СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
В.В. Панкратова
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье проводится сравнительный теоретический анализ значимых направлений в исследовании феномена самореализации личности.
Ключевые слова: самореализация, самоактуализация, теория, личность, развитие.
В настоящее время наблюдается все большее стремление людей к самореализации, что выражается во всех сферах жизнедеятельности человека, а это, в свою очередь, определяет необходимость научного обоснования и изучения самореализации личности. Несмотря на растущее количество исследований, проблема самореализации личности относится к числу самых сложных психологических проблем, что определяет многообразие теорий, существующих в современной науке.
Основатель гуманистического подхода в психологии А. Маслоу предлагает модель иерархии потребностей, самой высшей из которых является потребность в самоактуализации. Отметим, что в гуманистической психологии понятие самоактуализации личности часто выступает синонимом изучаемому нами понятию самореализации. Самоактуализация — это стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Это не только результат, но также и сам процесс воплощения присущих индивиду способностей, движение которого идет вверх по пирамиде потребностей от удовлетворения базовых к удовлетворению высших потребностей. Самоактуализированный человек, как утверждает А. Маслоу, является постоянно желающим, и он крайне редко бывает удовлетворен. Такому человеку свойственно адекватное восприятие реальности и четкое осознание собственных импульсов, желаний, предпочтений и субъективных реакций в целом [8].
В рамках данной теории особая роль отводится бессознательному, скрывающему в себе возможные нераскрытые способности и таланты индивида, о которых он не только не знает, но даже сопротивляется этому знанию [7]. Однако главным мотивационным фактором здесь является именно стремление личности к самоактуализации. А. Маслоу делает очень важное замечание по поводу различия между психоаналитической и собственной теорией, говоря, что здоровая личность всегда будет стремиться к выполнимым в реальности целям, в то время как в психоанализе существует такое понятие, как сверх-Я или Я-идеал, выражающее собой высшее существо. Изначально в своей концепции А. Маслоу утверждал, что самоактуализация характерна только для минимального количества людей. Однако позднее он сделал вывод, что многие люди в определенные моменты жизни достигают
вершины своих переживаний единения и открытости миру, в процессе чего происходит процесс самоактуализации.
Другой известный представитель гуманистического подхода К. Роджерс выделяет понятие тенденции самоактуализации, которая является объединяющим мотивом, регулирующим поведение личности, которая присуща не только людям, но и всем живым организмам. На протяжении всей своей жизни человек стремится стать полноценно функционирующей личностью, реализуя свой потенциал, стремясь достичь «психологической зрелости, полной конгруэнтности, полной открытости опыту» [3]. К. Роджерс согласен с идеей А. Маслоу, что самоактуализация может произойти только в том случае, если человек будет самостоятельно двигаться в данном направлении и проявлять определенного рода активность. Даже несмотря на тот факт, что самоактуализация является врожденной особенностью человека, здесь следует учитывать те условия, в которых происходит становление личности. Важно отметить, что явление самоактуализации всегда носит конструктивный характер, способствующий развитию целостности и завершенности личности.
Основоположник психоанализа, известный психиатр и психолог З. Фрейд рассматривал стремление к самореализации через так называемые влечения и утверждал, что течение психических явлений автоматически регулируется принципом удовольствия. Как утверждает З. Фрейд, в душе имеется сильная тенденция к господству принципа удовольствия, которой, однако, противостоят различные другие силы или условия, ввиду чего конечный исход не всегда будет соответствовать вышеуказанному принципу. Это говорит о том, что если рассматривать явление самореализации в качестве результата, то он не всегда соответствует предполагаемым ожиданиям и оценивается по критерию «успех—неуспех» [9].
Теория З. Фрейда является едва ли не первым образцом системного подхода, где в качестве предмета исследования рассматривается организм как сложная энергетическая система. Этой системой управляет закон сохранения энергии, т.е. если подавлять либидо, то оно найдет свое отражение в различных формах деятельности посредством сублимации, переноса, вытеснения, регрессии и других механизмов, описанных в теории. Явление самореализации в рамках данной концепции понимается как результат межуровневой борьбы, между Оно и Я-идеальным. Э.В. Галажинский считает, что теория З. Фрейда подчеркивает один очень важный момент — развитие и самосовершенствование личности невозможно без взаимодействия, которое осуществляет порождающую роль в процессе самореализации [1].
Самореализация личности рассматривалась и в рамках других теорий, авторы которых занимались исследованием совершенно иных психологических феноменов.
Представитель психологии сознания, известный ученый и философ У. Джемс также имел свой взгляд на проблему самореализации. Данное понятие он определил как личную эволюцию и присваивал каждому человеку врожденную способность изменять свое отношение к происходящему. Однако, по мнению У. Джемса,
Панкратова В.В. Сравнительный анализ концептуальных подходов к изучению самореализации...
невыраженные эмоции, неспособность к правильной оценке реальности и трудности в изменении плохих привычек могут препятствовать успешности самореализации. В данном случае самореализация происходит через развитие трех слоев «непрерывного Я» — реального, социального и духовного [4].
