Научная статья на тему 'Сравнительный анализ бухгалтерских категорий «Деловая репутация» и «Гудвилл»'

Сравнительный анализ бухгалтерских категорий «Деловая репутация» и «Гудвилл» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирьянова В. А., Томских О. А.

В статье рассмотрена экономическая природа одной из достаточно неочевидных в трактовке бухгалтерских категорий, известной в международной практике как гудвилл.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article is described the economical feature of the sufficiently non–vivid in the terms of the book–keeping categories known in the world practice as goodwill.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ бухгалтерских категорий «Деловая репутация» и «Гудвилл»»

В.А. Кирьянова, О.А. Томских

Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКИХ КАТЕГОРИЙ «ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ» И «ГУДВИЛЛ»

In the article is described the economical feature of the sufficiently non-vivid in the terms of the bookkeeping categories known in the world practice as goodwill.

В статье рассмотрена экономическая природа одной из достаточно неочевидных в трактовке бухгалтерских категорий, известной в международной практике как гудвилл.

В отечественную науку и практику категория «гудвилл» пришла с Запада, однако здесь имеется определенная специфика. В Гражданский кодекс РФ и положения по бухгалтерскому учету и отчетности эта категория введена под названием "деловая репутация". По нашему мнению, выбор отечественных специалистов не представляется безупречным. Подразумевающийся в этом случае актив более объемлем в своем смысловом наполнении, чем категория "(деловая) репутация" в ее традиционном понимании. Гудвилл по сути является объектом купли-продажи, тогда как репутацию вряд ли можно купить - ее можно заслужить, создать, потерять.

Как показывает анализ научных источников, гудвилл - это совокупность рассматриваемых как единое целое нематериальных факторов, которые позволяют данной организации иметь определенные конкурентные преимущества в отрасли и благодаря этому генерировать дополнительные доходы. Являясь характеристикой, внутренне присущей действующей организации, гудвилл не только входит в число факторов генерирования прибыли, но и оказывает существенное влияние на стоимость. организации Поэтому роль гудвилла может быть особенно значимой в операциях, связанных с приобретением организации как единого имущественного комплекса, - известны случаи, когда в цене, уплаченной за организацию, доля приобретенного гудвилла, т. е. нематериального актива, составляла 80—90 % [1].

Рассматривая экономическую сущность гудвилла от приобретения компаний, бухгалтеру следует учитывать, что сам по себе он не приносит дохода и отражает лишь ожидание будущих выгод. Действительно, если компания-покупатель считает, что ей выгодно заплатить за приобретаемую компанию больше величины ее балансовой стоимости, это означает, что первая усматривает в последней какие-то дополнительные, не нашедшие отражения в балансе преимущества. Если же все материальные активы покупаемой компании оценены в балансе достоверно, то из этого следует, что неучтенные преимущества носят нематериальный характер.

Обобщение этих преимуществ в обезличенной массе гудвилла является вынужденной мерой, продиктованной современным состоянием технологий бухгалтерского учета. Эта мера не дает возможности проанализировать, какие ключевые факторы компаний реально влияют на величину прибыли. Кроме того, желание приобретателя заплатить за приобретение больше его балансовой стоимости может возникнуть не из скрытых достоинств покупаемой компании, а в результате стремления исключить ее с рынка, устранить конкурента путем его поглощения. Поэтому гудвилл - это не самостоятельный актив, участвующий в создании стоимости, а особая форма оплаченных расходов, необходимых для осуществления покупателем деятельности в будущем. [2]

Все выше сказанное, подчеркивает, что гудвилл - это комплексная характеристика организации, неотъемлемая от нее по своей сути, весьма многоаспектная и слож-

ная в идентификации и оценке. Можно выделить два компонента гудвилла: внутрифирменный и внефирменный. Первый компонент отражает наработанный потенциал в организации и ведении бизнеса, технологическую культуру, связи, репутацию в отношениях с контрагентами и др. Второй компонент в основном аккумулирует в себе фактор надежды, ожидания, перспективности в отношении данной организации. Если первый компонент достаточно инерционен в оценке, то второй - исключительно вариабелен. Именно он и отражается на изменении рыночной капитализации организации.

В научной литературе представлены две основные классификации гудвилла, обособляющие его разновидности с позиции: отражения в отчетности и оценки.

Применительно к конкретной организации следует рассматривать два вида гудвилла - внутренне созданный и приобретенный. Первый относится к данной организации, второй - к другой компании, но приобретенной этой организацией; первый не отражается в балансе данной организации, второй - отражается, причем косвенно в балансе организации (как элемент инвестиции в приобретенную компанию) и непосредственно в консолидированном балансе группы.

С позиции оценки гудвилл подразделяется на положительный и отрицательный. Первое возможно в случае, когда стоимость организации (рассматриваемой как товар) оказывается выше величины ее чистых активов в рыночной оценке, второе - когда имеет место обратное. Любая успешно работающая организация должна иметь положительный внутренне созданный гудвилл. В противном случае она может стать объектом поглощения с целью распродажи ее активов по частям, поскольку отрицательный гудвилл означает, что суммарная рыночная оценка чистых активов превосходит цену, по которой оценивает организацию рынок (о такой организации говорят, что она недооценена), т. е. выгодно организацию купить с намерением, например, последующей ее ликвидации и распродажи активов.

