Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ РАЗЛИЧНЫХ КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ РАЗЛИЧНЫХ КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ревин Дмитрий Александрович

Введение. В настоящее время условия обучения курсантов учреждений образования Министерства внутренних дел (МВД) требуют от будущих практикующих сотрудников органов внутренних дел ежедневных значительных умственных и физических затрат. Поэтому процессу физической подготовки курсантов уделяется немало внимания. Цель исследования - сравнительный анализ физической подготовленности курсантов различных курсов обучения. Методы и организация исследования: изучение научно-методической литературы, тестирование, сравнительный анализ. Исследование проводилось в осенний период 2021 года. Всего было обследовано 378 курсантов 1-4 курсов обучения учреждения образования МВД. Результаты исследования и их обсуждение. Сравнительный анализ физической подготовленности курсантов различных курсов обучения показал, что уровень развития общей выносливости курсантов всех курсов обучения средний. Уровень скоростной и силовой подготовленности курсантов 1 курса обучения значительно ниже уровня курсантов 2-4 курсов обучения. Средний показатель развития специальной выносливости у курсантов 1-2 курсов обучения соответствует среднему уровню, а курсантов 3-4 курсов обучения - уровню выше среднего. Представленные данные указывают на то, что средние показатели физической подготовленности курсантов всех курсов обучения не соответствуют высокому уровню. Выводы. Полученные результаты исследования свидетельствуют о необходимости совершенствования процесса физической подготовки курсантов учреждений образования МВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ревин Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BENCHMARK ANALYSIS OF PHYSICAL FITNESS OF CADETS OF VARIOUS COURSES OF STUDY

Introduction. Currently, the training conditions of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs (MIA) require significant mental and physical expenses from future practicing employees of the internal affairs bodies. Therefore, a lot of attention is paid to the process of physical training of cadets. The purpose of the study is a benchmark analysis of the physical fitness of cadets of various courses of study. Research methods and organization: study of scientific and methodological literature, testing, benchmark analysis. The study was conducted in the autumn period of 2021. A total of 378 cadets of 1-4 courses of study of the educational institution of the MIA were examined. The results of the study and their discussion. A benchmark analysis of the physical fitness of cadets of various courses of study showed that the level of development of the overall endurance of cadets of all courses of study is average. The level of speed and strength training of cadets of the 1st year of study is significantly lower than the level of cadets of 2-4 courses of study. The average indicator of the development of special endurance in cadets of 1-2 courses of study corresponds to the average level, and cadets of 3-4 courses of study - the level above average. The presented data point that the average indicators of physical fitness of cadets of all courses of study do not correspond to a high level. Conclusions. The results of the study indicate the need to improve the process of physical training of cadets of educational institutions of the MIA.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ РАЗЛИЧНЫХ КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ»

ВЫВОД

Учет данных факторов позволяет в значительной степени улучшить качество учебного процесса по физическому воспитанию студентов вузов. Это позволяет наметить основные направления совершенствования учебного процесса по физическому воспитанию студентов вузов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Показатели военно-профессиональной направленности кадетов образовательных учреждений пограничных органов ФСБ России, занимающихся полиатлоном / А.Э. Болотин, О.В. В.В. Бакаев, В.В. Челядинов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 3. - С. 15-22.

REFERENCES

1. Bolotin A.E., Bakayev V.V. and Chelyadinov V.V. (2016), " Indicators of the militaryprofessional orientation of cadets of educational institutions of the border bodies of the FSB of Russia engaged in polyathlon", Izvestia of Tula State University. Physical education. Sport, No.3, pp. 15-22.

Контактная информация: Erastov-VGSA@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.05.2022

УДК 796.011.3

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ РАЗЛИЧНЫХ КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ

Дмитрий Александрович Ревин, старший преподаватель, Могилевский институт МВД,

г. Могилев, Республика Беларусь

Аннотация

Введение. В настоящее время условия обучения курсантов учреждений образования Министерства внутренних дел (МВД) требуют от будущих практикующих сотрудников органов внутренних дел ежедневных значительных умственных и физических затрат. Поэтому процессу физической подготовки курсантов уделяется немало внимания. Цель исследования - сравнительный анализ физической подготовленности курсантов различных курсов обучения. Методы и организация исследования: изучение научно-методической литературы, тестирование, сравнительный анализ. Исследование проводилось в осенний период 2021 года. Всего было обследовано 378 курсантов 1-4 курсов обучения учреждения образования МВД. Результаты исследования и их обсуждение. Сравнительный анализ физической подготовленности курсантов различных курсов обучения показал, что уровень развития общей выносливости курсантов всех курсов обучения средний. Уровень скоростной и силовой подготовленности курсантов 1 курса обучения значительно ниже уровня курсантов 2-4 курсов обучения. Средний показатель развития специальной выносливости у курсантов 1 -2 курсов обучения соответствует среднему уровню, а курсантов 3-4 курсов обучения - уровню выше среднего. Представленные данные указывают на то, что средние показатели физической подготовленности курсантов всех курсов обучения не соответствуют высокому уровню. Выводы. Полученные результаты исследования свидетельствуют о необходимости совершенствования процесса физической подготовки курсантов учреждений образования МВД.

Ключевые слова: курсанты, физическая подготовленность, профессионально-прикладная физическая подготовка, тестирование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p343-347

BENCHMARK ANALYSIS OF PHYSICAL FITNESS OF CADETS OF VARIOUS

COURSES OF STUDY Dmitry Alexandrovich Revin, the senior teacher, Mogilev Institute of the Ministry of internal

Affairs, Republic of Belarus

Abstract

Introduction. Currently, the training conditions of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs (MIA) require significant mental and physical expenses from future practicing employees of the internal affairs bodies. Therefore, a lot of attention is paid to the process of physical training of cadets. The purpose of the study is a benchmark analysis of the physical fitness of cadets of various courses of study. Research methods and organization: study of scientific and methodological literature, testing, benchmark analysis. The study was conducted in the autumn period of 2021. A total of 378 cadets of 1-4 courses of study of the educational institution of the MIA were examined. The results of the study and their discussion. A benchmark analysis of the physical fitness of cadets of various courses of study showed that the level of development of the overall endurance of cadets of all courses of study is average. The level of speed and strength training of cadets of the 1st year of study is significantly lower than the level of cadets of 2-4 courses of study. The average indicator of the development of special endurance in cadets of 1-2 courses of study corresponds to the average level, and cadets of 3-4 courses of study - the level above average. The presented data point that the average indicators of physical fitness of cadets of all courses of study do not correspond to a high level. Conclusions. The results of the study indicate the need to improve the process of physical training of cadets of educational institutions of the MIA.

Keywords: cadets, physical fitness, professionally applied physical training, testing.

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная деятельность сотрудников МВД связана с высокими физическими и ментальными нагрузками. Она характеризуется такими особенностями, как многообразие реализуемых двигательных задач, связанных с обеспечением общественного порядка; розыск лиц; предотвращение противозаконных действий; преследование и задержание виновных лиц и др. Данная деятельность требует высокого уровня физической и психической подготовленности сотрудников, что непосредственно связано с процессом физической подготовки.

В учреждениях образования МВД Республики Беларусь физическая подготовка курсантов, как будущих практикующих сотрудников органов внутренних дел, осуществляется в рамках учебной дисциплины «Профессионально-прикладная физическая подготовка», цель которой заключается в развитии у обучающихся требуемого уровня владения необходимыми двигательными действиями, формировании ментальных и физических качеств, что способствует эффективной адаптации к условиям профессиональной деятельности. Вышеизложенное указывает на то, что в системе профессионально-прикладной физической подготовки курсантов учреждений образования МВД повышение физической подготовленности имеет большое значение.

Целью исследования был сравнительный анализ физической подготовленности курсантов различных курсов обучения.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить состояние вопроса по теме исследования.

2. Провести тестирование физической подготовленности курсантов.

3. Определить уровни развития физических качеств у курсантов.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в осенний период 2021 года. Всего было обследовано 378 курсантов 1-4 курсов обучения учреждения образования МВД.

Для оценки уровня развития физических качеств курсантов были использованы следующие контрольно-педагогические упражнения [1, 3]: бег 100 м (для оценки уровня развития скоростных качеств), бег 1500 м (для оценки уровня развития общей выносливости), подтягивание на перекладине (для оценки уровня развития силовых качеств), челночный бег 10х10 м (для оценки уровня развития специальной выносливости).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Решение 1-й задачи осуществлялось путем анализа специальной научно-методической литературы по теме исследования. Данный анализ показал, что профессио-

нальная деятельность сотрудников органов внутренних дел связана с осуществлением большого количества технико-тактических действий, которые необходимо выполнять в условиях повышенной сложности, что в свою очередь требует от сотрудников высокого уровня физической подготовленности. Поэтому физическая подготовка является одной из важных сторон профессионально-прикладной физической подготовки обучающихся военизированных организаций [2, 4].

