Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАМЕРАЛЬНЫХ И ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК РФ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАМЕРАЛЬНЫХ И ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАМЕРАЛЬНЫХ И ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК РФ»

Сафонова Е.Д. студент 3 курса институт менеджмента и экономики

Солодовникова У.Н.

доцент кафедра экономики Югорский Государственный Университет Россия, г. Ханты - Мансийск СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАМЕРАЛЬНЫХ И ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК РФ В общем смысле налоговый контроль представляет собой совокупность мер государственного регулирования, посредством которых осуществляется эффективная государственная финансовая политика и экономическая безопасность Российской Федерации, а также соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов. В узком смысле налоговый контроль - это комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий компетентных органов государственной власти, базирующаяся на законодательстве в области налогообложения и направленная на сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов. (6)

Существует и активно функционирует множество форм налогового контроля. Основной формой контроля налоговых органов за полнотой и своевременностью выполнения налогоплательщиками собственных налоговых обязательств является налоговая проверка.

Правовой основой для осуществления налогового контроля в Российской Федерации служит Налоговый Кодекс.

В Российской Федерации проблема эффективности налоговых проверок является наиболее актуальной в сфере налогового контроля. Это связано, прежде всего, с тем, что в ходе осуществления контрольных мероприятий выявляются налоговые правонарушения, влекущие доначисление налогов, пеней, а также привлечение к ответственности. Вместе с тем ввиду многочисленных пробелов в законодательстве налогоплательщик пытается покрыть значительные риски, что побуждает его разрабатывать определенную тактику поведения в отношениях с налоговыми органами.

Однако, статьей 87 НК РФ определены два вида проверок: камеральные и выездные налоговые. Каждая из которых является правомерной, имеет свои особенности, ограничения и правила проведения, служит эффективным способом борьбы с налоговыми правонарушениями и их профилактикой.(1)

Камеральная проверка - это форма налогового контроля, заключаемая в проверке представленных в налоговые органы деклараций, служащих основой для исчисления и уплаты налогов, и документов, имеющихся у

налоговых органов. (1)

Целью камеральной проверки является контроль над соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, а так же сбор и подготовка необходимой информации для обеспечения эффективного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. (5)

Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа. Однако, с 1 января 2015 г. внесены изменения в п.1 ст.92 НК РФ, которым установлено право налоговых органов проводить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов.(1)

В рамках камеральной проверки так же возможен допрос свидетеля, осмотр ранее полученных документов и предметов, привлечение специалистов и назначение экспертизы.

Оформляются результаты проверки в течение 10 дней после окончания проверки в программном комплексе, а при выявлении налоговых правонарушений составляется акт камеральной налоговой проверки.(5)

Выездная налоговая проверка - более углубленный этап налогового контроля, планирование и осуществление которого происходит несколькими последовательными четко регламентированными этапами. Это проверка, проводимая на основании письменного решения руководителя налогового органа, по месту нахождения налогоплательщика, то есть на его территории (помещении). (1)

В течение двух месяцев (в исключительных случая срок может быть продлен) исследуется правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В рамках выездной налоговой проверки имеет место истребование документов, допрос свидетеля, осмотр помещений и территорий, назначение экспертизы и привлечение специалиста, возможна инвентаризация имущества, а так же выемка документов. (5) Проблема эффективности проведения налоговых проверок решается на государственном уровне путем ужесточения требований, введении ограничений и разработке определенных методик проверок. Налоговые органы Российской Федерации тщательно отслеживают эффективность проводимых контрольных мероприятий путем сопоставления их количества и количества доначисленных поступлений, штрафов, выявленных налоговых правонарушений.

Основным источником анализа эффективности налоговых проверок в Российской Федерации служит отчет о результатах контрольной работы налоговых органов формы № 2-НК. Рассмотрим эффективность результативности камеральных и выездных налоговых проверок на примере Российской Федерации, и проведем анализ эффективности камеральной и выездной налоговых проверок.

Анализ динамики раскрытия налоговых правонарушений в ходе проведения контрольных мероприятий позволяет проследить, насколько

результативны камеральные и выездные налоговые проверки. Для этого необходимо рассчитать процент проверок с выявленными правонарушениями от общего числа контрольных мероприятий. (см. табл.1) Согласно подсчетам, эффективность раскрытия налоговых правонарушений при камеральных проверках варьируется в период с 2011 по 2013 год в пределах от 5 до 6%. Эффективность выявления налоговых правонарушений при проведении выездных контрольных мероприятий за отчетный период составляет в среднем 98,8%. Естественно, что при проведении камеральных проверок производится первоначальный отбор потенциальных нарушителей налогового законодательства, а это значит, что процент выявления налоговых правонарушений при выездных проверках значительно возрастает.

Таблица 1. - Анализ результативности налоговых проверок на примере РФ за 2012-2014 год.

2012 год 2013 год 2014 год

Камеральные проверки, ед. 34880460 34202144 32870847

из низ выявивших нарушения 1876526 1765463 1965166

Раскрытие налоговых правонарушений, % 5,4 5,1 5,9

Выездные проверки, ед. 58123 41331 35758

из них выявивших нарушения 57546 40833 35315

Раскрытие налоговых правонарушений, % 99 98,8 98,76

Важно узнать и оценить какая сумма налогов и дополнительно начисленных средств (пеней и штрафов) приходится на одну налоговую проверку. Данный результат будет достигнут путем деления общей поступившей суммы налогов или доначисленных средств на совокупное число проведенных контрольных налоговых мероприятий. (см. табл. 2) Полученные результаты позволяют в динамике оценить эффективность каждого вида проверки.

