Научная статья на тему 'Сравнительный анализ кардио-респираторных коррелятов мотивации достижения у студентов при обучении'

Сравнительный анализ кардио-респираторных коррелятов мотивации достижения у студентов при обучении Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
97
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / «НАДЕЖДА НА УСПЕХ» / «БОЯЗНЬ НЕУДАЧИ» / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ / КАРДИОРЕСПИРАТОРНЫЕ КОРРЕЛЯТЫ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ACHIEVEMENT MOTIVATION / HOPE OF SUCCESS / FEAR OF FAILURE / PSYCHOPHYSIOLOGICAL CONSTRUCT / CARDIO-RESPIRATORY CORRELATES / EFFICIENCY OF TARGET-ORIENTED ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Новикова А. П., Котов А. В.

В работе у студентов в ходе длительного периода наблюдения (один учебный год) исследовали временную динамику уровня личностной детерминанты целенаправленного поведения - мотивации достижения и кардио-респираторного сопровождения ее реализации в эмоционально-напряженные периоды учебной деятельности. Показано, что стабильный высокий и низкий уровни МД имеют ряд обобщенных черт вегетативного сопровождения, обеспечиваются разными вариантами межсистемных отношений сердечно-сосудистой и дыхательной функций и не коррелируют (положительно) с уровнем успешности (результативности) учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF CARDIO-RESPIRATORY CORRELATES OF ACHIEVEMENT MOTIVATION AMONG THE STUDENTS IN THE COURSE OF EDUCATIONAL PROCESS

The article highlights a test concerning the studying temporal dynamics of personal level determinants of purpose achievement motivation and accompanying cardio-respiratory accompaniment of its implementation in the emotionally intense periods of learning activities. It has been demonstrated that both high and low stable levels of AM (achievement motivation) have a number of common features of vegetal accompaniment; they are provided with different versions of intersystem relations of cardiovascular and respiratory functions and do not correlate (favourably) with the level of success (efficiency) of educational efforts.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ кардио-респираторных коррелятов мотивации достижения у студентов при обучении»

Важным элементом АЦП является компаратор К. Компаратор не работает с импульсными сигналами. Он сравнивает два аналоговых сигнала, входной в нейронную сеть от фоторецептора ивх и сигнал на выходе из ЦАП, постепенно и ступенчато возрастающий до величины И2 +ПП, рис. 3. При равенстве иВх = И2 +ПП компаратор К вырабатывает постоянное напряжение и3, рис. 4 нижний график.

Это согласуется с тем, что биполярные нейроны Би не генерируют потенциалов действия. Сигнал по биполярным нейронам распространяется электротонически [2].

Цифроаналоговый преобразователь ЦАП обязательный элемент АЦП. Он дискретно с шагом Ди, рис. 4, накапливает потенциал И2 +ПП на своем выходе для сравнения с рецепторным потенциалом Ивх фоторецептора ФР, рис. 3.

Роль ЦАП играет интерплексиформный нейрон обратной связи Ин. На вход этого нейрона по его импульсной ветви подается импульсное напряжение И1и, а на выходе возникает ступенчатое аналоговое напряжение И2 (плюс ПП, что на рис. 2 не отмечено, чтобы не усложнять рисунок). До настоящего времени роль и функционирование этих нейронов не описаны. Некоторые авторы [1], считают роль этих нейронов (где они названы межсетчатыми) незначимой.

Счетчик импульсов СИ в АЦП сетчатки - это, несомненно, ганглиозный нейрон Га, рис. 2 и рис. 3.

Ганглиозные нейроны направляют сигнал в виде ПД в центральную нервную систему.

Таким образом, работа АЦП сетчатки начинается с подачи напряжения Ивх, на вход компаратора К. При замкнутых ключах Кл1 и Кл2, рис. 3, импульсы от ГТЧ подаются на СИ, откуда они выходят в виде последовательности ПД, и на ЦАП, где накапливается напряжение сравнения И2 +ПП, рис. 4. При возникновении условия ИВх = И2 +ПП, компаратор К генерирует напряжение И3, рис. 4, которое разрывает выходы от ГТЧ ключами Кл1 и Кл2. Возможна также подача сигнала И3, вырабатываемого компаратором К (Би) непосредственно на ганглиозный нейрон Га, рис.2, (счетчик импульсов СИ) с целью прекращения его импульсации -еще один аналог ключа Кл1 на рис. 3. Таким образом, на каждый сигнал от фоторецептора ФР ганглиозный нейрон Га (или счетчик импульсов СИ) генерирует строго определенное число импульсов п - импульсно-цифровой сигнал.

