УДК 368.67
Магомадова Мадина Мовсаровна Magomadova Madina Movsarovna
преподаватель кафедры банковского дела Чеченского государственного университета [email protected]
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА СО СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ИСЛАМСКОГО БАНКА С ТАКАФУЛ-ОПЕРАТОРОМ
Lecturer of the Banking Department, Chechen State University [email protected]
COMPARATIVE ANALYSIS OF COOPERATION FORMS BETWEEN COMMERCIAL BANK AND INSURANCE COMPANY VERSUS ISLAMIC BANK AND TAKAFUL OPERATOR
Аннотация:
В статье проведен сравнительный анализ основных форм взаимодействия коммерческого банка со страховой организацией и исламского банка с такафул-оператором. Исследованы сходства и различия страховой и банковской деятельности. Предложены возможные перспективы развития данного взаимодействия.
Ключевые слова:
ислам, шариат, такафул, оператор, страховщик, страхователь, модель, банк, правовые нормы.
Summary:
The article carries out a comparative analysis of the main cooperation forms between commercial bank and insurance company versus Islamic bank and takaful operator. The author studies resemblances and differences of insurance and bank activities, and suggests possible development prospects of this cooperation.
Keywords:
Islam, sharia, takaful, operator, insurer, insured, model, bank, legal regulations.
Коммерческие (традиционные) страховые организации постепенно аккумулируют функции специализированных кредитных организаций путем кредитования различных сфер бизнеса. По наличию капитала, который может быть использован в роли ссудного, страховые организации занимают ведущие позиции, уступая лишь коммерческим банкам. Денежные потоки страховых организаций от страховых премий и от инвестирования средств страховых резервов превосходят ежегодные денежные потоки страховых выплат страхователям. Характер этих средств дает возможность инвестировать их в долгосрочные капитальные вложения посредством рынка ценных бумаг. В связи с этим долгосрочная инвестиционная политика страховых организаций направлена на корпоративные облигации и ценные бумаги, на недвижимое имущество [1, а 81].
Банки не имеют в своем распоряжении столь широкого потенциала «длинных денег», осуществляя в основном краткосрочные операции.
Одна из форм взаимодействия банка и страховой организации прослеживается через инвестиционный механизм традиционной страховой организации [2, с. 47].
Согласно «Правилам размещения страховщиками средств страховых резервов», 5 % средств по страхованию жизни могут быть вложены в ипотечные ценные бумаги и в займы по договорам страхования жизни.
Оборот всех видов ипотечных ценных бумаг сопровождается участием коммерческого банка. Займы по страхованию жизни имеют сходства с кредитным механизмом коммерческого банка и представляют собой займы физическим лицам, заключившим договоры страхования свыше пяти лет и имеющим возможность после двух лет их действия получить кредит в размере страхового резерва, сформированного по каждому договору.
В исламской банковской системе в настоящее время существует только две главных модели привлечения и вложения новых денежных средств. Первой моделью стала так называемая двусторонняя мудараба, в рамках которой финансовые средства будут привлекаться и вкладываться, опираясь на основу принципа разделения прибыли и убытков между вкладчиками, банками и заемщиками. Со стороны пассивов банка депозиты вкладчиков включаются в баланс банка в виде мударабы. Со стороны существующих активов банк, применяет контракты мударабы с аген-тами-предпринимателями, которым требуются деньги для различных инвестиций. Также банк выдает краткосрочные беспроцентные ссуды разных размеров (кард-аль-хасан).
Второй популярной схемой в исламской банковской системе является двухсекционная модель. При применении этой модели существующие пассивы банка разделяются на две части: первая включает депозиты до востребования (по которым доход гарантирован), а вторая включает инвестиционные депозиты. Существует мнение, что депозиты до востребования относятся к владению вкладчиками в течение срока действия договора между вкладчиком и банком и, как
следствие, банки обязаны формировать резервы на вероятные потери (в бухгалтерском смысле) по данным депозитам. В это же время все инвестиционные депозиты вкладываются в финансирование рисковых проектов банка с участием вкладчиков. Эти риски не обеспечиваются самим банком и к ним не используются резервные требования [3, с. 69].
