Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Германия / инклюзивное образования / образовательная система / инклюзивность / образование / гуманизм

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагитова Д. Э

В данной статье речь идет о развитии инклюзивного образования в России и Германии. Оно является одним из наиболее важных направление развития образовательных систем Европы и России в XXI в. Несмотря на то, что правительства обоих государств уделяют большое внимание развитию этой сферы, уровень инклюзии в России и Германии находится на разных качественных уровнях, что является проблемой для государства. Интерес представляют преимущества и недостатки в организации инклюзивного образования России и Германия, благодаря изучению которым, можно создать рациональный план развития этой сферы, что важно в условиях современного общества, построенного на идеях гуманизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ»

Научная статья Педагогические науки

УДК: 376

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ

Сагитова Д. Э.

Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия

Аннотация. В данной статье речь идет о развитии инклюзивного образования в России и Германии. Оно является одним из наиболее важных направление развития образовательных систем Европы и России в XXI в. Несмотря на то, что правительства обоих государств уделяют большое внимание развитию этой сферы, уровень инклюзии в России и Германии находится на разных качественных уровнях, что является проблемой для государства. Интерес представляют преимущества и недостатки в организации инклюзивного образования России и Германия, благодаря изучению которым, можно создать рациональный план развития этой сферы, что важно в условиях современного общества, построенного на идеях гуманизма.

Ключевые слова: Россия, Германия, инклюзивное образования, образовательная система, инклюзивность, образование, гуманизм.

Для цитирования: Сагитова Д.Э. Сравнительный анализ инклюзивного образования в России и Германии. // Глобальная экономика и образование. 2023. Том 3. № 3. С. 62-67.

Original article Pedagogical Sciences

COMPARATIVE ANALYSIS OF INCLUSIVE EDUCATION IN RUSSIA AND GERMANY

D. E. Sagitova

Kazan (Privolzhsky) Federal University Kazan, Russia

Abstract. This article is about the development of inclusive education in Russia and Germany. It is one of the most important directions of the development of educational systems in Europe and Russia in the XXI century. Despite the fact that the governments of both states pay great attention to the development of this sphere, the level of inclusion in Russia and Germany is at different qualitative levels, which is a problem for the state. Of interest are the advantages and disadvantages in the organization of inclusive education in Russia and Germany, thanks to the study of which, it is possible to create a rational plan for the development of this sphere, which is important in a modern society built on the ideas of humanism.

Keywords: Russia, Germany, inclusive education, educational system, inclusiveness, education, humanism.

For citation: Sagitova D.E. Comparative analysis of inclusive education in Russia and Germany. Global economy and education. 2023;3(3):62-67 (in Russ.)

Идея инклюзивного образования, наиболее всего распространившаяся в обществе в начале XXI века, является одним

из важных направлений политики большинства развивающихся и развитых стран мира, в число которых входят также

Российская Федерация и Федеративная Республика Германия. На данный момент численность детей-инвалидов по данным ООН в мире составляет около 240 млн. [1], а большинство их прав, в частности на равные условия жизни, нарушается практически с рождения, несмотря на глобальную тенденцию построения демократического общества. Для наиболее эффективной организации благоприятных условий получения

образования людьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо сотрудничество всех стран мира в этой области. Процессы инклюзивного образования рассматриваются, например, в научных публикациях таких отечественных авторов как: Е.В. Науменко [2, с.18-23], Н.Ф. Сагоякова, Г.А. Поваляева [3, с. 50-57], Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупова [4].

Реализация права на получение образования для детей, имеющих какие-либо отклонения в здоровье, регулируется на международном, федеральном и региональном уровне права. Созданная после окончания Второй мировой войны в 1945 г. Организация Объединенных Наций (ООН), согласно Уставу, ставит защиту прав человека своей наивысшей целью, благодаря чему во второй половине ХХ в. начинает уделяться особенно большое внимание тем, кто этих прав был лишен [5].

Конвенция о правах ребенка, принятая в 1989 г. является одним из важнейших документов, где закреплены права детей, включая тех, кто в умственном или физическом отношении является

неполноценным [6]. Статья 28 устанавливает общее право ребенка на образование, а Статья 23 содержит положения о том, что дети, имеющие отклонения в умственном или физическом развитии, должны принимать активное участие в жизни общества, получать эффективный доступ к услугам в области образования вместе с другими детьми [6]. Эти пункты вновь демонстрируют особое внимание государств, ратифицировавших Конвенцию, к проблеме интеграции детей-инвалидов в социальную жизнь общества.

