СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
УДК 332.146.2
современное состояние машиностроения челябинской области: региональные исследования
с. а. головихин,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов E-mail: mrcpk@list. ш Челябинский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
В статье раскрываются основные характеристики машиностроения Челябинской области в сравнении с показателями по Российской Федерации и регионам Уральского федерального округа. Выявляются тенденции развития машиностроения области и ограничивающие его факторы. Делается вывод о необходимости формирования конкурентных преимуществ регионального наукоемкого машиностроения как условия ее конкурентоспособности.
Ключевые слова: конкурентоспособность региона, конкурентные преимущества, наукоемкое машиностроение.
Процессы глобализации в экономике приводят к тому, что на мировых рынках усиливается конкурентная борьба. В первую очередь это затрагивает такие стратегически важные для России наукоемкие отрасли промышленности, как машиностроение и ядерная энергетика. В этих условиях ключевые факторы успеха этих отраслей в конкурентной борьбе на региональных, национальном и мировом рынках должны быть связаны с гибким реагированием на потребности потребителей и изменение условий потребления. Это предполагает разработку и осуществление мер, направленных на повышение
конкурентоспособности предприятий наукоемких региональных комплексов промышленных отраслей.
Однако, как показал опыт функционирования наукоемких машиностроительных предприятий России в условиях проведениях экономических реформ и решения задачи по удвоению валового внутреннего продукта в 2003-2010 гг., создание только макроэкономических условий для увеличения объемов производства еще не означает появления реальных предпосылок для перевода этих предприятий на интенсивный путь развития и обеспечения конкурентоспособности национальной и региональной экономики.
Поэтому в современных условиях одной из основных целей экономического роста и завоевания регионом и страной высоких конкурентных позиций является развитие наукоемких видов российского регионального машиностроения на основе формирования их конкурентных преимуществ. Такие преимущества определяют конкурентоспособность как отдельного предприятия, так и региональной экономики и экономики России в целом.
Машиностроение:
- является основой современной национальной и региональной экономики промышленно развитых стран;
- определяет производственным и научно-технический потенциал конкретной страны;
- обеспечивает устойчивое функционирование жизненно важных комплексов видов промышленности и экономики;
- способствует наполнению потребительского рынка.
В промышленно развитых странах на долю этой отрасли приходится более трети общего объема промышленной продукции:
- в Японии - 50 %;
- в Германии - 48 %;
- в Швеции - 42 %;
- в США - 40 %;
- во Франции - 38 %;
- в Великобритании - 36 % [5].
В то же время, согласно расчетам автора, в 2000-2011 гг. машиностроение России производило в среднем только 16,5 % промышленной продукции.
Доля машиностроительных видов деятельности в структуре промышленной продукции России за указанный период имела тенденцию к понижению и составляла в 2010 и 2011 гг. 12,9 и 13,5 % соответственно. Области Уральского федерального округа в 2010 г. по этому показателю характеризовались определенными различиями (табл. 1).
Таблица 1
Структура объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности «добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды» Российской Федерации и областей Уральского федерального округа в 2010 г., % [7]
Области УрФО
Вид экономической деятельности РФ УрФО Курган- Сверд- Тюмен- Челябин-
ская ловская ская ская
Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие 100 100 100 100 100 100
производства, производство и распределение
электроэнергии, газа и воды, всего
Добыча полезных ископаемых 22,1 46,8 2,4 5,6 71,4 2,1
В том числе:
- добыча топливно-энергетических полезных 19,4 45,3 1,9 0,1 71,3 0,1
ископаемых
-добыча полезных ископаемых, кроме топливно- 2,7 1,5 0,5 5,5 0,1 2,0
энергетических
Обрабатывающие производства 65,1 44,7 74,3 81,7 21,8 89,2
В том числе:
- производство пищевых продуктов, включая 11,4 2,9 15,0 5,4 0,7 7,9
напитки, и табака
- текстильное и швейное производство 0,6 0,1 0,8 0,2 0,0 0,2
- производство кожи, изделий из кожи и произ- 0,2 0,03 0,04 0,01 0,0 0,3
водство обуви
- обработка древесины и производство изделий 1,0 0,3 0,76 0,69 0,2 2,2
из дерева
- целлюлозно-бумажное производство; 2,1 0,2 0,6 0,6 0,1 0,4
издательская и полиграфическая деятельность
- производство кокса и нефтепродуктов 12,4 11,6 0,02 0,2 17,56 2,5
Химическое производство 5,0 0,8 5,1 2,9 0,06 1,0
В том числе производство резиновых и 1,7 0,4 0,3 1,1 0,2 0,6
пластмассовых изделий
Производство прочих неметаллических минеральных 2,9 1,77 4,0 3,3 0,29 5,8
продуктов
Металлургическое производство и производство 11,9 18,4 13,3 47,3 0,49 56,1
готовых металлических изделий
Машиностроительные виды деятельности 12,9 5,7 24,0 12,7 2,1 10,5
Прочие производства 1,5 0,7 1,5 2,1 0,1 1,3
Производство и распределение электроэнергии, газа 12,8 8,5 23,3 12,7 6,8 8,7
и воды
Если в среднем по УрФО доля машиностроения в продукции промышленности не превышала 5,7 %, то значения этого показателя для Челябинской и Свердловской областей составляли 10,5 и 12,7 % соответственно. Это объясняется преобладанием видов металлургического комплекса в структуре промышленности данных регионов, на которые приходится около 50 % их промышленного производства. Машиностроение Курганской области производит 24 % промышленной продукции области. Превышение доли этой сферы в структуре промышленности среднего по УрФО показателя более чем в 4 раза объясняется тем, что главную роль в экономике Курганской области играет машиностроение ВПК и АПК. Доля машиностроения в промышленной продукции Тюменской области составляет 2,1 % ввиду повышенного удельного веса добывающих предприятий в структуре промышленности данного региона.
