Научная статья на тему 'ДИСКУРСИВНЫЙ ИМИДЖ СОВРЕМЕННОЙ ГУБЕРНАТОРСКОЙ ВЛАСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА'

ДИСКУРСИВНЫЙ ИМИДЖ СОВРЕМЕННОЙ ГУБЕРНАТОРСКОЙ ВЛАСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
220
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
ИМИДЖ / ОБРАЗ ВЛАСТИ / СЕМИОЗИС / ГУБЕРНАТОР / РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Донай Лукаш, Щеглов Максим Юрьевич

В статье раскрываются основные компоненты и технологии конструирования имиджа губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглова. В качестве эмпирического материала для анализа была осуществлена механическая выборка обращений А.Д. Беглова по радио, телевидению и в социальных сетях с интервалом 1-2 обращения в месяц. Методологической базой статьи являются социо-семиотический структуралистский подход Д. Чендлера. Анализ материала основан на методе глубоко дискурс анализа с выделением как дискурсивных, так и интенциональных, контентных, психологических переменных, основанных на работах Д. Чендлера, Д.Дж. Уинтера, М.Дж. Херманн, У. Уайнтрауба и С.Дж. Уокера. Авторы статьи подчеркивают влияние политико-институциональных изменений на имидж губернатора - увеличивающаяся медийность и публичность из-за возращения прямых выборов. Вследствие этого отмечено увеличение типов и количества медиа ресурсов в конструировании образа губернатора: радио, телевидение, социальные сети. Выделяются дискурсивные особенности в репрезентации губернатора в период предвыборной кампании и после нее. На основании полученных данных сформирована множественная переменная - стиль достижения целей. Наиболее распространенным стилем является командный технократ. Особое внимание уделяется семантике и темам обращений губернатора в контексте наиболее важных проблем для горожан в период предвыборной кампании: в дискурсе А.Д. Беглова выделены такие ключевые темы как социальное и экономическое развитие города, его благоустройство. В исследовании отмечается, что данные имиджевые технологии конструируют образ губернатора-хозяйственника, а также апеллируют к преимущественно пожилой группе населения города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Донай Лукаш, Щеглов Максим Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCOURSIVE IMAGE OF THE MODERN GOVERNOR'S AUTHORITY OF ST. PETERURG

The article reveals the main components and technologies for constructing the image of the governor of St. Petersburg A.D. Beglov. As empirical material for the analysis, we carried out a mechanical sampling of A.D. Beglov’s speeches on radio, television and social networks with an interval of 1-2 speeches per month. The methodological basis of the article is the socio-semiotic structuralist approach of D. Chandler. The analysis of the material was based on a deep discourse analysis method with the allocation of both discursive and intentional, content, psychological variables, based on the works of D. Chandler, D.J. Winter, M.J. Hermann, W. Weintraub and S.J. Walker. The authors of the article also emphasize the influence of political and institutional changes on the image of the governor - increasing media exposure and publicity due to the return of direct elections. As a result, an increase in the types and amount of media resources in constructing the image of the governor was also noted: radio, television, social networks. The discursive features in the representation of the governor during the election campaign and after it are highlighted. Based on the data obtained, a multiple variable was also formed - the style of achieving goals. The most common style was the command technocrat. Particular attention is paid to the semantics and topics of the governor's addresses in the context of the most important problems for the townspeople during the election campaign: the discourse of A.D. Beglov traced such key topics as the social and economic development of the city, its improvement. The study notes that these image technologies construct the image of the governor-business executive and also appeal to the predominantly elderly group of the city's population.

Текст научной работы на тему «ДИСКУРСИВНЫЙ ИМИДЖ СОВРЕМЕННОЙ ГУБЕРНАТОРСКОЙ ВЛАСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

Л. Донай, М. Щеглов

ДИСКУРСИВНЫЙ ИМИДЖ СОВРЕМЕННОЙ ГУБЕРНАТОРСКОЙ ВЛАСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Аннотация

В статье раскрываются основные компоненты и технологии конструирования имиджа губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглова. В качестве эмпирического материала для анализа была осуществлена механическая выборка обращений А.Д. Беглова по радио, телевидению и в социальных сетях с интервалом 1-2 обращения в месяц. Методологической базой статьи являются социо-семиотический структуралистский подход Д. Чендлера. Анализ материала основан на методе глубоко дискурс анализа с выделением как дискурсивных, так и интенциональных, контентных, психологических переменных, основанных на работах Д. Чендлера, Д.Дж. Уинтера, М.Дж. Херманн, У. Уайн-трауба и С.Дж. Уокера. Авторы статьи подчеркивают влияние политико-институциональных изменений на имидж губернатора - увеличивающаяся медий-ность и публичность из-за возращения прямых выборов. Вследствие этого отмечено увеличение типов и количества медиа ресурсов в конструировании образа губернатора: радио, телевидение, социальные сети. Выделяются дискурсивные особенности в репрезентации губернатора в период предвыборной кампании и после нее. На основании полученных данных сформирована множественная переменная - стиль достижения целей. Наиболее распространенным стилем является командный технократ. Особое внимание уделяется семантике и темам обращений губернатора в контексте наиболее важных проблем для горожан в период предвыборной кампании: в дискурсе А.Д. Беглова выделены такие ключевые темы как социальное и экономиче-

L. Donaj, M. Shcheglov

DISCOURSIVE IMAGE OF THE MODERN GOVERNOR'S AUTHORITY OF ST. PETERURG

Abstract

The article reveals the main components and technologies for constructing the image of the governor of St. Petersburg A.D. Beglov. As empirical material for the analysis, we carried out a mechanical sampling of A.D. Beglov's speeches on radio, television and social networks with an interval of 1-2 speeches per month. The methodological basis of the article is the socio-semiotic structuralist approach of D. Chandler. The analysis of the material was based on a deep discourse analysis method with the allocation of both discursive and intentional, content, psychological variables, based on the works of D. Chandler, D.J. Winter, M.J. Hermann, W. Weintraub and S.J. Walker. The authors of the article also emphasize the influence of political and institutional changes on the image of the governor -increasing media exposure and publicity due to the return of direct elections. As a result, an increase in the types and amount of media resources in constructing the image of the governor was also noted: radio, television, social networks. The discursive features in the representation of the governor during the election campaign and after it are highlighted. Based on the data obtained, a multiple variable was also formed - the style of achieving goals. The most common style was the command technocrat. Particular attention is paid to the semantics and topics of the governor's addresses in the context of the most important problems for the townspeople during the election campaign: the discourse of A.D. Beglov traced such key topics as the social and economic development of the city, its

ское развитие города, его благоустройство. В исследовании отмечается, что данные имиджевые технологии конструируют образ губернатора-хозяйственника, а также апеллируют к преимущественно пожилой группе населения города .

