Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ И НА ЗАПАДЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ И НА ЗАПАДЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
216
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / ЖЕНСКОЕ ЛИДЕРСТВО / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО / ЖЕНЩИНА-ПОЛИТИК / ПРАВА ЖЕНЩИН / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА ЖЕНЩИН / РОССИЯ / СТРАНЫ ЗАПАДА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ивлева Татьяна Андреевна

Статья посвящена сопоставлению гендерной политики в Российской Федерации и западных государствах. На примерах Великобритании, Франции, США и стран Северной Европы был рассмотрен широкий круг проблем, связанных с «гендерным» вопросом: от женского политического лидерства до демографической политики государств, от гендерного фактора в высшем образовании до гендерного разрыва в заработной плате. Выявлены самобытные особенности российской политики в «женском вопросе» в сравнении с аналогичной политикой стран Европы и Америки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF GENDER POLICY IN RUSSIA AND IN THE WEST AT THE PRESENT STAGE

Gender policy in the Russian Federation and Western states is comparised in the article. A wide range of problems related to the gender issue through examples of Great Britain, France, the USA and the countries of Northern Europe was considered: women’s political leadership, demographic policy of states, gender factor in higher education, gender wage gap, etc. The original features of the Russian policy in the women’s issue are revealed in comparison with the similar policy of the countries of Europe and America.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ И НА ЗАПАДЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Сравнительный анализ гендерной политики в России и на западе на современном этапе

Ивлева Татьяна Андреевна,

аспирант кафедры политического анализа МГУ имени

М.В. Ломоносова

E-mail: [email protected]

Статья посвящена сопоставлению гендерной политики в Российской Федерации и западных государствах. На примерах Великобритании, Франции, США и стран Северной Европы был рассмотрен широкий круг проблем, связанных с «тендерным» вопросом: от женского политического лидерства до демографической политики государств, от гендерного фактора в высшем образовании до гендерного разрыва в заработной плате. Выявлены самобытные особенности российской политики в «женском вопросе» в сравнении с аналогичной политикой стран Европы и Америки.

Ключевые слова: гендер, гендерное равенство, женское лидерство, политическое лидерство, женщина-политик, права женщин, политические права женщин, Россия, страны Запада.

В 2020 г. в ходе заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека Президент РФ В.В. Путин выступил с критикой гендерной политики зарубежных стран [10]. На открытии Евразийского женского форума годом позже Президент подчеркнул, что: уважительное отношение к женщинам в России, в отличие от «некоторых государств» является нормой и устойчивой традицией [1]. Представляется небезынтересной перспектива осмыслить обозначенную проблему на научном уровне, понять, насколько корректно противопоставлять гендерную политику в России и на Западе как диаметрально противоположные явления, в то же время обращая внимание на коренные различия. Хотелось бы сделать упор не на исторический экскурс, а на современное положение дел (постсоветский период), в чем помогут сравнительный и статистический методы.

У каждого государства Европы и Америки в «тендерном» ракурсе также прослеживается своя специфика как в законодательстве, так и в его приложении на практике, поэтому для того, чтобы обозреть наиболее полную картину, следует обратиться к конкретным примерам.

Одним из важнейших индикаторов гендерной политики государства в целом является участие женщин в политической жизни страны. Великобритания, помнящая времена «тэтчеризма», в наши дни на поверку оказывается государством с весьма низким уровнем вовлеченности женщин в политику.

По состоянию на 2011 г. доля женщин-министров в консервативном кабинете Д. Кэмерона и в правительстве В.В. Путина была одинаковой и составила 14% [16, с. 77]. Если же осуществить экскурс в конец XX столетия, то после выборов 1992 г. доля женщин среди депутатов британского парламента составила 9,2% [16, с. 77]. Между тем в РФ в 1993 г. один только блок «Женщины России» получил 8% на выборах в Госдуму I созыва. Женщины представлены и в других отечественных партиях [6].

Примечательно, что доля женщин в парламенте Великобритании резко возросла после 1997 г., но это было закономерным результатом введения Лейбористской партией системы квотирования. Вероятно, отчасти правомерно вести речь о российской «давней практике и традиции», которая внедряется в других, причем развитых странах уже позже. Квотная система - наглядный пример. В Советском Союзе квотная система была уже отменена в 1989 году [18, с. 159].

