КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
DOI 10.24411/2227-7315-2020-10129 УДК 342.723
Е.Г. Стребкова
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ
Введение: вопросы, касающиеся здоровья продолжают оставаться актуальными для всех людей независимо от гражданства. Обеспечение прав иностранных граждан и лиц без гражданства на охрану здоровья и медицинскую помощь является необходимым условием существования современного демократического правового государства. Цель: на основе комплексного анализа исследовать проблемы, возникающие в процессе реализации прав иностранных граждан и лиц без гражданства на охрану здоровья и медицинскую помощь, определить направления совершенствования законодательства и правоприменительной практики по обеспечению прав иностранных граждан и лиц без гражданства на охрану здоровья и медицинскую помощь. Методологическая основа: сравнительно-правовой, системный, системно-структурный методы исследования. Результаты: предлагается авторская дефиниция понятия «медицинский туризм», анализируются статистические данные о лечении иностранных граждан на территории России, а также особенности реализации прав иностранных граждан и лиц без гражданства в этой сфере. Выводы: иностранные граждане и лица без гражданства в Российской Федерации имеют право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Однако объем и вид данной помощи будет зависеть от правового статуса иностранного гражданина. Временно проживающие и постоянно проживающие в России иностранные граждане имеют право на медицинскую помощь в рамках системы обязательного медицинского страхования бесплатно. Временно пребывающие в России иностранные граждане, а также те иностранные граждане, которые прибыли в наше государство с целью трудоустройства, обязательно должны оформить полис добровольного медицинского страхования. Проведенный автором анализ нормативно-правовой базы источников, регламентирующих особенности реализации прав иностранных граждан на медицинскую помощь, позволяет говорить о том, что правовых механизмов реализации иностранными гражданами данных прав достаточно мало. В связи с этим требуется конкретизация объема медицинской помощи, на которую может рассчитывать иностранный гражданин вне зависимости от его правового статуса, наличия или отсутствия полиса обязательного медицинского страхования или полиса добровольного медицинского страхования. Российские медицинские
© Стребкова Елена Геннадьевна, 2020
Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Strebkova Elena Gennadievna, 2020 78 Candidate of law, associate Professor, Constitutional law department (Saratov State Law Academy)
организации вполне способны конкурировать с известными зарубежными медицинскими клиниками, поэтому следует обратить внимание на развитие медицинского туризма в России.
Ключевые слова: право на охрану здоровья и медицинскую помощь, иностранные граждане и лица без гражданства, обязательное медицинское страхование, добровольное медицинское страхование, медицинский туризм.
E.G. Strebkova
PROBLEMS OF REALIZATION OF THE RIGHT OF FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS TO HEALTH PROTECTION AND MEDICAL CARE
Background: health issues have always been and continue to be relevant for all people, regardless of citizenship. Ensuring the rights of foreign citizens and stateless persons to protection of health and medical care is a prerequisite for the existence of a modern democratic state of law. Objective: on the basis of a comprehensive analysis to study the problems that arise in the process of realizing the rights of foreign citizens and stateless persons to health protection and medical care, to identify areas for improving legislation and law enforcement practice to ensure the rights of foreign citizens and stateless persons to health protection and medical care. Methodology: comparative legal, systemic, systemic and structural research methods. Results: the author's definition of the concept of "medical tourism" is proposed, statistical data on the treatment of foreign citizens in Russia, as well as features of the implementation of the rights of foreign citizens and stateless persons in this area are analyzed. Conclusions: foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation have the right to protection of health and medical care. However, the amount and type of this assistance will depend on the legal status of the foreign citizen. Foreign citizens temporarily residing and permanently residing in Russia are entitled to free medical assistance under the compulsory health insurance system. Foreign citizens temporarily staying in Russia, as well as those foreign citizens who arrived in our state for the purpose of employment, must necessarily issue a voluntary medical insurance policy. The author's analysis of the regulatory framework of sources governing the specifics of the realization of the rights of foreign citizens to medical care suggests that there are not enough legal mechanisms for the realization of these rights by foreign citizens. In this regard, specification of the volume of medical care that a foreign citizen can count on, regardless of his legal status, the presence or absence of a compulsory medical insurance policy or voluntary medical insurance policy, is required. Russian medical organizations are quite capable of competing with well-known foreign medical clinics, so you should pay attention to the development of medical tourism in Russia.
