Научная статья на тему 'Сравнительный анализ административно-правовых систем защиты прав избирателей России и зарубежных стран'

Сравнительный анализ административно-правовых систем защиты прав избирателей России и зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
533
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / СИСТЕМА ВЫБОРОВ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ВЫБОРОВ / INTERNATIONAL LAW / ELECTION SYSTEM / ADMINISTRATIVE-LEGAL SYSTEM / POLITIC PARTIES / ELECTION SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Насыбуллин Алексей Альбертович

Автор анализирует зарубежную систему защиты прав избирателей, правовые акты, типы нарушений, а также сравнивает их с российской системой, предлагая некоторые нововведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of administrative-legal systems of protection of the voters rights of Russia and foreign countries

Author analyzes foreign systems of protection of the voters' rights, legal acts, type of infringements, and compares them with Russian system, offers some innovations

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ административно-правовых систем защиты прав избирателей России и зарубежных стран»

1.7. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНОПРАВОВЫХ СИСТЕМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Насыбуллин Алексей Альбертович, аспирант юридического факультета. Место учебы: Институт Экономики Управления и Права (г. Казань). Должность: специалист по маркетингу. Место работы: ФК «Рубин». E-mail: [email protected].

Аннотация: Автор анализирует зарубежную систему защиты прав избирателей, правовые акты, типы нарушений, а также сравнивает их с российской системой, предлагая некоторые нововведения.

Ключевые слова: международное право, система выборов, административно-правовая система, политические партии, безопасность выборов.

COMPARATIVE ANALYSIS OF ADMINISTRATIVE-LEGAL

SYSTEMS OF PROTECTION OF THE VOTERS RIGHTS OF RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES

Nasybullin Alexey Albertovich, postgraduate student at law department. Place of study: Institute of Economy Management and Law (Kazan city). Position: marketing specialist. Place of employment: FC “Rubin” Kazan. E-mail: [email protected].

Annotation: Author analyzes foreign systems of protection of the voters' rights, legal acts, type of infringements, and compares them with Russian system, offers some innovations.

Keywords: international law, election system,

administrative-legal system, politic parties, election safety.

Как свидетельствует электоральная практика, проходившие в последнее время за рубежом избирательные кампании приобретают все более конфронтационный и политически острый характер. Примером могут служить получившие широкий общественный резонанс факты проникновения криминалитета в органы государственной власти Италии, победа на последних парламентских выборах в Австрии политической партии пронацистской направленности "Свобода", экстремистские выступления лидера Национального фронта Франции Ле Пэна в ходе президентских выборов. В этой связи весьма актуальным становится вопрос обеспечения безопасности выборов1.

Под обеспечением безопасности выборов следует понимать деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан, направленную на защиту основ конституционного строя, государственного суверенитета и территориальной целостности, гарантий прав и свобод граждан в процессе организации и проведения выборов. В узком смысле обеспечение безопасности выборов может быть охарактеризовано как комплекс правовых, организационных, информационных, технических и иных мер, осуществляемых избирательными комиссиями, правоохранительными и другими органами по выявлению, предупреждению и пресечению действий, препятствующих свободному волеизъявлению граждан и реа-

1 Красинский В.В. Правовое обеспечение безопасности выборов в зарубежных государствах // Журнал российского права. 2003. № 7.

лизации избирательных процедур в соответствии с порядком и правилами, установленными избирательным законодательством2.

В зарубежных странах сформирована отвечающая нормам международного права законодательная основа, регулирующая вопросы обеспечения безопасности избирательных кампаний. Сложилась и судебная практика по данной категории дел, связанных с выборами.

Существующие в законодательстве иностранных государств правовые положения, касающиеся обеспечения безопасности выборов, можно условно подразделить на четыре группы:

1) ограничения на проникновение криминалитета в органы власти;

2) запрет создания и деятельности политических партий и общественных организаций экстремистской направленности;

3) ограничения на вмешательство в избирательный процесс иностранных субъектов;

4) закрепление в уголовном законодательстве соответствующих составов преступлений, связанных с выборами.

Как показывает практика зарубежных стран, право избирать и быть избранными в органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления гарантируется конституциями, избирательными законами и иными правовыми актами. В ряде стран наказание в виде лишения свободы влечет ограничение активного избирательного права. При этом законодатель может увязывать подобные санкции с фактом вынесения наказания (СНГ), с определенным его сроком (более пяти лет лишения свободы

- Индонезия, более одного года - Австрия), конкретным составом преступления (Италия).