Следующей видом работы коммерческого банка и классической страховой компании становится страхование возникающих банковских рисков. Коммерческие банки проводят различные кредитно-расчетные и прочие операции по обеспечению банковского обслуживания юридических и физических лиц.
Цикл перемещения ссудного капитала и различные финансовые посреднические операции дают возможность банку получать прибыль. При этом рамки предпринимательского риска в сфере банковской деятельности строго определены нормативно-правовыми актами, в том числе определены риски ликвидности, процентный и кредитный риски. Страхование действующих банковских рисков нужно проводить с целью устранения наступления неблагоприятных факторов, которые возникают в результате непредвиденных ситуаций. Самым популярным видом страхования является страхование залогов.
После выпуска рекомендации Положения Центрального банка № 254-п о теме страхования проводимых залоговых операций взаимодействие страховых организаций и банков становится более тесным. Возросла доля используемых банковских инструментов в структуре формирования необходимых резервов страховых компаний.
Участие вкладчиков в формировании прибыли и убытков исламских банков нуждаются в особом внимании разнообразных регулирующих органов, так как использование этого принципа приводит к отдачи части рисков с исламских банков на вкладчиков, а также к росту совокупных рисков в банковской системе, которые связаны с отсутствием классических механизмов руководства инвестиционной деятельностью в исламских странах. Как следствие, управление рисками при деятельности вкладчиков в формировании прибыли и убытков обычно становится сложнее, чем при стандартном финансировании. Например, в исламском банкинге является обязательным проведение операции аудита финансируемых проектов для создания необходимого управления ими и точной оценки существующих рисков.
Контракты, которые не предполагают участия вкладчика в формировании прибыли и убытков, будут связаны с более низкими рисками и будут иметь большее сходство с популярными финансовыми механизмами. Но они также всегда сопровождаются отдельными рисками, которые не свойственны обычной банковской системе. Как пример можно рассмотреть контракты типа бай салям (покупка с отложенной поставкой) которые подвергают исламские банки как различным кредитным рискам, так и некоторым ценовым рискам, так как банки согласны купить товар в будущем, при этом проведя расчеты в данное время. Подобные риски также касаются контрактов вида иджара. В данных контрактах, в отличие от обычных лизинговых договоров, банки не могут переложить большую часть рисков, которые связаны с обладанием имуществом, на арендатора, так как арендуемые активы отражаются в балансе банка в течение всего срока аренды.
Прочие особенные риски, которые присуще исламским банковским операциям, могут возникнуть из-за особой природы инвестиционных депозитов, главная сумма и проценты по которым не становятся гарантированными, что большей степени увеличивает риск недобросовестного поведения. Это связано с тем, что вкладчики, которые используют различные инвестиционные депозиты, не имеют прав такого уровня, которыми обладают владельцы акций в простых инвестиционных компаниях, но при этом несут те же риски.
Можем сказать, что индивидуальность большей части исламских финансовых контрактов являются не экономическими, а определены необходимостью их полному соответствию исламу. Как мы видим, практически любой исламский финансовый инструмент всегда имеет традиционный аналог, запуск которого становится более простым и связаны с меньшими транзакционными издержками.
Исламские финансовые институты строятся на принципах, которые установлены законами шариата, а также прочими нормативно-правовыми актами, изданными специалистами по мусульманскому праву.
Отдельные из данных норм являются достаточно сложными в понимании, что в результате порождает обязательный факт привлечения соответствующих экспертов в исламском праве для проведения точного толкования данных документов. В результате была создана весьма распространенная практика формирования исламскими банками специализированного совета экспертов.
В таком случае, с точки зрения действующего исламского права, необходимым становится привлечение специалиста или группы специалистов, которые занимаются проверкой реализуемых финансовых продуктов на их соответствие действующим законам шариата, перед началом торговли исламскими финансовыми продуктами. Указанный этап выпуска исламских финансовых продуктов является собой одним из первоначальных, но при этом одним из важных шагов в создании исламского банкинга. При этом необходимо отметить, что, в светском госу-
дарстве такие шариатские советы обладают только консультативными функциями, а их решения не становятся обязательными.