В 2010 г. в структуре российского машиностроения преобладали определенные виды деятельности (табл. 2).
В Российской Федерации доминирует производство транспортных средств и оборудования, доля которого по сравнению с 2000 г. выросла на 17,7 % и составила в 2010 г. 45,5 %. Доля общего машиностроения снизилась на 11,1 % и равняется 26 %; доля наиболее наукоемкого электротехнического машиностроения сократилась на 6,6 % и доходит до 28,5 %. При этом по сравнению с группой развитых стран доля электротехнического машиностроения в России в 2010 г. понизилась на 15,3 % (табл. 3).
Согласно анализу данных, представленных в табл. 3, доля электротехнического машиностроения в России на 8,7 % ниже, чем по группе развитых стран.
По областям Уральского федерального округа в 2010 г. наблюдаются следующие региональные различия. Транспортное, а также общее машиностроение занимают наибольшие удельные веса в машиностроительной продукции Курганской (51,3 и 40,5 % соответственно) и Челябинской (44,5 и 35,5 % соответственно) областей. Следует отметить, что данные отрасли машиностроения являются
Таблица 2
Структура машиностроения Российской Федерации и Уральского федерального округа в 2009-2010 гг., в процентах к итогу [2]
Доля в объеме отгруженной продукции организациями машиностроения
Вид экономической РФ УрФО Области УрФО
деятельности Курганская Свердловская Тюменская Челябинская
2009 2010 2009 2010 2009 2010 2009 2010 2009 2010 2009 2010
Машиностроение, всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
В том числе:
- общее (производство 29,3 26,0 46,6 42,1 60,0 40,5 39,0 30,2 65,0 60,0 38,4 35,5
машин и оборудования)
- электротехническое 29,8 28,5 29,1 22,7 7,7 8,2 38,9 34,5 28,0 31,5 22,0 20,0
(производство электрооборудования, элект-
ронного и оптического
оборудования)
- транспортное(произ- 40,9 45,5 24,3 35,2 32,3 51,3 22,1 35,3 7,0 8,5 39,6 44,5
водство транспортных
средств и оборудования)
Вид экономической деятельности Доля в объеме производства
Весь мир Развитые страны Развивающиеся страны Россия
Машиностроение, всего В том числе: - общее (производство машин и оборудования) - электротехническое (производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования) - транспортное (производство транспортных средств и оборудования) 100 100 100 100
32,3 33,3 28,7 37,1
43,5 43,8 43,8 35,1
24,2 22,9 27,5 27,8
Таблица 3
Структура машиностроения мира по странам и группам стран в 2000 г., % [3]
сравнительно менее наукоемкими. В структуре машиностроения Свердловской области ведущее место принадлежит транспортному (35,3 %), а также электротехническому машиностроению (34,5 %), наукоемкость которых является относительно более высокой. Наименее наукоемким является машиностроительное производство Тюменской области, в котором на долю общего машиностроения приходится 60,0 %.
Структура отраслей машиностроительных комплексов областей Уральского федерального округа также не является прогрессивной. В среднем по УрФО доли общего и транспортного машиностроения превышают уровень развитых стран на 8,8 и 12,3 % соответственно, а доля электротехнического машиностроения на 21,1 % ниже, чем по группе развитых стран. Если опираться на результаты проведенного анализа, то новая концепция отраслевого управления машиностроением в России и ее регионах должна предусматривать преимущественное развитие электротехнического машиностроения как его подвида, что позволит обеспечить прогрессивную отраслевую структуру отечественного машиностроения.
Среди комплексных видов промышленности машиностроение имеет самые высокие темпы роста в целом в мире, в развитых и развивающихся странах. Объем продукции машиностроения в 2000 г. по отношению к 1900 г. увеличился:
- в целом в мире - в 94,5 раза;
- в группе развитых стран - в 114,1 раза;
- в группе развивающихся стран - в 111,7 раза.
