Научная статья на тему 'Развитие методических подходов к оценке цепочки создания ценности в системе стратегического менеджмента организации'

Развитие методических подходов к оценке цепочки создания ценности в системе стратегического менеджмента организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
581
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕПОЧКА СОЗДАНИЯ ЦЕННОСТИ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / VALUE CHAIN / BUSINESS-PROCESSES / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко Е. А.

В статье представлены особенности построения цепочки создания ценности как совокупности бизнес-процессов организации, систематизированы возможности ее применения, а также рассмотрены методические подходы к оценке ценностной цепочки в системе стратегического управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ESTIMATION OF THE VALUE CHAIN IN THE SYSTEM OF STRATEGIC MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION

In the article the features of the construction value chain as the set of business-processes of the organization, systematized in the possibilities of its use, and also methodical approaches to the estimation of the value chain in the system of strategic management.

Текст научной работы на тему «Развитие методических подходов к оценке цепочки создания ценности в системе стратегического менеджмента организации»

Табл. 2. Сравнительная характеристика критериев, связанных с получением предприятием разрешения на строительство в России и в Финляндии.

Россия Финляндия

Количество процедур, необходимых для получения разрешения 36 16

Срок (дни) 297 66

Стоимость (% от величины среднедушевого дохода) 89 43,3

тии предпринимательской деятельности, например, при строительстве предприятия, субъекты натыкаются на непреодолимые препятствия. Данную проблему иллюстрирует таблица 2.

Отметим, что для получения разрешения строительства в России требуется намного больше ресурсов, чем в Финляндии. Эта проблема является не единственным фактором, тормозящим развитие экономики России. Однако реформирование области предпринимательской деятельности позволит улучшить основные показатели.

Для эффективной борьбы с административными барьерами государству необходимо построить новую либеральную модель функционирования. Финляндия, не обладая значительными ресурсами, сумела добиться высокого уровня стабильности экономики благодаря низкому уровню коррупции, развитому диалогу между государством и бизнесом, гибкой системе мер стимулирования рын-ка6. Так, при регистрации бизнеса не обязательно идти в государственный орган, заявку на создание предприятия можно отправить по электронной почте. Россия нуждается в модернизации не только экономики, но и в реформе государственного аппарата, которому в настоящий момент не хватает гибкости и быстроты принятия важных решений.

Россия в состоянии перенимать опыт других государств. Однако, это не должно быть простым копированием чужих идей. Должно иметь место умное, логичное заимствование, целесообразность которого должна быть доказана. При решении проблем в России следует выделить несколько акцентов:

1. Устранение бюрократических препятствий, например, в виде избыточной отчетности;

2. Создание независимой и беспристрастной судебной системы;

3. Борьба с коррупцией, недружественными поглощениями;

4. Создание надежного и прозрачного и стабильного режима налогообложения для бизнеса;

5. Предоставление доступа организациям к дешевому финансированию;

6. Акцент на ICT (information and communication technologies);

Безусловно, при эффективной государственной политике проблема коррупции, бюрократии и административных барьеров может быть решена.

Литература:

1. Pwc, «Частный бизнес в России: успехи и тревоги, тенденции и ожидания», Обзор результатов исследования за 2012 год

2. Рагулина Ю.В. О конкурентоспособности отечественной экономики// Научное обозрение. 2011. N5, c.486-491;

3. Pwc, «Частный бизнес в России: успехи и тревоги, тенденции и ожидания», Обзор результатов исследования за 2012 год

4. Doing Business survey. Economy profile: Russian Fédération, 2013

5. Березина Е., «В РФ число малых предпринимателей за год выросло на 9 процентов», «Российская Газета», 2013

6. Кулаков А.Д., «Секрет успеха Финляндии», журнал «Финансист», февраль-март 2014.

РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ЦЕПОЧКИ СОЗДАНИЯ

ЦЕННОСТИ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

Шевченко Е.А., соискатель НОУ ВПО «Сибирская академия финансов и банковского дела», Новосибирск

В статье представлены особенности построения цепочки создания ценности как совокупности бизнес-процессов организации, систематизированы возможности ее применения, а также рассмотрены методические подходы к оценке ценностной цепочки в системе стратегического управления.

Ключевые слова: цепочка создания ценности, бизнес-процессы, конкурентоспособность.

