DOI: 10.12731/2218-7405-2013-4-13 УДК 316.647.8
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНДЕКСА СТИГМЫ ЛЮДЕЙ, ЖИВУЩИХ С ВИЧ, В УКРАИНЕ И РОССИИ
Белоносова Н.А.
Статья посвящена сравнительному анализу результатов исследований, проведенных в 2010 году в России и Украине по методике «индекс стигмы ЛЖВ». В качестве респондентов выступали люди, живущие с ВИЧ.
Полученные данные свидетельствуют о высоком уровне стигматизации и дискриминации ЛЖВ в обеих странах. 22% респондентов в Украине и 12% в России указали, что в течение последних 12 месяцев их права были нарушены. 51% ЛЖВ в Украине и 35% в России сталкивались с различными проявлениями стигматизации и дискриминации со стороны окружающих; стигму и дискриминацию со стороны учреждений и организаций испытывали 32% опрошенных в Украине и 21% в России. В целом с большинством проявлений стигмы и дискриминации в различных сферах жизни, за исключением сферы специализированных медицинских услуг, ЛЖВ в Украине сталкиваются несколько чаще, нежели в России.
Указанные различия связаны не только с разными уровнями распространения стигмы и дискриминации в обеих странах, частично они обусловлены более высоким уровнем информированности украинских ЛЖВ о своих правах, вследствие чего они обращают больше внимания на случаи их нарушения.
Описанные результаты могут использоваться ВИЧ-сервисными общественными организациями в ходе деятельности по защите прав ЛЖВ. Однако для более детального изучения стигматизации ЛЖВ, в частности для
разграничения стигмы по признаку ВИЧ-статуса и стигматизации уязвимых групп, необходимы дополнительные исследования.
Ключевые слова: стигма; стигматизация; дискриминация; люди, живущие с ВИЧ (ЛЖВ); индекс стигмы ЛЖВ; уязвимые группы.
THE COMPARATIVE ANALYSIS OF PEOPLE LIVING WITH HIV STIGMA INDEX IN UKRAINE AND RUSSIA
Belonosova N.A.
The article deals with the comparative analysis of the results of researches, conducted in 2010 using the "PLHIV stigma index" methodology in Ukraine and Russia. During these researches the people living with HIV were interviewed.
The obtained data prove that the stigmatization and discrimination of PLHIV levels in both countries are high. 22% of respondents in Ukraine and 12% in Russia said, that their rights were violated during the last 12 months. 51% of PLHIV in Ukraine and 35% in Russia faced with the different manifestations of stigmatization and discrimination from the surrounding people. 32% of PLHIV in Ukraine and 21% in Russia experienced the stigma and discrimination from institutions and organizations. In general PLHIV in Ukraine face with the majority of stigma and discrimination manifestations in different spheres of life, excepting the specialized medical care, a bit more frequently than in Russia.
The described differences are connected not only with the different levels of stigmatization and discrimination in both countries. To some extent they are caused by the higher level of knowledge of the Ukrainian PLHIV about their rights, owing to which they pay more attention to the cases of their violations.
The described data can be used by HIV-service non-government organizations in their activity aimed at advocation of PLHIV rights. But for the more detailed study of PLHIV stigmatization, in particular for the distinguishing of stigma based on the
HIV-status from the stigmatization of the most-at-risk-populations, the additional researches are necessary.
Keywords: stigma; stigmatization; discrimination; people living with HIV (PLWH/PLHIV); PLHIV stigma index; most-at-risk-populations.
Введение
Ситуация с развитием эпидемии ВИЧ/СПИДа в Украине и России во многом сходна. Согласно последним эпидемиологическим данным, количество ВИЧ-инфицированных на 100 тыс. населения в Украине составляет 273 (на 01.06.2012), в России - 394 (на 31.12.2011) [1, с. 5; 2, с. 2]. В Украине эпидемия пока еще балансирует на грани между концентрированной (сосредоточенной в так называемых уязвимых группах - группах повышенного риска инфицирования ВИЧ) и общей (когда ВИЧ интенсивно распространяется среди населения, не принадлежащего к уязвимым группам) стадией развития. В некоторых регионах Российской Федерации количество ВИЧ-инфицированных достигло 1% от общей численности населения, что является индикатором начала общей стадии развития эпидемии [1, с. 40].
ВИЧ-позитивный статус довольно часто сопряжен с такими явлениями, как стигматизация (необоснованное приписывание негативных социальных качеств без каких-либо объективных причин, исключительно на основании реального или приписываемого диагноза «ВИЧ-инфекция») и дискриминация (нарушение гарантированных законодательством прав) ЛЖВ.