Следовательно, нейронная сеть сетчатки глаза осуществляет числовое кодирование аналогового сигнала на выходе из фоторецептора с помощью определенного количества импульсов в цифровой код. При этом, количество импульсов генерируемых ганглиозными нейронами пропорционально амплитуде аналогового рецепторного потенциала, п ~ Ивх.

Если считать длительность нарастания сигнала Ивх (по модулю) примерно 0,1 с, рис. 1, а длительность ПД ганглиозного нейрона 1 мс (частота импульсации в зрительном нерве доходит до 1000 импульсов в секунду [6]), то на один рецепторный потенциал ФР ганглиозный нейрон Га генерирует примерно 100 потенциалов действия. На рис. 4 условно показано 6 импульсов.

Обращает на себя внимание прохождение сигнала И2 по ветви горизонтального нейрона Го, рис. 2. Некоторые биполярные нейроны Би (компараторы) получают сигнал сравнения И2 +ПП от ЦАП (интерплексиформных нейронов Ин) не напрямую, а через тела горизонтальных нейронов Го [3]. Этот путь на рис. 2 показан пунктиром. Данное обстоятельство указывает на вовлеченность горизонтальных нейронов Го в работу АЦП сетчатки, либо наоборот вовлеченность АЦП в работу Го, т. е. существует взаимное влияние аналого-цифрового преобразования в сетчатке глаза и процесса формирования контрастного зрительного образа. Вовлеченность нейронов Ин в работу горизонтальных нейронов Го отмечается также в [1].

Учитывая относительно невысокое качество изображения на сетчатке глаза, задача представления информации о контрасте границы в общем объеме информации, направляемой в ЦНС, является исключительно важной. Формирование контрастной границы в поле зрения осуществляется путем подачи тормозного сигнала с горизонтальных нейронов Го на биполярные нейроны Би в случае, если фоторецепторы ФР, соединенные с этими биполярными нейронами дают слабый рецепторный потенциал. При этом, рядом расположенные, сильно освещенные фоторецепторы могут генерировать большой рецепторный потенциал. В этом случае на биполярные нейроны, связанные с ними, тормозной сигнал от горизонтальных нейронов не подается.

Нужно отметить, что схема нейронной сети сетчатки, представленная в [3] несколько более сложная, чем показанная на рис. 2. В частности, генератор тактовой частоты ГТЧ в виде амакри-новых клеток Ам дублирован, по-видимому, для придания АЦП большей надежности. Имеется обратная связь импульсной ветви Ин (ЦАП) и Ам (ГТЧ) не показанная на рис. 2 и рис. 3. Возможно, это необходимо для прекращения импульсации ГТЧ при достижении равенства UBX = U2 +ПП, т.к. в противном случае, при непрерывной работе ГТЧ, произойдет истощение амакриновых нейронов Ам. Возможно, также эта ветвь нейрона Ин просто обеспечивает более жесткую кольцевую связь двух сдублированных нейронов Ам в нейронной сети сетчатки.

Выводы. Кодирование аналогового сигнала на выходе из фоторецептора в цифровой код, является, по-видимому, одной из основных функций нейронной сети сетчатки. Нейроны сетчатки выполняют строго определенные функции: сравнение аналоговых сигналов, генерация тактовой частоты, цифро-аналоговое преобразование, счет импульсов. В тоже время горизонтальные нейроны сетчатки осуществляют и другие важные функции, например, контрастирование зрительного образа. Горизонтальные нейроны вовлечены в работу аналого-цифрового преобразователя сетчатки глаза.

Сетчатку глаза зачастую считают элементом центральной нервной системы, вынесенным на периферию. Поэтому анализ функциональных задач нейронов сетчатки глаза позволяет сделать некоторые заключения о роли и объеме функций, выполняемых отдельными нейронами центральной нервной системы.

Проведенный анализ указывает на важность разработки электроимпульсных стимулирующих физиотерапевтических процедур при заболеваниях нейронной сети сетчатки глаза.

Литература

1. Гайтон, А.К. Медицинская физиология. Пер. с англ / А.К. Гайтон, Д.Э. Холл.- М.: Логосфера.- 2008.- С. 706, 708, 709.

2. Самойлов, В.О. Медицинская биофизика / В.О. Самойлов.- С.-Пб.: СпецЛит.- 2004.- С. 457-458.

