Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ДИСКУРСА, КОММУНИКАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ И ИМИДЖЕЙ ГУБЕРНАТОРОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (НА ПРИМЕРЕ Г.С. ПОЛТАВЧЕНКО И А.Д. БЕГЛОВА)'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ДИСКУРСА, КОММУНИКАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ И ИМИДЖЕЙ ГУБЕРНАТОРОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (НА ПРИМЕРЕ Г.С. ПОЛТАВЧЕНКО И А.Д. БЕГЛОВА) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
83
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
имидж / политический образ / модель политического имиджа / речевой имидж / губернатор / дискурс-анализ / image / political image / political image model / discourse image / governor / discourse analysis

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кошкин Андрей Вячеславович, Щеглов Максим Юрьевич

Статья посвящена сравнению публичных дискурсов и моделей имиджей губернаторов Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко и А.Д. Беглова. Исследование основывается на парадигме конструкционистского подхода М. Спектора и Дж. Китсьюза, а также теории и методике лингвистического анализа политического текста А.П. Чудинова и М.В. Гавриловой. Эмпирической базой исследования являются предвыборные выступления губернаторов, их инаугурационные речи и отчеты перед Законодательным собранием СанктПетербурга. В качестве методов анализа авторы используют когнитивный дискурс-анализ текстов, а также элементы биографического метода. Авторы сравнили следующие компоненты имиджей губернаторов: модель имиджа, показатель открытости, профессиональный бэкграунд, политический франчайзинг, дискурс городского патриотизма, ключевые темы выступлений и отношение к выборам. В качестве результатов представлена матрица пожанрового анализа выступлений: отмечено увеличение количества новых жанров на фоне рутинизации старых; общим паттерном в выступлениях выступает концепт «город-лидер». Предвыборный дискурс характеризуется сокращением мобилизационного компонента и партийного политического франчайзинга. Инаугурационные речи отходят от программной составляющей и тяготеют к формату обращения с благодарностями, концептуальному упрощению текста (сокращение риторических языковых средств и тем), акцентированию преемственности власти. Для отчета перед Законодательным собранием изменение формата с послания на отчет отразилось на доминирующей временнóй проекции – сообщение об уже проделанной работе вместо программного элемента. На основании дискурс-анализа и биографического анализа авторы определили модель имиджа Г.С. Полтавченко как «аппаратчик-охранитель» (или «управленец-охранитель»), а А.Д. Беглова как «управленец-хозяйственник». В статье подчеркивается значимость личностных черт, политической карьеры и биографии, «рамочных» политических условий в стране как важных факторов, влияющих на публичный дискурс губернаторов Санкт-Петербурга и их модель имиджа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of economic discourse, communication strategies and positioning models of the Governors of Saint Petersburg (for example G. Poltavchenko and A. Beglov)

The article is devoted to the comparison of public discourses and image models of the governors of St. Petersburg G.S. Poltavchenko and A.D. Beglov. The study is based on the paradigm of the constructionist aProach of M. Spector and J. Kitsuse, as well as the theory and methodology of the linguistic analysis of the political text by A.P. Chudinov and M.V. Gavrilova. The election speeches of governors, their inaugural speeches and reports to the Legislative Assembly of St. Petersburg constitute the empirical basis of the research. Сognitive discourse analysis of texts and he biographical method elements are used as basic methods of the study. The authors compared the following components of governors’ images: image model, openness indicator, professional background, political franchising, discourse of urban patriotism, key topics of speeches and attitude towards elections. The matrix of genre-by-genre analysis of performances is presented: an increase in the number of new genres against the background of the routinization of old ones is noted; the general pattern in the speeches is the concept of «leader city». The election discourse is characterized by reduction in the mobilization component and the political party franchising. The inaugural speeches move away from the program component and gravitate towards the format of gratitude, conceptual simplification of the text (reduction of rhetorical linguistic means and topics), and emphasis on the continuity of power. The report to the Legislative Assembly is characterized in the change of the dominant time projection – reporting on work already done instead of a program element as a result of changing the format from a message to a report. Based on discourse and biographical analyzes, the authors determined the image model of G.S. Poltavchenko as a «aParatchik» (or «guardian manager»), and A.D. Beglov as a «economic executive». The article emphasizes the significance of personality traits, political career and biography, «framework» political conditions in the country as important factors influencing the public discourse of the governors of St. Petersburg and their model.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ДИСКУРСА, КОММУНИКАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ И ИМИДЖЕЙ ГУБЕРНАТОРОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (НА ПРИМЕРЕ Г.С. ПОЛТАВЧЕНКО И А.Д. БЕГЛОВА)»

А.В. КОШКИН, М.Ю. ЩЕГЛОВ*

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ДИСКУРСА, КОММУНИКАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ И ИМИДЖЕЙ ГУБЕРНАТОРОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (НА ПРИМЕРЕ Г.С. ПОЛТАВЧЕНКО И А.Д. БЕГЛОВА)

Аннотация. Статья посвящена сравнению публичных дискурсов и моделей имиджей губернаторов Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко и А. Д. Беглова. Исследование основывается на парадигме конструкционистского подхода М. Спектора и Дж. Китсьюза, а также теории и методике лингвистического анализа политического текста А.П. Чудинова и М.В. Гавриловой. Эмпирической базой исследования являются предвыборные выступления губернаторов, их ина-угурационные речи и отчеты перед Законодательным собранием Санкт-Петербурга. В качестве методов анализа авторы используют когнитивный дискурс-анализ текстов, а также элементы биографического метода. Авторы сравнили следующие компоненты имиджей губернаторов: модель имиджа, показатель открытости, профессиональный бэкграунд, политический франчайзинг, дискурс городского патриотизма, ключевые темы выступлений и отношение к выборам. В качестве результатов представлена матрица пожанрового анализа выступлений: отмечено увеличение количества новых жанров на фоне рутинизации старых; общим паттерном в выступлениях выступает концепт «город-лидер». Предвыборный дискурс характеризуется сокращением мобилизационного компонента и партийного политического франчайзинга. Инаугурационные речи отходят от программной составляющей и тяготеют к формату обращения с благодарностями, концептуальному упрощению текста (сокращение риторических языковых средств и тем), акцентированию преемственности власти. Для отчета перед Законо-

* Кошкин Андрей Вячеславович, аспирант экономического факультета, СПбГУ (Санкт-Петербург, Россия), e-mail: [email protected]; Щеглов Максим Юрьевич, магистрант экономического факультета, СПбГУ (Санкт-Петербург, Россия), e-mail: [email protected]

© Кошкин А.В., Щеглов М.Ю., 2024 DOI: 10.31249/poln/2024.01.10

дательным собранием изменение формата с послания на отчет отразилось на доминирующей временной проекции - сообщение об уже проделанной работе вместо программного элемента. На основании дискурс-анализа и биографического анализа авторы определили модель имиджа Г.С. Полтавченко как «аппаратчик-охранитель» (или «управленец-охранитель»), а А. Д. Беглова как «управленец-хозяйственник». В статье подчеркивается значимость личностных черт, политической карьеры и биографии, «рамочных» политических условий в стране как важных факторов, влияющих на публичный дискурс губернаторов Санкт-Петербурга и их модель имиджа.