При этом следует отметить, что в Российской Федерации машиностроение занимает лишь 3-е место по темпам роста производства (35,9 раза) после химической и нефтеперерабатывающей промышленности (38 раз) и металлургии (37,5 раза).
Относительная динамика отрасли характеризуется ее ускоренным ростом по сравнению с обрабатывающей промышленностью. Темпы роста производства в машиностроении в XX в. опережали темпы роста в обрабатывающей промышленности:
- в мире - в 2,59 раза;
- в развитых странах - в 3,14 раза;
- в развивающихся странах -в 1,6 раза.
В Российской Федерации коэффициент опережения отрасли по сравнению с обрабатывающей промышленностью составляет 2,99 раза, что превышает среднемировое значение этого показателя, но уступает уровню развитых стран.
В динамике развития подвидов машиностроения наблюдаются следующие различия. Наивысшие темпы роста как среди видов промышленности, так и подвидов машиностроения имеет электротехническое машиностроение. В 2000 г. темпы роста данного подвида, определяющего научно-технический прогресс, по сравнению с 1900 г. составляли:
- 318 раз - в мире;
- 383,3 раза - в группе развитых стран;
- 372 раза - в группе развивающихся стран;
- 113,3 раза - в Российской Федерации.
Несмотря на то, что машиностроение России
в XX в. развивалось наиболее быстро среди отраслей промышленности, темпы роста производства здесь:
- в 2,63 раза отставали от темпов роста машиностроительного производства мира;
- в 3,18 раза - от развитых стран;
- в 3,11 раза - от развивающихся государств.
Следует также отметить, что доля машиностроения России в мировом производстве машиностроительной продукции имела устойчивую тенденцию к снижению во второй половине XX в. и сократилась с 11,8 % в 1960 г. до 2,7 % в 2000 г.
Структура современного производства такой продукции по странам-производителям представлена на рис. 1.
Снижение доли России в мировом машиностроительном производстве сопровождалось отсутствием прогрессивных изменений в структуре машиностроения. В 1970-2000 гг. в мировом произ-
Развитые страны 71,8%
Другие страны 2,3%
Россия 2,7%
Развивающиеся страны 23,2%
Рис. 1. Доля России и отдельных групп стран в мировом производстве машиностроения в 2000 г
водстве машиностроения наблюдалось увеличение доли электротехнической промышленности при одновременном снижении удельного веса общего машиностроения, а также производства металлоизделий и металлообработки. Эта тенденция характерна как для развитых, так и для развивающихся стран. В то же время в структуре российского машиностроительного производства увеличение доли электротехнического машиностроения сопровождалось одновременным повышением удельного веса общего машиностроения. В результате доля подвида машиностроения, в наибольшей степени определяющего научно-технический прогресс, в России была на 8,4 % ниже, чем в среднем в мире и на 8,7 % отставала от уровня развитых и развивающихся стран. В 2010 г. эта доля снизилась уже
на 15 % от среднемирового уровня и на 15,3 % от уровня развитых и развивающихся стран.
эффективное управление машиностроением и конкурентоспособностью составляющих его хозяйствующих субъектов должно базироваться не только на изучении тенденций развития данной сферы в мировом масштабе, но и на исследовании региональных изменений и особенностей ее развития в рамках российской промышленности.
Проведем оценку состояния основных видов машиностроительной продукции, выпускаемой предприятиями общего, электротехнического и транспортного машиностроения, по федеральным округам Российской Федерации (по данным выборочного наблюдения Федеральной службы государственной статистики) (табл. 4).
Таблица 4
Производство основных видов продукции общего машиностроения по федеральным округам Российской Федерации в 1995-2009 гг.
Федеральный округ 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009
Производство подшипников качения, млн шт.
Российская Федерация 304,1 256,6 161,4 155,2 122,3 108,5 48,6
Центральный 59,4 54,4 18,1 17,5 17,2 16,8 9,8
Северо-Западный 65,8 30,4 30,0 29,4 27,7 25,7 11,8
Южный 26,3 38,5 40,8 36,9 30,8 27,6 13,0
Приволжский 108,9 101,4 64,2 64,8 40,6 33,7 13,2
Уральский 0,4 0,1 - - - - -
Сибирский 43,3 31,8 8,2 6,6 6,1 4,7 0,9
Производство металлорежущих станков, шт.
Российская Федерация 18 033 8 885 4 867 5 149 5 104 4 847 1 882
Центральный 4 777 2 770 1 448 1 225 1 041 1 064 510
Северо-Западный 811 135 59 34 - - -
Южный 1 142 784 470 609 611 654 212
Приволжский 6 290 3 422 2 649 3 045 3 126 2 836 1 079
Уральский 3 661 1 039 173 186 203 232 77
Сибирский 822 653 68 50 123 61 4
Дальневосточный 530 82 - - - - -
Производство деревообрабатывающих станков, шт.
