СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В РОССИИ И
В ФИНЛЯНДИИ
Павлюкова О.В., к.э.н., ассистент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый
университет при Правительстве РФ» Кулаков А.Д., студент факультета «Государственное и муниципальное управление», ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации» Подзорова М.А., студентка факультета «Государственное и муниципальное управление», ФГОБУ ВПО «Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации»
В работе представлен обзор основных проблем российских предпринимательств, дана сравнительная характеристика условий ведения бизнеса в России и в Финляндии. На основании характеристики предложены направления реформирования законодательства в области административных барьеров.
Ключевые слова: Экономика России, экономика Финляндии, административные барьеры, государственное регулирование, предпринимательство.
COMPARATIVE ANALYSIS OF ADMINISTRATIVE BARRIERS IN RUSSIA AND
FINLAND
Pavlyukova O., Ph.D., State and municipal management chair assistant, Financial University under the Government of the Russian Federation Kulakov A., student of the State and municipal management faculty, Financial University under the Government of the Russian Federation Podzorova M., student of the State and municipal management faculty, Financial University under the Government of the Russian Federation
This work contents an overview of the main problems of Russian enterprises, the comparative characteristic of the business environment in Russia and in Finland is given as well. Based on the characteristics, the law reform in the area of administrative barriers is proposed.
Keywords: Russia's economy, Finland's economy, administrative barriers, government regulation, entrepreneurship.
В условиях современного социально-экономического развития, одним из ключевых показателей качества жизни населения, уровня научно-технического прогресса является способ взаимодействия государства и бизнеса. Наиболее развитыми считаются государства, строящие отношения с субъектами предпринимательской деятельности на партнерских началах.
На протяжении последних десятилетий сильно возросла роль бизнеса в государственных процессах. Эта проблема особенно актуальна для нашего государства, которое на протяжении 70 лет оставалось практически закрытым для предпринимательской деятельности. Россия для своей модернизации должна уделить особое внимание проблеме развития предпринимательской деятельности. Однако в настоящее время эту область государственной деятельности нельзя назвать эффективной. Начиная с 90-х годов в России так и не был выработан механизм взаимодействия государства и бизнеса, отчего наша страна не реализует свой потенциал полностью.
Опрос, проведенный консалтинговой компанией р-№С помог выделить проблемы предпринимательской деятельности по мнению бизнесменов:
1. Гос. политика, чрезмерный контроль со стороны государства - 49%;
2. Рыночная конъюнктура - 43%;
3. Конкуренция - 37%;
4. Курс обмена валют - 35%;
5. Процентные ставки по кредитам -22%;
6. Режим налогообложения - 18%;
7. Экспорт/трудности на иностранных рынках - 10%.'
Отметим, что с точки зрения субъектов рынка наибольшие преграды создает именно государственное воздействие. Отсюда возникает необходимость реформирования области государственного регулирования в целях борьбы с административными барьерами.
С помощью бизнеса создаются новые рабочие места, улучшаются экономические показатели (ВВП, экспорт, внешнеторговое сальдо), в казну страны поступают налоги. В целом, при наличии частного предпринимательства экономика страны функционирует более стабильно. В большинстве европейских стран правительство заинтересовано в развитии предпринимательской деятельности. Поэтому создаются особые условия для стимуляции предпринимательской деятельности, которые характеризуется следующими параметрами:
• снижение налогового бремени для некоторых субъектов предпринимательской деятельности;
• назначение малым предприятиям дотаций, субсидий;
• уменьшение влияния транзакционных издержек путем борьбы с административными барьерами;
Диаграмма 1. Ключевые проблемы внешнего характера по мнению предпринимателей.
• создание особых экономических зон для инновационных предприятий.
В России развитие малого и среднего, а главное инновационного предпринимательства не получило должного размаха. Причины этого следующие:
• отсутствие грамотной нормативно-правовой базы, защищающей интересы субъектов предпринимательской деятельности;
• сложность процедуры регистрации бизнеса, его отчетности, т.е. сильное воздействие административных барьеров;
• высокая процентная ставка по займам, делающая предпринимательскую деятельность нерентабельной;
• слабый уровень инновационности предприятий;
• отсталость нормативов, норм и стандартов качества от современных условий2.
Все вышеперечисленные проблемы делают предпринимательскую деятельность в России сложным процессом. Об этом свидетельствуют и цифры: в России число предпринимателей, сумевших просуществовать на рынке более трех с половиной лет остается одним из самых низких в мире - всего 3,4%3.
Отмеченные проблемы мешают развитию экономики нашей страны, поэтому, целесообразным решением проблем является анализ опыта других государств в борьбе с административными барьерами. Выработки собственных эффективных программ по развитию предпринимательства и снижению административных барьеров позволит решить вышеуказанные проблемы, стабилизировались экономику Российской Федерации и сделать нашу страну более сильным игроком на мировой арене.
