Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИК РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ КРУПНЫХ ГОРОДОВ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИК РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ КРУПНЫХ ГОРОДОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
разработка стратегий / крупные города / российская и зарубежная практика / сравнительные характеристики / strategy development / large cities / Russian and foreign practice / comparative characteristics
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рисин И.Е., Чичерина А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИК РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ КРУПНЫХ ГОРОДОВ»

Рисин И.Е.

д.э.н., профессор, зав. кафедрой региональной экономики и территориального управления, Воронежский

государственный университет

Чичерина А. С.

к.э. н., Воронежский государственный университет

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИК РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ КРУПНЫХ ГОРОДОВ

Ключевые слова: разработка стратегий, крупные города, российская и зарубежная практика, сравнительные характеристики.

Keywords: strategy development, large cities, Russian and foreign practice, comparative characteristics.

Объектная и информационная база анализа российской практики включает стратегии социально-экономического развития городов Воронежа1, Казани2, Калининграда3, Магнитогорска4, Пензы5, зарубежной практики -стратегию городского Совета Бристоля6, стратегию городского Совета Глазго7, комплексную концепцию городского развития Лейпцига8, стратегию экономического развития Монреаля9, городскую стратегию Тампере10.

Анализ практики разработки стратегий развития крупных городов проведен по ряду направлений:

- участие стейкхолдеров в процессе стратегического планирования;

- структурная композиция стратегий;

- содержание стратегий.

В рамках первого направления внимание было сфокусировано на составе групп стейкхолдеров и инструментах, обеспечивавших их участие в стратегическом планировании.

Анализ российской практики зафиксировал ограниченный состав участников разработки стратегий развития крупных городов, включающий, в большинстве случаев, только органы местного самоуправления и государственной власти субъектов Российской Федерации.

Выявлен достаточно низкий уровень разнообразия инструментов, обеспечивающих участие местных жителей в стратегическом планировании. Он представлен преимущественно опросами и размещением предложений горожан на сайтах органов публичной власти.

Анализ зарубежной практики показал, что активное участие в разработке стратегических документов принимают разные группы стейкхолдеров.

Так, например, в Бристоле их состав включал: органы местного самоуправления, региональные органы власти, органы местного самоуправления соседних муниципалитетов, ассоциацию местного самоуправления, учреждения социальной сферы, организации образования и науки, бизнес-сообщество, экологические сообщества, некоммерческие организации, население; в Глазго: органы местного самоуправления, региональные и федеральные органы власти, органы местного самоуправления соседних муниципалитетов, ассоциацию стратегического планирования, бизнес-сообщество, университеты, колледжи, некоммерческие организации и общественные группы, население.

1 О Стратегии социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2035 года. - http://docs. cntd.ru/document/550300779

2 О стратегии социально-экономического развития муниципального образования г. Казани до 2030 года. - http://docs. cntd.ru/document/446400472

3 Об утверждении Стратегии социально-экономического развития городского округа «Город Калининград» на период до 2035 года (с изменениями на 3 июля 2019 года). - http://docs.cntd.ru/document/550170098

4 Об утверждении стратегии социально-экономического развития города Магнитогорска на период до 2035 года. - http:// www.magnitka.org/node/7220

5 Об утверждении стратегии социально-экономического развития города Пензы до 2030 года. - http://docs.cntd.ru/docu ment/446558561

6 Bristol City Council Corporate Strategy 2018 to 2023. - https://www.bristol.gov.uk/documents/20182/33620/Bristol+City+ Council+Corporate+Strategy+2018+to+2023.pdf/3e7d7377-ed1f-5d67-c6ab-af49b7159a5e

7 Glasgow City Council Strategic Plan 2017 to 2022. - https://www.glasgow.gov.uk/CHttpHandler.ashx?id=40052&p=0

8 Integriertes stadtentwicklungskonzept Leipzig 2030. - https://static.leipzig.de/fileadmin/mediendatenbank/leipzig-de/Stadt/02.6_ Dez6_Stadtentwicklung_Bau/61_Stadtplanungsamt/Stadtentwicklung/Stadtentwicklungskonzept/INSEK_2030/INSEK-Leipzig-2030_A-Zielbild.pdf