Российская Федерация 11 192 10 232 4 489 4 412 5 102 4 130 1 800
Центральный 2 155 2 880 1 891 1 513 1 852 1 266 589
Северо-Западный 887 510 435 410 367 345 143
Южный 2 542 1 180 565 341 284 214 200
Приволжский 2 378 3 240 1 289 1 733 1 945 1 924 723
Уральский 2 363 2 031 162 184 172 93 4
Сибирский 668 390 147 231 482 288 140
Дальневосточный 199 1 - - - - 1
Производство кузнечно-прессовыгх машин, шт.
Российская Федерация 2 184 1 246 1 533 2 106 2 700 2 747 1 266
Центральный 575 239 254 287 423 276 94
Северо-Западный 213 66 37 35 39 34 12
Южный 586 379 759 921 1 199 1 243 164
Приволжский 390 229 304 619 674 837 494
Уральский 254 141 102 144 252 245 438
Сибирский 142 186 77 100 113 112 64
Дальневосточный 24 6 - - - - -
Окончание табл. 4
Федеральный округ 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009
Производство экскаваторов, шт.
Российская Федерация 5 234 3 370 3 565 3 985 6 272 5 506 1 391
Центральный 3 167 1 884 2 069 2 551 3 633 2 977 522
Северо-Западный 11 9 30 29 30 53 43
Южный 65 64 532 524 589 483 110
Приволжский 1 203 598 475 410 1 039 894 391
Уральский 787 459 429 431 929 906 225
Сибирский 1 356 30 40 52 193 100
Производство тракторных сеялок (без туковых), шт.
Российская Федерация 1 636 5 207 6 522 5 135 7 314 9 054 3 719
Центральный - - 156 128 211 180 65
Южный 171 188 611 433 407 621 390
Приволжский 505 2 265 2 466 1 627 2 136 2 574 524
Уральский 67 8 - - - - -
Сибирский 893 2 746 3 289 2 947 4 560 5 679 2 740
Производство холодильников и морозильников, тыс. шт.
Российская Федерация 1 789 1 327 2 778 2 995 3 539 3 728 2 750
Центральный 842,1 804,2 1 360 1 551 1 994 2 134 1 651
Северо-Западный 12,8 1,1 125,6 127,4 190,5 300,7 213,3
Приволжский 199,9 273,5 560,5 604,2 628,8 630,8 429,9
Уральский 140,2 8,6 - - - - -
Сибирский 593,4 239,3 572,8 560,6 550,3 473,7 318,2
Дальневосточный 0,3 - 159,8 152,0 175,7 189,0 138,2
Производство сти ральных машин, тыс. шт.
Российская Федерация 1 294 954 1 582 2 016 2 713 2 694 2 260
Центральный 234,4 213,0 515,3 1 006 1 703 1 888 1 781
Северо-Западный 4,8 0,7 7,2 - - 26,3 1,1
Южный 72,3 13,3 - - - - -
Приволжский 624,2 530,0 696,0 759,3 824,9 682,9 455,2
Уральский 103,7 53,5 - - - - -
Сибирский 251,5 136,3 78,8 49,8 38,1 6,2 0,6
Дальневосточный 3,3 7,1 284,6 201,5 146,5 91,2 22,4
В подвиде общего машиностроения в 19952009 гг. в целом по Российской Федерации наблюдается снижение объемов следующих основных видов машиностроительной продукции:
- подшипников качения;
- металлорежущих и деревообрабатывающих станков;
- кузнечно-прессовых машин;
- экскаваторов.
Аналогичные тенденции характерны и для федеральных округов, на территории которых размещено производство данной продукции, за исключением производства экскаваторов в Северо-Западном федеральном округе, Южном федеральном округе и отчасти Сибирском федеральном округе. Единственным округом, в котором прекращено производство подшипников качения, является Уральский федеральный округ.
В этом же периоде наблюдался рост производства тракторных сеялок, холодильников и морозильников,
стиральных машин в целом по России. Однако в ряде федеральных округов объемы производства этой продукции снижались или сводились к нулю. Так, упали объемы выпуска холодильников и морозильников, стиральных машин в Сибирском федеральном округе. В Уральском федеральном округе прекращен выпуск тракторных сеялок, холодильников и морозильников, стиральных машин. Также сняты с производства стиральные машины в Южном федеральном округе.
В электротехническом машиностроении в 1995-2009 гг. в целом по России происходит падение объемов радиоприемников (табл. 5). При этом производство сокращается по всем федеральным округам за исключением Северо-Западного, где динамика выпуска неустойчива. Производство телевизоров по России увеличивается: в основном за счет роста объемов в Центральном и СевероЗападном федеральных округах. Свернуто производство телевизоров в трех федеральных округах -Приволжском, Уральском и Сибирском.
