Научная статья на тему 'Сравнительный анализ изменений физиологических показателей у разнополых школьников экстравертов и интровертов 12-летнего возраста в условиях работы за компьютером'

Сравнительный анализ изменений физиологических показателей у разнополых школьников экстравертов и интровертов 12-летнего возраста в условиях работы за компьютером Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
171
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛЬ ВНИМАНИЯ / АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ / ИНТРОВЕРТЫ / ЭКСТРАВЕРТЫ / РАБОТА ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Сокотун Сергей Александрович

Изучены изменения физиологических показателей у разнополых школьников 12-летнего возраста, работающих за компьютером, и дан сравнительный анализ этих изменений у учащихся с различной степенью экстравертированности. Получены данные, свидетельствующие о неблагоприятном влиянии условий работы за компьютером на мальчиков-интровертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Сокотун Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A COMPARATIVE ANALYSIS OF CHANGES IN PHYSIOLOGICAL INDICATORS OF 12-YEAR OLD EXTRAVERT AND INTROVERT SCHOOLCHILDREN OF BOTH SEXES WORKING WITH AT THE COMPUTER

Changes in physiological indicators of 12-year old schoolchildren of both sexes working with a computer have been studied and their comparative analysis for the pupils of different extravert-introvert orientation has been given. The data obtained testify to an adverse effect of working at the computer on introverted schoolboys.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ изменений физиологических показателей у разнополых школьников экстравертов и интровертов 12-летнего возраста в условиях работы за компьютером»

174

Общая биология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 2 (3), с. 174-176

УДК 612:371.7:004.5

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У РАЗНОПОЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ 12-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

© 2012 г. С.А. Сокотун

Самарская научно-исследовательская ветеринарная станция

[email protected]

Поступила в редакцию 12.03.2012

Изучены изменения физиологических показателей у разнополых школьников 12-летнего возраста, работающих за компьютером, и дан сравнительный анализ этих изменений у учащихся с различной степенью экстравертированности. Получены данные, свидетельствующие о неблагоприятном влиянии условий работы за компьютером на мальчиков-интровертов.

Ключевые слова: показатель внимания, артериальное давление, интроверты, экстраверты, работа за компьютером.

Введение

При работе в компьютерном классе на развивающийся организм школьников -подростков действует целый комплекс негативных факторов. Основные из них: электромагнитные поля разной частоты и напряженности (сложный электромагнитный фон), шум, недостаточная или неправильная освещенность рабочего места, неблагоприятный микроклимат помещения, длительное ограничение движения тела и работа в стесненной позе, которая вызывает утомление целого ряда мышц [1—3]. Кроме того, чтение с экрана монитора, в отличие от чтения печатного носителя, вызывает значительное напряжение зрительного анализатора, связанное с такими особенностями экрана, как яркость, контрастность и цвет изображения, наличие бликов на поверхности монитора [4]. Наиболее чувствительными к неблагоприятному воздействию условий работы за компьютером являются нервная и сердечно-сосудистая системы [5]. В настоящее время отсутствует комплексная оценка воздействия условий работы за компьютером, которая учитывала бы как физиологические изменения, так и индивидуально-психологические и половые особенности школьников. В связи с этим представляет интерес изучение влияния условий работы за компьютером на разнополых школьников с различной степенью экстравертированности.

Материалы и методы исследований

Обследованы 104 ученика 12-летнего возраста школы № 37 Железнодорожного района г. Самары, среди которых по результатам тестирования [6] было выявлено 48 интровертов (25 мальчиков и 23 девочки) и 56 экстравертов (26 мальчиков и 30 девочек). Школьники в течение 30 мин выполняли текстовое задание учителя за компьютером. Обследование проводилось 15.05.2008 г., во время третьего урока с 10.00.

Оценивались самочувствие, активность, настроение с помощью теста САН [7]. Тест САН представляет собой карту, на которую нанесены 30 пар признаков полярного значения, с помощью которых можно дать полноценную характеристику самочувствия, активности и настроения.