В 2009 г. Д. Кэмерон попытался перенять этот опыт, используя «полностью женские короткие списки в некоторых избирательных округах» [16, с. 77-78]. Такая «позитивная дискриминация» осуществлялась правительством с осторожностью, однако в то же время необходимо констатировать, что на всеобщих парламентских выборах в Великобританию 6 мая 2010 г. было выдвинуто рекордное количество женщин-кандидатов - 877 (21% от общего числа кандидатов), а также впервые членами

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

со

I_

u

CM CO

парламента стали одна темнокожая женщина и три мусульманки [16, с. 79].

Тем не менее, британские исследователи не считают гендерные итоги 2010 г. «прорывом»: в частности, профессор Бристольского университета Сара Чайлдс, специализирующаяся на гендерной проблематике политической жизни Британии, убеждена, что в реальности, несмотря на установленный рекорд, не все так радужно. По мнению исследовательницы, препятствия для женщин устанавливаются британскими политическими партиями уже на этапе выдвижения [16].

Экспертная оценка успешности решения тендерных проблем в Великобритании ставит это государство на равных, а подчас и после РФ. К британскому примеру гендерной политики нечасто проявляют научный интерес отечественные авторы. Они отмечают определенные достижения страны в гендерной сфере. В то же время такие исследователи прямо заявляют, что в настоящее время «британская политика носит «мужской характер»» [19, с. 186]. Выход Великобритании из состава ЕС в 2020 г. может стимулировать продолжение тех же тенденций в долгосрочной перспективе.

Если отойти от проблематики политического лидерства и сместить ракурс анализа на семью, следует отметить, что Великобритания отличается позицией невмешательства в вопросы жизни семьи: считается, что деторождение - личный выбор каждой женщины. Однако причины такой политики сугубо прагматические и обусловлены в первую очередь экономическими причинами: чем выше уровень рождаемости, тем больше число людей, получающих социальные пособия от государства, включая и одиноких родителей. Правительство США аналогично отказалось расширять такого рода поддержку [20, с. 45-46].

Что касается РФ, поддержка семьи деятельно расширяется, и хрестоматийным примером стало введение в 2020 г. материнского капитала в случае рождения или усыновления первого ребенка [13]. Однако насколько материнский капитал помогает лично женщине и позволяет ей преодолеть неравенство на рынке труда, остаётся не ясным. Представляется также, что данная мера нацелена, в первую очередь, на иные цели. Рождение ребенка для любой семьи в любом государстве - масштабный финансовый проект, требующий значительных денежных вливаний. Однако беззаботное детство для ребенка отнюдь не обозначает отсутствия «второй смены» дома у его матери (деньги на няню, уборщицу и доставку еды есть далеко не в каждой семье) и «стеклянного потолка» (метафора, обозначающая невидимый барьер, который мешает подняться человеку по карьерной и социальной лестнице) [14].

В то же время в 2017 г., как показало исследование международной аудиторско-консалтинговой организации Grant Thornton International, Россия заняла лидирующие позиции в сфере численности женщин-руководителей компаний (47%) [8]. По всей видимости, среди западных стран Великобритания не одна столкнулась с проблемами в решении гендерного вопроса.

Из европейских государств Туманный Альбион не одинок в своем «не лидирующем положении» в этом вопросе: можно говорить о так называемом «французском исключении» (термин введен в научный оборот политологом О.И. Жуковой), связанном в первую очередь с католическим вероисповеданием, предполагающим подчиненное положение женщины относительно мужчины, что сказывается и на мировоззрении и мотивации француженок-католичек; не последнюю роль в этом феномене сыграли и французская философия, политиче-

ская теория, история политической мысли, написанные с позиций андроцентризма [7, с. 67-69].

В то же время именно Франция выступила с инициативой принятия на международном уровне Международной стратегии по обеспечению гендерного равенства (2018-2022), предполагающей улучшение положения женщин во всем мире и учитывающей новейшие реалии (потеря женщинами работы, снижение их деловой активности, повышение риска насилия в семье как следствие пандемии COVID-19) [4]. Для сравнения заметим, что в Российской Федерации гендерная стратегия (в рамках международного проекта) последний раз составлялась в 2002 г., т.е. двадцать лет назад [5].