Одной из главных основ деятельности исламских финансовых институтов становится необходимость следовать мусульманским морально-этическим нормам при заключении всех сделок. В этом случае средства, которые предназначены для инвестирования в рамках исламских финансовых контрактов, не должны перемешиваться с неисламскими вложениями. Это не означает, что проводимая немусульманская финансовая деятельность не является «чистой» с точки зрения морали и этики. Указанное положение обеспечивает отсутствие в работе банка таких нарушений, как риба, гарар и пр. Как следствие, традиционные банки, которые желают торговать исламскими финансовыми продуктами, обязаны гарантировать необходимое разделение средств и соответствие всем мусульманским требованиям.
Для претворения этого в жизнь нужно формирование различных счетов и систем учета для каждого вида работ. В таком случае, если традиционный банк включает в свою деятельность какой-либо исламский финансовый продукт, то он должен создать отдельную организационную структуру, которая не связана с деятельностью основного банка.
В разных странах формирование исламского банкинга осуществляется в соответствии с особенностями экономики и институциональной среды той или иной страны. В это же время во всех моментах появления и развития исламских финансовых институтов имеется ряд одинаковых черт. Процесс формирования исламского банкинга делится на следующие стадии:
- первичная стадия, на которой проводится применение отдельных исламских финансовых продуктов;
- лицензирование полноценных исламских банков;
- формирование и расширение небанковских исламских финансовых институтов, а также увеличение ассортимента предлагаемых исламских финансовых продуктов.
В последнее время коммерческие банки всего мира все больше интересуются исламскими финансовыми продуктам. Это обуславливается, во-первых, желанием банков оказывать услуги увеличивающемуся мусульманскому населению, а во-вторых - желанием различных кредитных организаций привлекать средства международных инвесторов из мусульманских стран.
Для проведения оценки настоящего потенциала рынка исламских финансовых продуктов коммерческие банки запускают пилотный проект. На данном этапе клиентам предлагают надежные депозиты и различные исламские торгово-финансовые продукты, предназначенные для малых и средних предприятий. Как уже отмечалось ранее, для применения исламского банкинга нужно создание индивидуальной инфраструктуры, чтобы избежать смеси исламских и традиционных фондов.
По мере увеличения исламского направления бизнеса традиционные банки рассматривают вопрос о формировании дочернего банка, который будет специализироваться только на исламских финансовых продуктах.
Нужно отметить, что деятельность исламских окон в обычных банках и традиционных страховых организаций обладают достаточно большим размахом в странах юго-восточной Азии и в западных странах, чем в странах Ближнего Востока, где сегодня существует тенденция к формированию отдельных исламских банков и такафул-операторов.
Еще одним методом включения исламских банков в существующую банковскую систему становится работа в сфере инвестиционного банкинга. Так на сегодняшний день, в западных странах стандартные банки предлагают различные продукты, которые специально разработаны для привлечения многих мусульманских инвесторов.
Становится вполне естественным, что сформировавшиеся исламские финансовые институты, такие как банки и страховые организации, расширяют существующий ассортимент предлагаемых ими продуктов. Наиболее часто продуктами, которые внедряются исламскими финансовыми институтами на данном этапе, становятся страховые продукты, инвестиционные фонды, сукук, а также прочие производные финансовые инструменты.
Как уже отмечалось выше, классическое невзаимное страхование является неприемлемым для исламских финансовых институтов по следующим причинам. Во-первых, взаимодействие страховщика и страхователя не соответствуют шариату, так как страхование определяется как «торговля неопределенностью». То есть само застрахованное лицо вносит оплату страховщику, чтобы получить компенсацию в случае возникновения страхового случая, причем таковой страховой случай может и не произойти. Данная сделка подобна азартной игре и, как следствие, запрещена. Вторая причина связывается с инвестиционной стратегией действующих страховых компаний, активы которых часто являются процентными.
Такафул опирается на концепцию взаимности, при которой несколько отдельных лиц приходят к согласию объединить ресурсы, чтобы в случае необходимости каждый из них мог использовать средства из общего фонда [4, с. 32].
