Научная статья на тему 'Сравнительный анализ факторов возникновения конфликтных ситуаций в процессе судейства матчей по футболу'

Сравнительный анализ факторов возникновения конфликтных ситуаций в процессе судейства матчей по футболу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛ / ФУТБОЛЬНЫЕ АРБИТРЫ / СУДЕЙСТВО / ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СУДЕЙ / КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ / FOOTBALL / FOOTBALL REFEREES / REFEREEING / PROBLEMS OF TRAINING REFEREES / CONFLICT SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьев Михаил Евгеньевич, Соловьев Михаил Максимович, Купреев Марат Валерьевич, Давыдов Максим Васильевич

В статье рассмотрены современные проблемы подготовки судей по футболу в России. Проведён анализ территориального распределения центров и школ подготовки арбитров. С целью классификации и сравнения наиболее распространённых причин возникновения конфликтных ситуаций в футболе было проведено исследование. Исследование проводилось в центре подготовки спортивных арбитров в городе Новосибирск. С января по апрель 2019 года было проанализировано пятьдесят полных футбольных матчей и девятьсот видеофрагментов, где были зафиксированы конфликтные ситуации. В статье представлены результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьев Михаил Евгеньевич, Соловьев Михаил Максимович, Купреев Марат Валерьевич, Давыдов Максим Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of factors of emergence of conflict situations in the course of refereeing of matches on football

The article deals with the current problems of training the football referees in Russia. The analysis of territorial distribution of the centers and schools of training of arbitrators is made. For the purpose of classification and comparison of the most common causes of emergence of the conflict situations in soccer the researches have been conducted. Researches were conducted in the center of training of sports arbitrators in the city of Novosibirsk. From January to April in 2019, fifty full football matches and nine hundred videos of fragments, where conflict situations were recorded, were analyzed. Results of the research are presented in article.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ факторов возникновения конфликтных ситуаций в процессе судейства матчей по футболу»

УДК 796.332

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ СУДЕЙСТВА МАТЧЕЙ ПО

ФУТБОЛУ

Михаил Евгеньевич Воробьев, преподаватель, Новосибирское училище (колледж) Олимпийского резерва; Михаил Максимович Соловьев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Марат Валерьевич Купреев, старший преподаватель, Максим Васильевич Давыдов, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет (БГТУ) «Военмех», г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассмотрены современные проблемы подготовки судей по футболу в России. Проведён анализ территориального распределения центров и школ подготовки арбитров. С целью классификации и сравнения наиболее распространённых причин возникновения конфликтных ситуаций в футболе было проведено исследование. Исследование проводилось в центре подготовки спортивных арбитров в городе Новосибирск. С января по апрель 2019 года было проанализировано пятьдесят полных футбольных матчей и девятьсот видеофрагментов, где были зафиксированы конфликтные ситуации. В статье представлены результаты исследования.

Ключевые слова: футбол, футбольные арбитры, судейство, проблемы подготовки судей, конфликтные ситуации.

COMPARATIVE ANALYSIS OF FACTORS OF EMERGENCE OF CONFLICT SITUATIONS IN THE COURSE OF REFEREEING OF MATCHES ON FOOTBALL

Mikhail Evgenyevich Vorobyov, the teacher, Novosibirsk college of the Olympic reserve; Mikhail Maksimovich Soloviev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Maksim Vasilyevich Davydov, the senior teacher, Marat Valeryevich Kupreev, the senior teacher, Baltic State Technical University, St. Petersburg

Annotation

The article deals with the current problems of training the football referees in Russia. The analysis of territorial distribution of the centers and schools of training of arbitrators is made. For the purpose of classification and comparison of the most common causes of emergence of the conflict situations in soccer the researches have been conducted. Researches were conducted in the center of training of sports arbitrators in the city of Novosibirsk. From January to April in 2019, fifty full football matches and nine hundred videos of fragments, where conflict situations were recorded, were analyzed. Results of the research are presented in article.

