstitucionno-pravovye problemy statusa gosudarstvennyh jazykov respublik v sostave Rossijskoj Federacii : avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk / P.M. Voroneckij — SPb., 2009. — 25 s.

14. Ob utverzhdenii Trebovanij k tehnologicheskim, programmnym i lingvisticheskim sred-< stvam obespechenija pol'zovanija sajtom Central'noj izbiratel'noj komissii Rossijskoj Federacii O i oficial'nymi sajtami izbiratel'nyh komissij sub#ektov Rossijskoj Federacii : postanovlenie CIK

Rossii ot 28 oktjabrja 2010 g. № 223/1491-5 // Vestnik Centrizbirkoma RF. — 2010. — № 11.

В.В. Пучкова, V.V. Puchkova,

кандидат юридических наук, доцент Candidate of Law, Associate Professor,

.a x

со

□l института

a

60

кафедры общепрофессиональных и Smolensk branch of the International специальных правовых дисциплин Institute of Law Смоленского филиала (г. Смоленск) Международного юридического

Сравнительный анализ механизма конституционно-правового регулирования реализации права граждан на охрану здоровья « (на примере Скандинавских стран

° и Чешской Республики)

Аннотация: актуальность темы обусловлена тем вниманием, которое в настоящее время обращается руководством страны на реализацию основополагающих конституционных прав граждан России, связанных с охраной здоровья. Реализация этих прав требует не только финансового, материально-технического, кадрового обеспечения, но и научного обоснования. Цель статьи — проанализировать проблемы механизма конституционно-правового регулирования реализации права граждан на охрану здоровья, на примере иностранных государств. Автором проводится сравнительный анализ правовой системы в сфере здравоохранения на примере иностранных государств, Задача

которого — рассмотреть политику здравоохранения, направленную на обеспечении возможности реального получения высококвалифицированной медицинской помощи. Реализация поставленных задач достигнута при помощи общедоступных (диалектический, анализа, синтеза) и частнонаучных (формально-юридический, сравнительно-правовой) методов. Сделан вывод, что правовая система государства обязана обеспечивать соблюдение норм международного права, и должна строиться путем взаимодействия с другими государствами в режиме международной законности.

Ключевые слова: правовая система, конституционно-правовое регулирование, конституционное право граждан на охрану здоровья, механизм реализации, соблюдение норм международного права. р

(D

Comparative analysis of the mechanism I

of constitutional and legal regulation of the right i §

of citizens to health п и

Правовая система государства обязана обеспечивать соблюдение

Так, Норвегия — страна, активно заботящаяся об охране здоровья своих

а ®

ш л

SD о-

I о

Abstract: the relevance of the topic due to the attention that is now the country's leadership is drawn to the realization of the fundamental constitutional rights of Russian citizens, the health-related. The purpose of

the article — to analyze the problems of the mechanism of constitutional and legal regulation of the right of Sa

citizens to health care, as an example of foreign countries. Whose mission — to consider health policy aimed н |

at providing real opportunities get high quality medical care. Implementation of the tasks accomplished with x з

the help of public (dialectical analysis, synthesis) and specific scientific methods (formal-legal, comparative- 01 s

legal). The author concludes that, in conducting a comparative analysis of the legal system in the health р X

sector as an example of foreign states that the legal system of the state is obliged to ensure compliance with н н

international law, and built by providing interaction with other states in the regime of international law. о 3

Keywords: legal system, constitutional and legal regulation, the constitutional right of citizens to health g 1

care, the mechanism of implementation, compliance with international law. о о

0 i

норм международного права и должна строиться путем взаимодействия с р Н

®

другими государствами в режиме международного правопорядка. Данное

положение отображено в Конституциях иностранных государств, т. к. права а

и свободы человека, в частности конституционное право на охрану здоровья, е К В

устанавливаются международным правом, которое раскрывает их содержание. К | 0

Проанализируем конституционно-правовое регулирование права граждан °(1 е

на охрану здоровья на примере некоторых иностранных государств. е С Л

п ии

61

граждан. За благосостояние каждого гражданина отвечает все государство. и Т 1 Управление системой здравоохранения основано на административном разде- ) Н лении. Центральный исполнительный орган — Министерство здравоохранения и социального благосостояния, основными задачами которого являются формирование политики в области общественного здравоохранения, подготовка законодательной базы, планирование и формирование бюджета. В Норвегии в 1991 г. создан независимый орган — Норвежский совет по здравоохранению, ^ основная задача которого состоит в контроле обеспечения медицинской по- ^ мощи. Центральным органом власти выступает региональное управление здра- х воохранением, представляющее собой информационный центр, собирающий § статистические данные. Оно проводит научные исследования, поддерживает связь с руководителями медицинских учреждений, медицинским персоналом, пациентами, политиками. Вся информация поступает в Норвежский совет по здравоохранению, где анализируется для принятия решений [1, с. 24—28].

