УДК 343.8 ББК 67.409(4/8) Н34
E.V. NAUMOV
POST-PRISON CONTROL AND SUPERVISION IN CIS COUNTRIES
Annotation: in the article the author considers the issues of law regulation of the post-prison control and supervision, implementation of the CIS legislation into the Russian legislation.
Key words: control, supervision, recidivism, crime.
ЕВГЕНИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ НАУМОВ, старший инспектор службы вооружения отдела тылового обеспечения (Академия ФСИН России) E-mail: [email protected].
ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СТРАНАХ СНГ
Аннотация : в статье освещаются вопросы правового регулирования контроля и надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, выделяются нормы законодательства стран СНГ на предмет их имплементации в российское законодательство Ключевые слова: контроль, надзор, рецидив, преступление.
Вопросы постпенитенциарной адаптации лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы, необходимо рассматривать не только в рамках одной государственной системы, но и в сравнении с законодательствами, регламентирующими аналогичные вопросы в других государствах. Вне сомнений, что существует разница в идеологии, религиозных воззрениях, социально-экономическоми политическом развитии каждого государства, иных национальных особенностях различных стран, что не может не сказаться на многих аспектах жизни как населения в целом, так и лиц, отбывающих уголовные наказания. Вместе с тем не стоит забывать, что для преобладающего количества отрицательных последствий наказания в виде лишения свобода не существует государственных границ, они, по сути, «интернациональны», поэтому представляется необходимым изучение и сравнение положительных аспектов, касающихся вопросов социальной адаптации лиц, освобождающихся от отбывания наказания из пенитенциарных учреждений различных государств1. Это в полной мере касается таких составляющих постпенитенци-арной адаптации, как контроль и надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Данное утверждение вытекает из Европейских постпенитенциарных правил, в соответ-
ствии с которыми социальная поддержка освобожденного должна сочетаться с условным освобождением под надзором (ч. 2, 3 ст. 107). Предварительный анализ законодательства государств - участников СНГ имеет в этом отношении определенный опыт, который может представлять интерес для национального законодательства.
Прежде всего заслуживает внимания опыт законодателя Беларуси, устанавливающий превентивный надзор и профилактическое наблюдение за лицами после отбывания наказания.
Институт превентивного надзора перекликается с институтом административного надзора, существовавшим в Российской Федерации. Согласно ст. 80 УК РБ превентивный надзор после освобождения из мест лишения свободы устанав лив ается:
1) за лицом, допустившим особо опасный рецидив (ч. 2.1);
2) за лицом, осужденным за преступления, совершенные в составе организованной группы или преступной организации (ч. 2.2):
- за лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, судимым за тяжкое или особо тяжкое преступление либо судимым два и более раза к лишению свободы за любые умышленные преступления, если его поведение в период отбывания лишения свободы свидетельствует
об упорном нежелании встать на путь исправления (п. 1 ч. 3 ст. 80 УК РБ);
- за лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, судимым за тяжкое или особо тяжкое преступление либо судимым два и более раза к лишению свободы за любые умышленные преступления, если оно после отбывания наказания систематически привлекалось к ответственности за административные правонарушения, за которые законом предусмотрено наказание в виде ареста (п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 80 УК РБ).
Уголовный закон Беларуси определяет порядок установления превентивного надзора, особенности правового положения поднадзорного. Превентивный надзор и связанные с ним ограничения устанавливаются и прекращаются судом по месту отбывания либо по месту жительства осужденного по представлению администрации исправительного учреждения или органа внутренних дел. В отношении лиц, указанных выше, превентивный надзор устанавливается на срок от шести месяцев до двух лет и может быть продлен судом в пределах срока судимости (ч. 4 ст. 80 УК РБ).
В отношении лиц, находящихся под превентивным надзором, могут быть определены обязанности: прибыть в установленный срок к избранному месту жительства и зарегистрироваться в органе внутренних дел, уведомлять этот орган о перемене места работы или жительства, выезжать за пределы района (города) по служебным и личным делам только с согласия органа, осуществляющегонадзор. Суд может также обязать поднадзорного посещать определенные места, не покидать дом (квартиру) в определенное время суток, являться в орган внутренних дел для регистрации от одного до четырех раз в месяц (ч. 6 ст. 80 УК РБ).