Стигма и дискриминация, обусловленные ВИЧ-статусом, не только существенно ограничивают доступ людей, живущих с ВИЧ, к медицинским и социальным услугам, но и затрудняют деятельность по профилактике распространения ВИЧ, препятствуют своевременному выявлению новых случаев инфицирования как среди уязвимых групп, так и среди населения в целом. Для того чтобы противодействовать стигматизации и дискриминации ЛЖВ, необходимо иметь достоверную и полную информацию об их различных
проявлениях, уровне распространенности и влиянии на разные аспекты жизни ЛЖВ.
Целью данной статьи является сравнительный анализ данных о стигматизации и дискриминации людей, живущих с ВИЧ, в России и Украине.
Материалы и методы
Реализация указанной задачи стала возможной благодаря тому, что примерно в одно и то же время, по аналогичной методике и на соизмеримых выборках в Украине и России были проведены исследования, посвященные измерению уровня стигмы ЛЖВ.
Предыстория проведения этих исследований была следующей. В 2005 году несколько международных организаций, в частности Глобальная сеть людей, живущих с ВИЧ (GNP+ - Global Network of People Living with HIV), Международное сообщество женщин, живущих с ВИЧ/СПИД (ICW -International Community of Women Living with HIV/AIDS), Международная федерация планирования семьи (IPPF - International Planned Parenthood Federation) и Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИД (UNAIDS), выступили с инициативой создания универсального инструмента для измерения стигматизации и дискриминации ЛЖВ в разных странах мира [4, с. 9].
В результате была создана методика, под названием «Индекс стигмы людей, живущих с ВИЧ» (People Living with HIV Stigma Index). Данная методика предусматривает опрос ЛЖВ по специально разработанному опроснику, который включает блоки вопросов об опыте стигмы и дискриминации, с которыми сталкивались ЛЖВ в разных сферах жизни.
В 2010 году исследование по данной методике было проведено в России (март-апрель) и Украине (сентябрь-октябрь). В России данное исследование проводилось совместно Аналитическим центром Юрия Левады, РОО «Сообщество ЛЖВ» и другими ВИЧ-сервисными общественными организациями, в Украине - Аналитическим центром «Социоконсалтинг» (при непосредственном участии автора) и ВБО «Всеукраинская сеть ЛЖВ». В
России выборка составила 660 человек в 11 крупных городах. В Украине было опрошено 1500 ЛЖВ в 12 регионах Украины, включая г. Киев и АР Крым.
Результаты исследования и их обсуждение Данные проведенных исследований свидетельствуют, что стигматизация, дискриминация и нарушение прав людей, живущих с ВИЧ, являются распространенными явлениями как в Украине, так и в России.
Стигматизация со стороны окружающих. В течение 12 месяцев, которые предшествовали опросу, 51% респондентов в Украине и 35% в России*1 сталкивались с проявлениями стигматизации и дискриминации со стороны окружающих по причинам, включающим ВИЧ-статус. Чаще всего речь шла о сплетнях (30% в Украине и 18% в России*), устных оскорблениях и угрозах (18% в Украине и 9% в России*), психологическом давлении со стороны супруга/партнера, когда ВИЧ-статус респондента использовался против него (12% в Украине и 9% в России** ).
Более жесткие формы стигматизации и дискриминации ЛЖВ со стороны окружающих встречаются достаточно редко. В частности, физическим преследованиям и угрозам действиями из-за своего ВИЧ-статуса подвергались 6% опрошенных в Украине и 4% в России, объектом физического насилия становились 4% и 2% респондентов соответственно**; 4% респондентов в Украине и 3% в указали, что их отстраняли от участия в домашних делах, 3% в Украине и 2% в России не допускали к участию в различных собраниях, семейных и общественных мероприятиях, 2% в Украине и менее 1% в России -в религиозных мероприятиях [3, с. 7-9].
Таким образом, ЛЖВ в Украине значительно чаще, нежели россияне с аналогичным статусом, указывали на то, что они сталкивались со стигматизацией со стороны окружающих. Однако это отличие в основном
1 Тут и далее знак * свидетельствует о том, что отличия значимы на уровне 1%
2 Тут и далее знак ** свидетельствует о том, что отличия значимы на уровне 5%
связано с большей распространенностью в Украине сравнительно «легких» форм стигмы типа сплетен и устных оскорблений, тогда как частота наиболее тяжелых по своим последствиям форм стигматизации в обеих странах приблизительно одинакова.
Стигматизация со стороны учреждений и организаций. 32% опрошенных в Украине и 21% в России* в течение 12 месяцев, предшествовавших исследованию, столкнулись хотя бы с 1 проявлением стигмы и дискриминации со стороны организаций и учреждений. Данный показатель включает в себя ЛЖВ, которые из-за своего ВИЧ-статуса подвергались дискриминации на рынке труда, вынуждены были сменить место жительства или испытывали трудности при аренде жилья, столкнулись с препятствиями в сфере образования, ограничениями в доступе к медицинской и стоматологической помощи, услугам в сфере планирования семьи, сексуального и репродуктивного здоровья.