Ежегодный отчет Всемирного Банка «Doing Business» является индикатором, показывающим степень привлекательности той или иной экономики для субъектов предпринимательской деятельности. Стоит отметить, что рейтинг показывает насколько легко регистрировать бизнес в определенной стране. То есть в составлении данного рейтинга не учитываются факторы, влияющие на жизнеспособность и конкурентоспособность предприятий после государственной регистрации. Анализ данных производится по следующим показателям:
1. Регистрация предприятий;
2. Получение разрешений на строительство;
3. Подключение к системе электроснабжения;
4. Регистрация собственности;
5. Кредитование;
6. Защита инвесторов;
7. Налогообложение;
8. Международная торговля;
9. Обеспечение исполнения контрактов;
10. Разрешение неплатежеспособности.
Россия в данном рейтинге занимает 92 место4. Соседние места с Россией занимают такие государства, как Сербия, Барбадос, Мальдивские Острова. Предпринимаются определенные действия для улучшения картины. Так, в 2013 году Россия занимала в рейтинге «Doing Business» 111 место. То есть за год Российская Федерация
поднялась на 19 строчек вверх. Однако потенциал России позволяет стремиться к более высоким местам в рейтинге. Наиболее проблемными областями, по результатам рейтинга являются Получение разрешений на строительство (178 место), Подключение к системе электроснабжения (117 место), Кредитование (109 место), Защита инвесторов (115 место) и Международная торговля (157 место). Сейчас это - слабые места, из-за которых создание и ведение бизнеса становится непривлекательным для многих субъектов рынка. Из-за нереализованного потенциала экономике России ежегодно наносится значительный ущерб. Тем не менее, при грамотной государственной политике, данные области можно выделить и использовать как точки роста.
Россия не имеет большого опыта эффективного реформирования определенных областей. Поэтому наиболее рациональным методом является использование иностранного опыта с учетом российской специфики. Среди стран, создавших наиболее благоприятные условия ведения бизнеса можно выделить следующие государства: Сингапур, Гонконг, Новую Зеландию, США, а также большинство стран Северной Европы (Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия).
Финляндия считается самой стабильной экономикой Европы. Темпы экономического роста опережают среднеевропейские, а кредитные рейтинги данной страны по рейтингам Fitch Ratings, Moody's и Standard&Poor's являются самыми высокими (ААА - стабильный прогноз). Интересен тот факт, что в Финляндии практически отсутствуют ископаемые ресурсы, что не мешает этому государству находится на первых строчках мировых рейтингов экономик. Поэтому, опыт Финляндии представляет особый интерес для исследования.
Экономика России зависима от ресурсов. Природные ископаемые не вечны, поэтому проблема перехода от сырьевой экономики к производящей является довольно актуальной для России. Кроме того, в последнее время в правительстве звучат призывы к модернизации экономики, техническому переоснащению производств, внедрению новых систем, снижающих производственные издержки. Финляндия представляет собой пример инновационной и промышленной экономики.
В первую очередь целесообразно выделить критерии сравнения сложности регистрации бизнеса в России и в Финляндии и охарактеризовать основные проблемы.
Как можно заметить, Российские показатели в целом не сильно отстают от финских показателей, а по некоторым - даже превосходят их. То есть можно констатировать, что в области регистрации бизнеса российские законодатели проработали механизм, позволивший снизить транзакционные издержки при регистрации предприятия до уровня развитых стран. Количество зарегистрированных предприятий растет уверенно - в 2012 году наблюдался рост на уровне 9%5. Однако, как отмечалось выше, только 3,4% из зарегистрированных предприятий выдерживают на рынке более 3 лет. То есть можно сделать вывод, что государство создало оптимальные условия для регистрации бизнеса, но при дальнейшем разви-
Табл. 1 Сравнительная характеристика критериев, связанных с регистрацией бизнеса в России и в Финляндии.
Россия Финляндия
Количество процедур, необходимых для регистрации бизнеса 7 3
Срок (дни) 15 14
Стоимость (% дохода на душу населения) 1,2 1,1
Минимальный оплаченный капитал (% валового дохода на душу населения) 1,2 7,0
1 Pwc, "Частный бизнес в России: успехи и тревоги, тенденции и ожидания", Обзор результатов исследования за 2012 год
2 Рагулина Ю.В. О конкурентоспособности отечественной экономики// Научное обозрение. 2011. N5, c.486-491
3 "Бизнес в России: вынужденные предпринимать", журнал "Эксперт", №5, 2014
4 Doing Business survey. Economy profile: Russian Federation, 2013
5 Российская Газета, "В РФ число малых предпринимателей за год выросло почти на 9 процентов", Елена Березина, 2013
6 Кулаков А.Д., "Секрет успеха Финляндии", журнал "Финансист", февраль-март 2014
Табл. 2. Сравнительная характеристика критериев, связанных с получением предприятием разрешения на строительство в России и в Финляндии.