Невозможно обойти вниманием североамериканский материк: опыт США противоречив. Обратимся к сфере образования, напрямую связанной с будущей карьерой. С одной стороны, Соединенным Штатам оказалась не чужда политика «позитивной дискриминации», вследствие которой по состоянию на 2007 г. на каждого студента приходилось по 1,3 студентки [21, с. 55]. В то же время Американская ассоциация женщин-выпускниц университетов пришла к неутешительному выводу, что через год после окончания обучения в вузе женщина зарабатывает меньше, чем мужчина с идентичным уровнем подготовки и должностью, а через десять лет после получения высшего образования разница только увеличивается: в первом случае «женская» окладная часть составляет 80% от мужской, во втором - 69% [21, с. 55-56].

В Российской Федерации положение дел схожее, хотя и безо всякой «позитивной дискриминации»: согласно переписи населения 2010 г., 53% людей, имеющих высшее образование, - женщины; по состоянию на 2019 г. женщины составили также 53% от общего числа студентов [3], несмотря на тот факт, что у мужчин есть дополнительная мотивация к обучению в виде получения отсрочки от армии, отсутствующая у женщин.

Однако гендерная дискриминация женщин в сфере труда также свойственна российской образовательной политике: исследователи не находят обратной корреляции между ростом уровня образования и уменьшением гендерного разрыва в зарплате [2, с. 163]. Исследователи также отмечают, что в РФ зарплаты мужчин и женщин без перерывов в «общественно-полезной занятости» (армия, отпуск по уходу за ребенком) и имеющих высшее образование, будут отличаться в среднем на 2627%, что сопоставимо с американскими показателями [2, с. 165].

Если говорить о властных институтах, положение дел иное. Прогресс в женском политическом движении в США относительно российского очевиден: по состоянию на 2021 г., Россия находится на 110-м месте в мире по представительству женщин во власти (16% в парламенте), тогда как США занимает 43-ю позицию (27% в Конгрессе) [17]. Тем не менее, в обоих случаях до паритетного соотношения далеко, чего не скажешь о ряде скандинавских стран, входящих в первую десятку рейтинга, - Исландия (3-е место в мире, 40% в альтинге), Швеция (4-е место в мире, 47% в риксдаге), Финляндия (5-е место в мире, 46% в эдускунте) [17]. Представленные цифры - достойная причина подробнее остановиться на опыте гендерной политики государств Северной Европы.

Приблизиться к паритетному соотношению женщин во власти североевропейским государствам помогли особые национальные механизмы, решающие вопросы равноправия на общегосударственном уровне: в Швеции и Финляндии существует специальная должность уполномоченного по вопросам равноправия, который следит за решением проблемы гендерного равноправия

на предприятиях и в учреждениях, проводит консультации, ведет переговоры с сотрудниками и работодателями, помогает разрешать спорные юридические вопросы [22, с. 76]. В Швеции также имеются Совет по делам равноправия (носит консультативный и рекомендательный характер) и комиссия по равным возможностям. Последняя состоит из юристов, представителей общественных движений и экспертов на рынке труда по вопросам равноправия. Эксперты призваны следить за исполнением Закона о равных возможностях. В Швеции, Дании, Исландии есть такая должность, как министры по вопросам интеграции и равенства полов, ответственные за реализацию политики равноправия правительством [22, с. 75-76].

Говоря о позитивной дискриминации, следует подчеркнуть необычный скандинавский подход к системе квотирования: зачастую она носит рекомендательный характер - в силу сопротивления консервативных и центристских партий, в первую очередь в Финляндии и Швеции - исключением является норвежский сценарий, где «квоты давно и успешно применяются политическими партиями как при внутрипартийных выборах и назначениях, так и при выдвижении кандидатов в члены парламента [15, с. 209].

Статистика указывает на однозначный успех политической стратегии в гендерной сфере в Северной Европе: в частности, в Швеции еще к 2003 г. был достигнут показатель 90% работающих женщин от общего числа женщин, при этом удалось сохранить высокий уровень рождаемости, что напрямую указывает, что шведские женщины могут успешно совмещать карьеру и домашние дела [12, с. 229]. Между тем в России по состоянию на 2018 г. было трудоустроено лишь 53,2% женщин. Эксперты объясняют это тем, что женщины как дискриминируемая категория персонала в РФ первыми попадают под увольнение [11]. Невозможность в настоящее время предотвратить такие ситуации указывает на то, что российских законодателей длинный путь на пути решения проблемы гендерного неравенства.