Превентивный надзор за лицом, допустившим особо опасный рецидив, может быть прекращен судом до снятия судимости, отбытия лишения свободы, если будет установлено, что поднадзорный своим поведением и образом жизни проявляет стойкое стремление к законопослушному поведению.
Согласно ч. 1 ст. 81 УК РБ за лицом, осужденным за тяжкое или особо тяжкое преступление, а равно за осужденными с отсрочкойисполнения наказания (ст. 77), за осужденными с условным неприменением наказания (ст. 78), за осужденными несовершеннолетнимц в отношении которыхназна-чены принудительные меры воспитательного характера (ст. 117), в течение срока судимости осуществляется профилактическое наблюдение.
Лицо, находящееся под профилактическим наблюдением, обязано предварительно уведомлять орган внутренних дел об изменении места жительства, выезде по личным делам в другую местность на срок не более одного месяца, являться в указанный орган по его вызову и при необходимости давать пояснения относительно своего поведения и образа жизни.
В Законе Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» выделена ст. 32 «Профилактика правонарушений со стороны лиц, имеющих судимость». Она определяет перечень мероприятий, которые могут осуществляться в отношении лиц, имеющих судимость, в целом профилактику правонарушений с их стороны. В числе таких мероприятий:
- разработка и реализация профилактических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений со стороны лиц, имеющих судимость;
- обеспечение контроля за прибытием осужденных лиц из исправительных учреждений к избранному месту жительства для их своевременной постановки на профилактический учет, оказание им помощи в оформлении прописки и трудоустройстве;
- установление превентивного надзора в отношении лиц, имеющих судимость, в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
- осуществление постоянного контроля за соблюдением лицами, в отношении которых установлен превентивный надзор, определенных ограничений, своевременное оформление материалов, необходимых для решения «вопросов о привлечении их к административной или уголовной ответственности за несоблюдение или уклонение от превентивного надзора»;
- иные профилактические мероприятия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
В отличие от УК РФ, где аналогичные институты носят весьма общий, абстрактный характер, УИК РБ детально регламентирует вопросы профилактического наблюдения за отбыванием наказания (ст. 196 УИК РБ), порядка его осуществления (ст. 200), обязанности осужденного, находящегося под превентивным надзором (ст. 201), ответственность за нарушение его правил (ст. 203).
В ч. 3 ст. 199 УИК РБ констатируется, что освобождаемый из мест лишения свободы поднадзорный предупреждается об ответственности за несоблюдение требований превентивно-
го надзора и неприбытие без уважительных причин в определенный срок к избранному месту жительства либо самовольное оставление места жительства с целью уклонения от превентивного надзора.
В ст. 200 УИК РБ определен субъект осуществляющий превентивный надзор, - уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства поднадзорных, наделенные специфическими полномочиями. В частности, они имеют право: требовать сведения о поведении поднадзорного от администрации организаций независимо от форм собственности по месту его работы и жительства, а также от граждан; требовать от поднадзорного письменные объяснения по вопросам, связанным с соблюдением правил превентивного надзора; входить в любое время суток в жилище поднадзорного (ч. 4).
Следует отметить, что нормы УК и УИК РБ, регламентирующие установление превентивного надзора, не являются декларативными. Их реализация обеспечивается наличием норм, предусматривающих ответственность за несоблюдение требований превентивного надзора, уклонение от него. Так, несоблюдение требований превентивного надзора без уважительных причин, совершенное лицом, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию за такие нарушения, наказывается арестом на срок до шести месяцев или ограничением свободы на срок до одного года (ст. 421 УК РБ). Неприбытие в определенный срок к избранному месту жительства лица, в отношении которого установлен превентивный надзор при освобождении из мест лишения свободы, либо самовольное оставление поднадзорным места жительства с целью уклонения от превентивного надзора наказывается лишением свободы на срок до двух лет (ст. 422 УК РБ).
Приведенный опыт законодательства Республики Беларусь мог бы быть использован в российской правоприменительной практике.
В Республике Молдова действует органический Закон «О пробации» от 14 февраля 2008 г. № 8-ХУ1, регулирующий организацию и функционирование органов пробации, регламентирующий оказание помощи и консультированиесубъектов пробации для их реинтеграции в общество.
В соответствии с данным Законом пробация -это психосоциальная оценка и контроль лиц, находящихся в конфликте с уголовным законом, их ресоциализация, а также адаптация лиц, освобожденных из мест лишения свободы, с целью предупреждения совершения новых преступлений.
