Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИСКУРСИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ДЕЙЕНЕРИС ТАРГАРИЕН В КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ «ГЕРОИНЯ И ДРУГ» В 1 СЕЗОНЕ ТЕЛЕСЕРИАЛА «ИГРА ПРЕСТОЛОВ»'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИСКУРСИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ДЕЙЕНЕРИС ТАРГАРИЕН В КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ «ГЕРОИНЯ И ДРУГ» В 1 СЕЗОНЕ ТЕЛЕСЕРИАЛА «ИГРА ПРЕСТОЛОВ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

257
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дискурсивная личность / дискурс / медиадискурс / коммуникативная ситуация / невербальная семиотика / телесериал / «Игра Престолов». / discoursive personality / discourse / media discourse / communicative situation / nonverbal semiotics / TV series / «Game of Thrones».

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Баран Татьяна Сергеевна

Большую значимость в современном мире играют средства массовой информации, результатом этого является проявление массового интереса к выпускаемым ими продуктам. Статья посвящена исследованию поведения дискурсивной личности в одном из жанров медиадискурса. В качестве материала исследования выступают эпизоды телесериала. Работа представляет сравнительный анализ вербального и невербального аспектов поведения дискурсивной личности в ряде коммуникативных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE DISCOURSIVE PERSONALITY OF DAENERYS TARGARYEN IN THE COMMUNICATIVE SITUATION "HEROINE AND FRIEND" IN THE 1ST SEASON OF THE TV SERIES "GAME OF THRONES»

The mass media plays a great role in the modern world, and the result is mass interest in the products they produce. The article is devoted to the study of the behaviour of a discoursive personality in one of the genres of media discourse. The research material is the episodes of the TV series. The paper presents a comparative analysis of the verbal and nonverbal aspects of the behaviour of a discoursive personality in a number of communicative situations.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИСКУРСИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ДЕЙЕНЕРИС ТАРГАРИЕН В КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ «ГЕРОИНЯ И ДРУГ» В 1 СЕЗОНЕ ТЕЛЕСЕРИАЛА «ИГРА ПРЕСТОЛОВ»»

XМеждународная научно-практическая конференция

6. Ermakova L. I., Sukhovskaya D. N. The role of the creative environment of the russian city in the formation of value orientations of the individual citizen // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. 2016. No. 10 (72). pp. 86-89.

УДК 800

Баран Татьяна Сергеевна Baran Tatyana Sergeevna

Студент Student

Дальневосточный Федеральный Университет Far Eastern Federal University

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИСКУРСИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ДЕЙЕНЕРИС ТАРГАРИЕН В КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ «ГЕРОИНЯ И ДРУГ» В 1 СЕЗОНЕ ТЕЛЕСЕРИАЛА «ИГРА ПРЕСТОЛОВ»

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE DISCOURSIVE PERSONALITY OF DAENERYS TARGARYEN IN THE COMMUNICATIVE SITUATION "HEROINE AND FRIEND" IN THE 1ST SEASON OF THE TV SERIES

"GAME OF THRONES»

Аннотация. Большую значимость в современном мире играют средства массовой информации, результатом этого является проявление массового интереса к выпускаемым ими продуктам. Статья посвящена исследованию поведения дискурсивной личности в одном из жанров медиадискурса. В качестве материала исследования выступают эпизоды телесериала. Работа представляет сравнительный анализ вербального и невербального аспектов поведения дискурсивной личности в ряде коммуникативных ситуаций.

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований»

Abstract. The mass media plays a great role in the modern world, and the result is mass interest in the products they produce. The article is devoted to the study of the behaviour of a discoursive personality in one of the genres of media discourse. The research material is the episodes of the TV series. The paper presents a comparative analysis of the verbal and nonverbal aspects of the behaviour of a discoursive personality in a number of communicative situations.

