Тан Хайтянь
Аспирант. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Сравнительный анализ эстетики Кандинского и китайского художника У Гуаньчжуна*
Аннотация. Китайская традиционная живопись в стиле «Сеи» подчеркивает форму внешних объектов, чтобы выразить внутренний «дух» объекта и на этой основе выразить эмоции художника, что очень похоже на принцип «внутренней необходимости», предложенный В.В. Кандинским. Под влиянием теории В.В. Кандинского китайские художники также представили большое количество своих собственных работ, благодаря которым многие из них стали выдающимися художниками, получивших мировую известность. Данные художники способствовали развитию искусства в Китае, познакомив мир с уникальными особенностями китайского абстрактного искусства. Они получили международное признание, а также внесли вклад в разнообразие мирового искусства.
Ключевые слова: Китайское Искусство, У Гуаньчжун, абстракция, экспрессионизм, живописи.
Tang Haitian
Postgraduate. Lomonosov Moscow State University.
A comparative analysis of the aesthetics of Kandinsky and the Chinese artist Wu Guanzhong
Abstract. Chinese traditional painting in the style of "Sei" emphasizes the shape of external objects in order to express the inner "spirit" of the object and on this basis express the emotions of the artist, which is very similar to the principle of "inner necessity" proposed by V.V. Kandinsky. Influenced by the theory of V.V. Kandinsky, Chinese artists also presented a large number of their own works, thanks to which many of them became outstanding artists who gained worldwide fame. These artists contributed to the development of art in China by introducing the world to the unique features of Chinese abstract art. They have gained international recognition and have also contributed to the diversity of world art.
Key words: Chinese Art, Wu Guanzhong, abstraction, expressionism in painting.
У Гуаньчжун - представитель современной китайской живописи. Сравнивая и анализируя произведения искусства У Гуаньчжуна и Кандинско-
го, можно лучше изучить природу абстрактного искусства. Несмотря на то, что на произведения китайских художников в значительной степени повли-
* © Тан Хайтянь, 2024.
Сравнительный анализ эстетики Кандинского и китайского художника У Гуаньчжуна
яло творчество В.В. Кандинского, они определенно не являлись простой имитацией, а, напротив, являлись результатом глубокой философской проработки, которая была направлена на то, чтобы сделать их произведения более подходящими под местные традиции, а также продемонстрировать уникальность китайского абстрактного изобразительного искусства.
Объект исследования - Анализ работ Василия Кандинского и современного китайского художника У Гуань-чжуна.
Цель исследования - Сравнительный анализ теории искусства и творчества Кандинского с современным китайским художником господином У Гуаньчжуном.
У Гуаньчжун является одним из наиболее известных китайских художников и искусствоведов. Его основным направлением деятельности являлось написание масляных пейзажей, куда художник стремился добавлять китайские национальные элементы, пытаясь сочетать наиболее интуитивные и яркие оттенки с традиционным китайским художественным духом и эстетикой. Ра-
боты У Гуаньчжуна отличаются высоким уровнем абстракционизма. В своих работах художник развил эстетические характеристики китайской живописи, которые были совмещены с некоторыми заимствованными элементами их европейского абстрактного реализма, благодаря чему он разработал уникальные абстрактные пейзажи Китая.
В период с 1947 по 1950 гг. У Гу-аньчжун учился в Европе и изучал живопись в Школе изящных искусств в Париже. В тот момент художник соприкоснулся с влиянием художников-экспрессионистов творческого объединения «Синий всадник», которые были очень популярны в то время. Наибольшее впечатление на У Гуаньчжуна произвела теория В.В. Кандинского о точке и линии на плоскости. Впоследствии У Гуаньчжун меняет свои художественные представления и перестает считать воспроизведение природы основной целью своего художественного творчества. Вместо этого художник начинает использовать линии, цвета, формы и пространства, чтобы выразить свои эмоции и чувства в своем художественном произведении. В процессе создания
Рисунок 1. У Гуаньчжун «Вистерия»
живописи У Гуаньчжун всегда отстаивал технику восстановления структуры линий, форм, цветовых блоков и цветов, их очистке и перемешивании. Так, на его картине под названием «Ви-стерия» (рис. 1) мы можем увидеть его понимание, абстрактных точек и линий на плоскости.
