Сравнительное исследование современной социально-культурной политики Китая и России
Го Вэй,
аспирант, кафедра современной социологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected]
Социально-культурная политика выступает одним из ключевых факторов, определяю -щих перспективы национальное развитие. В силу наличия специфики общества в разных странах, государственная политика в них будет определяться особенностями. В статье основное внимание уделяется осо бенностям государственной культурной политики в России и Китае. По результатам сравнительного анализа государственной политики в сфере культуры России и Ки тая обнаружены сходства и различия. Обе страны стремятся развивать влияние соб ственной культуры за рубежом, сохранять культурное наследие и способствовать укре плению традиционной национальной культу ры, желают достичь цифровизации культур ных объектов, в то же время они преследуют разные цели и задачи, ставят собственные приоритеты в реализации государственной культурной политики. В статье делается вывод о том, что культурная политика России и Китая имеет различия, обусловленные особенностями культурных ценностей и со циальной спецификой.
Ключевые слова: социально-культурная политика, культурная политика, общие черты, различия, Россия, Китай.
Социально-культурная политика играет важную роль в развитии государства. Благодаря социально-культурной деятельности возможно обеспечение устойчивого развития страны, ее экономического и социального процветания, сохранения государственной суверенности, а также «цивилизационной самобытности» [4, С. 6]. На уровне отдельного индивида, культура способствует саморазвитию человека как обще -ственного существа. Она формируется и существует в качестве способа и процесса закрепления и совершенствования социального, выступая «главным резервом человеческих сил и возмож ностей» [1, С. 337].
Социально-культурная политика -это «государственные и социальные функции, осуществляемые по отноше нию к гражданам страны» [5, С. 66]. Государственная культурная политика представляет собой комплекс действий по решению проблем в ряде институтов специализированной сферы культуры [9].
Высокая роль социально-культурной политики в обществе обусловила наличие научного интереса к ее изучению. В настоящее время ученые из России и Китая предпринимали попытки исследования культурной политики двух стран.
Внешняя культурная политика Рос сии и Китая изучалась в статье Сун Сяо мэн, в которой автор на основе анализа официальных документов выявил спец -ифику внешнеполитической деятельности России и Китая в культурной сфере [13]. Культурная политика России и Китая в аспекте различий культурных ценностей двух стран была исследована Д.А. Владимировой и Е.С. Задворной [Владими].
Внутренняя культурная политика Китая изучалась в трудах российских и китайских исследователей. Среди них Е.И. Тарасова и П.В. Найденко в ста -
245
тье делают вывод о реализации китай -ской культурой политики на двух уровнях - государственном и региональном, а также подробно рассматривают функции Министерства культуры КНР в реализации государственной культурной политики [Найденко]. Сюй Цзюнь иссле -довал современное состояние культурной политики [18], а Фу Цайу, Цинь Ран-ран изучили эволюцию государственной культурной политики КНР [19].
Российская культурная политика, ее формирование и современное раз витие было изучено в статье С.Э. Волошиной и др. [3], которые описали основные принципы, направления, це ли и задачи культурной политики, из учили официальные документы в сфе ре культурной политики, а также опре делили роль Министерства культуры РФ в реализации культурной политики в России. О.Е. Востряков и А.С. Тур-гаев в своем исследовании уделили особое внимание формированию но вой модели государственной культур ной политики России, подробно рас смотрев нормативно правовую базу, составляющую концептуальной ядро ценносто ориентированной государ ственной культурной политики [4]. Профессор О.И. Карпухин, используя диахронический и синхронический подхо ды к изучению эволюции культурной политики, выделяет основные структу рообразующие и содержательные ком поненты государственной культурной политики России, которые сводятся к формированию культурной демокра тии в стране [6].
Сравнительные исследования куль турной политики России и Китая не столь распространены в современ ной научной литературе. В результате анализа статей и научных работ, посвя -щенных изучению культурной политики двух стран, выявлено, что почти все из них посвящены рассмотрению куль турной политики отдельно в каждой стране. Компаративные исследования лишь рассматривают сравнение внеш ней культурной политики двух стран. Что касается внутренней культурной политики, имеются труды, посвященные
лишь отдельным аспектам ее форми рования в России и Китае. Например, роль институтов социальной памяти в контексте культурной политики в Рос сии и Китае была изучена Н.Ю. Соколовой, которая делает вывод о высокой роли библиотек в реализации культур ной политики [11]. В связи с этим, суще -ствует необходимость в проведении бо лее глубокого сравнительного исследо вания социально культурной политики России и Китая, что позволит устранить пробелы в современной науке.