Устойчивость произвольного внимания изучали, используя корректурную пробу с кольцами Ландольта. При анализе экспериментальных данных учитывались:

- скорость нахождения колец Ландольта (5, количество колец/мин);

- качество работы с таблицей (показатель внимания (ПВ), %) [8].

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы определяли с помощью следующих показателей: частоты сердечных сокращений (ЧСС) и величины артериального давления. Артериальное давление и ЧСС измерялись двумя методами: осциллометрическим при по-

мощи автоматического цифрового прибора модели UA-668 производства фирмы «А&D» (Япония) и аускультативным (метод Короткова) при помощи тонометра системы Рива-Роччи.

Результаты исследований обработаны с применением методов вариационного анализа. Статистическая значимость различий определялась с применением ^-критерия Стьюдента. Статистически значимыми считали различия с вероятностью 95% [9].

Результаты исследования и их обсуждение

В результате обработки тестовой карты САН было обнаружено достоверное уменьшение показателей самочувствия и активности у мальчи-ков-интровертов в 2.9 и 2.0 раза соответственно и у мальчиков-экстравертов в 1.6 раза после работы за компьютером (табл. 1, 2). У девочек, как интровертов, так и экстравертов, значительного изменения этих показателей не наблюдалось. Вероятно это свидетельствует о развитии

утомления у мальчиков при работе за компьютером.

У мальчиков-интровертов, в отличие от ро-весников-экстравертов, после нагрузки при работе за компьютером наблюдалось уменьшение значения показателя произвольного внимания в 1.9 раза (р < 0.05) (табл. 1).

Вероятно условия работы за компьютером вызывали у мальчиков-интровертов снижение уровня устойчивости произвольного внимания. Условия работы за монитором компьютера оказывают значительную нагрузку на зрительный анализатор, которая может вызывать быстрое развитие торможения в зрительной коре и ослабление механизмов произвольного внимания.

У девочек, как интровертов, так и экстравертов, статистически достоверное изменение значения показателя произвольного внимания не обнаружено (табл. 1, 2). Необходимо отметить отсутствие статистически достоверного изменения скорости нахождения колец Ландольта у всех испытуемых групп школьников.

Таблица 1

Изменение физиологических показателей у интровертов мальчиков и девочек

Физиологические показатели Мальчики, 25 чел. Девочки, 23 чел.

до урока после урока до урока после урока

Самочувствие, балл 5.8 ± 0.9 2.0 ± 0.8 * 5.0 ± 1.3 3.0 ± 1.0

Активность, балл 5.5 ± 1.0 2.8 ± 0,9 * 5.0 ± 1.2 3.7 ± 0.8

Настроение, балл 5.9 ± 1.1 2.9 ± 0.6 * 4.7 ± 1.0 4.0 ± 0.7

5, кол. колец/сек 1.211 ± 0.322 1.214 ± 0.323 1.285 ± 0.454 1.327 ± 0.401

ПВ, % 30.9 ± 5.5 16.5 ± 3.7 * 26.3 ± 5.3 20.5 ± 4.0

ЧСС, ударов/мин 79.6 ± 8.5 85.6 ± 6.3 77.3 ± 8.3 82.8 ± 7.7

САД, мм рт. ст. 111.5 ± 9.6 90.7 ± 8.7 108.3 ± 7.9 87.6 ± 9.4

ДАД, мм рт. ст. 64.5 ± 7.4 69.3 ± 6.5 62.0 ± 5.5 66.5 ± 6.7

ПД, мм рт. ст. 47.0 ± 5.3 21.4 ± 6.0 * 46.3 ± 5.3 21.1 ± 4.5 *

* Различия результатов до и после урока статистически достоверны (р < 0.05).

Таблица 2

Изменение физиологических показателей у экстравертов мальчиков и девочек

Физиологические показатели Мальчики, 26 чел. Девочки, 30 чел.

