Научная статья на тему 'Сравнительный анализ интеллектуальной готовности дошкольников к школьному обучению в полных и неполных семьях'

Сравнительный анализ интеллектуальной готовности дошкольников к школьному обучению в полных и неполных семьях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1627
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛНАЯ И НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ / ПОДГОТОВКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ / ПАМЯТЬ / ЗАПОМИНАНИЕ / ВНИМАНИЕ / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CHILD’S INTELLECTUAL DEVELOPMENT / CHILDREN’S READINESS TO LEARN / COMPLETE AND INCOMPLETE FAMILY / PREPARATION FOR SCHOOL / INTELLECTUAL READINESS FOR SCHOOL / MEMORY / ATTENTION / LOGICAL THINKING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никитин Александр Акиндинович, Макарова Марина Викторовна

Рассматриваются результаты исследования интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста из полных и неполных семей к обучению в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Никитин Александр Акиндинович, Макарова Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of intellectual readiness of preschool children to school in complete and incomplete families

In the article the results of intellectual readiness of preschool children from intact and broken families to school study are analyzed.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ интеллектуальной готовности дошкольников к школьному обучению в полных и неполных семьях»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2013 Философия. Психология. Социология Выпуск 1 (13)

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.992.72

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

А.А. Никитин, М.В. Макарова

Рассматриваются результаты исследования интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста из полных и неполных семей к обучению в школе.

Ключевые слова: полная и неполная семья; подготовка к школьному обучению; интеллектуальное развитие ребенка; готовность детей к обучению; интеллектуальная готовность к школьному обучению; память; запоминание; внимание; логическое мышление.

Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения. Семейная жизнь сложилась с давних пор так, что родительские обязанности делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно, но огромные проблемы в воспитании ребенка возникают с увеличением числа неполных семей и ныне не являются редкостью одинокая мать, разведенные родители [4].

В зависимости от состава семьи различают полные и неполные семьи. «Полной является семья, в составе которой есть оба родителя и хотя бы один ребенок. Неполной является семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей» [6, с. 12]. Проблемы неполной семьи особенно актуальны, так как воспитание детей в

неполной семье обладает рядом особенностей: недостаточное влияние на ребенка со стороны родителей внутри семьи, односторонность воспитательного воздействия, проявление неуравновешенности родительских чувств, возможность возникновения в сознании ребенка мысли о собственной неполноценности. Все это приводит к пагубному влиянию на психическое и интеллектуальное развитие ребенка, а также к плохой подготовленности ребенка к школьному обучению.

Вопрос о подготовке детей к школьному обучению является одним из важных в исследованиях педагогической психологии. Актуальность исследований определяется возросшими требованиями к диагностике и коррекции интеллектуальной деятельности дошкольников и школьной дезадаптации младших школьников. Исследование, направленное на изучение познавательных процессов и решение проблем процесса школьной адаптации, является чрезвычайно современным и общественно востребованным. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, на-

Никитин Александр Акиндинович — доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии развития; Пермский государственный национальный исследовательский университет; 614990, Пермь, ул. Букирева, 15; nikitin@psu.ru.

Макарова Марина Викторовна — студентка философско-социологического факультета; Пермский государственный национальный исследовательский университет; 614990, Пермь, ул. Букирева, 15; marina_makarova_1980@list.ru.

сколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Исследованию влияния семейного воспитания на психическое и интеллектуальное развитие ребенка были посвящены работы педагогов Е.И. Морозовой, Л.К. Сидоровой, психологов М.И. Лисиной, А.В. Петровского,

A.М. Прихожан и др.

Под понятием готовности детей к обучению в школе понимается «совокупность морфологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению» [5, с. 223]. Н.И. Гуткина определяет психологическую готовность ребенка к обучению в школе как готовность ребенка к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности [2].

Готовность к школьному обучению, или школьная зрелость, — многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Параметрами школьной готовности являются мотивационная готовность, сформированность «внутренней позиции школьника», произвольность психической деятельности, уровень развития речи, а также интеллектуальное развитие.

Как отмечают М.К. Акимова и

B.Т. Козлова, «интеллектуальное (умственное) развитие рассматривается как одна из сторон общего психического развития ребенка. Поэтому к нему применимо общее для отечественной психологии понимание психического развития как специфического процесса присвоения ребенком достижений предшествующих поколений» [1, с. 108]. В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают: самостоятельность мышления, быстрота и прочность усвоения учебного материала, быстрота ориентировки при решении нестандартных задач, умение отличить существенное от несущественного, различный уровень аналити-ко-синтетической деятельности, критичность ума, а также темп продвижения, как скорость формирования обобщения, экономичность мышления, умение самостоятельно, творчески решать задачи разного типа, переходя от репродуктивных к творческим задачам.