Ключевые слова:

имидж, образ власти, семиозис, губернатор, региональная власть, предвыборная кампания.

improvement. The study notes that these image technologies construct the image of the governor-business executive and also appeal to the predominantly elderly group of the city's population.

Key words:

image, image of power, semiosis, governor, regional power, election campaign.

Институт главы региональной исполнительной власти постсоветской России является одним из ключевых в отношениях между федеральным центром и регионом. Его статус, роль и влияние нередко менялись в ходе складывания федеративных связей в стране в период 90 -х гг. ХХ века, по итогу которого в стране сложилась ярко выраженный ассиметричный характер федерации. За почти 8 лет назначения глав субъектов федеральному центру удалось сформировать благоприятную среду для последующего контроля над прямыми выборами глав субъектов. Во-первых, для сохранения своего положения главы регионов были вынуждены пойти на сделку лояльности с федеральной властью: в обмен на поддержку федерального центра губернаторы не высказывали публично критику федеральной власти и не шли в открытое противостояние с ней. Помимо этого, более трети новопоставленных глав были из категории «варягов», что также означало высокую лояльность центру [8, с. 538]. Этим людям при покровительстве федеральной власти удалось создать целую инфраструктуру провластного парламента и правительства. Во-вторых, введение муниципального фильтра позволило существенно сократить количество потенциальных оппонентов на выборах. В-третьих, распространение практики назначения ВРИО глав субъектов. Тем не менее, наличие прямых выборов требовало от кандидатов предвыборной агитации, внимания к созданию публичного образа. Однако опыта у кандидатов в данной сфере чаще всего не было: ВРИО чаще всего были из категории назначенцев, а не выбираемых. Приспособлением губернаторов к новой политической реальности прямых выборов глав в регионах, необходимостью формирования публичного образа обуславливается актуальность исследования в данной области. Результаты данного исследования (при условии продолжения мониторингового анализа выступлений) также могут быть приме-

нены для оценки перспектив переизбрания А.Д. Беглова на пост губернатора в 2024 году.

Тема репрезентации образа власти в России является одной из наиболее развитых и проработанных в российской политологии. Изучение губернатора как главы региона, а также особенностей их предвыборных кампаний и полномочий в конце 90-х гг. ХХ века было представлено в монографии «Институт губернатора в России: традиции и современные реальности» под редакцией Н.С. Слепцова. Особого внимания заслуживают работы Е.Б. Шестопал «Психологический профиль российской политики 1990-х», «Образы российской власти: от Ельцина до Путина» [25], а также монография «Власть и лидеры в восприятии российских граждан», в которых производится количественные и качественные методы анализа российских политиков (в т.ч. и губернаторов): их вербальных и визуальных образов. Также следует выделить исследовательские статьи И.С. Па-литай «Региональные руководители нового поколения: результаты политико-психологического анализа» и Е.П. Добрынина «Политический капитал российского губернаторского корпуса» в изучении образов непосредственно губернаторской власти. Следует отметить исследования А.К. Сковикова «Либерально-консервативные тенденции в региональном электоральном процессе» [20], А.В. Шумилова о влиянии института региональной власти на избирательный процесс [28]. Из зарубежной литературы такие исследования как «Дистантное изучение личностей Дж. Буша и М.С.Горбачева: процедуры, портреты, политика» Д.Дж. Уинтера, М.Дж. Херманн, У. Уайнтрауба и С.Дж. Уокера, «Анализ мотивов политика: основные определения и правила подсчета» Д.Дж. Уинтера и «Создание образа лидерства: на примерах Клинтона и Уотергейта» представляют значимый вклад в развитие дискурсивных методов в изучении образов политиков. Целью данной статьи является описание семиозиса имиджа губернатора Санкт-Петербурга. Для этого авторы ставят решение следующих задач: (1) определение нормативного развития института губернатора Санкт-Петербурга в современной России, (2) выделение специфики образов институтов власти, (3) изучение особенностей политического дискурса губернатора А.Д. Беглова на его странице в социальных сетях, телепрограммах и радиоэфирах во время и после избирательной кампании по ключевым темам, (4) сопоставление имиджа губернатора Санкт-Петербурга с электоральными предпочтениями граждан. Необходимостью

анализа системы знаков имиджа обуславливается применение социо-семиотической методологии структурализма в исследовании. С точки зрения семиотики исследование имиджа предполагает анализ знаков и объектов (семантику), отношений знаков (синтактику) и прагматику системы имиджа [10, с. 50]. Это потребует изучение конструирования публичного дискурса и визуального образа губернатора: тематических, лингвистических, стилистических, перформативных и пр. знаков. Для этого будет применен семиотический анализ с акцентом на декодировании образа губернатора. Так, согласно классификации Д. Чендлера для анализа будут выделены социальные, текстуальные и интерпретивные коды [29, с. 149-150]. Например, к социальным кодам будут относиться преимущественно переменные психологического блока вербального стиля; текстуальным кодам - формального и структурно-коммуникативного блоков переменных; а интерпретивным кодам - переменные интеционально-модального блока. Особенно важным является анализ чрезвычайных выступлений губернатора, например по тематике коронавируса. Авторы исходят из гипотезы о принципиальном изменении не только интециональ-но-эмоционального характера выступлений, но и символической реконструкции речей с уклоном в «борьбу с коронавирусной инфекцией».

Концептуальные аспекты образов губернаторской власти

Институт губернатора в Санкт-Петербурге. В процессе складывания нормативно-правового статуса губернатора в г. Санкт-Петербурге выделяют три основных этапа. На первом этапе 1991-93 гг. происходит институ-ционализация должности губернатора как главы администрации региона в Российской Федерации. В 1990 гг. был обозначен распад прежней унифицированной советской системы административного управления. Так, в Санкт-Петербурге (Ленинграде) был введен пост избираемого мэра [8, с. 36]. На федеральном уровне особенно остро в этот период стоял вопрос статуса и полномочий глав исполнительной власти (президента) республик в стране как причина усилившейся децентрализации и еще большей асимметрии полномочий и статусов субъектов в результате утраты КПСС монополии на власть и политической борьбы института президента РСФСР и парламента. Также на этом этапе был подписан Федеративный договор, который разграничил предметы ведения и полномочия между федеральным центром и городом, а также обозначил статус Санкт-Петербурга как субъ-

екта Федерации - города федерального значения. В качестве основных первых мер по регулированию полномочий и статуса глав региональной исполнительной власти можно считать Указ президента «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР». В нем за главами администраций областей, краев и автономных областей и автономных округов закреплялись исполнительно-распорядительные функции государственного управления; сами главы администраций назначались президентом по согласованию с Советами народных депутатов. Параллельно с этим в Верховном Совете разрабатывался проект закона «О выборах главы администрации», в котором должны были быть закреплены даты выборов глав субъектов, однако после на V и VII Съездах народных депутатов проведение всероссийских выборов глав администраций объявлялось нецелесообразным [8, с. 39]. Так, выборы прямые выборы глав регионов проводились в исключительных случаях до 1995 г.

