Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА ПРАВШЕЙ И ЛЕВШЕЙ'

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА ПРАВШЕЙ И ЛЕВШЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
636
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЕРАМЕНТ / ЛЕВОРУКОСТЬ / ПРАВОРУКОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ ЛЮДЕЙ / ГЕНЕТИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ / УРОВЕНЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Першина Кристина Вячеславовна

В данной статье проводится сравнительный анализ и определяется сущность понятия «темперамент» относительно у людей, ведущие руки у которых отличаются. Проводится анализ выдвинутой гипотезы о том, что темперамент у левшей и правшей имеет существенное отличие, а именно левши характеризуются эмоциональной впечатлительностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Першина Кристина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE STUDY OF TEMPERATURE RIGHT AND LEFT

This article provides a comparative analysis and determines the essence of the concept of "temperament" in relation to people whose leading hands are different. The analysis of the hypothesis put forward that the temperament of left-handers and right-handers has a significant difference, namely, left-handers are characterized by emotional impressionability.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА ПРАВШЕЙ И ЛЕВШЕЙ»

УДК 159.9.07

Першина Кристина Вячеславовна,

студентка 1 курса магистратуры Пензенского государственного университета e-mail: [email protected]

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА ПРАВШЕЙ И ЛЕВШЕЙ

В данной статье проводится сравнительный анализ и определяется сущность понятия «темперамент» относительно у людей, ведущие руки у которых отличаются. Проводится анализ выдвинутой гипотезы о том, что темперамент у левшей и правшей имеет существенное отличие, а именно левши характеризуются эмоциональной впечатлительностью.

Ключевые слова: темперамент, леворукость, праворукость, индивидуально-психологические различия людей, генетические составляющие ведущей руки, уровень чувствительности.

Pershina Kristina Vyacheslavovna,

1 Master's course student of Penza State University e-mail: [email protected]

COMPARATIVE STUDY OF TEMPERATURE RIGHT AND LEFT

This article provides a comparative analysis and determines the essence of the concept of "temperament" in relation to people whose leading hands are different. The analysis of the hypothesis put forward that the temperament of left-handers and right-handers has a significant difference, namely, left-handers are characterized by emotional impressionability.

Keywords: temperament, left-handedness, right-handedness, individual psychological differences between people, genetic components of the dominant hand, the level of sensitivity.

Леворукость как самостоятельная проблема является объектом внимания со стороны медицины, нейробиологии, психологии, других научных дисциплин. Данный факт связан с тем, что подавляющее большинство теоретических представлений базируется на исследовании праворукой популяции человечества.

С древних времен люди - левши вызывали особый интерес и некоторое настороженное отношение со стороны окружающих. Отношение к левшам в большинстве стран (в том числе и в России) было, в основном, негативным.

Считалось, что левши обладают низкими интеллектуальными способностями, предрасположены к некоторым нервно-психическим заболеваниям, имеют значительные трудности в плане социальной адаптации и т. д. Отмечалось, что среди лиц с девиантным поведением (в частности, среди совершивших противоправные действия) процент леворуких значительно выше, чем среди законопослушных граждан. В то же время существовала и противоположная точка зрения, согласно которой все левши гениальны [2].

Несомненно, количество праворуких преобладает над леворукими, однако необходимо отметить тот факт, на протяжении двадцатого столетия наблюдались периоды увеличения числа леворуких (в 1928 среди взрослых: 4,7% мужчин и 3,3% женщин, в 1973 году мужчин 10,4% и женщин 8,8.) [1].

Достоверным является тот факт, который свидетельствует, что среди детей, родители которых являются праворукими, левши составляют около 2%, если один из родителей является праворукими - 17%, если оба родителя являются леворукими - 46%. По статистическим данным в мире количество детей, являющихся левшами, составляет 11%, для России данный показатель выше более чем в 2 раза и составляет 25%. Данная ситуация объясняется причиной большего количества проблемных родов на территории России.

Чаще всего в качестве причин леворукости выделяют:

1. Влияние внешней среды: вынужденная леворукость (травмы, аномалии развития, ДЦП); ненасильственное переучивание (обусловленное подражанием праворукого ребенка леворуким родителям);

2. Патологическая леворукость: родовой стресс (наличие более двух неблагоприятных факторов при рождении); патология беременности; зеркальное положение у близнецов;

3. Наследственный фактор [2].