Таблица 5
Производство основных видов продукции электротехнического машиностроения по федеральным округам Российской Федерации в 1995-2009 гг.
Федеральный округ 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009
Производство устройств радиоприемных тыс. шт.
Российская Федерация 987,9 390,0 313,2 183,9 152,4 65,1 106,8
Центральный 295,2 66,5 8,2 74,7 56,6 8,6 0,03
Северо-Западный 12,4 10,8 177,0 28,8 24,1 15,7 79,0
Южный 19,8 0,04 - 0,6 0,02 1,0 0,3
Приволжский 235,2 212,8 106,9 61,9 40,1 30,0 7,7
Уральский 300,8 60,4 0,9 11,3 21,9 8,8 15,7
Сибирский 112,8 24,1 20,2 6,7 9,8 1,1 4,1
Дальневосточный 11,7 15,4 - - - - -
Производство телевизоров, тыгс. шт
Российская Федерация 1 005 1 116 6 278 4 601 6 823 7 028 4 825
Центральный 692,9 1 015 1 851 782,0 647,7 1 011 2 894
Северо-Западный 25,1 29,0 4 043 3 650 6 061 5 908 1 850
Южный 12,4 0,08 31,2 66,1 62,2 66,7 35,1
Приволжский 163,8 18,8 3,8 2,9 0,9 - -
Уральский 30,2 1,7 - - 0,7 - -
Сибирский 72,7 32,3 15,0 1,7 - - -
Дальневосточный 8,1 18,3 333,8 98,5 50,7 43,1 45,8
В транспортном машиностроении в 19952008 гг. в целом по Российской Федерации наблюдался рост объемов производства легковых автомобилей (табл. 6). С 2009 г. под влиянием финансового кризиса во всех округах начинается спад (в Сибирском федеральном округе выпуск вообще прекратился).
Рост производства автобусов и грузовых автомобилей в целом по России и по ее округам, в которых размещено производство этих видов продукции, происходит до 2007 г. Потом объемы выпуска снижаются из-за финансового кризиса. В Сибирском федеральном округе производство автобусов прекращается с 2006 г., а производство грузовых автомобилей - с 2005 г.
Выпуск кранов на железнодорожном ходу по Российской Федерации за 1995-2008 гг. носил устойчивый характер. Резкое сокращение объемов
производства в 3,3 раза в 2009 г. по сравнению с 1995 г. произошло под влиянием финансового кризиса. Практически все производственные мощности по выпуску данной продукции размещены в Приволжском федеральном округе. Этим и объясняется соответствие динамики производства кранов в округе их общероссийской динамике производства.
Выявленные тенденции необходимо учитывать:
- при оценке региональной и национальной конкурентоспособности;
- при оценке влияния машиностроения на уровень этой конкурентоспособности.
Более детальная характеристика современных тенденций развития машиностроительных предприятий возможна на основе изучения их деятельности в промышленно развитых субъектах Российской Федерации, имеющих наибольшую долю в машиностроительном производстве страны. В число
Таблица 6
Производство основных видов продукции транспортного машиностроения по федеральным округам Российской Федерации в 1995-2009 гг.
Федеральный округ 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009
Производство легковыьх автомобилей, тыгс. шт
Российская Федерация 835,1 969,2 1 069 1 178 1 294 1 470 600
Центральный 42,5 21,9 23,3 62,5 78,3 136,3 98,1
Северо-Западный - 2,8 49,3 102,8 180,9 220,1 121,9
Южный 0,3 0,3 42,6 49,2 73,8 107,3 28,1
Приволжский 792,3 944,1 953,3 963,3 956,6 1 006 351,7
Уральский - - - 0,1 4,3 0,7 0,1
Сибирский - 0,1 - 0,2 - - -
Окончание табл. 6
Федеральный округ 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009
Производство автобусов, шт.
Российская Федерация 39 773 54 040 78 235 88 655 88 862 66 477 35 529
Центральный 1 073 2 660 3 184 3 880 4 103 3 376 1 573
Северо-Западный 1 468 321 191 236 132 67 63
Южный 83 109 198 330 3 746 697 824
Приволжский 35 939 48 956 72 368 80 728 76 786 60 838 32 543
Уральский 1 199 1 989 2 293 3 481 4 095 1 499 526
Сибирский 11 5 1 - - - -
Производство грузовых автомобилей, тыс. шт.
Российская Федерация 142,5 184,5 205,1 245,3 285,0 256,0 91,7
Центральный 13,4 22,5 8,8 8,4 12,6 7,7 3,0
Южный 0,2 - 2,3 7,2 11,5 5,8 1,7
Северо-Западный - - 0,03 0,5 1,5 0,1 0,01
Приволжский 132,2 159,2 190,5 227,6 254,3 234,8 82,0
Уральский 11,8 9,9 8,9 11,1 18,1 16,8 7,5
Сибирский - 0,4 - - - - -
Производство кранов на железнодорожном ходу, шт.