3. Камкин, А.Г. Фундаментальная и клиническая физиология /

A.Г. Камкин, А.А. Каменский.- М.: Академия.- 2004.- С. 405.

4. Хьюбел, Д. Глаз, мозг, зрение. Пер. с англ / Д. Хьюбел.-М.: Мир.- 1990.- С.60.

5. Прянишников, В.А. Электроника: Полный курс лекций /

B. А. Прянишников.- С.-Пб.: Корона-век.- 2009.- С. 280.

6. Косицкий, Г.И. Физиология человека / Г.И. осицкий.- М.: Медицина.- 1985.- С. 43.

A TRANSFORMATION OF THE INFORMATION IN RETINA OF AN EYE A.N. VOLOBUEV Samara State Medical University

The article highlights physiological mechanisms of functioning of the neural network of eye retina. It is marked, that the basic function of the neural network is semi-digital transformation of the receptor potential of photoreceptor in the impulse-digital signal ganglionary cells. The role of various kinds of neurons in the work of the semidigital converter functioning is shown. The equivalent electric circuit of this converter is given. The mechanism of numerical coding the receptor potential of the photoreceptor is studied.

Key words: semi-digital transformation, ganglionary neuron, photoreceptor.

УДК 612 821

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАРДИО-РЕСПИРАТОРНЫХ КОРРЕЛЯТОВ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ

В работе у студентов в ходе длительного периода наблюдения (один учебный год) исследовали временную динамику уровня личностной детерминанты целенаправленного поведения - мотивации достижения и кардио-респираторного сопровождения ее реализации в эмоционально-напряженные периоды учебной деятельности. Показано, что

Институт Медицинского Образования Новгородский Государственный Университет имени Ярослава Мудрого

Государственное Учреждение НИИ нормальной физиологии имени П.К. Анохина РАМН

А.П. НОВИКОВА , А.В. КОТОВ

стабильный высокий и низкий уровни МД имеют ряд обобщенных черт вегетативного сопровождения, обеспечиваются разными вариантами межсистемных отношений сердечно-сосудистой и дыхательной функций и не коррелируют (положительно) с уровнем успешности (результативности) учебной деятельности.

Ключевые слова: мотивация достижения, «надежда на успех», «боязнь неудачи», психофизиологический конструкт, кардио-респираторные корреляты, результативность целенаправленной деятельности.

Успешное обучение и овладение профессиональными знаниями и навыками у студентов является системными иерархически организованными процессами [1,6,11,13], ориентированными не только на получение объективно и субъективно оцениваемых результатов деятельности (коллоквиумы, зачетные и экзаменационные испытания и др.), но также и на достижение долгосрочных целей (познавательных, самоактуализации, личного престижа и др.). Поэтому целеустремленную активность студентов в динамике различных сроков их обучения и при решении конкретных учебных задач можно считать в целом полимотивированной и претерпевающей ситуационно-обусловленные изменения.

К числу обобщенных личностных диспозиций и других детерминант целенаправленного поведения субъекта (например, в ходе образовательного процесса) относят так называемую мотивацию достижения (МД). МД представляет собой личностный психофизиологический конструкт, инициирующий разнообразные виды целенаправленной деятельности субъекта. В своей нейродинамической структуре МД содержит гипотетические компоненты «надежда на успех» (НУ), либо «боязнь неудачи» (БН), оказывающие влияние на самоактуализацию. В первом случае компонент НУ способствует, а во втором компонент БН -препятствует реализации МД, формируя, по-видимому, внутри-личностное конфликтное напряжение еще на стадии принятия решения, а затем и, непосредственно, при осуществлении системно-организованного поведенческого акта. При этом, в отличие от ситуативно-индуцированной целенаправленной мотивацион-ной активности в конкретных условиях, МД, как черта личности характеризуется не «результатом деятельности», на который в конечном итоге ориентирована целеустремленная активность индивида [5,8,12], а тем какие особенности личности реализуются при достижении «результата деятельности» [7,9,14].

Цель исследования - изучение временной динамики уровня МД, абсолютных и интегральных показателей кардио-респираторных функций у студентов с высоким и низким уровнем МД и сочетанны-ми с ней личностными характеристиками их психологического профиля в течение длительного периода их обучения.