Ключевые слова, дискурсивная личность, дискурс, медиадискурс, коммуникативная ситуация, невербальная семиотика, телесериал, «Игра Престолов».

Key words. discoursive personality, discourse, media discourse, communicative situation, nonverbal semiotics, TV series, «Game of Thrones».

Ключевым понятием в данной работе является термин дискурсивная личность, тесно взаимосвязанный с понятиями языковой и коммуникативной личности. Но в отличие от них она позволяет подключать при анализе личности, помимо языковых факторов, экстралингвистические (социальные), включающие в себя пол, возраст, социальное положение, род деятельности и географическое положение. Так, согласно П. Стоквеллу, данные факторы в процессе коммуникации оказывают большое влияние на выбор языковых средств [12, р. 3]. Отметим, что экстралингвистические факторы учитываются только при анализе дискурсивной личности, что отличает ее от языковой личности -отвечающей в целом за саму способность владения языками (родным и иностранным) и коммуникативной - ответственной за грамотное взаимодействие с другими людьми в коммуникативном пространстве. Но все же между языковой, коммуникативной и дискурсивной личностями существует тесная взаимосвязь, которую отмечают Л. М. Синельникова и С. Н. Плотникова. Они трактуют дискурсивную личность как интерактивную личность, сочетающую в себе языковую и коммуникативную личности, обладающую коммуникативным паспортом как совокупностью индивидуальных коммуникативных стратегий и когнитивных, мотивационных предпочтений, а также позволяющую учитывать в ее анализе экстралингвистические факторы [9, с. 458].

XМеждународная научно-практическая конференция Важно отметить, что понятие дискурсивной личности реализуется в

рамках более широкого понятия дискурса. Основываясь на работах Т. Ван Дейка, М. Л. Макарова, В. Г. Борботько, В. Е. Чернявской, мы будем понимать дискурс как коммуникативное событие, происходящее между говорящим и слушающим, в режиме реального времени в определенном пространственном контексте, организованное по смыслу и структурно с учетом коммуникативно-ситуативных и невербальных факторов коммуникации.

В данной работе в центре нашего внимания окажется дискурсивная личность телесериала, являющегося продуктом современного медиапространства и функционирующего в рамках одной из жанровых разновидностей дискурса - медиадискурса. В наиболее общем плане медиадискурс трактуют как «любой вид дискурса, который реализуется в сфере массовой коммуникации» [4, с. 118]. Отметим, что медиадискурс характеризуется комплиментарностью и сложностью, что выражается в его связи с кинематогрофом, театром, социумом и экономикой. По своей природе медиадискурс диалогичен, так как в нем всегда присутствуют адресант (зрители) и адресат сообщения. Продукты медиадискурса, в частности телесериал, являются профессионально подготовленными произведениями, следующими определенному сценарию и записанному на материальный носитель [3, с. 221222]. Но несмотря на это, у зрителей при просмотре создается впечатление, что действие сериала разворачивается в режиме настоящего времени, и они являются соучастниками событий, происходящих на экране.

В фокусе исследования находятся диалоги участников коммуникативного события, интерпретация которых будет осуществляться с учетом анализа экстралингвистических факторов.

Коммуникативная ситуация, согласно В.И Беликову, состоит из ряда определенных элементов, которые будут выделены нами в данном исследовании: говорящий (адресант) и слушающий (адресат); взаимоотношения между говорящим и слушающим; тональность общения (официальная -нейтральная - дружеская); цель общения; средство общения (язык или его

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» подсистема - диалект, стиль, а также параязыковые средства - жесты, мимика);

место общения [2, с. 40-41].

При анализе конкретной коммуникативной ситуации будет необходимо обратиться к понятию коммуникативной стратегии для более подробного описания поведения дискурсивной личности. Так, Е. В. Клюев трактует коммуникативную стратегию как общий план выстраивания коммуникации включающий в себя «совокупность запланированных говорящим ходов, направленных на достижение коммуникативной цели» [6, с. 19].

