Научная статья на тему 'Сравнительный анализ эффективности деятельности предприятий как инструмент оценки их конкурентоспособности'

Сравнительный анализ эффективности деятельности предприятий как инструмент оценки их конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1178
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / БЕНЧМАРКИНГ / BUSINESS ECONOMICS / ECONOMIC ANALYSIS / BENCHMARKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галбаатар Д.

Раскрыто содержание бенчмаркинга, как системного процесса выявления лучших организаций и оценки их продукции и методов производства. На основе бенчмаркинга проведен сравнительный анализ эффективности деятельности монгольского горно-обогатительного предприятия СП «Эрдэнэт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Галбаатар Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALISIS OF ENTERPRISES EFFICIENCY IS THE APPRAISAL OF COMPETITIVENESS

The concept of benchmarking as a systemic procedure for identifying the best organizations and appraising their products and production technologies, is described. A comparative analysis, based on benchmarking, of performance of the Mongolian ore-dressing and processing enterprise «JV Erdenet», is undertaken.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ эффективности деятельности предприятий как инструмент оценки их конкурентоспособности»

Д. ГАЛБААТАР

начальник отдела маркетинга и информации СП «Эрдэнэт»,

магистр управленческих наук

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Сравнительный анализ эффективности деятельности предприятий стал одним из основных инструментов ее улучшения, позволяющих формировать единую конкурентную корпоративную культуру. Сравнение экономической эффективности в широком смысле обозначается термином «бенчмаркинг». Бенчмаркинг — систематический процесс выявления лучших организаций и оценки их продукции и методов производства1. Сопоставление показателей эффективности деятельности предприятия определенной отрасли с аналогичными показателями конкурентов и мировых лидеров в ней дает возможность установить уязвимые и рациональные стороны его функционирования. Это позволяет найти незаполненные рыночные ниши, выйти на вероятных партнеров по производственнотехнической кооперации и выяснить преимущества слияния компаний.

В основе бенчмаркинга лежит концепция постоянного совершенствования деятельности организации, предусматривающая непрерывный цикл планирования, координации, мотивации и оценки ее действий2. Механизм сравнительного анализа дает возможность оценивать перспективы компании по удельным показателям, конкретизировать задачи выхода предприятия на тот или иной рубеж производительности труда, доходности капитала, фондоотдачи и т.д. Основой проведения эффективного сравнительного анализа выступает адекватная рынку информационная база. Выводы, полученные в ходе анализа, позволяют обосновывать инвестиционные программы, планировать численность персонала, намечать источники привлечения капитала и т.д.

Внедрение системы бенчмаркинга имеет особенности на микро-, мезо- и макроуровнях. На микроуровне определяется место предприятия на конкретном рынке; на ме-зоуровне проводится сравнение по факторам, характерным для отрасли в целом; на

макроуровне сопоставляется эффективность государственной политики, влияющей на конкурентоспособность предприятия, в разных странах.

Предпочтительнее начать сравнительный анализ с рассмотрения тех направлений деятельности предприятия, на которые приходится наибольшая часть затрат или денежных средств. Предприятию следует учитывать, что оно не сможет сопоставить свою эффективность с эффективностью какой-либо другой организации, пока оно не введет собственные эффективные и надежные показатели измерения работы. Методика бенчмаркинга позволяет установить текущее конкурентоспособное положение предприятия и оценить его деятельность с точки зрения современной международной практики. Для каждого направления бизнеса используются специфические показатели, определенным образом объединяемые для получения совокупной оценки по всем направлениям. Такой подход позволяет идентифицировать области, которые требуют наибольшего внимания, что, в свою очередь, способствует эффективной корректировке стратегического плана повышения конкурентоспособности предприятия.

Первый шаг бенчмаркинга в горнодобывающей отрасли — определение на основе рейтингового метода оценки места предприятия на мировом рынке в настоящий момент и направлений его движения к конкурентоспособной позиции. Интегральные показатели, характеризующие конкурентоспособность горнодобывающих предприятий, определены Международной горной ассоциацией. Рейтинговым методом оценки охвачено более 200 медедобывающих предприятий мира. Результаты рейтинга и показатели конкурентоспособности СП «Эрдэнэт» представлены в табл. 1.

Из табл. 1 видно, что в целом СП «Эрдэ-нэт» по показателям бенчмаркинга занимает среднее положение среди горнодобываю-

© Д. Галбаатар, 2007

щих предприятий мира. Оценивая отдельные направления деятельности СП «Эрдэнэт», можно сделать следующие выводы: конкурентоспособность процессов переработки в 2,3 раза ниже среднего мирового значения, затраты металлургического предела (затраты по плавке и рафинированию) — ниже на 27%. Индекс конкурентоспособности СП «Эрдэнэт» по себестоимости медного концентрата один из самых высоких — 0,93, что говорит о сильной позиции комбината по данному направлению. Индекс конкурентоспособности по указанным затратам металлургического предела равен 0,17, т.е. почти в 5 раз ниже, чем индекс конкурентоспособности по себестоимости медного концентрата, что отражается на конечном результате эффективности деятельности СП «Эрдэнэт».