Исходя из того, что социально-культурная политика разрабатыва ется и реализуется в определенном социально-культурном контексте [5], учитывающем национальную специфи ку, в каждой стране она будет иметь собственные особенности. В связи с этим, в рамках настоящего исследо вания была поставлена гипотеза: культурная политика России и Китая имеет различия, обусловленные особенностями культурных ценностей и социальной спецификой.
Методология исследования основы вается на сопоставительном анализе национальных правовых документов, формирующих культурную политику в России и Китая. В качестве хроноло -гического периода исследования выбран период с 2020 по 2021 гг. Выбор данного периода обусловлен вступле нием обеих стран в новое десятилетие, трансформацией ориентиров в культур ном развитии общества, определенных государственной культурной полити кой. В статье последовательно прово-дится анализ российской и китайской культурной политики, на основе которо го выявляются общие черты и различия и делаются соответствующие выводы.
После распада Советского Сою за российское правительство глубоко осознало, что вызванный этим упадок русской национальной культуры и рус ских социальных ценностей не меньше, чем ущерб, причиненный территори альным разделением и регрессом национальной экономики. На протяжении нескольких десятилетий, государствен ные деятели искали «потерянную ду-
246
шу России», усердно пытаясь не дать ей потерять свою культурную и нацио нальную идентичность в глобализированном мире. У нынешнего президента России есть «русская мечта», которая состоит в том, чтобы построить про цветающую и сильную Россию, изменить статус России как великой держа вы и восстановить ее былую славу. Все это находит отражение в нормативно правовых и стратегических документах по государственной культурной полити -ке.
В настоящее время в России государственная культурная политика определяется следующими документами:
- «Основы государственной культурной политики» [8];
- «Стратегия государственной
культурной политики на период
до 2030 года» [12].
Также на этапе реализации находит ся национальный проект «Культура», который определяет дорожную карту культурного развития страны на период до 2024 г. Рассмотрим более подробно цели, задачи, принципы и другие осо бенности культурной политики, отра женные в данных документах.
Согласно «Основам государствен ной культурной политики», целями го сударственной политики России в сфе -ре культуры являются укрепление гражданской идентичности, создание условий для воспитания граждан, со хранение исторического и культурного наследия, наследование традиционных культурных ценностей и норм, созда ние условий для раскрытия творческого потенциала каждого человека, а также обеспечение доступа граждан к инфор мационным и культурным ресурсам.
Государственная культурная поли тика РФ основывается на принципах равенства, как территориального, так и социального, в отношении досту па к ценностям культуры, открытости и взаимодействия с другими культура ми, соответствии принимаемых госу дарственными органами руководящих документов целям и задачам культур ной политики, свободы творческой де ятельности и невмешательства госу
дарства, делегирования полномочий в сфере управления культурой социаль ным институтам.
Культурная политика России на правлена на решение широкого спек тра задач, которые включают сохра нение и повышение роли культурного наследия, содействие развитие всех видов культурной деятельности и свя занных индустрий, повышение качества подготовки кадров в сфере куль туры и гуманитарных наук, цифровиза ции культуры, расширению присутствия русского языка и сохранению традиций русской культуры, расширение и под держку международных культурных и гуманитарных связей, возрождение русских семейных традиций, поддержку институтов в распространении куль туры, формирование информационной среды, благоприятной для развития русской культуры и другие.
Государственная политика России в сфере культуры направлена на дости жение результатов, включающих рост интеллектуального потенциала россий ского социума, развитие семейных ценностей, качественное увеличение культурных запросов граждан, гармониза цию социально экономического разви тия регионов России.
В соответствии со «Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года» принципами реализации определены сохранение единого культурного пространства, де легирование полномочий органов госу дарственной и муниципальной власти в области политики в сфере культуры, их взаимодействие с социальными ин ститутами, а также государственная поддержка и защита культуры. При этом наиболее приоритетным направ лением реализации Стратегии высту пает расширение и усиление влияния культуры России за рубежом, за кото рым следует сохранение единого куль турного пространства. Благодаря реализации Стратегии, Россия планирует достичь формирования новой ценност но ориентированной модели государ ственной культурной политики, увели чить финансирование культуры, войти
247
в число лидеров среди стран по коли честву объектов культурного наследия ЮНЕСКО, увеличить продажу книг в стране, расширить пространство рус ского языка за рубежом, создать качественные ресурсы для обучения русско му языку.