Ключевые слова: имидж; политический образ; модель политического имиджа; речевой имидж; губернатор; дискурс-анализ.

Для цитирования: Кошкин А.В., Щеглов М.Ю. Сравнительный анализ экономического дискурса, коммуникационных стратегий и имиджей губернаторов Санкт-Петербурга (на примере Г.С. Полтавченко и А. Д. Беглова) // Политическая наука. -2024. - № 1. - С. 259-283. - БО!: http://www.doi.org/10.31249/poln/2Q24.Q1.1Q

Введение

Сформировавшуюся в Санкт-Петербурге в 2000-е годы управленческую модель можно охарактеризовать как «исполнительную вертикаль», замкнутую на одном руководителе [Чертков, 2005]. В этом смысле губернатора города можно назвать доминирующим региональным политическим актором, обладающим огромными ресурсами. Однако, чтобы система функционировала эффективно, подобная модель управления требует от главы региона наличие харизмы (а значит, привлекательного имиджа), профессиональных и организационных компетенций. Вследствие вышеописанных факторов и системных нужд губернаторы Санкт-Петербурга не просто обладают определенными образами в глазах населения, но стремятся сформировать собственный привлекательный имидж. В целом обеспечение эффективной коммуникации между ключевыми политическими акторами способствует снижению рисков роста недоверия к власти, увеличения потенциала протестной активности, ослабления позиций региональной власти на публичной политической арене и в глазах населения.

Целью исследования является определение моделей политического имиджа губернаторов Санкт-Петербурга на основе их публичного дискурса (выступлений). Для достижения поставленной цели авторы решают следующие задачи: (1) дают определение особенностей трактовок имиджей политиков в современных политологических теориях; (2) раскрывают на основе биографического

и дискурс-анализа материалов и публичных выступлений особенности жанров выступлений, употребление языковых средств и коммуникативных стратегий в политических имиджах губернаторов Санкт-Петербурга на период 2003-2021 гг.; (3) определяют модели политических имиджей губернаторов Санкт-Петербурга на основе сравнительного анализа и компаративных матриц характерных языковых черт и политической биографии. Ключевой гипотезой исследования является соответствие политического имиджа Г. С. Полтавченко модели консервативного, закрытого управленца, а А.Д. Беглова - «управленца-хозяйственника» с преобладанием биографического компонента карьеры в строительной отрасли.

Методология исследования

В современной науке существует два концептуальных подхода к определению категории «имидж»: объединение и разделение категорий «имидж» и «образ». В данной статье авторы будут разграничивать эти понятия. Под «образом» понимается «впечатление, складывающееся на чисто информационной основе, в отличие от репутации, которая формируется на основе практического взаимодействия с товаром, фирмой или человеком» [Леонтьев, 2000, с. 201. Результатом же целенаправленного конструирования образа будет имидж. Имидж власти позволяет организовать связь между самой властью и гражданами и является «отражением как интересов аудитории, так и интересов субъекта власти и пытается совместить эти интересы» [Зуева, 2013, с. 18]. Созданием и продвижением имиджа можно назвать коррекцию образа в соответствии с тем, что ждет от него аудитория.

Следует также отметить, что в рамках общего развития исследований вокруг имиджей было сформулировано множество классификаций. Так, можно отметить классификацию Ж.Р. Сладке-вич, которая выделила персональный (личностный / индивидуальный), групповой (корпоративный, этнический, территориальный, гендерный), территориальный (в том числе государственный), предметный (продвижение товара) и социальный (продвижение идей) имиджи [Сладкевич, 2019, с. 69]. Наиболее полной и систематичной представляется классификация Т.А. Голиковой, которая перечисляет различные основания: «по объекту (персональный и

кооперативный), по соотношению с другими объектами (единичный и множественный), по содержанию (простой и сложный), по оригинальности характеристик (оригинальный и типичный), по контексту имиджирования (личный, профессиональный, политический), по полу (мужской и женский), по возрасту (молодежный и зрелый), по социальной категории (имидж политика, спортсмена, бизнесмена, поп-звезды и др.), по длительности существования (общий и ситуативный), по параметрам проявления (средовой, габаритный, овеществленный, вербальный, кинетический)» [Голикова, 2018, с. 10]. Также были сформулированы и специальные классификации имиджей, например политического имиджа. Р.Ф. Фурс предлагает разделять политические имиджи по субъекту (политика, партии, движения), категории (реальный, идеальный), модальности (позитивный, негативный), сопоставительному признаку (имидж кандидата, имидж конкурента) [Фурс, 1996, с. 153]. Как справедливо отмечает И.А. Стерин, имидж включает в себя три важные составляющие: внешний имидж, поведенческий имидж и коммуникативный имидж [Стернин, 2001, с. 94]. Во многом перечисленные ниже теоретические подходы к изучению имиджей будут определяться акцентами на одном или нескольких описанных нами составляющих имиджа.

Современные исследования имиджей политиков так или иначе предполагают эклектичность подходов и междисциплинарность. Так, можно выделить следующие общие теоретические подходы к исследованию имиджа (образа): психологический [Загайнов, 2007; Бондарева, 2007; Петровский, 1992], социологический [Горчакова, 2010; Брянцева, 2008; с. 144], политико-психологический [Шесто-пал, 2009; Медведева, 2002] политико-лингвистический [Чудинов, 2012; Будаев, Чудинов, 2012; Гаврилова, 2004].

Методология когнитивной лингвистики и лингвопраграмтики определяет фокус исследования на изучение языковых особенностей выступлений губернаторов и их роли в конструировании речевого имиджа. Так, когнитивно-лингвистический подход позволит определить доминанты ценностной иерархии языковых личностей губернаторов, реконструировать их языковую картину мира. В качестве теоретико-методологической литературной базы авторы опираются на исследования М.В. Гавриловой «Лингвистический анализ выступлений главы государства: тематика, направления и методы исследования» и «Когнитивные и риторические основы

президентской речи (на материале выступлений В.В. Путина и Б.Н. Ельцина)», А.П. Чудинова «Теория и методика лингвистического анализа политического текста» [Теория и методика..., 2016] и «Когнитивно-дискурсивное исследование политической метафоры», а также О.С. Иссерс [Иссерс, 2008] «Коммуникативные стратегии и тактики русской речи» и др. В исследовании авторы опираются на определение политического имиджа С.М. Тучкова как «цель и результат согласия между участниками политического процесса - гражданами, партиями, инициативными группами, лидерами общественного мнения и государством» [Тучков, 2001]. На макротеоретическом уровне авторы работы ориентировались на конструкционистский подход Спектора и Дж. Китсьюза [Spector, Kitsuse, 1987] и теорию agenda-setting [McCombs, Eyal, Graber, Weaver, 1981]. Для сравнительного анализа имиджей губернаторов использовались наработки Л.В. Сморгунова в области изучения и концептуализации сравнительной политологии [Ильин, Сморгу-нов, 2001, с. 110].