В 1994 г. в Испании проходит Всемирная Конференция по образованию лиц

с особыми потребностями, результатом которой стала Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, которая является наиболее полным документом в области образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья [7]. В первую очередь, необходимо отметить, что именно в ней впервые на административно-правовом уровне фиксируется термин «инклюзивность» («инклюзивные школы», «инклюзивное общество», «инклюзивное образование»), под которым понимается возможность обучения лиц, имеющих особые потребности в области образования, в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, удовлетворяющие их потребности (Статья 2, п. 3). Это обуславливается тем, что обычные школы, имеющие при этом инклюзивную ориентацию, наиболее эффективно будут бороться с дискриминационными воззрениями, а также ускорят интеграцию детей, имеющих особенности, в общество здоровых детей (Статья 2, п. 5).

В основу инклюзивного образования предполагается заложить принципы здоровой педагогики, предполагающей, что различия между людьми — это нормальное явление, вследствие чего, по мнению представителей государств на конференции, преимущество получают одновременно все дети, т.к. у них с детства будет формироваться уважительное отношение к различиям и достоинству всех людей. Более того, предполагается, что это повысит средний уровень учебной успеваемости, т.к. преподавание будет адаптировано к потребностям каждого ребенка (Рамки действия, Введение, п.4).

В соответствии с Саламанкской декларацией государства должны уделить особое внимание законодательному закреплению норм, предоставляющих равные возможности получения образования для всех, и финансированию процесса

совершенствования систем образовании с точки зрения инклюзии (Статья 3, п. 1, 2). Для перехода к инклюзивному образованию помимо государств привлекаются

неправительственные организации, а также

такие международные программы

сотрудничества и финансирующие учреждения как Учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Программа развития ООН (ПРООН), Всемирный Банк, Международное бюро труда (МБТ) и Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ). Они должны оказывать техническое сотрудничество и финансовую поддержку развитию образования для лиц, имеющих отклонения в здоровье (Статья 4, п. 1, 2).

Саламанкская декларация является наиболее подробным документом в области инклюзивного образования, однако - не последним. Важно отметить, что в последующих документах для описания равных возможностей получения образования людьми с ограниченными возможностями здоровья уже на постоянной основе используется термин «инклюзия», введенный предыдущей декларацией. В 2000 г. Всемирным форумом по образованию, прошедшим в Сенегале, принимаются Дакарские рамки действий в рамках программы «Образование для всех», где вновь подчеркивается важность создания

безопасных, здоровых и инклюзивных условий в области образования [8]. В 2006 г. была также создана Конвенция о правах инвалидов [9], где также прописано обязательство государств-участников обеспечить

инклюзивное, качественное и бесплатное образование на всех уровнях (Статья 24, п. 1, 2).

Говоря о Германия, именно она является одним из наиболее активных участников процесса создания инклюзивного общества и инклюзивных школ в XXI веке. Внутри государства, в связи с историческим прошлым государства, образовательный процесс в основном регулируется на региональном уровне, что делает немецкую образовательную систему неоднородной, однако деятельность Федерального министерства образования и научных исследований Германии задаёт

приблизительные направления развития этой сферы во всех землях [10]. В первую очередь в зону ответственности министерства входит

финансирование образовательных программ, научных исследований или модернизаций образовательных систем с учётом новых факторов. За организацию непосредственно самого обучения отвечают земельные министерства образования (Баварское министерство образования и культуры, Берлинский департамент по делам образования, молодежи и семьи).

В федеральной земле Бавария инклюзивное образование регулируется такими законами как Bayerisches Gesetz über das Erziehungs- und Unterrichtswesen [11] (Баварский Закон об образовании и обучении) и Bayerisches Behindertengleichstellungsgesetz [12] (Баварский Закон о равенстве инвалидов). Первый из них указывает на то, что «инклюзивное образование является задачей всех школ» (Статья 2, п.2), а второй конкретизирует, что школы должны быть построены в соответствии с «технологией безбарьерности» (Статья 10), обеспечивать возможность общения для людей с нарушениями слуха или речи на жестовом языке (Статья 11), и в целом способствовать интеграции детей с отклонениями в общество здоровых детей.

Так, несмотря на то что реализация образовательного процесса в разных землях имеет некоторые различия, в сфере школьного инклюзивного образования региональные правительство придерживаются единой стратегии, которая подразумевает включение людей с нарушениями в здоровье в систему общего образования.

Говоря о реализации инклюзивного образования, можно упомянуть школу «Am Roten Berg» в Эрфурте, которая является примером одной из тех школ, где осуществляется обучение для глухих, плохо слышащих и здоровых детей.

Образовательный процесс в школе построен таким образом, что один учитель объясняет тему, а второй одновременно переводит материал на язык жестов. С первого класса помимо обычного алфавита дети запоминают также и алфавит языка жестов, что может им быть полезно в их дальнейшей жизни в инклюзивном обществе.

