Научная статья на тему 'Активизация познавательной деятельности студентов на занятиях математики'

Активизация познавательной деятельности студентов на занятиях математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МАТЕМАТИКЕ / COGNITIVE ACTIVITY INTENSIFICATION IN MATHEMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубиненко Е. П., Фадеева В. В.

Исследуются основные принципы и методы активизации познавательной деятельности на занятиях математики. Приведены примеры практических заданий для студентов. Эти приёмы обучения направлены на подготовку квалифицированных кадров для ракетно-космической отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS AND ITS INTENSIFICATION IN MATHEMATICS

This article contains basic principles and methods of students` cognitive activity in mathematics. It presents examples of practical tasks for students. The purpose of these methods is to train well-qualified specialists in rocket-space industry.

Текст научной работы на тему «Активизация познавательной деятельности студентов на занятиях математики»

Библиографические ссылки

1. Деребко С., Ясвин В. Отношение к здоровью и здоровому образу жизни: методика измерения // Директор школы. 1999. № 2.

2. Здоровье студентов: социологический анализ / отв. ред. И. В. Журавлева ; Институт социологии РАН. М., 2012. С. 252.

3. Кривенко Т. А. Как сохранить и укрепить здоровье студента и педагога // Актуальные вопросы современной науки : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (25 июня 2012, г. Краснодар) / отв. ред. Т. А. Петрова. Краснодар, 2012. С. 142-143.

4. Программа «Вуз здорового образа жизни» [Электронный ресурс]. URL: http://umotnas.ru/umot/ programma-vuz-zdorovogo-obraza-jizni/ (дата обращения: 10.09.2016).

5. Психология здоровья и здоровый образ жизни [Электронный ресурс]. URL: http://5psy.ru/obrazovanie/ psihologiya-zdorovya-i-zdorovyi-obraz-jizni.html (дата обращения: 10.09.2016).

References

1. Derebko S., Yasvin V. Otnosheniye k zdorov'yu i zdorovomu obrazu zhizni: metodika izmereniya // Direktor shkoly. 1999. № 2.

2. Zdorov'ye studentov: sotsiologicheskiy analiz / otv. red. I. V. Zhuravleva ; Institut sotsiologii RAN. M., 2012. S. 252.

3. Krivenko T. A. Kak sokhranit' i ukrepit' zdorov'ye studenta i pedagoga // Aktual'nyye voprosy so-vremennoy nauki : materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Krasnodar, 25 iyunya 2012 g.) / otv. red. T. A. Petrova. Krasnodar, 2012. S. 142-143.

4. Programma "Vuz zdorovogo obraza zhizni" [Elektronnyy resurs]. URL: http://umotnas.ru/umot/ programma-vuz-zdorovogo-obraza-jizni/ (data obrashche-niya: 10.09.2016).

5. Psikhologiya zdorov'ya i zdorovyy obraz zhizni [Elektronnyy resurs]. URL: http://5psy.ru/obrazovanie/ psihologiya-zdorovya-i-zdorovyi-obraz-jizni.html (data obrashcheniya: 10.09.2016).

© floporaHKHHa E. M., 2016

УДК 378

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ

Е. П. Дубиненко, В. В. Фадеева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева,

Аэрокосмический колледж Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Исследуются основные принципы и методы активизации познавательной деятельности на занятиях математики. Приведены примеры практических заданий для студентов. Эти приёмы обучения направлены на подготовку квалифицированных кадров для ракетно-космической отрасли.

Ключевые слова: активизация познавательной деятельности на математике.

COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS AND ITS INTENSIFICATION IN MATHEMATICS

E. P. Dubinenko, V. V. Fadeeva

Reshetnev Siberian State Aerospace University, Aerospace College 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

This article contains basic principles and methods of students' cognitive activity in mathematics. It presents examples of practical tasks for students. The purpose of these methods is to train well-qualified specialists in rocket-space industry.

Keywords: cognitive activity intensification in mathematics.

В настоящее время актуальными становятся тре- Но действительность показывает обратное: сего-бования к личностным качествам современного сту- дня студенты не имеют привычки и желания учиться дента - умению самостоятельно пополнять свои зна- последовательно, по учебникам, а скорее склонны ния, вести самостоятельный поиск необходимых ма- обучаться в форме участия, экспериментирования, териалов, быть творческой личностью. решения реальных ситуаций. Они привыкли к изби-

<Тешетневс^ие чтения. 2016

рательному и свободному восприятию потока информации, не терпят навязывания мнения других, они хотят сами разобраться в ситуации и понять данную им информацию.

Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу - это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Без развития познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания нельзя решить задачи по формированию молодого специалиста, квалифицированного рабочего.

Каковы же принципы активизации познавательной деятельности? Перечислим их:

1. Принцип проблемности.

2. Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач [1].

3. Принцип взаимообучения.

4. Принцип исследования изучаемых проблем.

5. Принцип индивидуализации.

6. Принцип самообучения.

7. Принцип мотивации.

Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности студентов возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить. Поэтому особо остро в последние годы стоит вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности. Одним из приемов такой деятельности является познавательный интерес.

Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность [1; 2].

Рассмотрим необходимые условия формирования познавательного интереса.

Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся.

Первая группа связана с содержанием:

- задачи практической направленности и удовлетворение, полученное при решении;

- новизна и разнообразие курса математики, сведения из истории науки, обогащение содержания предмета, специфика будущей профессии;

- применение наиболее рациональных методов вычислений, исследований и доказательств.

Вторая группа связана с организацией учебного процесса:

- разнообразные системы занятий, включение по возможности в каждый урок новых элементов, знаний, которые могут быть применены в будущем;

- активизация деятельности студентов, организация творческих работ, соревнований.

Третья группа связана с отношением личности:

- прирожденные математические способности;

- успех в изучении предмета и поощрение;

- влияние родных и близких [3].

Действие практически всех этих условий в значительной степени зависит от преподавателя, его знаний, умений и мастерства.

Далеко не все в учебном материале может быть для студентов интересно. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия очень быстро вызывают скуку. Работа преподавателя по активизации познавательной деятельности учащихся наиболее эффективна, а качество знаний учащихся выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие их познавательный интерес. В своей работе авторы используют приемы, методы, которые позволяют вовлечь учащихся в активную, познавательную, творческую деятельность.

Различные формы проведения занятий позволяют разнообразить учебный процесс. Ребята охотно включаются в работу, ведь здесь нужно проявить знания, смекалку, творчество.

Ключевой проблемой повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учебной деятельности студентов. Каким же образом активизировать студентов на занятии? Обучение не должно сводиться к механической «передаче» знаний, так как обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют преподаватель и студент: преподавание и учение [4; 5].

Мы в своей практике используем различные приёмы активизации познавательной деятельности.

На занятиях мы создаем ситуации, в которых студенты сами:

- отстаивают своё мнение;

- принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

- задают вопросы друг другу и преподавателю;

- анализируют ответы друг друга;

- оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);

- консультируют по отдельным вопросам своих одногруппников;

- самостоятельно выбирают разноуровневые задания;

- находят несколько вариантов решения проблемы;

- нахождение «ошибкоопасных мест».

В своей работе мы используем различные приёмы активизации познавательной деятельности. Например, активными методами обучения считаются те методы, которые максимально повышают уровень познавательной активности студентов.

Активизация деятельности учащихся на уроке -одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса. Сознательное и прочное усвоение знаний студентов проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом занятии так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика и был направлен на формирование профессиональных компетентностей.

Библиографические ссылки

1. Семушкин А. Д., Кретинин О. С., Семенов Е. Е. Активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении математики. М., 1978.

2. Порожнета Н. Н. Ещё одна технология закрепления и повторения // Математика в школе. 1997. № 1.

3. Егорова Л. И. Создание ситуации успеха на уроке // Математика в школе. 1996. № 6.

4. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987.

5. Газета «Математика» : приложение к газете «1 сентября». 2010-2014.

References

1. Semushkin A. D., Kretinin O. S., Semenov E. E. Mental activity intensification of students in mathematics. M., 1978.

2. Porozhneta N. N. One more technology for remembering and repetition // Mathematics at school. 1997. № 1.

3. Egorova L. I. Create successful atmosphere in the class // Mathematics at school. 1996. № 6.

4. Fridman L. M. Pedagogical experience from the psychologist's point of view. M., 1987.

5. Newspaper "Mathematics" appendix's "September 1st". 2010-2014.

© Дубиненко Е. П., Фадеева В. В., 2016

УДК 323.2

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П. А. Дубынин, И. А. Клешнина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Рассмотрены история становления инженерного образования в СССР, его структура и влияние на образование в России.

Ключевые слова: инженерное образование, сравнение СССР и Российской Федерации.

THE HISTORY OF THE ENGINEERING EDUCATION FORMATION IN THE SOVIET UNION, ITS STRUCTURE AND ITS INFLUENCE ON EDUCATION IN RUSSIA

P. A. Dubynin, I. A. Kleshnina

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

The research analyses the history of the formation of engineering education in the Soviet Union, its structure and its influence on education in Russia

Keywords: engineering education, the comparison of the USSR and the Russian Federation.

Для нас привычным стало мнение, что образование в СССР было лучшим в мире. Что люди в те времена были более образованные, получали бесплатное и самое лучшее образование. Так ли это на самом деле? Переняла ли Россия как правопреемник СССР весь тот опыт, что был накоплен в Союзе? Ведь образование в СССР прошло долгий путь от момента уничтожения царской власти, а вместе с ней и всей интеллигенции, в том числе инженеров, врачей, педагогов, и до момента запуска первого спутника и поле-

та первого человека в космос, когда интеллектуальный потенциал страны был настолько мощный, что поставил страну на главенствующие позиции в мире

[1-4].

Большую роль в профориентации советской молодежи играли внешкольные учреждения. Первые внешкольные учреждения были организованы в 1918 г. (Биологическая станция юных любителей природы в Москве). В 1970 г. в СССР работало 3 780 дворцов и домов пионеров и школьников (в которых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.