Второй этап (1994-99 гг.) связан с принятием новой Конституции РФ 1993 года, которая знаменовала формальное складывание унифицированной системы управления, а также попыткой включения всех субъектов в федеративную систему. В частности, было закреплено право административно-территориального образования формировать собственное законодательство, установлен статус субъектов и основные принципы их нормотворчества. Так, в 1998 году городским Законодательным Собранием был принят Устав Санкт-Петербурга, в 16 статье которого был прописан статус губернатора как главы исполнительного органа власти - Администрации Санкт-Петербурга [22]. Как отмечает А.В. Кынев, несмотря на крайне противоречивый на тот момент характер права субъектов формировать собственные законодательства, а также крайне уступчивый Федеративный договор с отдельными субъектами, которые приводили к формированию региональных автократий, в Санкт-Петербурге имелись предпосылки для складывания демократического регионального режима [8, с. 45].

Третий этап (1999-2011 гг.) происходит окончательная систематизация деятельности высшего должностного лица, построение «вертикали власти». В 1999 году был принят закон об общих принципах организации региональной власти, который регулирует организацию региональной власти. В целом это повысило унификацию региональных систем [24]. Как отмечает Р.Ф. Туровский, дальнейшие поправки в этот закон «свели к минимуму поле для региональных экспериментов с формально-правовой

организацией государственной власти» [21, с. 83]. Данный закон предполагал создание института полномочных представителей Президента и федеральных округов, а также возможность Президента РФ отрешать от должности глав регионов. Наличие полпредов Президентов ослабляло статус губернатора. В Санкт-Петербурге, где находилось полпредство Северо-Западного ФО, губернатор фактически столкнулся с новым политическим актором, которого часть элиты воспринимала как минимум в качестве «антитезы» главы региона [8, с. 421]. Наряду с подчинением региональной власти федеральному центру происходило и подчинение местной власти региональной. Этот процесс начался с 2003 года, когда муниципальная власть становилась все более и более финансово зависимой от региональной администрации, что подтверждает Р.Ф. Туровский, отмечая, что «наиболее высокий контроль над местной властью обеспечивается в Москве и Санкт-Петербурге, где полномочия местной власти урезаны» [22, с. 88]. Именно для этого этапа также было характерно распространение «варягов» - лояльных федеральному центру назначенцев из других регионов - в результате отмены прямых выборов глав регионов и распространением системы «наделения полномочий» с 2004 года. Очевидными итогами трех этапов складывания института губернатора в России стали достижение практически полной обособленности главы субъекта от населения региона и установление вертикальной жесткой субординации губернатора с Президентом РФ.

Однако подобная иерархичная и несвязанная с региональным электоратом система существенно повлияла на рейтинги «Единой России» и лидеров В.В. Путина и Д.А. Медведева. А.В. Кынев считает, что на отмену системы «наделения полномочий» в 2011 -12 гг. повлияли неудовлетворительные для «Единой России» результаты выборов в Государственную Думу, доверие к которым со стороны электората было крайне низким из -за существенного разброса между итоговыми результатами и данными опросов (напр. «Левада-центра» [16]). Помимо этого, доверие к выборам было подорвано фальсификациями, количество которых разными экспертами оценивается в 15-20% в пользу «Единой России» [8, с. 757]. В результате это спровоцировало ряд массовых митингов и шествий более чем в 100 городах России.

Вследствие данного кризиса федеральный центр был вынужден отреагировать на его причины и внести политико-институциональные изме-

нения, одним из которых было возвращение прямых выборов губернаторов по системе «муниципального фильтра», которая, однако, существенно фильтровала список потенциальных оппозиционных кандидатов на региональные губернаторские выборы. Также в 2013 году Законодательное Собрание Санкт-Петербурга приняло закон «О Губернаторе Санкт-Петербурга», в котором был четко прописан статус губернатора как высшего должностного лица Санкт-Петербурга, определены его полномочия в соответствии с федеральным и региональным законами, а также трудовые положения должности [6]. Еще одним важным изменением является закон от 20 декабря 2018 года, согласно которому кандидат в губернаторы Санкт-Петербурга может быть беспартийным [12]. Таким образом, была окончательно сформирована нынешняя нормативная региональная политическая система и институт губернатора в Санкт-Петербурге.

Структура образа политиков и институтов власти. Символические ресурсы институтов направлены преимущественно на конструирование их образов (имиджа), а также мобилизацию населения. На формы и применение этих ресурсов существенную роль оказывают ценности граждан, их предпочтения и культурный контекст (в особенности историческая память населения). Под «образом» следует понимать «впечатление, складывающееся на чисто информационной основе, в отличие от репутации, которая формируется на основе практического взаимодействия с товаром, фирмой или человеком» [9, с. 20]. Структурно образ представляет систему знаков, объединенных в единую символическую конструкцию. Результатом целенаправленного конструирования образа считают имидж. Зачастую ввиду отсутствия репутации именно образ (или имидж) становится тем критерием, той основой, которая служит для оценки детальности людей и институтов.

В той же статье Д.А. Леонтьев выделяет три уровня образа [8, с. 21]:

1. Уровень общего эмоционального отношения - формирование устойчивого положительного или отрицательного образа в целом;

2. Уровень значимых качеств - выделение характерного специфического (иногда уникального) качества;

3. Индивидуальное своеобразие - уникальность, узнаваемость образа среди других, обеспечение устойчивой реакции на объект.

Вместе с имиджем конкретного кандидата, образами отдельных политических деятелей, по мнению Е.Б. Шестопал, «существует в массовом

сознании и образ власти в целом» [25, с. 30]. Это подтверждает наличие образа института современной губернаторской власти, который формируется в массовом сознании и в том числе проецируется на имиджевую политику. Имидж власти позволяет организовать связь между самой властью и гражданами и является «отражением как интересов аудитории, так и интересов субъекта власти и пытается совместить эти интересы» [8, с. 18]. Созданием и продвижением имиджа можно назвать коррекцию образа в соответствии с тем, что ждет от него аудитория.

В политической психологии выделяют четыре основные функции образа власти:

1. Удовлетворение инструментальных потребностей;

2. Образ как мера оценивания;

3. Ценностно-познавательная функция;

4. Экстернализация внутренних конфликтов (уменьшение тревожности индивидов, посредством переноса конфликтов во внешнее поле).