Анализ речей региональных политиков представляет весьма перспективное направление, поскольку уникальность языковых личностей может не зависеть от их положения в иерархии государственной власти. Среди работ, посвященных изучению языка региональных политиков, можно отметить научные статьи Е.А. Нахимовой и Г.А. Ахатовой «Российская лингвополитическая персонология: коммуникативный портрет регионального лидера» [Нахимова, Ахатова, 2020], Е.Г Малышевой и О.С. Рогалевой «Трансформация медиаобраза "Губернатор" в массово-информационном региональном дискурсе Омской области (2003-2019 гг.)» [Малышева, Рогалева, 2019], О.И. Асташовой «Речевой портрет Н.Ю. Белых: динамический аспект» [Асташова, 2011] и др.

Также говоря об имидже кандидата, следует отметить его визуальные и языковые составляющие, а также управление впечатлениями и отношениями. Для этого в исследовании используется несколько методов анализа данных. Так, использование биографического метода продиктовано важностью бэкграунда кандидата при формировании имиджа: карьеры, связей, публичных событий, узнаваемости и т.д. В качестве материала для биографического анализа используются публичные биографические источники (статьи и монографии) о личности и карьере губернаторов. Важной переменной анализа биографий является связь губернатора с субъ-

ектом, укорененность. Для этого автор использует классификацию О.Б. Подвинцева и А.В. Кынева, в которой выделены такие категории губернаторов, как: «чистый варяг», «варяг-возвращенец», «адаптированный варяг», «натурализовавшийся варяг», «федера-лизованный местный», «местный» [Кынев, 2019, с. 113; Подвин-цев, 2009].

Авторский подход к изучению поставленной проблемы реализуется в совмещении методологий когнитивной лингвистики и лингвопрагматики. Необходимость анализа ценностных и концептуальных элементов выступлений и обращений губернаторов определена методом когнитивного дискурс-анализа. В рамках анализа выделяются такие параметры, как: темы выступлений, жанр и формат, адресат, ключевые термины, ценности, основные языковые средства (см. табл. 2), а также элементы биографического метода. Эмпирической базой исследования являются тексты публичных выступлений губернаторов по направлениям деятельности: предвыборные выступления, инаугурационные речи, отчеты перед Законодательным собранием.

Результаты и обсуждение

Политическая биография. Г.С. Полтавченко не родился в Санкт-Петербурге (Ленинграде), однако жил здесь в детстве и построил в этом городе карьеру. Высшее образование Полтавченко получил в Ленинградском институте авиационного приборостроения, а после два года отработал на оборонном НПО «Ленинец». С 1978 г. Полтавченко начинает карьеру в советской номенклатуре. Не последнюю роль в карьерном продвижении сыграли семейные связи: при содействии отца он перешел на работу в Невский районный комитет Коммунистического союза молодежи, а уже через год был приглашен на службу в КГБ. В начале 1990-х во время службы в КГБ произошло его знакомство с будущим президентом В.В. Путиным, тогда сотрудником ленинградского УКГБ. В 1993 г. Полтавченко возглавил управление Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП) по Санкт-Петербургу, где дослужился до звания генерал-полковника.

С 1998-1999 гг. Полтавченко уходит в карьеру гражданского чиновника. В 1999-2000 гг. короткое время занимал пост полно-

мочного представителя президента в Ленинградской области. После избрания В.В. Путина президентом в 2000 г. Г.С. Полтавченко был назначен полномочным представителем президента в Центральном федеральном округе (ЦФО), закрепив карьеру федерального чиновника. Занимая эту должность на протяжении 11 лет, Г.С. Полтавченко не отличался широкой публичной известностью. Так, по данным опроса «Фонда общественного мнения» от 27 мая 2004 г., хоть узнаваемость Г.С. Полтавченко и возросла, она по-прежнему занимала последние позиции: лишь 12% респондентов смогли правильно назвать полномочного представителя президента в своем федеральном округе1.

Особенный личностный компонент биографии - открытая приверженность традиционным ценностям и религиозность - подчеркивался как заявлениями в публичных выступлениях, так и действиями на посту губернатора: подписание Закона «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», который предусматривал наказание за пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних, а также попытка передачи Казанского собора во владение Русской православной церкви и пр.

Полтавченко использовал и политический франчайзинг - на рабочей встрече с президентом В.В. Путиным 5 июня 2014 г. Г.С. Полтавченко напрямую обратился с просьбой «поддержать в желании пойти на досрочные выборы в губернаторы Санкт-Петербурга», на что получил положительный ответ. Особенностью предвыборной кампании Полтавченко 2014 г. является сознательное игнорирование участия в публичных политических дебатах с оппонентами. Несмотря на неоднозначные рейтинги одобрения деятельности Г.С. Полтавченко (одобряли 28% петербуржцев и не одобряли 7%) и низкий рейтинг партии (составлял 31%), он одержал победу на выборах губернатора, набрав 79,3 % голосов избирателей при явке в 39,36 % [Кынев, 2020].

Речевой имидж губернатора Г.С. Полтавченко. Языковая личность Г.С. Полтавченко определяется его закрытостью и неконтактностью. Так, предвыборная и инаугурационная речи отличаются когнитивной и коммуникативной примитивностью. Для публичных официальных выступлений характерен канцеля-

1 База данных ФОМ // М.: Фонд «Общественное мнение». - 2003. - Режим доступа : https://bd.fom.ru/report/map/dd042124 (дата посещения: 20.05.2021).

ризм, влияние управленческо-юридического (бюрократического) и экономического дискурсов. Во многом сконструировать речевой имидж губернатора позволяют ключевые темы и ценности, характерные для большинства выступлений. Когнитивные элементы и коммуникативные особенности конструируют имидж охранителя культуры города.

Предвыборное интервью. Ввиду неучастия Г.С. Полтавченко в теледебатах на выборах губернатора в 2014 г. авторы использовали предвыборное интервью на телеканале «Санкт-Петербург» в качестве агитационного предвыборного выступления. Предполагаемым адресатом интервью являются петербуржцы, избиратели.

В интервью подняты несколько тем. Ключевой предвыборной темой для Г.С. Полтавченко является «Стратегия-2030», которая включает в себя три цели: развитие человеческого капитала, улучшение городской среды и обеспечение экономического роста. Также в программную часть тем входит и совершенствование государственного управления.

Предвыборное интервью Г.С. Полтавченко не носит мобилизационный характер - наоборот, подчеркивается важность не выборов и предвыборной кампании, а работы текущего врио губернатора. Вместе с тем для популяризации фигуры кандидата используется тактика моделирования имиджа «слуги народа», который думает о будущем города, что подчеркивается как прямыми заявлениями, так и темой предвыборной программы «Стратегия-2030».

Инаугурационные речи. В тексте инаугурационной речи 2011 г. можно выделить следующие прямые адресаты: депутаты Законодательного собрания, судьи Уставного суда, почетные граждане, петербуржцы. Традиционно структура выступления начинается со слов благодарности - президенту Д.А. Медведеву, партии «Единая Россия» и ее лидеру В.В. Путину, депутатам Законодательного собрания и всем петербуржцам. Формат выступления, скорее, более близок к обращению, чем к отчету.

В выступлении можно четко выделить ключевые ценности, которые подчеркивает Полтавченко: «патриотизм», «социальная солидарность», «укрепление семьи», «порядок» и «порядочность», -которые в целом относятся к набору традиционных, консервативных. Важно отметить, что именно исходя из духовно-нравственных принципов власти и потенциала города - честности, ответственности, порядка и порядочности - губернатор выводит производные

экономического, социального и культурного развития города. Так, центральным фактором успеха развития города становится именно духовная, нравственная составляющая власти и ее служащих.