до урока после урока до урока после урока

Самочувствие, балл 5.2 ± 0.8 3.3 ± 1.1 * 4.6 ± 1.0 4.4 ± 1.2

Активность, балл 5.5 ± 1.2 3.4 ± 0.9 * 4.9 ± 1.0 4.3 ± 0.8

Настроение, балл 5.2 ± 1.5 4.5 ± 0.9 4.9 ± 1.2 5.1 ± 1.0

5, кол. колец/сек 1.198 ± 0.335 1.214 ± 0.207 1.402 ± 0.356 1.368 ± 0.357

ПВ, % 22.7 ± 6.8 20.4 ± 6.6 25.4 ± 4.2 23.1 ± 3.5

ЧСС, ударов/мин 78.7 ± 7.5 80.5 ± 7.8 80.1 ± 6.7 83.7 ± 8.0

САД, мм рт. ст. 100.6 ± 9.3 107.7 ± 8.4 98.4 ± 9.1 102.1 ± 10.0

ДАД, мм рт. ст. 60.3 ± 6.8 72.5 ± 7.5 64.8 ± 6.4 76.5 ± 8.5

ПД, мм рт. ст. 40.3 ± 5.7 35.2 ± 4.1 33.6 ± 4.2 25.6 ± 5.0

* Различия результатов до и после урока статистически достоверны (р < 0.05).

176

С.А. Сокотун

У интровертов мальчиков и девочек 12летнего возраста, в отличие от экстравертов ровесников, после работы за компьютером при небольшой тенденции к уменьшению систолического артериального (САД) и увеличению диастолического артериального давлений (ДАД) наблюдалось статистически достоверное уменьшение пульсового давления (ПД) в 2.2 раза (табл. 1). Снижение пульсового давления у интровертов, вероятно, связано с особенностью работы их вегетативной нервной системы, а именно, с преобладанием активности парасимпатического отдела в регуляции артериального давления.

Резюмируя, можно сказать, что наибольшее влияние условия работы за компьютером оказали на мальчиков-интровертов. Это можно объяснить тем, что у интровертов адаптационные возможности находятся на более низком уровне по сравнению с экстравертами.

Список литературы

1. Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье. М.: Советский спорт, 1995. 61 с.

2. Григорьев Ю.Г. К оценке опасности ЭМП, генерируемого видеомонитором (исследования в условиях кратковременной работы оператора на ПК) // Радиационная биология. Радиоэкология. 1996. Т. 36. Вып. 5. С. 738-746.

3. Готовский Ю.В. Электромагнитная безопасность в офисе и дома. М.: ИМЕДИС, 1998. 176 с.

4. Степанова М.А. Как обеспечить безопасное общение с компьютером // Народное образование. 2003. № 2. С. 145-151.

5. Подковкин В.Г., Васильева Т.И. Влияние электромагнитного излучения радиостанции на физиологические и биохимические показатели у школьников при работе за компьютером // В сб.: Ежегодник Российского Национального Комитета по защите от неионизирующих излучений 2004-2005. М.: Изд-во АЛЛАНА, 2006. С. 164-167.

6. Русалов В.М. Модифицированный личностный опросник Айзенка. М.: Мир, 1992. 20 с.

7. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.

8. Макаренко Н.В. Психофизиологические функции организма человека и операторский труд. Киев: Наукова думка, 1991. 216 с.

9. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2007. 392 с.

A COMPARATIVE ANALYSIS OF CHANGES IN PHYSIOLOGICAL INDICATORS OF 12-YEAR OLD EXTRAVERT AND INTROVERT SCHOOLCHILDREN OF BOTH SEXES WORKING WITH AT THE COMPUTER

S.A. Sokotun

Changes in physiological indicators of 12-year old schoolchildren of both sexes working with a computer have been studied and their comparative analysis for the pupils of different extravert-introvert orientation has been given. The data obtained testify to an adverse effect of working at the computer on introverted schoolboys.

Keywords: attention indicator, arterial blood pressure, introverts, extroverts, work at the computer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.