В период с 2008 по 2021 года Германия проделала большой путь в области инклюзивного образования. На данный момент всё больше людей владеют информацией о том, что подразумевает под собой инклюзия и для чего она необходима в школьном образовании. Семьям, где есть дети, имеющие нарушения в здоровье, сейчас проще получить место в общей школе, т.к. благодаря финансированию со стороны государства, всё больше школ перестраиваются в соответствии с идеей инклюзии. Однако эти результаты являются только промежуточными в длительном процессе включения детей-инвалидов в здоровое общество, т.к. необходимо проводить больше

информационной работы с населением с целью устранить все недопонимания, существующие в обществе, также важно сгладить различия в уровне инклюзии в разных федеральных землях, и в целом продолжать финансировать проекты инклюзивного образования.

Российская Федерация (РФ) также является участником международных соглашений в области инклюзивного образования. Конвенция о правах инвалидах ООН была ратифицирована в РФ в 2012 г., кроме того, в государстве также существует множество документов разного уровня действия, регулирующих общественные отношения в сфере инклюзии. Конституция РФ, имеющая верховенство закона, гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования (Гл.2, Ст.43, п.2), а также обязывает государство поддерживать различные формы образования (Гл.2, Ст.43, п.5) [13].

Помимо Конституции образовательный процесс также регулирует Федеральным законом (ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации», где закреплена свобода выбора формы получения образования, формы обучения, организации, направленности согласно склонностям и потребностям человека (Гл.1, Ст.3, п.2), что обеспечивает людям с ограниченными возможностями доступ к обучению в общих учебных заведениях [14]. Кроме того, образовательное учреждение должно предоставить условия для

обучения ребенка с учетом особенностей его психофизического развития и состояния здоровья (Гл.4, Ст.34, п.1.2), что также является одной из норм инклюзивного образования. ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» также гарантирует создание всех условий для получения образования инвалидами наравне с другими гражданами (Гл.4, Ст.19, п.1, 2) [15].

Также существует ряд нормативно -правовых документов, регламентирующих инклюзивное образование со стороны региональных властей. Так, в Республике Татарстан (РТ) этот процесс осуществляется согласно Приказу Министерства образования и науки РТ «О внедрении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного

образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [16], Постановлением Кабинета Министров РТ «Об утверждении Концепции инклюзии в социальной политике РТ» [17] и др.

В 2011 г. в РФ была запущена государственная программа «Доступная среда», одной из целей которой являлось формирование безбарьерной среды в стране путем повышения доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетный объектов [18]. Первый этап программы завершился в 2021 году, по итогам которого в 4,8 раз возросло число школ, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья - с 2 тыс. школ в 2011 году до 9,8 тыс. (22,8% от общего количества) [19].

Наиболее успешным примером инклюзивного образования в РФ в 2021 г. стала Хабаровская СОШ №47, где создан, так называемый, ресурсный класс, где могут обучаться дети с расстройством аутистического спектра [20]. В классе работают одновременно 4 преподавателя, которые обеспечивают для детей комфортную среду. Образовательная программа построена таким образом, чтобы мозг ребенка с аутистическим расстройством тщательно

запоминал информацию: она проговаривается самими детьми и повторяется по несколько раз. Такой класс обеспечивает для детей возможность интеграции в общество здоровых детей, которые находятся в непосредственной близости - в соседнем классе, а родителям предоставляет возможность работать.

Большинство экспертов отмечает, что наиболее важной проблемой при реализации инклюзивного образования в РФ является нехватка кадров. Светлана Алехина, проректор МГППУ по инклюзивному образованию, говорит, что даже несмотря на качественное техническое оборудование школ, проведенное в рамках госпрограмм, ученики с ОВЗ по-прежнему остаются не включёнными в образовательную и социальную среду [21]. Это происходит из-за слабой подготовки (или вообще её отсутствию) специалистов и директоров школ, работающих по принципу инклюзии. Большое внимание должно уделять работе психологов, логопедов и других специалистов, работа которых

непосредственно связана с детьми с ОВЗ.

На данный момент в Российской Федерации проводится большая работа по

организации инклюзивного образования, а также модернизация школ для обеспечения безбарьерной среды. За последние 10 лет процент интегрированности детей-инвалидов в общество здоровых школьников сильно увеличился, однако в сравнении с Германией уровень инклюзии сильно уступают. Большинство образовательных учреждений обеспечивают не полную интеграцию, а лишь частичную, путём создания

специализированных коррекционных классов. Кроме того, большой проблемой является нехватка специалистов в области инклюзивного образования для обеспечения повсеместно возможности детям с ОВЗ посещать общеобразовательные учреждения и чувствовать себя в них комфортно. Однако в России на федеральном и региональном законодательном уровнях лучше закреплены права инвалидов на получение образования на равных условиях со всеми. Более того правительство РФ делает успехи по реорганизации школ, что приведет к увеличению инклюзии в школах в соответствии с планами развития этой сферы до 2030 г.