В целом инаугурационные выступления Г.С. Полтавченко имеют ориентацию на граждан города, что подчеркивается прямым указанием («пользу...ощутил каждый житель нашего города, каждая петербургская семья», «поддержка ветеранов и инвалидов»), так и косвенной абстрактной критикой чиновников и служащих, которые «думают исключительно о себе». Отличительной же чертой является духовно-нравственная ориентация выступления с доминирующей проекцией времени на будущее. Преобладает влияние официального управленческого и торжественного дискурса. Подчеркивается преемственность власти.

Отчеты перед Законодательным собранием. В выступлении освещены следующие темы: экономические достижения прошлого, социальная преемственность и обязательства, госфинансирование, социально-экономическое развитие, градостроительная политика и ЖКХ. Также губернатор выделил 10 новых рисков и угроз для будущего города, которые можно сгруппировать в экономическое развитие, социальные обязательства, ЖКХ и инфраструктура, градостроительная политика, благоустройство и транспорт. Содержательно важной является тема распоряжения бюджетными средствами: перераспределение средств, несоответствие выделенных средств проделанной работе. Приоритет этим темам подчеркивается семантической важностью таких ключевых слов, как «бюджет», «градостроительство», «жилье», «инвестиции», «инновации», «инфраструктура», «исторический центр», «социально-экономическое развитие».

Г.С. Полтавченко отводит важное место роли федеральных субсидий и поддержки в экономике и развитии Санкт-Петербурга. Подчеркивается значимость и важность достижений в федеральных национальных программах, а также победы В.В. Путина на президентских выборах, которая обеспечит «прорывное развитие всей страны». Также губернатор отмечает безоговорочную поддержку президента абсолютным большинством граждан и депутатов и называет его «нашим, петербургским Президентом».

В целом при исследовании политического имиджа Г.С. Полтавченко определяющим элементом стал непубличный, закрытый характер личности. Материал политической биографии

Г.С. Полтавченко не обладает ярко выраженной и узнаваемой нарративной структурой. Тем не менее особенности биографии губернатора позволяют выделить карьеру в силовых ведомствах и влияние традиционных, православных ценностей.

Для языковой личности Г. С. Полтавченко характерны влияние управленческо-юридического (бюрократического) и экономического дискурсов. Когнитивные и тематические элементы охраны исторического центра города, а также ценности «патриотизма», «порядочности», «служения», «сохранения», «единства» и «стабильности» конструируют имидж охранителя культуры города.

Так, сочетание биографического материала и языковой личности Полтавченко позволяет определить модель его имиджа как «аппаратчик-охранитель» с присущей непубличностью, преобладанием в дискурсе традиционалистских ценностей.

Политическая биография. В биографии А.Д. Беглова можно выделить несколько значимых позиций. Во-первых, при рассмотрении траектории карьеры А.Д. Беглова можно отследить следующий вектор: госслужба - бизнес - госслужба региональная - госслужба федеральная. На государственную службу А.Д. Беглов вернулся в 1999 г., возглавив администрацию Курортного района Санкт-Петербурга, а в 2002 г. став вице-губернатором Санкт-Петербурга (руководителем канцелярии городской администрации). С октября 2003 г. ушел на федеральный уровень - первый заместитель полномочного представителя президента в СЗФО. А.Д. Беглов является выходцем из федеральной номенклатуры. Вектор карьеры со «строительного» на «административный» произошел именно в 2000-е годы.

Во-вторых, знакомство с будущим президентом В.В. Путиным произошло, предположительно, в 1990-е годы, когда А.Д. Беглов был главным инженером и совладельцем предприятия «Мела-зель», которое имело партнерские связи с городским комитетом по внешнеэкономическим связям, возглавляемым В.В. Путиным.

В-третьих, элемент партийного ресурса в карьере А.Д. Беглова имеет важную составляющую, особенно в начале административной карьеры федерального государственного служащего: в июне 2003 г. был избран председателем Санкт-Петербургского отделения партии «Единая Россия» (повторно переизбран в 2004 г.), а в 2004 г. на всероссийском съезде был избран членом высшего совета партии.

С момента назначения А.Д. Беглова врио губернатора Санкт-Петербурга можно наблюдать существенные изменения в репрезентации губернатора в городе. Увеличилась частота появления губернатора в традиционных СМИ. Так, уже к апрелю 2019 года, согласно «Медиалогии» в медиарейтинге губернаторов Беглов занял первое место и уверенно удерживал лидирующие позиции на протяжении всей избирательной кампании и даже некоторое время после1.

Как и у других губернаторов, в имидже А.Д. Беглова (особенно в период избирательной кампании) важной составляющей был политический франчайзинг: будучи врио губернатора, Беглов как минимум три раза встречался с В.В. Путиным, причем один раз даже в Санкт-Петербурге, где А. Д. Беглов показывал строящиеся объекты президенту.

Речевой имидж губернатора А.Д. Беглова. Для речевого имиджа губернатора также характерно уделение особого внимания теме благоустройства города, что подчеркивает элемент «хозяйственника» в имидже. Примечательно, что на публике среди бизнес-строителей губернатор чувствует себя увереннее: коммуникация выстроена более неформально и свободно. Важной темой в выступлениях А.Д. Беглова является и социальная - особое внимание социальным выплатам, социальной инфраструктуре и здравоохранению.

Общим для дискурса почти всех выступлений является уде-ление внимания взаимоотношениям с федеральным центром - самопрезентация губернатора строится во многом за счет этого компонента как «единственного, кто выстраивает коммуникацию с федеральным центром». А.Д. Беглов прямо заявляет, что федеральные субсидии - это важный и ключевой элемент в развитии города: решение проблем, финансирование, привлечение инвестиций и пр.

Предвыборные дебаты. Для анализа предвыборного дискурса А.Д. Беглова были подобраны выступления на теледебатах на канале «Россия-1» 20 августа 2019 г. и канале «Санкт-Петербург» 30 августа 2019 г. Стилистически и тематически данные теледебаты связаны и имеют общую дискурсивную композицию: схожие правила дебатов, пересекающиеся темы и риторические приемы. Вследствие этого анализ стенограмм будет комплексным.

1 Губернаторы: апрель 2019 // Медиалогия. - Режим доступа: https://www.mlg.ru/ratings/vlast/governors/6649/ (дата посещения: 22.11.2020).

В ходе дебатов Бегловым были освещены следующие темы: благоустройство города, транспортная система, городская хозяйственная инфраструктура и экология, социальная политика, федеральное финансирование.

Тема федерального финансирования также является центральной темой и используется в стратегии самопрезентации как единственного кандидата, способного договориться с федеральным центром для выделения средств на развитие города и реализацию проектов. Федеральные субсидии являются ключевым источником финансирования в речах А. Д. Беглова.

Тема политики в дискурсе А.Д. Беглова часто сопровождается ее пренебрежением (особенно в период предвыборной кампании). На дебатах 20.08.2019 на телеканале «Россия-1» Беглов косвенно призывал не участвовать в митингах, поскольку не видел в них смысла. Также синтагматически выстраивалась дихотомия: участие в митингах противопоставлялось реальному решению проблем и работе. Фраза «мы не митингуем, а работаем» также указывает на негативное отношение губернатора к подобным акциям. В своих выступлениях А.Д. Беглов старался минимизировать тему политики, деполитизиро-вать выборы - использование речевой стратегии обесценивания политических высказываний, программ и события выборов.

