Научная статья на тему 'Изучение результативности учебной деятельности и вегетативного сопровождения у студентов с различным уровнем мотивации достижения'

Изучение результативности учебной деятельности и вегетативного сопровождения у студентов с различным уровнем мотивации достижения Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
99
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение результативности учебной деятельности и вегетативного сопровождения у студентов с различным уровнем мотивации достижения»

Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК

«Здоровье и образование в XXI веке» №3 2013 том 15

Novikova A. P.; Chernova A.G.

«THE STUDIES OF THE RESULTS OF TRAINING ACTIVITIES AND VEGETATIVE MAINTENANCE OF THE STUDENTS WITH A DIFFERENT LEVEL OF MOTIVATION PROGRESS».

NovGU n. Yaroslav the Wise; academic department n. physiology; Veliky Novgorod

^Æotivation progress - is a personality

psychophysiological construct of different kind’s purposeful human activities, including getting the higher education. Motivation progress includes inside components - “hope for success” or “fear of failure”, which shows the subjects emotional admiration of the results of activities. During purposeful activities in emotional period, initiating beginning in motivation progress’s structure cooperates with “hope for success”or “fear of failure”. There are also some variants of motivation progress’s structure, which has not any predominance of internal components.

<§§)

ç=0

The student in the intensive emotional state studied the vegetative maintenance in the motivation progress’s structure vegetative effectiveness of the training activities. The subjects exposed the level of the motivation progress in the period before the end of term. The components of the motivation progress was exposed too, in total they define a vegetative picture of the motivational emotional effort. The analyses of the integral activities which show intersystem cardio respiratory relations with due account taken of effectiveness.

It used a correlative analysis with the help of program "Statistica 6.0" for statistic processing of dates. In research the valid correlative

Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК

«Здоровье и образование в XXI веке» №3 2013 том 15

connections were specified between the level of MD and indicators functions of hemodynamics DX (r= 0,56; p=0,04), KB (r= 0,57; P=0,35) , pulse (r= -0,86; p=0,003), npulse (r= -0,75; p=0,02).It is a specific tention of

cardio-vascular system of the high and low level MD or an unexpressed internal component in its structure in emotional activity with students.

Новикова А.П.; Чернова А.Г. ([email protected])

и

"ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВЕГЕТАТИВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ".

НовГУ им. Я. Мудрого; каф. н.физиологии; Великий Новгород

^Мотивация достижения (МД) -

личностный психофизиологический

конструкт различных видов

целенаправленной деятельности человека (Д.Макклелланд, 2009; Ильин, 2011), в том числе и получение высшего

профессионального образования. МД

содержит в своей структуре внутренние компоненты - «надежда на успех» (НУ) или «боязнь неудачи» (БН), отражающие личностное эмоциональное

предвосхищение субъектом результатов

Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК

«Здоровье и образование в XXI веке» №3 2013 том 15

предстоящей деятельности (П.К.Анохин, 1968, J.W. Atkinson, 1964). В ходе целенаправленной деятельности,

осуществляемой в эмоциональнонапряженный период (зачет, экзамен) инициирующее начало в структуре МД вступает во взаимодействие с НУ или БН. Также рассматривают варианты структуры МД, в которой нет выраженного преобладания одного из внутренних компонентов - «ни то ни се» (Х. Хекгаузен, 2003).

Изучали вегетативное сопровождение реализации этих взаимоотношений в структуре МД и результативность учебной деятельности у студентов в эмоциональнонапряженном состоянии (коллоквиум, зачет, экзаменационное испытание).У испытуемых (19 студентов-добровольцев, 18-21 год) в предзачетный период выявляли уровень МД и представленность ее компонентов, абсолютных и интегральных показателей периферических функций (ЧСС, ЧДД, СГД, САД, ДАД, АМо, Мо, ИН, ВХ, КВ, Н), в совокупности определяющих вегетативный портрет мотивационно-

эмоционального напряжения. Также проводили анализ интегральных

показателей (НЧСС, НЧДД, Р, РУД) отражающие межсистемные кардио-

респираторные отношения, «обобщенный

вегетативный сдвиг» с учетом результативности. Для статистической обработки данных использовали

корреляционный анализ с помощью пакетов программы STATISTICA 6.0.

В исследования были определены достоверные корреляционные связи между уровнем МД и показателями функций гемодинамики ДХ (г= 0,56; р=0,04), КВ (г=

0,57; р=0,35), ЧСС (г= -0,86; р=0,00з), пчсс (г= -0,75; р=0,02), что свидетельствует о

специфической напряженности со стороны сердечно-сосудистой системы при реализации высокого и низкого уровней МД или невыраженности внутреннего компонента в ее структуре в эмоциональнонапряженные эпизоды учебной

деятельности у студентов.

Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК

«Здоровье и образование в XXI веке» №3 2013 том 15

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса/ М, 1968- 546с.

2. Макклелланд Д. Мотивация человека/ Питер, 2007-667с.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: 1-ое издание/ Питер, 2011- 512 с.

a. Хекгаузен Х. Мотивация и деятельность/ Питер 2003-436

4. Atkinson J.W. An Introduction to Motivation/1964

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.