Key-words: the right to health care and medical care, foreign citizens and stateless persons, compulsory medical insurance, voluntary medical insurance, medical tourism.
Цель медицины — действие, а не ожидание. Опасность ошибиться в диагнозе всегда велика, но еще опаснее рисковать жизнью больного, оставив его без лечения К. Бернар, французский физиолог
Явление миграции сопровождает человечество много веков, однако глобальная мобильность населения в XXI в. продолжает оставаться актуальной в со-
временном мире. Одной из самых важных задач современного демократического государства является реальное обеспечение прав человека в сфере охраны здоровья. Данная статья является попыткой проанализировать проблемные вопросы реализации права иностранных граждан и лиц без гражданства на охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом исследованию будут подвергаться права иностранных граждан при их реализации на территории нашего государства.
Во-первых, следует отметить ученых-правоведов, занимавшихся указанной проблематикой. В частности, Е.А. Отставнову, монография которой посвящена конституционным основам защиты права человека и гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь в современной России, Л.Р. Климовскую, исследовавшую права пациентов на трансграничную медицинскую помощь в ЕС и на евразийском пространстве, Д.И. Богданову, проанализировавшую вопросы сотрудничества государств по обеспечению права человека на получение медицинской помощи при нахождении за пределами собственного государства, А.С. Павловского, диссертация которого посвящена социальным правам иностранных граждан в РФ, Б.А. Асрияна, рассмотревшего социальные и трудовые права мигрантов в РФ, А.В. Басову, изучившую конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья в РФ, И.А. Колоцей, работа которой посвящена праву на охрану здоровья и медицинскую помощь как конституционной ценности. Как мы видим, достаточно много правоведов внесли свой вклад в развитие темы прав иностранных граждан, связанных с получением медицинской помощи. Данная статья является попыткой автора проведения собственного анализа названной проблематики и внесения своего небольшого вклада в науку.
Во-вторых, следует определиться с нормативно-правовой базой для реализации прав иностранных граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Начать следует с международно-правовых актов, регулирующих данную сферу прав. В первую очередь следует назвать Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают1.
Особенности реализации прав иностранных граждан на медицинскую помощь могут определяться многосторонними или двусторонними соглашениями между государствами. Например, Соглашение о взаимном предоставлении гражданам Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации равных прав в получении скорой и неотложной медицинской помощи (1998 г.)2! Однако в связи с учреждением Евразийского экономического союза в отношениях между государствами-членами Евразийского экономического союза указанное Соглашение применяется в части, не противоречащей Договору о Евразийском экономическом союзе, заключенном в Астане 20 мая 2014 года. Данный Договор был заключен между Россией, Казахстаном и Белоруссией3 и вступил в силу 1 января 2015 года. Со 2 января 2015 года к Договору присоединилась Республика Армения, с 12 августа 2015 года — Кыргызская
1 См.: Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утверждена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г.). URL: https://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2541084/chapter/563 3a92d35b966c2ba2f1e859e7bdd69/ (дата обращения 19.12.2019).
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации 2005. № 48, ст. 4970.
3 Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата об-80 ращения 19.12.2019).
Республика. В указанном Договоре имеется приложение 30 «Протокол об оказании медицинской помощи трудящимся государств-членов и членам семей».
Существенную роль в правовом регулировании прав граждан иностранных государств играют двусторонние международные договоры, заключенные Российской Федерацией с другими странами: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки (заключено в г. Софии 7 июля 2014 г.)4, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Великого Герцогства Люксембург о сотрудничестве в области здравоохранения, медицинской науки и медицинской промышленности (заключено в г. Москве 27 января 1998 г.)5.
Конституция Российской Федерации, федеральные законы, постановления Правительства РФ также содержат нормы, регулирующие права на медицинское обслуживание иностранных граждан в РФ.
