1.7. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНОПРАВОВЫХ СИСТЕМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Насыбуллин Алексей Альбертович, аспирант юридического факультета. Место учебы: Институт Экономики Управления и Права (г. Казань). Должность: специалист по маркетингу. Место работы: ФК «Рубин». E-mail: [email protected].
Аннотация: Автор анализирует зарубежную систему защиты прав избирателей, правовые акты, типы нарушений, а также сравнивает их с российской системой, предлагая некоторые нововведения.
Ключевые слова: международное право, система выборов, административно-правовая система, политические партии, безопасность выборов.
COMPARATIVE ANALYSIS OF ADMINISTRATIVE-LEGAL
SYSTEMS OF PROTECTION OF THE VOTERS RIGHTS OF RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES
Nasybullin Alexey Albertovich, postgraduate student at law department. Place of study: Institute of Economy Management and Law (Kazan city). Position: marketing specialist. Place of employment: FC “Rubin” Kazan. E-mail: [email protected].
Annotation: Author analyzes foreign systems of protection of the voters' rights, legal acts, type of infringements, and compares them with Russian system, offers some innovations.
Keywords: international law, election system,
administrative-legal system, politic parties, election safety.
Как свидетельствует электоральная практика, проходившие в последнее время за рубежом избирательные кампании приобретают все более конфронтационный и политически острый характер. Примером могут служить получившие широкий общественный резонанс факты проникновения криминалитета в органы государственной власти Италии, победа на последних парламентских выборах в Австрии политической партии пронацистской направленности "Свобода", экстремистские выступления лидера Национального фронта Франции Ле Пэна в ходе президентских выборов. В этой связи весьма актуальным становится вопрос обеспечения безопасности выборов1.
Под обеспечением безопасности выборов следует понимать деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан, направленную на защиту основ конституционного строя, государственного суверенитета и территориальной целостности, гарантий прав и свобод граждан в процессе организации и проведения выборов. В узком смысле обеспечение безопасности выборов может быть охарактеризовано как комплекс правовых, организационных, информационных, технических и иных мер, осуществляемых избирательными комиссиями, правоохранительными и другими органами по выявлению, предупреждению и пресечению действий, препятствующих свободному волеизъявлению граждан и реа-
1 Красинский В.В. Правовое обеспечение безопасности выборов в зарубежных государствах // Журнал российского права. 2003. № 7.
лизации избирательных процедур в соответствии с порядком и правилами, установленными избирательным законодательством2.
В зарубежных странах сформирована отвечающая нормам международного права законодательная основа, регулирующая вопросы обеспечения безопасности избирательных кампаний. Сложилась и судебная практика по данной категории дел, связанных с выборами.
Существующие в законодательстве иностранных государств правовые положения, касающиеся обеспечения безопасности выборов, можно условно подразделить на четыре группы:
1) ограничения на проникновение криминалитета в органы власти;
2) запрет создания и деятельности политических партий и общественных организаций экстремистской направленности;
3) ограничения на вмешательство в избирательный процесс иностранных субъектов;
4) закрепление в уголовном законодательстве соответствующих составов преступлений, связанных с выборами.
Как показывает практика зарубежных стран, право избирать и быть избранными в органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления гарантируется конституциями, избирательными законами и иными правовыми актами. В ряде стран наказание в виде лишения свободы влечет ограничение активного избирательного права. При этом законодатель может увязывать подобные санкции с фактом вынесения наказания (СНГ), с определенным его сроком (более пяти лет лишения свободы
- Индонезия, более одного года - Австрия), конкретным составом преступления (Италия).
Вопросы приостановления деятельности и ликвидации политических общественных объединений имеют принципиальное значение для защиты основ конституционного строя. Как указывает Ю. Юдин, в зарубежной практике в этом случае, во-первых, запрещается создание замещающих данное общественное объединение политических партий или организаций (Никарагуа, ФРГ3), во-вторых, депутаты представительных органов, являющиеся членами запрещенной партии, автоматически утрачивают свои мандаты (Чили, Бразилия), в-третьих, права руководителей и членов распущенной политической партии могут быть ограничены (Турция)4.
