УДК 616-001.1
Р.Ф. Тумакаев, В.И. Айдаров
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА И СМЕРТНОСТИ В АСПЕКТЕ СОЧЕТАННОЙ ТРАВМЫ
Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения республики Татарстан (Казань)
Произведен сравнительный анализ травматизма и летальности при транспортной травме на основании учетных форм. ГКУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинский экспертизы.» МЗ РТ, Республиканского центра медицины, катастроф МЗ РТ и ГИБДД МВД РТ. Отсутствие унифицированных сопоставимых форм, статистических данных различных государственных служб не позволяет судить об удельном весе той или. иной нозологической единицы, на месте происшествия, что при несвоевременной эвакуации в многопрофильный, стационар, может, значительно увеличить сроки оказания специализированной, помощи, пострадавшим.. Объединяющим, звеном, по нашему мнению, служит, приказ Министерства здравоохранения и. социального развития. Российской. Федерации № 18 от. 26.01.2009г., с учетом, которого были обработаны, данные по дорожно-транспортному травматизму, а дальнейшем., позволит, провести уточненный мониторинг показателей по обозначенной проблеме. Ключевые слова: транспортная травма, травма позвоночника, летальность
THE COMPARATIVE ANALYSIS OF A ROAD AND TRANSPORT TRAUMATISM AND DEATH RATE IN TRAUMAS ASPECT
R.Ph. Tumakayev, V.I. Aidarov Republican Clinical Hospital of the Ministry of Health of the Republic of Tatarstan, Kazan
The comparative analysis of traumatism, and lethality was under transport trauma on the ground of accounted, forms, got from Republican Bureau of Forensic Expertise, Republican Centre of Disaster Medicine and. State Department of Road Traffic of Republic of Tatarstan. The absence of the unified, comparable forms of the statistics, different state services don't allow to judge from relative density of one or another nosologic unit on a place of the event. That can considerably enlarge the periods rendering specialized help for the injured, under the circumstances of the belated, evacuation, to the multisectoral hospital. In our opinion, the unifying link here is the Order of the Ministry of public health, and. social development of the Russian Federation, number 18 dated 26.01.2009. Data on road traumatism, were processed, according to the Order mentioned, and. in the future it will allow to monitor indexes of the problem, denoted.
Key words: transport trauma, trauma of the spine, lethality
ВВЕДЕНИЕ
Огромный социально-экономический ущерб, причиняемый дорожно-транспортными происшествиями (ДТП), является серьезной проблемой. По словам президента РФ Д.А. Медведева, экономические убытки в России за 2008 г. составили около 470 млрд. рублей, что составляет приблизительно 3 % ВВП.
По данным ВОЗ, ежегодно в результате ДТП травмируются в мире более 12 млн. жителей, погибают 325 тыс. человек; в России — 290 тыс. и 32 тыс. соответственно.
Россия занимает первое место в мире по аварийности на дорогах. Общая смертность среди пораженных в ДТП в 12 раз выше, чем среди лиц, получивших травму при других несчастных случаях. Летальные исходы главным образом обусловлены тяжестью полученной травмы и запоздалой доставкой пострадавших в специализированные медицинские центры.
В Российской Федерации 10,2 % смертей происходят уже на стадии госпитализации, а 13 % — в стационаре, тогда как в ведущих странах мира эти показатели не превышают 2 — 3 %. При ДТП сочетанная позвоночно-спинномозговая травма составляет до 40,4 % [7], при которой наибольшая летальность и высокий процент инвалидизации у выживших, зависит от квалифицированного первичного осмотра и правильной транспортировки в многопрофильный стационар. На месте происшествия погибают до
31 % пострадавших, при транспортировке — 1,4 %, в стационаре — 14,7 % [10], поэтому ко всем пострадавшим, находящихся в тяжелом состоянии, необходимо относиться как к больным с позвоночно-спинномозговыми повреждениями.
Следует отметить, что частота встречающейся позвоночно-спинномозговой травмы варьирует от 30 до 53,4 случаев на один миллион жителей в год [13], мужчины в сравнении с женщинами страдают в 2 — 2,5 раза чаще [8]. Более половины составляют лица моложе 40 лет, так по современным литературным данным средний возраст пациентов составляет 24 года [11],
В структуре заболеваний населения Республики Татарстан (РТ) травмы и их последствия по частоте и тяжести занимают одно из ведущих мест, являясь острейшей социально-экономической проблемой.