При решении 2-й задачи было проведено тестирование физической подготовленности курсантов 1-4 курсов обучения. Полученные в результате тестирования показатели использовались для решения 3-й задачи исследования - определение уровня развития основных физических качеств курсантов (таблица).

Таблица - Средние показатели уровня развития основных физических качеств курсантов различных курсов обучения

Курс обуч. Контрольно-педагогические упражнения Средний показатель уровня развития физических качеств Уровень развития физических качеств

Бег 100 м, с 14,17 ниже среднего

1 курс Бег 1500 м, мин. 6,07 средний

Подтягивание на перекладине, кол-во раз 9 ниже среднего

Челночный бег 10х10 м, с 26,56 средний

Бег 100 м, с 13,59 выше среднего

2 курс Бег 1500 м, мин. 5,44 средний

Подтягивание на перекладине, кол-во раз 13 средний

Челночный бег 10х10 м, с 25,61 средний

Бег 100 м, с 13,40 выше среднего

3 курс Бег 1500 м, мин. 5,53 средний

Подтягивание на перекладине, кол-во раз 13 средний

Челночный бег 10х10 м, с 25,39 выше среднего

Бег 100 м, с 13,32 выше среднего

4 курс Бег 1500 м, мин. 5,48 средний

Подтягивание на перекладине, кол-во раз 14 средний

Челночный бег 10х10 м, с 25,21 выше среднего

Выявленные уровни развития основных физических качеств занимающихся позволили провести сравнительный анализ физической подготовленности курсантов различных курсов обучения. Курсанты 1 курса обучения в контрольно-педагогических упражнениях «бег 100 м» и «подтягивания на перекладине» имеют уровень развития скоростных и силовых качеств соответственно ниже среднего, а курсанты 2-4 курсов обучения - в контрольно-педагогическом упражнении «бег 100 м» уровень развития скоростных качеств выше среднего, в контрольно-педагогическом упражнении «подтягивания на перекладине» уровень развития силовых качеств средний. Достаточно низкие средние показатели скоростной и силовой подготовленности курсантов 1 курса обучения объясняются отсутствием предварительной подготовки к сдаче нормативов по физической подготовке. Курсанты 2-4 курсов обучения имеют фундамент такой подготовки, пройденной на предыдущих курсах обучения. Однако стоит отметить, что средние показатели скоростной и силовой подготовленности курсантов 2-4 курсов обучения отличаются незначительно, что указывает на необходимость усовершенствования процесса физической подготовки занимающихся при переходе на следующий курс обучения.

Курсанты всех курсов обучения в контрольно-педагогическом упражнении «бег 1500 м» имеют средний уровень развития общей выносливости. Курсанты 1 и 2 курсов обучения в контрольно-педагогическом упражнении «челночный бег 10х10 м» имеют средний уровень развития специальной выносливости, а курсанты 3 и 4 курсов обучения - уровень развития специальной выносливости выше среднего. Такие показатели развития общей и специальной выносливости указывают на достаточно хорошую подготовку курсантов 2-4 курсов, обучающихся в военизированной организации, и курсантов 1 курса обучения, проходивших подготовку в рамках обучения в учреждениях общего среднего

образования.

В целом необходимо отметить, что средние показатели физической подготовленности курсантов всех курсов обучения не соответствуют высокому уровню. Это может быть связано с наличием умственного и физического утомления, препятствующего эффективному выполнению физических упражнений, нехваткой времени для самостоятельных занятий физической подготовкой, а также отсутствием должной мотивации, что является предпосылкой для совершенствования процесса физической подготовки курсантов учреждения образования МВД.

ВЫВОДЫ

1. Физическая подготовка имеет большое значение в профессионально -прикладной физической подготовке курсантов учреждений образования МВД. Она предполагает применение специфических и неспецифических средств, способствующих развитию физических и ментальных качеств, которые в наибольшей степени нужны для профессиональной деятельности.

2. С помощью тестирования были определены показатели физической подготовленности курсантов, которые позволили выявить уровни развития основных физических качеств. Анализируя полученные данные, можно отметить, что уровни развития физических качеств обучающихся меняются от ниже среднего до среднего и выше среднего.