В частности ч. 3 ст. 62 Конституции РФ закрепила равенство прав иностранных граждан и граждан РФ, за исключением установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации случаев.
Следует обратить внимание на п. 3 ст. 19 Закона об основах охраны здоровья граждан6, в соответствии с которым, иностранные граждане, проживающие и пребывающие на территории Российской Федерации, имеют право на медицинскую помощь. При этом лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются равными с гражданами Российской Федерации правами на медицинскую помощь, если международными договорами РФ не предусмотрено иное.
В Российской Федерации действует система обязательного медицинского страхования, направленная на обеспечение гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. В соответствии со ст. 10 закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»7 помимо российских граждан застрахованными лицами являются:
1) постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане;
2) временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане;
3) лица без гражданства;
4) лица, признанные беженцами в соответствии с законодательством РФ;
5) лицо, ходатайствующее о признании его беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи.
Высококвалифицированные специалисты и члены их семей являются исключением из этого правила, на них действие указанного закона не распространяется.
4 Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения:
5 См.: Бюллетень международных договоров. 1998. № 6. С. 81-83.
6 См.: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 27 декабря 2019 г.) // Российская газета. 2011. 23 нояб.; 2019. 31 дек.
7 См.: Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в ред. от 2 декабря 2019 г.) // Российская газета. 2010.
3 дек.; 2019. 4 дек. 81
Таким образом, обязательное медицинское страхование является целостной системой предоставления бесплатной медицинской помощи. При этом иностранные граждане, за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также временно пребывающих на территории нашей страны иностранцев, также имеют право воспользоваться указанной системой. Для подтверждения участия в системе обязательного медицинского страхования иностранные граждане должны выбрать страховую медицинскую организацию и обратиться с заявлением приложив необходимые документы. После этого они получают полис единого образца, который они предъявляют при обращении за медицинской помощью.
Есть еще одна категория иностранных граждан — временно пребывающие в Российской Федерации8. Они не имеют вида на жительство или разрешения на временное проживание в России. Такие иностранцы не могут рассчитывать на бесплатную медицинскую помощь по системе обязательного медицинского страхования. Оказание им медицинской помощи осуществляется в соответствии с Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2013 г. № 186 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации»9.
Особо следует обратить внимание на случаи, когда медицинские организации обязаны оказывать медицинскую помощь вне зависимости от наличия или отсутствия медицинской страховки. Экстренная медицинская помощь должна оказываться при состояниях, представляющих угрозу жизни человека, государственными и муниципальными медицинскими организациями бесплатно. После нормализации состояния иностранного гражданина он может получить медицинскую помощь на платной основе либо в соответствии с полисом добровольного медицинского страхования.
Актуальной проблемой является поиск источников финансирования медицинских услуг, оказываемых временно пребывающим в Россию иностранным гражданам. Указанная проблема возникает тогда, когда иностранный гражданин не имеет ни полиса обязательного медицинского страхования, ни полиса добровольного медицинского страхования. После оказания необходимой медицинской помощи таким лицам и стабилизации их состояния, возникает закономерный вопрос: Кто оплатит расходы? Ведь медицинские организации в большинстве случаев не имеют необходимых финансовых средств, поэтому вынуждены обращаться в суд с заявлением о взыскании задолженности по оказанию медицинских услуг. При этом суд принимает решение в пользу медицинских организаций, даже в случае отказа иностранных граждан от подписания договора на оказание платных медицинских услуг11! Исполнение решения суда также может вызвать немало трудностей для медицинских организаций.
Как мы помним, в 2014 г. начали происходить вооруженные конфликты в восточной Украине. Люди были вынуждены покидать свое обычное место
8 См.: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 27 декабря 2019 г.) // Российская газета. 2002. 31 июля.
9 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 10, ст. 1035.
10 См.: Определение Апелляционной инстанции Прикубанского районного суда города Краснодара от 15 июня 2018 г. дело 11-255/2018. URL: https://bsr.sudrf.ru/bigs/portal.html
82 (дата обращения: 23.02.2020).