Резюмируя, отметим, что гендерная политика в России и на Западе на современном этапе имеет несколько черт различия:

1) тогда как для гендерной политики РФ квотная система - пройденный еще в советское время этап, ряд государств, в частности, Соединенные Штаты Америки и Норвегия, обратились к этому опыту значительно позже, обнаружив его эффективность в рамках политики «положительной дискриминации»;

2) Россия менее активно проявляет себя в разработке стратегий по обеспечению гендерного равенства, нежели западные государства;

3) в Правительстве РФ отсутствуют специальные подразделения, следящие за закрепленным юридически равенством мужчин и женщин в реалиях семейных отношений и политических процессов, хотя статья 19 Конституции РФ уже обязывает обеспечивать это равенство;

4) в России наблюдается меньше межпартийных разногласий по вопросам гендерной политики, нежели в странах Европы и Америки: в Российской Федерации интересы женщин представляют в большинстве своем специальные «женские» партии, которые не сопоставимы по численности и влиятельности, к примеру, с Лейбористской партией Великобритании. В то же время в состав российских «женских партий» нередко входят мужчины, подчас составляя около 50% членов этих партий, что дает женщинам дополнительную поддержку и надежду быть услышанными [9, с. 192].

Тем не менее, за счет перечисленных частных различий отчетливее видны гендерные проблемы, актуаль-

ные на общемировом уровне (для скандинавских стран в меньшей степени): отсутствие паритетного соотношения мужчин и женщин во властных структурах; разрыв в зарплатах дипломированных специалистов с одинаковыми навыками на одинаковых должностях как следствие различий в половой принадлежности; вмешательство государства в семью либо отсутствует, либо является довольно формальным по отношению к защите женских прав и перспективе улучшения их социально-экономического положения. Необходимо считать доказанной гипотезу о том, что, несмотря на ряд различий между исходной ситуацией в гендерном вопросе и путями решения гендерных проблем в России и на Западе, опыт РФ и западных государств имеет сходные черты. Это связано с тем, что круг актуальных проблем практически идентичен, а пути решения - схожи, хотя и нередко реализуемые асинхронно.

Литература

1. «Для нас уже давняя практика и традиция» - Путин о гендерном равенстве в РФ. - URL: https://reg-num.ru/news/polit/3397916.html (дата обращения: 08.05.2022).

2. Баллаева Е.А. Равенство прав на образование как проблема гендерной политики: постановка проблемы // Равные права и равные возможности женщин и мужчин в сфере высшего образования. Гендерное образование в России. Сборник материалов. - М., 2008. - С. 151-168.

3. Высшее образование - женское дело? - URL: https:// www.strana2020.ru/mediaoffice/vysshee-obrazovanie-zhenskoe-delo/ (дата обращения: 21.04.2022).

4. Гендерное равенство: Международная стратегия Франции по обеспечению гендерного равенства (2018-2022). - URL: https://ambafrance.org/ Gendernoe-ravenstvo-Mezhdunarodnaya-strategiya-Francii-po-obespecheniyu (дата обращения. 09.05.2022).

5. Гендерные стратегии Российской Федерации. - URL: https://www.ilo.org/moscow/news/WCMS_244535/ lang - ru/index.htm (дата обращения: 09.05.2022).

6. Женщины России-1. - URL: http://www.panorama. ru/works/vybory/party/zhr1.html (дата обращения: 08.05.2022).

7. Жукова О.И. Загадка «французского исключения»: причины и следствия гендерной диспропорции в политике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Политология. 2009. № 1. С. 64-71.

8. Миф или реальность: существует ли в России стеклянный потолок? - URL: https://www.forbes.ru/ forbes-woman/356397-mif-ili-realnost-sushchestvuet-li-v-rossii-steklyannyy-potolok (дата обращения: 09.05.2022).

9. Попова О.В. Гендерные партии в современной России: проблемы и перспективы // Политическая наука. - М., 2015. № 1. - С. 186-199.

10. Путин раскритиковал гендерную политику зарубежных стран. - URL: https://www.kommersant.ru/ doc/4613212 (дата обращения: 08.05.2022).

