Научная статья на тему 'Тема города в творчестве Василия кандинского'

Тема города в творчестве Василия кандинского Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
366
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ / ХУДОЖНИК / ЖИВОПИСЬ / ЦВЕТОВЫЕ КОМПОЗИЦИИ / ЦИКЛ «РУССКИХ» КАРТИН / ГРАВЮРА / ГУАШЬ / ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ / ВОСПОМИНАНИЯ / ТЕМПЕРА / КСИЛОГРАФИЯ / VASILY KANDINSKY / PAINTER / COLOR COMPOSITIONS / “RUSSIAN” PAINTINGS CYCLE / ENGRAVING / GOUACHE / CITY LANDSCAPE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Филиппова Ольга Николаевна

Статья посвящена творчеству Василия Кандинского, русского художника и теоретика изобразительного искусства, стоявшего у истоков абстракционизма. В центре внимания автора живописные картины, посвященные городу. В отличие от наиболее изученных мощных абстрактных произведений В.В. Кандинского городская тема представляет еще много возможностей для изучения средств художественной выразительности и развития его творческого метода. В результате анализа произведений разных лет в контексте биографии и мировоззрения художника автор статьи раскрывает развитие московской темы в искусстве В.В. Кандинского. Особое внимание уделено его московским картинам «Москва I», или «Москва. Красная площадь», «Москва. Зубовская площадь» и др. Как будто предчувствуя скорую разлуку с любимым городом навсегда, он хотел запечатлеть его в своих работах и в памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theme of the city in the creative work of Vasily Kandinsky

The article is devoted to the work of a Russian artist and visual art theorist who was at the origin of abstractionism Vasily Kandinsky. The author focuses on paintings dedicated to the city. In contrast to the most studied powerful abstract works of V.V. Kandinsky, the urban theme still presents many opportunities for studying the means of artistic expression and developing his creative method. As a result of the analysis of works from different years in the context of the artist's biography and worldview, the author of the article reveals the development of the Moscow theme in the art of V.V. Kandinsky. Special attention is paid to his Moscow paintings “Moscow I, or Moscow. Red square”, “Moscow. Zubovskaya square” and others.

Текст научной работы на тему «Тема города в творчестве Василия кандинского»

The Art Of Eurasia No. 1 (16) • 2020

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2020.01.017

УДК 7.03;7:001.12

ТЕМА ГОРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ ВАСИЛИЯ КАНДИНСКОГО

Филиппова Ольга Николаевна

Единый центр дополнительного профессионального образования, г. Москва,

Российская Федерация

Аннотация

Статья посвящена творчеству Василия Кандинского, русского художника и теоретика изобразительного искусства, стоявшего у истоков абстракционизма. В центре внимания автора — живописные картины, посвященные городу. В отличие от наиболее изученных мощных абстрактных произведений В.В. Кандинского городская тема представляет еще много возможностей для изучения средств художественной выразительности и развития его творческого метода. В результате анализа произведений разных лет в контексте биографии и мировоззрения художника автор статьи раскрывает развитие московской темы в искусстве В.В. Кандинского. Особое внимание уделено его московским картинам «Москва I», или «Москва. Красная площадь», «Москва. Зубовская площадь» и др. Как будто предчувствуя скорую разлуку с любимым городом навсегда, он хотел запечатлеть его в своих работах и в памяти.

Ключевые слова: Василий Кандинский; художник; живопись; цветовые композиции; цикл «русских» картин; гравюра; гуашь; городской пейзаж; воспоминания; темпера; ксилография.

Для цитирования:

Филиппова О.Н. Тема города в творчестве Василия Кандинского // Искусство Евразии. - 2020. - № 1 (16). - С. 227-238. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2020.01.017. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1745169/26/

Информация об авторе:

Филиппова Ольга Николаевна - преподаватель для слушателей дистанционных и очных программам повышения квалификации, профессиональной переподготовки и семинаров, «Единый центр дополнительного профессионального образования» (ООО «ЕЦ ДПО»), г. Москва, Российская Федерация. Email: iscusstvo0891@mail.ru

ТЬе Ал Of Eurasia N0. 1 (16) • 2020

Введение

Формирование духовного мира Василия Васильевича Кандинского (1866—1944) связано с Россией, где он родился и получил образование, с неповторимой атмосферой Москвы 1890-х годов, отмеченной интенсивными импрессионистическими и символистскими поисками, мощными тенденциями национального романтизма во всех сферах культуры. Здесь он испытал первые «уколы» искусства [9, с. 5]. Отправившись учиться живописи в Германию и надолго осев там, он будет неизменно возвращаться сюда, чтобы выставлять свои работы на родине, повидать родных. В годы Первой мировой войны он вернулся в Россию и приложил все усилия, чтобы быть полезным ей — своим искусством, опытом организатора и знаниями. В.В. Кандинский стал соучредителем первых в мире музея и исследовательских центров современного искусства, участвовал в реформировании художественного образования, преподавал.