Вопросы приостановления деятельности и ликвидации политических общественных объединений имеют принципиальное значение для защиты основ конституционного строя. Как указывает Ю. Юдин, в зарубежной практике в этом случае, во-первых, запрещается создание замещающих данное общественное объединение политических партий или организаций (Никарагуа, ФРГ3), во-вторых, депутаты представительных органов, являющиеся членами запрещенной партии, автоматически утрачивают свои мандаты (Чили, Бразилия), в-третьих, права руководителей и членов распущенной политической партии могут быть ограничены (Турция)4.

Международные правовые акты допускают ограничения на вмешательство иностранных субъектов в избирательный процесс. Так, ст.16 Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливает возможность ограничений на политическую деятельность иностранцев. В свою очередь, согласно п.7 ч.1.8 разд.1 Рекомендаций для международных наблюдателей СНГ по наблюдению за выборами "не допускается: какое-либо прямое или косвенное противоправное участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных общественных движений, международных организаций,

2 См.: Международные избирательные стандарты и безопасность избирательного процесса//Вестник ЦИК РФ. Специальный выпуск. 2003. С.60-62.

3 См.: Коммунистическая партия Германии против Германии. Жалоба в Европейский Суд по правам человека № 250/57. Annuaire. Т.1. С.225.

4 См.: Юдин Ю. Политические партии и право в современном государстве. М., 1998. С.107.

3'2011

Пробелы в российском законодательстве

иных иностранных субъектов в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, иных органов народного (национального) представительства, выборных должностных лиц"5.

Национальное законодательство зарубежных стран, как правило, закрепляет запрет финансирования избирательных кампаний иностранными государствами, организациями, юридическими лицами и гражданами, а также ограничения на участие в выборах иностранных граждан6.

Все правонарушения в процессе выборов, в зависимости от стадии избирательного процесса, можно дифференцировать на:

- правонарушения, связанные с регистрацией и учетом избирателей. К ним относятся: включение в список избирателей граждан, не имеющих права голосовать вообще (несовершеннолетние, иностранные граждане и т.д.); лиц, которые уже умерли или выехали, не проживают на территории данного округа, участка; многократная регистрация и т.д.;

- правонарушения при нарезке избирательных округов и формировании избирательных участков;

- правонарушения в ходе финансирования избирательных кампаний. К примеру, в США существуют три основные схемы, по которым осуществляются финансовые правонарушения в период выборов7.

- правонарушения на стадии голосования и определения результатов выборов (голосование за неявив-шихся избирателей; избирателей, находящихся в домах престарелых; граждан, которые уже умерли или не проживают на территории данного округа, участка; подкуп избирателей)

Сравнивая российскую административно-правовую систему защиты прав избирателей и зарубежные, можно прийти к выводу, что принципы построения схожи, однако эффективность отечественных методов не столь велика. Также стоит направить усилия на совершенствование, например, парламентского контроля. В научной литературе в целях усовершенствования парламентского контроля, превращения его в реальный механизм защиты прав и свобод и с учетом зарубежной практики предлагается внести изменения в Конституцию (закрепить права по реализации контрольной деятельности Государственной Думы и Совета Федерации) и в действующие законы и регламенты палат российского парламента. В частности, снять закрытый перечень должностных лиц, к которым можно обращаться с вопросами и запросами, ввести практику публикации депутатских вопросов в официальном издании Федерального собрания и др.8

В Российской Федерации институтом несудебной защиты прав человека является прокуратура. В большинстве зарубежных стран она не входит в систему

5 Вестник ЦИК РФ. 2002. № 11.

6 Отдельные государства Совета Европы предоставили указанной категории право участия в местных выборах. См.: Конвенция "Об участии иностранцев в публичной жизни на местном уровне" от 5 февраля 1992 г.; Решение Конституционного суда Германии от 31 октября 1991 г. о праве лиц с иностранным гражданством принимать участие в голосовании на выборах в местные органы// Вестник ЦИК РФ. 2002. № 11. С.242; 157.

7 См.: Материалы для брифинга: Выборы и организация избирательного процесса в Соединенных Штатах Америки. Международный Фонд избирательных систем. Институт развития избирательных систем. М., 2000. С.135-136.