Российская Федерация 98 91 76 91 96 100 29
Северо-Западный - 1 - - - - -
Приволжский 98 90 76 91 96 100 29
таких субъектов входит Челябинская область, занимающая 7-е место в объеме промышленного производства России и 3-е место в Уральском федеральном округе [6]. При этом удельный вес в общем объеме продукции российского машиностроения в 2010 г. составлял:
- в Челябинской области - 2,39 %;
- в Курганской области - 0,46 %;
- в Тюменской области - 1,95 %;
- в Свердловской области - 3,73 %;
- в Уральском федеральном округе - 8,53 % [2, 7].
В Челябинской области по состоянию на 2010 г. машиностроение представлено 1 261 организацией (20,8 % от общего количества промышленных организаций), из которых 397 - крупные и средние [2, 7].
По объему производства машиностроительный комплекс занимает 2-е место среди отраслей промышленности (после черной металлургии): 86 531,4 млн руб., или 10,5 % от общего объема промышленной продукции области. По состоянию на 2010 г. в машиностроении сосредоточено 7,0 % основных производственных фондов, занято 32,3 % работников обрабатывающей промышленности Челябинской области (табл. 7).
При этом следует отметить, что в 1990-2004 гг. наблюдалась тенденция снижения доли сферы машиностроения:
- в продукции промышленности - на 18,4 %;
- в основных производственных фондах - на 19,7 %;
- в численности промышленно-производствен-ного персонала области - на 8,0 %.
Сравнительная динамика удельного веса машиностроения в продукции промышленности (рис. 2) показывает, что если в 1990 г. машиностроение Челябинской области опережало Российскую Федерацию по этому показателю на 11,7 %, то в 2010 г. уже отставало от российского уровня на 2,4 %.
Это свидетельствует о постепенной утрате машиностроительными предприятиями Челябинской области способности обеспечивать научно-технический прогресс в промышленности.
В структуре объема продукции машиностроения Челябинской области в 2010 г.:
- 36 % приходилось на производство машин и оборудования;
- 20 % - на производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
- 44 % - на производство транспортных средств и оборудования [7].
Изучение изменений в структуре машиностроительного комплекса за 1995-2010 гг. показало, что значительно снизилась доля общего машиностроения, а доля электротехнического и транспортного машиностроения, наоборот, увеличилась. Доля наукоемких видов деятельности в машиностроении повысилась по сравнению с 1995 г. на 17 % (до 20 %).
Таблица 7
Удельный вес машиностроения по видам деятельности в обрабатывающих производствах Челябинской области в 2005-2010 гг., % [2]
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Машиностроительные виды деятельности - всего
В объеме отгруженных товаров собствен- 11,5 11,2 13,1 12,9 13,3 11,8
ного производства, выполненных работ и услуг собственными силами
В основных фондах 9,0 7,8 7,2 8,9 9,2 7,0
В численности работников 36,4 34,8 34,5 35,1 33,0 32,3
Производство машин и оборудования
В объеме отгруженных товаров собствен- 4,1 4,4 5,2 5,3 5,1 4,2
ного производства, выполненных работ и услуг собственными силами
В основных фондах 2,6 2,4 2,6 2,9 3,9 1,8
В численности работников 15,9 15,4 16,9 16,8 15,2 15,1
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования
В объеме отгруженных товаров собствен- 3,0 2,2 2,1 2,1 2,9 2,3
ного производства, выполненных работ и услуг собственными силами
В основных фондах 2,6 2,6 1,6 1,6 1,5 1,4
В численности работников 7,9 7,5 6,0 6,9 7,4 7,5
Производство транспортныгх средств и оборудования
В объеме отгруженных товаров собствен- 4,4 4,6 5,8 5,5 5,3 5,3
ного производства, выполненных работ и услуг собственными силами
В основных фондах 3,8 2,8 3,0 4,4 3,8 3,8
В численности работников 12,6 11,9 11,6 11,4 10,4 9,7
♦ Россия и Челябинская область
Рис. 2. Динамика удельного веса машиностроения в продукции промышленности в 1990-2010 гг., %
Несмотря на наличие положительных изменений в структуре данной сферы, доля электротехнического машиностроения Челябинской области продолжала отставать:
- на 2,7 % - от уровня Уральского федерального округа;
- на 8,5 % - от уровня Российской Федерации;
- на 23,8 % - от уровня развитых стран.
это свидетельствует о непрогрессивности структуры машиностроения области и его наукоемкого сегмента по сравнению как с развитыми странами, так и Россией и Уральским федеральным округом в целом.
