Научная статья на тему 'Сравнительный анализ государственного сектора экономики развитых стран'

Сравнительный анализ государственного сектора экономики развитых стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2414
153
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / PUBLIC SECTOR / ECONOMY AND DEVELOPMENT / ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аслаханова Седа Асуевна

Государственный сектор в современных условиях является объективно необходимым элементом любой социально-экономической системы. Место государственного сектора непосредственно связано с ролью государства в социально-экономической сфере, наличием в обществе потребностей, которые не могут быть удовлетворены частным предпринимательством. Таким образом, в статье представлен сравнительный анализ государственного сектора экономики развитых стран, таких как: США, Франция, Италия, Япония и Россия. Определяются основные составляющие понятия государственный сектор экономики, их количественное и качественное соотношение, а также показатели по странам.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аслаханова Седа Асуевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ государственного сектора экономики развитых стран»

COMPARATIVE ANALYSIS OF PUBLIC SECTOR DEVELOPED COUNTRIES

Aslakhanova S. (Russian Federation) СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РАЗВИТЫХ СТРАН Аслаханова С. А. (Российская Федерация)

Аслаханова Седа Асуевна /Aslakhanova Seda — ассистент, кафедра управления региональной экономикой, факультет государственного управления, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Чеченский государственный университет, г. Грозный

Abstract: the public sector in modern conditions is objectively necessary element of any socio-economic system. Place the public sector is directly related to the state's role in socio-economic sphere, the presence of social needs that can not be met by private enterprise. Thus, the article presents a comparative analysis of the public sector of developed countries such as: USA, France, Italy, Japan an d Russia. Identifies the main components of the concept of the public sector, their quantitative and qualitative ratio, as well as indicators of the countries.

Аннотация: государственный сектор в современных условиях является объективно необходимым элементом любой социально-экономической системы. Место государственного сектора непосредственно связано с ролью государства в социально-экономической сфере, наличием в обществе потребностей, которые не могут быть удовлетворены частным предпринимательством. Таким образом, в статье представлен сравнительный анализ государственного сектора экономики развитых стран, таких как: США, Франция, Италия, Япония и Россия. Определяются основные составляющие понятия государственный сектор экономики, их количественное и качественное соотношение, а также показатели по странам.

Keywords: public sector, the economy and development. Ключевые слова: государственный сектор, экономика, развитие.

Для рыночной экономики большинства зарубежных стран характерно сильное государственное регулирование, основанное на государственной финансовой мощи, государственной собственности на природные и другие материальные ресурсы, государственном секторе экономики, на планировании (программировании), обеспечивающем социальную ориентацию развития» [1, с. 34].

Государственный сектор в современных условиях является объективно необходимым элементом любой социально-экономической системы. Место государственного сектора непосредственно связано с ролью государства в социально-экономической сфере, наличием в обществе потребностей, которые не могут быть удовлетворены частным предпринимательством, подчиненным лишь интересам получения доходов. Перед предприятиями и организациями государственного сектора ставятся помимо коммерческих, и задачи социально-экономического характера, такие как, сглаживание последствий циклических колебаний, структурная перестройка производства, поддержание уровня занятости, смягчение территориальных и отраслевых диспропорций, стимулирование НТП и др. И самое основное отличие государственного предпринимательства от частного состоит в том, что оно преимущественно осуществляется в малорентабельных сферах деятельности, где требуются большие капиталовложения, которые не представляют особого экономического интереса для частного предпринимательства, но их развитие крайне необходимо для продолжения воспроизводственного процесса в стране и удовлетворения общественных потребностей. Это относится, прежде всего, к отраслям производственной и социальной инфраструктуры (жилищно-бытовое хозяйство, общественный транспорт, электроэнергетика и др.). Государство содержит значительную часть объектов этих сфер деятельности, прежде всего потому, что они составляют материальную базу физического и духовного совершенствования человека. И близким к этим показателям на сегодняшний день может быть только социальное предпринимательство, которое непосредственно направлено на результат, в малорентабельных сферах жизни деятельности общества.