Политика здравоохранения направлена на обеспечение возможности реального получения высококвалифицированной медицинской помощи всеми слоями населения, независимо от места их проживания. В Норвегии здравоохранение финансируется государством. Большую часть медицинских услуг оплачивает правительство, примерно 95 %, остальные 5 % платят пациенты.

В Норвегии существует три уровня здравоохранения: муниципальный; областной; государственный. К муниципальному уровню относится первичная медицинская помощь, оказываемая врачами общей практики. Этому уровню подведомственны медицинский центр, дом для долечивания пациентов, дом для пожилых людей. В медицинском центре работают 1-2 врача общей практики, физиотерапевт, эрготерапевт, медсестры и акушерки. При первичном обращении граждан за медицинской помощью проводится консультирование врачом общей практики, который осуществляет наблюдение за состоянием пациентов. Затем проходит долечивание пациентов физиотерапевтом. Амбулаторно-поликлиническое наблюдение в основном осуществляется семейными врачами. С 2001 г. каждый норвежец получил право иметь своего личного (семейного) врача. При необходимости пациент госпитализируется, т. е. направляется в областное медицинское учреждение. х К областному уровню относится госпитальная и консультативная помощь. ^ На данном уровне оказывается специализированная госпитальная помощь к в больницах. В поликлинических отделениях осуществляется консультирование пациентов специалистами по направлениям врачей общей практики. § На государственном уровне оказывается высокоспециализированная медицинская помощь при лечении редких, сложных заболеваний, осущест-^ вляется трансплантация органов и др.

<5 В Норвегии пациент имеет право выбора врача, которого можно менять :: два раза в год, т. к. пациент не привязан к врачу по месту жительства. На ^ каждого пациента заводится электронный журнал, где содержатся результаты ° всех обследований и анализов. Эта информация конфиденциальна [2]. к Система здравоохранения Норвегии постоянно реформируется. В на-т стоящее время реформы здравоохранения направлены на применение в этой ш сфере новых современных технологий, а также использование собственных технологий, где одним из приоритетных направлений является телемедицина.

В Чехии действует система всеобщего медицинского страхования. За па-62 циента в случае необходимости оказания медицинской помощи и получения

- лекарственных средств, платит страховая компания — за счет регулярно

выплачиваемых пациентом страховых взносов. За неработающих граждан платит государство.

Страховые компании самостоятельно осуществляют сбор взносов с ра-^ ботающего населения — страхователей. 60 % собранных средств передается Всеобщей медицинской страховой организации, надежность которой гарантирует государство.

В Чехии активно применяется индивидуальное страхование, при котором страховать должен работодатель, а не работающее население за счет бюджетных источников. Тариф страхового взноса составляет 13,5 % от размера заработной платы. На законодательном уровне установлен минимальный

о

сч

размер страхового взноса из бюджета — 60 % от среднего взноса на одного работающего гражданина. Остальную треть страхового взноса платит сам работник. Работник, застрахованный лично, участвует в финансировании медицинской помощи и выборе страховщика.

В Чехии существуют государственные и частные медицинские центры, оказывающие медицинские услуги. Медицинские услуги предоставляются застрахованным гражданам бесплатно за счет обязательного медицинского е1 страхования. В стране установлена единая система расценок на медицинские 3 услуги. В Чехии ликвидированы все ведомственные структуры здравоохра- и рр нения [2]. з н

В Чехии медицинское обслуживание получают иностранные граждане, а | проживающие и работающие на территории страны. Эти граждане вправе 3 Н получать бесплатные медицинские услуги на основании страхования, осу- а |( ществляемого работодателем. Страховка длится только на период их найма д н на работу. Иностранные граждане, которые не постоянно проживают в Чехии, не могут быть застрахованы по системе обязательного медицинского

ховку. Иностранцы без медицинской страховки могут получать бесплатно медицинскую помощь, если они являются гражданами стран, с которыми