Важное значение для исследования имеет обращение к невербальной семиотике, научной дисциплине, предметом которой является невербальное поведение и взаимодействие людей. Современная невербальная семиотика, согласно Г. Е. Крейдлину, состоит из десяти частных дисциплин, тесно взаимосвязанных между собой, но для нас особый интерес представляют две следующие науки: проксемика - наука об организации и использовании человеком коммуникативного пространства, окулесика - дисциплина, занимающаяся изучением визуального поведения людей при коммуникации [8, с. 22].

В качестве объекта анализа была выбрана дискурсивная личность Дейенерис Таргариен, героини телесериала «Игра Престолов». Для последующего дискурс-анализа были отобраны несколько эпизодов из 1 сезона сериала, соответствующие ситуации «героиня и друг».

В данной работе приведён анализ двух коммуникативных ситуаций, представляющих взаимодействие Дейенерис со своим другом и союзником Джорахом на протяжении сериала. Именно в данных сценах можно наблюдать, как меняется характер и поведение героини.

Действие сериала происходит в выдуманном государстве Вестеросе (Семь Королевств), похожем на средневековый мир. В Вестеросе правит король Роберт Баратеон, который узурпировал власть в государстве и убил всех представителей бывшей королевской династии Таргариенов, кроме Визериса и Дейенерис. Им удалось спастись, бежав за Узкое море, где Визерис выдал свою младшую сестру

XМеждународная научно-практическая конференция Дейенерис за кхала Дрого, лидера кочевого племени дотракийцев, с целью создания армии и последующего возвращения власти.

Дейенерис Таргариен (Daenerys Targaryen) - одна из главных героинь сериала. Она выросла вдали от своего родного дома, но мечтает туда вернуться. Дейенерис - робкая и неуверенная девушка 17 лет, находящаяся в постоянном страхе перед своим старшим братом, который часто проявляет жестокость по отношению к ней. В самом начале сериала она верит, что брат является единственно возможным претендентом на трон Вестероса, но затем понимает, что он не будет хорошим правителем и сама начинает бороться за трон. В этом героиню полностью поддерживает ее друг Джорах Мормонт.

Джорах Мормонт (Jorah Mormont) - рыцарь в изгнании, бывший лорд Медвежьего острова. Он лишился своего положения и титула после того, как попытался продать браконьеров в рабство, чтобы оплатить свои долги. Джорах с искренней симпатией относится к Дейенерис, помогает ей освободиться от влияния брата и освоиться в новом для нее статусе кхалиси (королевы).

В первой анализируемой сцене взаимодействия Дейенерис и Джораха. (Эпизод 1.2) мы наблюдаем проявление покровительственного отношения друга к героине во время их путешествия. Он останавливается рядом с Дейенерис, заметив ее изможденный от долгой дороги вид, и убеждает ее выпить воды и подкрепиться для продолжения пути: «You need to drink, child... And eat». Он употребляет повелительное наклонение, используя глагол «need», подчеркивающий необходимость данного действия, но по отношению к героине он также использует обращение «child», что сглаживает императив и добавляет в его реплику оттенок заботы, участия [7, с. 138]. Дейенерис на протяжении всей сцены произносит лишь одну реплику: «Isn't there anything else?». Далее она устало съедает пищу, протянутую Джорахом, тем самым она молча следует его приказу. Желая отвлечь ее от длинного и трудного пути, он рассказывает ей о быте дотракийцев, их обычаях и нравах. Его речь растянута и неспешна, он использует восходящие тоны в своем рассказе и старается установить с героиней зрительный контакт, чтобы удержать ее внимание. В то время как Дейенерис