Национальный проект «Культура» (2019-2024 гг.) [10], руководство которым ведет Министерство культуры РФ, направлен на реализацию феде ральных проектов «Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая куль тура». Данные федеральные проекты представляют собой совокупность кон кретных мероприятий по обеспечению качественно нового уровня развития культурной инфраструктуры в стране, созданию условий реализации творче ского потенциала нации, а также циф -ровизации культурного пространства.
Рассмотрим состояние государ ственной культурной политики в Китае. В 2014 г. председатель Си Цзиньпин впервые предложил в Центральном ко митете национальной безопасности поставить культурную безопасность ря дом с политической и экономической безопасностью [15, С. 129]. Построение национальной культурной безопасности неотделимо от построения основных социалистических ценностей и ценностей традиционной культуры китайского народа, в которых особая роль отводится культурной политике [18; 19]. Следовательно, функция культурной политики в КНР заключается в использовании обязательных инструментов политики для восстановления основных социа листических ценностей и традиционных ценностей китайской нации, чтобы достичь цели поддержания национальной культурной безопасности и содействия развитию культурного управления.
На современном этапе, государ ственная культурная политика Китая основывается на положениях следую щих документов:
- «14 й пятилетний план народно экономического и социального развития Китайской Народной Ре спублики и наброски перспектив до 2035 года» [14];
- «План развития культуры и туризма на 14 -ю пятилетку» [17];
- «Мнения о содействии индустрии культуры, способствующей возрож дению сельских районов» [16]. Основной целью реализации куль
турной политики в Китае выступает построение общества с превосходной социалистической культурой. В 10 главе документа «14 й пятилетний план народно экономического и социаль ного развития Китайской Народной Республики и наброски перспектив до 2035 года» отмечено, что основны ми перспективами развития культурной политики в стране на ближайшее вре мя являются развитие социалистиче ской превосходной культуры и совершенствование национальной культур ной мягкой силы, содействие бесплат ному открытию и цифровому развитию общественных культурных объектов (включая публичные библиотеки, куль турные центры, художественные гале реи и музеи).
Культурная политика Китая реализу ет цель повышения уровня социальной культуры. В соответствии с этой целью, задачами реализации государственной политики в сфере культуры выступают направление культурной работы на со циалистические стержневые ценности, обогащение духового мира народа, укрепление духовной силы народа, спо собствование формированию мировоз зренческих представлений, духовных мировоззрений, цивилизованных обы чаев и норм поведения, отвечающих требованиям новой эпохи. Целью современной культурной политики Китая также выступает содействие процвета нию и развитию литературного и худо жественного творчества, которая мо жет быть достигнута за счет поддержки создания литературно художественных произведений (темы которых опреде ляются рекомендациями партии), про движение этих произведений за счет онлайн и офлайн каналов, развитие литературно -художественных коллективов, усиление литературной критики.
В документе «План развития культу ры и туризма на 14 ю пятилетку», разра
248
ботанном Министерством культуры КНР, определены пять принципов реализации государственной культурной политики в стране. Эти принципы включают:
- осуществление государственной
культурной политики под общим ру
ководством партии;
- человеко ориентированный подход;
- новая концепция развития;
- реформы и открытость;
- комплексность.
«Планом» определено придержи ваться общего руководства партии в культурной сфере, твердо придержи ваться направления передовой социа листической культуры, интегрировать основные социалистические ценности во все аспекты развития культуры, на стаивать на том, чтобы ставить соци альные блага на первое место и доби ваться социальных и экономических выгод. Человеко - ориентированный подход при реализации государственной культурной политики предполагает стимулирование творческой силы лю дей, способствование удовлетворению их культурных потребностей и укрепле нию духовной силы. Новая концепция развития проходит через весь процесс развития культуры, всесторонне про двигает инновации механизмов, моде лей, форматов и продуктов в области культуры, направляет экологически чистое развитие культуры к более вы сокому качеству и более эффективно му и безопасному развитию. Реформы и открытость в реализации целей госу дарственной культурной политике опре деляют постоянность продвижения глу боких реформ в сфере культуры, устра нение институциональных препятствий, ограничивающих развитие культуры, открытость сферы культуры к развитию. Принцип комплексности предпола гает интеграцию культурного развития с другими областями, в том числе на укой, техникой и другими.
«Мнения о содействии индустрии культуры, способствующей возрожде нию сельских районов» определяют особенности реализации государствен ной культурной политики в сельских территориях КНР.