9 Montreal. Geared up for tomorrow. - http://ville.montreal.qc.ca/pls/portal/docs/PAGE/AFFAIRES_EN/MEDIA/DOCUMENTS/ MTL _STRATEGY_EN.PDF

10 Tampere City Strategy 2030. - https://www.tampere.fi/tiedostot/s/bGk985LuH/Tampere_City_Strategy_2030_Final.pdf

Зафиксирован также высокий уровень разнообразия инструментов, обеспечивающих активное участие местных жителей в стратегическом планировании. Их состав включает публичные встречи (Бристоль); размещение информации о ходе разработки стратегии на официальном веб-сайте города (Бристоль, Глазго, Монреаль, Тампере); информирование граждан через каналы социальных сетей (Бристоль, Глазго); веб-трансляции заседаний комитета по стратегическому планированию (Глазго, Тампере); информирование через городской информационный бюллетень (Бристоль), опросы, в т.ч. проведенные с помощью социальных сетей (Глазго), приложений для смартфонов (Тампере); письменная рассылка опроса по почте 10000 случайно выбранным плательщикам муниципального налога (Бристоль); опросы по электронной почте всех получателей пособий (Бристоль); дискуссии, в т.ч. интерактивные (Лейпциг, Тампере); опросы детей о будущем города (Бристоль, Тампере); бюджетный онлайн-симулятор (Бристоль), семинары, в т.ч. интерактивные (Лейпциг, Монреаль, Тампере); интервьюирование (Бристоль, Монреаль); веб-сайты, аккумулирующие мнения жителей о проекте стратегии и идеях бренда города (Бристоль, Глазго, Тампере); сбор предложений и проектов через каналы социальных сетей, электронной почты (Бристоль, Глазго); консультационные опросы онлайн, в библиотеках, гражданских организациях и детских центрах (Бристоль); круглые столы (Лейпциг).

В рамках второго направления основное внимание было сфокусировано на составе ключевых задач разработки стратегий, определившем их структурную композицию.

Установлено, что инвариантный состав разделов стратегий социально-экономического развития российских городов включает оценку достигнутых целей социально-экономического развития муниципального образования; целевую функцию (миссия, приоритеты, цели и задачи развития территорий); показатели достижения целей; механизм реализации стратегии.

В ряде случаев такой состав был дополнен характеристикой совокупного потенциала социально-экономического развития города (Воронеж, Пенза), установлением его конкурентных преимуществ (Воронеж, Пенза), оценкой финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии (Воронеж, Магнитогорск, Пенза).

Установлено, что в зарубежной практике инвариантный состав разделов муниципальных стратегий включает видение города; цели, задачи, приоритеты развития территории; инструментарий управления (программы, проекты, дорожные карты по реализации стратегии).

В отдельных случаях такой состав дополнен оценкой степени достижения целей, поставленных в предыдущей стратегии (Лейпциг), оценкой текущего уровня городского развития (Глазго, Монреаль), характеристикой конкурентных преимуществ городов (Лейпциг, Монреаль), оценкой глобальных тенденций, влияющих на развитие города (Монреаль), существующих проблем, рисков и внешних вызовов (Бристоль, Глазго, Лейпциг, Монреаль), идентификацией ценностей местного сообщества (Бристоль, Глазго, Монреаль) и стейкхолдеров (Бристоль, Глазго), показателями достижения целей (Бристоль, Глазго, Монреаль).

Сравнение структурных композиций стратегий развития крупных городов в России и зарубежных странах позволяет:

- зафиксировать общий (инвариантный) состав разделов, включающий миссию (видение) города, цели, задачи, приоритеты его развития;

- выявить примеры подготовки разделов, заслуживающие более широкого распространения в мировой практике стратегического муниципального планирования. В их числе: оценка потенциала развития города, его относительные конкурентные преимущества, ценности местного сообщества и стейкхолдеров, драйверы перемен, дорожные карты по реализации стратегий, показатели достижения целей.