жительства, чтобы сохранить жизнь себе и своим семьям. Так как по прибытию в Российскую Федерацию статус данных лиц еще не был определен, а в медицинской помощи они нуждались, то Постановление Правительства от 31 октября 2014 г. № 1134 позволило в кратчайшие сроки обеспечить получение медицинской помощи гражданам Украины и лицам без гражданства, попавшим в трудную жизненную ситуацию11.
В иных случаях медицинская помощь оказывается иностранным гражданам в соответствии с договорами на оказание платных медицинских услуг либо полисом добровольного медицинского страхования.
По данным Банка России, лидирующими страховыми организациями по сбору премий в добровольном медицинском страховании по итогам 2019 г. являлись СОГАЗ, РЕСО-Гарантия, Росгосстрах, АльфаСтрахование, Ингосстрах. Основными факторами влияющими на цену полиса добровольного медицинского страхования являются: возраст застрахованного, длительность страховки, количество застрахованных и сумма страхового покрытия. Например, по полису стоимостью 1690 руб. иностранный гражданин может рассчитывать на получение медицинских услуг в пределах 100 тыс. руб. в год, включая прием в поликлинике, госпитализацию и услуги травматолога. Это самая низкая базовая цена полиса. «Ресо-Гарантия» предлагает полис за 2000 руб., что будет покрывать расходы в пределах от 25 000 до 56 000 руб. по различным видам заболеваний12.
Проблема в том, что иностранные граждане приезжающие в нашу страну на заработки, не покупают полисы добровольного медицинского страхования членам своей семьи. Такие полисы являются лишь одним из тех документов, необходимых для приобретения патента или разрешения на работу. При этом возможны ситуации, что купленный по минимальной цене полис не сможет покрыть реальные траты на лечение иностранного гражданина.
Следует обратить внимание на ограничительные меры, применяемые к иностранным граждан с целью охраны здоровья российских граждан. Наличие таких инфекционных заболеваний, как туберкулез, лепра, сифилис, ВИЧ, является основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации13.
Обратимся к практике Конституционного Суда РФ. Проанализируем Постановление от 20 октября 2016 г. № 20-П по делу о проверке конституционности
11 См.: Постановление Правительства РФ от 31 октября 2014 г. № 1134 «Об оказании в 2014- | 2016 годах медицинской помощи на территории Российской Федерации гражданам Украины и е лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, вынужденно поки- 1 нувшим территорию Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном • массовом порядке, и компенсации за счет средств федерального бюджета расходов, связанных с 5 оказанием им в 2014-2016 годах медицинской помощи, а также затрат по проведению указанным 1 лицам профилактических прививок, включенных в календарь профилактических прививок по ) эпидемическим показаниям» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 45, ст. 6227. 2
12 См.: Васильева Ю. Пока что иностранцы. URL: https://rg.ru/2019/10/23/na-kakuiu- S medpomoshch-mogut-rasschityvat-rossijskie-i-belorusskie-studenty.html (дата обращения: ° 25.11.2019).
13 См.: Приказ Минздрава России от 29 июня 2015 г. № 384н «Об утверждении перечня инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, а также порядка подтверждения их наличия или отсутствия, а также формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) указанных заболеваний». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 83
положений ч. 4 ст. 25.10 и подп. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина Республики Корея Х. В связи с выявлением у гр. Х ин-фильтративного туберкулеза в отношении него на основании положений ст. 25.10 и 27 оспоренного Закона было принято 27 ноября 2014 г. решение о нежелательности его пребывания в Российской Федерации. Начиная с октября 2014 г. он проходил в Республике Корея курс интенсивной противотуберкулезной терапии. После прохождения лечения ему было выдано медицинское заключение, в соответствии с которым гражданин Х. опасности для окружающих не представлял. Затем он обратился в Тверской районный суд г. Москвы с заявлением об отмене решения от 27 ноября 2014 г. Суд не принял во внимание представленные медицинские документы и в удовлетворении требований заявителя отказал. Апелляционной инстанцией решение районного суда оставлено без изменения. По мнению гражданина Х., оспоренными законоположениями нарушены его права, гарантированные ст. 19, 45, 46 и 55 Конституции РФ.