Методы и материалы исследования. В длительном исследовании, процедура которого соответствовала стандартам этического комитета, добровольно участвовала учебная группа студентов второго курса ИМО НовГУ, в составе 17 человек (юноши и девушки от 18 до 21 года). Студентов данной группы в различные эпизоды учебной деятельности периодически подвергали процедуре психологического тестирования для определения выраженности МД; степень личностной тревожности; уровень нейротизма, уровень экстра- и интроверсии; выраженность поведения типа А и осуществляли регистрацию абсолютных и интегральных показателей функций внешнего дыхания и гемодинамики (САД, ДАД, СГД, мода гистограммы КИГ (Мо), амплитуда моды (АМо), ЧСС, вариационный размах (ДХ), коэффициент вариации (КВ) кардиоритмограммы (КИГ), индекс напряжения вегетативной регуляции (ИН), частота дыхательных движений (ЧДД), Н) с помощью компьютерно-диагностического комплекса «Паспорт здоровья» [4]. Также специально определяли ряд показателей, отражающих особенности внутри- и межсистемных отношений кардио-респираторных функций и «вклад» каждой из них в достижение успешности учебной деятельности у студентов: коэффициент Хильденбрандта р («обобщенный вегетативный сдвиг»), руд (удельная «физиологическая цена») показатель Пчсс, показатель Пчдд [3] которые рассчитываются по формулам:

ß=ЧСС; Р = Ш? ;

Руд:

Р

Все исследования проводили у одних и тех же студентов в фоновый период (эмоционально-нейтральная ситуация вне учебной деятельности) и на контрольных занятиях - коллоквиумы, зачетные занятия, экзамен (относительно эмоционально-напряженная ситуация в ходе учебной деятельности).

Длительность исследования составила два учебных семестра, которые составили два этапа наблюдения - этап I и этап II, соответственно. На данных этапах применялась различная система оценки знаний студентов. На этапе I знания обучающихся оценивались преподавателем по системе «зачет/незачет» («сдал / не сдал»), а на этапе II - использовалась «рейтинговая» балльная система. «Рейтинговая» система оценки знаний предполагала, что заключительная оценка знаний по предмету формируется из суммы баллов, полученных в ходе рутинного обучения в течение семестра (семинарские занятия, коллоквиумы), и баллов, выставленных экзаменатором на итоговом устном собеседовании. Таким образом, на этапе II увеличивалась значимость положительных ответов в ходе учебного процесса для окончательной оценки знаний в ходе экзаменационной сессии. Во все периоды длительного наблюдения у студентов многократно (с частотой 1 раз в 1,5-2 недели) измеряли уровень МД и представленность ее компонентов. Число таких измерений составило 408 (по 24 обследований для каждого испытуемого). Статистическую обработку полученных данных проводили методами корреляционного, регрессивного и дисперсионного анализов пакетов программ «MICROSTAT» и « STATISTIKA 6.0». Достоверность оценивали с использованием дисперсионного анализа, критерия Стьюдента и критерия знаков, являющегося непараметрической альтернативой t-критерия для зависимых выборок [2]. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимали равным 0,05.

Результаты и их обсуждение. В фоновый период, согласно цели исследования, среди всех испытуемых по результатам психологического тестирования были выделены лица с высокими (140-177 баллов) и низкими (111-119 баллов) значениями уровня МД. Высокий уровень МД сочетался с преобладанием внутреннего компонента «НУ», а низкий уровень МД - с преобладанием компонента «БН». У выделенных субъектов, путем длительных и многократных (в течение двух семестров) измерений выраженности и состава МД в различные эмоционально окрашенные эпизоды учебной деятельности, были изучены индивидуальные особенности временной динамики их уровня МД в условиях двух систем оценки знаний обучающегося. При этом было определено, что ригидные (стабильные) высокие значения уровня МД, сочетающегося с преобладанием компонента «НУ», проявили на протяжении всего исследования 5 субъектов (группа «МД /НУ»), а стабильные низкие значения уровня МД с компонентом «БН» -только 2 субъекта (группа «МД/БН»). При этом испытуемые группы «МД/НУ» характеризовались постоянным преобладанием компонента «НУ» в составе изучаемой личностной диспозиции и колебаниями значений ее уровня в 40 баллов, а испытуемые группы «МД/БН» - преобладанием компонента «БН» соответственно и колебаниями значений уровня МД в 24 балла. Стабильные проявления личностной мотивационной диспозиции МД у лиц внутри выявленных групп подтверждают каноническое положение о консервативности личностных диспозиций и стабильности их проявления во временном континиуме [5,7,8,9].

