Камилов М. К., Камилова ПД.
сравнительный анализ государственного регулирования апк развитых зарубежных стран
КАМИЛОВ М.К., КАМИЛОВА П. Д.
CРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК РАЗВИТЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы государственного регулирования агропромышленного комплекса развитых зарубежных стран. Приводятся цели и инструменты государственного регулирования агропромышленного комплекса. Анализируются модели государственного регулирования АПК Соединённых Штатов Америки, Германии, Франции, Японии и Китая, современное состояние АПК этих стран. Ключевые слова: государственное регулирование, экономика, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, рыночные условия, интеграция, инвестиции, продовольственная безопасность.
KAMILOV M.K.,KAMILOVA P.D.
COMPARATIVE ANALYSIS OF STATE REGULATION OF THE AIC OF DEVELOPED FOREIGN COUNTRIES
Abstract. the article discusses issues of state regulation of the agro-industrial complex of developed foreign countries. The goals and means of state regulation of the agro-industrial complex are listed. The models of state regulation of the AIC of the United States of America, Germany, France, Japan and China, and the modern state of the AIC of these countries are analyzed.
Keywords: state regulation, economy, agriculture, agro-industrial complex, market conditions, integration, investments, food security.
Государство всегда исполняло классические экономические функции. Оно законодательно устанавливало условия хозяйствования, осуществляло контроль за ходом производственно-хозяйственной деятельности и регулировало его при необходимости. При таких условиях экономически эффективным является государство, которое отстаивает свои национальные интересы и гарантирует свою национальную экономическую безопасность. Государство должно обеспечить оптимальное соотношение между открытостью национальной экономики и поддержкой своих производителей на внутреннем и внешнем рынках.
Изучение зарубежного опыта государственного регулирования АПК необходимо для того, чтобы не повторять ошибок, имевших место в других странах, а также для выработки ценностных ориентаций на наиболее эффективные для всего общества формы, методы, механизмы, цели и инструменты государственного регулирования экономики, которые успешно зарекомендовали себя. Это наглядно отражается в достигнутом уровне продолжительности жизни, уровне образования населения, здравоохранения, уровне доходов на душу населения, а также достигнутом высоким уровне стандартов социальной защиты населения в исследуемых странах.
Подлинно революционный переворот в экономической теории в 30-е годы ХХ в. вызвала теория Д. Кейнса о ведущей роли государства в регулировании национального хозяйства. Д. Кейнс рассматривал государство не только как орган власти, но и как экономический институт, на который возлагаются определенные экономические функции.
Государство в своем регулирующем воздействии должно было учитывать национальные интересы и на их основе определять цели развития экономики. Это существенно отличало государственное регулирование от рыночного механизма и ставило на первый план принцип целенаправленного регулирования экономики страны.
Поскольку в развитых странах имеется разнообразное сочетание функций государства и хозяйственных субъектов рынка, при анализе зарубежного опыта мы остановимся на анализе государственного регулирования агропромышленного комплекса в Соединённых Штатах Америки, странах Западной Европы, Японии и Китае.
Государственное регулирование экономики в развитых зарубежных странах ставит своей целью:
- укрепление существующего строя и его адаптация к изменяющимся условиям;
- выравнивание экономических циклов;
- совершенствование структуры народного хозяйства;
- стабилизация денежного обращения;
- поддержание занятости трудоспособного населения;
- внешнеэкономическое равновесие;
- поддержание конкуренции;
- экономическая и социальная стабильность;
- рост жизненного уровня населения;
- экологическая защита и сохранение окружающей среды.
Основными инструментами государственного воздействия на экономику развитых зарубежных стран являются антимонопольная политика, уровень концентрации государственного предпринимательства и ценовое регулирование. В этих странах государственная поддержка производителей призвана в первую очередь не стимулировать производство, а поддерживать уровень доходов производителя, а также обеспечивать осуществление структурной, социальной и региональной политики, не связанной непосредственно с производством, но обеспечивающей улучшение качества жизни граждан.