У Гуаньчжун подробно изучил теорию В.В. Кандинского и его работы посвященные точкам и линиям на плоскости, а также сам написал работу «О точках и линиях на плоскости», в которой художник подробно изложил свой взгляд на три первоэлемента графики, их особенности и способы применения, проводя глубокий собственный анализ и сравнивая его с идеями В.В. Кандинского [6]. В работе У Гуаньчжуна представлены научные методы анализа и точные логические выводы. Точки, которые художник описывает в своей работе, обладают своей внутренней жизнью, внутренними потребностями и своими звуками. Все эти элементы формируются гармоническую связь между собой. Именно поэтому в знаках его абстрактных картин всегда изображаются жизненные колебания, которые заставляют зрителя ощутить чувство гармонии, глядя на абстрактные изображения, представленные на картинах. В.В. Кандинский утверждал: «Точка - покой, линия - внутренне движимое напряжение, возникающее в результате движения. оба эти элемента своим скрещиванием и сопоставлением образуют собственный «язык», который нельзя понять с помощью слов» [1]. В композиции его картин большое внимание уделяется самостоятельной ценности и взаимосвязи самого символического языка, демонстрируя структуру геометрического стиля. Более поздние абстрактные работы художника демонтировали связь
между символическим изображением и естественным изображением в предыдущих работах, напрямую выражая «внутренний опыт». В 1950-80-е годы У Гуаньчжун занимался адаптацией масляной живописи под китайский национальный характер. Первоначально он объединял китайскую живопись тушью и масляную живопись. Его поиски были длительны и сложны, но в конечном итоге ему удалось создать выдающееся произведение. После 1980-х годов он стал писать картины тушью, и в результате постепенных поисков трансформировал традиции использования цвета. Для создания своих произведений он выбрал обладающую непостижимой красотой местность Цзяньнань, выделяющуюся своими черными черепичными крышами, серыми водоемами, белыми оградами. У Гуаньчжун на основе китайского традиционного рисунка тушью использовал приемы западной импрессионистской живописи, фрагментарно добавил яркие красные, желтые, зеленые, синие оттенки. Подобно осколкам фарфора, они разбросаны по холсту, обеспечивая сильный цветовой контраст, сочетаясь друг с другом, создавая эффект мерцания и подчеркивая основную тематику картины. У Гуаньчжун создал собственный язык живописи посредством живописи тушью и собственных цветовых знаков, при этом он утверждал, что «ценность кисти и туши равна нулю», и его живопись не ограничивается какими-либо традиционными приемами. Он извлек «красоту формы», использовал такие бесконечно изменяющиеся свежие формы цветового выражения, как черные, белые, серые, красные, желтые, синие, зеленые элементы, а также точки, линии, плоскости. У Гуаньчжун считал, что эстетика абстракции заключается в создании красоты формы, не требую-
щей изобразительной детальности.
До 1980-х годов китайское общество и экономика находились на сложном этапе. на тот момент Китай претерпел множество войн, остро стоял вопрос обеспечения населения пищей и жильем, вся страна жила в состоянии крайней нужды. В начале 1960-х в Китае были неурожайные годы, и во многих провинциях страны начался голод, от которого погибали целые деревни и села. Вплоть до настоящего времени люди старшего поколения переживают страх голода. У Гуаньчжун вспоминал, что у него также были трудности с жильем и пропитанием. однако для интеллигенции даже голод не был таким бедствием, как Культурная революция 1966-1976 гг. На протяжении данного периода множество работников культуры было репрессировано. Дацзыбао, разного рода критика и обвинения в преступлениях заставляли людей терять свою человечность и достоинство. Интеллигенция принудительно направлялась в деревни, и этой участи не избежал и У Гуаньчжун, которому также пришлось заниматься тяжелым физическим трудом. Даже при болез-
ни он не мог открыто писать картины. После возвращения из Парижа, где он получил глубокие знания о западной живописи, он был полон энтузиазма посвятить себя работе в художественном образовании. однако он вернулся в голодный Китай, где его навыки стали ставить под сомнение. Это не могло не печалить художника. В своем труде «Мой путь - живопись» он характеризовал это время как «чистилище». В 1950 год после возвращения из Парижа его направили преподавать в Центральную академию изящных искусств, где он усердно работал и требовал от студентов смелого и самостоятельного самовыражения в живописи, изучения структурных и цветовых композиций, постижения собственной оригинальной формы выражения, делился со студентами художественными идеями об эстетике форм. Тем не менее его энтузиазм не был оценен по достоинству, ведущей идеей художественного образования был социалистический реализм во главе с Сюй Бэйхуном, и деятельность У Гуаньчжуна была подвергнута критике, он был обвинен в «формализме» и «декадентстве».
Рисунок 2. Парк каменных львов.