Методами корреляционного и регрессивного анализов (по результатам обследования в фоновый период 17 человек) были выявлены корреляции между выраженностью МД и личностной тревожностью, эстра- и интроверсией, и нейротизмом у испытуемых. Исходя из данных балльной оценки выраженности личностных диспозиций, обнаружилась отрицательная корреляционная связь между уровнем МД и диспозициями «экстраверсия» (r=-0,4726, р=0,048), «тревожность» (r=-0,4749, р=0,046), «нейро-тизм» (r=-0,5951, р =0,009), а также положительная корреляционная связь между выраженностью МД и «интроверсией» (r=0,4726, р=0,048). Таким образом, высокий уровень представленности МД (соответствующий доминированию внутреннего компонента «НУ») сочетался с низким уровнем тревожности, интроверсией и низким уровнем нейротизма, а низкий уровень МД (внутренний компонент «БН») - с высоким уровнем тревожности, экстраверсией и высоким уровнем нейротизма. В свою очередь, при индивидуальном анализе уровня и выраженности личностных характеристик у субъектов изучаемых групп были выявлены тенденции, подтверждающие выше указанные результаты корреляционного анализа (табл. 1).

При этом хочется дополнительно отметить тот факт, что практически для всех лиц (4 субъекта из 5) группы «МД/НУ» был определен тип поведения АБ, а для испытуемых группы «МД/БН» - тип А. Такие противоположные «психологические

o

портреты» представителей изучаемых групп согласуется с характеристикой особенностей поведения лиц с высоким и низким уровнем МД [5,7,8,9,10].

Таблица 1

Диапазон колебаний индивидуальных значений личностных диспозиций в баллах у испытуемых внутри групп «МД/НУ»

и «мД/бн»

Группа «МД/НУ» Группа «МД/БН»

МД 149-157 111-112

Тревожность 2,1±0,4 2,65±0,3

Интро-экстраверсия 11,6±2,6 16,5±2,5

Нейротизм 11±4 23±1

Тип поведения ДБ А

При анализе абсолютных и относительных показателей вегетативных функций у испытуемых в фоновый период (п=17) среди всех зарегистрированных абсолютных и интегральных показателей кардио-респираторных функций были выявлены достоверные корреляционные связи выраженности МД и представленности ее внутренних компонентов лишь с тремя показателями: среднегемодина-мическим давлением (СГД), ЧДД и индекса неравномерности дыхания (Н). Так, высокий уровень МД отрицательно коррелировал с абсолютными показателями вегетативных функций СГД (г=-0,4686, р=0,043) и ЧДД (г=-0,4665, р=0,044) и характеризовался высокими значениями интегрального показателя Н (г=0,4618, р=0,047), отражающего степень вегетативной напряженности в регуляции дыхательных функций и, косвенно, степень мотивационно-эмоционального напряжения человека. В свою очередь, низкий уровень МД характеризовался полярно противоположными значениями этих же показателей, то есть МД с преобладанием внутреннего компонента «БН» сопровождался низкими значениями Н и высокими значениями показателей гемодинамики СГД и внешнего дыхания ЧДД. При этом индивидуальный анализ значений кардио-респираторных показателей позволил проследить динамику типа вегетативной регуляции для субъектов групп «МД/НУ» и «МД/БН» в ходе длительного учебного процесса и выявить, что у всех испытуемых сохранялся первоначальный (определенный в фоновый период) тип вегетативной регуляции на протяжении всего периода наблюдения (этап I, этап II). При этом в группе «МД/НУ» у двух субъектов сохранился ваготонический тип регуляции (ДХТ, КВТ, ИЩ, ДЩ), а у троих - симпатотонический (ИНТ, АМоТ, МоТ, ДХ|, ЧСС|), а в группе «МД/БН» у всех представителей сохранялся ваготонический тип вегетативной регуляции (ДХТ, КВТ, ИЩ, ДД|). Полученные данные свидетельствуют, что устойчивое проявление внутренних противоположных компонентов МД (НУ или БН) в различные эпизоды длительного учебного процесса сопровождается стабильностью типа вегетативного сопровождения, при этом в фоновый период высокий и низкий уровень МД достоверно коррелируют с полярно противоположными значениями трех показателей кардио-респираторных функций (СГД, ЧДД и Н).