Литература

1. ООН: в мире 240 миллионов детей-инвалидов - намного больше, чем предполагалось ранее [Электронный ресурс] // Новости ООН. URL: https://news.un.org/ru/story/2021/11/1413572 (дата обращения: 25.02.2023).

2. Науменко Е.В. История и состояние инклюзивного образования в России // Вестник ПГУ Серия «Психолого-педагогические науки». 2018. С. 18-23.

3. Сагоякова Н.Ф., Поваляева Г.А. История становления инклюзивного образования за рубежом // Вестник ХГУ им. Н.Ф. Катанова. 2022. №2(40). с. 50-57.

4. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупова // Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. Москва, 2006. 143 с.

5. Устав ООН (полный текст) [Электронный ресурс] // The official website of the UN. URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (дата обращения: 10.02.2023).

6. Конвенция о правах ребенка: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. №44/25. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 10.02.2023).

7. Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями: Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество от 10 июня 1994 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/salamanka.pdf (дата обращения: 11.02.2023).

8. Дакарские рамки действий. Образование для всех: выполнение наших коллективных обязательств [Электронный ресурс] // The official website of the UN. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/dakar.pdf (дата обращения: 11.02.2023).

9. Конвенция о правах инвалидов: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. №61/106. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 11.02.2023).

10. Zusammenarbeit von Bund und Ländern (Совместная работа Государства и Федеральных земель) [Электронный ресурс] // Bundesministerium für Bildung und Forschung. URL: https://www.bmbf.de/bmbf/de/bildung/zusammenarbeit-von-bund-und-laendern/zusammenarbeit-von-bund-und-laendern_node.html (дата обращения: 20.02.2023).

11. Bayerisches Gesetz über das Erziehungs- und Unterrichtswesen (Баварский Закон об образовании и обучении) [Электронный ресурс] // Bayern. Recht. URL: https://www.gesetze-bayern.de/Content/Document/BayEUG (дата обращения: 20.02.2023).

12. Bayerisches Behindertengleichstellungsgesetz (Баварский Закон о равенстве инвалидов) [Электронный ресурс] // Bayern. Recht. URL: https://www.gesetze-bayern.de/Content/Document/BayBGG (дата обращения: 20.02.2023).

13. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // Constitution. URL: http://www.constitution.ru/index.htm (дата обращения: 24.02.2023).

14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] //КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 24.02.2023).

15. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] //КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 24.02.2023).

16. Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 18.08.2016 № под-1600/16 «О внедрении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РТ. URL: https://mon.tatarstan.ru/regionalnie-normativno-pravovie-dokumenti.htm (дата обращения: 24.02.2023).

17. Постановление КМ РТ от 17.09.2015 N 688 «Об утверждении Концепции инклюзии в социальной политике Республики Татарстан на 2015 - 2018 годы» [Электронный ресурс] // Кодекс. URL: https://docs.cntd.ru/document/430573878 (дата обращения: 24.02.2023).

18. Приоритеты государственной программы Доступная среда [Электронный ресурс] //Государственная программа Доступная среда. URL: https://zhit-vmeste.ru/gosprogramma-dostupnaya-sreda/ (дата обращения: 24.02.2023).

19. Итоги выполнения госпрограммы «Доступная среда» РФ среда [Электронный ресурс] //Государственная программа Доступная среда. URL: https://zhit-vmeste.ru/itogi-vypolneniya-gosprogrammy-dostupnaya-sreda/ (дата обращения: 24.02.2023).

20. Хабаровская школа стала лучшей в России в области инклюзивного образования // Телеканал Хабаровск [Канал пользователя YouTube]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=xiUJkRzgybk (дата просмотра 24.02.2023). Опубликовано: 13 янв.2022 г.

21. Образованию особенных детей необходимы нестандартные решения [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: https://rg.ru/2019/04/09/obrazovaniiu-osobennyh-detej-neobhodimy-nestandartnye-resheniia.html (дата обращения: 24.02.2023).

Авторы публикации Сагитова Диана Эдуардовна, студент, Институт международных отношений, Казанский федеральный университет, Казань, Россия E-mail: dianochka.s.e@gmail.com

Раскрытие информации о конфликте интересов Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье

Поступила в редакцию: 13.11.2023 Принята к публикации: 13.12.2023 Опубликована: 29.12.2023

Authors of the publication Diana E. Sagitova, student, Institute of International Relations, Kazan Federal University. E-mail: dianochka.s.e@gmail.com

Conflicts of Interest Disclosure

The author declares that there is no conflict of interest.

Article info

Submitted: 13.11.2023

Accepted for publication: 13.12.2023

Published: 29.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.