Из анализа предвыборных выступлений были выделены следующие ключевые ценности для губернатора. Во-первых, ценности «коллективизма», которые выражаются в доминирующей групповой агентивной позиции и преобладании местоимения «мы» [До-най, Щеглов, 2021, с. 98]. Во-вторых, ценности «комфорта», которые связаны с благоустройством и комфортной средой.

Более обширный анализ предвыборных речей губернатора в социальных сетях, на радио и телевидении показал, что преимущественными коммуникативными намерениями в выступлениях губернатора были информирование (40%), решение проблемы горожан (27%) и выстраивание коммуникации с гражданами (21%). Это указывает, что основную ставку в своем дискурсивном образе губернатор и его команда сделали на освещение деятельности губернатора, решение проблем граждан, что помогло завоевать медийное пространство, особенно в период выборов [Донай, Щеглов, 2021, с. 97].

Инаугурационная речь. Текст инаугурационной речи не представляет какой-либо концептуальной сложности: в выступле-

нии отсутствуют развернутые метафоры. Основными адресатами выступления являются: депутаты, судьи Уставного суда, почетные граждане, ленинградцы-петербуржцы и гости.

Основными темами инаугурационного выступления являются: слова благодарности и открытость властей города. Благодарность губернатор выражает доверенным лицам, волонтерам, политическим партиям и общественным организациям, ветеранам и блокадникам, а также президенту. Благодарность прошлому губернатору Г.С. Полтавченко за сохранение «узнаваемого образа Санкт-Петербурга» подчеркивает элемент преемственности губернаторской власти.

В целом для инаугурационной речи А.Д. Беглова, как и для Г.С. Полтавченко, характерен больше формат благодарственного обращения, а не программы развития. Ключевой идеей выступления, помимо выражения слов благодарности, становится указание на необходимость диалога с горожанами, открытость власти, а также тесную связь губернатора с Санкт-Петербургом.

Отчеты перед Законодательным собранием. В выступлении губернатора перед Законодательным собранием города от 15 мая 2019 г. выделены через прямое обращение следующие адресаты - председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга, депутаты и петербуржцы, ленинградцы.

Наиболее значимыми ценностями в отчете являются ценности «коллективизма» и «консолидации» (напр. «объединить усилия властей, бизнеса и жителей», «совместная... работа») для выполнения Майских указов президента, а также стратегических приоритетов города. Еще одной ценностью является «комфорт»: комфорт для жителей связан с чистотой и сбережением исторического наследия города. Не менее важной признается и ценность «открытости» власти, которая позволяет обеспечить диалог с жителями (напр. «власть на всех уровнях должна слушать и слышать людей», «нужно встречаться лично», «мы обязаны сделать власть открытой, а ее решения - прозрачными»).

По-прежнему в речи губернатора большое внимание уделяется взаимоотношению города с федеральным центром: А.Д. Беглов неоднократно ссылается на необходимость выполнения федеральных национальных проектов, финансирование из федерального центра, а также поддержку от президента.

Подводя итог, следует отметить, что несмотря на более частое появление в публичном медийном пространстве, имидж А. Д. Беглова не до конца можно охарактеризовать как открытый, поскольку личностные характеристики (преимущественно чтение заранее подготовленного текста, проблемы со спонтанной коммуникацией в медиапространстве), элементы биографии (работа не в публичной сфере строителем и чиновником), а также неудачный РЯ (публичная уборка снега в лакированных туфлях, оговорки и пр.) говорят лишь о «функциональной открытости», но по факту личностной закрытости имиджа губернатора [Апухтин, 2021, с. 18].

Языковая личность А.Д. Беглова не содержит глубокие когнитивные языковые средства, которые позволяют идентифицировать узнаваемый речевой имидж и стиль губернатора. Среди особенностей риторики А.Д. Беглова можно выделить активное использование односоставных назывных и обобщенно-личных предложений, что придает выступлениям формат отчета.

Выводы

При анализе имиджей губернаторов Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко и А.Д. Беглова авторы придерживались политико-лингвистического подхода и использовали методологию уральской школы политической лингвистики в рамках лингвополитической персонологии. Особое вынимание в данном подходе отводится языковой личности политика, речевому имиджу: исследование особенностей дискурса губернаторов - основных тем выступлений, ключевых слов и ценностей, использования метафор и других средств языковой выразительности, а также изучение представления образа города.

В дискурсивной практике губернаторов Санкт-Петербурга наблюдаются тенденция к увеличению количества новых жанров, призванных соответствовать особенностям информационного общества, потребностям в диалоговом открытом общении с акторами (прежде всего горожанами), открытости для прессы и массовой аудитории. Так, появляются жанры интернет-обращения через социальные сети, губернаторского прямого эфира, жанр рабочей встречи с президентом. Мы склонны полагать, что подобная тенденция продиктована возрастающей ролью интернет-медиа, соци-

альных сетей в повседневной жизни общества и ростом потребности в оперативном реагировании на запросы стейкхолдеров.

Также среди общих дискурсивных элементов выступлений губернаторов характерен дискурс городского патриотизма - особое внимание уделяется петербургской идентичности, культуре и истории. Однако содержательно данный дискурс у губернаторов отличается. В дискурсе городского патриотизма Г.С. Полтавченко отсутствует ориентация на Европу, акцент сделан на истории и культуре города - исторический центр города, культурный центр, город «намоленный русской историей», цитирование представителей русского консерватизма. На этом фоне по-иному начинают играть присутствовавшее ранее уважение к ветеранам и блокадникам, подчеркивание их героизма - это придает дискурсу городского патриотизма больше государственнический и национальный оттенок. Для А.Д. Беглова характерно употребление образа города в тесной связи с программными стратегическими проектами - комфортный, умный, открытый. Темам охраны исторического центра и культуры города уделено меньше внимания в выступлениях, однако это компенсируется особым отношением к ветеранам, блокадникам и событиям Великой Отечественной войны - обращение «ленинградцы-петербуржцы», подчеркивание личной связи и семейной истории с событиями блокады Ленинграда, встречи с ветеранами. Смена семантического поля образа Петербурга в дискурсах губернаторов может быть обусловлена внешнеполитическим контекстом, а также значимостью дискурса о Великой Отечественной войне в федеральной повестке.

Общим концептуальным элементом петербургской идентичности в выступлениях является концепт «город-лидер», который выражается в первенстве и превосходстве над другими субъектами во всех сферах жизни, высокие амбиции города [Даугавет, 2014, с. 159]. Исследование трех жанров выступлений губернаторов позволило определить особенности и тенденции этих жанров (см. табл. 2).

Так, для предвыборного дискурса характерно сокращение мобилизационного компонента в выступлениях и тенденция к использованию речевой стратегии обесценивания политических высказываний, программ и события выборов. Авторы предполагают, что сокращение мобилизационного компонента - предвыборная тактика, нацеленная на снижение интереса граждан к регио-

нальным выборам. Потенциально это позволяет одержать победу на выборах, поскольку «ядерный» электорат губернатора и без публичных призывов из СМИ придет на избирательные участки, а потенциально протестный электорат предпочтет проигнорировать выборы.