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» опускает глаза вниз, тем самым намеренно избегает установления контакта глаз, сигнализирующего о заинтересованности в разговоре. Но, когда героиня замечает вдалеке своего новообретенного мужа, она смотрит на него с выражением страха на лице, что выражается в приподнятых бровях и верхних веках, сжатых и вытянутых по горизонтали губах, выдвинутом вперед подбородке. [10, с. 49-50]. Испытываемый Дейенерис страх не остается незамеченным Джорахом. Желая поддержать героиню, он смотрит ей в глаза, а далее пытается успокоить и придать уверенности, для чего использует форму простого будущего времени, выражающую обещание: «It'll get easier» [7, c. 42-43]. Отметим, что на протяжении всего разговора между героями сохраняется личная дистанция общения, указывающая на доверительный, но не дружеский характер их взаимоотношений [8, с. 468]. Таким образом, в данной сцене мы наблюдаем активную позицию Джораха и пассивное поведение героини, которая за всю сцену произносит только одну реплику. Джорах проявляет отеческую заботу о Дейенерис, пытается помочь ей психологически и физически освоиться в новом статусе кхалиси, приспособиться к местному быту.

В следующей анализируемой ситуации взаимодействия героини и ее друга (Эпизод 1.8) можно проследить значительные изменения в их взаимоотношениях. Дейенерис вместе с Джорахом наблюдает за тем, как дотракийцы грабят город и уводят местных жителей в рабство. Героиня не понимает происходящего, ведь в ее стране рабства нет. Она явно испытывает отрицательные чувства - гнева и страха, выражающиеся в опущенных вниз бровях, плотно сжатых напряженных губах [10, с.43]. Джорах объясняет ей, что рабы для данного народа - это награда воинов за хорошо сделанное дело. Но вид местной девушки, избиваемой дотракийцем, побуждает героиню приказать Джораху передать воинам ее требование остановиться. Интересно, что в данной сцене Дейенерис впервые обращается к своему другу по имени: «Jorah, make them stop». Это говорит о равном отношении героини к Джораху и о том, что их взаимоотношения становятся менее формальными. Но Джорах не спешит исполнять приказ кхалиси, как поступил бы обычный слуга. Он уточняет ее

XМеждународная научно-практическая конференция приказ, обращаясь к ней согласно ее статусу «Khaleesi?», тем самым выражая сомнения в сказанных ею словах. Далее он, как и в предыдущих сценах, объясняет ей, что происходящее является частью традиций дотракийцев, которые не стоит нарушать. Он даже прибегает к стратегии уступки, объясняя ее порыв спасти девушку добротой героини, при этом он впервые использует обращение, отличное от кхалиси: «Princess, you have a gentle heart, but this is how it's always been» [5, c. 273]. Но его стратегия не действует, и Дейенерис остается непреклонной. Она повторно отдает приказ, но уже в более жесткой форме, о чем говорит ее более формальное обращение и апелляция к угрозе: «I do not have a gentle heart, Ser. Do as I command or Khal Drogo will know the reason why» [5, с. 274]. С целью придания большей значимости своим словам в начале второго предложения она использует вспомогательный глагол «do», который в сочетании с императивом приобретает значение обязательного, беспрекословного исполнения [7, с. 60-61]. В данной ситуации общения для нас особенно интересны используемые обращения. Согласно Б. Джонстоун, коммуниканты в равнозначных ситуациях называют друг друга по имени, либо по званию [11 р. 140]. Так, по отношению к Дейенерис, как представительнице королевской династии и жене кхала, Джорах использует обращения «princess», «khaleesi». Она же обращается к нему как «sir», что является традиционным обращением для рыцаря и представителя знатного рода Мормонтов. Значит, подобные обращения свидетельствуют о том, что они относятся друг к другу как к равным по статусу (представителям знати) и о горизонтальном характере их отношений. Кроме того, оба героя прямо и открыто смотрят друг другу в глаза, что также подчеркивает их равенство и проявление внимания к словам друг друга. Говоря о дистанции общения, на протяжении всего разговора между Дейенерис и Джорахом сохраняется интимная дистанция, что говорит о высокой степени доверия и близости между героями [8, с. 468]. После того, как указанную девушку приводят к Дейенерис, она распоряжается привести ей всех захваченных женщин. Новый приказ вызывает недоумение у Джораха, которое он выражает при помощи вспомогательного глагола «can» и отрицательной

