COMPARATIVE ANALYSIS OF PUBLIC SECTOR DEVELOPED COUNTRIES
Aslakhanova S. (Russian Federation) СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РАЗВИТЫХ СТРАН Аслаханова С. А. (Российская Федерация)
Аслаханова Седа Асуевна /Aslakhanova Seda — ассистент, кафедра управления региональной экономикой, факультет государственного управления, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Чеченский государственный университет, г. Грозный
Abstract: the public sector in modern conditions is objectively necessary element of any socio-economic system. Place the public sector is directly related to the state's role in socio-economic sphere, the presence of social needs that can not be met by private enterprise. Thus, the article presents a comparative analysis of the public sector of developed countries such as: USA, France, Italy, Japan an d Russia. Identifies the main components of the concept of the public sector, their quantitative and qualitative ratio, as well as indicators of the countries.
Аннотация: государственный сектор в современных условиях является объективно необходимым элементом любой социально-экономической системы. Место государственного сектора непосредственно связано с ролью государства в социально-экономической сфере, наличием в обществе потребностей, которые не могут быть удовлетворены частным предпринимательством. Таким образом, в статье представлен сравнительный анализ государственного сектора экономики развитых стран, таких как: США, Франция, Италия, Япония и Россия. Определяются основные составляющие понятия государственный сектор экономики, их количественное и качественное соотношение, а также показатели по странам.
Keywords: public sector, the economy and development. Ключевые слова: государственный сектор, экономика, развитие.
Для рыночной экономики большинства зарубежных стран характерно сильное государственное регулирование, основанное на государственной финансовой мощи, государственной собственности на природные и другие материальные ресурсы, государственном секторе экономики, на планировании (программировании), обеспечивающем социальную ориентацию развития» [1, с. 34].
Государственный сектор в современных условиях является объективно необходимым элементом любой социально-экономической системы. Место государственного сектора непосредственно связано с ролью государства в социально-экономической сфере, наличием в обществе потребностей, которые не могут быть удовлетворены частным предпринимательством, подчиненным лишь интересам получения доходов. Перед предприятиями и организациями государственного сектора ставятся помимо коммерческих, и задачи социально-экономического характера, такие как, сглаживание последствий циклических колебаний, структурная перестройка производства, поддержание уровня занятости, смягчение территориальных и отраслевых диспропорций, стимулирование НТП и др. И самое основное отличие государственного предпринимательства от частного состоит в том, что оно преимущественно осуществляется в малорентабельных сферах деятельности, где требуются большие капиталовложения, которые не представляют особого экономического интереса для частного предпринимательства, но их развитие крайне необходимо для продолжения воспроизводственного процесса в стране и удовлетворения общественных потребностей. Это относится, прежде всего, к отраслям производственной и социальной инфраструктуры (жилищно-бытовое хозяйство, общественный транспорт, электроэнергетика и др.). Государство содержит значительную часть объектов этих сфер деятельности, прежде всего потому, что они составляют материальную базу физического и духовного совершенствования человека. И близким к этим показателям на сегодняшний день может быть только социальное предпринимательство, которое непосредственно направлено на результат, в малорентабельных сферах жизни деятельности общества.
В настоящее время государственный сектор широко представлен в странах с рыночной экономикой. Только в странах Европейского Союза в начале 2000 г. на государственных предприятиях было занято более 8 млн чел., что составляло около 11% всех работающих по найму, на них приходилось 12,5% национального дохода и почти 20% валовых капитальных вложений в основные фонды (без сельского хозяйства). Однако, по отдельным странам, входящим в Европейский Союз, эти показатели значительно дифференцированы. Приватизация и разгосударствление государственной
собственности и национализация рассматриваются в качестве равнозначных факторов повышения эффективности использования собственности, и эти меры государственной экономической политики чередуются в зависимости от складывающихся в стране конкретных социально-экономических и политических условий. Например, в США, Англии и некоторых других странах с развитой рыночной экономикой, государство никогда не выпускало из своих рук контроль над государственной собственностью, источниками ее приумножения, так как госсектор прямо влияет на национальную экономику. В частности, увеличивая государственные капиталовложения можно способствовать расширению масштабов производства и насыщенности рынка товарами и услугами, развитию хозяйственной, в том числе предпринимательской деятельности компаний, находящихся под государственным контролем [2].
Государственный сектор создается в результате строительства государством хозяйственных объектов, а также выкупа у частных собственников предприятий и другой недвижимости, а также пакетов акций. Данный процесс, называемый национализацией, является довольно сильным инструментом стабилизации и укрепления системы рыночной экономики в критические периоды ее развития. Наиболее развит государственный сектор экономики во Франции, одной из стран «большой семерки». Государство во Франции является собственником 80% капитала Национального парижского банка, первого в стране по объемам финансовых ресурсов и услуг. В сфере страховой деятельности государство является акционером 75% капитала Парижского страхового союза - лидера на французском рынке, одного из основных страховых компаний в Европе. Французскому государству принадлежат более 50% капитала: по производству алюминия, в нефтехимической компании, по добыче и переработке нефти, химии, фармацевтике.
Огосударствление объектов экономики успешно решаются и в Италии, где последней по времени стала национализация электроэнергетики. Ныне только один государственный холдинг ИРИ контролирует такие важнейшие для страны отрасли экономики, как черная металлургия, электротехническая и судостроительная промышленности, шоссейные дороги, телефонные линии, воздушный транспорт, государственная телерадиокомпания. В итоге на долю государственного сектора в экономике Италии приходится до 42% производимого ВНП страны, в том числе в промышленности - до 30%. При этом госсектор выступает неотъемлемой частью рыночных отношений и развивается по рыночным принципам хозяйствования. В свою очередь, государственный сектор Японии охватывает 120 государственных предприятий центрального управления и около 1000 предприятий местного управления. Доля государственного сектора в Германии составляет около 18% основных фондов и до 50% земельной собственности. В США составной частью государственной собственности являются государственный земельный фонд. Государственные вложения покрывают более 90% финансовых ресурсов, направляемых в авиационную и ракетостроительную промышленность, около двух третей - в электронику и электротехнику. В Российской Федерации, как известно, в первой половине 90-х годов ускоренными темпами осуществлялась приватизация большинства государственных предприятий, общее количество которых на конец 90-х годов составило 127,7 тыс. После всех манипуляций, всего государственных предприятий в Российской Федерации насчитывается более 40 тыс. единиц. На долю негосударственного сектора экономики приходится около 70% ВНП страны. В нашей стране все управление государственной собственностью сводится к приватизации и государственных предприятий и бюджетному процессу [3].
Таким образом, можно легко определить, где государственный сектор экономики преуспел, а где ему еще предстоит долгий путь. И не исключено, что он будет взаимосвязан с частным предпринимательством.
Литература
1. Абдуллаев Н. А. Государственный сектор экономики переходного периода. М.: Финансовый контроль, 2003.
2. Практика государственного сектора экономики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://einsteins.ru/subjects/ekonomika/teoriya/praktika-funkcionirovaniya/ (дата обращения: 05.01.2017).
3. Госсектор в России и за рубежом. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-sektor-v-rossii-i-za-rubezhom-sravnitelnyy-analiz#ixzz4Uuc93NAR/ (дата обращения: 06.01.2017).