Машиностроению Челябинской области (так же, как и российскому машиностроению в целом) не удалось выйти на дореформенный уровень по производству продукции как в подвиде общего, так и транспортного машиностроения (рис. 3).
В 2010 г. объем производства предприятий общего и транспортного машиностроения Челябинской области составлял 13,0 и 47,7 % соответственно от уровня 1991 г., что ниже, чем в среднем по всем предприятиям этих подвидов в Российской Федерации. Опережение среднероссийского уровня отмечается лишь в электротехническом машиностроении Челябинской области - 164,7 % от уровня 1992 г. При этом только за 2005-2010 гг. сокращение численности работников машиностроительных организаций в Челябинской области составило:
- в подвиде общего машиностроения - 23 % от уровня 2005 г.;
- в электротехническом машиностроении -24 %;
- в транспортном машиностроении - 38 %.
250
200 --
150 --
100 --
50
—♦—Производство машин и оборудования
—»«—Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования
—■—Производство транспортных средств и оборудования
Рис. 3. Изменение объема производства в машиностроении Челябинской области по видам экономической деятельности (1991 г = 100) [2]
- снижение трудоемкости машиностроительного производства;
- существенное сокращение численности работников машиностроительных предприятий.
Изучение динамики индексов производства продукции по видам машиностроительной деятельности за 2000-2010 гг. показало, что в Челябинской области наиболее высокими темпами развивалось электротехническое машиностроение, в том числе:
- производство аппаратуры для радио, телевидения и связи: средний индекс за 2000-2010 гг. - 138 %;
- производство изделий медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов - 116 %;
На фоне роста объемов производства в электротехническом и транспортном машиностроении в 2005-2010 гг. (195 и 176 % соответственно) и более медленных темпов снижения производства в общем машиностроении (84 %) по сравнению с сокращением численности занятых в этом подвиде произошел рост производительности труда в подвидах машиностроения:
- на 109 % - в общем машиностроении;
- на 256 % - в электротехническом машиностроении;
- на 283 % - в транспортном машиностроении.
Эта тенденция свидетельствует о развитии
подвидов машиностроения Челябинской области в 2005-2010 гг. преимущественно интенсивным путем. Основной причиной интенсификации в машиностроении области явилось проведенное за последние 20 лет обновление основных фондов. Такое обновление повлекло за собой:
- производство электротехнических машин и электрооборудования -113,4 %.
этому способствовали увеличение внутреннего спроса на продукцию этих подвидов и наращивание их потенциала. В общем машиностроении сравнительно высокие темпы развития наблюдались в производстве машин и оборудования для сельского хозяйства (110,5 %). Основной причиной роста явился компенсационный эффект преодоления спада предыдущих лет в 2007 г.
При этом темпы роста производства в электротехническом и транспортном машиностроении опережали уровень этого показателя по России в 2007-2009 гг. (табл. 8). Причина такой динамики кроется в наращивании потенциала электротехнической промышленности в регионе и преодолении спада предыдущих лет в транспортном машиностроении.
Доля машиностроительной продукции в структуре экспорта области снижалась и составила в
Таблица 8
Индексы производства продукции Российской Федерации и Челябинской области по машиностроительным видам деятельности в 2007-2010 гг., в процентах к предыдущему году [2]
0
Показатель Российская Федерация Челябинская область
2007 2008 2009 2010 2007 2008 2009 2010
Производство машин и оборудования 126,7 99,5 65,5 112,2 123,0 104,9 48,0 116,5
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 110,9 92,6 67,8 122,8 136,4 117,9 83,6 103,4
Производство транспортных средств и оборудования 107,8 100,4 62,8 132,2 160,5 106,1 56,1 132,1
2010 г. 4,6 %. Уровень экспортабельности продукции, определяемый отношением экспорта к объему отгруженной продукции, составил, по расчетам автора, 8,1 % в 2010 г. и понизился на 5,2 % по сравнению с 2004 г.
В автомобильной промышленности Челябинской области экспортабельность продукции - грузовых автомобилей составляла в 2010 г. 5,5 %. Это было на 35 % ниже экспортабельности японских грузовых автомобилей (40,5 %). При этом следует отметить, что о конкурентоспособности экспортируемой продукции следует судить не только по показателю ее экспортабельности, но и по абсолютной величине производства и экспорта. Согласно проведенным расчетам объем выпуска грузовых автомобилей в Челябинской области составил в 2009 г. 7,4 % от уровня Российской Федерации и 0,51 % [1] от уровня Японии. Экспортные поставки грузового автомобилестроения области в 2010 г. не превышали 0,14 % соответствующего показателя Японии [8].
Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о низкой конкурентоспособности автомобильной промышленности, представляющей наукоемкое машиностроение Челябинской области, и ограниченных возможностях роста в данной сфере.