Как много бы ни писали и говорили о В.В. Кандинском, с удивительным постоянством усталое сознание нашего века пыталось превратить его имя и искусство в достояние истории современной культуры. Но миры художника — многоликие, разнообразные и безграничные — не стали легче для понимания. Эти миры зачаровывают, иногда приводят в замешательство, тая, как и прежде, множество странных загадок. И неслучайно статьи о нем включены в изданный в конце прошлого века сборник «Многогранный мир Кандинского» (1998). Здесь российский историк искусства М.А. Бессонова в своей статье «К вопросу о наследии Кандинского в художественной культуре XX века» пытается разобраться в вопросе о месте и роли В.В. Кандинского в культуре XX века, но при этом нельзя забывать и об особых перипетиях судьбы его наследия, коренным образом отличающейся от судьбы наследия А. Матисса, П. Пикассо и даже М. Шагала и К. Малевича [5]. Профессор Д.В. Сарабьянов посвящает свое исследование вопросу о связях В.В. Кандинского с традициями древнерусского искусства, который возникает как бы сам собой, поскольку у В.В. Кандинского как у человека верующего был постоянный контакт с иконой [13].

В статье искусствоведа Н.Б. Автономовой «Василий Кандинский. Художник и наука» затронуты и обозначены лишь некоторые стороны этой сложной и весьма важной проблемы творческой и теоретической деятельности В.В. Кандинского [2]. Обозначив только отдельные моменты творческой биографии В.В. Кандинского в университетские годы, не углубляясь в детальный анализ его деятельности и его трудов, можно, по мнению автора, со всей определенностью сказать, что занятия наукой сформировали Кандинского как ученого, помогли определить цель и главный путь его дальнейшего развития, направили на решение новых задач, которые предстояло ему осмыслить. Творчество мастера, посвященное городу, менее всего разработано, оно нашло отражение в исследованиях Б.М. Соколова, Е.С. Вязовой (например, [6; 14; 15; 16, 17]) и в книгах самого художника [8]. Задача настоящей статьи — восполнить этот пробел, определить сюжеты, живописное богатство, используемое для раскрытия образов в рамках городской темы в контексте творчества В.В. Кандинского.

Результаты

Василий Васильевич Кандинский родился 16 (4) декабря 1866 года в Москве в семье купца, потомка сибирских каторжан. В 1871 году Кандинские переехали в Одессу, где будущий художник провел детство. Там он получил прекрасное образование: научился

The Art Of Eurasia No. 1 (16) • 2020

играть на пианино и виолончели, рисовать, говорить по-немецки. Известно, что с детства В.В. Кандинский проявлял неординарные творческие способности, отличался тонкой восприимчивостью к цвету. В его воспоминаниях, написанных по-немецки в 1913 году «Ruckblicke» и переработанных для русского издания пятью годами позже под двойным названием «Ступени. Текст художника», описаны первые впечатления от цвета [10, с. 9]. Он обладал редким природным даром слышать цвета, их «перешептывания» [10, с. 9]. Его очаровывали розовый, фиолетовый и голубой; красный казался ему жестоким, а желтый — вызывающим. В творчестве художника можно отчетливо выделить несколько этапов.

Периоды, связанные с деятельностью В.В. Кандинского в России, Германии и Франции, отражают как его индивидуальную эволюцию, так и общие для европейского искусства художественно-культурные процессы. Мюнхенский период (1896—1914) — один из наиболее интересных и плодотворных в жизни В.В. Кандинского. Здесь сформировались его художественные пристрастия и основные теоретические воззрения; здесь произошло преодоление предметности, приведшее к созданию первой абстрактной композиции. Быстро миновав период ученичества у словенца Антона Ажбе (1863—1928) и у яркого представителя мюнхенской школы изобразительного искусства — Франца фон Штука (1863—1928), В.В. Кандинский стремительно эволюционировал и стал одним из лидеров мюнхенской художественной жизни. Уже в 1901 году по его инициативе возникло общество «Фаланга», президентом которого он вскоре был избран [7, с. 10]. В 1904 году «Фаланга», объединившая вокруг себя молодых художников Мюнхена, распалась [12, с. 16].