Глядя на работы У Гуаньчжуна, мы можем обнаружить, что в его работах полностью реализуется концепция точек и линий на плоскости В.В. Кандинского, а также то, что линии и точки в его работах прошли путь от конкретного к абстрактному. Это демонстрирует постоянное развитие и эволюцию его чувств и эмоций, отраженных в его произведениях. Таким образом, в своих работах У Гуаньчжун полностью смог воплотить собственную абстрактную теорию и собственный стиль. Помимо этого, в его работах мы также можем обнаружить отражение китайского традиционного архитектурного стиля. Например, в его произведении «Парк каменных львов» (рис. 2) по большей степени произведение представляет сочетание различных линий и точек, которые придают динамику изображению, а также демонстрируют элементы, характерные для китайского архитектурного стиля. В данном произведении художник также отображает свои собственные внутренние мысли и эмоции.
Позже в 1980 году У Гуаньчжун написал статью «Об эстетике абстракции», где он утверждал: «Отношения между схожестью и непохожестью являются тем же самым, что и отношения между конкретикой и абстракцией» [2]. Одновременно с этим художник также пытался перенести и объединить особенности китайского традиционного стиля китайской живописи с масляной живописью. При помощи своих собственных методов рисования, а также подбора красок художник смог выработать уникальный стиль изображения. начиная с периода конца 1990-х гг. У Гуаньчжун активно стремился разрушить традиционные границы китайской живописи, применяя в ней теорию точек и линий на плоскости, что в зна-
чительной степени придавало картинам современность. В своих работах У Гуаньчжун мастерски применял теорию и опыт В.В. Кандинского в рамках китайской живописи «Сеи», объединяя эти два стиля. Поначалу он лишь в общих чертах изображал объекты и их отдаленные образы при помощи точек и линий на плоскости, перейдя позже полностью к абстракции. В процессе перехода техники художника от конкретных образов к абстракции важнейшую роль сыграли точки и линии на плоскости, разработанные в рамках теории В.В. Кандинского, оказав значительное влияние на его художественные представления. Линии, точки и плоскость - все это является не только основным инструментом, при помощи которого У Гуаньчжун творил свои картины, но и частью его души и творческого начала. Однажды художник по этому поводу высказывался: «самые простые элементы могут сформировать самую сложную вселенную» [3]. Данное высказывание также демонстрирует его философские представления. Кандинский замечает, что все мироздание можно рассматривать, как замкнутую космическую композицию, которая в свою очередь, составлена из бесконечно самостоятельных, также замкнутых в себе, последовательно уменьшающихся композиций [4].
С точки зрения композиции, произведения У Гуаньчжуна с каждым новым этапом его творческой деятельности постепенно переходили из образных в абстрактные, при этом образность и абстракция в его картинах сосуществуют и воспроизводят друг друга. Абстракция выражает и все мироздание, и малейшие частицы, которые являются составляющими мира, и ограничивается лишь законами природы, которые создают рамки для глубины, плотности
и других художественных эффектов. Абстрактная композиция формируется и существует на основе своих законов. Большинство пейзажных картин У Гуаньчжуна создавались им с натуры, на основе собственных чувств и контакта с природой. Художник изобразил природу, в своей смелой манере используя мазки и цвета, и придал своим произведениям особую выразительность. У объективных физических объектов есть свои визуальные преимущества и недостатки, требующие отбора. Подобное эстетичному не обязательно является таковым, анализ конструкции объективного физического объекта -важнейшая задача в поиске эстетики в абстракции. необходимо в первую очередь проанализировать такие элементы в объектах, как точка, линия, плоскость. У Гуаньчжун считал, что абстракция не является пустой фантазией, а основывается на физической форме конкретного объекта. Так, основа абстракции У Гуаньчжуна - реальные объекты, измененные эмоциями и переживаниями художника, абстракция У Гуаньчжуна является естественной. Кроме искусства В.В. Кандинского, на творчество У Гуаньчжуна также повлияли фрески П. де Шаванна (1824-1898). Эти спокойные, гармоничные, естественные изображения реальной жизни глубоко вдохновили У Гуаньчжуна. на протяжении всего своего творческого пути У Гуаньчжун стремился к такой же гармонии цвета, к такой же чистой эстетике. Родившийся и проживший всю жизнь в Париже художник М. Утрилло создавал картины, своими оттенками похожие на картины У Гуаньчжуна. Оба художника предпочитали использовать черные, белые, серые оттенки с вкраплениями ярких цветов, так выражая свои чувства и идеи. М. Утрилло также был художником-пейзажистом. на раннем
этапе творчества он часто использовал белый цвет, его картины были по-восточному лиричны и наполнены некой тоской, чем полюбились У Гуаньчжуну. Со временем картины М. Утрилло стали более красочны, они впитали в себя парижский дух. При помощи будто бы детского подбора цветов М. Утрилло отобразил жизнь парижан. Цвета на его картинах ярки, одновременно не утомительны и все же несут в себе легкую грусть. Структура его изображений материальна, линии на картине последовательны, формы многообразны, применен метод перспективы, картины детализованы, улицы и здания изображены геометрично. на пути смешения западного и восточного искусства У Гу-аньчжун снова отказался от традиций. несмотря на то, что картины тушью несут в себе философию и традиционную культуру Китая, история которой насчитывает несколько тысяч лет, У Гуаньчжун не использовал традиционные методы живописи тушью. В процессе модернизации цвета живописи тушью он перенял западные элементы цветовой композиции, концепцию абстрактной живописи и красоты форм. Признается классиком современной китайской живописи, одним из патриархов абстракционизма в Китае и первым, кто интегрировал приемы абстракционизма в старинную стилевую систему гохуа [5]. Однако все же он стремился передать весь шарм, эмоции и идеи китайской традиционной живописи тушью. Он помнил, что Китай - это его родина, что необходимо добиться мирового признания китайской живописи тушью и искать новые пути ее развития.