По данным ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан» после травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин освидетельствованы в 2009 г. 1406 человек взрослых от 18 лет, причем трудоспособные мужчины 18 — 59 лет и женщины 18 — 54 лет составили 1121 человек. Количество освидетельствованных лиц при этом неуклонно снижалось по сравнению с предыдущими годами (2005 г. - 1708; 2006 г. - 1399; 2007 г. - 1402; 2008 г.
— 1316), в т.ч. с последствиями производственных травм (от 307 в 2005 г. до 175 человек в 2009 г.) [3] .
ПІ I IIIMIlim I I I I I I I I I I Ill I I I
335
По данным РМИАЦ, в 2009 г. от травм, отравлений и других последствий воздействий внешних причин обратились за помощью в медицинские учреждения 357675 человек, в то время как в 2008 г. обращений было 366140. Первичная заболеваемость от травм на 1000 жителей в РТ в 2009 г. составила 94,9, а в 2008 г. — 97,3. Необходимо отметить, что уровень травматизма имеет постоянную тенденцию к снижению по сравнению с 2005, 2006, 2007 годами (106,3, 104,7 , 104,3 — соответственно). По данным Управления ГИБДД за 2008 г. в РТ произошло 5958 ДТП, в которых погибло 713 человек, ранено — 7619. Из них 388 ДТП произошли по вине пьяных водителей (66 человек погибли, 64 получили ранение). В 2009 г. было 5572 ДТП, погибло - 689, ранение получили 6966 человек. Снижение составило 3,4 % и 8,6 % соответственно. При этом тяжесть последствий ДТП равнялась 9,0 погибших на 100 пострадавших; в 2008 г. - 8,6 [3] .
Анализ показал, что увеличивается количество ДТП, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой степенью тяжести, причем тяжесть последствий на федеральных автотрассах в 3 раза выше, чем в городах, степень аварийности слишком высока и масштабы травматизма в результате ДТП приобрели характер угрозы национальной безопасности.
Основными причинами смерти от травм являлись тяжелая сочетанная травма, травматический шок, неоказание своевременной медицинской помощи пострадавшим, слабая техническая и кадровая оснащенность лечебных учреждений.
Анализ травматизма среди всего населения РТ в городах и районах показал, что самый высокий уровень наблюдается в г. Казани - 130,4 на 1000 человек, далее - в г.г. Набережные Челны (119,6) и Елабуга (112,5). В общей структуре травматизма в 2009 г. производственный травматизм составил 5,2 %, бытовой - 75,1 %, уличный - 16,2 %, транспортный - 1,9 %, спортивный - 0,6 %, прочие -1 %. Данные показатели аварийности на участке федеральной трассы М-7 в РТ показал, что в 2008 г. было 287 ДТП, в которых погибло 102 и ранено 397 человек, а в 2009 г. произошло 249 ДТП, в которых погибло 80 и ранено 336. Таким образом, соответствующие показатели снизились по сравнению с 2008 годом на 13 %, 21,5 %, 15,4 % - соответственно [3]. Среди умерших от травм в ДТП преобладали пострадавшие с ЧМТ и множественными сочетанными повреждениями конечностей и позвоночника.
Травматическое повреждение позвоночника и спинного мозга в развитых странах составляет до 53,4 на 1 млн. населения [13], причем мужчины страдают в 3 раза чаще женщин [8], в 10-48 % случаев спинальная травма является осложненной [12].
Высокий процент пострадавших в ДТП связан с неблагополучным состоянием дорог, со слабой подготовкой водителей из-за коммерциализации получения водительских прав, а также с управлением транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, причем наибольшее число пострадавших представляют пешеходы, в меньшей степени
- водители и пассажиры. Неизменное увеличение автопарка наряду с невнимательностью, низкой культурой вождения, пренебрежением и игнорированием правил дорожного движения приводит к резкому росту количества ДТП, тяжесть последствий которых сравнима с государственным бедствием.
В общей системе медико-социальной помощи медицинские меры реабилитации (быт, труд, досуг, образование, семью и т.д.), направленные на предупреждение тяжелых последствий травмы позвоночника, спинного мозга и восстановление нарушенных функций организма у инвалидов, требуют больших финансовых вложений. В Российской Федерации 10,2 % смертей происходят уже на стадии госпитализации, а 13 % - в стационаре, тогда как в ведущих странах мира эти показатели не превышают 2-3 % [7].