Рис. 1. Кандинский В.В. Синий всадник. 1903. Холст, масло. 55,0 х 60,0. Источник: wikiart. org..

В.В. Кандинский был очарован русскими иконами и на основе их сюжетов и образов создавал цветовые композиции в стиле клуазонне (перегородчатой эмали), чем-то напоминающие пуантилизм французских художников — Ж. Сера (1859—1891) и П. Синьяка (1863—1935). В то же время его полотно «Синий всадник» 1903 года явственно отражает восхищение автора тонкой передачей света К. Моне (1840—1926) [12, с. 16] (рис. 1). На полотне В.В. Кандинского изображен залитый солнцем зеленый

The Art Of Eurasia No. 1 (16) • 2020

луг, по которому на белом коне скачет всадник, облаченный в синий плащ. Кажется, что будто бы его фигура растворяется в море зеленых, желтых, оранжевых мазков. На примере всадника и его лошади мастер описал творческий симбиоз художника и его таланта: «Лошадь несет всадника со стремительностью и силой. Но всадник правит лошадью. Талант возносит художника на высокие высоты со стремительностью и силой. Но художник правит талантом» [12, с. 30]. Одними из характерных работ первого периода творчества художника являются картины «Воскресенье (Древняя Русь)» и «Das bunte leben» («Пестрая жизнь») [1, с. 26] (рис. 2, 3).

Рис. 2. Кандинский В.В. Воскресенье (Древняя Русь). 1904. Холст, масло. 45,0 х 95,0. Источник: wikiart. org.

Рис. 3. Кандинский В.В. Пестрая жизнь. 1907.

Холст, темпера. 130,0 х 162,5. Источник: wikiart. org.

ТЬе Ал Of Eurasia N0. 1 (16) • 2020

Сам цикл «русских» картин был продиктован тоской по России [1, с. 26]. Этот цикл знаменует собой стремление к стилю, движущей силой которого был бы цвет. Использование контрастных цветов в обеих работах помогает В.В. Кандинскому создать на полотнах острую, необыкновенно экспрессивную композицию. Тему гравюры «Гомон» (1903) развивает в красочный образ древнерусской жизни гуашь «Приезд купцов» (1905) [3, с. 225] (рис. 4). Мы видим купеческие корабли, которые прибыли издалека. Толпа выходит из города и направляется на пристань, превратившуюся в шумный торг. Людской поток подобен синей реке, текущей из бесконечной дали и огибающей холм с городом. Таким образом, человеческая жизнь здесь гармонично сливается с природой. Сам В.В. Кандинский писал об этой работе так: «Я писал эту картину, как выражение моей любви к России. Я старался передать музыкальный характер России» [3, с. 226].

Рис. 4. Кандинский В.В. Приезд купцов. 1905. Холст, темпера, гуашь. 92,5 х 135. Источник: [15, с. 164].

Как и многие другие художники того времени, В.В. Кандинский решил переехать в Париж. В 1906—1907 годах в Париже В.В. Кандинский познакомился с работами

A. Матисса (1869—1954). Фовизм произвел на него сильное впечатление и стал ориентиром в дальнейшем решении живописно-пластических задач. С 1908 года

B.В. Кандинский жил в Мурнау, в небольшом селении в Баварских Альпах, в тридцати километрах от Мюнхена. В нем он много писал, постепенно отказываясь от декоративного изящества своих прежних работ. В пейзажах 1908—1910 годов (на примере работ «Дома в Мурнау на Обермаркт», «Вид Мурнау с железной дорогой и замком», «Зеленая улочка в Мурнау» и др.) цветовые пятна укрупняются и уплощаются, от живописной мозаики прежних лет В.В. Кандинский переходит к цветовым плоскостям [7, с. 12] (рис. 5, 6, 7). Это дает ему возможность сделать цвет главным элементом художественной выразительности. И, наконец, эксперименты с линией и цветом в натурных пейзажах и поэтическая наполненность произведений, связанных с романтической традицией, соединяются в универсальную художественную систему, где совокупность категорий цвета, линии и духовного содержания становится основой уже не изображения, а создания на холсте нового мира.

