Факты в науке -то же, что опыт в общественной жизни.
Ж. Бюффон
Резюме. Современные исследователи в области искусствоведения мало внимания уделяют изучению доспехов, изображенных на сарматских портретах, мраморных надгробиях магнатов и шляхты Речи Посполитой. В статье проводится сравнительный анализ элементов доспехов на сарматском портрете Януша Радзивилла в соответствии с историческими аналогами.
Ключевые слова: сарматский портрет, реставрация, живописное полотно, красочный слой, доспех, кираса, шлем, бургиньот.
Тимофей Полунин,
аспирант Белорусского государственного университета культуры и искусств; s.h.ii.f.t@qmail.com
Сарматский портрет, вошедший в моду в период правления Стефана Батория, стал популярным в шляхетской среде, так как подчеркивал благородство происхождения представителей данного сословия. Создавался он по строгим канонам композиции. Нередко на сарматских портретах встречаются изображения доспехов.
В отдел научно-реставрационных мастерских Национального художественного музея Республики Беларусь в 2011 г. на реставрацию поступила
картина «Портрет Януша Радзи-вилла» (Даниэль Шульц, около 1652 г., холст, масло; 210x122) (рис. 1). Реставрационным работам предшествовали химико-физические исследования живописного полотна.
В результате рентгенографии на портрете был обнаружен более ранний красочный слой, на котором просматривались небольшие изменения в изображении одежды, серьезные композиционные правки в левой нижней четверти. После расчистки записи стало очевидно, что в левом нижнем углу картины нарисованы доспехи (рис. 2), на которые, согласно замыслу художника, указывает рука портретируемого [3].
Отчетливо просматривается верхняя часть пластинчатого панциря, предположительно состоящего из нагрудной и наспинной пластин, которые соединены между собой кожаными ремешками с приклепанными к ним накладными металлическими пластинами. На кирасе изображен большой шейный вырез с высокой отбортовкой. Нашу догадку подтверждают и исследования британского историка Клода Блэра, в которых поясняется: «В 1600 г. появляется сочленение нагрудной и наспинной пластин на плечах при помощи обшитых пластинами ремней с отверстиями для запонок с большими шляпками, к которым они пристегивались при помощи подвижных крюков. Ремни укреплялись на наспинной пластине, запонки -на нагруднике» [2]. Исследователь также упоминает, что «с 1630 г., вместе с отказом от наручников и наплечников, из употребления стал выходить воротник, и мно-
гие кирасы уже не предусматривали его ношение» [2], а в качестве примера приводит кирасу для кавалеристов (1649-1660 гг., Оружейная палата Тауэра, Лондон, Великобритания) [2]. Нагрудник, рассматриваемый Блэром, схож по конструкции с кирасой на сарматском портрете Януша Радзивилла.
Австрийский оружиевед Вен-делин Боехейм также упоминает, что к 1620 г. «гусиная грудь» исчезает из употребления, а нагрудник становится коротким, со слабо выраженным ребром. По мнению Боехейма, «соединение нагрудной и наспинной пластин при помощи кожаных лент, покрытых металлическими чешуйками, появляется в середине XVII в. Такие ремни свисали с нагрудника вперед и застегивались крючками на груди» [1].
В нижней части кирасы присутствует изображение элемента защитного обмундирования, но большое количество утрат красочного слоя усложняет его анализ. Тем не менее остатки авторской живописи позволяют высказать догадку, что это шлем, расположенный перед нагрудником. Исследование сохранившегося красочного слоя способствовало выявлению изображения купола шлема. Кроме того, в левой части портрета прослеживаются абрисы горизонтального ряда заклепок, которые крепят к куполу либо сегментированный назатыльник, либо подшлемник. В центральной части шлема имеется дугообразный изгиб его купола в виде арки на месте уха (более свойственный для типа «бургиньот»). Этот изгиб закрывают сегментированные науши. Вдоль изгиба купо-
ла и на верхней части науша нарисованы заклепки, предположительно фиксирующие петлю. Они присутствуют и на элементах на-ушей - либо для присоединения подшлемника, либо для соединения деталей между собой, либо в качестве декора.
Сравнительный анализ позволяет заключить, что в нижней части кирасы на сарматском портрете Януша Радзивилла - вариация бургиньота открытого типа с подвижным назатыльником и сегментированными наушами. Гребень, характерный для такого головного убора, на изображении не прочитывается, что говорит либо об утрате красочного слоя, либо о вариациях типа шлема, либо об авторской трактовке рисунка.
В контексте нашего исследования следует уточнить, что бургиньот появился в начале XVI в. как модификация шлема типа «салад». Венделин Боехейм отмечает: «...данный тип шлема сзади имел жесткий или подвижный назатыльник, спереди - чаще всего вытянутый козырек. Также на куполе имелся низкий гребень, размер которого постепенно увеличивался. К боковым частям купола шлема, которые имели вырезы, крепились подвижные науши при помощи петель. Если науши соединялись на шее ремнями, то шлем назывался открытым, если они образовывали подбородник, то - закрытым бур-гиньотом». Далее Боехейм упоминает, что «к середине XVI в. появляются шлемы, объединившие в своей конструкции старую форму шлемов с устройством бур-гиньота, создав тем самым разнообразные вариации» [1].