Следует отметить что, частота встречающейся позвоночно-спинномозговой травмы варьирует от 30 до 53,4 случаев на один миллион жителей в год, мужчины в сравнении с женщинами страдают в
2-2,5 раза чаще [8]. Более половины составляют лица моложе 40 лет, так по современным литературным данным средний возраст пациентов составляет 24 года [11], изучение социально-медицинских аспектов инвалидности от осложненных переломов позвоночника показала, что пострадавшие моложе 45 лет составляют 20,6 % от числа всех повреждений опорно-двигательного аппарата [4]. Данные повреждения вызывают за собой стойкую утрату трудоспособности и уступают только множественной травме. В связи с этим восстановление утраченных функций спинного мозга имеет большое социально-экономическое значение.
При изучении статистических показателей транспортной травмы обращает внимание следующее: до 2009 г. в различных государственных учреждениях существовали ведомственные и (или) подведомственные формы учета травматизма, при объединении которых было очень трудно получить целостную картину происходящего и тем самым более рационально скорректировать возникающие ситуационные моменты.
Целью настоящих исследований явилась комплексная сравнительная оценка статистических данных различных государственных служб для определения эффективности их применения и обработки этих показателей по ведению учета повреждений опорно-двигательного аппарата и позвоночно-спинномозговых повреждений при транспортной травме.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Проведен сравнительный анализ статистических отчетов за период с 2005 по 2009 г. ГКУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы» МЗ РТ (РБСМЭ), Республиканского центра медицины катастроф МЗ РТ (РЦМК), ГИБДД МВД РТ (ГИБДД) о количестве и исходах транспортной травмы, с выделением дорожно-транспортного травматизма (ДТП). Для этого мы использовали утвержденные формы указанных служб.
336
П11 11111111Т111 1111111111111
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
На основании сводных данных ГКУЗ «РБСМЭ» МЗ РТ летальность в связи с транспортной травмой по РТ (население 3,7686 млн. чел.) составила: за
2005 г. общее количество случаев - 957 (автомобильной травмы - 793); 2006 г. - 896 (автомобильной - 773); 2007 г. - 998 (автомобильной - 858); 2008 г. - 821 (автомобильной - 710); 2009 г. - 755 (автомобильной - 671). По г. Казани (население 1,131 млн. чел.) летальность в связи с транспортной травмой составила: за 2005 г. общее количество случаев - 243 (автомобильной травмы - 193);
2006 г. - 217 (автомобильной - 182); 2007 г. - 286 (автомобильной - 246); 2008 г. - 339 (автомобильной - 299); 2009 г. - 268 (автомобильной - 234). Следует обратить внимание на отсутствие четких критериев учета случаев «транспортная травма» (временные критерии получения травмы, основная и (или) комбинированная причина смерти и др.). В показатели по г. Казани входят летальные случаи и отдельных районов (Лаишевский, Пестречинский и другие), а также случаи наступления смертельных исходов в Республиканских лечебно-профилактических учреждениях, куда доставляются пациенты со всей Республики Татарстан, а также лица иностранных государств. В связи с этим имеющиеся данные необходимо рассматривать с многочисленными корректирующими моментами.
Причем 85 % из этого числа составила политравма, в которую были вовлечены различные отделы позвоночного столба и конечностей, с различной степенью тяжести поражения. Для наглядности следует указать, что в литературе имеются данные, что при изолированной спинальной травме исход в полный паралич составляет 65 %, а летальность достигает 20 % [9].
От общего числа насильственной смертности в процентном соотношении, также по данным ГКУЗ «РБСМЭ» МЗ РТ, в 2005 г. по г. Казани транспортная травма составила 14,29 % (по РТ - 14,48 %); в 2006 г. - 14,32 % (15,36 %); 2007 г. - 19,39 % (17,78 %); 2008 г. - 20,99 % (16,27 %); 2009 г. - 17,6 % (16,46 %). В сводках ГИБДД МВД РТ на территории РТ за 2008 г. общая аварийность (количество ДТП) составила 6983 случая, в том числе с участием детей
- 636. Погибших в 2008 г. было 676 человек, в том числе детей 37. За 2009 г. общая аварийность составила 6027, в том числе с участием детей 596. Погибших в 2009 г. 678 человек, в том числе детей 34 [6].