Вне зависимости от того, рассматриваются ли картины и творчество В.В. Кандинского или У Гуаньчжуна, оба художника уделяли особое внима-
ние внутреннему духу в своих произведениях. В.В. Кандинский считал, что внутренние переживания и мысли способны оказать прямое влияние на форму изображения в будущих картинах. У Гуаньчжун также объединял все своих внутренние чувства и мысли, чтобы выразить их в произведении и придать изображению больше образов и смысла. Таким образом, в творческом процессе работы художника гармоническое объединение внутренних и внешних компонентов является важнейшим шагом к созданию произведения. Помимо этого, уделяя особое внимание внутреннему духу, художник способен создать поистине великолепные произведения, передавая свой внутренний дух картине. В данном процессе нет особых ограничений в том, как художник стремится передать суть произведения, а также в том, какие краски он использует. Самый важный фактор заключается в том, что произведение должно полностью выражать то, что изначально задумал художник. В процессе художественного творчества невозможно творить с целью добиться исключительно внешнего вида. Произведения искусства, способные по-настоящему впечатлить публику, являются предметным содержанием, соответствующим их внутреннему духу. Если художник игнорирует этот факт, то он не сможет создать поистине чистое произведение искусства, которое не сможет тронуть сердца людей.
References
[1] Sidorova E.M. "Lexico-semantic aspects of the use of Chinese borrowings in the Russian language." // Bulletin of linguistic research. 2016. № 4. P. 115-128.
[2] Ivanov P.N. "Kandinsky and the formation of ab-
stract art." Journal of Art Research. 2007. № 3. P. 21-34.
[3] Gorbunov D.R. "The evolution of artistic movements in the work of Wu Guanzhong." Journal of Contemporary Painting. 2015. № 1. P. 54-67.
[4] Wang Jin. "The Influence of Tradition on Contemporary Chinese Fine Art." Cultural studies. 2020. № 2. P. 89-104.
[5] Novikova O.I. "Kandinsky's aesthetics in the context of the Russian avant-garde." Visual Arts Studies. 2011. № 5. P. 78-91.
[6] Zhang Li. "Modern trends in Chinese painting: between tradition and innovation." Journal of Cultural Studies. 2017. № 4. P. 103-118.
Список литературы
[1] Сидорова Е.М. «Лексико-семантические аспекты использования китайских заимствований в русском языке». // Вестник лингвистических исследований. 2016. № 4. С. 115-128.
[2] Иванов П.Н. «Кандинский и формирование абстракционизма». Журнал исследований искусства. 2007. № 3. С. 21-34.
[3] Горбунов Д.Р. «Эволюция художественных направлений в творчестве У Гуаньчжуна». Журнал современной живописи. 2015. № 1. С. 54-67.
[4] Ван Цзынь. «Влияние традиций на современное китайское изобразительное искусство». Культурные исследования. 2020. № 2. С. 89-104.
[5] Новикова О.И. «Эстетика Кандинского в кон-
тексте русского авангарда». Исследования визуальных искусств. 2011. № 5. С. 78-91.
[6] Чжан Ли. «Современные тенденции в китайской живописи: между традицией и инновацией». Журнал культурологии. 2017. № 4. С. 103-118.