Научная статья на тему 'Сравнительный анализ конституционно-правового положения военнослужащего и сотрудника ФСИН России'

Сравнительный анализ конституционно-правового положения военнослужащего и сотрудника ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
201
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / CONSTITUTIONAL LEGAL STATUS / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / SERVICEMAN / СОТРУДНИК УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / EMPLOYEE OF PENAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозов Алексей Сергеевич

В статье даётся сравнительный анализ конституционно-правового положения военнослужащего и сотрудника ФСИН России. Выявляется ряд юридических сложностей, связанных с прохождением военной службы и правоохранительной службы в уголовно-исполнительной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of a constitutional legal status of the serviceman and employee of FPS of Russia

In article the comparative analysis of a constitutional legal status of the serviceman and the employee of FPS of Russia is given. A number of the legal difficulties connected with passing of military service and law-enforcement service in penal system comes to light.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ конституционно-правового положения военнослужащего и сотрудника ФСИН России»

2. Общественный контроль за деятельностью государственных органов в условиях модернизации России : монография / колл. авторов; отв. ред. д. ю. н., проф. С. М. Зубарев. М.: Финансовый университет, 2011.

3. Уголовно-исполнительное право : учеб. для юрид. вузов / под ред. д. ю. н. В. И. Селиверстова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2002.

4. Уголовно-исполнительное право России : учебник / под ред. В. И. Селиверстова. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003.

5. Уголовно-исполнительное право России : учебник / под ред. В. И. Селиверстова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: Инфра-М, 2010.

УДК 341.357.6; 343.83

А. С. Морозов

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО И СОТРУДНИКА

ФСИН РОССИИ

A. S. Morozov

COMPARATIVE ANALYSIS OF A CONSTITUTIONAL LEGAL STATUS OF THE SERVICEMAN AND EMPLOYEE OF FPS OF RUSSIA

В статье даётся сравнительный анализ конституционно-правового положения военнослужащего и сотрудника ФСИН России. Выявляется ряд юридических сложностей, связанных с прохождением военной службы и правоохранительной службы в уголовно-исполнительной системе.

In article the comparative analysis of a constitutional legal status of the serviceman and the employee of FPS of Russia is given. A number of the legal difficulties connected with passing of military service and law-enforcement service in penal system comes to light.

Ключевые слова: конституционно-правовое положение, военнослужащий, сотрудник уголовно-исполнительной системы.

Key words: constitutional legal status, serviceman, employee of penal system.

Динамика развития современного российского общества, становление и укрепление демократических принципов реализации прав и свобод личности во всех сферах жизни общества обусловили повышение уровня как «вертикальной», так и «горизонтальной» мобильности отдельных его граждан в структурных подразделениях механизма российского государства, в том числе между подразделениями Вооружённых Сил Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний. Без преувеличений, деятельность рассматриваемых элементов механизма государства напрямую гарантирует защиту конституционных прав граждан, обеспечение основ конституционного строя, безопасности и независимости государства, как от внешних, так и внутренних посягательств, в связи с чем заслуживает детального рассмотрения и повышенного внимания. Проблема соотношения правового положения военнослужащего и сотрудника правоохранительных органов в обществе назрела довольно давно и требует своего научного, и, возможно, законодательного внимания.

Разграничение военной и «внутренней» службы объясняется направленностью на регулирование внешнего и внутреннего правопорядка. Так, отмечается, что военная служба связана с обеспечением национальной безопасности страны, с предотвращением политических, экономических, военных и иных угроз1. В отличие от неё служба в уголовно-исполнительной системе ориентирована на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, борьбу с преступностью, защиту прав и свобод человека и гражданина, противодействие терроризму, организованной преступности2. Заметим, что исторически учреждения и органы, исполняющие наказание в виде лишения свободы, и армия в России осуществляли свою деятельность в тесной взаимосвязи: во время Великой Отечественной войны отряды НКВД несли службу по охране внешних рубежей государства , в советское время подразделения Вооружённых Сил охраняли периметр исправительно-трудовых учреждений.