В научной литературе леворукость классифицируется следующим образом:

- генетические обусловленная леворукость (около 50% от общего числа левшей имеют неотягощенную леворукость. В настоящее время нет достовер-

ной информации, отражающей механизм наследования данного признака, однако существует статистически подтвержденная информация о том, левши в 10 -12 раз чаще встречаются в семьях, где хотя бы один из родителей является левшой. У левшей, леворукость которых обусловлена генетически чаще всего не наблюдается каких-либо нарушений в развитии, данная ситуация представляет собой вариант нормального развития, подчеркивает индивидуальные особенности;

- компенсаторная леворукость (при данном виде леворукости наблюдаются нарушения речевого развития и общего состояния здоровья, связанные с патологией беременности, родов и тяжелыми заболеваниями раннего детства. Данный вид леворукости обусловлен поражением мозга, в большинстве случаев поражением левого полушария. В связи с тем, что функционирование правой руки главным образом, регулируется левым полушарием, то при наличии болезни или травмы на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции начинает выполнять правое полушарие. Данные обстоятельства объясняют тот факт, что левая рука становится более активной при выполнении действии в быту, а также при письме. У ребенка, у которого имеются нарушения деятельности одного из полушарий головного мозга, чаще всего отмечаются отклонения в развитии речевого аппарата и моторики. Однако, рассматривать леворукость как причину данных отклонений не стоит. Они, как и леворукость обусловлены одними и теми же причинами, связанными с травмами и тяжелыми родами;

- вынужденная леворукость, которая вызвана длительной и тяжелой травмой правой руки: порез, ампутация, паралич конечности. В данной ситуации выбор ведущей руки связан обычно с травмой правой, в редких случаях леворукость является следствием подражания друзьям и родным левшам.

Необходимо отметить, что у левшей работа обоих полушарий характеризуется менее четкой специализацией. Особенности познавательной деятельности левшей, которые включают в себя аналитический способ переработки информации, работа с материалом по элементам, лучшее распознавание вербаль-

ных символов по сравнению с невербальными, пониженный уровень выполнения зрительно-пространственных заданий. Насильственного переучивание левшей в первые годы обучения в большинстве случаев вызывает состояния невроза у детей, в связи с данным обстоятельством, к такому способу переучивания детей прибегать не стоит. Существует такое понятие, как декстрастресс, характеризующееся агрессией праворукой среды, игнорированием индивидуальных особенностей ребенка. Вопросы, связанные с переучиванием должны решаться в строго индивидуальном порядке исходя из особенностей конкретного случая [4].

Помимо отличия между левшами и правшами, заключающегося в ведущей руки, выделяют психологические особенности, свойственные левшам. В частности, люди с ведущей левой рукой характеризуются ярко выраженными конкретно-образными качествами. Они обладают повышенной впечатлительностью и возбудимостью, резкая смена настроения и эмоциональные всплески характеризуют их настроения. Данные обстоятельства обуславливают тот факт, среди левшей встречается большое количество композиторов, поэтов, актеров и художников. Изучение же точных наук для левшей составляет большой труд.

Между полушариями мозга существует связь, характеризующаяся определенной специализацией, более 90% функций контролируется перекрестно. Данное обстоятельство также обуславливает отличительные особенности левшей.

В ходе развития головного мозга у человека происходит распределение функций между правым и левым полушариями [5].

Конкретно-образную деятельность контролирует правое полушарие головного мозга, речевые функции, аналитическое и математическое мышление, чтение, письмо контролирует левое полушарие. В связи с данным обстоятельством левое полушарие считают преобладающим. Осуществление движений телом контролируют оба полушария головного мозга. За движение правой руки и правой ноги отвечает левое полушарие, за движение левой руки и левой ноги правое полушарие. Данное обстоятельство обуславливает тот факт, что у прав-

шей в качестве доминирующего выступает левое полушарие, в качестве преобладающей выступает правая рука. В некоторых случаях в ходе развития головного мозга случаются изменения, правое полушарие становится доминирующим. В данных обстоятельствах в качестве ведущей выступает левая рука.

У человека есть парные органы, которые являются симметричными и выполняют одни те же функции (уши, почки, глаза, яичники, легкие). При удалении одного из таких органов, выполнение на себя его функций берет дублирующий орган. Относительно полушарий головного мозга такого не происходит, и они не могут заменить друг друга.

