174
Общая биология
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 2 (3), с. 174-176
УДК 612:371.7:004.5
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У РАЗНОПОЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ 12-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ
© 2012 г. С.А. Сокотун
Самарская научно-исследовательская ветеринарная станция
Поступила в редакцию 12.03.2012
Изучены изменения физиологических показателей у разнополых школьников 12-летнего возраста, работающих за компьютером, и дан сравнительный анализ этих изменений у учащихся с различной степенью экстравертированности. Получены данные, свидетельствующие о неблагоприятном влиянии условий работы за компьютером на мальчиков-интровертов.
Ключевые слова: показатель внимания, артериальное давление, интроверты, экстраверты, работа за компьютером.
Введение
При работе в компьютерном классе на развивающийся организм школьников -подростков действует целый комплекс негативных факторов. Основные из них: электромагнитные поля разной частоты и напряженности (сложный электромагнитный фон), шум, недостаточная или неправильная освещенность рабочего места, неблагоприятный микроклимат помещения, длительное ограничение движения тела и работа в стесненной позе, которая вызывает утомление целого ряда мышц [1—3]. Кроме того, чтение с экрана монитора, в отличие от чтения печатного носителя, вызывает значительное напряжение зрительного анализатора, связанное с такими особенностями экрана, как яркость, контрастность и цвет изображения, наличие бликов на поверхности монитора [4]. Наиболее чувствительными к неблагоприятному воздействию условий работы за компьютером являются нервная и сердечно-сосудистая системы [5]. В настоящее время отсутствует комплексная оценка воздействия условий работы за компьютером, которая учитывала бы как физиологические изменения, так и индивидуально-психологические и половые особенности школьников. В связи с этим представляет интерес изучение влияния условий работы за компьютером на разнополых школьников с различной степенью экстравертированности.
Материалы и методы исследований
Обследованы 104 ученика 12-летнего возраста школы № 37 Железнодорожного района г. Самары, среди которых по результатам тестирования [6] было выявлено 48 интровертов (25 мальчиков и 23 девочки) и 56 экстравертов (26 мальчиков и 30 девочек). Школьники в течение 30 мин выполняли текстовое задание учителя за компьютером. Обследование проводилось 15.05.2008 г., во время третьего урока с 10.00.
Оценивались самочувствие, активность, настроение с помощью теста САН [7]. Тест САН представляет собой карту, на которую нанесены 30 пар признаков полярного значения, с помощью которых можно дать полноценную характеристику самочувствия, активности и настроения.
Устойчивость произвольного внимания изучали, используя корректурную пробу с кольцами Ландольта. При анализе экспериментальных данных учитывались:
- скорость нахождения колец Ландольта (5, количество колец/мин);
- качество работы с таблицей (показатель внимания (ПВ), %) [8].
Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы определяли с помощью следующих показателей: частоты сердечных сокращений (ЧСС) и величины артериального давления. Артериальное давление и ЧСС измерялись двумя методами: осциллометрическим при по-
мощи автоматического цифрового прибора модели UA-668 производства фирмы «А&D» (Япония) и аускультативным (метод Короткова) при помощи тонометра системы Рива-Роччи.
Результаты исследований обработаны с применением методов вариационного анализа. Статистическая значимость различий определялась с применением ^-критерия Стьюдента. Статистически значимыми считали различия с вероятностью 95% [9].
Результаты исследования и их обсуждение
В результате обработки тестовой карты САН было обнаружено достоверное уменьшение показателей самочувствия и активности у мальчи-ков-интровертов в 2.9 и 2.0 раза соответственно и у мальчиков-экстравертов в 1.6 раза после работы за компьютером (табл. 1, 2). У девочек, как интровертов, так и экстравертов, значительного изменения этих показателей не наблюдалось. Вероятно это свидетельствует о развитии
утомления у мальчиков при работе за компьютером.
У мальчиков-интровертов, в отличие от ро-весников-экстравертов, после нагрузки при работе за компьютером наблюдалось уменьшение значения показателя произвольного внимания в 1.9 раза (р < 0.05) (табл. 1).
Вероятно условия работы за компьютером вызывали у мальчиков-интровертов снижение уровня устойчивости произвольного внимания. Условия работы за монитором компьютера оказывают значительную нагрузку на зрительный анализатор, которая может вызывать быстрое развитие торможения в зрительной коре и ослабление механизмов произвольного внимания.
У девочек, как интровертов, так и экстравертов, статистически достоверное изменение значения показателя произвольного внимания не обнаружено (табл. 1, 2). Необходимо отметить отсутствие статистически достоверного изменения скорости нахождения колец Ландольта у всех испытуемых групп школьников.
Таблица 1
Изменение физиологических показателей у интровертов мальчиков и девочек
Физиологические показатели Мальчики, 25 чел. Девочки, 23 чел.