ТЬе Ай Of Eurasia N0. 1 (16) • 2020

Рис. 6. Кандинский В.В. Вид Мурнау с железной Рис. 7. Кандинский В.В. Зеленая улочка в Мурнау. дорогой и замком. 1909. Картон, масло. 1909. Картон, масло. 33,0 х 44,6. Источник:

36,0 х 49,0. Источник: wikiart.org. artchive.ru.

В дореволюционной Москве художник в 1910 году участвовал в эпатажной выставке «Бубновый валет», устроенной М.Ф. Ларионовым (1881—1964) [12, с. 19]. В связи с этим В.В. Кандинский в 1909 году основал «Новое художественное объединение Мюнхена», а два года спустя — общество «Синий всадник» [12, с. 19]. Так же как и «Фаланга» стимулировала В.В. Кандинского к осмыслению пластических мотивов и приемов югендстиля, японской каллиграфии, так и программа «Нового художественного объединения» (1909—1911) дала свой круг художественно-эстетических ориентаций [7, с. 12]. В первую очередь это баварское народное искусство и фольклорные интерпретации религиозных сюжетов, открытые для себя В.В. Кандинским и его соратниками. Интерес к немецкому фольклору переплетался у В.В. Кандинского с увлечением русским народным искусством. В то же время существенную роль в творчестве В.В. Кандинского сыграл фовизм, побудивший его к постановке ряда

The Art Of Eurasia No. 1 (16) • 2020

художественных задач, нерешенных французскими мастерами. В картине 1912 года «Дама в Москве» в очертаниях улиц и соборов с луковичными куполами угадывается Москва, родной город В.В. Кандинского [12, с. 54] (рис. 8). Ряд домов уходит в перспективу, но неожиданно обрывается, игнорируя законы построения пространства. Кажется, что женская фигура, окутанная голубоватым свечением, и нависшее над ней массивное черное пятно — посторонние объекты, не вписывающиеся в контекст сцены. Настоящим шедевром абстрактного искусства считается «Композиция VII», выполненная В.В. Кандинским в 1913 году [12, с. 58] (рис. 9). Художник долго готовился к написанию этой картины и предварительно создал около тридцати ее эскизов. Габриэль Мюнтер запечатлела весь процесс в фотографиях. Полотно было закончено всего за четыре дня. На снимках было видно, как оно преображалось, как художник избавлялся от одних идей в пользу других. Через вибрирующие цветовые контрасты, яростное движение и спонтанную композицию мастер представил начало и конец света.

Рис. 8. Кандинский В.В.

Дама в Москве. 1912. Холст, масло.

108,8 х 108,8. Источник: wikiart. org.

Рис. 9. Кандинский В.В. Композиция VII. 1913. Холст, масло. 200,0 х 300,0. Источник: wikiart.org..

ТЬе Ай Of Eurasia N0. 1 (16) • 2020

На одном из эскизов, сохранившихся в Мюнхене, он оставил пояснения: слева в нижнем углу основными цветами передано бытие, в то время как справа изображена преисподняя. В 1914 году в связи с началом Первой мировой войны В.В. Кандинский вынужден был покинуть Германию и после кратковременного пребывания в Швейцарии вернулся в Россию, снова жил и работал в Москве. В 1916 году он написал синтетический пейзаж любимого города «Москва I», или «Москва. Красная площадь» (Государственная Третьяковская галерея), фантастически сочетающий реальные мотивы и беспредметные формы [9, с. 18] (рис. 10). Это произведение было создано в пестрой, «радостной» гамме цветов [9, с. 18]. Весь пейзаж был заполнен высокими домами, куполами церквей, цвета яркие и оптимистичные. Но композиция очень динамична, город пришел в движение, и кажется, что он рушится. Возможно, что это было предвидение событий, грядущих в России. Большинство работ мастера этого времени — беспредметные, но в то же время он написал с натуры серию реалистических московских пейзажей: «Москва. Зубовская площадь», «Зимний день. Смоленский бульвар» (обе 1916 года) [11, с. 117].

