ние наукой данной проблемы, а также педагогические поиски ее решения являются чрезвычайно важными для стратегии, нацеленной на обеспечение высокого качества общего образования для всех.
Литература
1. Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев. М., 1999.
2. Краснов, Л.И. Многокультурное образование в учебных заведениях США: дис. ... канд. пед. наук/ Л.И. Краснов. Петрозаводск, 2004.
3. Малькова, З.А Исторический урок американской школы / З.А. Малькова // Педагогика. 1998. №4. С. 99 - 108.
4. Bruner, J.S. The Culture of Education/ J.S. Bruner. Cambr., Mass.: Harvard University Press, 1996.
5. Percell, C.H. Social Class and Educational Equality / C.H. Percell // Multicultural Education: Issues and Perspectives (5th ed. Update) Ed. by Banks J.A., Banks Ch. A. M. Boston, MA: Allyn and Bacon, 2003.
6. Stronge, J. Educating Homeless Children / J.Stronge. N. Y.: Basic Books, 1991.
И.В. КАМЫНИНА (Петропавловск-Камчатский)
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ЛИЦ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЦЕНТРАЛЬНОМ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ РЕГИОНАХ РОССИИ (на примере исследований в Камчатской и Волгоградской областях)
На основе результатов эмпирического исследования копинг-стратегий (механизмов совладания со стрессом), двух классификаций (методик E. Heim и J.H. Amirkhan) дан краткий сравнительный анализ их структуры у 12 — 14 и 15 — 17-летних подростков г. Петропавловска-Камчатского и Волгограда.
Современная жизнь связана с огромным числом экономических и природных катастроф, террористических актов, эпидемиологических вспышек. Различные ситуации в жизни многих людей часто ассоциируются со словом «экстремальные». И хотя само понятие «экстремальные ус-
ловия» еще не является устоявшимся научным термином, оно привносит опасность в жизнь людей. По мнению Г.С. Никифорова [5: 521], все условия жизнедеятельности делятся на обычные, особые и экстремальные. К критериям, которые легли в основу данной классификации, относятся степень нервно-психического напряжения и степень выраженности реальной витальной угрозы для жизни человека. К категории экстремальных относятся условия жизнедеятельности, в большей или меньшей степени характеризующиеся наличием реальной витальной угрозы, следовательно, чрезмерно высоким уровнем нервно-психической напряженности. Экстремальная ситуация предъявляет сверхнормативные требования к адаптивным способностям человека. В связи с этим возрастает значение человеческой способности к противостоянию разрушительным воздействиям, а значит, к оптимальному выживанию в усложненных условиях.
Человек осуществляет различные попытки справиться с негативными последствиями стрессогенных влияний в зависимости от собственных знаний, прошлого опыта, личностных особенностей и многих других факторов. Человеческая адаптация в условиях стресса может происходить неосознанно, пассивно, имея целью лишь смягчение психического дискомфорта. В таком случае включаются механизмы психологической защиты. Копинг-стра-тегии (КС), или механизмы совладания со стрессом, используются индивидом сознательно, могут выбираться, изменяться. Способы и механизмы совладания со стрессовыми ситуациями имеют широкий диапазон: от попыток активного преодоления до полного отказа от необходимых действий.
В связи с этим высок интерес ученых к исследованию копинг-механизмов у различных возрастных, профессиональных и других групп здоровых людей, а также у больных с различными психическими и психосоматическими болезнями.
Сотрудниками лаборатории психологических исследований проблем развития личности при Камчатском государственном университете им. Витуса Беринга проводилось эмпирическое исследование, первый этап которого осуществлялся по проекту научно-методического центра «Диаг-
© Камынина И.В., 2008
ностика. Адаптация. Развитие» им. Л.С. Выготского. Целью первого этапа исследования явились изучение и оценка психологического и физического здоровья учащихся с первого по одиннадцатый класс, выявление групп риска по соматическим расстройствам и отклоняющемуся поведению. Основной целью второго, дополнительного, этапа стало исследование механизмов совладания со стрессом, или так называемых копинг-стратегий у школьников двух различающихся по природно-климатическим условиям регионов - Волгоградского и Камчатского. Камчатская область отличается экстремальными природно-климатическими условиями, чем и объясняется научный интерес к адаптационным и защитным механизмам, а также копинг-стра-тегиям у лиц, проживающих на данной территории.