Основу темперамента человека составляет тип высшей нервной системы. Люди, как и животные, имеют различия между собой, которые заключаются: в силе процессов торможения и возбуждения; уравновешенности этих процессов; подвижности процессов возбуждения и торможения. Совокупность данных признаков определяет выносливость нервных клеток, то есть выносливость психики человека в целом.

Темперамент представляет собой совокупность врожденных свойств психики. Он выступает в качестве основы для формирования характера. Это биологическая составляющая человека. Наряду с этим темперамент принимает непосредственное участие в формировании личности. Представляя собой совокупность индивидуальных особенностей, он оказывает влияние на динамику и эмоциональную сторону поведения и деятельности человека. Темперамент оказывает влияние на скорость возникновения психической деятельности; интенсивность и устойчивость психических процессов, направленность психической деятельности, психический ритм и темп.

Эмоциональность, тревожность, впечатлительность, импульсивность и другие свойства личности определяются темпераментом [3].

Проявление свойств темперамента осуществляется в зависимости от определенных условий и ситуации. В похожих ситуациях люди разного темперамента могут совершенно по-разному, а в отличных ситуациях - одинаково.

Выделяют четыре основных типа темперамента, которые на практике в чистом виде практически не встречаются:

- сангвиник. Данный тип характеризуется подвижностью и уравновешенностью, быстрым ходом возбуждения и быстрой сменой его на торможение. Активность, жизнелюбие, отзывчивость, общительность характерны для людей с данным типом темперамента. Чаще всего является лидером, легко приспосабливается к изменяющимся условиям, переключается с одного дела на другое, при отсутствии действия внешних раздражителей становится пассивным. В некоторых случаях случаях возникают трудности межличностных взаимоотношения вследствие некоторой поверхностности в восприятии окружающих людей. Данный тип характеризует также яркость эмоций, подвижность, быстрый темп речи;

- флегматик. Данный тип характеризуется инертностью и уравновешенностью. Процесс выработки условных рефлексов происходит медленно, но после они определяются высокой устойчивостью. Пассивность, осторожность, рассудительность, доброжелательность свойственны данному типу темперамента. Легко можно осуществлять контроль его действий, низкий уровень эмоциональности, самообладание, упорство, медлительность, высокая работоспособность. Оказывает высокую степень сопротивления действию негативных раздражителей извне;

- холерик. Данный тип характеризуется подвижностью и неуравновешенностью, наблюдается преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. Возбудимость, агрессивность, импульсивность, непостоянство, оптимизм, активность свойственны холерикам. На ряду с высоким уровнем жизненной энергии выделяют несдержанность поступков, низкий уровень самообладания, резкая смена настроения. Выразительная мимика и быстрый темп речи свойственны для людей данного типа темперамента;

- меланхолик. Данный тип характеризуется инертностью и неуравновешенностью. Тревожность, пессимистичный настрой, сдержанность, необщительность, высокий уровень эмоциональности и чувствительности свойственны

меланхолику. Слабая сопротивляемость внешним раздражителям, пассивность, заторможенность, обидчивость определяют данный тип темперамента. Меланхолика отличают богатый внутренний мир, плохая приспосабливаемость к изменяющимся условиям, медленный темп речи, слабость внимания и быстрая утомляемость [7].

Исследователи отмечают наличие связи леворукости с темпераментом. В частности, левши характеризуются высоким уровнем эмоциональности, невозможностью сдерживания себя в некоторых ситуациях. Низкий уровень самоконтроля характерен для левшей (особенно для мужчин). Агрессивность, быстрая возбудимость характерны для данной группы людей.

Праворукие обнаруживают большую чувствительность к положительным эмоциям, а для леворуких и амбидекстров характерно преобладание отрицательных эмоций, т. е. они более пессимистичны. Исследования, проведенные в Мичиганском университете (по И. Макарьеву), выявили, что у левшей преобладают такие показатели темперамента, как гнев (эмоциональная несдержанность), страх (боязливость), низкий фон настроения, комфортность, совестливость, робость, эстетическая впечатлительность, чувственность, повышенный уровень тревожности [6].

В настоящее время левоорукость определяется не только ведущей рукой, но и другими органами (нога, ухо, глаз). Специалисты применяют различные пробы и тесты для определения скрытых признаков.

Далее ход работы будет посвящен исследования сравнению темперамента правшей и левшей.