У старших дошкольников интеллектуальное развитие играет центральную роль, по-

скольку от его особенностей зависит успешность будущей учебной деятельности. Успешность или неудачи последней отражаются на всех сторонах личности — эмоциональной, по-требностно-мотивационной, волевой, характерологической. На ведущее значение интеллектуального развития в общем развитии старших дошкольников указывали многие педагоги и психологи, в том числе А.П. Блонский, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский. Но основной источник интеллектуального развития — разнообразные социальные влияния, и прежде всего воспитание и обучение, в ходе которых детям передается опыт человечества в виде знаний, умений, навыков, т.е. интеллектуальное развитие человека зависит как от микросреды (семьи, школы, сферы общения), так и от общественных условий в целом, определяющих объем и содержание знаний и умений.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. В отечественной педагогической психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов, т.е. ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Изложенные выше положения нашли отражение в диагностике по определению интеллектуальной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста [3].

Данная статья представляет собой результаты исследования — изучение особенностей интеллектуальной готовности к школе детей из полных и неполных семей.

Мы предположили, что есть различия в интеллектуальной готовности детей к школе у де-

тей из полной и неполной семьи, т.е. дети, воспитывающиеся обоими родителями, более интеллектуально подготовлены к школе, чем дети, которых воспитывает один родитель.

Для исследования были определены две группы детей. Первая группа состояла из детей подготовительной группы, из полной семьи, в количестве 30 человек. Вторая группа состояла из детей подготовительной группы, из неполной семьи, в количестве 30 человек. Дети обеих групп имели примерно равное соотношение лиц мужского и женского пола, возраст 6-7 лет. Исследуемые показатели первой и второй групп сравнивались между собой.

В исследовании психических процессов дошкольников использовались:

- методика А.Н. Бернштейна «Установление последовательности событий», направлена на исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению. Исследование проводится индивидуально. Перед ребенком кладут произвольно картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет,

Уровень развития логического мышления у детей из полных семей — средний, в то время как у дошкольников из неполных семей — ниже среднего. Можно сказать, что дети из полных семей правильно находят последовательность картинок, но не всегда могут составить связный рассказ. Рассказ составляют с помощью наводящих вопросов экспериментатора. В то же время дети из неполных семей могут испыты-

выстроить правильную последовательность событий и составить по картинке рассказ;

- методика исследования кратковременного запоминания Джекобсона. Она проводится на цифровом материале. Испытуемому предъявляется последовательно 5 рядов цифр, содержащих от 3 до 7 элементов. Цифры расположены в случайном порядке. Для этой методики необходимы два столбца с цифрами. Второй столбец контрольный. Если ребенок ошибся при воспроизведении какой-то строки, задание по данной строке повторяется из другого столбца;

- методика «Шифровка» (11-й субтест теста Д. Векслера), направлена на изучение пере-ключаемости и распределения внимания. Ребенку предлагается в течение 2 минут осуществить кодирование, поставив в соответствие определенному изображению условный символ.

Результаты исследования представлены в табл. 1. В общем, интеллектуальная готовность к школе больше развита у детей из полных семей, чем у дошкольников их неполных семей.

вать трудности в определении последовательности картинок, затрудняться при составлении рассказа.

Как видно из табл. 1, статистически значимые взаимосвязи выявлены по количеству правильно воспроизведенных слов, которое ребенок продемонстрировал во время 3-го, 4-го и 5го предъявлений. Данные показатели имеют большее значение в группе детей из полных

Таблица 1. Различия интеллектуальной готовности к школе детей из полной и неполной семьи

Характеристики Полная семья Неполная семья t-value P

ЛМ — логическое мышление 2,00 1,67 1,90 0,062

1-е предъявление 5,73 5,60 0,40 0,691

2-е предъявление 6,50 6,07 1,82 0,074

3-е предъявление 6,67 5,93 4,20 0,000

4-е предъявление 6,77 6,27 3,55 0,001

5-е предъявление 7,37 6,50 5,65 0,000

КР — кратковременная память 33,33 30,33 4,04 0,000

ДП — долговременная память 6,70 5,93 2,66 0,010

ВН — переключаемость и распределение внимания 2,43 1,87 3,66 0,001

ОО — обобщение рядов конкретных понятий при помощи родовых понятий 2,37 2,27 0,82 0,414

КП — конкретизация понятий 2,50 1,77 4,98 0,000

ОР — обобщение рядов понятий широкого объема 2,50 1,87 4,54 0,000

КЛ — классификация 2,50 1,97 3,66 0,001

СР — сравнение 2,53 2,27 2,01 0,049

семей, чем у дошкольников из неполных семей (4,20; 3,55; 5,65). Можно предположить, что в середине и конце исследования дошкольники из неполных семей чаще допускали ошибки, затруднялись в воспроизведении слов, в то время как дети из полных семей чаще правильно воспроизводили предъявляемые слова.

Что касается уровня кратковременного запоминания, то показатель КР — кратковременная память больше выражен у детей из полных семей, чем у дошкольников из неполных семей. Вероятно, дошкольники из полных семей чаще, чем дети из неполных семей, успешно запоминали и воспроизводили слова при кратковременном предъявлении. В то же время дети из неполных семей чаще испытывали трудности при кратковременном запоминании нужной информации в текущей деятельности.