DEVELOPMENT OF METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ESTIMATION OF THE VALUE CHAIN IN THE SYSTEM OF STRATEGIC MANAGEMENT OF THE

ORGANIZATION

Shevchenko E., the applicant «Siberian Academy of Finance and Banking», Novosibirsk

In the article the features of the construction value chain as the set of business- processes of the organization, systematized in the possibilities of its use, and also methodical approaches to the estimation of the value chain in the system of strategic management.

Keywords: value chain, business- processes, competitiveness.

Цепочка создания ценности организации отражает эволюцию ее бизнеса и внутренних операций, стратегию и методы ее реализации, экономические принципы деятельности. Рассмотрение цепочки создания ценности как основы для создания структурированной определенным образом системы процессов организации, представляет собой первый этап при внедрении процессного подхода к управлению, что позволяет на следующих этапах провести реорганизацию организационной структуры, регламентацию деятельности,

разработку системы показателей, организацию управления процессами и деятельности по улучшению процессов [1].

Использование модели цепочки создания ценности для структурирования бизнес-процессов организации обусловлено универсальностью концепции цепочки создания ценности, предполагающей применение практически в любых отраслях экономики.

Применительно к бизнес-структуре под процессом (бизнес-процессом) понимается устойчивая, целенаправленная совокупность

Таблица 1. Возможности использования модели цепочки ценностей

Цель построения модели Сущность

Визуализация структуры бизнес-процессов для дальнейшего развития организации выделение основных и вспомогательных видов деятельности, формирующих конечную ценность товара/услуги организации для потребителя; выявление «проблемных» процессов с целью корректировки/реинжиниринга бизнес-процессов

Сопоставление с конкурентами (определение конкурентоспособности организации) построение цепочки создания ценности для сравнения с конкурентной, выступающей как форма представления внешнего эталона, позволяет провести системный анализ сильных и слабых сторон конкурентной позиции организации

Определение потенциальной совместимости при слиянии/поглощении выделение схожих и различных видов деятельности в ценностных цепочках организаций, выявление процессов поглощаемой организации, формирующих ее ключевые компетенции с целью оптимизации интеграционного процесса

Формирование сетевой структуры описание цепочки создания ценности организации и ее партнеров для построения сети взаимосвязанных цепочек создания ценности, представляющую модель обмена между участниками, отражающую традиционные бизнес трансакции и нематериальный обмен, создающий отношения и обеспечивающий работу системы

взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы и выходы, представляющие ценность для клиента. Система процессов - это деятельность организации, рассматриваемая в виде совокупности организованных и взаимосвязанных процессов. Процессный подход к управлению - управление организацией путем построения системы процессов, управления ими, осуществления деятельности по улучшению процессов. Таким образом, с точки зрения процессного подхода, цепочка создания ценности - это организованный и взаимосвязанный набор

бизнес-процессов, создающий ценность для потребителей [2].

Для построения модели цепочки создания ценности необходимо выполнить ряд последовательных действий:

- определить потребителей организации с выделением целевых групп;

- сформировать перечень товаров/услуг организации, предоставляемых целевым группам потребителей с учетом их требований;

- выявить поток преобразования товаров/услуг, потребляемых целевыми группами потребителей.

Таблица 2. Систематизация методических подходов к оценке ценностной цепочки в системе стратегического управления

Методический подход Сущность Специфика применения

1 2 3

Оценка цепочки создания ценности организации, относительно эффективности и оптимальности построения системы бизнес-процессов Подход, основанный на системе показателей цепочки создания ценности для бизнес-процессов, расположенных на различных уровнях (основная и вспомогательная деятельность), характеризующих степень достижения целей бизнес-процессов и их эффективность. Эффективность функционирования бизнес-процессов организации оценивается посредством сравнения плановых показателей с фактическими в рамках цикла Э. Деминга PDCA (Plan (планирование)-Do (выполнение)-СЬеск (проверка)-Act (корректировка)). Оценка цепочки создания ценности как совокупности бизнес-процессов позволяет определить потенциальные источники конкурентных преимуществ, оптимизировать деятельность организации, повысить эффективность функционирования бизнес-процессов Применение данного подхода ограничено наличием внедренного процессного подхода в управление организацией, что обуславливает необходимость документального оформления процессов, разработки регламентов и стандартов, построения оптимальной системы показателей эффективности, где особое значение приобретает измеримость, достижимость, актуальность, а также объективность оценки показателей. Акцент делается на оптимизации внутренних бизнес-процессов