Использованная в исследовании методика Е. Heim позволяет изучить 26 ситуационно-специфических вариантов копин-га, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на поведенческий, когнитивный и эмоциональный копинг-механизмы. Все виды копинг-поведения были распределены E. Heim на три основные группы по степени их адаптивных возможностей: 1) адаптивные, 2) относительно адаптивные и 3) неадаптивные. Кроме того, использовался «Индикатор копинг-стратегий» J. Amirkhan, состоящий из 33 утверждений -самооценочный опросник, определяющий три базисные копинг-стратегии: разрешение проблем (РП), поиск социальной поддержки (ПСП) и избегание проблемы (ИП).
Исходя из того, что наиболее эффективным способом преодоления стрессовых ситуаций является использование личностью адаптивных КС, важной задачей остается поиск возможных механизмов формирования последних с высоким уровнем разрешения проблем. Исследование и анализ структуры КС и учет в период их формирования, динамики подросткового периода, на наш взгляд, помогает решению данной задачи. С ориентацией на внутреннюю ситуацию психического развития нами учитывались особенности когнитивной, эмоциональной сферы, волевых качеств подростков и их влияние на формирование копинг-стратегий.
В современной международной традиции подростковый и юношеский периоды рассматриваются в единстве и достаточно часто обозначаются термином «подростковый возраст». При этом обычно выделяют два этапа - ранний подростковый (до 14 лет) и старший подростковый (до 19 лет), что соответствует в отечественной традиции подростковому и юношескому возрасту [6: 92]. Сообразно этому были выделены четыре экспериментальные группы по 220 человек, имеющие следующие характеристики. Первую группу составили 12 -14-летние учащиеся 6 - 7-х классов МОУ «Гимназия № 14» и «Лицей № 2» г. Волгограда. Вторую группу составили 15 -17-летние учащиеся 9 - 11-х классов вышеуказанных образовательных учреждений. Третью и четвертую группы тех же возрастных периодов составили учащиеся общеобразовательных школ № 3, 7, 28, 40 и лицея № 46 г. Петропавловска-Камчатского. Далее для удобства группу 12 - 14-летних подростков мы называем младшими, а группу 15 - 17-летних - старшими подростками.
Группы обследуемых мы распределили по виду копинг-стратегий, степени адаптивных возможностей (методика E. Heim) и по уровню выбранной копинг-стратегии (методика J. Amirkhan).
В основу первой классификации в качестве основного критерия нами был положен показатель, отражающий уровень разрешения проблемы. Таким образом, получилось три группы младших подростков и три группы старших подростков с высоким, средним и низким уровнями РП в каждой. Надо отметить, что автор методики «Индикатор копинг-стратегий» J. Amirkhan выделяет четвертый уровень -«очень низкий». Однако мы объединили представителей «низкого» и «очень низкого» в одну группу - по причине малого количества респондентов с уровнем РП «очень низкий».
Далее мы объединили, систематизировали и кратко проанализировали структуру копинговых выборов в каждой группе (см. табл. 1).
Из таблицы видно, что процентное распределение на группы со средним и высоким уровнями РП различается у младших и старших подростков в сторону уменьшения. Группа подростков, имеющих низкий уровень РП, напротив, увеличивается. Среди старших подростков таких лиц
Таблица 1
Распределение показателей копинг-стратегий среди младших и старших подростков г. Волгограда (п=220 чел.), %
Вид копинг-стратегий (КС) Вариант копинг-стратегий по степени адаптивных возможностей Высокий уровень РП (31 балл и выше) Средний уровень РП (22 - 30 баллов) Низкий, очень низкий уровни РП (ниже 21)
млад. старш. млад. старш. млад. старш.
15 11 76 71 9 18
Адаптивная 51,6 56,6 41,0 47,6 39,0 27,0
Поведенческие КС Относит. адапт. 32,2 26,0 33,3 33,1 44,4 51,4
Неадаптивная 16,2 17,4 25,7 19,3 16,6 21,6
Адаптивная 45,2 43,5 34,6 41,4 38,9 19,0
Когнитивные КС Относит. адапт. 32,2 30,5 30,1 31,7 11,1 40,5
Неадаптивная 22,6 26,0 35,3 26,9 50,0 40,5
Адаптивная 48,4 78,3 54,5 62,0 66,8 54,1
Эмоциональные КС Относит. адапт. 12,9 8,7 9,0 10,4 16,6 8,1
Неадаптивная 38,7 13,0 36.5 27,6 16,6 37,8
уже не 9%, а 18 %, что также свидетельствует о меньшем использовании эффективных путей преодоления проблем.