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» частицы «not»: «You cannot claim them all, Princess». Но Дейенерис убеждает его в обратном: «I can, and I will». Она апеллирует к своему статусу кхалиси и, используя форму будущего времени, выражающую спонтанность приятого решения и вспомогательный глагол «can», который в данной ситуации выражает ее возможность нарушить привычный порядок дотракийцев [7, c 127]. Итак, в данном эпизоде мы убедились, что Дейнерис обладает твердостью характера и способна пойти против установленных правил, если они не совпадают с ее убеждениями. Кроме того, в сложных ситуациях героиня может отстаивать свою точку зрения и принимать решения, отличные от мнения уважаемого ею друга.

Сравнительный анализ двух эпизодов, проведенный по проиллюстрированному в статье алгоритму, позволил проследить то, как менялось поведение героини на протяжении 1 сезона сериала. Так, например, первая анализируемая сцена продемонстрировала неравнозначный характер отношений героев. Это проявляется в значительном количественном преобладании реплик Джораха (4/1) и использовании им по отношению к героине ласкательного обращения «child». Дейенерис же в данной ситуации выступает в качестве пассивного слушателя, не выражающего своего мнения. В то время, как во второй ситуации приведенной статье героиня открыто выражает свое недовольство происходящим и уверенно отдает приказы. Также в этой коммуникативной ситуации наблюдается полное количественное равенство героев на вербальном уровне (7/7).

Таким образом, на протяжении 1 сезона сериала героиня Дейенерис Таргариен из девушки неуверенной в своем статусе кхалиси, не разбирающейся в традициях другого народа и во всем следующую советам друга, превращается в независимого лидера, способного принимать самостоятельное решения, которые могут не совпадать с мнением ее союзника, и нести за них ответственность.

Библиографический список:

1. Андриишина, С. В. Критерии анализа дискурса // Язык. Коммуникация. Гуманитарные исследования. - 2014. - №1 (49). - С. 57-61.

XМеждународная научно-практическая конференция

2. Беликов, В.И. Социолингвистика: учебник для бакалавриата и

магистратуры / В. И. Беликов, Крысин Л.П. - Изд. 2-е, перераб. и доп. -М.: Юрайт, 2016. - 317 c.

3. Блинова, О. А. Дискурс современного телесериала как разновидность медиадискурса // Журналистика. Филологический аспект. - 2018. № 11 (43). - С. 218 - 229.

4. Грибовод, Е.Г. Медиадискурс // Энциклопедия Дискурсология. Дискурс -Пи. - 2013. - Т. 10. - №3. - С. 118-119.

5. Дейк, Т. А. Ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т. А ван Дейк - БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. - 273 -274 c.

6. Клюев, Е.В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия / Е.В. Клюев. - М.: Рипол классик, 2002. - 19-20c.

7. Кобрина, Н.А. Грамматика английского языка. Морфология. Синтаксис. Учебное пособие для студентов педагогических институтов и университетов по специальность «Иностранный язык» / Н. А.Кобрина, Е. А. Корнеева. - СПБ., СОЮЗ 1999. - 383с.

8. Крейдлин, Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык / Г.Е. Крейдлин. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 580 c.

9. Синельникова, Л. Н. О научной легитимности понятия «Дискурсивная личность» // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. - 2011. - С. 454-463.

10. Экман, П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. / П. Экман. - СПБ.: Питер, 2010. - 75с.

11. Johnstone, B. Discourse Analysis / B. Johnstone. - Oxford: Blackwellpublishing, 2002. - 140-141p.

12. Stockwell, P. A Resource Book for Students / P. Stockwell. - Routledge, 2007. -272 р

© Т.С. Баран, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.