Научная статья на тему 'Изменения физиологических и биохимических показателей школьников с различной степенью адаптации сердца к физическим нагрузкам в период работы за компьютером'

Изменения физиологических и биохимических показателей школьников с различной степенью адаптации сердца к физическим нагрузкам в период работы за компьютером Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
141
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сокотун С.А., Подковкин В.Г.

Исследована связь физиологических и биохимических показателей школьников и степени адаптации их сердца к физическим нагрузкам в условиях работы за компьютером. Обнаружена зависимость изменений исследуемых показателей организма школьников от степени адапта ции их сердца к физическим нагрузкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сокотун С.А., Подковкин В.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHANGES IN PHISIOLOGICAL, PHYSIOLOGICAL AND BIOCHEMICAL PARAMETERS IN SCHOOL CHILDREN WITH DIFFERENT HEART ADAPTATION TO THE PHYSICAL ACTIVITY DURING THEIR WORK AT THE COMPUTER

The study focuses on the relationship between school children physiological and biochemical parameters and heart adaptation to the physical activity in working at the computer. It was found that the changes to the parameters studied depended on the schoolchildren heart adaptation to physical activity.

Текст научной работы на тему «Изменения физиологических и биохимических показателей школьников с различной степенью адаптации сердца к физическим нагрузкам в период работы за компьютером»

Сокотун С.А., Подковкин В.Г.

Самарский государственный университет

ИЗМЕНЕНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ АДАПТАЦИИ СЕРДЦА К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ В ПЕРИОД РАБОТЫ

ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

Исследована связь физиологических и биохимических показателей школьников и степени адаптации их сердца к физическим нагрузкам в условиях работы за компьютером. Обнаружена зависимость изменений исследуемых показателей организма школьников от степени адаптации их сердца к физическим нагрузкам.

Введение

При работе за компьютером организм человека сталкивается с комплексным влиянием различных факторов. Во-первых, это биологически активные физические факторы среды - электромагнитные излучения различных частот, электростатические поля, повышенная концентрация аэроионов, шум [8, 17]. Выявлено, что кратковременная работа с компьютерным видеодисплейным терминалом приводит к усилению напряженности основных регуляторных систем организма [7]. Поэтому изучение изменений физиоло-го-биохимических показателей организма при работе за компьютером позволит оценить влияние условий работы за компьютером на пользователя. Интересным представляется изучение изменения физиолого-биохимичес-ких показателей у людей с различной степенью адаптации сердца к физическим нагрузкам при работе за компьютером.

Материалы и методы исследований

В исследовании принимали участие ученики 6-х классов школы №37 Железнодорожного района г. Самары в количестве 31 человека, из которых было выделено 2 группы. Первая группа состояла из 17 школьников со средней степенью адаптации сердца к физическим нагрузкам. Вторая группа состояла из 14 школьников с низкой степенью адаптации сердца к физическим нагрузкам. Все испытуемые выполняли работу с текстом на компьютере в течение 40 мин. Исследование проводилось во время 3-го урока с 10.00 до 10.50.

В качестве биологического материала использовали ротовую жидкость, которую

собирали 2 раза: до начала урока и после него. Сбор биологического материала проводили в химически чистые пробирки по 3 мл. Перед забором испытуемый промывал рот кипяченой водой и просушивал салфеткой. Полученный материал хранился в морозильной камере при температуре -15 оС.

Гистамин и серотонин определяли по методике Л.Я. Прошиной (1981) в нашей модификации (Подковкин В.Г., Панина М.И., Васильева Т.И., 2003) на приборе БИАН-130.

Определение 11-оксикортикостерои-дов (11-ОКС) проводили по методике Ю.А. Панкова, И.Я. Усватовой в модификации В.Г. Подковкина и соавт. [1], используя прибор БИАН-130 флуориметрический.

Для оценки степени адаптации сердца к физическим нагрузкам использовали сердечно-сосудистую пробу Руфье - Диксона (Шеррер Ж., 1973).

Определение частоты пульса осуществляли методом пальпации лучевой артерии.

Артериальное давление измеряли при помощи автоматического цифрового прибора модели иЛ-668.

