Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗНЫХ СПОСОБОВ ОБРАБОТКИ КОЖИ РУК'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗНЫХ СПОСОБОВ ОБРАБОТКИ КОЖИ РУК Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
173
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗНЫХ СПОСОБОВ ОБРАБОТКИ КОЖИ РУК»

УДК 581.5

Сендик З.А.1, учащаяся

Рожкова Ю.В.2, научный руководитель, учитель биологии 1, 2 -МБОУ «Лицей №106 «Содружество», г. Уфа, РБ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗНЫХ СПОСОБОВ ОБРАБОТКИ КОЖИ РУК

По данным современных ученых руки человека грязнее, чем перила эскалаторов или скамеек в парке, а кожа рук впитывает несколько миллионов бактерий, больше чем кухонная губка [2, 4, 9]. Наши руки постоянно дотрагиваются до глаз, носа и рта, перенося микробы на слизистые, где они находят благоприятные условия для размножения. Соблюдение правил личной гигиены позволяет избежать большинства инфекционных заболеваний [4]. Сегодня существует много различных способов очищения кожи рук (антисептики, влажные салфетки и т.д.), производители которых обещают уничтожение 99% микроорганизмов и увлажнение кожи. Люди стали все чаще использовать данные средства, забывая о простом и эффективном способе гигиены -мытье рук с мылом.

Цель: сравнить влияние различных способов очищения кожи рук на содержание микроорганизмов.

Задачи

1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования и выяснить, какое влияние микроорганизмы могут оказывать на здоровье человека.

2. Провести анкетирование и выяснить, какими средствами гигиены пользуется большинство школьников во время нахождения в школе.

3. Экспериментально провести исследование микрофлоры с кожи грязных и обработанных (влажными салфетками, жидким антисептиком, после мытья мылом) рук школьников.

4. Провести анализ результатов бактериологических исследований.

5. Сравнить результаты и сделать выводы об эффективности различных способов обработки рук.

Нормальная микрофлора кожи представлена двумя видами микроорганизмов:

1. Резидентная флора - постоянная 102-103 на 1 см2 (эпидермальный стафилококк, ацинетобактерии, коринобактерии, дрожжевые грибы);

2. Транзиторная флора - временносуществующая (кишечная палочка, энтеробактерии, золотистый стафилококк, сальмонеллы, стрептококкки, гельминты, грибы и др. микроорганизмы).

Наибольшую опасность для здоровья человека представляет транзиторная микрофлора, так как, попадая в организм человека, может вызывать заболевания [1, 2, 3, 9]. Escherichia coli - обитает в кишечнике, некоторые виды вызывают кишечные заболевания и вырабатывают токсины смертельные для человека. Staphillococcus - вызывает гнойные заболевания кожи, пневмонию, менингит, сепсис. Corinebacterium - вызывают тяжелые инфекционные заболевания: дифтерию, листериоз, псевдотуберкулез. Enterococcus - может вызывать воспалительные процессы у ослабленных людей [2, 4, 5, 6, 9]. Acintobacterium, Achromobacterium, Pseudomonas - вызывает внутригоспитальные инфекции у ослабленных пациентов. Moraxella - встречается на слизистой носа, в носоглотке, мочевой системе, где может вызывать воспалительные процессы. Klebsiella - вызывает воспалительные заболевания дыхательной и мочеполовой системы, кишечные инфекции [4, 5 ,7].

Рассмотрим составы антисептического геля и влажных салфеток: 1. Антибактериальные влажные салфетки «Акваэль» Состав: Белый нетканный материал, спирт этиловый (антисептик), ухаживающие увлажняющие компоненты, функциональные добавки. 2. Dettol гель. Состав: этиловый спирт 66% (антисептик), вода, ПЭГ 17/6 кополимер, пропиленгликоль, ароматизаторы, фукциональные добавки.

Таким образом, производители данных средств гигиены предлагают механическое очищение кожи рук (салфетки) и антибактериальный эффект за счет наличия спирта. Однако необходимо учитывать то, что антисептические средства уничтожают всю микрофлору, тем самым нарушая защитный

баланс кожного покрова. Также спиртсодержащие компоненты при частом использовании приводят к высушиванию кожи, а косметические добавки могут вызывать аллергические реакции [ 1, 4]. Мытье рук мылом лишено вышеперечисленных недостатков. Однако мытье рук также должно проводиться по определенным правилам: снять все украшения, намылить мылом до образования пены, втирать 20 секунд по всей поверхности кистей, тщательно смыть и насухо вытереть [1, 2].