При рассмотрении вариантов КС соответственно степени адаптивных возможностей у лиц с высоким РП наблюдается преобладание адаптивных поведенческих КС среди младших подростков и адаптивных эмоциональных КС среди старших подростков. Тенденция к увеличению числа адаптивных и относительно адаптивных, снижению количества неадаптивных когнитивных КС при переходе от младшего к старшему подростковому возрасту прослеживается в самой массовой группе обследуемых (более 70 %). Они имеют средний уровень РП, при том что такой положительной динамики не наблюдается в группах с высоким и низким уровнями разрешения проблем.
Результаты обследования младших и старших подростков г. Петропавловска-Камчатского отражены в табл. 2.
Распределение на группы с низким, средним и высоким уровнями разрешения проблем в процентном соотношении мало отличается у младших и старших подростков. 19 % младших и 17 % старших подростков имеют высокий уровень разрешения проблем; 68 % младших и 69 % старших подростков имеют средний уровень РП. Низкий уровень РП соответственно у 13 и 14 % обследуемых. Эмпирические данные указывают на явное преобладание группы со средним уровнем РП, независимо от возраста.
По результатам краткого сравнительного анализа копинг-стратегий у волгоградских и камчатских подростков можно сделать следующие выводы.
В старшем подростковом и юношеском возрасте количество лиц, имеющих высокий уровень РП, больше среди жителей Камчатки (17 %), тогда как в Волгограде их 11 %. Число жителей Волгограда с низким уровнем РП (18 %) превышает число
Таблица 2
Распределение показателей копинг-стратегий среди младших и старших подростков г. Петропавловска-Камчатского (п=220 чел.), %
Вид КС Вариант копинг-стратегий по степени адаптивных возможностей Высокий уровень РП (31 балл и выше) Средний уровень РП (22 - 30 баллов) Низкий, очень низкий уровни РП (ниже 21)
млад. старш. млад. старш. млад. старш.
19 17 68 69 13 14
Адаптивная 47,6 55,0 37,0 45,0 36,0 27,0
Поведенческие КС Относит. адапт. 44,0 33,5 35,3 40,2 32,0 41,2
Неадаптивная 8,4 11,5 27,7 14,8 32,0 31,8
Адаптивная 40,0 31,6 30,1 40,5 22,0 29,0
Когнитивные КС Относит. адапт. 25,0 44,4 23,9 31,7 19,0 41,0
Неадаптивная 35,0 24,0 46,0 27,8 59,0 30,0
Адаптивная 66, 79,0 60,0 66,0 59,0 61,6
Эмоциональные КС Относит. адапт. 28,8 3,0 16,0 2,0 - 8,0
Неадаптивная 25,0 18,0 24,0 32,0 41,0 30,4
камчатских подростков (14 %), что свидетельствует о большей адаптированности к стрессовым ситуациям жителей Петропавловска- Камчатского.
Общее количество адаптивных копинг-стратегий с возрастом преимущественно увеличивается у лиц, проживающих в двух регионах, но в разной степени. В отличие от Камчатки, где количество школьников с низким РП с возрастом почти не меняется, хотя тенденция к увеличению существует (13 - 14%), у волгоградцев такая группа увеличивается в 2 раза - с 9 до 18 %. Более значительные изменения в выборе когнитивных копинг-стратегий присутствуют у камчатских подростков, а именно -значительное увеличение у старших ребят выбора относительно адаптивных когнитивных КС во всех трех группах в разной степени - за счет сильного снижения количества неадаптивных когнитивных ко-пинг-стратегий. При этом количество адаптивных когнитивных КС уменьшилось в группе с высоким уровнем РП, но увели-
чилось в 1,5 раза в группе со средним уровнем РП. Эмоциональные копинг-страте-гии у камчатских и волгоградских подростков с большим разрывом между адаптивными (79%) и неадаптивными(13 % -18 %), что характерно для юношеского возраста, независимо от места проживания.
Литература
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. Екатеринбург, 1999. 621 с.
2. Аведисова, А. С. Копинг и механизмы его реализации (аналитический обзор) / А.С. Аведисова // Рос. психиатр. журн. 2002. №4. С. 59 - 63.
3. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса/ В.А. Бодров// Психол. журн. 2006. № 1 - 3. С. 106 -116.
4. Изард, К.Г. Психология эмоций / К.Г. Изард; пер. с англ. СПб., 1999.
5. Малкина-Пых, И.Г. Экстремальные ситуации: справочник практ. психолога / И.Г. Малкина-Пых. М., 2005. 958 с.
6. Психологический атлас человека / под ред. А.А. Реана. СПб., 2006. 651 с.