Россия Финляндия
Количество процедур, необходимых для получения разрешения 36 16
Срок (дни) 297 66
Стоимость (% от величины среднедушевого дохода) 89 43,3
тии предпринимательской деятельности, например, при строительстве предприятия, субъекты натыкаются на непреодолимые препятствия. Данную проблему иллюстрирует таблица 2.
Отметим, что для получения разрешения строительства в России требуется намного больше ресурсов, чем в Финляндии. Эта проблема является не единственным фактором, тормозящим развитие экономики России. Однако реформирование области предпринимательской деятельности позволит улучшить основные показатели.
Для эффективной борьбы с административными барьерами государству необходимо построить новую либеральную модель функционирования. Финляндия, не обладая значительными ресурсами, сумела добиться высокого уровня стабильности экономики благодаря низкому уровню коррупции, развитому диалогу между государством и бизнесом, гибкой системе мер стимулирования рын-ка6. Так, при регистрации бизнеса не обязательно идти в государственный орган, заявку на создание предприятия можно отправить по электронной почте. Россия нуждается в модернизации не только экономики, но и в реформе государственного аппарата, которому в настоящий момент не хватает гибкости и быстроты принятия важных решений.
Россия в состоянии перенимать опыт других государств. Однако, это не должно быть простым копированием чужих идей. Должно иметь место умное, логичное заимствование, целесообразность которого должна быть доказана. При решении проблем в России следует выделить несколько акцентов:
1. Устранение бюрократических препятствий, например, в виде избыточной отчетности;
2. Создание независимой и беспристрастной судебной системы;
3. Борьба с коррупцией, недружественными поглощениями;
4. Создание надежного и прозрачного и стабильного режима налогообложения для бизнеса;
5. Предоставление доступа организациям к дешевому финансированию;
6. Акцент на ICT (information and communication technologies);
Безусловно, при эффективной государственной политике проблема коррупции, бюрократии и административных барьеров может быть решена.
Литература:
1. Pwc, «Частный бизнес в России: успехи и тревоги, тенденции и ожидания», Обзор результатов исследования за 2012 год
2. Рагулина Ю.В. О конкурентоспособности отечественной экономики// Научное обозрение. 2011. N5, c.486-491;
3. Pwc, «Частный бизнес в России: успехи и тревоги, тенденции и ожидания», Обзор результатов исследования за 2012 год
4. Doing Business survey. Economy profile: Russian Fédération, 2013
5. Березина Е., «В РФ число малых предпринимателей за год выросло на 9 процентов», «Российская Газета», 2013
6. Кулаков А.Д., «Секрет успеха Финляндии», журнал «Финансист», февраль-март 2014.
РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ЦЕПОЧКИ СОЗДАНИЯ
ЦЕННОСТИ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ
Шевченко Е.А., соискатель НОУ ВПО «Сибирская академия финансов и банковского дела», Новосибирск
В статье представлены особенности построения цепочки создания ценности как совокупности бизнес-процессов организации, систематизированы возможности ее применения, а также рассмотрены методические подходы к оценке ценностной цепочки в системе стратегического управления.
Ключевые слова: цепочка создания ценности, бизнес-процессы, конкурентоспособность.
DEVELOPMENT OF METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ESTIMATION OF THE VALUE CHAIN IN THE SYSTEM OF STRATEGIC MANAGEMENT OF THE
ORGANIZATION
Shevchenko E., the applicant «Siberian Academy of Finance and Banking», Novosibirsk
In the article the features of the construction value chain as the set of business- processes of the organization, systematized in the possibilities of its use, and also methodical approaches to the estimation of the value chain in the system of strategic management.
Keywords: value chain, business- processes, competitiveness.
Цепочка создания ценности организации отражает эволюцию ее бизнеса и внутренних операций, стратегию и методы ее реализации, экономические принципы деятельности. Рассмотрение цепочки создания ценности как основы для создания структурированной определенным образом системы процессов организации, представляет собой первый этап при внедрении процессного подхода к управлению, что позволяет на следующих этапах провести реорганизацию организационной структуры, регламентацию деятельности,
разработку системы показателей, организацию управления процессами и деятельности по улучшению процессов [1].
Использование модели цепочки создания ценности для структурирования бизнес-процессов организации обусловлено универсальностью концепции цепочки создания ценности, предполагающей применение практически в любых отраслях экономики.
Применительно к бизнес-структуре под процессом (бизнес-процессом) понимается устойчивая, целенаправленная совокупность