Многоликая культурная жизнь после революции 1917 года, атмосфера поиска и эксперимента склоняют В.В. Кандинского к активной педагогической, организаторской и научной деятельности. Среди его начинаний особое место занимает руководство Институтом художественной культуры (ИНХУК). В ИНХУК он разработал программу, выдвигавшую в качестве главной задачи изучение «основных элементов» отдельных видов искусства и восприятия их зрителем [7, с. 16]. На этой базе В.В. Кандинский собирался создать новое «монументальное искусство», основанное на синтезе живописи, музыки и танца [7, с. 16]. Свои исследования В.В. Кандинский продолжил в Государственной академии художественных наук (ГАХН, с 1921 по 1925 гг.

ТЬе Ай Of Eurasia N0. 1 (16) • 2020

— Российская академия художественных наук — РАХН), где, будучи вице-президентом, основал физико-психологическое отделение, целью которого было создание науки об искусстве.

В декабре 1921 года по заданию Российской академии художественных наук (РАХН) В.В. Кандинский уехал в Германию для установления культурных связей. В Россию, где началась эпоха соцреализма, ему уже было не суждено вернуться. До 1933 года он жил и работал в Германии и преподавал в знаменитом Баухаузе, художественном институте, бывшем, как и ВХУТЕМАС в Москве, проводником новых идей. После прихода к власти в Германии фашистов В.В. Кандинскому с его третьей женой Ниной Андреевской пришлось бежать во Францию, где он и прожил последние десять лет жизни. Во Франции он был признанным художником, в Германии же фашисты объявили его искусство «дегенеративным», а оставшиеся там картины были распроданы за пределы Третьего рейха [11, с. 117]. В 1944 году в Париже состоялась последняя прижизненная выставка В.В. Кандинского, а 13 декабря 1944 года он умер в Нейи-сюр-Сен под Парижем.

Заключение

Таким образом, на основе национальных традиций двух культур — русской и немецкой — сформировалось творчество В.В. Кандинского. И Москва, и Мюнхен были дороги для него. В Москве он родился и получил университетское образование. Москву он называл «своим живописным камертоном» [4, с. 17]. Находясь за границей, он почти ежегодно возвращался в свой родной город, черпал силы и вдохновение в его красоте и самобытности. Во Франции, где его чествовали как всемирно известного художника, он завершил с блеском то, что начал в России и Германии. Оставив две любимые им страны, когда на них наступала эпоха тоталитаризма, В.В. Кандинский скончался во Франции, которая давно стала символом свободы в искусстве, тем местом, где искусство дышит полной жизнью.

Литература

1. 50 художников. Шедевры русской живописи. Вып. 18: Кандинский. — М.: Де Агостини, 2011. — 31 с.: цв. ил.

2. Автономова Н.Б. Василий Кандинский: Художник и наука / / Многогранный мир Кандинского. - М.: Наука, 1998. - С. 98-106.

3. Аронов И. Кандинский. Истоки. 1866-1907. — М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2010. - 342 с.: ил.

4. «Багатели» Василия Кандинского [Текст]: живопись на стекле, акварели и рисунки. 1915-1920: к 150-летию со дня рождения: [каталог]. - М.: ABCdesign, 2016. -

5. Бессонова М.А. К вопросу о наследии Кандинского в художественной культуре XX в. // Многогранный мир Кандинского. - М.: Наука, 1998. - С. 5-12.

6. Вязова Е.С. Город в искусстве кубофутуристов: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения 17.00.04. - Москва, 1999. - 23 с.

102 с.: ил.

The Art Of Eurasia No. 1 (16) • 2020

7. Горячева Т.В., Масалин Н.В., Правоверова Л.В. Василий Васильевич Кандинский / / Василий Кандинский. 1866—1944. К выставке в залах Государственной Третьяковской галереи / Сост. Т.В. Горячева, Н.В. Масалин. - М.: [Б. и.], 1989. - С. 8-21.

8. Кандинский В. О духовном в искусстве / пер. А. Лисовского. — Нью-Йорк: Международное литературное содружество, 1967. — 159 с.: ил.

9. Круглов В.Ф. 150 лет Василию Кандинскому // Русский музей: альманах. Вып. 482: Василий Кандинский и Россия. — СПб.: Palace Editions, 2016. — С. 5—21.

10. Кулибеф И., Фуфелль Д. Василий Кандинский: альбом для творчества. 20 великих картин / перевод с французского Дины Батий. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 91 с.

11. Марьяновская О. Москва Василия Кандинского / / Моя Москва. — 2006. — №8. — С. 116—117.