Жанр инаугурационной речи все больше тяготеет лишь к формату обращения с благодарностями. Также отмечена тенденция к концептуальному упрощению текста инаугурационных речей - сокращение риторических языковых средств и тем. Одна из ключевых причин такого изменения - переориентация программной составляющей с выступлений в стратегические документы (уход программ из публичного дискурса в бюрократический).

В жанре отчета перед Законодательным собранием города акцент сделан на уже проделанной работе, а не на программе и политическом курсе города в будущем. Это также сходится с ранее отмеченным тезисом об уходе программ из публичного дискурса в бюрократический. Помимо этого, введенный при В.И. Матвиенко формат отчета, при котором одновременно даются ответы на заранее присланные депутатами вопросы, не прижился: уже при Г.С. Полтавченко от него постепенно отказались. Отмечено изменение состава прямого обращения к аудитории: при Г.С. Полтавченко стабильно появилось обращение к председателю Законодательного собрания (по имени и отчеству), но исчезли представители МСУ. Преобладать стали темы, связанные со взаимоотношением с федеральным центром.

Анализ политической биографии губернаторов позволил выделить следующие особенности (см. табл. 3). Во-первых, Г.С. Полтавченко и А.Д. Беглов являются выходцами из федеральной номенклатуры - до поста губернатора Санкт-Петербурга все губернаторы были федеральными чиновниками - полномочными представителями президента в федеральных округах. Во-вторых, анализ биографии позволил определить укорененность губернаторов в субъекте как «федерализованный местный». В-третьих, значительная роль семейных связей прямо присутствует у Г.С. Полтавченко на начальном этапе карьеры. В-пятых, для обоих губернаторов характерно использование бренда В.В. Путина в их имиджах, однако только у Г.С. Полтавченко политический фран-

чайзинг представлен и партийными ресурсами - он выдвигался на выборы от партии «Единая Россия».

Для Г.С. Полтавченко характерна модель политического имиджа «аппаратчик-охранитель» (или «управленец-охранитель»), в которой можно выделить следующие элементы: чиновник-силовик, охранитель культуры, традиционалист, слуга города / народа. Для личности Г.С. Полтавченко характерна закрытость в медиапро-странстве. В речевом имидже выступлений губернатора выделяются темы: охрана исторического центра города, градостроительство, социальная политика, экономический рост, культурная политика. Преобладающими ценностями являются духовность, нравственность, патриотизм, стабильность, служение (см. табл. 1). Подобный имидж политика в большей степени обусловлен его политическим профессиональным бэкграундом - работа в исполнительных малопубличных органах власти.

Изучение публичных выступлений А. Д. Беглова указывает на принадлежность его имиджа к модели «управленец-хозяйственник» с такими компонентами, как: гражданский чиновник, строитель, переговорщик с федеральным центром, традиционалист. Коммуникация губернатора в медиапространстве характеризуется неоднозначностью: с одной стороны, губернатор часто появляется на публике и в медиапространстве, с другой - А. Д. Беглов не обладает навыками спонтанной коммуникации в медиапространстве, а его РЯ-акции имеют неоднозначную оценку и реакцию у аудитории. Вследствие этого личность губернатора была охарактеризована в терминах функциональной открытости. Причины этого так же, как и у Г.С. Полтавченко, заключаются в предшествующей малопубличной политической карьере губернатора, которая не предполагала частого выступления перед широкой общественностью и СМИ. Основные темы в выступлениях губернатора были посвящены благоустройству, социальной политике, градостроительству, транспорту. Из отобранных выступлений были отмечены следующие ценности: коллективизм и консолидация, комфорт, открытость власти, коммуникация с федеральным центром. Как и для прошлых губернаторов Санкт-Петербурга, для А.Д. Беглова важным элементом в карьере была долгая работа в федеральной номенклатуре (см. табл. 1), которая стала «золотой фишкой» на в предвыборном дискурсе - позиционирование себя в качестве эффективного переговорщика с федеральным центром.

Таким образом, сравнительный анализ моделей позиционирования и имиджей Г.С. Полтавченко и А.Д. Беглова как губернаторов Санкт-Петербурга дал следующие результаты. Оба губернатора имеют в качестве своего профессионального бэкраунда статус федеральной номенклатуры, опираются на политический франчайзинг с В.В. Путиным, в поисках драйверов экономического развития города опираются на собственные возможности привлечения федеральной поддержки и используют деполитизирующую стратегию по отношению к предвыборной дискуссии. Однако между губернаторами наблюдается серьезное различие в отношении медийной открытости, ключевых тем выступлений и модели формулирования дискурса городского патриотизма (образа города). При пристальном рассмотрении модели позиционирования и имиджи исследуемых чиновников, позиционирующих себя как традиционалистов, предстают весьма отличающимися друг от друга. Г.В. Полтавченко как чиновник-силовик и охранитель культуры больше был сосредоточен на духовности, нравственности и охране исторического наследия города. А.Д. Беглов как гражданский чиновник и переговорщик с федеральным центром куда больше сконцентрирован на обеспечении формальной открытости власти, благоустройстве и увеличению качества жизни горожан.

A.V. Koshkin, M.Y. Shcheglov* Comparative analysis of economic discourse, communication strategies and positioning models of the Governors of Saint Petersburg (for example G. Poltavchenko and A. Beglov)

Abstract. The article is devoted to the comparison of public discourses and image models of the governors of St. Petersburg G.S. Poltavchenko and A.D. Beglov. The study is based on the paradigm of the constructionist aProach of M. Spector and J. Kitsuse, as well as the theory and methodology of the linguistic analysis of the political text by A.P. Chudinov and M.V. Gavrilova. The election speeches of governors, their inaugural speeches and reports to the Legislative Assembly of St. Petersburg constitute the empirical basis of the research. ^gmt^e discourse

* Koshkin Andrey, Saint Petersburg State University (Saint Petersburg, Russia), e-mail: [email protected]; Shcheglov Maxim, Saint Petersburg State University (Saint Petersburg, Russia), e-mail: [email protected]

analysis of texts and he biographical method elements are used as basic methods of the study. The authors compared the following components of governors' images: image model, openness indicator, professional background, political franchising, discourse of urban patriotism, key topics of speeches and attitude towards elections. The matrix of genre-by-genre analysis of performances is presented: an increase in the number of new genres against the background of the routinization of old ones is noted; the general pattern in the speeches is the concept of «leader city». The election discourse is characterized by reduction in the mobilization component and the political party franchising. The inaugural speeches move away from the program component and gravitate towards the format of gratitude, conceptual simplification of the text (reduction of rhetorical linguistic means and topics), and emphasis on the continuity of power. The report to the Legislative Assembly is characterized in the change of the dominant time projection - reporting on work already done instead of a program element as a result of changing the format from a message to a report. Based on discourse and biographical analyzes, the authors determined the image model of G.S. Poltavchenko as a «aParatchik» (or «guardian manager»), and A.D. Beglov as a «economic executive». The article emphasizes the significance of personality traits, political career and biography, «framework» political conditions in the country as important factors influencing the public discourse of the governors of St. Petersburg and their model.