Проблема самореализации личности стала изучаться в отечественной психологии сравнительно недавно и до сегодняшнего времени она остается одним из самых сложно исследуемых феноменов в психологической науке.
Авторы теории психологических систем В.Е. Клочко и Э.В. Галажинский рассматривают человека как самоорганизующуюся систему, которая порождает психологические новообразования и опирается на них в своем самодвижении. Как сторонник системного подхода, В.Е. Клочко считает, что системная, целостная теория может быть построена только в том случае, если изучаемый предмет определен как система. С учетом этого способность к инициативному поведению, за которой часто скрывается потребность в самореализации, в теории психологических систем понимается как свойство системы, по отношению к которой такие конструкты, как свойства личности, психики деятельности и сознания, сами являются подсистемами [2].
Учитывая тот факт, что проблема самореализации достаточно мало проработана и изучена, целесообразно будет рассматривать самореализацию в качестве целостного явления. В разработку системного подхода внесла свой вклад Л.А. Коро-стылева, определяющая самореализацию как осуществление возможностей развития Я посредством собственных усилий, содеятельности, сотворчества с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом. Самореализация предполагает сбалансированное и гармоничное развитие различных аспектов личности путем приложения адекватных усилий, направленных на раскрытие генетических, индивидных и личностных потенциалов. Автором была разработана концептуальная модель, которая включает в себя механизмы и уровни самореализации, уровневую типологию барьеров и системные эффекты самореализации [3]. Самореализация личности впервые была исследована Л.А. Коростыле-вой как целостное явление, что позволило системно описать ее феномены и выделить общие критерии данного понятия, такие, как удовлетворенность и полезность для личности и социума.
Д.А. Леонтьев считает, что стремление к самореализации — это ведущая движущая сила развитой личности, которая побуждает и направляет ее к деятельности. Поэтому он связывает проблему самореализации с вопросами о происхождении, сущности и характере творческих сил человека. «Эта проблема нашла свое концентрированное выражение в четырех вопросах, сформулированных Кантом. Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?» [6]. Д. А. Леонтьев считал, что самореализацию нельзя рассматривать в отрыве от общества и его влияния в целом, а в точности следует брать во внимание отношения индивида с человеческим родом. Именно этот момент отличает подход Д.А. Леонтьева от концепций других ученых, которые рассматривают личность отдельно от окружающего общества и поэтому носят индивидоцентричный харак-
тер. Здесь Леонтьевым вводится понятие «сущностные силы», что означает уни-версально-деятельностные способности, наполненные конкретным историческим содержанием.
Многие авторы исследуют явление самореализации в отрыве от остальных свойств и характеристик личности, не принимая во внимание влияние различных факторов (окружающую среду, общество, личностные характеристики), что способствует одностороннему взгляду на существующую проблему изучения данного феномена.
Представитель полисистемного подхода С.И. Кудинов [5] рассматривает самореализацию как систему, составляющие части которой играют свою важную роль, и изменение параметров хотя бы одной из них влияет на все остальные. Анализируя данный феномен, автор выделяет следующие условия: психофизиологические, психологические, психоэкологические, педагогические и социальные; формы — внешнюю и внутреннюю; виды — деятельностный, личностный и социальный. Также С.И. Кудинов разработал структурную модель самореализации личности, в которую входят мотивационно-смысловые и инструментально-стилевые характеристики, установочно-целевой и компетентно-личностный компонент. Исходя из этого, С.И. Кудинов дает следующее определение самореализации личности: «Самореализация — это совокупность инструментально-стилевых и моти-вационно-смысловых характеристик, обеспечивающих успешность самовыражения личности в различных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза».
Проведенный анализ основных подходов, выработанных в отечественной и зарубежной науке, позволяет сделать вывод, что явление самореализации остается одним из самых сложных для изучения в психологии. Актуальность исследования данного феномена определяется ведущей ролью самореализации в жизни человека, и дальнейшее перспективное развитие единой концепции должно опираться на принцип системности и целостности.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности: Дисс. ... д-ра психол. наук. — Томск, 2002.
[2] Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд / Под ред. Г.В. Залевского. — Томск: Изд-во Томского университета, 1999.
[3] Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. — СПб.: Речь, 2005.
[4] Костакова И.В. Развитие общительности как условие самореализации личности студентов-психологов: Дисс. ... канд. психол. наук. — Тольятти, 2008.
[5] Кудинов С.И. Полисистемный подход исследования самореализации личности // Сибирский педагогический журнал. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2007. — С. 337—346.
[6] Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. — М., 1997. — С. 156—177.
[7] Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. — М.: Смысл, 1999.
[8] Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999.
[9] Фрейд З. Психология бессознательного. — СПб.: Питер, 2003.
Панкратова В.В. Сравнительный анализ концептуальных подходов к изучению самореализации.
COMPARATIVE ANALYSIS OF CONCEPTUAL APPROACHES TOWARDS SELF-REALIZATION OF PERSONALITY IN DOMESTIC AND FOREIGN PSYCHOLOGY
V.V. Pankratova
Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article deals with the comparative and theoretical analysis of the major approaches towards researching the phenomenon of self-realization of the personality.
Key words: self-realization, self-actualization, theory, identity, development.