Keywords: football, football referees, refereeing, problems of training referees, conflict situations.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время на территории РФ действует свыше сорока специализированных центров и школ по подготовке судей по футболу. Процесс их подготовки выстраивается в соответствии с нормативным документом «Стратегия развития судейства и инспектирования в Российской Федерации на период 2013 - 2020 гг.», где слушатели обязаны прослушать 2 курса - «Базовый» и «Стандарт» (по 72 часа). Конкретное содержание курса по часам четко не регламентируется этим документом, что оставляет право центрам по подготовке судей в регионах формировать содержание обучения по часам самостоятельно. Такой подход к организации обучения слушателей нередко ведет к высокой энтропии на этапе подхода молодых судей к третьему уровню «Мастер» [3], где квалифицированные преподаватели хотят видеть подготовленных арбитров, которые в первую очередь умеют организовать процесс проведения футбольного матча, сохраняя имидж футбола в любом принятом решении. В настоящее время нередко можно наблюдать совсем иную картину, далекую от желаемого представления.

С 2013 года Департамент судейства и инспектирования РФС установил обязательное требование к рекомендации судей в профессиональную футбольную лигу - каждый судья обязан окончить специализированный учебный центр по подготовке судей. Кроме того, после окончания специализированного центра наиболее способные слушатели попадают в программу «молодая перспектива», где получают возможность проявить свои способности на юношеских соревнованиях по футболу, проводимых под эгидой РФС. Такие соревнования для судей организуют в формате учебно-тренировочного сбора, средней продолжительностью 10 дней. Каждый из центров организует процесс обучения исходя из имеющихся условий материально-технической базы, а также уровня компетенций и опыта преподавательского состава. Приоритетное внимание в подготовке молодых судей уделяется изучению Правил игры, базовым навыкам методики судейства (перемещение, выбор позиции, особенности взаимодействия судейской бригады). По состоянию на 2019 год на территории РФ зарегистрировано порядка сорока действующих центров и школ по подготовке судей, аккредитацию из которых имеет только 31 учреждение. Географическое представление центров и школ представлено на рисунке 1.

Анализ территориального распределения центров и школ показывает большую плотность центров в западной части страны, на что есть объективные причины (климат, состояние материально-технических баз регионов, процентное соотношение высококвалифицированных преподавателей и др.)._

Рисунок 1 - Территориальное распределение специализированных центров и школ по подготовке судей на

территории РФ на май 2019 года

Однако, самой весомой причиной такого неровного распределения, безусловно, является наличие профессиональных футбольных клубов. Территориальное распределение профессиональных футбольных клубов различного уровня представлено на рисунке 2.

ВСЕГО 95 КОМАНД. IПФЛ - 59, ФНЛ - 20, -*-РПЛ -16

Рисунок 2 - Карта футбольных клубов РФ, имеющих профессиональный статус на сезон 2018-2019

Очевидно, что распределение на карте профессиональных футбольных клубов тесно коррелирует с наличием центров по подготовке судей, что порождает огромную проблему для судей из таких регионов как Сибирь, Красноярский край, Иркутская и Читинская область, а особенно - Дальний Восток, где наблюдается гибель профессионального футбола как вида спорта. Судьям на определенном этапе становится невозможно расти, так как в связи с отсутствием профессиональных команд, спрос на них, а соответственно и простор для роста, отсутствует.

На сегодняшний день эта проблема является основной для воспитания судей в регионах, однако это вовсе не означает, что нужно смириться с данным фактом и отказаться от поиска и обучения молодых судей. Скорее наоборот, это должно послужить определенным вызовом, чтобы организовать работу с еще большей самоотдачей и непрерывным совершенствованием учебного процесса. У молодых перспективных судей из проблемных регионов нет другого выхода, кроме как быть на две головы выше своих конкурентов из более обеспеченных в материальном и футбольном плане судей западной части. Именно поэтому мы считаем, что процесс совершенствования должен осуществляться путем точечного систематического анализа всех аспектов судейства (т.к. в этой сфере не существует незначительных мелочей), а также с использованием научных подходов. Здесь на первый план выходит не столько процесс обучения судей, сколько потребность «научить их учиться самостоятельно». Во многом это связано и с небольшой продолжительностью судейских курсов (всего 72 часа на каждый), где по большому счету учиться некогда, необходимо схватывать информацию налету. Важно первоначально дать осознать молодым слушателям, что у судьи в отличие от футболиста нет тренера, следовательно, весь процесс своей подготовки к матчам, сборам и контрольным нормативам ему приходится выстраивать в основном самостоятельно. Именно по этой причине в настоящее время крайне высока потребность в обучаемых и сверхобучаемых молодых судьях.