Исламские финансовые институты имеют в настоящее время достаточно широкое распространение во всем мире, как вследствие увеличения спроса, так и в результате формирования
отдельными мусульманскими странами существенных финансовых ресурсов. Очевидно, что настоящие тенденции в распространении исламских банков останутся, так как страны-экспортеры нефти продолжают обладать существенными доходами, финансовые рынки многих исламских государств развиваются, а западные компании постоянно конкурируют за привлечение к себе иностранных инвесторов. Все это формирует хорошие предпосылки для досконального изучения особенностей работы исламских банков и их появления на традиционных финансовых рынках.
Понятие основ работы исламского банкинга необходимо для обеспечения нужной финансовой стабильности. Во-первых, исламские банки обладают все большей значимостью по мере своего развития и расширения работы с традиционными банками. Во-вторых, нехватка инструментов хеджирования создают концентрацию рисков в действующих исламских финансовых институтах. Как результат, нерегулируемое дальнейшее развитие исламских финансовых институтов в рамках существующей финансовой системы приведет к уменьшению ее устойчивости и росту финансовой нестабильности.
Анализ начала работы исламских финансовых организаций показал, что отличия большей части исламских финансовых контрактов являются не экономическими факторами, а обусловленными необходимостью их выполнения по законам ислама. По всей видимости, практически любой исламский финансовый инструмент имеет традиционный аналог, реализация которого становится более простой и связанной с меньшими транзакционными издержками. В такой ситуации возникает серьезный вопрос о целесообразности появление исламских финансовых институтов в традиционных финансовых системах.
В то же время в странах с большой долей мусульманского населения, не готового доверять свои сбережения традиционным банкам, а также со значительным количеством предпринимате-лей-мусульман, не пользующихся услугам традиционных банков, развитие исламских финансовых институтов позволяет повысить эффективность финансового рынка и ускорить его развитие.
В последние годы были созданы международные финансовые организации, которые предназначены для оказания поддержки правительствам в решении вопросов, связанных с деятельностью исламских банков, а также для выработки стандартов и публикации лучшей практики применения тех или иных исламских финансовых инструментов. Взаимодействие с данными организациями может помочь органами государственной власти проводить адекватную политику, направленную на интеграцию исламских финансовых институтов в экономику стран с традиционными финансовыми системами.
Что касается России, то в настоящее время медленное развитие исламских финансовых институтов в нашей стране объясняется тремя основными факторами [5, с. 40].
Во-первых, быстрому росту исламской финансовой индустрии препятствует законодательство, не предусматривающее функционирование подобных организаций в РФ. Во-вторых, успешная работа таких институтов практически невозможна без создания специального органа, который бы давал заключение о соответствии разных финансовых продуктов шариату. Наконец, серьезным препятствием для развития исламского банкинга в РФ становится сложившаяся практика применения законодательства о борьбе с терроризмом и о легализации доходов, полученных преступным путем.
Подводя итог вышеизложенному, следует охарактеризовать взаимодействие исламских банков и исламских страховых организаций как перспективное и приносящее обоим участникам этого процесса доход.
Основными направлениями сотрудничества в будущем, на наш взгляд, станет расширение ассортимента страховых продуктов и совершенствование предоставляемых услуг.
Ссылки:
1. Турбина К.Е., Дадьков В.Н. Взаимное страхование. М., 2008.
2. Крюков В.П. Страховое право. М., 1992.
3. Скакун С.Г. Взаимное страхование и исламская экономика. М., 2007.
4. Беккин Р.И. Страхование в мусульманском праве: теория и практика. М., 2001
5. Там же.
References (transliterated):
1. Turbina K.E., Dad'kov V.N. Vzaimnoe strakhovanie. M., 2008.
2. Kryukov V.P. Strakhovoe pravo. M., 1992.
3. Skakun S.G. Vzaimnoe strakhovanie i islamskaya ekonomika. M., 2007.
4. Bekkin R.I. Strakhovanie v musul'manskom prave: teoriya i praktika. M., 2001
5. Ibid.
- 29б -