Keywords: image; political image; political image model; discourse image; governor; discourse analysis.

For citation: Koshkin A.V., Shcheglov M.Y. Comparative analysis of economic discourse, communication strategies and positioning models of the Governors of Saint Petersburg (for example G. Poltavchenko and A. Beglov). Political science (RU). 2024, N 1, P. 259-283. DOI: http://www.doi.org/10.31249/poln/2Q24.Q1.1Q

References

Apukhtin I.N. The influence of alternative convergent media on the construction of stereotypes of perception of the image of officials of the administration of St. Petersburg. Nauchnie trudi of northwestern institute of management RANEPA. 2021, N 5 (52), P. 18-26. (In Russ.)

Astashova O.I. Speech portrait of N.Yu. Belykh: dynamic aspect. Political linguistics.

2011, N 3 (37), P. 64-68. (In Russ.)

Bondareva L.V. Dynamics of the political image of Russia in the quality press of the

USA. Abstract of Ph. D. thesis, Moscow, 2007, 18 p. (In Russ.) Bryantseva E.A. Sociology of image: towards the formulation of the problem. Bulletin of Moscow University. Series 18. Sociology and political science. 2008, N 1, P. 105-117. (In Russ.)

Budaev E.V., A.P. Chudinov. Foreign political linguistics: textbook. Moscow: FLINTA,

2012, 352 p. (In Russ.)

Chertkov I.V. Regional political regimes of the Russian Federation: (On the example of St. Petersburg, the Republic of Karelia and the Novgorod region). Abstract of Ph. D. thesis. Saint Petersburg, 2005, 166 p. (In Russ.)

Chudinov A.P. Political linguistics: textbook. 4th ed. Moscow: Flinta, Nauka, 2012, 256 p. (In Russ.)

Chudinov A.P., Budaev E.V., Dzyuba E.V. Theory and methodology of linguistic analysis of political text. Ekaterinburg: Ural State Pedagogical University, 2016, 308 p. (In Russ.)

Daugavet A.B. "Leading city" in the vertical dimension: the Russian model of federalism in the mirror of the discourse of power. In: The paths of Russia. New languages of social description. Saint Petersburg: New literary review, 2014, P. 144-160. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Donaj L., Shcheglov M.Y. Discoursive image of the modern governor's authority of Saint Petersburg. PolitBook. 2021, N 1, P. 81-104. (In Russ.)

Furs R.F. Image of a political leader: psychological structure. Moscow: Golos, 1996, 217 p. (In Russ.)

Gavrilova M.V. Cognitive and rhetorical foundations ofpresidential speech (based on the speeches of V.V. Putin and B.N. Yeltsin). Saint Petersburg: Faculty of Philology of St. Petersburg State University, 2004, 296 p. (In Russ.)

Golikova T.A. Speech portrait as the main component of a leader's image in political discourse. Bulletin of the Russian New University. Series: Man in the modern world. 2018, N 3, P. 9-16. (In Russ.)

Gorchakova V.G. Aplied imageology. Rostov-on-Don: Phoenix, 2010, 478 p. (In Russ.)

Ilyin M.V., Smorgunov L.V. Comparative politics. Political science (RU). 2001, N 2, P. 109-145. (In Russ.)

Isseris O.S. Communication strategies and tactics of Russian speech. Moscow: URSS, 2008, 288 p. (In Russ.)

Kynev A.V. Governors in Russia: between elections and appointments. Moscow: Liberal Mission Foundation, 2020, 1030 p. (In Russ.)

Kynev A.V. The phenomenon of "Varangian governors" as an indicator of recentraliza-tion (experience 1991-2018). Journal of political philosophy and sociology of politics "Polity. Analysis. Chronicle. Forecast", 2019, N 2 (93), P. 125-150. (In Russ.)

Leontyev D.A. From image to image: psychosemantic branding. Advertising and life. 2000, N 1, P. 19-22. (In Russ.)

Malysheva E.G., Rogaleva O.S. Transformation of the media image "Governor" in the mass information regional discourse of the Omsk region (2003-2019). Political linguistics. 2019, N 4, P. 45-53. (In Russ.)

McCombs M., Eyal Ch., Graber D., Weaver D. Media agenda-setting in the presidential election. N.Y.: Praeger Scientific, 1981, 227 p.

Medvedeva S.M. Political stereotypes and their impact on the electoral behavior of Russians in the 1990s. Psychology of perception of power. Moscow: Publishing house "Social and Political Thought", 2002, P. 71-76. (In Russ.)

Nakhimova E.A., Akhatova G.A. Russian linguistic and political personology: a communicative portrait of a regional leader. Political linguistics. 2020, N 1 (79), P. 52-57. (In Russ.)

Petrovsky V.A. Psychology of maladaptive activity. Moscow: LLP "Gorbunok", 1992, 223 p. (In Russ.)

Podvintsev O.B. "Varangian" governors and regional political elites in modern Russia: conditions and trends of interaction. POLITEX. 2009, N 2, P. 56-71.

Shestopal E.B. Images of Russian power: from Yeltsin to Putin. Moscow: Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN), 2009,' 240 p.

Sladkevich Z.R. Personal image: on the issue of defining the concept. Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Philology. Theory of language. Language education. 2019, N 4 (36), P. 68-80.

Spector M., Kitsuse J.I. Constructing social problems. New York: Aldine de Groyter, 1987, 196 p.

Sternin I.A. Introduction to speech influence. Moscow: Russian State Library, 2001, 252 p. (In Russ.)

Tuchkov S.M. Public Relations in the political process of modern Russia. Abstract of Ph. D. thesis. Moscow, 2001, 24 p. (In Russ.)

Zagainov A.V. The concept of the image of a political leader: essence and aProaches to definition. Academic. zap. Kazan. un-ta. Ser. Humanitarian sciences. 2007, N 3, P. 227-240. (In Russ.)

Zueva T.M. Mechanisms for the formation of images of power. Theory and practice of social development. 2013, N 3, P. 15-20. (In Russ.)

Литература на русском языке

Апухтин И.Н. Влияние альтернативных конвергентных медиа на конструирование стереотипов восприятия образа чиновников администрации Санкт-Петербурга // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. - 2021. - Т. 12, Вып. 5 (52). - С. 18-26.

Асташова О.И. Речевой портрет Н.Ю. Белых: динамический аспект // Политическая лингвистика. - 2011. - Вып. 3 (37). - С. 64-68.

Бондарева Л.В. Динамика политического имиджа России в качественной прессе США : специальность 23.00.02 «Политические институты, процессы и технологии» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук / Бондарева Лилия Владимировна. - Москва, 2007. - 18 с.

Брянцева Е.А. Социология имиджа: к постановке проблемы // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2008. - № 1. - С. 105-117.

Будаев Э.В., Чудинов А.П. Зарубежная политическая лингвистика: учеб. пособие. -2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2012. - 352 с.

Гаврилова М.В. Когнитивные и риторические основы президентской речи (на материале выступлений В.В. Путина и Б.Н. Ельцина). - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004. - 296 с.

Голикова Т.А. Речевой портрет как основная составляющая имиджа лидера в политическом дискурсе // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. - 2018. - № 3. - С. 9-16.

Горчакова В.Г. Прикладная имиджелогия. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 478 с.