Методы исследования (методы исследования проводились лично автором данной работы, включая забор материала на транспортные среды, доставку в бактериологическую лабораторию, высев материала на питательные среды, изготовление микропрепарата, микроскопию. Окраска микропрепаратов проводились с участием автора, освоена методика окраски гематоксилин-эозином.)

1. Анкетирование. Было проведено анкетирование среди 28 школьников (10 мальчиков и 18 девочек). Согласно проведенному опросу, 70% школьников для очищения кожи рук пользуются влажными салфетками или антисептиком. 57% школьников обрабатывают руки всего 1-2 раза за время нахождения в школе, причем 7% вообще не обрабатывают руки. Более 50% школьников считают использование салфетки и антисептика эффективнее мытья рук с мылом.

2. Забор материала. Посев производился стерильной ватной палочкой с ладонной поверхности большого и указательного пальца и круговыми движениями в каждом межпальцевом промежутке испытуемого. Затем палочка помещалась в транспортную среду «Amies». Были взяты посевы с «грязных» рук и с обработанных влажными салфетками/жидким антисептиком или вымытых мылом. Эксперимент разделен на 2 этапа: 1-ый этап. Забор материала у 15 школьников осуществляется стерильной ватной палочкой. Сначала забор с "грязных" рук, затем испытуемый обрабатывает руки влажной салфеткой и жидким антисептиком, повторный забор материала после полного высыхания кожи. 2-ой этап. Забор у 15 школьников. Сначала произведен забор материала с «грязных» рук. Затем испытуемый тщательно моет руки мылом в течение 20 секунд, вытирает сухой

чистой салфеткой, далее производится повторный забор материала.

3. Культивирование. Высев материала на чашки Петри с питательными средами: 5% кровяной агар, универсальная хромогенная среда HiCrome universal differential medium (Himedia). Посев ватной палочкой из транспортной среды штрихами. Далее чашки Петри помещались в термостат при t 370С. Через 24 часа оценивались: рост и количество колоний, размеры, цвет, прозрачность, гемолиз (Рис.1).

Рисунок 1. Рост колоний микроорганизмов на питательных

средах.

4. Микроскопия. С каждой колонии произведен мазок на предметное стекло, окраска по Граму. Проводилась бинокулярная микроскопия на микроскопе Ломо-5 (Санкт-Петербург) при увеличении х100. При микроскопии определяется форма и цвет микроорганизмов, характер расположения. Для определения вида Грам-) палочки по способности выделять ферменты использовались специальные среды на ферментирующие бактерии. Для определения вида неферментирующей Грам-) палочки использовались стандартные тест-системы, для изучения

биохимических свойств микроорганизма и точного определения его свойств (Рис. 2).

грам*) кокки

смешанная флора

грам-) палочки

грам«-) папочки

Рисунок 2. Фото микропрепаратов, окраска гематоксилин-эозин,

ув. х100 Результаты исследования

1-й этап исследования. С грязных рук школьников рост бактерий наблюдался в 80% случаях, в трех посевах роста не было. В посевах обнаружены: St.epidermidis в 92%, Corinebacterium в 50%, St. аигеш в 25%, Enterococcus в 17%, грибы Candida в 17%, Acinetobacterium и Achromobacterium и Klebsiella по 1 случаю (8%). В 92% положительных посевов наблюдался ассоциативный рост микрофлоры. После обработки рук влажными салфетками в 67% посевах наблюдался рост микроорганизмов. В положительных высевах имелись колонии St.epidermidis, сохранялся рост Corinebacterium, St. аигеш, Enterococcus, грибы Candida, Achromobacterium. Роста Acinetobacterium и Klebsiella не наблюдалось. Таким образом, можно сказать об эффективности влажных салфеток против Acinetobacterium и Klebsiella (100%),

относительной эффективности против Enterococcus, грибов Candida, Achromobacterium (50%). Выявлена низкая эффективность салфеток против St.epidermidis, Corinebacterium, St. aureus (36,5 и 33%).

После обработки рук жидким антисептиком в 74 % посевах наблюдался рост микроорганизмов. В положительных высевах имелись колонии St.epidermidis, сохранялся рост Corinebacterium, St. аигеш, Enterococcus, грибы Candida. Роста Achromobacterium, Acinetobacterium и Klebsiella не наблюдалось.