Оценка конкурентоспособности цепочки создания ценности (Р. Хасанов) [4] Подход, ориентированный на оценку конкурентоспособности цепочки создания ценности относительно эффективности ценностных действий в рамках основной и вспомогательной видов деятельности с использованием экспертных оценок по ценностным блокам (входная логистика, производство, исходящая логистика, маркетинг и продажи, обслуживание, снабжение, развитие технологии, управление персоналом, инфраструктура). Методический подход позволяет определить точки возможного роста в цепочке создания ценности, выявить ценностные действия, определяющие конкурентные преимущества организации По мнению автора, использование данного подхода к оценке конкурентоспособности организации ограничено анализом внутренних факторов, внутриорганизационного потенциала по видам деятельности цепочки создания ценности и не учитывает степени соответствия рыночного предложения потребностям потребителей

Оценка ценностной цепочки с точки зрения затратного подхода Базируется на оценке значимости видов деятельности цепочки создания ценности относительно доли суммарных затрат. Сравнение затрат по элементам цепочки ценностей осуществляется посредством метода бенчмаркинга (сравнительного анализа единицы затрат по каждому виду деятельности организации и ее конкурентов). Подход позволяет выявить возможности для сокращения затрат, проводить реорганизацию деятельности с целью повышения удовлетворенности потребителей без значительного роста издержек Акцентируется внимание на финансовых показателях оценки, не учитываются рыночные аспекты (ориентация на внешнюю среду), аспект развития. Ограничение в использовании данного подхода также связано с отсутствием качественных показателей

Оценка цепочки ценностей с позиции дифференциации Методический подход используется для анализа потенциала соответствия дифференциации рыночного предложения организации потенциальному потребительскому спросу посредством выявления факторов уникальности по всем видам деятельности цепочки создания ценности с целью формирования устойчивого конкурентного преимущества и предоставления ценности для потребителей [5]. Подход предполагает учет связей между цепочкой создания ценности организации и цепочкой создания ценности ее потребителя Подход предполагает наличие у организации конкурентной стратегии, основанной на дифференциации рыночного предложения. Сложность применения заключается в построении цепочек создания ценности потребителей, что определяет нацеленность методики на организации, которые функционируют на деловых рынках

Оценка потребительской ценности (конкурентоспособности) предложения организации, как результат функционирова-ния цепочки ценностей [6] Метод, основанный на оценке предложения (товара/услуги) организации, позволяет оценить результат функционирования бизнес-процессов, входящих в цепочку создания ценности как совокупность видов деятельностей по созданию товаров и услуг. Оценка предложения организации дает возможность построить оптимальную систему сбалансированных показателей, разработать стратегию ценообразования, определить уровень конкурентоспособности продукта К недостаткам данного подхода относится абстрагирование от оценки эффективности функционирования бизнес-процессов (видов деятельности), входящих в цепочку создания ценности организации

Таблица 3. Методы оценки потребительской ценности

Группа методов Методы

1. Всесторонняя оценка потребительской ценности - оценка ценности в использовании -оценка воспринимаемой ценности фокусной группой

2. Обследование покупателей - исследование с прямыми вопросами - метод сравнительных оценок (бенчмаркинг) - метод совместного анализа - композиционный подход - ценовые эксперименты

3. Экспертная оценка и промышленные технические методы - внутренняя техническая оценка - исследование с косвенными вопросами - параметрический метод - оценка экономических преимуществ

По мере создания конечного продукта, каждое преобразование промежуточных товаров/услуг осуществляется за счет определенного процесса. Согласно мнению Н. Годына, А. Момот и О. Мара-дудина, анализ потока продукта позволяет выявить процессы, которые связаны с материальными преобразованиями. С учетом управляющего воздействия на процессы, осуществляющих материальные преобразования, модель цепочки создания ценности представляет собой взаимодействие процессов материального и информационного потоков [3].