В ходе эмпирического исследования использовались следующие методики:

1. «Индекс руки» Пятых (приложение А)

2. Методика Айзенка (EPI) Вариант А. (Приложение Б)

В результате были сформированы 3 экспериментальные группы:

1) левши с наследственно обусловленной леворукостью - 5 человек (2 женщин и 3 мужчины);

2) левши, леворукость которых в родословной четко не прослеживается -5 человек (3 женщины и 2 мужчин);

3) правши - 10 человек (5 женщин и 5 мужчин).

На втором этапе исследования осуществлялось изучение свойств темперамента с помощью методики Г. Айзенка (EPI) Вариант А, сопоставление полученных результатов в перечисленных группах.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Сангвиник = стабильный + экстравертированный

Флегматик = стабильный + интровертированный

Меланхолик = нестабильный + интровертированный

Холерик = нестабильный + экстравертированный

Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный); холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный); флегматик (сильный, уравновешенный, инертный); меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

В соответствии с полученными данными 40% опрошенных правшей являются сангвиниками, 30% - флегматики, 20% - меланхолики. 10% - холерики. Из левшей 10% опрошенных левшей являются сангвиниками, 20% - флегматики, 30% - меланхолики, 40% - холерики.

Таким образом, в ходе проведенного исследования выяснилось, что у левшей и правшей уровень экстраверсии и интроверсии существенно не отличаются, однако большая часть опрошенных левшей характеризуется высоким

уровнем эмоциональной впечатлительности, среди левшей выше уровень нейротизма, что, в конечном счете, определило, что большая испытуемых левшей по типу темперамента являются холериками и меланхоликами. Поскольку исследование проводилось на базе университета, в качестве испытуемых выступали студенты разных возрастов. Информация, полученная в ходе исследования, может быть использована преподавателями университета при групповой и индивидуальной работе с левшами.

В ходе исследования установлено, что левши с наследственно обусловленной леворукостью достоверно более нейротичны по сравнению с правшами. Объясняя этот результат, можно сослаться на данные нейропсихологических исследований, которые свидетельствуют, что у левшей межполушарная функциональная асимметрия выражена слабее, чем у правшей.

Каковы бы ни были причины происхождения леворукости, изложенные выше, само наличие этого признака (даже слабого), вероятно, сцеплено с функциональным мозговым механизмом, предположительно общим у выделенных групп левшей. Именно этот механизм приводит к появлению у них эмоциональной нестабильности. В целом все принимавшие участие в исследовании левши оказались более нейротичны по сравнению с правшами.

Список литературы

1. Ананьин, С.А. Интерес по учению современной психологии и педагогики / С.А. Ананьин. - Москва: Мир, 2016. - 724 c.

2. Гуревич, П.С. Психология и педагогика / П.С. Гуревич. - М.: Проект, 2015. - 352 c.

3. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2017. - 583 c.

4. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: Учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2018. - 464 c.

5. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Общая психология: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2017. - 2472 c.

6. Осин Р.В. История психологии: учеб-метод. пособие / Р.В. Осин. -Пенза: Изд-во ПГУ, 2020. - 140 с.

7. Пятых И.К. Сравнительное исследование темперамента правшей и левшей/ Образование и наука №10 (89). 2011 - 59-67 с.

References

1.Ananin, S.A. Interes po ucheniyu sovremennoj psihologii i pedagogiki. S.A. Ananin. - Moskva: Mir, 2016. - 724 p.

2.Gurevich, P.S. Psihologiya i pedagogika. P.S. Gurevich. - M.: Proekt, 2015. -352 p.

3.Maklakov, A.G. Obshchaya psihologiya: Uchebnik dlya vuzov. A.G. Makla-kov. - SPb.: Piter, 2017. - 583 p.

4.Marcinkovskaya, T.D. Psihologiya i pedagogika: Uchebnik. T.D. Marcinkovskaya, L.A. Grigorovich. - M.: Prospekt, 2018. - 464 p.

5.Nemov, R.S. Obshchaya psihologiya. V 3-h t. Obshchaya psihologiya: Uchebnik. R.S. Nemov. - M.: YUrajt, 2017. - 2472 p.

6. Osin R.V. Istoriya psihologii: ucheb-metod. Posobie. R.V. Osin. - Penza: Izd-vo PGU, 2020. - 140 p.

7.Pyatyh I.K. Sravnitelnoe issledovanie temperamenta pravshej i levshej/ Obrazovanie i nauka №10 (89). 2011 - 59-67 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.