Таким образом, можно сказать об эффективности жидкого антисептика против Achromobacterium, Acinetobacterium и Klebsiella (100%), относительной эффективности против Enterococcus (50%). Выявлена низкая эффективность салфеток против St.epidermidis, Corinebacterium, St. aureus (36,5 и 33%). Против Enterococcus и грибов Candida влажные салфетки оказались неэффективны.

2 этап исследования. С грязных рук школьников во 2 этапе рост бактерий наблюдался в 93% случаях, только в одном высеве роста не было. В посевах обнаружены: St.epidermidis в 93%, Corinebacterium в 57%, St. аигеш в 21%, Enterococcus в 14%, грибы Candida в 21%, E. coli в 14%, Pseudomonas, Moraxella, Acinetobacter и Klebsiella по 1 случаю (7%). В 93% положительных посевов наблюдался ассоциативный рост микрофлоры. После мытья рук мылом в 53% посевах роста микрофлоры не наблюдалось. Во всех положительных высевах имелись колонии St.epidermidis, в 37,5 % сохранялся рост Corinebacterium, в 33% рост St. аигеш, в 33% грибы Candida. Роста Enterococcus, E. coli, Pseudomonas, Moraxella, Acinetobacterium и Klebsiella не наблюдалось.

Таким образом, можно сказать о высокой эффективности мытья рук мылом против всей транзиторной микрофлоры (100%) и высокой эффективности против St.epidermidis, Corinebacterium, St. aureus и грибов рода Candida (45,62,5 и 66% соответственно).

Заключение

1. По результатам анкетирования 57% опрошенных школьников обрабатывают руки 1-2 раза за время нахождения в школе. 2 ученика (7%) вообще не проводят гигиенической обработки рук. Только 11% школьников обрабатывают руки

каждую перемену. Более 70% школьников пользуются антисептическими средствами (влажные салфетки, жидкие антисептики) для гигиены рук и считают их достаточно эффективными (50% опрошенных). Моют руки мылом во время нахождения в школе всего 28,5% опрошенных.

2. Микрофлора кожи рук школьников представлена: стафилококки, коринебактерии, энтерококки, ацинетобактерии, псевдомонас, клебсиелла, моракселла, ахромобактерии, эшерихии, грибы кандида.

3. После обработки «грязных» рук жидким антисептиком посевы дали отрицательный результат в 26%. Жидкий антисептик показал свою низкую эффективность против St.epidermidis и St. Aureus, отсутствие эффективности против Enterococcus и Candida. Эффективность обработки влажными салфетками составила 33%. После обработки влажными салфетками не наблюдалось роста Acinetobacterium и Klebsiella, выявлена относительная эффективность против Enterococcus, грибов Candida, Achromobacterium. После мытья рук мылом в 53% высевов роста микрофлоры не наблюдалось, полностью отсутствовал рост транзиторной микрофлоры.

4. Таким образом, выявлена высокая эффективность мытья рук с мылом в сравнении с другими способами гигиенической обработки, такими как обработка рук влажными салфетками и жидким антисептиком.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зуева, Л.П. Гигиена рук и использование перчаток в ЛПУ. [Текст] / Л.П. Зуева - Москва - 2007. - 32 с.

2. Кальченко, Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников [Текст] / Е.И. Кальченко // Кн. для учителя. - М.: Просвещение, - 1998.

3. Камышева, К.С. Основы микробиологии и иммунологии. [Текст] / К.С. Камышева - Ростов-на-Дону, 2018 -С. 382

4. Микрофлора кожи [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://медпортал. com/gi giena-

sanepidkontrol 733/mikroflora-koji-49898. html

5. Онлайн Фото Атлас в биологии ветеринарных болезней [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://atlas. sund. ku. dk/mikroatl as/veterinary/bacteria/

6. Основные систематические группы бактерий и актиномицетов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://molbiol.wiki

7. Пробактерии [Электронный ресурс] - Режим доступа: htthp://probakterii.ru/prokariotes/for-human/bakterii-nf-rukah.html

8. Черкес, Ф.К. Микробиология. [Текст] / Ф.К. Черкес, Л.Б. Богоявленская, Н.А. Бельская - Москва, 1986 - с.512

9. Шлегель Г.Х. Общая микробиология [Текст] / Г.Х. Шлегель; пер. с нем. Л. В. Алексеевой и др.; под ред. Е.Н. Кондратьевой. - Москва: Мир, 1987. - 566 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.