Таким образом, можно уверенно говорить о том, что для СП «Эрдэнэт» слабыми местами в отношении конкурентоспособности являются ценообразующие показатели и показатели по переработке руды.

Конкурентоспособность предприятия «Эрдэнэт» на мировом рынке определяется путем анализа основных показателей эффективности его деятельности, сопоставления современного состояния компании с состоянием аналогичных предприятий в мире. Исследования медной руды 11 медедобывающих предприятий разных стран показывают, что за последние годы среднее содержание меди в руде уменьшилось с 1,60 до 0,64%, при этом самое высокое ее содержание по системе бенчмаркинга составляет 1,27%. Нужно отметить, что нынешнее содержание меди в руде открытого рудника СП «Эрдэ-нэт» ниже среднемирового уровня, но превышает среднее содержание меди крупных производителей медных концентратов, таких как «Палабра» из Южной Африки («Рио Тин-то корпорация»), «Хайланд Валли» из Канады («Коминко корпорация»), «Ок Теди» из Папуа — Новой Гвинеи («Си-Ай-Эйр корпорация»). В Китае в основном добывают руду с содержанием меди 0,2-0,4%, на частных рудниках ее содержание ниже 0,2%.

Таблица 1

Сопоставление технико-экономических показателей СП «Эрдэнэт» с мировым средним значением показателей медедобывающих предприятий за 2004 г.

Показатель Мировое среднее значение показателей Значение показателей СП «Эрдэнэт» Индекс конку-рентоспособнос-ти СП «Эрдэнэт» Уровень конкурентоспособности СП «Эрдэнэт»

Абслютное %

Содержание меди, % 1,2 0,61 - 0,42 Ниже среднего

Извлечение меди, % 84,0 85,0 - 0,50 Выше среднего

Производительность Объем добычи, т/чел.-ч 18,7 34,8 0,90 Высокий

Объем переработки, т/чел.-ч 27,5 11,8 - 0,23 Низкий

Зарплата, дол./ч 13,03 1,83 - 0,95 Высокий

Трудовые затраты, дол./т 4,28 0,71 16 0,89 Высокий

Электроэнергия, дол./т 1,41 1,22 28 0,37 Ниже среднего

Топливо, дол./т 0,58 0,22 5 0,82 Высокий

Материальные затраты, дол./т 4,26 1,38 32 0,93 Высокий

Сервисные затраты, дол./т 2,64 0,80 18 0,91 Высокий

Другие затраты, дол./т 6,90 2,18 50 0,92 Высокий

Себестоимость медного концентрата, дол./т 13,17 4,32 100 0,93 Высокий

Себестоимость катодной меди Себестоимость меди в медном концентрате, с/lb Cu 34,2 35,5 60 0,34 Ниже среднего

Транспортировка, с/lb Cu 2,7 2,9 4 0,48 Средний

Затраты по плавке и рафинированию (TC/RC), c/lb Cu 15,5 21,2 36 0,17 Низкий

Всего с/lb Cu 52,4 59,4 100 0,26 Ниже среднего

Источник: Затраты по меди мировых медных рудников и проектов. Лондон, 2004. Т. 7.

Среднее содержание меди в руде, перерабатываемой на СП «Эрдэнэт», в период с 2004 по 2005 г. было около 0,60%, а в период с 2025 по 2030 г. прогнозируется на уровне 0,42-0,45%. Средний коэффициент вскрыши по карьеру «Эрдэнэт» равен 0,640 м3/м3 и в последние годы в сравнении с вышеупомянутыми карьерами является самым низким (2000 г. — 0,692%, 2002 г. — 0,617%).

К долгосрочным стратегическим факторам международной конкурентоспособности медедобывающего предприятия относятся: доля данного государства в мировой добыче, объемы переработки меди, медные запасы и содержание меди в добываемой на месторождении руде. Сопоставление горногеологических показателей СП «Эрдэнэт» с показателями аналогичных предприятий на базе бенчмаркинга представлено в табл. 2.

По данным за 2003 г., уменьшаются медные запасы Канады, Южной Африки, США и некоторых стран Восточной Европы, особенно Польши, как следствие, снижается конкурентоспособность этих стран на мировом рынке меди. Доля стран Северной Америки в мировых медных запасах за последние десять лет сократилась с 27 до 17%. Доля стран Латинской Америки в общемировых запасах меди за 1988-2004 гг. увеличилась с 32 до 40%. В настоящее время на Чили приходится 27% мирового запаса меди, а на Россию и Казахстан — 10%.

Некоторые рудники Китая закрываются из-за уменьшения запасов меди, а также по

финансовым и экологическим причинам. Сегодня Китай снабжает своим концентратом только 40% мощностей медеперерабатывающих и рафинирующих заводов. На Монголию приходится 1% мировой добычи меди. С учетом запасов Эрдэнэта, новых месторождений Цагаан суварга и Оюу толгой доля Монголии в перспективе может составить до 3% мирового запаса меди.