Приобретенный гудвилл в бухгалтерском учете приравнивается к долгосрочным материальным активам. Для отражения приобретенного гудвилла в учете и отчетности может быть использовано несколько подходов, различающихся в зависимости от того, признается ли гудвилл в качестве актива, расхода или фактора уменьшения капитала. В первом случае будет иметь место капитализация гудвилла (т. е. его отражение в балансе фирмы), во втором - его немедленное списание на текущие расходы, в третьем -его немедленное списание за счет ранее созданных резервов (например, за счет нераспределенной прибыли или добавочного капитала). Эти три подхода привели к формированию четырех базовых вариантов признания гудвилла в учете и отчетности: капитализация гудвилла без амортизации, но с периодическим тестированием в отношении возможного обесценения; капитализация гудвилла с амортизацией; единовременное списание гудвилла на расходы текущего периода; единовременное списание гудвилла за счет уменьшения капитала собственников.

При решении вопроса о возможности отражения приобретенного гудвилла в отчетности руководителю предприятия следует иметь в виду, что гудвилл есть характеристика, свойственная организации как самостоятельному функционирующему организму (субъекту делового мира), т. е. если нет организации - нет и гудвилла. Именно этим обстоятельством объясняется тот факт, что приобретенный гудвилл в явном виде отражается лишь в консолидированной отчетности, как известно, дающей обобщенную характеристику корпоративной группы, объединяющей юридически самостоятельные и действующие субъекты хозяйствования. Если дочерняя фирма функционирует, то ее гудвилл является фактором, влияющим на величину доходов, получаемых ею, а следовательно, и группой в целом, поэтому может и должен быть показан в консолидированном балансе. В случае, когда компания приобретается с намерением ее последующей ликвидации, ее гудвилл следует трактовать как обычную переплату, которую нельзя

отражать как актив, поскольку он не является идентифицируемым и не обещает сам по себе генерирование доходов в будущем [1].

При переходе на МСФО в финансовой отчетности должна быть обязательно раскрыта информация, которая позволит пользователям отчетности оценить динамику балансовой стоимости гудвила в течение отчетного периода. Новые правила учета гудвила, установленные МСФО (IAS) 3 (изменение расчета первоначальной оценки гудвила, изменение порядка последующего учета и раскрытия), призваны повысить достоверность отчетности для принятия решений заинтересованными пользователями [3].

Обобщая все выше сказанное, можно сделать вывод, что гудвилл представляет собой исключительно важную и абсолютно рыночную категорию, обладающую рядом специфических особенностей: - является по сути одним из наиболее показательных критериев оценки работы топ-менеджеров, характеризующих приращение стоимости организации, достигнутое благодаря эффективному управлению; - не имеет материальной субстанции; - абсолютно уникален; - не отчуждаем от организации, т. е. его нельзя передать во временное пользование или продать как самостоятельную ценность, поэтому он имеет ценность лишь в контексте организации, т. е. в комплексе со всеми ее составными частями - имуществом, капиталом, обязательствами, менеджментом и др.; - имеет двойственную природу; - не может непосредственно использоваться в производственно-коммерческой деятельности; - не очевиден в плане идентификации расходов по формированию данного ресурса; - объективно численно оценен лишь при определенных обстоятельствах; - исключительно вариабелен в оценке по сравнению с другими активами организации; - является одним из ключевых показателей в оценке инвестиционной привлекательности организации (в частности, именно гудвилл влияет на значение коэффициента Тобина, считающегося одним из наиболее распространенных индикаторов оценки эффективности инвестиций) [1].

Список литературы

1. Ковалев, В.В. Гудвилл как бухгалтерская категория/ В.В. Ковалев//Финансы и бизнес, №3, 2005. - С. 12.

2. Генералова,Н.В. Гудвилл в МСФО (IFRS) 3 «Объединение бизнеса»/ Н.В. Генералова, Н.А. Соколова //Бухгалтерский учет, № 22,2005. - С. 15.

3. Ржаницына, В.С. Понятия интеллектуальной собственности и нематериальных активов/ В.С. Ржаницына//Бухгалтерский учет, № 5, 2005. - С. 22.

УДК 65.011

Т.П. Колесникова, К.В. Лавренчук

Новомосковский институт Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия

ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ РИСКОВ В ПРОИЗВОДСТВЕННОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

The basic concepts riskologi as sciences are considered. The place of risk in activity of the managing subject is determined. It is resulted both general and private classifications of risks of the enterprise. The sequence in an estimation of risks of the managing subject is offered.

Рассматриваются основные понятия рискологии как науки. Определено место риска в деятельности хозяйствующего субъекта. Приведена и общая и частные классификации рисков предприятия. Предложена последовательность в оценке рисков хозяйствующего субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.