12. Мастера рисунка и живописи: оригинальное издание под редакцией Фламинио Гвальдони. Выпуск 5. Кандинский. — М.: КР Медиа: Skira Centauria, 2018. — 95 c.: ил.

13. Сарабьянов Д.В. Кандинский и русская икона // Многогранный мир Кандинского. — М.: Наука, 1998. — С. 42—50.

14. Соколов Б.М. «Забывшее весь мир аллилуйя...»: образ Москвы и тема города в творчестве Кандинского 1900—1910-х годов / / Вопросы искусствознания. — 1995. — №1—2. — С. 431—447.

15. Соколов Б.М. Василий Кандинский. Эпоха великой духовности. Живопись. Поэзия. Театр. Личность. — М.: ООО «БуксМАрт», 2016. — 536 с.: ил.

16. Соколов Б.М. Картина В. Кандинского «Пестрая жизнь» и мессианизм в русском искусстве начала XX века // Библия в культуре и искусстве. Материалы научной конференции «Випперовские чтения—1995». Выпуск XXVIII / под общ. ред. И.Е. Даниловой. — М.: ГМИИ им. А.С. Пушкина, 1996. — С. 217—250.

17. Соколов Б.М. Тема «Духовного города» в творчестве Кандинского 1900—1910-х годов / / Город и искусство: субъекты социокультурного диалога / Сост. Т.В. Степучина. — М.: Наука, 1996. — С. 230—241.

Статья поступила в редакцию 05.02.2020.

The Art Of Eurasia No. 1 (16) • 2020

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2020.01.017

THE THEME OF THE CITY IN THE CREATIVE WORK

OF VASILY KANDINSKY

Filippova, Olga Nikolaevna

Unified Center for Continuing Professional Education, Moscow, Russian Federation

Abstract

The article is devoted to the work of a Russian artist and visual art theorist who was at the origin of abstractionism — Vasily Kandinsky. The author focuses on paintings dedicated to the city. In contrast to the most studied powerful abstract works of V.V. Kandinsky, the urban theme still presents many opportunities for studying the means of artistic expression and developing his creative method. As a result of the analysis of works from different years in the context of the artist's biography and worldview, the author of the article reveals the development of the Moscow theme in the art of V.V. Kandinsky. Special attention is paid to his Moscow paintings "Moscow I, or Moscow. Red square", "Moscow. Zubovskaya square" and others.

Keywords: V.V. Kandinsky; painter; color compositions; "Russian" paintings cycle; engraving; gouache; city landscape.

For citation:

Filippova O.N. The theme of the city in the creative work of Vasily Kandinsky. Iskusstvo Evra%ii = The Art of Eurasia, 2020, No. 1 (16), pp. 227-238. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2020.01.017. Available at: https://readymag.com/u50070366/1745169/26/ (In Russian).

Information about the author:

Filippova, Olga Nikolaevna — Teacher for Students of Distance and Full-Time Continuing Education Programs, Professional Retraining and Seminars, Unified Center for Continuing Professional Education, Moscow, Russian Federation. Email: iscusstvo0891@mail.ru

References

1. 50 khudozhnikov. Shedevry russkoy zhivopisi. Vyp. 18: Kandinskiy [50 artists. Masterpieces of Russian painting. Vol. 18: Kandinsky]. Moscow, De Agostini, 2011. 31 p. (In Russian)

2. Avtonomova N.B. Vasiliy Kandinskiy: Khudozpnik i nauka [Vasily Kandinsky: Artist and science]. In: Mnogogrannyy mir Kandinskogo [The many-sided world of Kandinsky]. Moscow, Nauka, 1998, pp. 98—106. (In Russian)

3. Aronov I. Kandinskiy. Istoki. 1866—1907 [Kandinsky. The origins. 1866—1907]. Moscow, Bridges of culture; Jerusalem: Hesharim, 2010. 342 p. (In Russian)

The Art Of Eurasia No. 1 (16) • 2020

4. "Bagateli" Vasiliya Kandinskogo [Bagatelles by Vasily Kandinsky: painting on glass, watercolors and drawings. 1915-1920: catalog]. Moscow, ABCdesign, 2016. 102 p. (In Russian)

5. Bessonova M.A. K voprosu o nasledii Kandinskogo v khudozhestvennoy kul'ture XX v. [In Reference to the Kandinsky's heritage in the artistic culture of the 20th century]. In: Mnogogrannyy mir Kandinskogo [The multifaceted world of Kandinsky]. Moscow, Nauka, 1998, pp. 5-12. (In Russian)