Вызывает интерес тот факт, что согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»4, помимо службы в Вооружённых Силах Российской Федерации, к военной службе относится служба во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, органах Федеральной службы безопасности и в воинских подразделениях Федеральной противопожарной службы, поскольку деятельность данных органов носит сугубо внутригосударственный, а не «внешний» характер. В этой связи разграничение рассматриваемых элементов механизма российского государства по основанию направленности их деятельности представляется спорным и неоднозначным.

Одним из наиболее значимых вопросов рассматриваемой проблематики является соотношение сроков службы в указанных подразделениях. Действующее российское законодательство (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ) закрепляет положение о том, что «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации», допуская при этом замену военной службы альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ)5. Срок военной службы для лиц, проходящих её по призыву, в настоящее время составляет 12 месяцев, а срок альтернативной гражданской службы - 21 месяц6. Представляет интерес тот факт, что служба с оружием в руках, проходящая в учреждениях ФСИН России, не засчитывается в срок военной службы, в

1 См.: Артемьев А. М. К вопросу о принципах деятельности правоохранительной службы // Российский следователь. 2008. № 1. С. 33-35.

2 См.: Артемьев А. М. Указ. соч. С. 33-35.

3 В работе умышленно не рассматривается участие сводных отрядов органов внутренних дел в вооружённых конфликтах в Республике Чечня, так как они носили внутригосударственный, а не оборонительный характер, но, стоит признать, что данный пример также имеет право на суще ствование.

4 О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ // Российская газета. 1998. 2 апреля. № 63-64.

5 См. там же.

6 Её продолжительность должна превышать длительность срочной службы в 1,75 раза.

то время, как лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу1 освобождаются от призыва на военную службу (п. «в» ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Таким образом, согласно логике законодателя, потенциальная обороноспособность последних приобретает, по сравнению с органами ФСИН России, особое стратегически важное значение.

Небезынтересным представляется также положение военнослужащего при отбытии им уголовного наказания. Так, по решению командующего войсками военного округа в срок службы военнослужащего может быть засчитан период его пребывания в дисциплинарной воинской части, при условии овладения им воинской специальностью, точного выполнения требований воинских уставов и безупречного несения . Таким образом, в отношении военнослужащих срок отбытия уголовного наказания может быть засчитан в срок несения службы с соответствующими правовыми последствиями в виде выслуги лет, наличия определённых социальных гарантий и т. п. Заметим, что сотрудники ФСИН России, уволенные со службы на основании вступившего в силу приговора суда не имеют права на учёт времени, проведённого в исправительном учреждении в срок службы даже в случае безупречного их поведения в учреждениях уголовно-исполнительной системы в период отбывания наказания.

Вызывает интерес тот факт, что не заключается контракт с гражданином (военнослужащим), в отношении которого вынесен обвинительный приговор и которому назначено наказание (в силу презумпции невиновности, не являющегося виновным до момента вступления приговора в законную силу), а также в отношении которого ведётся дознание либо предварительное следствие или уголовное дело, в отношении которого передано в суд, лицом, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также отбывавшим наказание в виде лишения свободы3.

Не останавливаясь на правовых основах ограничения права граждан быть принятыми на военную службу в силу факта отбытия ими когда-либо уголовного наказания (существующего в ряде «силовых» служб, в том числе и ФСИН России)4, заметим, что в отношении военнослужащих предусмотрено специальное основание - отбытие именно наказания в виде лишения свободы. Так, п. «д» ч. 5 ст. 5 Указа

1 Данный вид службы, как известно, предусмотрен в отношении лиц, отказавшихся нести воинскую обязанность с оружием в руках.

2 Ч. 12 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».; ч. 1 ст. 153 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ // Российская газета. 1997. 16 января. № 9.

3 См.: Вопросы прохождения военной службы (вместе с Положением о порядке прохождения военной службы): Указ Президента РФ от 16.09.1999 № 1237 // Собрание законодательства РФ. 1999. 20 сентября. № 38. Ст. 4534 (ч. 4 ст. 3); ч. 5 ст. 4 федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

4 См. об этом: Морозов А. С. Правовое положение лиц, отбывших уголовное наказание // Вестник Кузбасского института. 2013. № 3 (16). С. 37-42.