Как следует из результатов обследования деловой активности руководителей организаций, проведенного территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области в конце 2010 г., основными факторами, ограничивающими рост производства в отрасли (рис. 4), по мнению руководителей предприятий, являются:
Высокий процент коммерческого кредита
Высокий уровень налогообложения
Недостаток финансовых средств
Недостаточный спрос на продукцию предприятия на внутреннем рынке
Неопределенность экономической ситуации
Рис. 4. Факторы, ограничивающие рост производства на предприятиях машиностроения Челябинской области, %
- неопределенность экономической ситуации -56 % респондентов;
- недостаточный спрос на машиностроительную продукцию на внутреннем рынке - 54,1 %.
Действие названных факторов усиливается:
- недостатком финансовых средств - 46,5 %;
- высоким уровнем налогообложения - 42,1 %;
- высоким процентом по коммерческому кредиту - 28,3 %.
Мониторинг деловой активности в сфере машиностроения показал, что по сравнению с 2004 г. изменился состав факторов, ограничивающих рост производства и конкурентоспособность [4]. Недостаточный спрос на машиностроительную продукцию на внутреннем рынке по-прежнему отмечается в числе ведущих причин кризисных явлений, но на это указывают на 11 % меньше опрошенных. Высокую степень износа и отсутствие оборудования вообще не отмечают в числе ведущих факторов, сдерживающих деловую активность (53 % в 2004 г.) по причине завершения обновления основных фондов на большинстве предприятий. При этом в 2010 г. по сравнению с 2004 г. отметили:
- недостаток финансовых средств - на 13,5 % больше опрошенных;
- высокие проценты по кредитам - на 15,3 %;
- высокий уровень налогообложения - на 9,1 %.
Таким образом, проведенное исследование деятельности машиностроительных предприятий Российской Федерации позволило установить следующие общие тенденции их развития:
- темпы роста производства предприятий машиностроения уступают темпам роста производства предприятий металлургии, химической и нефтеперерабатывающей промышленности, тогда как в мире в группах развитых и развивающихся стран данная сфера имеет самые высокие темпы роста;
- относительная динамика машиностроения характеризуется ускоренным ростом отрасли по сравнению с обрабатывающей промышленностью;
90 100
- устойчивое падение доли машиностроения Российской Федерации в мировом производстве машиностроительной продукции сопровождается отсутствием прогрессивных изменений в видовой структуре машиностроения;
- сокращение объемов производства сопровождается падением эффективности деятельности машиностроительных предприятий.
Изучение деятельности машиностроительных предприятий Челябинской области позволило выявить следующие специфические тенденции их развития:
- снижение доли машиностроения в продукции обрабатывающих производств, основных производственных фондах и численности промышленно-производственного персонала области;
- опережение удельного веса машиностроения Челябинской области в продукции промышленности по сравнению с Российской Федерацией сменилось возрастающим отставанием от среднероссийского уровня;
- увеличение доли наукоемких сфер в структуре машиностроительного производства;
- опережение темпов роста производства в наукоемких видах электротехнического и транспортного машиностроения Челябинской области по сравнению с уровнем этого показателя по Российской Федерации;
- сохранение диспропорций в видовой структуре машиностроения Челябинской области, выражающихся в отставании доли наукоемких сфер в объеме производимой продукции от уровня Уральского федерального округа, Российской Федерации и развитых стран;
- низкий уровень спроса на производимую предприятиями области машиностроительную продукцию на внутреннем и внешнем рынках, усиление конкуренции со стороны импортных машиностро-
ительных товаров;
- снижение доли машиностроительной продукции в структуре экспорта области и низкий уровень экспортабельности продукции наукоемких видов машиностроения.
Важнейшей причиной появления данных негативных тенденций является низкая эффективность управления конкурентными преимуществами наукоемкого машиностроения, что снижает возможность обеспечения конкурентоспособности региона.
В связи с этим необходимо сформировать конкурентные преимущества регионального наукоемкого машиностроения Челябинской области как условие ее конкурентоспособности.
Список литературы
1. Илюхина Я. Ю. География рынка японских автомобилей. http://www. rae. ru/forum2012/pdf/1877. pdf.
2. Машиностроительные виды деятельности Челябинской области: стат. сборник. Челябинск: Челябинскстат. 2011.
3. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / под ред. И. С. Королева. М.: Экономистъ. 2003.
4. Неживенко Е.А., Головихин С. А. Тенденции развития регионального машиностроительного комплекса в современных рыночных условиях // Вестник ЮУрГУ. 2006. № 4.
5. Пелих А. С. Экономика машиностроения. Ростов н/Д.: Феникс. 2004.
6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: стат. сборник. М.: Росстат. 2011.
7. Российский статистический ежегодник. 2011: стат. сборник. М.: Росстат. 2011.
8. Япония. Статистика продаж автомобилей на экспорт по маркам и классам за 2010 г. URL: http://autoconsultant. com. ua/marketing/view/3473/.