до урока после урока до урока после урока
Самочувствие, балл 5.8 ± 0.9 2.0 ± 0.8 * 5.0 ± 1.3 3.0 ± 1.0
Активность, балл 5.5 ± 1.0 2.8 ± 0,9 * 5.0 ± 1.2 3.7 ± 0.8
Настроение, балл 5.9 ± 1.1 2.9 ± 0.6 * 4.7 ± 1.0 4.0 ± 0.7
5, кол. колец/сек 1.211 ± 0.322 1.214 ± 0.323 1.285 ± 0.454 1.327 ± 0.401
ПВ, % 30.9 ± 5.5 16.5 ± 3.7 * 26.3 ± 5.3 20.5 ± 4.0
ЧСС, ударов/мин 79.6 ± 8.5 85.6 ± 6.3 77.3 ± 8.3 82.8 ± 7.7
САД, мм рт. ст. 111.5 ± 9.6 90.7 ± 8.7 108.3 ± 7.9 87.6 ± 9.4
ДАД, мм рт. ст. 64.5 ± 7.4 69.3 ± 6.5 62.0 ± 5.5 66.5 ± 6.7
ПД, мм рт. ст. 47.0 ± 5.3 21.4 ± 6.0 * 46.3 ± 5.3 21.1 ± 4.5 *
* Различия результатов до и после урока статистически достоверны (р < 0.05).
Таблица 2
Изменение физиологических показателей у экстравертов мальчиков и девочек
Физиологические показатели Мальчики, 26 чел. Девочки, 30 чел.
до урока после урока до урока после урока
Самочувствие, балл 5.2 ± 0.8 3.3 ± 1.1 * 4.6 ± 1.0 4.4 ± 1.2
Активность, балл 5.5 ± 1.2 3.4 ± 0.9 * 4.9 ± 1.0 4.3 ± 0.8
Настроение, балл 5.2 ± 1.5 4.5 ± 0.9 4.9 ± 1.2 5.1 ± 1.0
5, кол. колец/сек 1.198 ± 0.335 1.214 ± 0.207 1.402 ± 0.356 1.368 ± 0.357
ПВ, % 22.7 ± 6.8 20.4 ± 6.6 25.4 ± 4.2 23.1 ± 3.5
ЧСС, ударов/мин 78.7 ± 7.5 80.5 ± 7.8 80.1 ± 6.7 83.7 ± 8.0
САД, мм рт. ст. 100.6 ± 9.3 107.7 ± 8.4 98.4 ± 9.1 102.1 ± 10.0
ДАД, мм рт. ст. 60.3 ± 6.8 72.5 ± 7.5 64.8 ± 6.4 76.5 ± 8.5
ПД, мм рт. ст. 40.3 ± 5.7 35.2 ± 4.1 33.6 ± 4.2 25.6 ± 5.0
* Различия результатов до и после урока статистически достоверны (р < 0.05).
176
С.А. Сокотун
У интровертов мальчиков и девочек 12летнего возраста, в отличие от экстравертов ровесников, после работы за компьютером при небольшой тенденции к уменьшению систолического артериального (САД) и увеличению диастолического артериального давлений (ДАД) наблюдалось статистически достоверное уменьшение пульсового давления (ПД) в 2.2 раза (табл. 1). Снижение пульсового давления у интровертов, вероятно, связано с особенностью работы их вегетативной нервной системы, а именно, с преобладанием активности парасимпатического отдела в регуляции артериального давления.
Резюмируя, можно сказать, что наибольшее влияние условия работы за компьютером оказали на мальчиков-интровертов. Это можно объяснить тем, что у интровертов адаптационные возможности находятся на более низком уровне по сравнению с экстравертами.
Список литературы
1. Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье. М.: Советский спорт, 1995. 61 с.
2. Григорьев Ю.Г. К оценке опасности ЭМП, генерируемого видеомонитором (исследования в условиях кратковременной работы оператора на ПК) // Радиационная биология. Радиоэкология. 1996. Т. 36. Вып. 5. С. 738-746.
3. Готовский Ю.В. Электромагнитная безопасность в офисе и дома. М.: ИМЕДИС, 1998. 176 с.
4. Степанова М.А. Как обеспечить безопасное общение с компьютером // Народное образование. 2003. № 2. С. 145-151.
5. Подковкин В.Г., Васильева Т.И. Влияние электромагнитного излучения радиостанции на физиологические и биохимические показатели у школьников при работе за компьютером // В сб.: Ежегодник Российского Национального Комитета по защите от неионизирующих излучений 2004-2005. М.: Изд-во АЛЛАНА, 2006. С. 164-167.
6. Русалов В.М. Модифицированный личностный опросник Айзенка. М.: Мир, 1992. 20 с.
7. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.
8. Макаренко Н.В. Психофизиологические функции организма человека и операторский труд. Киев: Наукова думка, 1991. 216 с.
9. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2007. 392 с.
A COMPARATIVE ANALYSIS OF CHANGES IN PHYSIOLOGICAL INDICATORS OF 12-YEAR OLD EXTRAVERT AND INTROVERT SCHOOLCHILDREN OF BOTH SEXES WORKING WITH AT THE COMPUTER
S.A. Sokotun
Changes in physiological indicators of 12-year old schoolchildren of both sexes working with a computer have been studied and their comparative analysis for the pupils of different extravert-introvert orientation has been given. The data obtained testify to an adverse effect of working at the computer on introverted schoolboys.
Keywords: attention indicator, arterial blood pressure, introverts, extroverts, work at the computer.