8 Булаков О.Н. Двухпалатный парламент Российской Федера-

ции. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 161, 173, 227 - 228.

несудебных правозащитных институтов, осуществляя только функцию уголовного преследования и поддержания государственного обвинения в уголовном судопроизводстве. В существующем виде деятельность российской прокуратуры вообще приводит к противоречию с принципом независимости судопроизводства, поэтому назрела необходимость реорганизации данного института9.

Список литературы:

Красинский В.В. Правовое обеспечение безопасности выборов в зарубежных государствах // Журнал российского права. 2003. № 7.

Международные избирательные стандарты и безопасность избирательного процесса//Вестник ЦИК РФ. Специальный выпуск. 2003. С.60-62.

Коммунистическая партия Германии против Германии. Жалоба в Европейский Суд по правам человека № 250/57. Annuaire. Т.1. С.225.

Юдин Ю. Политические партии и право в современном государстве. М., 1998. С.107.

Вестник ЦИК РФ. 2002. № 11.

Конвенция "Об участии иностранцев в публичной жизни на местном уровне" от 5 февраля 1992 г.; Решение Конституционного суда Германии от 31 октября 1991 г. о праве лиц с иностранным гражданством принимать участие в голосовании на выборах в местные органы// Вестник ЦИК РФ. 2002. № 11. С.242; 157.

Материалы для брифинга: Выборы и организация избирательного процесса в Соединенных Штатах Америки. Международный Фонд избирательных систем. Институт развития избирательных систем. М., 2000. С.135-136.

Булаков О.Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 161, 173, 227 - 228.

Мельников А.В. Надзор за исполнением законов // Законность. 1998. № 3. С. 11.

Literature list:

Krasinskiy V.V. Legal safety of elections in the foreign states Magazine of Russian law. 2003. #7.

International election standarts and safety of election process//Magazine of CEK RF. Special number. 2003. P.60-62.

Communist party of Germany against Germany. Complaint in the European Court of human rights # 250/57. Annuaire. T.1. P.225.

Judin J. Political parties and law in modern government. M., 1998. C.107.

Magazine of CEK RF. 2002.#11.

Convention “About participation of foreigners in public life on local level” by 5 February 1992; Solution of Constitution justice of Germany by 31 October 1991 about participation of foreigners in elections to local authorities//Magazine of CEK RF.2002.#11.P.242; 157.

Materials for the briefing: Elections and organization of election process in USA. International Fond of election systems. Institute of development of election systems. M., 2000. P. 135-136.

Bulakov O.N. Two-chamber parliament of Russian Federation. Spb.: Legal center Press, 2003.C.161, 173, 227-228.

Melnikov A.V. Supervision of execution of laws//Legality. 1998. #3. P.11 .

9 Мельников А.В. Надзор за исполнением законов // Законность. 1998. № 3. С. 11.

Рецензия на статью Насыбуллина А.А. «Сравнительный анализ административно-правовых систем защиты прав избирателей России и зарубежных стран»

Тему данной статьи отличает высокая степень актуальности. В нашем государстве права и свободы человека и гражданина гарантируются многочисленными правовыми актами, включая Конституцию России. Данное обстоятельство не ограждает в достаточной степени надежно от административного произвола, несправедливости со стороны государственных и иных органов. Для повышения эффективности защиты избирательных прав граждан видится необходимость совершенствования правовых процедур, для этого, в том числе, необходимо изучать и перенимать положительный опыт из зарубежных систем защиты прав избирателей.

Насыбуллин А.А. в рамках статьи предпринимает попытку исследовать иностранные системы защиты прав избирателей. Он систематизирует направления, в которых иностранные законодатели защищают выборный процесс от фальсификации и нарушений, преднамеренно манипулировании избирательными голосами. Также верно выделяются основные типа правонарушений в сфере избирательного права. Изучая опыт зарубежных выборных кампаний, автор имеет возможность соотнести их с российской практикой и сделать выводы.

Важным аспектом работы является критический подход и некоторые направления совершенствования российской системы защиты прав избирателей, как пример указывается возможность улучшить парламентский контроль за счет поправок в действующее законодательство, а также разделить прокуратуру и несудебные правозащитные институты, как это сделано в большинстве развитых демократических стран.

Научный руководитель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.