11. Росстат подсчитал, сколько женщин работает в России - РИА НОВОСТИ. - URL: https://ria. ru/20190903/1558187145.html (дата обращения: 09.04.2022).

12. Сорокина Е.А. Социальная политика и перспективы гендерных перемен: шведский опыт // Гендерные стереотипы в прошлом и настоящем. - М., 2003. -С.217-231.

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

со

I_

u

CM CO

13. Статья 6. Размер материнского (семейного) капитала. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_64872/5e4098eb8b-54363919128c886adcfa55c175753a/#:~: text=%D0 %9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8 %D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20 ( % D 1 % 8 1 % D 0 % B 5 % D 0 % B -C%D0%B5%D0%B9%D0%B-D % D 1 % 8 B % D 0 % B 9 ) % 2 0 % D 0 % B A % D 0 % B 0 % D 0 % B F -% D 0 % B 8 % D 1 % 8 2 % D 0 % B 0 % D 0 % B B % 2 0 %D 1 %8 3% D1 %81% D1 %8 2% D 0 % B 0 % D 0 % B -D%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0 %B8%D0%B2 %D0%B0%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F%20 % D0%B2,%D1%81%201 %20% D1%8 F % D0%B-D%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F%202020%20 %D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0 (дата обращения: 20.04.2022).

14. Стеклянный потолок: что мешает женщинам становиться успешными - Лайфхакер. - URL: https:// lifehacker.ru/steklyannyj-potolok (дата обращения: 28.04.2022).

15. Степанова Н.М. Политика гендерного равенства в скандинавских странах // Гендерная реконструкция политических систем. - СПб., 2004. - С. 204254.

16. Степанова Н.М. Участие женщин в политической жизни: сравнительный опыт России и Великобритании // Женщина в российском обществе. Российский научный журнал. Иваново, 2011. № 3. С. 77-80.

17. Страны, где женщин больше всего во власти. - URL: https://nonews.co/directory/lists/countnes/womens-power-index (дата обращения: 18.04.2022).

18. Хасбулатова О.А. Этапы российской государственной политики по вовлечению женщин в сферу управления (1990-1999) // Женщины в политике и управлении: история и современность. Тезисы международной научно-практической конференции. Ярославль, 18-19 октября 1999 г. Иваново, 1999. С. 157162.

19. Хахалкина Е.В. Гендерный фактор формирования правящих элит в Великобритании // Современная Европа. - М., 2020. № 2. - С. 176-187.

20. Чернова Ж.В. Семейная политика в Европе и России: гендерный анализ. - СПб., 2008. - 328 с.

21. Шведова Н.А. Женщины в США: механизм гендер-ного равенства // Женщина в российском обществе. Российский научный журнал. Иваново, 2008. № 2. С. 53-80.

22. Штылева М.В. Реализация гендерной политики в странах Северной Европы // Женщина в российском обществе. Российский научный журнал. Иваново, 2012. № 1. С. 67-80.

COMPARATIVE ANALYSIS OF GENDER POLICY IN RUSSIA AND IN THE WEST AT THE PRESENT STAGE

Ivleva T.A.

Lomonosov Moscow State University

Gender policy in the Russian Federation and Western states is com-parised in the article. A wide range of problems related to the gender issue through examples of Great Britain, France, the USA and the countries of Northern Europe was considered: women's political leadership, demographic policy of states, gender factor in higher education, gender wage gap, etc. The original features of the Russian policy in the women's issue are revealed in comparison with the similar policy of the countries of Europe and America.

Keywords: gender, gender equality, women's leadership, political leadership, woman politician, women's rights, women's political

rights, Russia, Western countries.

References

1. "For us it is already a long-standing practice and tradition" -Putin on gender equality in the Russian Federation. - URL: https://regnum.ru/news/polit/3397916.html (date of access: 05/08/2022).

2. Ballaeva E.A. Equality of Rights to Education as a Problem of Gender Policy: Statement of the Problem // Equal Rights and Equal Opportunities for Women and Men in Higher Education. Gender education in Russia. Collection of materials. - M., 2008. - S. 151-168.

3. Is higher education a woman's business? - URL: https://www. strana2020.ru/mediaoffice/vysshee-obrazovanie-zhenskoe-delo/ (date of access: 04/21/2022).