Обычно структуру политического образа разделяют на рациональный и бессознательный компонент. Для рационального компонента характерно восприятие образа через когнитивные механизмы, то есть человек может оценить политика или институт исходя из их конкретных действий, которые он поддерживает или не одобряет. Бессознательный компонент связан с эмоциями, личным неприятием или положительной оценкой действий, внешности, поступков. Зачастую индивиды даже не осознают этот эмоциональный компонент или не способны его объяснить.

На образ существенно влияют не только политические ожидания людей, но и стереотипы. Под «стереотипом» следует понимать упрощенный или обобщенный несбалансированный образ, зачастую эмоционально окрашенный [19, с. 52]. Образ власти, будучи сильно зависимым от стереотипов, часто формируется именно на опосредованном уровне, поскольку СМИ, и телевидение, в частности, воздействуют на когнитивные структуры человеческой психики. Будучи ответственными за процесс стереотипизации образа СМИ способны формировать его на бессознательном уровне.

Помимо этого, важно выделить еще два основных фактора, влияющих на восприятие и образ власти - личность и политический контекст. Концепция Ч. Осгуда предполагает изучение образа политического лидера по трем измерениям: привлекательность, сила, активность. В факторе личности крайне важна визуальная составляющая: по оценке Е.Б. Шесто-

пал, 55% впечатления зависят от того, как политик выгладит, далее идет тембр его голоса - 35% [11, с. 240]. Вследствие этого при личностной оценке привлекательности образа выделяют внешность, психологические и морально-этические особенности, а также деловые и профессиональные качества политика. Личностная сила связана как с внешними компонентами (возраст, здоровье, физическое состояние и пр.), так и с внутренними (интеллектуальные ресурсы, психологическая устойчивость и пр.). Параметр активности связан с исполнением властных полномочий политика. Когда говорят о факторе политического контекста, то особое внимание уделяют политической ситуации (например, кризис), политическим процессам, политической системе и политической окружающей среде в стране в целом.

Процесс формирования образа власти может проходить непосредственно (вербально) - непосредственное отражение наблюдаемой деятельности государственного деятеля - и опосредованно (визуально) - складывание представлений через информацию в СМИ, политическую рекламу, то есть через виртуальное пространство.

Конструируемый образ в средствах массовой коммуникации связан не только с визуальным, но и вербальным компонентом, чаще всего выражающийся в непосредственных действиях и речи - какие темы, стиль принятия решений, метафоры, особенности лексики ассоциируются с институтом или политиком. Здесь происходит формирование образа посредством содержания (текста) выступлений и сообщений, дискурса политика или института в целом. На вербальном дискурсивном уровне особое внимание уделяется структуре речи, коммуникативным особенностям, озвучиваемым и неозвучиваемым темам, лексическим приемам (метафоры, сравнение и пр.), поскольку с помощью них можно определить самопозиционирование, отношение и ценности, поддерживаемые институтом или отдельным политиком.

Таким образом, при анализе образа современной губернаторской власти важно учитывать как личность губернатора, так и политический контекст (правовое положение губернатора и политические предпочтения населения); а также проводить исследование не только на визуальном, но и когнитивном уровне.

Дискурсивные особенности репрезентации губернатора А.Д. Беглова

С момента назначения А.Д. Беглова ВРИО губернатора Санкт-Петербурга 3 октября 2018 года можно наблюдать существенные изменения в репрезентации образа института губернатора в городе. Во-первых, увеличилась частота появления губернатора в традиционных СМИ. Особенно это стало заметно с весны 2019 года, когда появились еженедельный «Губернаторский эфир» на «Радио России - Санкт-Петербург» с 5 марта, а также ежемесячные выпуски программы «Петербург. Новый взгляд. Разговор с Александром Бегловым» на телеканале «78». Помимо, этого с этого же периода петербургские каналы «Национальной Медиа Группы» начали называть ВРИО губернатора А.Д. Беглова «действующим губернатором» [18]. Во-вторых, в конструировании образа были использованы и современные СМИ. Так, той же весной 11 марта была зарегистрирована страница А.Д. Беглова в социальной сети ВКонтакте, на которой публиковались еженедельные информационные отчеты о проделанной ВРИО губернатора работой, а также проверки, поездки по районам города, поздравления и пр. Так, уже к апрелю 2019 года, согласно «Медиало-гии» в медиарейтинге губернаторов Беглов занял первое место и уверенно держал лидирующие позиции на протяжении всей избирательной кампании и даже после [5].

Помимо количественных изменений в образе губернатора произошли и качественные. Для выявления характерных особенностей дискурса губернатора были выбраны 19 эфиров Беглова на «Радио России - Санкт-Петербург» (основанием для отбора служила механическая выборка - по 2 эфира в месяц), 2 эфира с участием Беглова в теледебатах на каналах «Россия 1» и «Санкт-Петербург», 2 выступления с ежегодным отчетом о результатах деятельности Правительства и Губернатора Санкт-Петербурга (за 2018 и 2019 года), а также 14 видео-обращений на странице ВКонтакте. Данные обращения и выступления охватывают 4 периода: предвыборная кампания, постизбирательные выступления, выступления по праздникам и обращения во время чрезвычайной ситуации коро-навируса. Для анализа текста были сформулированы 4 блока переменных. Первый - «Формальный блок» - включает тип сообщения, формат сообщения, упомянутые темы в сообщении, период обращения. Второй -«Структурно-коммуникативный блок» - направлен на выявление особенностей структуры обращений и включает коммуникативное (денотатив-

ное) намерение в сообщении, структурирующую концепт-идею сообщения, структуру сообщения (клишированная/оригинальная), упоминание связей с федеральным центром. Третий - «Интенционально-модальный блок» - был сформулирован, исходя из сочетания методов интент-анализа и методики когнитивного моделирования [17, с. 64], предназначен для определения модальности и эмоциональной направленности обращений, поэтому включает в себя преобладающую группу интенций в сообщении, преобладающую направленность интенций, доминирующую модальность повествования, доминирующую агентивную позицию (позиционирование агентов). Четвертый - «Психологический блок стиля достижения целей» - частично основан на дискурсивном психологическом подходе Д.Дж. Уинтера, М.Дж. Херманн, У. Уайнтрауба и С.Дж. Уокера [15, с. 61] и выражает личностные предпочтения и качества Беглова, влияющие на образ и стиль принятия решений. Отдельно проанализировано обращение «ленинградцы-петербуржцы», поскольку оно является характерной лингвистической особенностью обращений и выступлений А.Д. Беглова.