ДП — долговременная память также имеет большие значения в группе детей из полных семей, нежели у дошкольников из неполных семей. Можно сказать, что дети из полных семей чаще, чем дети из неполных семей, способны длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и многократно использовать ее для организации последующей деятельности. Дети из неполных семей чаще затрудняются использовать полученную информацию в долговременном режиме.

Можно сказать, что в целом дети из обеих групп испытывают трудности при запоминании и воспроизведении материала, полученного вербальным путем сразу после предъявления. В то же время дошкольники из неполных семей могут испытывать больше трудностей при запоминании и воспроизведении материала в кратковременном режиме. Следовательно, при формировании интеллектуальной готовности детей к школьному обучению необходимо сделать больший акцент на развитие кратковременного запоминания испытуемых дошкольников.

Анализ исследования по методике Т. Векслера «Шифровка» показал, что дошкольники из полных семей имеют уровень объема и распределения внимания выше среднего (2,43), в то время как дошкольники из неполных семей — ниже среднего (1,87). Данный факт может говорить как о депривационных условиях воспитания в неполных семьях, которые влияют на развитие внимания у дошкольников, так о необходимости использования при

подготовке детей к школе специальных мероприятий по развитию познавательных процессов, в частности внимания.

Показатели интеллектуальной готовности

□ полные семьи □ неполные семьи

Рис. 1. Диаграмма показателей интеллектуальной готовности дошкольников из полных и неполных семей:

1. 3-е предъявление

2. 4-е предъявление

3. 5-е предъявление

4. ДП — долговременная память

5. ВН — переключаемость и распределение внимания

6. КП — конкретизация понятий

7. ОР — обобщение рядов понятий широкого объема

8. КЛ — классификация

9. СР — сравнение

Подведем итог. Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от зрелости основных психических процессов. Психологическая готовность к обучению — понятие многокомпонентное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Основными компонентами готовности к школьному обучению являются: интеллектуальная, личностная и эмоциональноволевая готовность. Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента, возникает потребность в психологической помощи ребенку.

Результаты исследования показали различия в интеллектуальной готовности детей из полных и неполных семей в логическом мышлении; кратковременной и долговременной памяти; в переключаемости и распределении внимания; в общей структуре мыслительной деятельности (обобщение рядов понятий широкого объема, классификация, обобщение рядов конкретных понятий при помощи родовых понятий, конкретизация понятий).

При запоминании материала дети из неполных семей чаще допускали ошибки, затруднялись в воспроизведении слов в то время, как дети из полных семей чаще правильно воспроизводили предъявляемые слова. Кроме того, дети из неполных семей быстрее, чем дети из полных семей, устают в процессе запоминания, но у них, как и в группе дошкольников из полных семей, срабатывают процессы адаптации, позволяющие включить в мнемический процесс другие механизмы познавательной деятельности.

Дети из полных семей чаще, чем дети из неполных семей, умеют сознательно переносить внимание с одного предмета на другой и способны держать в центре внимания несколько разнородных объектов. В то же время дошкольники из неполных семей чаще испытывают трудности при необходимости включения — переключения и распределения внимания в деятельности.

При конкретизации понятий дошкольники из полных семей чаще, чем дети из неполных семей, умеют включить изучаемое в более широкий круг понятий, связывая слово со сходными по смыслу или свойствам понятиями. В то же время дети из неполных семей чаще испытывают трудности при необходимости вычленения конкретного из более частного. При

обобщении рядов понятий дети из полных семей не испытывают трудности в заданиях, связанных с переходом от общего к частному, в то время как дошкольники из неполных семей чаще затрудняются в поиске связей между общим и частным. Классифицируя предметы, дошкольники из полных семей чаще умеют правильно находить общее в свойствах изучаемых предметов, в то время как дошкольники из неполных семей чаще затрудняются в решении задач, связанных с поиском общих свойств изучаемых явлений и предметов.

В ходе исследования выяснилось, что главное в психическом и интеллектуальном развитии ребенка — достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится тому, как себя вести в различных ситуациях. Различные типы семей по-разному влияют на процесс психического развития ребенка, в том числе на его готовность к школьному обучению.

Список литературы

1. А кимова М. К., Козлова В. Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников.

М.: Академия, 2002.

2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Академ. проект, 2000.

3. Диагностика готовности детей к обучению в школе / под. ред. А.Д. Василенко. III ПИ, 2000.

4. Клюева Н.В. Психолог и семья. Ярославль: Академия развития, 2002.

5. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т.1. А-М / ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 .

6. Шилов И.Ю. Фамилистика. СПб.: Петрополис, 2000.

COMPARATIVE ANALYSIS OF INTELLECTUAL READINESS OF PRESCHOOL CHILDREN TO SCHOOL IN COMPLETE AND INCOMPLETE FAMILIES Alexandr A. Nikitin, Marina V. Makarova

Perm State National Research University; 15, Bukirev str., Perm, 614990, Russia

In the article the results of intellectual readiness of preschool children from intact and broken families to school study are analyzed.

Key words: complete and incomplete family; preparation for school; child’s intellectual development; children’s readiness to learn; intellectual readiness for school; memory; attention; logical thinking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.