4. Gender Equality: France's International Strategy for Gender Equality (2018-2022). - URL: https://ambafrance.org/ Gendernoe-ravenstvo-Mezhdunarodnaya-strategiya-Francii-po-obespecheniyu (Accessed 05/09/2022).

5. Gender strategies of the Russian Federation. - URL: https:// www.ilo.org/moscow/news/WCMS_244535/lang - ru/index.htm (date of access: 05/09/2022).

6. Women of Russia-1. - URL: http://www.panorama.ru/works/vy-bo-ry/party/zhr1.html (date of access: 05/08/2022).

7. Zhukova O.I. The mystery of the "French exception": causes and consequences of gender disproportion in politics // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Political science series. 2009. No. 1. S. 64-71.

8. Myth or reality: is there a glass ceiling in Russia? - URL: https://www.forbes.ru/forbes-woman/356397-mif-ili-realnost-sushchestvuet-li-v-rossii-steklyannyy-potolok (date of access: 05/09/2022).

9. Popova O.V. Gender Parties in Modern Russia: Problems and Perspectives // Political Science. - M., 2015. No. 1. - S. 186199.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Putin criticized the gender policy of foreign countries. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/4613212 (date of access: 05/08/2022).

11. Rosstat calculated how many women work in Russia - RIA No-vosti. - URL: https://ria.ru/20190903/1558187145.html (date of access: 04/09/2022).

12. Sorokina E.A. Social policy and prospects for gender change: Swedish experience // Gender stereotypes in the past and present. - M., 2003. - S. 217-231.

13. Article 6. The amount of maternity (family) capital. Federal Law No. 256-FZ of December 29, 2006 (as amended on December 30, 2021) "On additional measures of state support for families with children." - URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_64872/5e4098eb-8b54363919128c886adcfa55c175753a/#:~: text=%D0 % 9C% D0% B0 % D1%82%D0 % B5%D1%80 % D0%B8 % D 0 % B D % D 1 % 8 1 % D 0 % B A % D 0 % B 8 % D 0 % B 9 % 2 0 (%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%B-D%D1%8B%D0%B9)%20%D0%BA%D0%B0%D0%B-F % D 0 % B 8 % D 1 % 8 2 % D 0 % B 0 % D 0 % B B % 2 0 %D1%83%D1%81%D1%82% D0%B0%D0%B-D%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B8%D0%B2% D0%B0%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F%20% D 0 % B 2 , % D 1 % 8 1 % 2 0 1 % 2 0 % D 1 % 8 F % D 0 % B -D % D0 % B2 % D0 % B0 % D1 % 80 %D1%8F% 202020% 20 %D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0 (date of access: 04/20/2022).

14. Glass ceiling: what prevents women from becoming successful - Lifehacker. - URL: https://lifehacker.ru/steklyannyj-potolok (date of access: 04/28/2022).

15. Stepanova N.M. Politics of gender equality in the Scandinavian countries // Gender reconstruction of political systems. - St. Petersburg, 2004. - S. 204-254.

16. Stepanova N.M. Women's Participation in Political Life: Comparative Experience of Russia and Great Britain // Woman in Russian Society. Russian scientific journal. Ivanovo, 2011. No. 3. P. 77-80.

17. Countries where women are most in power. - URL: https://none-ws.co/directory/lists/countries/womens-power-index (accessed 04/18/2022).

18. Khasbulatova O.A. Stages of the Russian state policy to involve women in the sphere of management (1990-1999) // Women in politics and management: history and modernity. Abstracts of the international scientific-practical conference. Yaroslavl, October 18-19, 1999 Ivanovo, 1999, pp. 157-162.

19. Khakhalkina E.V. Gender factor in the formation of the ruling elites in the UK // Modern Europe. - M., 2020. No. 2. - P. 176187.

20. Chernova Zh.V. Family policy in Europe and Russia: gender analysis. - St. Petersburg, 2008. - 328 p.

21. Shvedova N.A. Women in the USA: the mechanism of gender equality // Woman in Russian society. Russian scientific journal. Ivanovo, 2008. No. 2, pp. 53-80.

22. Shtyleva M.V. Implementation of gender policy in the Nordic countries // Woman in Russian society. Russian scientific journal. Ivanovo, 2012. No. 1, pp. 67-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.