Снижение количественного показателя летальности данных ГИБДД МВД РТ по сравнению с данными РБСМЭ МЗ РТ связано с тем, что в последних учитывается смертность не только в остром периоде травматической болезни, но и на отдаленных сроках. Что соответствует данным литературы, где среди пациентов после позвоночно-спинномозговой травмы смертность в первые 10 лет достигает 30 % [2]. Высокая смертность в раннем периоде травмы обуславливается ее сочетанием с черепно-мозговой травмой (56 %) и/или травмой внутренних органов (34 %). Летальный исход в позднем периоде возникает вследствие различных инфекционных осложнений [5].
Во исполнение приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.01.2009 г. № 18 «Об утверждение статистического инструментария по учету пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях» Министерством здравоохранения Республики Татарстан в целях упорядочения ведения учета пострадавших издан приказ № 611 от 15.05.2009 г. «О введении статистического инструментария по учету пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях», с
01.06.09 г. все лечебные учреждения ведут учетные формы (№ 58-ДТП-1/у и № 58-ДТП-2/у) и организуют передачу информации в органы внутренних дел и Республиканский центр медицины катастроф МЗ РТ.
Правительством РФ совместно с РТ разработана Федеральная целевая программа, в которой намечены пути уменьшения социально-экономических последствий ДТП. При реализации этой программы за последние 3 года снизилось количество ДТП и число погибших в них, что привело, по данным 2008 г., к сокращению социально-экономических потерь на 906 млн. руб. При этом уменьшились транспортные (количество лиц, погибших в результате ДТП на 10 тыс. транспортных средств) и социальные (количество погибших в результате ДТП на 100 тыс. населения) риски с 12,4 до 8,9 и с 23,4 до
18.9 - соответственно. Снизилась также тяжесть последствий (количество погибших в результате ДТП на 100 пострадавших) с 10,0 до 8,6.
В 2008 г. бригады СМП выполнили 6301 выезд на ДТП, в ходе которых была оказана медицинская помощь 7592 пострадавшим в ДТП. В 2007 г. - 7308 выездов на ДТП и 9495 пострадавших, в 2006 г. -6966 выездов на ДТП и 8756 пострадавших [3]. По данным вышеуказанных отчетов, детский травматизм в РТ не имеет тенденцию к росту, остается в тех же показателях в приведенные периоды.
ВЫВОДЫ
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.01.2009 г. № 18 позволил, во-первых, упорядочить, унифицировать данные транспортной травмы во всех государственных службах занимающиеся данной проблемой, во-вторых, проследить динамику изучаемой патологии в течение последующих лет.
Более того, эти данные установят истинную структуру травматизма пострадавших в ДТП с выделением отдельных нозологий и политравмы; обращаемость в станцию скорой медицинской помощи, в травмпункт, в поликлинику или в стационар; летальность до приезда скорой помощи, в присутствии скорой помощи и на различных сроков пребывания в различных ЛПУ.
Уточненный мониторинг транспортной травмы необходим не только для организации лечебных мероприятий, но и последующей реабилитации с разработкой индивидуальных программ для каждого пациента.
В настоящее время существует нормативная база, благодаря которой стала возможной реализация новых подходов к организации скорой и экстренной медицинской помощи в Республике Татарстан. Для
П11 11111ПтИ 1111111111111 I
337
осуществления мероприятий по ДТП необходимо слияние в единую систему до госпитального и госпитального этапов, где приемное отделение становится отделением экстренной медицинской помощи с сортировкой пациентов по потокам в соответствии с тяжестью состояния, а не по профилю поражения.
В Казани в Республиканском центре Медицины катастроф Минздрава РТ с целью реализации пилотного проекта создана единая дежурная диспетчерская служба «112» для структур экстренного реагирования. С ее помощью осуществляется контроль нахождения санитарного автотранспорта по системе «ГЛОНАСС» [1], времени доезда бригад скорой помощи на вызов и организации перераспределения санитарного транспорта по территориям республики.
В последние годы происходит постепенное увеличение количества ДТП, в результате которых пострадавшие получают сочетанные травмы. При разработке мероприятий по снижению смертности сделан акцент именно на этой группе пострадавших. На территории республики созданы травмоцентры
3-х уровней, на базе имеющихся медицинских учреждений за счет дооснащения их медицинским оборудованием и приведением помещений в соответствие с нормативными требованиями. Травмоцентры созданы на базе крупных многопрофильных круглосуточно дежурящих стационаров. Зоны ответственности конкретного травмоцентра на трассах учитывают только максимальную приближенность к месту ДТП. При расширении зон ответственности травмоцентра РКБ по 10 близраспо-ложенным районам прогнозное число пострадавших с шоком для доставки в РКБ увеличится на 420 человек в год [1]. Прием такого потока «тяжелых» пациентов выполним только при круглосуточном функционировании травмоцентров, и определяет положительный прогноз по снижению летальности и инвалидизации среди пострадавших в ДТП.