Конституционный Суд признал оспоренные нормы соответствующими Конституции РФ, поскольку они направлены на защиту здоровья населения России, но во втором пункте резолютивной части Постановления упомянул об их несоответствии Конституции РФ, т.к. те создают непреодолимые препятствия для въезда в Российскую Федерацию вне зависимости от документов, подтверждающих излечение. В данном случае Конституционный Суд принял решение, не исключающий угрозу здоровью, правам и законным интересам населения страны.
Еще одним примером из судебной практики по реализации прав иностранных граждан на медицинскую помощь является решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 30 мая 2019 года (дело № 2-1373/2019)14. Прокурор обратился с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к противотуберкулезному диспансеру о возложении обязанности госпитализировать иностранного гражданина из центра временного содержания иностранных граждан для обследования и лечения в условиях стационара. У иностранного гражданина Широбокова была выявлена активная форма туберкулеза. Он находился в Центре временного содержания иностранных граждан и ожидал депортацию в Казахстан. В центре временного содержания отсутствовали необходимые медикаменты для лечения гражданина Широбокова, поэтому он был отправлен в противотуберкулезный диспансер. В диспансере выяснилось, что Широбокову не может быть назначена программа лечения, т.к. у него устойчивость ко всем противотуберкулезным препаратам, рекомендовали паллиативную помощь для облегчения состояния. При этом медицинское учреждение отказалось госпитализировать иностранного гражданина, т.к. лечение иностранца в условиях стационара не обеспечивается финансированием из бюджета по программе обязательного медицинского страхования, не является скорой, неотложной либо плановой медицинской помощью и не может быть обеспечено на платной (договорной) основе. Суд удовлетворил исковое заявление прокурора и возложил на противотуберкулезный диспансер обязанность госпитализировать Широбокова из Центра временного содержания иностранных граждан для обследования и лечения в условиях стационара. Особый интерес представляют те конкретные обстоятельства, которые учел суд. Это тяжесть заболевания Широбокова и его
84
14 иИЬ: https://bsr.sudrf.ru/bigs/portal.html (дата обращения: 25.05.2020).
опасный характер для окружающих, особая социальная значимость охраняемого законом общественного интереса — здоровья неопределенного круга лиц, а также здоровья самого иностранного гражданина. В таких условиях суд принял единственно верное, и с моральной и с правовой точки зрения, решение — оказать необходимую медицинскую помощь человеку.
Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства в Российской Федерации имеют право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Однако объем и вид данной помощи будет зависеть от правового статуса иностранного гражданина. Временно проживающие и постоянно проживающие в России иностранные граждане имеют право на медицинскую помощь по системе обязательного медицинского страхования бесплатно. Временно пребывающие в России иностранные граждане, а также те иностранные граждане, которые прибыли в наше государство с целью трудоустройства, обязательно должны оформить полис добровольного медицинского страхования.
В эпоху развития современного транспорта и технологий граждане имеют возможность путешествовать по всему миру. В нашу страну иностранцы едут не только полюбоваться достопримечательностями и бескрайними просторами. Многие люди приезжают к нам для восстановления и укрепления своего здоровья. О медицинском туризме было написано достаточно много статей, монографий [1; 2; 3; 4; 5, 6]. Особо следует отметить монографию Н.Н. Седовой, Г.Ю. Щекина «Медицинский туризм: история, теория и практика», в которой авторы определили перспективы развития медицинского туризма и роль органов здравоохранения в этом процессе [3]. В основном указанные авторы уделяли внимание социологическим, экономическим, медицинским аспектам данного понятия. Однако правовой аспект данного термина не исследовался. По нашему мнению, медицинский туризм, с точки зрения юриспруденции, это путешествия, связанные со сменой постоянного места жительства лиц в лечебно-оздоровительных целях.