Чаще всего речь шла о дискриминации со стороны медицинских учреждений, с чем столкнулись 22% респондентов в Украине и 16% - в России*. В частности, в медицинском обслуживании было отказано 18% опрошенных в Украине и 10% в России*, в услугах по планированию семьи -3% и 5% респондентов соответственно**, а в услугах по охране сексуального и репродуктивного здоровья по 5% опрошенных в обеих странах [3, с. 15-16].
Специализированная медицинская помощь. Значительное беспокойство людей, живущих с ВИЧ, вызывает распространенная практика нарушения их прав как пациентов, проблемы, связанные с обеспечением доступности качественной и своевременной специализированной медицинской помощи. В частности:
• Нарушение принципа добровольности при прохождении тестирования на ВИЧ, с чем столкнулись 22% опрошенных в Украине и 28% в России*. В частности по 10% опрошенных указали, что тестирование проводилось в
принудительном порядке, в остальных случаях (12% в Украине и 18% в России*) тестирование было проведено без ведома пациентов [3, с. 33].
• Несоблюдение процедуры проведения тестирования (ДКТ): только 40% респондентов в Украине и 19% в России* получили до- и послетестовую консультацию, как того требует процедура проведения ДКТ; 34% опрошенных в Украине и 43% в России* не были проконсультированы вообще [3, с. 34].
• Стигматизация и дискриминация при рождении детей: 18% опрошенных в Украине и 23% в России*, хотя бы раз получали от медицинских работников совет отказаться от рождения детей; 11% опрошенных женщин в Украине, которые были ВИЧ-положительными во время беременности, и 21% в России** испытывали давление со стороны медработников относительно прерывания беременности [3, с. 45]. Таким образом, можно констатировать, что ситуация с оказанием
медицинских услуг, которые предоставляются специализированными медучреждениями, в частности центрами по профилактике и борьбе со СПИДом (например, диагностика ВИЧ-инфекции и профилактика передачи ВИЧ от матери к ребенку), в Украине в целом обстоит несколько лучше, чем в России. В то же время при получении других видов медицинской помощи, в частности тех, которые предоставляются учреждениями общей лечебной сети, с нарушениями своих прав чаще сталкиваются ЛЖВ в Украине, нежели в России.
Информированность о своих правах. Большинство респондентов знают о существовании основных нормативно-правовых документов, определяющих права ЛЖВ и обязательства государства относительно их защиты. В частности о Декларации приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом в Украине слышали 61% опрошенных, в России - 35%*; о соответствующих законах (в Украине - это закон Украины «О предотвращении заболевания синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД) и социальной защите населения», в
России - Федеральный Закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)») - 71% и 66% респондентов соответственно**. Существенно меньше ЛЖВ так или иначе знакомы с содержанием этих правовых документов: читали или обсуждали Декларацию 25% респондентов в Украине и 13% в России*, соответствующие законы - 40% опрошенных в Украине и 37% в России [3, с. 22-23]. Таким образом, достаточно четко прослеживается тенденция более высокого уровня информированности о своих правах украинских ЛЖВ по сравнению с российскими.
Соблюдение существующих правовых норм, которые защищают ЛЖВ, остается проблемой. Каждый пятый (22%) ЛЖВ в Украине и 12% в России* указали на то, что в течение последних 12 месяцев их права были нарушены [3, с. 23].
Однако при интерпретации полученных результатов следует учитывать несколько моментов. Во-первых, большинство респондентов принадлежали (на момент опроса, либо раньше) к одной или сразу к нескольким уязвимым группам, что объясняется особенностями развития эпидемии ВИЧ/СПИДа на постсоветском пространстве. Больше всего среди опрошенных оказалось потребителей инъекционных наркотиков (65% в Украине и 59% в России) и бывших осужденных (25% в Украине и 24% в России). Не имели такого опыта только четверть респондентов: 25% в Украине и 29% - в России [3, с. 5]. Именно представители уязвимых групп чаще, чем остальные респонденты указывали на то, что они сталкивались с различными проявлениями стигмы и дискриминации. Однако для того, чтобы четко разграничить проявления стигматизации ЛЖВ и стигматизации представителей социально осуждаемых уязвимых групп, необходимы дополнительные исследования. Методика «Индекс стигмы ЛЖВ» не годится для этой цели, поскольку далеко не всегда ЛЖВ, столкнувшиеся с проявлениями стигмы и дискриминации, могут
объективно оценить факторы, побудившие окружающих вести себя подобным образом.