В настоящее время государственный сектор широко представлен в странах с рыночной экономикой. Только в странах Европейского Союза в начале 2000 г. на государственных предприятиях было занято более 8 млн чел., что составляло около 11% всех работающих по найму, на них приходилось 12,5% национального дохода и почти 20% валовых капитальных вложений в основные фонды (без сельского хозяйства). Однако, по отдельным странам, входящим в Европейский Союз, эти показатели значительно дифференцированы. Приватизация и разгосударствление государственной

собственности и национализация рассматриваются в качестве равнозначных факторов повышения эффективности использования собственности, и эти меры государственной экономической политики чередуются в зависимости от складывающихся в стране конкретных социально-экономических и политических условий. Например, в США, Англии и некоторых других странах с развитой рыночной экономикой, государство никогда не выпускало из своих рук контроль над государственной собственностью, источниками ее приумножения, так как госсектор прямо влияет на национальную экономику. В частности, увеличивая государственные капиталовложения можно способствовать расширению масштабов производства и насыщенности рынка товарами и услугами, развитию хозяйственной, в том числе предпринимательской деятельности компаний, находящихся под государственным контролем [2].

Государственный сектор создается в результате строительства государством хозяйственных объектов, а также выкупа у частных собственников предприятий и другой недвижимости, а также пакетов акций. Данный процесс, называемый национализацией, является довольно сильным инструментом стабилизации и укрепления системы рыночной экономики в критические периоды ее развития. Наиболее развит государственный сектор экономики во Франции, одной из стран «большой семерки». Государство во Франции является собственником 80% капитала Национального парижского банка, первого в стране по объемам финансовых ресурсов и услуг. В сфере страховой деятельности государство является акционером 75% капитала Парижского страхового союза - лидера на французском рынке, одного из основных страховых компаний в Европе. Французскому государству принадлежат более 50% капитала: по производству алюминия, в нефтехимической компании, по добыче и переработке нефти, химии, фармацевтике.

Огосударствление объектов экономики успешно решаются и в Италии, где последней по времени стала национализация электроэнергетики. Ныне только один государственный холдинг ИРИ контролирует такие важнейшие для страны отрасли экономики, как черная металлургия, электротехническая и судостроительная промышленности, шоссейные дороги, телефонные линии, воздушный транспорт, государственная телерадиокомпания. В итоге на долю государственного сектора в экономике Италии приходится до 42% производимого ВНП страны, в том числе в промышленности - до 30%. При этом госсектор выступает неотъемлемой частью рыночных отношений и развивается по рыночным принципам хозяйствования. В свою очередь, государственный сектор Японии охватывает 120 государственных предприятий центрального управления и около 1000 предприятий местного управления. Доля государственного сектора в Германии составляет около 18% основных фондов и до 50% земельной собственности. В США составной частью государственной собственности являются государственный земельный фонд. Государственные вложения покрывают более 90% финансовых ресурсов, направляемых в авиационную и ракетостроительную промышленность, около двух третей - в электронику и электротехнику. В Российской Федерации, как известно, в первой половине 90-х годов ускоренными темпами осуществлялась приватизация большинства государственных предприятий, общее количество которых на конец 90-х годов составило 127,7 тыс. После всех манипуляций, всего государственных предприятий в Российской Федерации насчитывается более 40 тыс. единиц. На долю негосударственного сектора экономики приходится около 70% ВНП страны. В нашей стране все управление государственной собственностью сводится к приватизации и государственных предприятий и бюджетному процессу [3].

Таким образом, можно легко определить, где государственный сектор экономики преуспел, а где ему еще предстоит долгий путь. И не исключено, что он будет взаимосвязан с частным предпринимательством.

Литература

1. Абдуллаев Н. А. Государственный сектор экономики переходного периода. М.: Финансовый контроль, 2003.

2. Практика государственного сектора экономики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://einsteins.ru/subjects/ekonomika/teoriya/praktika-funkcionirovaniya/ (дата обращения: 05.01.2017).

3. Госсектор в России и за рубежом. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-sektor-v-rossii-i-za-rubezhom-sravnitelnyy-analiz#ixzz4Uuc93NAR/ (дата обращения: 06.01.2017).