Семиозис обращения «ленинградцы-петербуржцы». С точки зрения семантики ставшее характерным для почти всех выступлений А.Д. Беглова обращение «ленинградцы-петербуржцы» как средство обозначения на денотативном уровне представляет конструкцию двух морфологически связанных существительных, которые образуют сложное дефисное обращение. Стабильно на постоянной основе данное обращение появилось с 19 августа 2019 года в радиоэфире, за 3 недели до выборов [1]. Полисемантическое поле обращения не настолько широко: его коннотативное значение так или иначе связано с культурной традицией и историей города, а именно с советским периодом, в особенности периодом блокады Ленинграда.

Также данное обращение является попыткой консолидации двух поколений: горожан, идентифицирующих себя как ленинградцев (преимущественно пожилая группа населения), и горожан, большую часть жизни проживших в Петербурге, а не Ленинграде. Помимо этого, в обращении очень важным является восприятие Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Для их анализа были специально выделены индикаторы, которые направлены на выявление мифогероической формы репрезентации данных событий: упоминание памятников блокаде, раскрытие и

описание «уроков блокады», почитание и героизация ветеранов, борьба за историческую память, культивация подвигов Великой Отечественной войны, а также личные связи с событиями (личные истории).

Синтактически в обращении делается упор на первое слово «ленинградцы», что в контексте системы мифогероической интерпретацией исторического периода блокады Ленинграда отражает стремление губернатора заручиться поддержкой пожилой (заставших период блокады или семейно с ней связанной) и консервативно настроенной электоральной групп граждан.

Результаты анализа «Формального» блока переменных. Анализ формальных переменных в 37 речах А.Д. Беглова показал самые распространенные темы его выступлений: социальная сфера (упомянута в 67% обращениях), экономика (в 37%), благоустройство города (в 29%) и развитие транспортной системы (в 27%). Это в целом отражает запрос горожан, которые в опросе «Открытое мнение» выделили именно эти три сферы как наиболее проблемные в городе, которые должен решить будущий губернатор. При этом чаще всего темы «социальная сфера» и «экономика» были взаимосвязаны и звучали попарно в обращениях (табл. 1). Наиболее часто социальные проблемы звучали в период коронавируса, что обуславливается необходимостью развития здравоохранения в этот период, а также социально-экономической защиты наиболее уязвимых слоев населения.

Таблица 1. Таблица корреляции тем «социальная сфера» и «экономика»

Тема социальной сферы Тема экономики

Тема социальной сферы Корреляция Пирсона 1 ,421**

Знч. (2-сторон) ,009

N 37 37

Тема экономики Корреляция Пирсона ,421** 1

Знч. (2-сторон) ,009

N 37 37

** Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон)

В свою очередь тема «экономика» обуславливала упоминание развития транспортной системы города (табл. 2), а также отчасти и благоустройства города, которая связана с блоком темы ЖКХ (табл. 3).

Таблица 2. Таблица корреляции тем «экономика» и «транспорт»

Тема экономики Тема транспорта

Тема экономики Корреляция Пирсона 1 ,404*

Знч. (2-сторон) ,013

N 37 37

Тема транспорта Корреляция Пирсона ,404* 1

Знч. (2-сторон) ,013

N 37 37

* Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон)

Таблица 3. Таблица корреляции тем «транспорт» и «ЖКХ»

Тема транспорта Тема ЖКХ

Тема транспорта Корреляция Пирсона 1 ,472**

Знч. (2-сторон) ,003

N 37 37

Корреляция Пирсона ,472** 1

Тема ЖКХ Знч. (2-сторон) ,003

N 37 37

** Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон)

Таким образом, чаще всего обсуждение социальной проблематики и благоустройства города подталкивали к экономике, что выражалось в речах связкой необходимости финансирования соответствующих программ города. Связь проблем ЖКХ и благоустройства города выражалась в общей логике решения проблем «хозяйства» города.

Результаты анализа «Структурно-коммуникативного» блока переменных. В данном блоке наиболее значимые результаты связаны с переменной «упоминание федерального центра». О необходимости выстраивания связей и «включения города в федеральную повестку» А.Д. Беглов говорил почти в каждом втором своем вступлении. Как было ранее указано, очень важным в обращениях А.Д. Беглова была связка финансирова-

ния программ. Один из ключевых источников финансирования и развития города губернатор видит в помощи из федерального бюджета: как прямой (напр. прямые дотации), так и косвенной (напр. введение электронных виз для развития туризма в городе).

Помимо этого, стоит здесь отметить, что А.Д. Беглов не был в Санкт-Петербурге почти 15 лет [4]. Тем не менее, губернатор неоднократно подчеркивает идентификацию петербуржца. Например, А.Д. Беглов упоминал, что его предки защищали Ленинград во время блокады. С точки зрения прагматики, данная посылка нацелена на отражение в образе предпочтений граждан, которые, согласно опросу «Открытого мнения», желают видеть в губернаторе коренного петербуржца (табл. 4).

Таблица 4. Результаты опроса «Открытого мнения» по вопросу «Человек, много лет проживший и проработавший в городе / Новый человек в городе»

Частота Процент Валидный процент Накопленный процент

Валидные 1-й вариант 791 78,2 78,2 78,2

2-й вариант 88 8,7 8,7 86,9

Затрудняюсь ответить 133 13,1 13,1 100,0

Итого 1012 100,0 100,0

В целом анализ речей по данному блоку переменных установил, что преимущественными коммуникативными намерениями в выступлениях губернатора были информирование (40%), решение проблемы горожан (27%) и выстраивание коммуникации с гражданами (21%). Это указывает, что основную ставку в своем дискурсивном образе губернатор и его команда сделали на освещение деятельности губернатора, решении проблем граждан, что помогло завоевать медийное пространство, особенно в период выборов. Ключевой концепт-идеей в период коронавируса была «безопасность», позднее появилась концепт-идея «восстановление» (преимущественно в сфере экономики) (табл.5).

Таблица 5. Таблица корреляции переменных «федеральный центр» и «экономика»

Тема экономики Федеральный центр

Тема экономики Корреляция Пирсона 1 ,496**

Знч. (2-сторон) ,002

N 37 37

Федеральный центр Корреляция Пирсона ,496** 1

Знч. (2-сторон) ,002

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N 37 37

** Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон)

Переменная «структура сообщения», связанная с клишированно-стью, предполагала, что «клишированным» сообщение считалось, если его тема уже ранее озвучивалась в другом сообщении. Так, в 54% выступлений А.Д. Беглов повторно озвучивал, ранее им выделенные в других выступлениях темы. Данное обстоятельство также подтверждает стремление команды губернатора к медийности образа, несмотря даже на отсутствие значимых новых событий и результатов в городе.