В современном мире в развитых странах господствующие позиции занял подход, согласно которому задача государства состоит не в том, чтобы поддерживать экономический рост с помощью бюджетных расходов, а в том, чтобы предоставить индивидам и хозяйствующим субъектам инструменты, посредством которых они смогут получить отдачу от предпринимательских действий. Роль государства при этом заключается в повышении конкурентоспособности страны, создании способствующей этому правовой и институциональной среды, а также в координации усилий хозяйствующих субъектов по достижению ими конкурентных преимуществ.
Определенное место в государственном регулировании экономики развитых стран мира занимает антимонопольная политика. Антимонопольная деятельность государства является в определенной мере проведением монетаристской политики, предусматривающей движение к свободной конкуренции. Вследствие государственного регулирования национальной экономики, применяемого во всех странах, и тяготения крупного производства к сверхприбыли требования свободной конкуренции в полной мере не выполняются, что находит отражение в антимонопольном законодательстве различных стран и практике проведения антимонопольной политики. Антимонопольная деятельность обеспечивает развитие основных положений рыночной экономики, служит источником повышения ее эффективности и является эффективным механизмом государственного регулирования. Ее проведение должно опираться не только на законодательно-нормативную базу, но и на эффективную систему контроля исполнения и санкций.
В Соединённых Штатах Америки принята саксонская модель рыночной экономики — это вариант с минимальным участием государства в регулировании экономики и неограниченная свобода предпринимательства. Сфера рынка преобладает над государственным сектором, а государство выполняет минимально необходимые функции в сфере денежного обращения, экологии, в производстве товаров и услуг коллективного пользования. Оно обеспечивает правовую базу эффективного функционирования рыночной системы, защиту конкуренции, перераспределение богатства, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста, структуры национального продукта. В США, где эффективность аграрного производства значительно выше, за последние годы благодаря бюджетному обеспечению специальных программ развития сельского хозяйства достигнуты его высокие конкурентные преимущества в сравнении с европейскими аграриями.
Высокая эффективность американского сельского хозяйства обеспечивается рядом фундаментальных условий: сформировавшимся АПК, хозяйственной организацией отрасли, массовым применением технологических и управленческих новаций и быстротой их распространения, государственным регулированием сельскохозяйственного производства и экспорта его продукции. Агропромышленный комплекс формировался по мере интенсификации межотраслевых интеграционных связей. Размеры поддержки сельского хозяйства на 1 га сельхозугодий в США за последние годы составили 324 долл.
Камилов М. К., Камилова ПД.
_сравнительный анализ государственного регулирования апк развитых зарубежных стран_
Главные направления государственного регулирования сельскохозяйственного производства США: закупочно-залоговые операции, гарантированные цены и прямые платежи за сокращение посевных площадей. Залоговые операции — самый старый инструмент, суть которого в том, что государство через специальную организацию — Товарно-кредитную корпорацию, которая была создана в 1933 г., берёт у фермеров их продукцию в залог, а иногда покупает, выдавая под нее кредиты. Государственной поддержкой разного рода охвачены хозяйства, производящие 50% сельскохозяйственной продукции [1].
Эффективным методом государственного регулирования в США являются гарантированные цены на конкретные сельскохозяйственные товары. Цель их в обеспечении среднего уровня дохода фермеров. Уровень государственной поддержки дифференцирован не только по культурам, но и по регионам, что создает примерно равные условия хозяйствования для предпринимателей. Еще один способ государственного регулирования производства — сокращение посевных площадей под определенными культурами и получение за это прямых выплат от государства.
Суть государственного регулирования сельскохозяйственного производства в Америке состоит в том, что фермер получает доход из двух источников: от реализации своей продукции и в виде прямых платежей от государства. Правительство избавляет фермеров от риска, связанного с реализацией товара на рынке.
