Научная статья на тему 'Сравнительный анализ машиностроительной отрасли Свердловской и Челябинской областей'

Сравнительный анализ машиностроительной отрасли Свердловской и Челябинской областей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
MECHANICAL ENGINEERING / REGIONS / ECONOMICS / CHARACTERISTICS OF INDUSTRY DEVELOPMENT / PROBLEMS IN ENGINEERING / RECOMMENDATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брюховских М. О.

В статье рассматривается развитие машиностроительной отрасли в Свердловской области в сравнении с Челябинской областью. Приведен анализ экономических показателей отрасли двух регионов, при помощи которого выделены конкурентные позиции отрасли в регионах. Выделяются проблемы развития данной отрасли в исследуемых регионах. На основе анализа делаются рекомендации по регулированию развития машиностроения в областях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ машиностроительной отрасли Свердловской и Челябинской областей»

УДК 338.45

Экономические науки

Брюховских М.О., студент 3 курса, Уральский государственный

экономический университет,

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ СВЕРДЛОВСКОЙ И ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТЕЙ

Аннотация: В статье рассматривается развитие машиностроительной отрасли в Свердловской области в сравнении с Челябинской областью. Приведен анализ экономических показателей отрасли двух регионов, при помощи которого выделены конкурентные позиции отрасли в регионах. Выделяются проблемы развития данной отрасли в исследуемых регионах. На основе анализа делаются рекомендации по регулированию развития машиностроения в областях.

Ключевые слова: машиностроение, регионы, экономика, характеристики развития отрасли, проблемы машиностроения, рекомендации.

Abstract: The article discusses the development of the engineering industry in the Sverdlovsk region in comparison with the Chelyabinsk oblast. The analysis of economic indicators of the industry of the two regions, which highlighted the competitive position of industry in the regions. Highlighted the problems of development of the industry in the regions studied. Based on the analysis made recommendations for the regulation of engineering development in the areas.

Keywords: mechanical engineering, regions, Economics, characteristics of industry development, problems in engineering, recommendations.

Основой экономики Урала является машиностроение, сформировавшееся еще в 19 веке. Машиностроение - базовая отрасль экономики России, которая тесно взаимодействует с другими отраслями

экономики, что позволяет обеспечить с ними тесную взаимосвязь. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, машиностроение относится к разделу «Обрабатывающие производства». Структура машиностроительной отрасли достаточно сложная и включает в себя предприятия по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств и оборудования, машин и оборудования[3]. В территориальной структуре машиностроения Урала главные позиции занимают Свердловская и Челябинская области.

Отличительными чертами машиностроения в Свердловской области являются комплексное развитие отрасли и сформировавшаяся структура из базовых отраслей - тяжелого и общего машиностроения. Такая структура определяет высокую металлоемкость и энергоемкость машиностроения в регионе [2]. Стоит отметить, что важной подотраслю на территории Свердловской области является транспортное машиностроение, куда входить и вагоностроение. Крупнейшее предприятие в сфере вагоностроения -Уралвагонзавод, находящийся в г. Нижнем Тагиле и специализирующийся на изготовлении вагонов большой грузоподъемности по перевозке руды и угля.

Кроме того, для машиностроительной отрасли Свердловской области характерно территориальное развитие. На территории данного региона сформировались три центра машиностроения: североуральский «куст» городов, нижнетагильский «куст» городов и екатеринбургское промышленное кольцо [2]. Специализация на производстве «тяжелой» продукции обуславливает преобладание в структуре отрасли производств устаревших технологических укладов. Инновационные производства сконцентрированы в основном на предприятиях ВПК и составляют около 6%.

Для того чтобы выявить основные факторы, которые сдерживают развитие машиностроительной отрасли в Свердловской области, нужно рассмотреть экономические показатели отрасли, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Экономические показатели машиностроительной отрасли в Свердловской области за 2010-2014 гг. [4;5]_

2010 2011 2012 2013 2014

Объем отгруженных товаров собственного производства, млн.руб. 169081 216667 243754 258970 237748

Индекс промышленного производства, % 117,3 106,2 109,6 102,7 102,1

Степень износа основных фондов, % 50,3 50,1 51 52,8 53

Среднегодовая численность работников организаций, тыс. чел. 122 127,9 129,3 126,9 122,4

Согласно данным таблицы, за 2010-2013 гг. объем отгруженных товаров собственного производства имел тенденцию к увеличению. Это свидетельствует о тенденции увеличения стоимости произведенной продукции. На тенденцию к увеличению влияют следующие факторы: подъем стоимости отдельных видов машин и оборудования, сокращение издержек производства, привлечение новых потребителей. К 2014 году произошло сокращение на 21222 млн. руб. Данные изменения говорят о спаде спроса на машиностроительную продукцию, недогруженность производственных мощностей, низкая производительность труда.

Проанализировав данные таблицы, можно сделать вывод о том, что за анализируемый период индекс промышленного производства в Свердловской области имеет тенденцию к снижению. Индекс промышленного производства в производстве машин и оборудования уменьшился на 15,2%. Это свидетельствует о том, что машиностроительное производство постепенно сокращает выпуск, происходит спад спроса на продукцию.

Изучив данные о степени износа основных фондов машиностроения, можно выявить тенденцию: увеличение степени износа оборудования за 2010-2014 гг. Увеличение составило 2,7%. Причинами являются большой степенью загрузки основных фондов в производстве, низкое качество основных фондов, особенности технологического процесса, снижение качества ухода за основными фондами.