В свою очередь, при анализе динамики значений интегральных показателей Q, г|чсс, Пчдд, Р и рУД для испытуемых было определено, что у всех субъектов группы МД «НУ» индекс Хильденбрандта на этапе I сохранял высокие значения, проявленные в фоновый период. Такие высокие значения отражают десинхронизацию механизмов регуляции кардио-респираторных функций, в основном за счет функций гемодинамики (ЧСС, г|ЧСС). На этапе II данный показатель проявил разнонаправленные тенденции к изменениям (в 3 случаях Q сохранял высокие значения на фоне г|ЧСС > Пчдд (табл. 2); в 1 случае десинхронизация сменилась синхронизацией механизмов вегетативной регуляции за счет сопряжения изменений в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем (табл. 2); и в 1 случае - данный показатель отразил резкое снижение своих значений за пределы «коридора нормы», что свидетельствует о сохранении десинхронизации кардио-респираторных отношений, как и на этапе I, но уже за счет функций внешнего дыхания - ЧДД, Пчдд > ПЧСС (табл. 2.)). Кроме того, «обобщенный вегетативный сдвиг» (р) у лиц данной группы на этапе I составил 0,078-0,79 и на этапе II обнаружил значительное расширение своих значений до 0,021-1,21, что свидетельствует о повышение напряженности вегетативных функций у субъектов группы МД «НУ» на этапе II наблюдения в условиях введения рейтинговой системы оценки знаний. При этом индивидуальный анализ динамики показателя р уд испытуемых выявил в четырех случаях из пяти сохранение постоянного уровня успешности (результативности) учебной деятельности в тече-

ние всего этапа II, среди которых в трех случаях наблюдалось увеличение «физиологической цены» (практически в 2 раза) за счет увеличения «обобщенного вегетативного сдвига» внутри системы кардио-респираторных отношений, и лишь в одном случае - «физиологическая цена» снижалась к экзаменационному испытанию за счет снижения значений Р. Только в 1 случае было определено повышение уровня успешности, на фоне практически постоянного уровня Р, при этом «физиологическая цена» к экзаменационному испытанию также снижалась вдвое (табл. 2).

Таблица 2

Примеры индивидуальной динамики интегральных показателей кардио-респираторных функций у испытуемых группы «МД/ НУ» на этапах I и II наблюдения

ПЧСС ПЧДД Р р уд /о Q

Дор-н Фоновый период 4,91Т

Этап I

К -1 0,3838 -0,923 0,702 17,68Т

К - 2 0 1 0,0189 4,82

зачет 0,7742 -0,6329 0,0994 5,64Т

Этап II

К - 3 -0,0485 -0,9998 0,2645 0.053/5 6,58Т

К - 4 -0,2376 -0,9714 0,1619 0.032/5 5,6Т

К - 5 -0,111 -0,9938 0,462 0.116/5 8,61 Т

Экзамен 0,597 -0,8022 0,4939 0.099/5 8,61Т

Сул-ва Фоновый период 5,45Т

Этап I

К -1 0,4755 -0,8797 0,1137 10,83Т

К - 2 0,5599 -0,8286 0,1207 10,97Т

зачет 0,0855 0,9963 0,7904 5,53Т

Этап II

К - 3 0,0338 0,9994 1,2 0.4/ 3 4,38

К - 4 0,2156 0,9765 0,6272 0.157/4 4,96Т

К - 5 -0,0491 0,9988 1,101 0.367/3 4,17

Экзамен 0,0897 0,9959 1,2079 0.242/5 4,66

Бог-ва Фоновый период 5,45Т

Этап I

К -1 - 0,355 -0,935 0,214 6,29Т

К - 2 -0,9994 0,034 0,2027 4,32

зачет -0,0343 -0,9994 0,7384 20,26Т

Этап II

К - 3 - 0,1771 0,9842 0,7148 0.238/3 2,49Х

К - 4 -0,2903 -0,9569 0,872 0.291/3 24,58Т

К - 5 -0,8575 0,5244 0,3419 0.114/3 3,28

Экзамен -0,1479 0,989 0,9414 0.314/3 2,43Х

Примечание: К - коллоквиум; о - оценка в баллах, полученная испытуемым на контрольном занятии согласно учебной ведомости. Стрелками обозначены выходы значений показателя за пределы «коридора нормы» (| - повышение, | - понижение).