Глобализация мировой экономики, жесткие требования ВТО по либерализации международной торговли, появление на мировых рынках сельхозпродукции новых стран и другие причины диктуют необходимость внесения существенных изменений в аграрную политику США. Изменение аграрной политики США и ряда других развитых стран выражается прежде всего в перераспределении бюджетных средств. В частности, сокращаются прямые бюджетные выплаты фермерам, но увеличиваются расходы на науку, образование, информационное обеспечение, инфраструктуру, природоохранные меры. При этом существенно снижаются таможенные пошлины и тарифы, которые тормозят развитие международной торговли. Иными словами, сокращаются меры прямой поддержки сельскохозяйственных производителей. Тем не менее требования ВТО по либерализации мировой торговли не отменяют государственной поддержки производителей, а лишь видоизменяют ее, смещают акценты с экспортных субсидий и тарифов в пользу так называемой внутренней поддержки производителей [2].
В 1955 г. правительство Германии приняло закон о сельском хозяйстве, в котором закреплены основы аграрной политики в общегосударственном масштабе, а также прописаны конкретные политические средства ее осуществления. Заложенные в законе положения должны были стать основополагающими для государственного регулирования аграрного сектора на национальном уровне. Это долгосрочные гарантии высоких закупочных цен на сельскохозяйственные продукты и институциализация аграрной политики, которая должна была положить конец постоянным политическим столкновениям по вопросам сельского хозяйства.
По отношению к сельскому хозяйству в законе указывалось на то, что должны применяться защитные мероприятия. С помощью всеобщих инструментов хозяйственного регулирования, таких, как торговая, кредитная, ценовая политика и т. д., было решено уравнять относительно неблагоприятное положение сельского хозяйства с остальными народно-хозяйственными отраслями, чтобы создать условия для повышения уровня производства. Государственная поддержка не предполагала защиту и поддержку каждого предприятия в отдельности, что не соответствовало немецким представлениям о системе хозяйствования, но была учтена необходимость выживания сельского хозяйства страны в целом.
Предложенная государством программа кредитования земель сельскохозяйственного назначения Германии направлена на поддержку инвестиционных мероприятий по рационализации и улучшению условий жизни. Получить кредит могут только сельхозпроизводители, общие доходы которых не превышают установленных границ. Подлежат государственной поддержке также внутрихозяйственные инвестиции, направленные на улучшение качества выпускаемой продукции.
Франция является одной из ведущих стран Западной Европы по уровню экономического развития. По размерам территории и населения она принадлежит к числу крупнейших стран Европы. На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяйственного
производства Западной Европы. Экономика Франции развивается на принципах свободного предпринимательства и торговли. В настоящее время экономика Франции функционирует в условиях рыночного хозяйственного механизма, однако государство имеет значительное влияние на свободу ценообразования.
В государственном регулировании экономики страны выделяют такие направления, как участие в производстве, влияние на экологию, структурную политику, протекционизм, регулирование финансовой сферы и трудовых отношений. Особенностью Франции является довольно значительная доля государственного сектора, сформированного в результате национализации экономики. Поэтому к одной из важнейших составляющих системы государственного регулирования экономики во Франции относят институты государственного управления национальным сектором экономики.
Регулирующая роль государства проявляется через государственное программирование и планирование, с этой целью были созданы специальные официальные органы. Разработанные планы ориентируют французскую экономику на освоение новых технологий, проведение научно-исследовательских работ. К важному направлению государственного регулирования рынка во Франции относят стимулирование развития конкуренции. Роль государства проявляется в поощрении развития малых предприятий — индустриальных, семейных, групповых, им предоставляется содействие в получении краткосрочных и долгосрочных кредитов, повышении квалификации управленческого персонала, предоставляются налоговые льготы, коммерческая информация.
Пример Франции показывает высокий уровень политического влияния на роль государства в экономике, обусловленного изменением правящих коалиций левых и правых сил. Государство осуществляет системный контроль за операциями крупных предприятий и фирм. Для этого проводится их экспертиза на соответствие антимонопольному законодательству.