В рамках третьего направления предметом анализа стало содержание базовых компонентов стратегий развития крупных городов.

Контент-анализ стратегий российских городов позволил зафиксировать инвариантный состав инструментов, предложенных разработчиками для управления процессами социально-экономического развития территорий. Он представлен проектами муниципально-частного и государственно-частного партнерства, муниципальным заказом, различными формами пространственной организации бизнеса (индустриальные и технологические парки, кластеры, бизнес-инкубаторы), планом мероприятий по реализации стратегии.

Заслуживает внимания ввод в практику новых инструментов управления, запланированный в ряде муниципальных стратегий: инициативное бюджетирование (Воронеж), городской фонд образовательных инноваций (Казань), маркетинговый план города (Калининград), «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (Магнитогорск), соглашения и договоры с другими городами, городские облигации для развития инфраструктуры (Пенза).

Контент-анализ программных документов зарубежных городов, оказавшихся в выборке, позволил зафиксировать стратегические приоритеты современного городского развития. Наиболее востребованными оказались следующие приоритеты: снижение неравенства; достижение благополучия населения; развитие культурного и креативного потенциала.

Различия городов, оказавшихся в выборке, по уровню и потенциалу социально-экономического развития, существующим возможностям и прогнозируемым угрозам обусловливают существенное разнообразие стратегических направлений.

Вместе с тем, установлен и их инвариантный состав, который включает: расширение прав и возможностей граждан; снижение расового, этнического, гендерного неравенства; усиление приверженности местного сообщества к городу; повышение эффективности управления; формирование эффективной и превентивной системы здравоохранения; поддержка зеленой экономики; развитие устойчивой транспортной инфраструктуры городов.

Разнообразие составляющих целевой функции городского развития обусловило ввод в практику стратегического планирования новых показателей результатов достижения стратегических целей, в числе которых: индекс безопасности улиц (Тампере); доля жителей, довольных районом проживания (Бристоль); уровень злоупотребления алкоголем (Тампере); доля волонтеров (Бристоль); доля иностранных студентов в образовательных учреждениях (Тампере); продолжительность визитов иностранных преподавателей и исследователей (Тампере); доля людей, принимающих участие в культурной деятельности не реже 1 раза в месяц (Бристоль); объем выбросов углекислого газа на душу населения (Тампере).

Анализ стратегических документов развития зарубежных городов позволил также зафиксировать востребованный в их реализации инвариантный (не зависящий от специфики города) состав инструментов, включающий городские программы и проекты, проекты государственно-частного и муниципально-частного партнерства, стратегии развития по отдельным направлениям, кластеры, финансовую поддержку.

Заслуживают также внимания инструменты, выборочно применяемые в зарубежных странах для реализации стратегических документов. В их составе: многоязычный мобильный портал для развития бизнеса; онлайн платформа для международных инноваций; предоставление государственных услуг на разных языках; платформы для сетевых коммуникаций местного сообщества; объединенный колл-центр городских властей; бизнес-план на каждый год реализации Стратегии; сетевая структура, объединяющая предпринимателей и бизнес-ангелов; партнерство стартапов, поддерживающее женское и этническое предпринимательство; проекты многократного использования зданий и открытых пространств; объединение местных работодателей, профсоюзов и школ для снижения проблем трудоустройства; гранты и займы арендаторам муниципального жилья для повышения его экологичности; социальная аренда домов, построенных на заброшенных земельных участках.

Позитивным моментом, присущим анализируемым программным документам развития зарубежных городов, является имиджевая ориентация итогового документа, что проявляется в следующих чертах:

- лаконичность стратегии, обусловленная тем, что часть необходимой информации предоставляется в виде сносок или ссылок на отдельные документы;

- визуализированное представление состояния ключевых показателей развития с использованием различных видов иконографики, работа над дизайном стратегии (стратегического плана), создание специальных логотипов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.