Таблица 3

Примеры динамики интегральных показателей кардио-респираторных функций у испытуемых группы «МД/ БН» на этапах I и II наблюдения

Лчсс Лчпп Р Р уд /о Q

Руд-ва Фоновый период 4,79

Этап I

К -1 -0,957 -0,2897 0,2135 4,07

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К - 2 -1 0 0,3656 3,04

зачет -0,9959 -0,0895 0,1727 4,03

Этап II

К - 3 - 0,5392 -0,8422 0,6181 0.31/3 6,67Т

К - 4 -0,8448 -0,5351 0,3564 0.18/3 4,14

К - 5 -1 0 0,1613 0.08/3 4,02

Экзамен -0,961 -0,2764 0,1678 0.06/3 4,22

Д-кая Фоновый период 7,35ТТ

Этап I

К -1 -0,8278 0,5612 0,189 5,6 Т

К - 2 0,4783 0,8782 0,050 7,2 Т

зачет 0,21 -0,978 0,172 9,15Т

Этап II

К -3 0,0798 0,9968 0,1509 0.05/3 6,46Т

К - 4 -0,6326 0,7745 0,0571 0.014/4 6,78Т

К - 5 0,1909 -0,9816 0,2524 0.05/5 10,24Т

Экзамен 0,806 -0,592 0,2392 0.05/5 10,21 ТТ

Примечание: К- коллоквиум; о- оценка в баллах, полученная испытуемым на контрольном занятии согласно учебной ведомости. Стрелками обозначены выходы значений показателя за пределы «коридора нормы» (| - повышение, | - понижение).

В свою очередь, для субъектов группы МД «БН» было выявлено, что показатель Q сохранял тенденции (значения нормы или превышения ее), выявленные в фоновый период, как на этапе

I (что также было характерно и для группы МД «НУ»), так и на этапе II исследования. При этом в большинстве случаев на этапе I для испытуемых данной группы было характерно преобладание степени включения дыхательной системы в процесс достижения результата в эмоционально напряженные эпизоды обучения (Лчсс<Лчдд), а на этапе II периодически определялось преобладание системы гемодинамики и торможение дыхательной системы (Лчсс>Лчдд). Кроме того, анализ динамики значений показателя р выявил на этапе II расширение диапазона с 0,050-0,3656 до 0,057- 0, 6181 , как и у лиц группы МД «НУ» (табл. 3).

Также, учитывая индивидуальную динамику значений показателей руд и р, можно отметить, что результативность учебной деятельности у данных субъектов, как и в группе «МД/НУ», либо поддерживается на постоянном уровне, либо увеличивается к экзаменационному испытанию и сопровождается, в первом случае - постоянным снижением значений р уд за счет уменьшения «вклада» кардио-респираторных функций в реализации МД (табл. 3), а во втором - обеспечивается постоянным уровнем «физиологической цены» (табл. 3).

Выводы. Учитывая выше описанные данные, можно сделать следующие выводы:

1. При однократных измерениях, как и долгосрочном наблюдении, величина мотивации достижения всегда коррелирует положительно с выраженностью своего внутреннего нейродина-мического компонента «надежда на успех» и отрицательно -компонента «боязнь неудачи».

2. Для лиц с высоким уровнем мотивации достижения характерна триада личностных диспозиций - низкая тревожность, интроверсия, низкий нейротизм, тип поведения АБ; для лиц с низким уровнем мотивации достижения - высокая тревожность, экстраверсия, высокий нейротизм, тип поведения А.

3. В фоновый период среди выделенных групп испытуемых не обнаружено прямой и жесткой корреляции между выраженностью их мотивации достижения и типом вегетативной регуляции (симпатотонический, ваготонический, нормотонический); в ходе длительных наблюдений (в течение учебного года) лица со стабильно высоким или низким уровнем выраженности мотивации достижения проявили сохранность исходного типа вегетативной регуляции кардио-респираторных функций (абсолютные и интегральные показатели).

4. Среди многочисленных абсолютных и интегральных показателей кардио-респираторных функций у испытуемых в фоновой период были выявлены корреляционные связи лишь между выраженностью мотивации достижения и показателями средне-гемодинамического давления, частоты дыхательных движений и индекса неравномерности дыхания.

5. В ходе длительных наблюдений (этапы ^П) у одних и тех же испытуемых выделенных групп наблюдалось выраженное, персонифицированное и внешне хаотичное разнообразие изменений абсолютных показателей гемодинамики и дыхания; динамика интегральных показателей обнаруживала устойчиво проявляющиеся (инвариантные) черты интеграции или дезинтеграции системных кардио-респираторных отношений.

6. Величина личностной диспозиции мотивации достижения в выделенных группах студентов не коррелировала достоверно (положительно) с результативностью их обучения (оценка знаний преподавателем); в эмоционально-напряженные периоды (коллоквиумы, зачетное и экзаменационное испытания) испытуемые характеризовались поддержанием постоянного уровня своей результативности учебной деятельности или постепенным повышением его к экзаменационному испытанию.

Литература

1. Анохин, П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П.К. Анохин.- М.: Медицина, 1968.- 547 с.