1 3

2

страхования, но они могут подписаться на контрактную медицинскую стра- р

я ®

Чехией подписано двухстороннее соглашение — договор об обеспечении бес- ° ^

платного медицинского обслуживания. Оказание бесплатной медицинской Ь С

помощи таким гражданам возможно только на срок, определенный таким Ну

соглашением [3]. 3 и

В Швеции система здравоохранения существует за счет финансирования р Н

р п р

со стороны налогоплательщиков. Медицинские услуги, оказываемые гражданам этого государства, являются доступными для всех. Как и в других з 3 В странах, система здравоохранения имеет проблемы, которые выражаются в еКш недостаточном финансировании и связаны с эффективностью и качеством |!§ медицинского обслуживания. 3< 1 е

В Швеции система здравоохранения строится на принципе разделения еКЛ ответственности за охрану здоровья и медицинское обслуживание населения

Лт 1 ¡т ш

¡1

между государством, областными советами (ландстингами) и муниципалитетами. Порядок предоставления медицинской помощи, привлечения к ответственности, обязанности областных советов и муниципалитетов регламентируется Законом об охране здоровья и медицинской помощи.

Ответственность за предоставление медицинских услуг несут ландстинги, — а в отдельных случаях — муниципалитеты. Ландстинг представляет собой политический орган, представители которого избираются гражданами один Ь раз в четыре года. Данный орган обязан обеспечивать охрану здоровья и ^ качественное медицинское обслуживание. ^

К основным задачам муниципалитетов относится уход за пожилыми § гражданами, оказание помощи лицам с физическими и психическими недостатками, предоставление медицинской помощи пациентам в послеболь-ничный период и медицинское обслуживание в школе.

Швеция участвует в европейском сотрудничестве по направлениям специализированных видов ухода, повышения безопасности и укрепления прав

пациента. Большое внимание уделяется вопросам безопасности пациентов. В этой сфере принят закон о безопасности пациентов, согласно которому всем пациентам предоставляется возможность оказывать влияние на содержание медицинских услуг, а также выявить случаи неблагоприятного исхода лечения и ухода за пациентами.

Для предотвращения длительных сроков ожидания запланированного лечения, как одной из важных проблем системы здравоохранения, введена гарантия своевременного лечения. Данная гарантия позволила сократить сроки ожидания лечения. Например, пациент не должен ожидать приема в муниципальной поликлинике более семи дней, а приема у врача — специалиста или стационарного лечения более 90 дней. Если сроки ожидания не соблюдаются, медицинская помощь предоставляется пациенту в другом медицинском учреждении за счет своего ландстинга, который оплачивает лечение и дорожные расходы.

В настоящее время Правительство Швеции совместно с Ассоциацией органов муниципального и областного самоуправления пересматривают механизм своевременного лечения, чтобы уменьшить срок ожидания запланированного лечения с момента первоначального обращения к врачу до ^ начала лечения [4].

^ Таким образом, механизм конституционно-правового регулирования к реализации права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь представляет собой совокупность взаимосвязанных действий органов го-m сударственной власти, медицинских организаций, их должностных лиц, ^ медицинских работников, закрепленных на законодательном уровне и на-s правленных на его обеспечение.

^ Список литературы:

ь 1. Гурина, Н.А. Общественное здоровье. Демография. Здравоохранение Норвегии

g // Российский семейный врач. — 2002. — № 3. — С. 24—28.

с 2. Дембский, Л.К. Здравоохранение Норвегии. URL: http://eyecenter.com.ua/doctor/

к discus_club/world/25.htm (дата обращения: 10.10.2014).

g 3. Система здравоохранения в Чехии. URL: http.www.ceska-republika.ru / 908 (дата

оз обращения: 10.10.2014).

4. Здравоохранение: Равный доступ — залог здоровья шведов. URL: http://www. sweden.se/ru/Start/Work-live/Facts/Health-care/ (дата обращения: 10.10.2014).

64 References:

— 1. Gurina, N.A. Obshhestvennoe zdorov'e. Demografija. Zdravoohranenie Norvegii /

Rossijskij semejnyj vrach. — 2002. — № 3. — S. 24—28. ^ 2. Dembskij, L.K. Zdravoohranenie Norvegii. URL: http://eyecenter.com.ua/doctor/

° discus_club/world/25.htm (data obrashhenija: 10.10.2014).

3. Sistema zdravoohranenija v Chehii. URL: http.www.ceska-republika.ru / 908 (data " obrashhenija: 10.10.2014).

4. Zdravoohranenie: Ravnyj dostup — zalog zdorov'ja shvedov. URL: http://www.sweden. se/ru/Start/Work-live/Facts/Health-care/ (data obrashhenija: 10.10.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.