Результаты анализа «Интенционально-модального» блока переменных. В переменной «преобладающая группа интенций» были выделены две группы. Первая - «Функциональные интенции» - выражают формальные действия губернатора (напр. интенции «информирование», «приказ» и пр.). Вторая - «Ценностно-ориентировочные» - отражают ценности, эмоции и мнения губернатора (напр. интенции «выражение мнения», «обращение», «успокоение аудитории», «откровение», «убеждение» и пр.). Так, в большинстве речей преобладала именно первая группа интенций (59%), а ценностно-ориентировочные интенции наиболее часто встречались в период праздников. Это обуславливается, во-первых, большим количеством обращений и пожеланий в них, а также выражением собственного мнения губернатора.

Отдельного внимания заслуживают обращения губернатора по празднованию Дня снятии блокады Ленинграда и Дня Победы. Преимущественно в них можно отметить ценностные установки образа губернатора, отражающие предпочтения пожилой когорты населения.

В обращении 27.01.2020 на «Радио-России» губернатор отмечал весомый вклад ветеранов в победу, призывал брать пример с них, а также отмечал важность распространения знания о подвиге Ленинграда по всему миру. Также ключевым моментом сообщений, связанных с темой Великой Отечественной войны, является борьба за историческую память: отстаивание итогов победы, презрение к странам Европы, которые недооценивают вклад СССР в победу. Помимо этого, в обращении 27.01.2020 на синтактическом уровне происходит конструирование четкой дихотомии «друга» и «врага», построенной вокруг синтагматики «света» как выражения добра, честности, дружественности и «тьмы» как олицетворения зла, обмана и враждебности. Данные синтагматические отношения выражаются в пассажах: «Пусть стыдятся те страны Европы, где сегодня продолжают сносить и вывозить на окраины памятники советским войнам -освободителям!» и «как напоминание о том, кто в последней большой войне был на стороне света, а кто на стороне тьмы». Как справедливо отмечал Карл Шмитт, данное разделение носит ярко выраженный политический характер и определяет суть политического [2 6, с. 301], поэтому это одно из немногих обращений, в которых фигурирует тема политики, причем внешней политики на уровне символической борьбы за историческую память (табл. 6). В целом данные сообщения характеризуются концептуальной простотой и преобладанием рассудочного мышления, основанного на бинарных оппозициях.

Таблица 6. Таблица частоты темы «политика» в речах А.Д. Беглова

Частота Процент Валидный процент Накопленный процент

Валидные Упомянута 5 13,5 13,5 13,5

Не упомянута 32 86,5 86,5 100,0

Итого 37 100,0 100,0

Сама тема политики в дискурсе А.Д. Беглова часто сопровождается ее пренебрежением (особенно в период предвыборной кампании). На дебатах 20.08.2019 на телеканале «Россия 1» Беглов косвенно призывал не участвовать в митингах, поскольку не видел в них смысла. Также синтагматически

выстраивалась дихотомия: участие в митингах противопоставлялось реальному решению проблем и работе. Фраза «мы не митингуем, а работаем» также указывает на негативное отношение губернатора к подобным акциям. Помимо этого, на дебатах 20.08.2019 телеканала «Санкт-Петербург» ВРИО губернатора тоже критиковал политичность выборного процесса, заявляя, что инвесторы с партиями работать не будут, а сами партии на протяжении 20 лет только «клюют друг друга». В противоположность этому тезису А.Д. Беглов стремился показать себя как командного игрока, чаще всего действующего от и для горожан вместе со своей губернаторской командой, что отражается в преимущественно групповой агентивной позиции в выступлениях (табл. 7).

Таблица 7. Доминирующая агентивная позиция в обращениях

Частота Процент Валидный процент Накопленный процент

Валидные персонифицированная (личная) 11 29,7 29,7 29,7

групповая 23 62,2 62,2 91,9

безагентная (безличная) 3 8,1 8,1 100,0

Итого 37 100,0 100,0

Так, в своих выступлениях А.Д. Беглов старался минимизировать тему политики, деполитизировать выборы, выводя их исключительно на тему благоустройства и социо-экономического развития города, которые сопровождались, преимущественно, положительно направленными интенциями и групповой агентивной позицией.

В период коронавируса появляются сообщения с преимущественно отрицательно или нейтрально направленными интенциями. Это обуславливается, во-первых, объективно деструктивными последствиями пандемии как для экономики, так и для социальной сферы города; во-вторых, спецификой самих обращений А.Д. Беглова. Также в этом дискурсе появляется образ врага в лице коронавируса: в обращениях прямо указывается на «невидимого врага», с которым борются медики-герои, а город несет потери. Данные сообщения носят характер наставлений, призывов с

доминирующим блоком негативных интенций, указанием на негативные последствия несоблюдения ограничительных мер, введенных в городе, апелляцией к гражданской сознательности и гуманизму.

Результаты анализа «Психологического стиля достижения целей». В данном блоке посредством комбинации переменных типов групп интенций, доминирующей модальности повествования и доминирующей аген-тивной позицией была сконструирована множественная переменная «Ин-струментальный/Социоэмоциональный» стиль достижения целей. Так, были выделены следующие варианты достижения целей:

1. Авторитарный технократ - стиль единоличного, персонифицированного достижения целей и решения проблем с наличием определенного «плана действий»;

2. Командный технократ - стиль командного достижения целей согласно «плану действий» и проработанной командой программы;

3. Волюнтарист - стиль единоличного решения проблем, ориентируясь на сильные эмоциональные высказывания, личное мнение и авторитет;

4. Популист (как психосоциальное поведение) - стиль командного достижения целей с ориентацией на общепринятое мнение горожан, попытка объединения себя с остальными гаражами в «мы».

Самой распространенной стратегией позиционирования решения проблем и достижения целей является стиль «командного технократа» (почти в 46% выступлениях), а второй по распространенности - стиль «популизма» (24%). Во время всей предвыборной кампании образ конструировался именно вокруг этих двух стилей, причем во время дебатов значительно увеличивались шансы решения проблем «популистским» стилем. Очевидным является и сильное преобладание данного стиля в период праздников (55%), поскольку в дискурсе звучат обращения, поздравления и пожелания гражданам, упоминание связующих исторических ценностей и событий.

Преимущественно А.Д. Беглов старался решать проблемы мягкими методами: обещаниями, выстраиванием диалога и т.д. Однако в кризисные ситуации (напр. во время проблем с уборкой снега зимой 2019 года и корона-вируса) появлялись и жесткие методы - ответственность за правонарушения, разбирательства, отмена контрактов со строительными компаниями и пр. Также мы можем наблюдать связь между жесткими методами достижения целей и ценностно-ориентировочной группой интенций. Это объясняется

эмоциональностью, выражением собственного мнения и долженствующими обещаниями в жестком методе решения проблем у А.Д. Беглова.