Организация деятельности пробации возлагается на центральное бюро и осуществляется через его территориальные подразделения, являющиеся органами пробации. Органы пробации входят в систему органов Министерства юстиции. Они осуществляют в том числе функции:
- контроля за лицами, условно осужденными с освобождением от отбывания наказания, условно-досрочно освобожденными от уголовного наказания, осужденными с отсрочкой отбывания наказания и освобожденными от уголовной ответственности;
- контроля за применением принудительных мер воспитательного характера;
- координации деятельности представителей различных центральных и местных органов публичной власти, неправительственных организаций, деятельность которых прямо связана с пробацией.
Непосредственная деятельность пробации осуществляется советниками по пробации, в должностные обязанности которых, в частности, входит:
- ведение учета и осуществление контроля за лицами, условно освобожденными с освобождением от отбывания наказания, условно-досрочно освобожденными от уголовного наказания и осужденными с отсрочкой отбывания наказания;
- осуществление контроля за применением принудительных мер воспитательного характера;
- ведение личных дел лиц, находящихся в конфликте с уголовным законом;
- возбуждение процедуры по поощрению или наказанию лиц, находящихся в конфликте с уголовным законом, и направление соответствующих ходатайств в судебную инстанцию;
- организация реализации воспитательных и профилактических программ для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с уголовным законом, а также освобожденных из мест лишения свободы;
- составление периодических отчетов о предоставлении психосоциальных консультаций и помощи, а также о контроле за субъектами пробации.
Советник по пробации вправе:
- вызывать субъектов пробации для проведения действий по пробации;
- требовать от лиц, находящихся в конфликте с уголовным законом, выполнения возложенных на них обязанностей;
- в рамках задач своей деятельности иметь доступ к уголовным и административным делам в отношении субъектов пробации;
- иметь свободный доступ в пенитенциар-
ные учреждения, если это необходимо для выполнения служебных обязанностей;
- посещать субъектовпробации по месту их нахождения, месту жительства, работы или учебы;
- применять предупреждения к лицам, находящимся в конфликте с уголовным законом и нарушающим свои обязанности;
- запрашивать информацию, необходимую для осуществления деятельности пробации, у центральных и местных органов публичной власти, предприятий, учреждений, организаций или физических лиц.
С точки зрения имплементации заслуживает внимания норма, содержащаяся в ст. 120 УИК Республики Армения: «В предусмотренных законом случаях контроль за поведением лиц, освобожденных от наказания, осуществляется уголовно-исполнительной инстанцией в порядке, установленном уполномоченным органом государственного управления».
Следует отметить наличие в Республике Азербайджан самостоятельного Закона от 31 мая 2007 г. «О социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания в пенитенциарных учреждениях».
Нормы, регламентирующие порядок освобождения от отбывания наказания, в УИК всех среднеазиатских государств содержатся в одной главе (разделе). Они имеют незначитель-
ные отличия, которые заключаются в степени регулирования вопросов установления административного надзора за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы и процедуры освобождения. Так, например, если законодатель Казахстана текстуально привносит в УИК норму, содержащуюся в Законе Республики Казахстан от 15 июля 1996 г. № 28-1 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (ст. 179) (примерно аналогичное содержание имеет ч. 2 ст. 213 УИК Таджикистана), то в УИК Киргизии она является отсылочной (ст. 152).
Таким образом, законодательство всех стран СНГ, так же как и России имеют правовые системы, направленные на обеспечение постпе-нитенциарной адаптации осужденных после освобождения из мест лишения свободы. Данные системы сформировались в основном на базе советского права. Вместе с тем нельзя не отметить и особенности в законодательстверяда этих государств (Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Украина, Молдова) в постсоветском периоде. В развитии национального законодательства были приняты законодательные акты, регламентирующие порядок осуществления контроля и надзора в целях предупреждения рецидива преступлений со стороны лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
1 См.: БирюковаЕ.Ю. Правовое регулированиесоциальной адаптации несовершеннолетних освобождаемых из пенитенциарныхучреждений некоторыхзарубежных стран. Исполнение уголовныхнаказаний и иных мер уголовнойответственности материалы Междунар науч.-практ. конф. (Минск, 22 апр. 2010 г.) / ред. А. В. Шар-ков Минск, 2010. С. 92.