В России есть достойные медицинские центры, в которые приезжают иностранцы с целью получения медицинских услуг. Примечательно, что находятся они не только в Москве и Санкт-Петербурге. Например, Национальный медицинский исследовательский центр им. академика Е.Н. Мешалкина является одним из крупнейших учреждений специализированной медицинской помощи Министерства здравоохранения Российской Федерации, он находится в Новосибирске. В 2018 г. в стационаре данного центра оказали помощь нескольким тысячам иностранных граждан. В основном это граждане Беларуси, Грузии, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана. Это пациенты с ишемической болезнью сердца, которые нуждаются в коронарографии, стен-тировании, аортокоронарном шунтировании. Востребованы услуги детских кардиохирургов15.
С каждым годом число иностранных граждан приезжающих в Россию на лечение увеличивается: 60% иностранцев — жители стран Центральной Азии, 37% — Европейцы (большая их часть — сербы и немцы). Определяющими факторами для выбора нашей страны являются высококлассные специалисты, современные методы лечения и доступные цены. Многие виды медицинской помощи у нас намного дешевле, чем аналогичные медицинские манипуляции
15 См.: Зайков Н. Летучий доктор спешит на помощь. URL: https://rg.ru/2019/11/26/reg-sibfo/ novosibirskie-kardio-i-nejrohirurgi-proslavilis-slozhnejshimi-operaciiami.html (дата обращения: 30.11.2019). 85
в европейских странах и США. Например, стентирование в России обойдется в 250 000 руб., в Германии — от 7 500 евро, в Израиле — 19 770 долларов16.
Родители девочки из США Луны Феннер, родившейся с гигантским мела-ноцитарным невусом на лице, предпочли лечить ее в клинике Краснодара, а не в США. Американские врачи предлагали исправить недостаток за 500 000 долларов, проведя сотню операций в течение нескольких лет. Страховая компания отказалась покрывать такие расходы из-за отсутствия гарантии успеха. Краснодарские врачи предложили нехирургический способ удаления невуса (фотодинамическую терапию) и за 1,5 года и проведут всего 7 операций17.
В настоящее время иностранные граждане чаще всего приезжают в Россию на лечение по туристической визе, которая может выдаваться иностранному гражданину на срок до 3 месяцев. Однако за указанный период времени иностранный гражданин может не успеть пройти весь курс лечения и быть готовым к длительному путешествию в свою страну. Исправить ситуацию могут электронные визы. Процесс их получения можно упростить так же, как для футбольных болельщиков, приезжавших в Россию на чемпионат мира по футболу. Электронные визы в настоящее время выдаются иностранцам, прибывающим в Российскую Федерацию через Владивосток, Калининградскую область и Дальневосточный федеральный округ. Следует обратить внимание на то, что получить такие визы могут не все иностранные граждане, а лишь те, что указаны в Распоряжении Правительства от 14 апреля 2017 г. № 692-р18. В перечень включены 53 страны.
Еще одним фактором, влияющим на развитие медицинского туризма в России является доступность информации. Если никто не знает о клиниках, современных методиках лечения, то о каком потоке туристов может идти речь? Возникает необходимость в глобальной информационной системе. Не следует пренебрегать рекламой: в аэропортах, в пунктах пропуска при пересечении границы необходимо размещать рекламные стенды, раздавать брошюры, информирующие о возможности получения в России медицинской помощи, ее видах и стоимости услуг. В настоящее время запущен специальный сайт russiamedtravel.ru. На нем размещена информация о медицинских организациях, правилах оформления визы в Россию, видах лечения по 35 направлениям: акушерство, гематология, кардиология, неврология, реабилитация и т.д. На сайте можно выбрать медицинский центр, который имеет необходимый профиль. Затем перейти на сайт выбранной медицинской организации и получить всю необходимую информацию о нем (врачах, стоимости лечения, инфраструктуре и т.д.). Удобно то, что на сайте можно переключить язык и английский, выбрать медицинское учреждение, перейти на его страницу в сети. А на сайте выбранного медицинского учреждения отыскать вкладку «Foreign visitors» со всей необходимой контактной информацией и прейскурантом цен. К сожалению не на всех сайтах медицинских
16 См.: Гусенко М. Приезжайте к нам полечиться. URL:https://rg.ru/2019/12/01/230-millionov-dollarov-prines-eksport-meduslug-za-pervoe-polugodie.html (дата обращения: 02.12.2019).