Президента РФ «Вопросы прохождения военной службы» предусматривает в качестве оснований для отказа в приёме на службу факт отбытия лицом когда-либо наказания в виде лишения свободы, в то время как иные нормативные правовые акты (например, Положение о службе в органах внутренних дел) указывают на факт судимости лица («имевшее судимость»). Таким образом, на службу в Вооружённые Силы Российской Федерации могут быть приняты все категории лиц, отбывших уголовное наказание, за исключением наказания в виде срочного или пожизненного лишения свободы.

На основании изложенного выше возникает вопрос о направленности рассмотрённого запрета: в отношении лиц, отбывавших наказание в виде лишения свободы, к которым относится лишение свободы на определённый срок (п. «л» ст. 44 УК РФ) и пожизненное лишение свободы (п. «м» ст. 44 УК РФ), либо также на лиц, отбывавших наказание в дисциплинарной воинской части (п. «к» ст. 44 УК РФ). Следует отметить тот факт, что основания назначения уголовного наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части ничем не отличаются от оснований назначения лишения свободы: в обоих случаях ими являются факты совершения лицом уголовно-наказуемого деяния с разницей лишь в субъекте его совершения - гражданским субъектом или военнослужащим. Исходя из положений рассмотренного выше Указа Президента РФ, при совершении тождественных действий военнослужащим впоследствии разрешается претендовать на службу в Вооружённых Силах России, а иным категориям - нет. Думается, это связано не с фактом преступления, а со спецификой отбытия за него наказания - в дисциплинарных воинских частях, а не в исправительных учреждениях, эффективность которых рассмотренным выше Указом ставится под сомнение.

Наряду с ограничением в прохождении службы лиц, осуждённых к лишению свободы, военнослужащим, в отношении которых вынесен приговор о назначении наказания в виде лишения свободы условно, допускается оставление на военной службе (п. 28. ст. 34 Указа). Заметим, что как вид наказания «лишение свободы условно» в ст. 44 УК РФ отсутствует. В теории права определились три основные позиции на этот счёт: 1) это вид наказания, связанный с лишением свободы, а его «условность» носит условный характер; 2) это вид наказания без изоляции осуждённого от общества; 3) это иная мера уголовно-правового характера. Думается, первая позиция заслуживает большего внимания, в то время как практика применения условного наказания преимущественно связана со второй точкой зрения. Кроме того, военнослужащий может быть лишён воинского звания только по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (курсив наш - А. М.), а после погашения судимости может быть восстановлен в прежнем звании1.

1 Ст. 48 федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Несмотря на имеющиеся различия, основания и порядок прохождения службы в рассматриваемых подразделениях имеют ряд схожих признаков и характеристик. Так, устанавливаются общие категории годности кандидата1, его возраст2 при приёме на службу, порядок присвоения воинских и специальных званий и сроки выслуги в них , запрет на осуществление предпринимательской деятельности, совмещение службы с занятием должностей в органах власти муниципального и государственного уровня4, право ношения форменной одежды, право на ношение, хранение, применение и использование оружия в установленном законом порядке5, установление особых

исправительных учреждений в отношении представителей обеих

6

категорий служащих и многое другое.

На основании изложенного выше особого внимания заслуживает вопрос перемещения по службе между подразделениями ФСИН России и Вооружённых Сил Российской Федерации. В настоящее время данный процесс не находит единого понимания на практике. Действующее законодательство на этот счёт не устанавливает жёстких предписаний, используя диспозитивную норму, реализующуюся по усмотрению правоприменителя, а именно закрепляет право8 лиц, проходящих либо проходивших службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иных правоохранительных органах и имеющих специальное звание на присвоение воинского звания, равного их специальному званию, в порядке переаттестации, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. К сожалению, в

1 Вопросы прохождения военной службы (вместе с Положением о порядке прохождения военной службы): Указ Президента РФ от 16.09.1999 № 1237 (п. 8 ст. 5); ст. 2 федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»; приказ Минюста РФ от 26.08.2003 № 206 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» // Российская газета. 2003. № 263. 31 декабря.