Изучение образа политика предполагает учитывать политический контекст (состояние политической системы, институциональные изменения и т.д.) и личные особенности (карьера, связи и т.д.). Также структура образа имеет бессознательный и рациональный компонент. Результатом целенаправленного конструирования образа считают имидж. Зачастую ввиду отсутствия репутации именно образ (или имидж) становится тем критерием, той основой, которая служит для оценки детальности людей и институтов. Для полноценного конструирования образа (имиджа) необходимо уделять внимание как визуальным, так и вербальным компонентам; рациональным и бессознательным. Описание семиозиса образа требует не только визуальный семиотический, но и структурный дискурсивный анализ речей политика.

В дискурсе А.Д. Беглова прослеживались стремления решения проблем по таким темам как: социальное и экономическое развитие города, его благоустройство. Учитывая возрастающую роль СМИ в предвыборном процессе, образ губернатора транслировался почти по всем основным СМИ в период предвыборной кампании: социальные сети, телевидение, радио. Ставка в этих речах преимущественно сделана на информирование населения о деятельности губернатора в положительно окрашенных интенциях. Во время кризисных ситуаций губернатор может показательно, например, устраивать проверки строящихся объектов или объездов по городу с главами районов, где на камеру жестко критикует их [4]. В целом эти технологии конструируют образ губернатора-хозяйственника. Использование исторического символа блокады Ленинграда и героизация подвигов ленинградцев, обращение «ленинградцы петербуржцы», частое упоминание ветеранов, дополнительные социальные гарантии им позволяют губернатору получить поддержку важной, одной из наиболее активных, электоральных групп населения в городе - преимущественно пожилой группы населения. Личностные характеристики А.Д. Беглова - отсутствие опыта публичного политика - оказали влияние на то, что в дискурсе губернатор избегает темы политики, деполитизирует выборы и окрашивают политическую сферу негативными интенциями (напр. противопоставлением протестов решениям проблем; грязными технологиями в политике и пр.). Также по этой причине А.Д. Беглов является командным

игроком, но специфика образа хозяйственника также влияет на то, что он вместе со своей командой держит ситуацию под личным контролем: буквально ручное управление даже в самых незначительных ситуациях (напр. открытие детской площадки). Это выражается и в стиле решения проблем преимущественно «командным технократизмом» или «популизмом». Помимо этого, личные связи А.Д. Беглова использованы как положительный фактор в его образе: А.Д. Беглов может выстроить полезный для экономики города диалог с федеральной властью, с президентом В.В. Путиным.

Анализа дискурса А.Д. Беглова в период предвыборной кампании показал совпадение ключевых тем выступлений губернатора с наиболее острыми для горожан проблем: социальные (строительство школ, поли -клиник, социальные выплаты и т.п.), экономические (цены, ипотека, дос -тупность жилья, недофинансирование из центра), благоустройство города (детские площадки, парки, уборка снега, озеленение, экология) и ЖКХ (аварийное жилье, коммунальные тарифы, проблемы с водоснабжением и т.п.). Помимо этого, нарочито подчеркивается, что губернатор является местным, петербуржцем, как и все горожане, несмотря на то, что в Санкт-Петербурге А.Д. Беглова не было почти 15 лет и, согласно аналитическому докладу к рейтингу политической устойчивости губернаторов «Госсовет 2.0.» принадлежит скорее к категории «варягов-возвращенцев» [2].

Состояние современной губернаторской власти в городе Санкт-Петербурге изменилось под влиянием политико-исторического контекста: институционализации должности губернатора, возращения прямых выборов губернатора, подчиненности федеральной власти, широкими полномочиями в регионе, возрастанием роли СМИ в политической системе. В результате политико-институциональных изменений губернатор вынужден уделять больше внимания публичной сфере для предания легитимности победы на выборах и получения кредита доверия со стороны горожан.

Литература

1. Аудиоархив эфира «Радио-России - Санкт-Петербурге» от 19 августа 2019 года // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: https://www.gov.spb.ru/press/audio/36/ (дата обращения 22.02.2021).

2. Аналитический доклад к рейтингу политической устойчивости губернаторов «Госсовет 2.0.» // Сайт Minchenko consulting. URL: https://minchenko.ru/netcat_files/userfiles/Reyting-politicheskoy-ustoychivosti-13.07-final.pdf (дата обращения 22.02.2021).

3. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Москва: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.

4. Вести в субботу. Один день с Александром Бегловым // Сайт ВГТРК Россия. URL: https://russia.tv/video/show/brand_id/5217/episode_id/2164404/ video_id/2176849/ (дата обращения 22.02.2021).

5. Губернаторы: апрель 2019 // Медиалогия. URL: https://www.mlg.ru/ratings/vlast/governors/6649/ (дата обращения: 22.06.2021).

6. Закон Санкт-Петербурга от 08.02.2013 №55-9 «О Губернаторе Санкт-Петербурга». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/537930591 (дата обращения 22.02.2021).

7. Зуева Т.М. Механизмы формирования образов власти // Теория и практика общественного развития. 2013. №3.

8. Кынев А.В. Губернаторы в России: между выборами и назначениями. Москва: Фонд «Либеральная миссия», 2020.

9. Леонтьев Д.А. От образа к имиджу: психосемантический брендинг // Реклама и жизнь. 2000. №1.

10. Моррис Ч.У. Основания теории знаков // Семиотика. Сб. переводов. Под ред. Ю.С. Степанова. Москва: Радуга, 1982.

11. Образы российской власти: от Ельцина до Путина / под ред. Е.Б. Шес-топал. Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009.

12. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: https://www.gov.spb.ru/press/governor/154293/ (дата обращения 22.02.2021).

13. Панов П.В. Институты. Идентичности. Практики: теоретическая модель политического порядка. Москва: РОССПЭН, 2011.

14. Патрушев С.В. Институционализм в политической науке: этапы, течения, идеи, проблемы // Политическая наука. 2001. №2.

15. Политическая психология / пер. с англ. под ред. Е.Б. Шестопал. Москва: ИНФРА-М, 2002.

16. Послевыборный опрос в Москве // Левада-центр. 2011. 19 дек. URL: http://www.levada.ru/19-12-2011/poslevybornyi-opros-v-moskve (дата обращения 22.02.2021).

17. Практическая дискурсология: школы, методы, методики, современного дискурс-анализа / под ред. Н.К. Кравченко. Луцьк: Волиньполiграф, 2012.

18. Прокуратура разрешила называть врио Беглова «действующим губернатором», сославшись на словарь Ожегова // Фонтанка.ру. URL: https://www.fontanka.ru/2019/03/14/064/ (дата обращения 22.02.2021).

19. Психология восприятия власти / под ред. Е.Б. Шестопал. Москва: Издательство «Социально-политическая мысль», 2002.