Так, в среднем за исследуемый период на одну камеральную проверку приходится 1327 рублей 60 копеек начисленных налогов. Данный показатель, ежегодно увеличиваясь, варьируется в пределах от 1252 рублей до 1434 рублей за одну проверку.

Сумма доначисленных пеней и штрафов на одну проверку в среднем составляет 256 рублей 60 копеек. Динамика этого показателя за три года составила +59 рублей.

Выездные проверки, согласно подсчетам, оказались более результативными в плане раскрытия налоговых правонарушений, ввиду чего

значительно увеличивается приток денежных средств от налогоплательщиков. Сумма налоговых поступлений с одной выездной налоговой проверки составила в 2011 году в среднем 4114839 рублей. В 2012 году налоговые поступления увеличиваются на 1004261 рубль. В 2013 году данный показатель составил уже 5970750 рублей.

Величина пеней и штрафов, взысканных с одной выездной налоговой проверки, в динамике ежегодно растет в среднем на 433 тысячи 790 рублей. В 2013 году величина доначисленных платежей, приходящихся на одну выездную проверку, равна 2168700 рублям.

Таким образом, если рассматривать налоговые контрольные мероприятия отдельно друг от друга, то очевидно, что эффективность выездных налоговых проверок примерно в 16 раз выше, чем эффективность камеральных проверок. Однако, уровень взаимосвязи камеральных и выездных проверок достаточно велик, и оценивать их эффективность без влияния друг на друга нецелесообразно. Так как на этапе камеральных проверок проводится первоначальный отбор, а в результате выездных проверок данные о правонарушениях налогового законодательства, в большинстве случаев, уточняются, можно определить общий процент эффективности проведения контрольных налоговых мероприятий, составляющий 98,8%.

Можно отметить, что благодаря усилиям Налоговых органов Российской Федерации, тщательному, внимательному и углубленному проведению контрольных мероприятий достигнут такой высокий процент в раскрытии налоговых правонарушений.

Таблица 2. - Динамика эффективности камеральных и выездных налоговых проверок.

Использованные источники:

2012 год 2013 год 2014 год

га . Й = К К 1 & В ш у С 9§ и ЧО 1 £ Щ Ь И £ С ё 5 * В ■£ в и |у = = = - о 0 РР — й = и = 1 » С § ш ю 1 £ Ц & 1 а ймй С э щ 5 ¡= е-1 * 8 = = 1 о — 0 РР — Й = а - 1 ^ в » X С § ш 1 5 ^ & 1 3 « и £ С 3 § 5 г; - 1 В и И & = = 1 с — К

Камеральные проверки 3488046 0 43678436 8359109 3420214 4 44366177 7987394 3287084 7 47152155 9808057

На одну КПП 1 1,252 0,239 1 1,297 одзз 1 1,434 0,298

Выездные проверки 38123 23916684 4 7562500 3 41331 21157936 1 6936524 8 35758 21350225 1 7754813 8

На одну ВНП 1 4114,839 1301,12 1 5119,1 1678,2 1 5970,75 2168,7

1) Налоговый Кодекс РФ от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998, действующая редакция от 29.12.2014)

2) Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов. Раздел III. Сведения об организации и проведении камеральных и выездных проверок по состоянию на 01.01.2015 г. Форма № 2-НК.

3) Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов. Раздел III. Сведения об организации и проведении камеральных и выездных проверок по состоянию на 01.01.2014 г. Форма № 2-НК.

4) Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов. Раздел III. Сведения об организации и проведении камеральных и выездных проверок по состоянию на 01.01.2013 г. Форма № 2-НК.

5) Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник для студентов // под ред. И.А. Майбурова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.ЮНИТИ-ДАНА, 2010. -559с.

6) Дяченко М.А. Налогообложение.: Учебное пособие. - МИНОБР ТГУ. -Томск, 2012. [Электронный ресурс: http://tic.tsu.ru/www/uploads/nalog/page22.html]

Сафонова А.А.

ассистент кафедра ЭиМ Пахомова Н.Г. студент 3го курса СТИ НИТУ «МИСиС» Россия, г. Старый Оскол ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ ЗА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДТВЕННЫМИ ЗАПАСАМИ

Аннотация: Учет материально-производственных запасов - важная отрасль внутреннего контроля производственно-хозяйственной деятельности предприятия. В данной статье рассматриваются его основные направления и способы выполнения.

Ключевые слова: материально-производственные ресурсы, аудит, внутренний контроль, бухгалтерский учет.

Почти все процессы деятельности предприятия осуществляется за счет движения материально-производственных ресурсов. Их недостаток может привести нарушению непрерывного и ритмичного процесса производства. В то время как излишки уменьшают эффективность производства, создают напряженность в снабжении [1]. Материально-производственные запасы представляют собой различные вещественные элементы, используемые в качестве сырья при производстве продукции, готовую продукцию и товары^^ 134.].

Качество выпущенной продукции организации во многом зависит от состояния материальных ценностей, поэтому организация внутреннего контроля материально-производственных запасов является важным направлением системы контроля [1].

Основные направления учета и контроля материально-производственных запасов являются:

- Формирование фактической себестоимости запасов;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.