Среднегодовая численность работников в сфере машиностроения за анализируемый период имеет колебания. С 2010-2012 гг. наблюдалась

тенденция к увеличению. Рост составил 7,3 тыс. чел. С 2013 г. по2014 г. среднегодовая численность сократилась на 4,5 тыс. чел. Причинами сокращения численности работников стали уменьшение объема работ на предприятиях, проведение технических и организационных мероприятий, связанных как с уменьшением объема производства, так и с его видоизменением, внедрение новейшей техники и технологии, рентабельность предприятий.

Следовательно, в условиях замедления темпов развития экономики, машиностроительная отрасль Свердловской области имеет следующие проблемы: снижение спроса на выпускаемую продукцию; высокий уровень износа основного капитала; недозагрузка производственных мощностей; низкая производительность труда; нарастающий дефицит квалифицированных кадров; низкая инвестиционная привлекательность машиностроения.

Но кроме имеющихся проблем машиностроение в Свердловской области имеет конкурентные преимущества. Во-первых, ориентация на текущий платежеспособный спрос (как внутренний, так и внешний). Во-вторых, кооперация с ведущими зарубежными производителями для выпуска конкурентоспособной продукции.

Машиностроение в Челябинской области является одной из ведущих отраслей экономики, по объемам производства оно занимает второе место среди отраслей промышленности (после черной металлургии). В таблице 2 представлены основные экономические показатели, характеризующие машиностроительную отрасль в 2010-2014 гг.

Таблица 2 - Экономические показатели машиностроительной отрасли в Челябинской _области за 2010-2014 гг. [4;6]_

2010 2011 2012 2013 2014

Объем отгруженных товаров собственного производства, млрд. руб. 96,3 120,3 117,4 124 126,7

Индекс промышленного производства, % 111 107,5 101,7 99,9 104

Степень износа основных фондов, % 39,9 40,6 41,9 44,7 48,7

В результате анализа основных показателей, объем отгруженных товаров собственного производства имеет тенденцию к увеличению, за анализируемый период рост составил 30,4 млрд. руб. На развитие показателя повлияли новые покупатели машиностроительной продукции, увеличение стоимости продукции из-за нестабильной ситуации с рублем. Что касается индекса промышленного производства, то в целом он имеет тенденцию к сокращению. Показатель сократился на 7%. Снижение показателя обусловлено изменением номенклатуры товарного выпуска продукции на предприятиях. Основные фонды на предприятиях по производству машиностроительной продукции с каждым годом устаревают и изнашиваются. Степень их износа увеличилась на 8,8% за 2010 -2014 гг. На износ основных фондов повлияла большая загруженность в производственном процессе. Количество занятых работников в машиностроении - около 4 млн. человек.

Анализ ключевых показателей выявил, что машиностроительная отрасль в Челябинской области имеет проблемы: дефицит высококвалифицированных кадров, спад производства в основных отраслях - заказчиках, ухудшение платежной дисциплины покупателей, неэффективность управления на предприятиях, износ основных фондов. Но в целом, несмотря на ведущее положение машиностроения на территории Челябинской области, конкурентные позиции этой отрасли можно оценить как достаточно слабые, а это приведет к тому, что региональным машиностроительным предприятиям будет все труднее и труднее быть конкурентоспособными в мировой и национальной экономике. Однако уже сегодня сформировался целый ряд машиностроительных производств, способных на равных конкурировать с продукцией зарубежных компаний. Стоит отметить, что челябинские машиностроительные предприятия обладают сильной конкурентоспособностью на территории уральского региона.

Таким образом, проведенный анализ показал, что машиностроение является ведущей отраслью в обоих регионах. Кроме того, были выявленные главные проблемы машиностроительной отрасли, как в Свердловской области, так и в Челябинской области. Но анализ показателей выявил и конкурентные позиции машиностроения исследуемых регионов, что позволяет сделать вывод о том, что машиностроение составляет основу экономик областей. Также следует отметить основные направления работы по укреплению конкурентных позиций в регионах. Для достижения успеха в повышении глобальной конкурентоспособности регионального машиностроительного комплекса необходимы усилия не только каждого отдельного предприятия, но и областного правительства. Увеличивая расходы на фундаментальную науку, на финансирование высшей школы, улучшение имиджа регионов, заботясь о привлекательности инвестиционного климата в регионе, предоставляя различные субсидии и гарантии предприятиям, имеющим потенциал для укрепления конкурентных позиций, правительство областей, может создать прочную основу, обеспечивающую возможность достижения машиностроительными предприятиями регионов глобальной конкурентоспособности.

Библиографический список

1. Галиуллина, Г.С. Конкурентные позиции машиностроительной отрасли в Челябинской области/ Г.С. Галиуллина // Вестник Челябинского ун-та. Экономика и экономические науки. - 2007. - N19. - c 63-69.

2. Дворядкина Е.Б., голошейкин Е.В., Арагилян И.В. инерционность как свойство экономического развития городов традиционно -промышленного региона // Управленец. - 2014. - № 5. - с. 72-78.

3. Марков, Н.И. Специфика современного машиностроения в Свердловской области [Текст]/ Н.И. Марков // Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с

международным участием. - Екатеринбург: Проблемы региональной и муниципальной экономики, 2012. - 10 с.

4. Шаронина, Л.В. Состояние и проблемы отрасли по производству машин и оборудования [Текст]/ Л.В. Шаронина // Вестн.Таганрог. ун-та. Экономика и экономические науки. - 2014. - N1. - 12 с.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели в 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www .gks.ru

6. Свердловская область в 2010 -2014 гг. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http ://sverdl.gks.ru

7. Челябинская область в 2010-2014 гг. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http ://chelstat.gks. ru/

8. Министерство промышленности и науки Свердловской области: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mpr.midural.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.