Даугавет А.Б. «Город-лидер» в вертикальном измерении: российская модель федерализма в зеркале дискурса власти // Пути России. Новые языки социального описания: сборник статей. Москва, 23-24 марта 2012 года. Том XIX. - Москва: Редакция журнала «Новое литературное обозрение», 2014. - С. 144-161.

Донай Л., Щеглов М.Ю. Дискурсивный имидж современной губернаторской власти Санкт-Петербурга // PolitBook. - 2021. - № 1. - С. 81-104.

Загайнов А.В. Понятие имиджа политического лидера: сущность и подходы к определению // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2007. - № 3. -С. 227-240.

Зуева Т.М. Механизмы формирования образов власти // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 3. - С. 15-20.

Ильин М.В., Сморгунов Л.В. Сравнительная политология // Политическая наука. -2001. - № 2. - С. 109-145.

Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. - М.: URSS / УРСС; ЛКИ, 2008. - 288 с.

Кынев А.В. Губернаторы в России: между выборами и назначениями. - М.: Фонд «Либеральная миссия», 2020. - 1030 с.

Кынев А.В. Феномен «губернаторов-варягов» как индикатор рецентрализации (опыт 1991-2018 гг.) // Журнал политической философии и социологии политики «Полития. Анализ. Хроника. Прогноз». - 2019. - № 2 (93). - С. 125-150.

Леонтьев Д.А. От образа к имиджу: психосемантический брендинг // Реклама и жизнь. - 2000. - № 1. - С. 19-22.

Малышева Е.Г., Рогалева О.С. Трансформация медиаобраза «Губернатор» в массово-информационном региональном дискурсе Омской области (2003-2019 гг.) // Политическая лингвистика. - 2019. - № 4. - С. 45-53.

Медведева С.М. Политические стереотипы и их воздействие на электоральное поведение россиян в 1990-е годы. Психология восприятия власти / под ред. Е.Б. Шесто-пал. - М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2002. - С. 71-76.

Нахимова Е.А., Ахатова Г.А. Российская лингвополитическая персонология: коммуникативный портрет регионального лидера // Политическая лингвистика. -2020. - №1 (79). - С. 52-57.

Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. - М.: ТОО «Горбунок», 1992. - 223 с.

Подвинцев О.Б. Губернаторы-«Варяги» и региональные политические элиты в современной России: условия и тенденции взаимодействия // ПОЛИТЭКС. -2009. - № 2. - С. 56-71.

Сладкевич Ж.Р. Персональный имидж: к вопросу об определении понятия // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. - 2019. - № 4 (36). - С. 68-80.

Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. - Москва: Российская государственная библиотека, 2001. - 252 с.

Теория и методика лингвистического анализа политического текста / А.П. Чуди-нов, Э.В. Будаев, Е.В. Дзюба [и др.]. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2016. - 308 с.

Тучков С.М. Паблик Рилейшнз в политическом процессе современной России: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. - М., 2001. - 24 с.

Фурс Р.Ф. Имидж политического лидера: психологическая структура. - М.: Голос, 1996. - 217 с.

Чертков И.В. Региональные политические режимы Российской Федерации (На примере Санкт-Петербурга, Республики Карелия и Новгородской области): автореф. дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 / И.В. Чертков ; СПбГУ. - СПб., 2005. - 166 с.

Чудинов А.П. Политическая лингвистика: учеб. пособие. - 4-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 256 с.

Шестопал Е.Б. Образы российской власти: от Ельцина до Путина. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. - 240 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1

Результаты переменных имиджей губернаторов Санкт-Петербурга

Г.С. Полтавченко А.Д. Беглов

Модель имиджа «Аппаратчик-охранитель» (или «управленец-охранитель») «Управленец-хозяйственник»

Открытость / закрытость Закрытость Функциональная открытость (личностная закрытость)

Дополнительные характеристики имиджа Чиновник-силовик, охранитель культуры, традиционалист, слуга города / народа Гражданский чиновник, строитель, переговорщик с федеральным центром, традиционалист

Профессиональный бэкграунд Федеральная номенклатура Федеральная номенклатура

Ценности и концепт-идеи Духовность, нравственность, патриотизм, стабильность, служение Коллективизм и консолидация, комфорт, открытость власти

Ключевые темы Охрана исторического центра города, градостроительство, социальная политика, экономический рост, культурная политика Благоустройство, социальная политика, экология, градостроительство

Политический франчайзинг Поддержка от президента В. В. Путина (партийный элемент ЕР) Поддержка от президента В.В. Путина (без партийного элемента)

Отношение к выборам Деполитизированы (важны результаты работы, а не лозунги) Деполитизированы (важны результаты работы, а не лозунги)

Развитие города через федеральные / местные ресурсы Потенциал и федеральная поддержка и ресурсы Федеральная поддержка и ресурсы

Дискурс городского патриотизма (образ города) Исторический центр города, «комфортный и безопасный», «мировой культурный центр», «намоленный русской историей» «вторая столица России», «промышленный центр», «Умный город» Научный и образовательный центр, один из лучших в мире и лучший в России по темпам развития и качеству жизни

Таблица 2

Результаты пожанрового анализа выступлений губернаторов Санкт-Петербурга

Жанр выступления Переменные Г.С. Полтавченко А.Д. Беглов

Предвыборный Отношение к выборам Деполитизированы (важны результаты работы, а не лозунги) Деполитизированы (важны результаты работы, а не лозунги), друзья, коллеги

Ценности Единение (коллективизм), реальная работа коллективизм, комфорт, реальная работа

Критика оппонентов Отсутствует Присутствует

Ключевая тема Благоустройство (охрана исторического центра), социальная сфера Благоустройство, социальная сфера

Инаугурация Формат (идея) Благодарности благодарности

Концептуальная сложность Низкая Низкая

Ценность Патриотизм и нравственные качества, служение Открытость власти

Ключевая тема (идея) Использование духовно-нравственного потенциала для развития города Сделать Петербург комфортным, социальным, умным и открытым городом

Подчеркивание преемственности Прямое Прямое

Отчеты перед Законодательным Собранием Адресат Вячеслав Серафимович (председатель ЗакС), почетные граждане, депутаты, петербуржцы Вячеслав Серафимович (председатель ЗакС), депутаты, петербуржцы

Темы Экономические достижения, социальная преемственность и обязательства, госфинансирование, социально-экономическое развитие, градостроительная политика и ЖКХ, «Умный город» Благоустрйоство, экономика (бюджет города), взаимоотношения с федеральным центром, социальная политика, цифровиза-ция, открытость власти

Ценности «Наименьшая неправедность», служение, сохранение, единство, ответственность, честность, подлинные петербургские ценности, ценности великой русской культуры Коллективизм, консолидация, комфорт, открытость

Таблица 3

Переменные и результаты биографического метода

Переменные биографического метода

Предыдущая работа (две) Роль семьи в карьере Категория губернатора Кол-во сроков и их тип (в — выборы, н — назначение)

Г.С. Полтавченко Полпред ЛО, Полпред ЦФО Имеется «Федерализованный местный» 1+1 (н+в)

А.Д. Беглов Полпред ЦФО, Полпред СЗФО, ВРИО губернатора Отсутствует «Федерализованный местный» (или «варяг-возвращенец») 1 (в)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.