Международные правовые акты допускают ограничения на вмешательство иностранных субъектов в избирательный процесс. Так, ст.16 Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливает возможность ограничений на политическую деятельность иностранцев. В свою очередь, согласно п.7 ч.1.8 разд.1 Рекомендаций для международных наблюдателей СНГ по наблюдению за выборами "не допускается: какое-либо прямое или косвенное противоправное участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных общественных движений, международных организаций,
2 См.: Международные избирательные стандарты и безопасность избирательного процесса//Вестник ЦИК РФ. Специальный выпуск. 2003. С.60-62.
3 См.: Коммунистическая партия Германии против Германии. Жалоба в Европейский Суд по правам человека № 250/57. Annuaire. Т.1. С.225.
4 См.: Юдин Ю. Политические партии и право в современном государстве. М., 1998. С.107.
3'2011
Пробелы в российском законодательстве
иных иностранных субъектов в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, иных органов народного (национального) представительства, выборных должностных лиц"5.
Национальное законодательство зарубежных стран, как правило, закрепляет запрет финансирования избирательных кампаний иностранными государствами, организациями, юридическими лицами и гражданами, а также ограничения на участие в выборах иностранных граждан6.
Все правонарушения в процессе выборов, в зависимости от стадии избирательного процесса, можно дифференцировать на:
- правонарушения, связанные с регистрацией и учетом избирателей. К ним относятся: включение в список избирателей граждан, не имеющих права голосовать вообще (несовершеннолетние, иностранные граждане и т.д.); лиц, которые уже умерли или выехали, не проживают на территории данного округа, участка; многократная регистрация и т.д.;
- правонарушения при нарезке избирательных округов и формировании избирательных участков;
- правонарушения в ходе финансирования избирательных кампаний. К примеру, в США существуют три основные схемы, по которым осуществляются финансовые правонарушения в период выборов7.
- правонарушения на стадии голосования и определения результатов выборов (голосование за неявив-шихся избирателей; избирателей, находящихся в домах престарелых; граждан, которые уже умерли или не проживают на территории данного округа, участка; подкуп избирателей)
Сравнивая российскую административно-правовую систему защиты прав избирателей и зарубежные, можно прийти к выводу, что принципы построения схожи, однако эффективность отечественных методов не столь велика. Также стоит направить усилия на совершенствование, например, парламентского контроля. В научной литературе в целях усовершенствования парламентского контроля, превращения его в реальный механизм защиты прав и свобод и с учетом зарубежной практики предлагается внести изменения в Конституцию (закрепить права по реализации контрольной деятельности Государственной Думы и Совета Федерации) и в действующие законы и регламенты палат российского парламента. В частности, снять закрытый перечень должностных лиц, к которым можно обращаться с вопросами и запросами, ввести практику публикации депутатских вопросов в официальном издании Федерального собрания и др.8
В Российской Федерации институтом несудебной защиты прав человека является прокуратура. В большинстве зарубежных стран она не входит в систему
5 Вестник ЦИК РФ. 2002. № 11.
6 Отдельные государства Совета Европы предоставили указанной категории право участия в местных выборах. См.: Конвенция "Об участии иностранцев в публичной жизни на местном уровне" от 5 февраля 1992 г.; Решение Конституционного суда Германии от 31 октября 1991 г. о праве лиц с иностранным гражданством принимать участие в голосовании на выборах в местные органы// Вестник ЦИК РФ. 2002. № 11. С.242; 157.
7 См.: Материалы для брифинга: Выборы и организация избирательного процесса в Соединенных Штатах Америки. Международный Фонд избирательных систем. Институт развития избирательных систем. М., 2000. С.135-136.
8 Булаков О.Н. Двухпалатный парламент Российской Федера-
ции. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 161, 173, 227 - 228.
