Научная статья на тему 'Сравнительный анализ инженерного образования советского Союза и Российской Федерации'

Сравнительный анализ инженерного образования советского Союза и Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
576
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРАВНЕНИЕ СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ENGINEERING EDUCATION / THE COMPARISON OF THE USSR AND THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубынин П.А., Клешнина И.А.

Рассмотрены история становления инженерного образования в СССР, его структура и влияние на образование в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE ENGINEERING EDUCATION FORMATION IN THE SOVIET UNION, ITS STRUCTURE AND ITS INFLUENCE ON EDUCATION IN RUSSIA

The research analyses the history of the formation of engineering education in the Soviet Union, its structure and its influence on education in Russia

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ инженерного образования советского Союза и Российской Федерации»

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

Активизация деятельности учащихся на уроке -одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса. Сознательное и прочное усвоение знаний студентов проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом занятии так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика и был направлен на формирование профессиональных компетентностей.

Библиографические ссылки

1. Семушкин А. Д., Кретинин О. С., Семенов Е. Е. Активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении математики. М., 1978.

2. Порожнета Н. Н. Ещё одна технология закрепления и повторения // Математика в школе. 1997. № 1.

3. Егорова Л. И. Создание ситуации успеха на уроке // Математика в школе. 1996. № 6.

4. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987.

5. Газета «Математика» : приложение к газете «1 сентября». 2010-2014.

References

1. Semushkin A. D., Kretinin O. S., Semenov E. E. Mental activity intensification of students in mathematics. M., 1978.

2. Porozhneta N. N. One more technology for remembering and repetition // Mathematics at school. 1997. № 1.

3. Egorova L. I. Create successful atmosphere in the class // Mathematics at school. 1996. № 6.

4. Fridman L. M. Pedagogical experience from the psychologist's point of view. M., 1987.

5. Newspaper "Mathematics" appendix's "September 1st". 2010-2014.

© Дубиненко Е. П., Фадеева В. В., 2016

УДК 323.2

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П. А. Дубынин, И. А. Клешнина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: pavel.dubynin@mail.ru

Рассмотрены история становления инженерного образования в СССР, его структура и влияние на образование в России.

Ключевые слова: инженерное образование, сравнение СССР и Российской Федерации.

THE HISTORY OF THE ENGINEERING EDUCATION FORMATION IN THE SOVIET UNION, ITS STRUCTURE AND ITS INFLUENCE ON EDUCATION IN RUSSIA

P. A. Dubynin, I. A. Kleshnina

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: pavel.dubynin@mail.ru

The research analyses the history of the formation of engineering education in the Soviet Union, its structure and its influence on education in Russia

Keywords: engineering education, the comparison of the USSR and the Russian Federation.

Для нас привычным стало мнение, что образование в СССР было лучшим в мире. Что люди в те времена были более образованные, получали бесплатное и самое лучшее образование. Так ли это на самом деле? Переняла ли Россия как правопреемник СССР весь тот опыт, что был накоплен в Союзе? Ведь образование в СССР прошло долгий путь от момента уничтожения царской власти, а вместе с ней и всей интеллигенции, в том числе инженеров, врачей, педагогов, и до момента запуска первого спутника и поле-

та первого человека в космос, когда интеллектуальный потенциал страны был настолько мощный, что поставил страну на главенствующие позиции в мире

[1-4].

Большую роль в профориентации советской молодежи играли внешкольные учреждения. Первые внешкольные учреждения были организованы в 1918 г. (Биологическая станция юных любителей природы в Москве). В 1970 г. в СССР работало 3 780 дворцов и домов пионеров и школьников (в которых

<Тешетневс^ие чтения. 2016

занималось около 2 млн детей и подростков), 553 станции юных техников, 327 станций юных натуралистов, 33 детские железные дороги, 1,1 тыс. клубов юных техников, 172 тыс. детских и школьных библиотек. С их помощью у детей складывались первые знания в области конструирования и моделирования, что вызывало направленность дальнейших действий при выборе профессии. Тем более, что в такие кружки мог записаться абсолютно каждый, не заплатив при этом ни копейки.

Кружки же подобного плана в наше время основываются на ежемесячной оплате за каждого ребенка. А стоимость их колеблется в диапазоне от 1000 до 2500 рублей.