В Японии сложилась патерналистская система взаимоотношений государства и общества, предусматривающая усиленное государственное регулирование, использование традиций в современном способе производства, жесткую опеку жизни и деятельности человека. Она сыграла положительную роль, превратив страну в экономически развитую державу при скудных природных ресурсах. Несмотря на острую потребность в земельных ресурсах — пашня составляет около 10% общей земельной площади, Япония имеет высокий уровень полноценного продовольственного обеспечения [3]. Японской модели присуще стимулирование высокой конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке через активную поддержку перспективных отраслей. В то же время государство занимает нейтральную позицию в отношении имущественного положения своих граждан.
Особенность государственного регулирования экономики в Японии заключается в использовании системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики. Планирование в Японии носит индикативный характер. Планы социально-экономического развития не являются законом, а представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих экономические субъекты на достижение общенациональных целей. Следующая особенность государственного регулирования экономики Японии состоит в том, что основным средством достижения социально-экономических целей является технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке. Правительство страны концентрирует свои ресурсы в основном на разработке инновационных технологий, т. е. на фундаментальных исследованиях, и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.
Особенностью Японии является умелое преодоление кризисных явлений. Темпы экономического роста в Японии достаточно высокие (6-10% в год). Финансовый кризис 2008 г., вызвавший банкротство ряда крупных банков, и трудности, вызванные ростом курса иены, были преодолены за счет расширения прямых зарубежных инвестиций и повышения производительности труда на основе научно-технического прогресса. Размеры поддержки сельского хозяйства на 1 га сельхозугодий в Японии за последние годы составили 143 долл.
Наглядным примером реализации подхода, когда роль государства состоит не в том, чтобы поддерживать экономический рост с помощью бюджетных расходов, а в повышении конку-
Камилов М. К., Камилова ПД.
_сравнительный анализ государственного регулирования апк развитых зарубежных стран_
рентоспособности страны, создании способствующей этому правовой и институциональной среды, является Китай, существенно повысивший свою конкурентоспособность и укрепивший позиции на мировом рынке. Сохранение значительного присутствия государства в экономике в период рыночных реформ стало основой ее динамического развития. В течение последних лет ВВП КНР растёт на 10-12% в год [4]. Проведенная в Китае модернизация аграрного сектора экономики позволила резко увеличить производство и экспорт сельскохозяйственной продукции и занять лидирующие позиции на мировом аграрном рынке. Опыт Китая свидетельствует о том, что государство является не противником рынка, а способствует его развитию вместе с государственным сектором экономики, обеспечивая тем самым занятость сельского населения страны.
Правительство Китая считает усиление роли государства в аграрной сфере наиболее перспективным направлением аграрной политики, для того чтобы за счёт действенных административных рычагов обеспечивать внутреннюю продовольственную безопасность и поддерживать высокий экспортный потенциал продукции агропромышленного комплекса. В настоящее время Китай демонстрирует высокие показатели производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, проводит активную социальную политику в сельской местности и оказывает существенное влияние на конъюнктуру мировой торговли продовольствием. Это стало возможным благодаря гибкому сочетанию административных и экономических мер в системе государственного регулирования сельского хозяйства в направлении повышения эффективности отрасли и устойчивого обеспечения населения продовольствием.
Опыт государственного регулирования сельского хозяйства Китая может быть использован в России по той причине, что обе страны располагают значительными территориями, многообразием природно-климатических условий, а также в предшествующий экономическим преобразованиям период в обеих странах были распространены похожие производственные и политические процессы. Анализ структуры поддержки мирового сельского хозяйства выявил разнонаправленные тенденции относительно её доли в ВВП в основных странах-производителях сельскохозяйственной продукции — сокращение в экономически развитых странах и увеличение в Китае, свидетельствующее о возрастающих масштабах аграрного протекционизма в стране в результате выделения сельского хозяйства в качестве одной из приоритетных отраслей экономики страны.