Статистическую обработку полученных данных проводили стандартным способом с помощью критерия Стьюдента. Статистически значимыми считали различия с уровнем значимости Р < 0,05 [19].

Результаты исследования

и их обсуждение

Выявлено достоверное увеличение концентрации гистамина в ротовой жидкости у учеников второй группы после работы за компьютером в 3,3 раза, в то время как

Сокотун С.А., др. Изменения физиологических и биохимических показателей школьников..

Таблица. Изменение физиолого-биохимических показателей у школьников с различной степенью адаптации сердца к физическим нагрузкам при работе за компьютером

Первая группа Вторая группа

До урока После урока До урока После урока

Кол-во человек 17 14

Степень адаптации сердца к физическим нагрузкам, балл 27,4±6,7 3,8±0,8**

Частота пульса, кол.уд./мин 86,8 ± 10,5 85,5 ± 9,4 80,5 ± 7,6 94,1 ± 8,5

Систолическое давл., мм рт.ст. 108,9 ± 10,8 101,3 ± 10,5 116,9 ± 10,8 95,2 ± 9,0

Диастолическое давл, мм рт.ст. 68,1 ± 8,1 67,1 ± 8,6 67,3 ± 8,7 72,8 ± 7,7

Пульсовое давл., мм рт.ст. 40,8 ± 7,9 34,2 ± 6,9 49,6 ± 5,1 22,5 ± 4,2*

11-ОКС, мкг/мл 0,121 ± 0,031 0,154 ± 0,064 0,107 ± 0,025 0,270 ± 0,070*

Гистамин, мкг/мл 0,108 ± 0,031 0,182 ± 0,063 0,105 ± 0,035 0,349 ± 0,095*

Серотонин, мкг/мл 0,254 ± 0,105 0,281 ± 0,122 0,108 ± 0,042 0,507 ± 0,213*

Примечание: ** - различия между группами статистически значимы (Р<0,05); * - различия результатов до и после исследования статистически значимы (Р<0,05).

у учащихся первой группы статистически значимые изменения отсутствовали (табл.). Из литературных источников известно, что при воздействии электромагнитного поля на организм происходит увеличение концентрации гистамина в различных биологических жидкостях, а также в слюне [14]. Также известно, что гистамин имеет важное значение в формировании любой адаптационной реакции [2].

Обнаружено достоверное увеличение концентрации серотонина в слюне у школьников с низкой степенью адаптации сердца к физическим нагрузкам после работы за компьютером в 5 раз. Значительных изменений в концентрации серотонина у школьников со средней адаптацией сердца к физическим нагрузкам не наблюдалось. Следует отметить, что начальный уровень се-ротонина у школьников первой группы был выше в 2 раза по сравнению со школьниками второй группы. Доказательства участия серотонина в адаптации к действию различных факторов получены во многих экспериментах [12, 15, 20, 21].

Выявлено достоверное увеличение концентрации 11-ОКС у учеников второй группы после работы за компьютером в 2,5 раза, в то время как у испытуемых первой группы наблюдалась лишь небольшая тенденция к увеличению 11-ОКС (табл.). По данным литературы известно, что 11-ОКС играют существенную роль в адап-

тационных реакциях организма. Повышение уровня 11-ОКС в крови при адаптации организма к изменяющимся условиям среды отмечено рядом авторов [4, 5, 16, 18]. Известна положительная корреляция между содержаниями 11-ОКС в крови и слюне [3]. Поэтому по изменению концентрации 11-ОКС в слюне мы также можем судить об адаптационных реакциях организма.

В результате определения артериального давления и частоты пульса были выявлены следующие изменения. У школьников первой группы после работы за компьютером наблюдалась небольшая тенденция к снижению систолического давления, заметных изменений диастолического давления не обнаружено, а пульсовое давление у них уменьшилось на 16%. У испытуемых второй группы после работы за компьютером наблюдалось уменьшение систолического давления на 19%, увеличение диастоличес-кого давления на 8,2% и достоверное уменьшение пульсового давления в 2,2 раза. Согласно данным литературы такая реакция сердечно-сосудистой системы соответствует неблагоприятной перестройке регуляции гемодинамики [6, 9]. Заметного изменения частоты пульса у учеников второй группы не наблюдалось, у учащихся первой группы была выявлена небольшая тенденция к увеличению частоты пульса.