Обучение в вузах СССР было бесплатным, распределение выпускников осуществлялось централизованно (за один семестр до окончания срока учёбы), в соответствии с потребностями различных отраслей экономики (конкретных 10 предприятий и организаций). Молодые специалисты должны были проработать по месту распределения не менее 3-х лет. По половому признаку 2/3 студентов инженерно-технического профиля, обучавшихся в советских вузах в 1970-1980-х годах, являлись мужчинами, 1/3 -женщинами. В свою очередь в России под распределение попадают лишь часть студентов: те, которым удалось взять направления от предприятий (государственных организаций) и успешно сдать единый государственный экзамен.

Переход России к Болонской системе образования произвела сильнейший переполох в постсоветских вузах, привыкших к обучению студентов по программе специалитета. Болонская систем подразумевала собой переход к двухуровневой системе высшего образования, что разбивает привычную систему инженерного образования. Для статистики, госзаказ на бюджетные места в 2010/2011 учебном году стал резко увеличиваться, предусматривая подготовку по программам бакалавриата и магистратуры и уменьшение доли подготовки по программам дипломированных специалистов (их соотношение стало составлять примерно 75 к 25, в то время как в предшествующие годы это соотношение было прямо противоположным).

Дефицита преподавателей в инженерных вузах не отмечается, но далеко не все из них осознают потребности современного производства и владеют знаниями о новейших технологиях. Возраст педагогов достаточно часто превышает пенсионный. Причина замедленной ротации кадров является нежелание уходить на пенсию ввиду ее скромного размера. Для сравнения в СССР пенсия профессора составляла 2/3 от его зарплаты, при учете, что зарплата приравнивалась к 500 рублям, что по нынешнему курсу соответствует 60 000 рублей. Помимо этого профессор имел возможность отдыхать в санаториях в период летнего отпуска.

За рубежом диплом инженера советского вуза считался престижным. Об этом убедительно свидетельствуют данные по специальностям, которые иностранные студенты (126,5 тыс. чел. в 1989/1990 учеб-

ном году) изучали в советских вузах. Кстати, по показателю численности иностранных студентов очной формы обучения советская высшая школа занимала в этот период третье место в мире (после вузов США, где обучалось 419,6 тыс. иностранных студентов, и Франции - 136,9 тыс.) Что же происходит сейчас на поле обмена студентами? По данным ЮНЕСКО в российских вузах учится до 90 тыс. иностранных граждан. Большинство, из которых - студенты бывших союзных республик.

Суммируя все вышеизложенное, можно открыто заявить о недостатках российского образования. Выражаются они в различных моментах обучения, начиная от профориентирования молодежи в школах, наличием в основном платных занятий в кружках дополнительного образования и заканчивая изменением системы инженерного образования. Не удивительно что заявление Ассоциации технических университетов России четко определило направление политики инженерного образования в сторону увеличения работы по профориентированию школьников, увеличения стипендий для студентов оборонно-промышленного комплекса, расширения целевого набора.

В 1824 г. известный французский литератор Жак Пеше в одном из своих произведений написал фразу: «Всё новое - это хорошо забытое старое». Так почему же мы так отчетливо помним все лучшие стороны советского образования и совершенно забыли, как во времена революции большевики на корню уничтожили систему образования царской России?

Библиографические ссылки

1. URL: http://www.plam.ru/literat/yenciklopediches-kii_slovar_krylatyh_slov_i_vyrazhenii/p542.php (дата обращения: 10.08.2016).

2. Арефьев А. Л., Арефьев М. А. Об инженерно-техническом образовании в России.

3. URL: http://www.российский-союз-инженеров. рф/раз-витие-инженерной-деятельности-в-россии/ (дата обращения: 10.08.2016).

4. URL: http://sputnikipogrom.com/education/22118/ this-is-what-you-paid-for/#.V94w4yGLSM9 (дата обращения: 10.08.2016).

References

1. URL: http://www.plam.ru/literat/yenciklopediches-kii_slo-var_krylatyh_slov_i_vyrazhenii/p542.php (data obrash-cheniya: 10.08.2016).

2. Аrefyev А. L., Аrefyev M. А. Ob inzhenerno-tekhnicheskom obrazovanii v Rossii.

3. URL: http://www.rossiyskiy-soyuz-inzhenerov.rf/raz-vitiye-inzhenernoy-deyatel'nosti-v-rossii/ (data ob-rashcheniya: 10.08.2016).

4. URL: http://sputnikipogrom.com/education/22118/ this-is-what-you-paid-for/#.V94w4yGLSM9 (data obrash-cheniya: 10.08.2016).

© Дубынин П. А., Клешнина И. А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.