Вступление Китая во Всемирную торговую организацию и интеграция в мировую экономику стали стимулом к развитию социальной инфраструктуры села за счёт увеличения использования инструментов финансово-бюджетной политики, таких, как различные субсидии и программы по регулированию рождаемости, здравоохранению и образованию. Однако с рядом преимуществ, приобретённых Китаем в результате вступления в ВТО, таких, как рост производства и экспорта сельскохозяйственной продукции, увеличение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, выявлены негативные последствия интеграции страны в мировую хозяйственную систему. Это рост импорта конкурентоспособных сельскохозяйственных и продовольственных товаров, ухудшение экологической обстановки в связи с загрязнением почвенного покрова и водных ресурсов.
Сравнительный анализ опыта государственного регулирования экономики в зарубежных странах приводит к выводу, что государственное регулирование агропромышленного сектора экономики зарубежных стран путем всесторонней поддержки производителей является приоритетным направлением аграрной политики большинства развитых стран. При этом используется много экономических рычагов: платежи из бюджета, компенсации издержек производства, поддержка цен, субсидии на совершенствование производственной структуры, разработка и осуществление различных социальных программ, действие которых создает благоприятную конъюнктуру для обеспечения устойчивого функционирования агропромышленного комплекса и формирования эффективной социально-производственной инфраструктуры в сельской местности. Существенную роль играет в этом контексте принятие и совершенствование законодательства о конкуренции, призванного обеспечить эффективное функционирование рынка.
Весомую роль государственное регулирование агропромышленного комплекса развитых зарубежных стран играет и в привлечении прямых иностранных инвестиций. За последние два
десятилетия многие страны отменили большинство ограничений для иностранных инвестиций и сделали акцент на разработку и внедрение мер, которые должны способствовать их привлечению [5]. В частности, большинство стран гарантируют иностранным фирмам юридическую защиту капиталовложений, режим наибольшего благоприятствования, равный подход, а также свободный перевод прибылей, репатриацию капитала и справедливое разрешение споров.
Таким образом, зарубежный опыт наглядно показывает, что благосостояние граждан, уровень и качество жизни населения основано на экономике и растет с ее развитием, основанном на росте трудовой активности и повышения ее эффективности за счет целенаправленного государственного регулирования деятельности и повышения производительности труда за счет привлечения иностранных инвестиций и внедрения инновационных технологий. В связи с этим опыт государственного регулирования в лидирующих в социально-экономическом развитии странах представляет безусловный интерес для России, вставшей на путь социально ориентированной рыночной экономики.
Литература
1. Андреева, Н. //Институт мировой экономики и международных отношений РАН. // Человек и труд, 2008. № 8.
2. Папцов, А. Г. Стратегический план поддержки сельского хозяйства США. /А. Г. Папцов, С. В. Козлова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 6. С. 75-77.
3. Балабанов, В. С., Борисенко, Е. Н. Продовольственная безопасность (международные и внутренние аспекты). — М. : ЗАО Изд-во «Экономика», 2002.
4. Ананьев, А. В. Роль прямых инвестиций в экономике Китая // Проблемы Дальнего Востока. 2003. №
5. С. 51-55.
5. Кулов, А. Р. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в аграрной сфере экономики зарубежных стран /А. Р. Кулов, М. Э. Гуззитаева // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. № 7. С. 82-83.
References:
1. Andreеv, N. // Institute of world economy and international relations Russian Academy of Sciences // Man and Work. 2008. № 8.
2. Paptsov, A., Strategic plan support U.S. agriculture / A. G, Paptsov, S. V. Kozlov // Economics of agricultural and processing enterprises. 2009. No. 6. S. 75-77.
3. Balabanov, V. S., Borisenko, E. N. Food security (international and domestic aspects). — M. : ZAO Publishing house «Economy». 2002.
4. Anan'ev A. V. The role of direct investment in China's economy //Problems of The Far East. 2003. No. 5. P. 51-55.
5. Kulov, A. R. State regulation of investment activity in the agrarian sphere of economy offoreign countries / A. R. Kulov, M. E. Guzzitaev // Economics of agricultural and processing enterprises. 2011. No. 7. P. 82-83.