3. Сравнительный анализ физической подготовленности курсантов различных курсов обучения показал, что уровень физической подготовленности курсантов 1 курса обучения несколько ниже уровня курсантов 2-4 курсов обучения, что связано с отсутствием предварительной подготовки к сдаче нормативов. В тоже время средние показатели физической подготовленности курсантов 2-4 курсов обучения не соответствуют высокому уровню, что указывает на необходимость усовершенствования процесса физической подготовки занимающихся при переходе на следующий курс обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронович Ю.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка : учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине / Ю.В. Воронович, Д.А. Ревин. -Могилев : Могилев. институт МВД, 2019. - 58 с.

2. Звягинцев М.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка в личностно-ориентированной физической культуре курсантов Кузбасского института ФСИН России / М.В. Звягинцев, Г. А. Обыденников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 158-161.

3. Каранкевич А.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка : учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине / А.И. Каранкевич, Ю.В. Кривен-ков, К.Р. Комоцкий. - Могилев : Могилев. институт МВД, 2021. - 41 с.

4. Шукан С.В. Повышение уровня физической подготовленности курсантов учреждений образования МВД Республики Беларусь в процессе профессионально-прикладной физической подготовки : монография / С.В. Шукан. - Минск : Академия МВД Республики Беларусь, 2013. - 154 с.

REFERENCES

1. Voronovich, Yu.V. and Revin, D.A. (2019), Professionally applied physical training: the educational program of the institution of higher education in the academic discipline, Mogilev Institute of MIA, Mogilev.

2. Zvyagintsev, M.V (2019), "Professionally applied physical training in personality-oriented physical culture of cadets of the Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni PF. Lesgafta, Vol.168, No. 2, pp. 158-161.

3. Karankevich, A.I., Krivenkov, Yu.V. and Komotskiy, K.R. (2021), Professionally applied physical training: the educational program of the institution of higher education in the academic discipline, Mogilev Institute of MIA, Mogilev.

4. Shukan, S.V (2013), Improving the level of physical fitness of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus in the process ofprofessionally applied

physical training, monograph, Academy of the Ministry of Internal Affairs of Republic of Belarus, Minsk.

Контактная информация: d.revin06@gmail.com

Статья поступила в редакцию 24.04.2022

УДК 796.011.3

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ

Екатерина Викторовна Самарина, старший преподаватель, Наталья Владимировна Потапова, старший преподаватель, Елена Владимировна Саломатова, старший преподаватель, Георгий Вячеславович Степин, преподаватель, Совет Калилаевич Спата-

ев, старший преподаватель, Дмитрий Владимирович Шухарт, преподаватель, Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с разработкой и проведением занятий по дисциплине физическая культура и спорт для людей с ограниченными возможностями и инвалидами. Доказано обоснование организации образовательного процесса для самостоятельного освоения студентами с ОВЗ комплексов общеразвивающих упражнений на дистанционной форме обучения. Актуальность темы опосредована важностью развития физической культуры и спорта среди инвалидов, а также их социализации. Государственная политика в области образования имеет большой пласт, связанный с расширением возможностей людей, имеющих проблемы в развитии и инвалидности.

Ключевые слова: ОВЗ, физическая культура, инклюзивность, здоровье, воспитание. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p347-350

PHYSICAL CULTURE FOR STUDENTS WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES AND DISABLED PEOPLE

Ekaterina Viktorovna Samarina, the senior teacher, Natalya Vladimirovna Potapova, the senior teacher, Elena Vladimirovna Salomatova, the senior teacher, Georgy Vyacheslavovich Stepin, the teacher, Soviet Kalilaevich Spataev, the senior teacher, Dmitry Vladimirovich Shuhart, the teacher, Ural state University of Railway Transport, Ekaterinburg

Abstract

The article deals with the actual problems of the implementation of the discipline of physical culture and sports "Elective disciplines "modules"" for persons with disabilities and disabled people. The substantiation of the organization of the educational process for independent mastering by students with disabilities of the complexes of general developmental exercises in distance learning has been proved. The possibility of obtaining vocational education for people with health problems is embedded in the educational policy currently being implemented by the state, which is aimed at empowering people with developmental problems, creating conditions for successful socialization based on overcoming their isolation.

Keywords: disabilities, physical culture, inclusiveness, health, education.

ВВЕДЕНИЕ

В рамках получения профессионального образования в высших учебных заведениях или колледжах каждый студент должен по итогу обучения соответствовать утвержденных государством образовательных стандартов. Данные стандарты являются обязательными, в том числе и для студентов с ограниченными возможностями. Поэтому в целях того, чтобы полученные знания и квалификация каждого студента соответствовали общепринятым стандартам, независимо от его состояния здоровья и физических или психологических возможностей, необходимо адаптировать учебный процесс для студентов с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.