Построение модели цепочки создания ценности как совокупности бизнес-процессов организации позволяет произвести декомпозицию бизнес-процессов с возможностью непрерывной увязки деятельности подразделений «сквозным образом», осуществить анализ бизнес-процессов с точки зрения результата, выделить материальный поток, выявить управляющие процессы. Применение модели ценностной цепочки в системе стратегического управления организацией представлено в таблице 1.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов показал, что оценка ценностной цепочки в системе стратегического управления организацией осуществляется по следующим направлениям:

- оценка цепочки создания ценности организации, относительно эффективности и оптимальности построения системы бизнес-процессов;

- оценка конкурентоспособности цепочки создания ценности;

- оценка ценностной цепочки с точки зрения затратного подхода;

- оценка цепочки создания ценности с позиции дифференциации;

- оценка потребительской ценности предложения (товара/услуги) организации, как результат функционирования цепочки создания ценности.

Сущность и особенности применения перечисленных выше методических подходов представлены в таблице 2.

Оценка потребительской ценности предложения организации осуществляется в целях ценообразования, построения системы сбалансированных показателей, для оценки конкурентоспособности предложения.

Ценообразование на основе оценки ценности противопоставляется затратным методам и представляет возможность предложения потребителю взаимовыгодной цены. К недостаткам данного подхода относятся сложность количественной оценки потребительской ценности предложения, наличие дополнительных затрат на маркетинговые исследования, управление взаимодействием с внешними стейкхолдерами (в особенности с потребителями).

Оценка предложения организации с целью определения конкурентоспособности продукта (товара/услуги) отражает способность последнего удовлетворять требования (потребности) потребителей в сравнении с аналогичными продуктами конкурентов на рынке (либо принятых в качестве базовых). Каждый потребитель, приобретая продукт, осуществляет выбор предложения среди ряда аналогов, предлагаемых на рынке, в соответствии с собственными требованиями для удовлетворения собственных потребностей наиболее оптимальным образом.

В современных условиях методы оценки потребительской ценности предложения организации изучены недостаточно, что ограничивает их практическое применение. В. Щеголев предлагает систематизацию методов оценки потребительской ценности, основываясь на мировой практике (таблица 3) [7].

Применение данных методов осуществляется в условиях разработанной и внедренной стратегии управления потребительской ценностью.

Оценка цепочки создания ценности позволяет топ-менеджменту организации определить, каким образом виды деятельности способствуют увеличению ценности произведенного продукта для потребителей, выявить точки возможного роста, изучить взаимодействие отдельных видов деятельности, выявить взаимосвязь между видами деятельности и ключевыми компетенциями, оценить эффективность использования ресурсов, определить блокировки (препятствия для взаимодействия), снижающие конкурентное преимущество организации [8].

Таким образом, анализ цепочки создания ценности позволяет провести комплексный анализ деятельности организации и сформировать стратегию, обеспечивающую организации высокий уровень конкурентоспособности и устойчивый экономический рост.

Литература:

1. Чередникова Л.Е. Мониторинг интеллектуальных ресурсов современного предприятия // Сибирская финансовая школа. 2008. № 3. С. 124-132.

2. Репин В.В. Бизнес-процессы компании: построение, анализ, регламентация. М.: РИА «Стандарты и качество», 2007. 240 с.

3. Годына Н.Ф., Момот А.И., Марадудина О.В. Использование методов построения цепочки создания ценности и диаграммы потока работ для оптимизации деятельности предприятия // Научный вестник ДГМА. 2011. № 2 (8Е). С. 221-231.

4. Хасанов Р.Х. Методика оценки конкурентоспособности предприятия // Современная конкуренция. 2009. № 4. С. 99-109.

5. Толысбаев Б.С., Цуриков С.В. Стратегические ресурсы и организационные способности как неотъемлемый элемент инновационной стратегии и устойчивых конкурентных преимуществ // Сибирская финансовая школа. 2012. № 4. С. 135-141.

6. Шевченко Е.А., Никифорова Л.Е. Концептуальная модель управления цепочкой ценностей организации, функционирующей на рынке В2В товаров производственно-технического назначения / / Сибирская финансовая школа. 2013. № 6. С. 31-38.

7. Щеголев В.В. Потребительская ценность товара на промышленных рынках [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.mmf.spbstu.ru/mese/2013/565_575.pdf

8. Кэмпбел Д., Стоунхаус Д., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент. М.: Проспект, 2003. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.