2. Боровиков, В. 8ТАТКТЮА: искусство анализа данных на компьютере. Для профессионалов / В. Боровиков.- СПб: Питер, 2001.- 656 с.

3. Глазачев, О.С. Кардио-респираторные взаимоотношения в организме человека при ритмических тепловых воздействиях / О.С. Глазачев, Е.Н. Дудник, С.Я. Классина // Вестник новых медицинских технологий, 2002.- Т.К.- N.1.- С. 44-49.

4. Дмитриева, Н.В. Индивидуальное здоровье и полипараметрическая диагностика функциональных состояний организма / Н.В. Дмитриева, О.С. Глазачев.- М.: Горизонт, 2000.- 214 с.

5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин.- СПб: Питер, 2008.- 512 с.

6. Лебедева, Н.А. Кардио-респираторные функции и динамика мотивационно-эмоционального напряжения у студентов при обучении: автореф. дис. канд. биол. наук. НИИНФ им. П. К. Анохина РАМН/ / Н. А. Лебедева.- М., 2004.- 24 с.

7. Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: автореф. дис.канд. психол. Наук / М.Ш. Ма-гомед-Эминов.- М., 1987.- 22 с.

8. Макклеланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклеланд.-СПб: Питер, 2007.- 667 с.

9. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу.- СПб: Питер, 2010.- 352 с.

10. Реан, А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум / А.А. Реан.- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.- С. 231-233.

11. Судаков, К.В. Доминирующая мотивация / К.В. Судаков. М.: РАМН, 2004.- 236 с.

12. Судаков, К.В. Теория функциональных систем / К.В. Судаков.- М.: Мед. музей, 1996.- 95 с.

13. Физиологические механизмы учебной деятельности студентов. Учебное пособие для системы послевузовского профессионального образования / Кол. авт.; под ред. Судакова К.В.-М.: Издательский дом «Русский врач», 2007.- С. 27-108.

14. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхау-зен.- СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003.- 860 с.

COMPARATIVE ANALYSIS OF CARDIO-RESPIRATORY CORRELATES OF ACHIEVEMENT MOTIVATION AMONG THE STUDENTS IN THE COURSE OF EDUCATIONAL PROCESS

A.P. NOVIKOVA, A.V. KOTOV

Velikiy Novgorod State University after Yaroslav the Wise, Institute of Medical Education Moscow Research Institute of Normal Physiology after P.K. Anokhin, Russian Academy of Medical Sciences

The article highlights a test concerning the studying temporal dynamics of personal level determinants of purpose - achievement motivation and accompanying cardio-respiratory accompaniment of its implementation in the emotionally intense periods of learning activities. It has been demonstrated that both high and low stable levels of AM (achievement motivation) have a number of common features of vegetal accompaniment; they are provided with different versions of intersystem relations of cardiovascular and respiratory functions and do not correlate (favourably) with the level of success (efficiency) of educational efforts.

Key words: achievement motivation, hope of success, fear of failure, psychophysiological construct, cardio-respiratory correlates, efficiency of target-oriented activity.

УДК 576.65.08

ФАКТОРЫ ПЕРСИСТЕНЦИИ ПРОСТЕЙШИХ ФЕКАЛЬНОЙ ФЛОРЫ ПРИ ДИСБИОЗЕ КИШЕЧНИКА

Н.В. БУГЕРО*, И.С. НЕМОВА Н.И. ПОТАТУРКИНА-НЕСТЕРОВА**

Определяли персистентные свойства у 95 штаммов простейших Blastocystis hominis фекальной флоры, выделенных при дисбиозе кишечника от 137 пациентов с патологией желудочно-кишечного тракта. Обнаружено, что распространенность признака убывает в ряду антилактоферриновой (АЛфА) - антилизоцимной (АЛА) активностей. Значения изучаемых признаков коррелировали с показателями патогенности простейших бластоцист. Высокие по сравнению с фоновым уровнем значения АЛфА и АЛА у простейших бла-стоцист могут служить подтверждением их роли в развитии дисбио-за кишечника.

Ключевые слова: простейшие, Blastocystis hominis, персистенция, антилактоферриновая активность, антилизоцимная активность, гастроэнтерологические больные.

Среди микроорганизмов, вызывающих патологию человека, стали чаще выявляться различные виды условно-патогенных, а также мало изученных возбудителей. В связи с этим особую актуальность приобретает широко распространенная протозойная

* Государственная полярная академия, г. Санкт-Петербург, [email protected] Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск, №тоуа

[email protected], [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.