В последние годы в медедобывающей отрасли интенсивно развивается метод гидрометаллургии в целях переработки руды с низким содержанием меди и забалансовой руды. Эта самая современная, дешевая и низкозатратная технология широко внедряется в США, Южной Африке и Чили.

К главным показателям конкурентоспособности медедобывающих предприятий относится себестоимость продукции, которая зависит от качества медной руды, используемого горного и флотационного оборудования и применяемой технологии. Мировая цена медного концентрата не устанавливается на мировом рынке, за основу цены реализации медного концентрата берется цена катодной меди. Прямые затраты при производстве чистой меди в мире в 1995 г. составляли 1312,0 дол. за тонну, а в 2004 г. сократились до 1113,3 дол. за тонну (табл. 3). При получении катодной меди методом выщелачивания прямые затраты производителя меди в 2004 г. составляли в среднем от 600 до 800 дол. за тонну, и в дальнейшем наблюдается тенденция снижения этих затрат.

Таблица 2

Сопоставление горно-геологических показателей СП «Эрдэнэт» с показателями аналогичных предприятий на базе бенчмаркинга за 2004 г.

Рудник Страна Ресурсы, млн т Срок службы, лет Содержание металла в руде, %

Си Ад, г/т Мо

Алумбрера Аргентина 350,9 10,3 0,50 - -

Батте США 382,7 30,6 0,35 2,32 0,030 00

Бату Хижау Индонезия 1 055,8 23,4 0,51 - -

Кадиа Хилл Австралия 189,3 10,9 0,17 - -

Канделярия Чили 301,5 12,6 0,76 2,95 -

Коллахаус Чили 1 376,0 56,4 1,01 - -

Эскондида Чили 2 050,0 29,1 1,27 - 0,001 90

Хайланд Валли Канада 252,5 5,1 0,42 - 0,007 70

Ок Теди Папуа — Новая Гвинея 245,5 8,7 0,87 - -

Лос Пеламбрес Чили 2 074,0 50,2 0,65 0,93 0,017 30

Эрдэнэт Монголия 1 275,6 50,4 0,49 2,60 0,017 00

Средние показатели - 868,5 26,1 0,64 2,20 0,001 48

Показатель бенчмаркинга - 2 074,0 56,4 1,27 2,95 0,030 00

Источник: Затраты по меди мировых медных рудников и проектов. Лондон, 2004. Т. 7.

Таблица 3

Сопоставление экономических показателей СП «Эрдэнэт» с показателями аналогичных предприятий на базе бенчмаркинга за 2004 г.

Рудник Производственная себестоимость, дол./т

Добыча Переработка Административные затраты Концент- рат Медь в концентрате Катодная медь

Алумбрера 1,83 2,07 0,45 4,35 456,3 1 208,1

Батте 1,32 2,86 0,45 4,62 1 512,3 2 043,6

Бату Хижау 1,57 1,87 2,69 6,13 672,4 1 265,4

Кадиа Хилл 2,38 2,32 0,52 5,84 1 040,6 1 616,0

Канделярия 2,88 2,40 0,56 5,84 579,8 1 223,5

Коллахаус 3,40 2,82 0,90 7,12 824,5 1 263,2

Эскондида 2,89 3,55 1,03 7,48 612,9 1 247,8

Хайланд Валли 0,95 2,12 0,46 3,53 897,3 1 532,2

Ок Теди 2,55 3,00 4,39 9,98 978,8 1 437,4

Лос Пеламбрес 1,96 2,21 0,85 5,01 538,7 1 113,3

Эрдэнэт 0,81 2,87 0,64 4,32 782,6 1 402,1

Средние показатели 2,05 2,55 1,18 5,78 808,5 1 395,7

Показатель бенчмаркинга 0,81 1,87 0,45 3,53 456,3 1 113,3

Источник: Затраты по меди мировых медных рудников и проектов. Лондон, 2004. Т. 7.

Из табл. 3 видно, что фактически все экономические показатели СП «Эрдэнэт», кроме расчетной себестоимости катодной меди, ниже мирового среднего значения. Это еще раз подтверждает сделанный ранее вывод о том, что ценообразующие показатели TC/RC являются слабым местом конкурентоспособности предприятия и должны подлежать детальному анализу и обследованию.

Производственные затраты СП «Эрдэ-нэт» в 2004 г. составили 4,32 дол. за тонну по концентрату и 35,5 c/lb по меди в концентрате (см. табл. 1). Техника и технология, применяемые на обогатительной фабрике «Эрдэнэт», намного уступают используемым на передовых фабриках, соответственно, затраты комбината на про-

изводство на 30-40% выше, чем на передовых фабриках.

Таким образом, методом бенчмаркинга определены конкурентоспособность, сильные, слабые стороны в деятельности СП «Эрдэнэт» и место компании в мировой горнорудной промышленности. В результате оценки методом бенчмаркинга можно сказать, что СП «Эрдэнэт» занимает сильную позицию по себестоимости медного концентрата и слабую позицию по затратам металлургического предела, что влияет на конкурентоспособность СП «Эрдэнэт».

Примечания

1 Гапоненко А.Л. Стратегическое управление: учеб. М., 2006.

2 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.