В МИРЕ НАУКИ
Рис. 2. Фрагмент изображения (левая нижняя четверть) после расчистки красочного слоя с частичными тонировками
Рис. 1. Портрет Януша Радзивилла. Общий вид до реставрации
Уцелевшие детали шлема, форма утрат красочного слоя в правой части, а также остатки острия козырька позволяют воссоздать изображение путем прорисовки основных элементов в соответствии с сохранившимися аналогами (рис. 3). Сегментированный назатыльник и науши присутствуют на пехотном бургиньо-те XVI в. (мастер Мартин Охам, Нюрнберг, Исторический музей в Дрездене, Германия) (рис. 4).
Рис. 3. Прорисовки шлема: А - с предполагаемым гребнем; Б - без гребня
ация бургиньота открытого типа с сегментированными науша-ми, изображенная на шпалере (на тему Троянской войны) конца XVII - начала XVIII в. (Замковый комплекс «Мир», г.п. Мир, Беларусь) (рис. 7).
Изображения шлемов различного типа часто встречаются рядом с портретируемым как на сарматских портретах, так и на мраморных надгробиях. Российский искусствовед
Еще одним примером шлема с сегментированными наушами служит бургиньот, изготовленный в Германии в 1550 г. (Музей «Метрополитен» в Нью-Йорке, США) (рис. 5). В качестве образца шлема без гребня выступает закрытый бургиньот, датированный примерно 1600 г. (Северная Италия, Чикагский институт искусств, США) (рис. 6). Близкой по конструкции к исследуемому головному убору является вари-
Лариса Тананаева утверждает, что именно «расцвет скульптурных памятников предшествовал становлению сарматских портретов» [4]. Примерами изображения шлемов на скульптурных памятниках выступают: надгробие Станислава Радзивил-ла Набожного (костел Святого Франциска Ассизского, Вильнюс, Литва); памятное сооружение на могиле Станислава Кобыль-ницкого и его жен Зофьи и Изабеллы (неизвестный скульптор, примерно 1590 г., костел в Ко-быльниках, Беларусь); надгробие Арнульфа и Станислава Ухань-ских (неизвестный скульптор, около 1590 г., костел в Ухане, Россия); надгробная плита с памятника короля Стефана Бато-рия (Санти Гуччи, 1594-1595 гг., Кафедральный собор на Вавеле, Краков, Польша) и др.
Шлем типа «армэт» с открытым забралом и плюмажем (левая верхняя четверть) изображен на сарматском портрете Юрия Радзивилла (неизвестный художник, первая половина XVII в., Национальный художественный музей Республики Беларусь). Геральдический шлем (правая нижняя четверть) присутствует на портрете Феликса Тышкевича герба «Лелива», полковника войск Великого Княжества Литовского (неизвестный художник, около 1649 г., Национальный музей в Варшаве, Польша). На портрете же Яна III Собеского (Даниэль Шульц (?), около 16801690 гг., Национальный музей в Варшаве, Польша) - предположительно шлем-шишак с сегментированными наушами, что более свойственно для типа «кабас-сет» (правая нижняя четверть).
Рис. 4. Бургиньот, 1550 г., Германия (Музей «Метрополитен» в Нью-Йорке, США)
Рис. 5. Пехотный бургиньот, XVI в. (мастер Мартин Охам, Нюрнберг, Исторический музей в Дрездене, Германия)
Рис. 6. Закрытый бургиньот, около 1600 г.
(Северная Италия,
Чикагский институт искусств, США)
Таким образом, сравнительный анализ сохранившихся элементов доспехов на сарматском портрете Януша Радзивилла с их историческими аналогами позволил предположить, что на авторском слое в левой нижней четверти живописного полотна изображена кавалерийская кираса с кожаными ремешками, покрытыми металлическими пластинами. На переднем же плане в нижней части кирасы присутствует вариация шлема-бургиньота
Рис. 7 Шпалера (на тему Троянской войны), к. XVII - нач. XVIII в. (Замковый комплекс «Мир», г. п. Мир, Беларусь)
открытого типа с подвижным назатыльником и сегментированными наушами..
ЛИТЕРАТУРА
1. Боехейм В. Энциклопедия оружия / В. Боехейм.- СПб., 1995.
2. Блэр К. Рыцарские доспехи Европы. Универсальный обзор музейных коллекций / К. Блэр; пер. с англ. Е. В. Ламановой.-М., 2008.
3. Патаемны бок вядомага партрэта Януша Радз1в1ла / А. Г. М|цкев1ч В ¡нш.] // Наука и инновации. 2016. № 11. С. 52-56.
4. Тананаева Л.И. Сарматский портрет: из истории польского портрета эпохи барокко / Л. И. Тананаева.- М., 1979.