Сейчас повсеместно можно наблюдать большой отсев и сменяемость судейских кадров. Нередко в силу различных факторов через один-два проведенных сезона уходят способные и талантливые молодые судьи. Во многом это происходит по причине неготовности столкнуться с реальностями на футбольном поле, которые невозможно точно смоделировать в учебных аудиториях и на практических занятиях специализированных центров.

В исследовании, которое описано в данной статье, была поставлена следующая цель: классифицировать и сравнить наиболее распространенные причины возникновения конфликтных ситуаций в футболе на любительском и профессиональном уровне.

Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи:

1) выявить наиболее характерные проблемы современного процесса подготовки молодых судей на территории РФ;

2) проанализировать ряд видеоклипов с конфликтными ситуациями из матчей по футболу различного уровня;

3) выявить и охарактеризовать наиболее важные факторы возникновения конфликтов на футбольном поле;

4) разработать практические рекомендации для преподавателей специализированных центров по подготовке молодых судей по футболу, возможные для внедрения в учебный процесс курсов «Базовый» и «Стандарт».

МЕТОДИКА

Исследование проводилось на базе Новосибирского Центра подготовки спортивных арбитров в период с января по апрель 2019 года. Подвергались анализу полные футбольные матчи, где были зафиксированы конфликтные ситуации, а также видеофрагменты, в которых конфликты содержались отдельно. Всего было проанализировано 50 полных игр и 900 видеофрагментов, из общего числа которых были выбраны 320 ситуаций, в которых возможно было выявить причины возникновения конфликтов. В итоге было отобрано по 160

игровых ситуаций с последующими конфликтами из любительского и профессионального футбола различного уровня. Причины возникновения конфликтных ситуаций были распределены по следующим категориям (таблица 1):

Таблица 1 - Категории и описание основных причин возникновения конфликтных ситуаций при судействе матчей_

Фактор Характеристика

Неверная трактовка игровых ситуаций. Сюда относились моменты, когда судьи неверно продолжали матч, где необходимо было фиксировать нарушение Правил. Судьи должны помнить, что зрители хотят видеть бескомпромиссную спортивную борьбу, нередко с использованием физического контакта, но в то же время главная задача судьи - сохранение здоровья и безопасности игроков. На почве данного противоречия нередко возникают конфликтные ситуации.

Методически неверные профилактические действия или их отсутствие. Судья не должен быть полицейским и как робот фиксировать абсолютно все нарушения, происходящие на поле. В данном случае уместной является мудрость - «Предупредить легче, чем лечить». От судей требуется умение предвидеть и предугадывать ситуацию и, если этого не происходит - мгновенно передается футболистам, что станет предпосылкой к конфликтам.

Недопустимые действия судей (провокация конфликта). Эмоциональные переживания судей при подготовке к матчу и непосредственно в процессе судейства трудно передать словами. Высокая степень ответственности, общественное давление и другие стресс-факторы иногда приводят к психологическим срывам арбитров и попыткам восстановить справедливость через генезис конфликта.

Методически неверные действия после вынесения дисциплинарных санкций. Как и в случае с профилактическими действиями, сюда необходимо отнести умение читать и предвидеть происходящие события. Дисциплинарные санкции в руках судьи -это не только реакция на конкретную возникшую ситуацию, но и элемент управления все игровым процессов в целом.

