Научная статья на тему 'Сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента'

Сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28277
2064
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента»

Секция

«МЕНЕДЖМЕНТ В НАУКОЕМКИХ ПРОИЗВОДСТВАХ»

УДК 669.713.7

Е. Н. Иванченко Научный руководитель - А. В. Кукарцев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АМЕРИКАНСКОЙ И ЯПОНСКОЙ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА

Характеристика американской модели менеджмента

Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:

1. Наличие рынка.

2. Индустриальный способ организации производства.

3. Корпорация как основная форма предпринимательства.

Американские фирмы, использующие традиционные принципы отбора кадров при приеме на работу, основное внимание уделяют специализированным знаниям и профессиональным навыкам. Общими критериями по подбору кадров являются: образование, практический опыт работы, психологическая совместимость, умение работать в коллективе.

В американских фирмах делается ориентация на узкую специализацию менеджеров, так же как и инженеров и ученых. Американские специалисты, как правило, профессиональны в узкой области знаний и поэтому продвижение их по иерархии управления происходит только по вертикали, что означает, что финансист будет делать карьеру только в этой области. Это ограничивает возможности продвижения по уровням управления, что обусловливает текучесть

управленческих кадров, их переход из одной фирмы в другую.

Американский менеджмент характеризуется жесткой организацией управления. Для него в наибольшей степени характерно стремление к формализации управленческих отношений.

Для американского менеджмента характерно представление о персональной ответственности работника. Эффективность работы конкретного руководителя определяется на основании того, смог ли он лично достигнуть тех целей, которые были ему поставлены.

Особенности японской модели менеджмента.

Япония играет огромную роль на мировой арене, это известно всем. Эта страна - экономический гигант. Япония прочно удерживает пальму первенства по выпуску телевизоров, автомобилей, и т. д. «Тойота» - крупнейшая японская корпорация.

Одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор

Отличительными чертами японского характера являются экономия и бережливость. Японская система устремлена к созданию высококачественной продукции.

Основным богатством страны японцы считают свои человеческие ресурсы.

Критерии Японская модель Американская модель

1. Характер принятия управленческих решений Принятие решений по принципу консенсуса Индивидуальный характер принятия решений

2. Ответственность Коллективная Индивидуальная

3. Структура управления Нестандартная, гибкая Сурово формализованная

5. Организация контроля Мягкий неформализованный контроль Четко формализованная жесткая процедура контроля

7. Оценка качеств руководителя Умение осуществлять координацию действий и контролировать Профессионализм и инициатива

8. Направленность управления Ориентация управления на группу, повышенное внимание к человеку Ориентация управления на отдельное лицо, внимание к человеку как к исполнителю

9. Оценка результатов деятельности персонала Достижение коллективного результата Достижение индивидуального результата

10. Отношения с подчиненными Личные неформальные отношения Формальные отношения

11. Карьера Продвижение по службе с учетом возраста, выслуги лет и лояльности к фирмы Деловая карьера предопределяется личными достижениями

13. Оплата труда Оплата труда за показателями работы группы, стажем Оплата труда за индивидуальными достижениями

14. Срок занятости на фирме Долгосрочная занятость руководителя на фирме, пожизненный наем Занятость на контрактной, договорной основе, краткосрочный наем

15. Общий принцип управления «Снизу-Кверху» « Сверху -Книзу »

Сравнительный анализ моделей

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Сущностью японского менеджмента является управление людьми. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), а группу людей.

Кроме того, в Японии сложилась традиция подчинения старшему по возрасту, позиция которого одобряется группой.

Японцы преклоняются перед трудом. Их часто называют «работоголиками.

В отличие от работников других стран, японцы не стремятся к безусловному выполнению правил, инструкций и обещаний. Отношения со своими партнерами японцы строят на основе доверия.

В целом, в Японии меньше жалоб и претензий к менеджменту по двум основным причинам: во-первых, японский рабочий не чувствует себя притесненным, во-вторых, он считает свою работу более важным делом, нежели права или убеждения. Истоки этого кроятся в том, что управляющие японских фирм уделяют огромное внимание благосостоянию своих рабочих.

11 марта 2011 года в 14:46 по местному времени (в 8:46 по московскому времени произошло крупное землетрясение, которое повлекло за собой цунами. Это сильнейшее землетрясение в известной истории Японии.

Изменения в промышленном секторе. Компания Nissan объявила об остановке 4 своих заводов. Компании Hino, Toyota, Honda и Mitsubishi Motors остановили производство на всех своих заводах в Японии. Sony закрыла завод по производству промышленной изоляционной ленты. Завод по выпуску этилена компаний Mitsubishi Chemical Corporation остановил производство. Toshiba объявила об остановке 2 заво-дов.Нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфических условий и, прежде всего, психологических и социально-культурных факторов.

© Иванченко Е. Н., Кукарцев А. В., 2011

УДК 373.167.1

О. А. Лишутина, А. А. Парамонова Научный руководитель - А. В. Кукарцев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Дается краткая характеристика понятия мотивации, и ее видов. Рассмотрены способы мотивации характерные для инновационной сферы в России.

Успешная инновационная деятельность, ее эффективность во многом определяются уровнем управления научным персоналом, квалификацией и мотива-ционным поведением сотрудников. Само по себе наличие плана и формальной системы управления не гарантирует, что цели инновационного проекта будут достигнуты. Необходимы мотивация персонала и принятие соответствующих решений в свете изменяющихся обстоятельств. Планирование, анализ и контроль создают только основу для осуществления деятельности людей. А в сфере инноваций больше, чем в любой другой области промышленного управления, успех зависит от людей.

Система управления может указать направление усилий, но энтузиазм, энергия, с которой будет совершаться движение в этом направлении, в значительной мере зависят от мотивов, которыми руководствуются привлеченные к разработке научные сотрудники и инженерно-технические работники. Мотивация - это побуждение человека действовать специфическим, целенаправленным образом. Различают внутреннюю и внешнюю мотивацию деятельности. Внутренняя мотивация определяется содержанием противоречий и трудностей, присущих решаемой задаче, внутренней логикой развития науки, которая проявляется в замыслах исследователя. Внешняя мотивация исходит из других форм его ценностных ориентации. Эти формы могут быть для личности значительными, но остаются внешними по отношению к разрабатываемым проектам, их результатам.

Важные внешние мотивы исследовательского труда, инновационных разработок - добиться признания в научном мире, утвердить свой приоритет в изобретении, достичь высокого уровня компетентности. Основа эффективности творческого труда, его результатов - это внутренние мотивы. Развитие мотивов, необходимых для эффективного выполнения работ, является важнейшей психологической задачей руководителя научного подразделения.

Мотивационное поведение сотрудников лежит в рамках теории человеческих потребностей А. Маслоу [1, с. 69]. В соответствии с этой теорией первичные, физиологические потребности удовлетворяются с помощью материальных благ, денег. Но деньги побуждают к действиям лишь 30-50 % сотрудников. Основную часть побуждают к действию более возвышенные потребности: в знаниях, творчестве, авторитете, признании, достижении великих целей, нравственных идеалах и др. Эти факторы нередко имеют решающее значение для научных работников, разработчиков, ученых.

Применительно к России в мотивационных установках, мотивационном поведении ученых происходит перелом и на первый план выходят материальные факторы мотивации, материальные потребности [2, с. 287]. Такое положение, объяснимое низким уровнем оплаты труда научно-технического персонала и переходом к рыночным отношениям, не может не сказаться на формах и методах управления персоналом в научно-технических организациях. При управ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.