2 О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ч. 1 ст. 22); Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: Постановление ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1 (ст. 8).

3 Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: Постановление ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1 (ст. 6); Вопросы прохождения военной службы (вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы»): Указ Президента РФ от 16.09.1999 № 1237 (ст. 20, 22); О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ст. 2).

4 О статусе военнослужащих: федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ч. 7 ст. 10); Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: Постановление ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1 (ст. 10).

5 См.: Рогожкин А. Государственные служащие: особо ответственный труд - особая мотивация // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). 2012. № 11. С. 98-106.

6 См.: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ // Российская газета. 1997. 16 января. № 9 (ч. 3 ст. 80, ч. 1 ст. 155).

7 О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ч. 6 ст. 46); Вопросы прохождения военной службы (вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы»): Указ Президента РФ от 16.09.1999 № 1237 (ч. 7 ст. 21).

8 В данном случае правильнее говорить о «законном интересе», поскольку рассматриваемое «право» не обеспечено обязанностью со стороны какого-либо субъекта правоотношений.

подавляющем большинстве случаев статистика равноценной замены специального звания воинским оставляет желать лучшего, в то время как военнослужащим, переходящим на службу в органы внутренних дел, в том числе и Федеральную службу исполнения наказаний, гарантированно присваиваются специальные звания, равные их прежним воинским званиям. Данное обстоятельство вызывает повод для размышлений и в ином направлении. На сегодняшний день зачастую подготовка будущих офицеров запаса на военных кафедрах осуществляется посредством привлечения в качестве командиров взводов курсантов старших курсов образовательных учреждений ФСИН России, обладающих большим опытом строевой, тактико-специальной и физической подготовки. Впоследствии вполне вероятна ситуация, при которой закончившему обучение по программе подготовки офицеров запаса студенту присваивается воинское звание лейтенанта, а закончившему образовательное учреждение ФСИН России лейтенанту внутренней службы, по тем или иным причинам направленному нести срочную службу в Вооружённые Силы РФ, присваивается звание «рядовой» с направлением в подчинение к упомянутому выше лейтенанту.

Думается, одной из главных целей Конституции Российской Федерации, как и любого другого демократического закона, является гармоничное и справедливое регулирование общественных отношений, ориентированное на представление интересов большинства его участников. В настоящее время правовое положение личности в Российской Федерации во многом нашло свою защиту в различных институтах гражданского общества, что стало возможным исключительно благодаря развитию демократии и свободы слова в нашей стране. Внимательное отношение к обеспечению основ функционирования органов правопорядка, обеспечивающих защиту основ конституционного строя от внешних и внутренних угроз послужит прочным подспорьем в решении вопросов реализации основополагающих принципов, закреплённых Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

Литература

1. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-Ф3 // Российская газета. - 1998. - 2 апреля. - № 63-64.

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ // Российская газета. - 1997. - 16 января. -№ 9.

3. О статусе военнослужащих: федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 22. - 01 июня. - Ст. 2331.

4. Вопросы прохождения военной службы (вместе с Положением о порядке прохождения военной службы): Указ Президента РФ от 16.09.1999 № 1237 // Собрание законодательства РФ. - 1999. - 20 сентября. - № 38. - Ст. 4534.

5. Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних

дел Российской Федерации: Постановление ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - 14 января. - № 2. - Ст. 70

6. Приказ Минюста РФ от 26.08.2003 № 206 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - № 263. -31 декабря.

7. Артемьев А. М. К вопросу о принципах деятельности правоохранительной службы // Российский следователь. - 2008. - № 1. - С. 33-35.

8. Морозов А. С. Правовое положение лиц, отбывших уголовное наказание // Вестник Кузбасского института. - 2013. - № 3 (16). - С. 37-42.

9. Рогожкин А. Государственные служащие: особо ответственный труд -особая мотивация // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). - 2012. - № 11. - С. 98-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.