Стечение обстоятельств (несчастный случай). Случаются игровые ситуации, когда судьи выполняют свои обязанности методически верно и максимально быстро, но все равно случаются конфликты. Такие ситуации просчитать невозможно, но к ним нужно быть в любой момент готовым.

Несвоевременная реакция на грубое или провокационное нарушение Правил. Реакция судьи - физиологическая характеристика, являющаяся гарантом успешной организации футбольного матча. Секундное замешательство нередко приводит к общекомандным конфликтам, что не может быть украшением футбольного матча. Кроме того, сюда необходимо отнести язык жестов судьи, через которые он обязан демонстрировать свое отношение к недопустимому поведению.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По итогам просмотра видео процентное соотношение причин возникновения конфликтов у любителей выглядит следующим образом (рисунок 3).

Из диаграммы видно, что основными причинами возникновения конфликтов в любительском футболе являются - несвоевременная реакция на грубое или серьезное нарушение Правил (31%) и методически неверные профилактические действия или их отсутствие (33%). Такое соотношение факторов показывает необходимость:

1) организации системы отбора молодых судей, в которую будет входить тестирование на быстроту мыслительных процессов и протекания нервных импульсов на начальном этапе (момент зачисления на курсы слушателей);

2) вооружение слушателей в процессе учебы методами и средствами профилактического воздействия на игроков и тренеров, что поможет в целом эффективной организации матча.

Анализ причин возникновения конфликтов в профессиональном футболе показал еще большую роль профилактики в процессе организации проведения футбольного матча (47%). На втором месте также остался фактор несвоевременной реакции (20%). Здесь необходимо указать, что скорости всех аспектов игры (мышление, передвижение, смена темпа и тактики) в профессиональном футболе значительно опережает любителей, что предъявляет к судьям еще более повышенные требования. Также высок процент стечения обстоятельств (13%), при которых конфликты нередко вспыхивают на ровном месте, без видимых причин. Намного меньший процент провокации конфликтов, исходящих от самих судей, наблюдался в профессиональном футболе (2%), что является естественным, т.к. это абсолютно недопустимо.

Неверная трактовка игровых ситуаций

Методически неверные профилактические действия или их отсутствие

Недопустимые действия судей (провокация конфликта)

Методически неверные действия после вынесения дисциплинарных санкций

Стечение обстоятельств (несчастный случай)

Несвоевременная реакция на грубое или провокационное нарушение Правил

6%

11%

47%

33%

2%

8%

12%

7%

13%

10%

20%

31%

0%

□ Профессионалы (n=160)

10% 20% 30% □ Любители (n=160)

40%

50%

Рисунок 3 - Причины возникновения конфликтных ситуаций в любительском и профессиональном футболе

ВЫВОДЫ

Современное состояние процесса подготовки судейских кадров на территории РФ находится на приемлемом уровне в западной части страны, но остается проблемным в таких регионах как Сибирь, Красноярский край, Иркутская и Читинская область и на Дальнем Востоке. Основной причиной этого является недостаток профессиональных клубов в этих регионах, что накладывает определенные трудности и на прогресс судей. Специализированные судейские центры и школы в регионах должны выстраивать процесс обучения с учетом того, что их выпускники должны быть максимально конкурентоспособными и превосходить своих коллег из более обеспеченных регионов, чтобы быть востребованными для работы в профессиональном футболе. Организация процесса обучения должна опираться на систему отбора слушателей, постоянный анализ всех современных аспектов судейства и с использованием научных подходов.

Анализ ряда видеофрагментов с конфликтными ситуациями из любительского и профессионального футбола выявил, что наиболее характерными причинами на любом уровне являются несвоевременная реакция на нарушения Правил и недостаточные профилактические меры, что особенно заметно у профессионалов (47% конфликтов).

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия развития судейства и инспектирования в Российской Федерации на период 2013-2020 гг. / Российский Футбольный Союз. - М. : [б.и.], 2013. - 33 с.

REFERENCES

1. The Russian Football Union (2013), Strategy of development of refereeing and inspection in the Russian Federation for 2013-2020, Moscow.

Контактная информация: speedy-@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.06.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.