Во-вторых, зафиксированные различия могут быть связаны не только с реальными различиями в уровнях стигматизации и дискриминации ЛЖВ в каждой из стран, но и с более высоким уровнем информированности украинских ЛЖВ о своих правах, вследствие чего они более уверенно, чем их российские «коллеги», идентифицируют определенные действия окружающих в качестве проявлений стигмы и дискриминации. Проверка гипотезы о влиянии уровня информированности на частоту проявлений стигмы, зафиксированных респондентами, на украинском массиве показала следующее.
«Информированные» респонденты, которые читали Декларацию и соответствующий закон, несколько чаще по сравнению с остальными указывали на то, что они сталкивались со стигмой со стороны окружающих (56% против 49%**) и со стороны учреждений и организаций (36% против 31%), а также, что их права нарушались за последние 12 месяцев (26% против 21%). Следует иметь в виду, что в силу незначительной статистической наполняемости группы «информированных» делать выводы относительно подтверждения или опровержения высказанной гипотезы пока преждевременно, особенно учитывая тот факт, что непосредственно чтение нормативно-правовых документов далеко не главный источник получения гражданами информации о своих правах в разных сферах жизни, и такая социальная группа как ЛЖВ не является исключением из этого правила, а индикаторов относительно других источников информированности (например, консультации сотрудников ВИЧ-сервисных НПО, общение с другими ЛЖВ, собственный опыт преодоления определенных проблем и т.п.) опросник не содержал.
Выводы
Таким образом, в целом уровень стигматизации, дискриминации и нарушения прав людей, живущих с ВИЧ, в Украине и России является
достаточно высоким. При этом, согласно полученным данным, с большинством проявлений стигмы и дискриминации в различных сферах жизни, за исключением сферы специализированных медицинских услуг, ЛЖВ в Украине сталкиваются несколько чаще, нежели в России. Однако указанные различия связаны не только с разными уровнями распространения стигмы и дискриминации в обеих странах, частично они обусловлены более высоким уровнем информированности украинских ЛЖВ о своих правах, вследствие чего они более уверенно идентифицируют случаи их нарушения.
Список литературы
1. ВИЧ-инфекция. Информационный бюллетень № 36. URL: http://www.hivrussia.net/files/bul 36.pdf(дата обращения: 27.03.2013).
2. Оперативна шформащя про офщшно зареестрованих В1Л-шфшованих громадян Украши за червень 2012 року. URL: http ://ukraids.gov.ua/attachments/article/455/Червень2012.pdf (дата звернення: 27.03.2013).
3. Отчет по исследованию «Индекс стигмы людей, живущих с ВИЧ в России» URL: http://unfpa.ru/assets/files/default.pdf (дата обращения: 06.03.2013).
4. Показник рiвня стигми ЛЖВ - 1ндекс Стигми: Аналггичний звгг за результатами дослщження / Демченко 1.Л., Сосщко Т.1., Костючок М.М., Белоносова Н.А., Салабай Н.В., Гвоздецька О.М., Брижовата О.С., Полянцев П.1. К.: 1нжишринг, 2011. 89 с.
References
1. VICh-infektsiya. Informatsionnyy byulleten № 36 [HlV-infection. The information bulletin no. 36]. http://www.hivrussia.net/files/bul 36.pdf (accessed March 27, 2013).
2. Operatyvna informacija pro oficijno zarejestrovanyh VIL-infikovanyh gromadjan Ukrai'ny za cherven' 2012 roku [The operative information about the
HIV-infected citizens of Ukraine officially registered during the June, 2012]. http://ukraids.gov.ua/attachments/article/455/Червень2012.pdf (accessed March 27, 2013).
3. Otchet po issledovaniyu «Indeks stigmy lyudey zhivushchikh s VICh v Rossii» [The report on research "PLHIV stigma index in Russia"]. http://unfpa.ru/assets/files/default.pdf (accessed March 3, 2013).
4. Demchenko I.L., Sosidko T.I., Kostyuchok M.M., Belonosova N.A., Salabaj N.V., Gvozdec'ka O.M., Bryzhovata O.S., Poljancev P.I. Pokaznik rivnya stigmi LZhV- Indeks Stigmi: Analitichniy zvit za rezul'tatami doslidzhennya [The measure of PLHIV stigma level - Stigma Index: The analytical report by the results of research]. Kiev: Inzhiniring, 2011. 89 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Белоносова Наталия Анатолиевна, аналитик
Аналитический центр «Социоконсалтинг» ул. Крещатик, 44а, г. Киев, 01001, Украина sociocon@sociocon. org DATA ABOUT THE AUTHOR Belonosova Nataliya Anatolievna, analyst Analytical Centre "Socioconsulting" 44a, Kreshchatik street, Kiev, 01001, Ukraine sociocon@sociocon. org
Рецензент:
Злобина Е.Г., заведующая отделом социальной психологии, доктор социологических наук, старший научный сотрудник, Институт социологии НАН Украины