6. Vyazova E.S. Gorod v iskusstve kubofuturistov. Avtoref. diss. kand. issk. [City in the art of cubo-futurists. Author's abstract of Ph.D. in Art History]. Moscow, 1999. 23 p. (In Russian)

7. Goryacheva T.V., Masalin N.V., Pravoverova L.V. Vasiliy Vasil'yevich Kandinskiy [Vasily Kandinsky]. In: Vasiliy Kandinskiy. 1866—1944. K vystavke v zalakh Gosudarstvennoy Tret'yakovskoy galerei [Vasily Kandinsky. 1866-1944. To the exhibition in the halls of the State Tretyakov Gallery]. Moscow, 1989, pp. 8-21. (In Russian)

8. Kandinsky V. O dukhovnom v iskusstve [On the spiritual in art. Transl. by A. Lisovsky]. New York, International literary community, 1967. 159 p. (In Russian)

9. Kruglov V.F. 150 let Vasiliyu Kandinskomu [150 years of Vasily Kandinsky]. In: Russkiy muzey: al'manakh. Vyp. 482: Vasiliy Kandinskiy i Rossiya [Russian Museum: almanac. Vol. 482: Vasily Kandinsky and Russia]. St. Petersburg, Palace Editions, 2016, pp. 5-21. (In Russian)

10. Couliboeff I., Fuffel D. Vasiliy Kandinskiy: al'bom dlya tvorchestva. 20 velikikh kartin [Vasily Kandinsky: an album for creativity. 20 great paintings. Transl. from French by Dina Bathiy]. Moscow, Mann, Ivanov and Ferber, 2017. 91 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Maryanovskaya O. Moskva Vasiliya Kandinskogo [Moscow Vasily Kandinsky]. Moya Moskva = My Moscow, 2006, No. 8, pp. 116-117. (In Russian)

12. Mastera risunka i zpivopisi: original'noye izdaniye pod redaktsiyey Flaminio Gval'doni. Vypusk 5. Kandinskiy [Masters of Drawing and Painting: Original Edition edited by Flaminio Gwaldoni. Issue 5. Kandinsky]. Moscow, KR Media: Skira Centauria, 2018. 95 p. (In Russian)

13. Sarabyanov D.V. Kandinskiy i russkaya ikona [Kandinsky and the Russian icon]. In: Mnogogrannyy mir Kandinskogo [The multifaceted world of Kandinsky]. Moscow, Nauka, 1998, pp. 42-50. (In Russian)

14. Sokolov B.M. "Zabyvsheye ves' mir alliluyya...": obraz Moskvy i tema goroda v tvorchestve Kandinskogo 1900-1910-kh godov ["Hallelujah that has forgotten the whole world ...": the image of Moscow and the theme of the city in Kandinsky's work of the 1900-1910s]. Voprosy iskusstvoznaniya = Problems of Art Studies, 1995, No. 1-2, pp. 431-447. (In Russian)

15. Sokolov B.M. Vasiliy Kandinskiy. Epokha velikoy dukhovnosti. Zhivopis'. Poeziya. Teatr. Lichnost' [Vasily Kandinsky. The era of great spirituality. Painting. Poetry. Theater. Personality]. Moscow, BuksMArt LLC, 2016. 536 p. (In Russian)

16. Sokolov B.M. Kartina V. Kandinskogo "Pestraya zpizn'" i messianizm v russkom iskusstve nachala XX veka [V. Kandinsky's painting "Motley Life" and Messianism in Russian Art of the Beginning of the 20th Century]. In: Bibliya v kul'ture i iskusstve [The Bible in Culture and Art. Materials of the scientific conference "Wipper Readings-1995". Issue XXVIII. Ed. by I.E. Danilova]. Moscow, Pushkin State Museum of Fine Arts, 1996, pp. 217-250. (In Russian)

17. Sokolov B.M. Tema "Dukhovnogo goroda" v tvorchestve Kandinskogo 1900-1910-kh godov [The "Spiritual City" theme in the works of Kandinsky of the 1900-1910s]. In: Gorod i iskusstvo: sub"yekty sotsiokul'turnogo dialoga [City and Art: Subjects of Sociocultural Dialogue. Comp. by T.V. Stepuchina]. Moscow, Nauka, 1996, pp. 230-241. (In Russian)

Received: February 05, 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.