УДК 343.847 ББК 67.409.18 С84
D.O. STRELKOV*
THE COMPARATIVE ANALYSIS OF SUPERVISION OVER THE PERSONS RELEASED FROM PRISONS UNDER THE PENAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE PENAL CODE OF THE REPUBLIC OF BELARUS
Аннотация: в статье проведен сравнительный анализ институтов контроля за лицами, освобожденными из исправительных учреждений, в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и Республики Беларусь.
Ключевые слова: исправительные учреждения, условно-досрочно освобожденные, институт контроля.
ДМИТРИИ ОЛЕГОВИЧ СТРЕЛКОВ*
СРАВНИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗ ИНСТИТУТА КОНТРОЛЯ ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПО УИКРФ ИУИКРЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
* Адъюнкт кафедры уголовногоправа
(Академия ФСИН России).
E-mail: [email protected].
Annotation: the article deals with the comparative analysis of supervision over the persons released from prisons under the Penal Code of the Russian Federation and the Penal Code of the Republic of Belarus.
Key words: prisons; conditional early release; supervision.
Одна из норм, направленных на предупреждение преступлений со стороны осужденных, освобожденных из исправительных учреждений Республики Беларусь (РБ), содержится в ст. 197 УИК РБ и устанавливает контроль за лицами, условно-досрочно освобожденными от наказания в течение неотбытой части наказания, а также в ст. 189 УИК РБ, согласно которой суд устанавливает превентивный надзор за осужденными в случаях, предусмотренных ст. 80 УК РБ, для наблюдения за поведением освобожденных из мест лишения свободы, предупреждения с их стороны преступлений и оказания на них необходимогопрофилактическо-го воздействия, исключая при этом унижение человеческого достоинства и компрометацию поднадзорного по месту его работы и жительства. В действующемУИК РФ аналогичного положения нет, но подобные нормы частично отражены в УК РФ и иных нормативных актах.
В ст. 197 УИК РБ отмечается, что за условно-досрочно освобожденными от наказания в течение неотбытой его части осуществляется контроль уголовно-исполнительными инспекциями по месту их жительства, а за досрочно освобожденными несовершеннолетними - инспекциями по делам несовершеннолетних, также по месту их жительства.
В течение неотбытой части наказания осужденные, находящиеся под профилактическим наблюдением, должны выполнять установленные для них обязанности и отчитываться о своем поведении перед уголовно-исполнительными инспекциями. В случае если условно-досрочно освобожденный от наказания после официального предупреждения не выполняет возложенные на него обязанности либо неоднократно нарушал общественный порядок, за что к нему дважды были применены администра -
со ш
■О
о\
1
§
§ тивные взыскания, уголовно-исполнительная ин-2 спекция может подать в суд представление об ф отмене условно-досрочного освобождения от на-^ казания с целью направить его отбывать остав-^ шийся срок в исправительном учреждении. ф Статья 199 УИК РБ раскрывает порядок и механизм осуществления превентивного надзора за освобожденными из исправительных учреждений Республики Беларусь, что не регламентируется в УИК РФ и, по нашему мнению, представляет собой пробел в законодательстве. Так, в соответствии с данной нормой представление в суд об установлении превентивного надзора при особо опасном рецидиве преступлений и в отношении других опасных осужденных (п. 1 ч. 2 ст. 80 УК РБ) администрация исправительного учреждения направляет за месяц до предстоящего освобождения осужденного из мест лишения свободы, а в отношении менее общественно опасных осужденных (п. 2 ч. 2 ст. 80 УК РБ) в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства освобожденного из мест лишения свободы.
Определение суда об установлении превентивного надзора и о связанных с ним ограничениях объявляется осужденному администраци -ей исправительного учреждения за день до освобождения и в тот же день направляется в уголовно-исполнительную инспекцию по избранному поднадзорным месту жительства, который, в свою очередь, предупреждается об ответственности за несоблюдение требований превентивного надзора и неприбытие без уважительных причин в определенный срок к избранному месту жительства либо самовольное оставление места жительства с целью уклонения от превентивного надзора. В случае неприбытия поднадзорного в определенный срок к избранному месту жительства уголовно-исполнительная инспекция в установленном порядке объявляет его розыск.
Статьи 200, 201 УИК РБ устанавливают особенности осуществления превентивного надзора в отношении поднадзорных: их ставят на учет, фотографируют, снимают отпечатки пальцев рук (при необходимости). На каждого такого осужденного ведется поднадзорное производство. Работники уголовно-исполнительной инспекции обязаны систематически контролировать поведение лиц, в отношении которых установлен превентивный надзор, предупреждать и пресекать нарушения ими общественного порядка и намерения совершить преступления. С этой целью работникам инспекций, в частности, дано право входить в любое время суток в
жилище поднадзорного, а также с учетом личности поднадзорного, его образа жизни и поведения право обратиться в суд с представлением об изменении (ослаблении или усилении) ограничений в пределах, предусмотренных УК РБ, о продлении или досрочном прекращении превентивного надзора, о чем объявляется поднадзорному.
Статья 202 УИК РБ перечисляет основания прекращения, а ст. 203 устанавливает ответственность осужденных за нарушение правил превентивного надзора,
Кроме того, в ст. 204 УИК РБ указано на возможность поднадзорного обращаться с жалобами и заявлениями на действия уголовно-исполнительной инспекции, связанные с осуществлением превентивного надзора, которые рассматриваются вышестоящим начальником и судом.
В УИК РФ 1997 г. данный институт регламентирован очень сжато. В ст. 1 указывается об установлении контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. До сих пор в России не принят федеральный закон, устанавливающий нормы осуществления надзора за определенными категориями освобожденных, что становится одной из причин устойчивого уровня рецидивной преступности.
В Государственной Думе РФ с 1994 г. находятся на рассмотрении проекты федеральных законов «Об оказании социальной помощи лицам, освобожденным из исправительных учреждений» и «Об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Безусловно, существует острая необходимость принятия указанных нормативных актов в целях коренного улучшения трудового и бытового устройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также резкого снижения уровня рецидивной преступности.
Итак, пример регламентации контроля за освобожденными лицами из мест лишения свободы, содержащийся в УИК Республики Беларусь, целесообразно включить в готовящиеся предложения по совершенствованию законодательства и практики исполнения уголовных наказаний в процессе реформирования уголовно-исполнительной системы нашей страны. Такие действия непременно будут способствовать повышению эффективности осуществления превентивного надзора, укреплению общественного порядка, законности и усилению борьбы с преступностью в России.