17 URL: https://www.tvc.ru/news/show/id/173455 (дата обращения: 30.11.2019).
18 См.: Распоряжение Правительства РФ от 14 апреля 2017 г. № 692-р «Об утверждении перечня иностранных государств, гражданам которых при прибытии в Российскую Федерацию через пункты пропуска свободного порта Владивосток оформляются обыкновенные однократные деловые, туристические и гуманитарные визы в форме электронного документа» (в ред. от 24 января 2020 г.). Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.
86 pravo.gov.ru (дата обращения: 30.11.2019).
организаций есть возможность выбора языка и необходимая информация для иностранных пациентов.
Проведенный автором анализ нормативно-правовой базы источников, регламентирующих особенности реализации прав иностранных граждан на медицинскую помощь, позволяет говорить о том, что правовых механизмов реализации иностранными гражданами данных прав достаточно мало. Поэтому необходимо принятие нормативно-правового акта, конкретизирующего объем медицинской помощи иностранному гражданину вне зависимости от его правового статуса, наличия или отсутствия полиса обязательного медицинского страхования или полиса добровольного медицинского страхования.
Медицинский туризм следует развивать в тех субъектах, в которых имеются высококлассные врачи, обладающие уникальными профессиональными знаниями и умениями, а также необходимое высокотехнологичное оборудование. Не следует пренебрегать рекламой наших медицинских услуг и таким образом продвигать их на мировой рынок. Как показывает статистика, российская медицина вполне способна конкурировать с лидерами в данной сфере. У нас есть главное преимущество — доступный уровень цен при высоком качестве предлагаемых услуг.
Реализация рассмотренных предложений позволит развиваться медицинскому туризму как самостоятельному виду туризма, имеющему свои особенности.
Библиографический список
1. Каримова Д.Ю. Тенденции развития медицинского туризма // Туризм: право и экономика. 2012. № 2. С. 15-18.
2. Мулихов М.Н., Куцевол Н.Г. Разработка механизма реализации концепции медицинского туризма. // Фундаментальные исследования. 2012. № 6-3. С. 739-743.
3. Седова Н.Н., Щекин Г.Ю. Медицинский туризм: история, теория и практика. Волгоград: Волгоградский государственный медицинский университет, 2017. 332 с.
4. Селезнев В.Д. Медицинский туризм и его развитие в современных условиях // Вестник национальной академии туризма. 2012. № 4(24). С. 21-23.
5. Серобабина Г.М. Проблемы и перспективы развития российского медицинского туризма // Вестник национальной академии туризма. 2009. № 3. С. 51-53.
6. Шепелева ДА., Тихомиров А.В. Проблемы и решения правового обеспечения медицинского туризма // Главный врач: хозяйство и право. 2012. №2. С. 24-26.
References
1. Karimova D.Yu. Trends in the Development of Medical Tourism // Tourism: Law and Economics. 2012. Vol. 2. P. 15-18.
2. Mulikhov M.N, Kutsevol N.G. Development of a Mechanism for Implementing the Concept of Medical Tourism. // Fundamental study. 2012. Vol. 6-3. P. 739-743.
3. Sedova N.N., Shchekin G.Yu. Medical Tourism: History, Theory and Practice. Volgograd: Volgograd State Medical University, 2017. 332 р.
4. Seleznev V.D. Medical Tourism and its Development in Modern Conditions // Bulletin of the National Academy of tourism. 2012. Vol. 4(24). P. 21-23.
5. Serobabina G.M. Problems and Prospects of Development of Russian Medical Tourism // Bulletin of the National Academy of tourism. 2009. Vol. 3. P. 51-53.
6. Shepeleva D.A., Tikhomirov A.V. Problems and Solutions of Legal Support of Medical Tourism // Chief physician: economy and law. 2012. Vol. 2. P. 24-26.