20. Сковиков А.К. Либерально-консервативные тенденции в региональном электоральном процессе (на примере Чувашской Республики) / А.К. Сковиков, А. В. Шумилов. Москва: Изд-во Мосгу, 2008.

21. Туровский Р.Ф. Региональные политические режимы в России: к методологии анализа // Полис. Политические исследования. 2009. №2.

22. Туровский Р.Ф. Институциональный дизайн российской региональной власти: кажущаяся простота? // Общественные науки и современность. 2011. №5.

23. Устав Санкт-Петербурга. URL: https://www.assembly.spb.rU/ndoc/doc/0/8308279 (дата обращения 22.02.2021).

24. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. №42. Ст.5005.

25. Шестопал Е.Б. Образы власти в постсоветской России / под ред. Е.Б. Шестопал. Москва: Алетейя, 2004.

26. Шмитт К. Понятие политического / пер. с нем. под ред. А.Ф. Филиппова. СПб.: Наука, 2016.

27. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования / пер. с польск. Н.В. Морозовой. Москва: Логос, 2007.

28. Шумилов А.В. Особенности электорального процесса в Российской Федерации (региональный аспект): автореф. дисс... канд. полит. наук. Москва, 2007.

29. Chandler D. Semiotics: The Basics. London, UK. Routledge, 2002.

References

1. Audioarkhiv efira «Radio-Rossii - Sankt-Peterburge» ot 19 avgusta 2019 goda // Ofitsial'nyi sait Administratsii Sankt-Peterburga. URL: https://www.gov.spb.ru/press/audio/36/ (data obrashcheniya 22.02.2021).

2. Analiticheskii doklad k reitingu politicheskoi ustoichivosti gubernatorov «Gossovet 2.0.» // Sait Minchenko consulting. URL: https://minchenko.ru/netcat_files/userfiles/Reyting-politicheskoy-ustoychivosti-13.07-final.pdf (data obrashcheniya 22.02.2021).

3. Bart R. Izbrannye raboty: Semiotika. Poetika. Moskva: Izdatel'skaya gruppa «Progress», «Univers», 1994.

4. Vesti v subbotu. Odin den' s Aleksandrom Beglovym // Sait VGTRK Rossiya. URL: https://russia.tv/video/show/brand_id/5217/episode_id/ 2164404/video_id/2176849/ (data obrashcheniya 22.02.2021).

5. Gubernatory: aprel' 2019 // Medialogiya. URL: https://www.mlg.ru/ rat-ings/vlast/governors/6649/ (data obrashcheniya: 22.06.2021).

6. Zakon Sankt-Peterburga ot 08.02.2013 №55-9 «O Gubernatore Sankt-Peterburga». Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/537930591 (data obrashcheniya 22.02.2021).

7. Zueva T.M. Mekhanizmy formirovaniya obrazov vlasti // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2013. №3.

8. Kynev A.V. Gubernatory v Rossii: mezhdu vyborami i naznacheniyami. Moskva: Fond «Liberal'naya missiya», 2020.

9. Leont'ev D.A. Ot obraza k imidzhu: psikhosemanticheskii brending // Reklama i zhizn'. 2000. №1.

10. Morris Ch.U. Osnovaniya teorii znakov // Semiotika. Sb. perevodov. Pod red. Yu.S. Stepanova. Moskva: Raduga, 1982.

11. Obrazy rossiiskoi vlasti: ot El'tsina do Putina / pod red. E.B. Shestopal. Moskva: Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN), 2009.

12. Ofitsial'nyi sait Administratsii Sankt-Peterburga. URL: https://www.gov.spb.ru/press/governor/154293/ (data obrashcheniya 22.02.2021).

13. Panov P.V. Instituty. Identichnosti. Praktiki: teoreticheskaya model' politicheskogo poryadka. Moskva: ROSSPEN, 2011.

14. Patrushev S.V. Institutsionalizm v politicheskoi nauke: etapy, techeniya, idei, problemy // Politicheskaya nauka. 2001. №2.

15. Politicheskaya psikhologiya / per. s angl. pod red. E.B. Shestopal. Moskva: INFRA-M, 2002.

16. Poslevybornyi opros v Moskve // Levada-tsentr. 2011. 19 dek. URL: http://www.levada.ru/19-12-2011/poslevybornyi-opros-v-moskve (data obrashcheniya 22.02.2021).

17. Prakticheskaya diskursologiya: shkoly, metody, metodiki, sovremennogo diskurs-analiza / pod red. N.K. Kravchenko. Luts'k: Volin'poligraf, 2012.

18. Prokuratura razreshila nazyvat' vrio Beglova «deistvuyushchim gubernatorom», soslavshis' na slovar' Ozhegova // Fontanka.ru. URL: https://www.fontanka.ru/2019/03/14/064/ (data obrashcheniya 22.02.2021).

19. Psikhologiya vospriyatiya vlasti / pod red. E.B. Shestopal. Moskva: Izdatel'stvo «Sotsial'no-politicheskaya mysl'», 2002.

20. Skovikov A.K. Liberal'no-konservativnye tendentsii v regional'nom elektoral'nom protsesse (na primere Chuvashskoi Respubliki) / A.K. Skovikov, A. V. Shumilov. Moskva: Izd-vo Mosgu, 2008.

21. Turovskii R.F. Regional'nye politicheskie rezhimy v Rossii: k metodologii analiza // Polis. Politicheskie issledovaniya. 2009. №2.

22. Turovskii R.F. Institutsional'nyi dizain rossiiskoi regional'noi vlasti: kazhushchayasya prostota? // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 2011. №5.

23. Ustav Sankt-Peterburga. URL: https://www.assembly.spb.ru/ndoc/ doc/0/8308279 (data obrashcheniya 22.02.2021).

24. Federal'nyi zakon ot 06.10.1999 № 184-FZ (red. ot 27.12.2019) «Ob obshchikh printsipakh organizatsii zakonodatel'nykh (predstavitel'nykh) i ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoi vlasti sub"ektov Rossiiskoi Federatsii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1999. №42. St.5005.

25. Shestopal E.B. Obrazy vlasti v postsovetskoi Rossii / pod red. E.B. Shestopal. Moskva: Aleteiya, 2004.

26. Shmitt K. Ponyatie politicheskogo / per. s nem. pod red. A.F. Filippova. SPb.: Nauka, 2016.

27. Shtompka P. Vizual'naya sotsiologiya. Fotografiya kak metod issledovaniya / per. s pol'sk. N.V. Morozovoi. Moskva: Logos, 2007.

28. Shumilov A.V. Osobennosti elektoral'nogo protsessa v Rossiiskoi Federatsii (regional'nyi aspekt): avtoref. diss... kand. polit. nauk. Moskva, 2007.

29. Chandler D. Semiotics: The Basics. London, UK. Routledge, 2002..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.