несудебных правозащитных институтов, осуществляя только функцию уголовного преследования и поддержания государственного обвинения в уголовном судопроизводстве. В существующем виде деятельность российской прокуратуры вообще приводит к противоречию с принципом независимости судопроизводства, поэтому назрела необходимость реорганизации данного института9.
Список литературы:
Красинский В.В. Правовое обеспечение безопасности выборов в зарубежных государствах // Журнал российского права. 2003. № 7.
Международные избирательные стандарты и безопасность избирательного процесса//Вестник ЦИК РФ. Специальный выпуск. 2003. С.60-62.
Коммунистическая партия Германии против Германии. Жалоба в Европейский Суд по правам человека № 250/57. Annuaire. Т.1. С.225.
Юдин Ю. Политические партии и право в современном государстве. М., 1998. С.107.
Вестник ЦИК РФ. 2002. № 11.
Конвенция "Об участии иностранцев в публичной жизни на местном уровне" от 5 февраля 1992 г.; Решение Конституционного суда Германии от 31 октября 1991 г. о праве лиц с иностранным гражданством принимать участие в голосовании на выборах в местные органы// Вестник ЦИК РФ. 2002. № 11. С.242; 157.
Материалы для брифинга: Выборы и организация избирательного процесса в Соединенных Штатах Америки. Международный Фонд избирательных систем. Институт развития избирательных систем. М., 2000. С.135-136.
Булаков О.Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 161, 173, 227 - 228.
Мельников А.В. Надзор за исполнением законов // Законность. 1998. № 3. С. 11.
Literature list:
Krasinskiy V.V. Legal safety of elections in the foreign states Magazine of Russian law. 2003. #7.
International election standarts and safety of election process//Magazine of CEK RF. Special number. 2003. P.60-62.
Communist party of Germany against Germany. Complaint in the European Court of human rights # 250/57. Annuaire. T.1. P.225.
Judin J. Political parties and law in modern government. M., 1998. C.107.
Magazine of CEK RF. 2002.#11.
Convention “About participation of foreigners in public life on local level” by 5 February 1992; Solution of Constitution justice of Germany by 31 October 1991 about participation of foreigners in elections to local authorities//Magazine of CEK RF.2002.#11.P.242; 157.
Materials for the briefing: Elections and organization of election process in USA. International Fond of election systems. Institute of development of election systems. M., 2000. P. 135-136.
Bulakov O.N. Two-chamber parliament of Russian Federation. Spb.: Legal center Press, 2003.C.161, 173, 227-228.
Melnikov A.V. Supervision of execution of laws//Legality. 1998. #3. P.11 .
9 Мельников А.В. Надзор за исполнением законов // Законность. 1998. № 3. С. 11.
Рецензия на статью Насыбуллина А.А. «Сравнительный анализ административно-правовых систем защиты прав избирателей России и зарубежных стран»
Тему данной статьи отличает высокая степень актуальности. В нашем государстве права и свободы человека и гражданина гарантируются многочисленными правовыми актами, включая Конституцию России. Данное обстоятельство не ограждает в достаточной степени надежно от административного произвола, несправедливости со стороны государственных и иных органов. Для повышения эффективности защиты избирательных прав граждан видится необходимость совершенствования правовых процедур, для этого, в том числе, необходимо изучать и перенимать положительный опыт из зарубежных систем защиты прав избирателей.
Насыбуллин А.А. в рамках статьи предпринимает попытку исследовать иностранные системы защиты прав избирателей. Он систематизирует направления, в которых иностранные законодатели защищают выборный процесс от фальсификации и нарушений, преднамеренно манипулировании избирательными голосами. Также верно выделяются основные типа правонарушений в сфере избирательного права. Изучая опыт зарубежных выборных кампаний, автор имеет возможность соотнести их с российской практикой и сделать выводы.
Важным аспектом работы является критический подход и некоторые направления совершенствования российской системы защиты прав избирателей, как пример указывается возможность улучшить парламентский контроль за счет поправок в действующее законодательство, а также разделить прокуратуру и несудебные правозащитные институты, как это сделано в большинстве развитых демократических стран.
Научный руководитель