Таким образом, повышение концентрации гистамина, серотонина, 11-ОКС и

Физиология человека

повышение пульсового давления у школьников с низкой степенью адаптации сердца к физическим нагрузкам свидетельствует о более значительном небла-

гоприятном влиянии на них работы за компьютером в сравнении со школьниками со средней степенью адаптации сердца к физическим нагрузкам.

Список использованной литературы:

1. Биологические и иммунологические методы оценки регулирующих систем организма. - Куйбышев, 1989. - 32 с.

2. Вайсфельд И.Л. Гистамин в биохимии и физиологии / И.Л. Вайсфельд. - М.: Наука, 1981. - 277 с.

3. Васильева Т.И., Подковкин В.Г., Чикина Е.Л. Биохимическая оценка коры надпочечников / Т.И. Васильева, В.Г. Подковкин, Е.Л. Чикина // Вестник СамГУ. - 2002. - №4(26). - С.137-144.

4. Виру А.А. Гормональные механизмы адаптации и тренировки / А.А. Виру. - Ленинград: Наука, Медицинское отделение, 1981. - 156 с.

5. Виру А.А. Механизм общей адаптации / А.А. Виру // Успехи физиологических наук. - 1980. - Т. 11. - №4. - С. 27 - 46.

6. Воронцов М.П., Михеев В.В. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы девушек-подростков, обучающихся в техническом училище / М.П. Воронцов, В.В. Михеев //Гигиена и санитария. - 1980. - №2. - С.33-35.

7. Григорьев Ю. Г., Лукьянова С.Н., Григорьев О.А. К оценке опасности ЭМП, генерируемого видеомонитором (исследования в условиях кратковременной работы оператора на ПК) / Ю.Г. Григорьев, С.Н. Лукьянова, О.А. Григорьев и др. // Радиационная биология. Радиоэкология. - 1996. - Т.36. Вып.5. - С.738-746.

8. Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье / Г. Г. Демирчоглян. - М.: Советский спорт, 1995. - 61с.

9. Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма / В.А. Доскин, Н.Н. Куинджи. - М.: Медицина, 1989. - 224 с.

10. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А.Б. Леонова. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 187с.

11. Макаренко Н. В. Психофизические функции человека и операторский труд / Н.В. Макаренко. - Киев: Наукова думка, 1991. - 216 с.

12. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенникова. - М.: Наука, 1988. - 256с.

13. Подковкин, В.Г. Способ определения концентрации серотонина и гистамина в биологической жидкости / В.Г. Подковкин, М.И. Панина, Т.И. Васильева. - Патент на изобретение №2244307, 2003 г. - РФ. - 5 с.

14. Пресман А. С. Электромагнитные поля и живая природа / А.С. Пресман. - М.: Наука, 1968.- 168 с.

15. Пшенникова М.Г. Врожденная эффективность стресс-лимитирующих систем как фактор устойчивости к стрессорным повреждениям / М.Г. Пшенникова // Успехи физиологических наук. - 2002. - Т. 34. - №3. - С. 54-58.

16. Робу А. И. Взаимоотношения эндокринных комплексов при стрессе / А.И. Робу. - Кишинев, 1982. - 208 с.

17. Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером / М.Степанова // Народное образование. - 2003. -№2. - С.145-151.

18. Теппермен Дж., Теппермен Х. Физиология обмена веществ и эндокринная система / Дж Теппермен, Х. Теппермен. - М.: Мир, 1989. - С. 274 - 314.

19. Фролов Ю.П. Математические методы в биологии: ЭВМ и программирование / Ю.П. Фролов. - Самара: Изд-во СамГУ, 1997. - 265 с.

20. Хайдарлиу С.Х. Нейромедиаторные механизмы адаптации / С.Х. Хайдарлиу. - Кишинев: Штиинца, 1984. - 180 с.

21. Хайдарлиу С.Х. Функциональная биохимия адаптации / С.Х. Хайдарлиу. - Кишинев: Штиинца, 1984. - 194 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.