Для дальнейшего улучшения работы служб по оказанию медицинской помощи больным с транспортной травмой в Республики Татарстан необходимо:
• осуществление внедрения автоматизированных систем управления на всех уровнях оказание помощи, контроля лечения и исходов, а также на всех сроках посттравматического периода;
• проведение оптимизации подготовки кадров для службы скорой медицинской помощи;
• усиление кадрами и санитарным транспортом станций скорой медицинской помощи и ЛПУ различных уровней, обслуживающих аварийноопасные участки автотрасс.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев Г.В., Анисимов А.Ю., Исаева И.В. Новые подходы к организации скорой и экстрен-
ной медицинской помощи в Республике Татарстан. Первые результаты и прогноз. // Актуальные вопросы травматологии и ортопедии. — Казань, 2010. - С. 15-17.
2. Данилова С.Г. Инвалидность, медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов вследствие травмы позвоночника и спинного мозга: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — М., 2006. — 48 с.
3. Залялиев Д.Р. и др. Дорожно-транспортный травматизм и его последствия в Республики Татарстан за 2009 год // Актуальные вопросы травматологии и ортопедии. — Казань, 2010. — С. 15 — 17.
4. Рамих Э.А. Повреждения грудного и поясничного отделов позвоночника // Хирургия позвоночника. — 2008. — № 1. — С. 87—106.
5. Солодкова А.В. О возможности и перспективе реабилитационного лечения остаточных явлений травматического повреждения спинного мозга // Профилактика и лечение неврологических заболеваний. — Казань: Знание, 1998. — С. 111 — 114.
6. Тумакаев Р.Ф. Позвоночно-спинномозговые повреждения в аспекте транспортной травмы // Матер. междунар. юбил. науч.-практ. конф. «Современные повреждения и их лечение». — 2010. — С. 191 — 193.
7. Хохлов А.В., Власов М.Е., Аниканов В.В. Структура сочетанной позвоночно-спинномозговой травмы (по данным ГУЗ ТО «Тульская областная клиническая больница) // Матер. V Съезда нейрохирургов России. — Уфа, 2009. — С. 175.
8. Черных И.А. Клиника и хирургическое лечение спастического и болевого синдромов после позвоночно-спинномозговой травмы: автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 2008. — 24 с.
9. Шапкин А.Г. Диагностические возможности регистрации спонтанной биоэлектрической активности и механизмы изменения функционального состояния спинного мозга при повреждении: автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Иркутск, 2005. — 24 с.
10. Щедренок В.В. и др. Качество медицинской помощи при сочетанной позвоночно-спинномозговой травме в Санкт-Петербурге // Хирургия позвоночника. — 2007. — № 3. — С. 74 — 76.
11. Daverat P. et al. The long term outcome in 149 patients with spinal cord injury // WParaplegia. — 1995. — Vol. 33 (11). — P. 665 — 668.
12. Falci S. et al. Dorsal root entry zone microcoagulation for spinal cord injury-related central pain: operative intramedulary electrophysiological guidance and clinical outcome // J. Neurosurg. — 2002. — Vol. 97. — P. 193 — 200.
13. Tator C.H., Benzel E.C. Contemporary management of spinal cord injury: from impact to rehabilitation. — AANS, 2001. — P. 15 — 33.
Сведения об авторах
Тумакаев Рустем Фаридович - ведущий научный сотрудник, кандидат медицинских наук Научно-исследовательского центра «Восстановительная травматология и ортопедия» (420064, г. Казань, Оренбургский тракт, 138Б; тел.: +7 919-622-6666) Айдаров Владимир Ирекович - ведущий научный сотрудник, кандидат медицинских наук, заведующий лабораторией реабилитации Научно-исследовательского центра «Восстановительная травматология и ортопедия» (420064, г Казань, Оренбургский тракт, 138Б; тел.: (843) 261-47-82)
338
П I ИПИИТПI I I I I I I I I I INI I