Рассмотрев ключевые аспекты госу дарственной культурной политики России и Китая, можно выделить следующие общие черты.
Во первых, схожие черты отмечают ся в одинаковых целях государственной политики России и Китая, среди кото рых укрепление национальной культуры, сохранение культурного наследия, наследование культурных традицион ных ценностей, создание условий для раскрытия творческого потенциала, обеспечение доступа жителей к куль турным объектам.
Во вторых, государственная поли тика в сфере культуры в России и Ки тае характеризуется схожими задачами, включающими содействие разви тию всех видов культурной деятельно сти и связанных индустрий, повышение качества подготовки талантов в сфе ре культуры, цифровизации культуры, а также расширении международных культурных связей.
В-третьих, схожесть государственной культурной политики России и Ки тая проявляется в похожих принципах ее реализации, среди которых обеспе чение доступности объектов культуры для граждан страны, а также открыто сти и взаимодействия с другими куль турами.
Несмотря на наличие общих черт, государственная политика России и Ки тая в сфере культуры характеризуется различиями.
Во первых, государственная куль турная политика в России и в Китае преследует разные цели. Так, в России отмечается целью политики в сфере культуры создание условий для воспи тания граждан. В то время как в китай ской культурной политике данная цель отсутствует, но присутствуют собственные специфические цели, в их числе построение общества с превосходной социалистической культурой, а также совершенствование национальной культурной мягкой силы, содействие процветанию и развитию литературно го и художественного творчества. Сто ит отметить, что в российской культур ной политике также отмечается расши
249
рение влияния русской культуры в дру гих странах, однако, это является при оритетом стратегического культурного развития страны, а не целью реализа ции государственной политики в сфере культуры.
Во вторых, на уровне задач госу дарственной культурной политики, для российской политики свойственно на личие таких особых задач, как сохранение и повышение роли культурного наследия, расширение присутствия национального языка, возрождение семейных традиций, формирование информационной среды, благоприятной для развития культуры. В китайской куль -турной политике данные задачи отсут ствуют, но имеются такие, как усиле ние литературной критики и создание литературно художественных произве дений на основе рекомендаций партии. Отметим, что принципов российской культурной политики является свобода творческой деятельности, в то время как в Китае данная свобода на государ ственном уровне ограничена. На наш взгляд, такое ограничение носит пози -тивный характер, способствуя созда нию культурно ценных для общества произведений, которые не способны на вредить формированию и развитию на циональной культуры.
В-третьих, различие отмечается на уровне приоритетов государствен ной политики в сфере культуры. В Рос -сии среди приоритетов отмечены рас ширение и усиление влияния культуры России за рубежом, сохранение едино го культурного пространства, форми рование новой ценностно ориентиро ванной модели государственной куль турной политики, увеличение инвести рования сферы культуры, создание качественных ресурсов для обучения русскому языку. В китайской государ -ственной культурной политике приори теты сводятся к совершенствованию национальной культурной мягкой си лы, формированию и укреплению со циалистических культурных ценностей в обществе, а также развитию культуры в сельских территориях.
И, наконец, для России и Китая характерны разные принципы в реализации государственной культурной политики. Среди них наиболее специфиче -ским в Китае выступает проведение государственной культурной политики под общим руководством партии, человеко-ориентированный подход, а то время как в России принципами определены делегирование полномочий в сфере управления культурой, а также невмешательство государства в творческую деятельность.
Таким образом, в результате анализа культурной политики России и Ки тая можно сделать вывод, что гипотеза о том, что культурная политика России и Китая имеет различия, обусловленные особенностями культурных ценно стей и социальной спецификой может быть подтверждена. Мы видим, что направления государственной культурной политики Китая во многом определяют ся спецификой государственной социалистической идеологии. В целом, государственная политика России и Китая схожа в том, что обе страны стремятся развивать влияние собственной культуры за рубежом, сохранять культурное наследие и способствовать укреплению традиционной национальной культуры, желают достичь цифровизации культурных объектов. В то же время, Россия уделяет особое внимание распростра нению русского языка в международном обществе и увеличению финанси рования культуры, а в Китае основной акцент сделан на развитии культуры сельских территорий и распростране нии ценностей социализма на культуру.
Литература
1. Барулин В.С. Социальная философия / В.С. Барулин. - М.: ФАИР -ПРЕСС, 2002. - 385 с.
2. Владимирова Д.А., Задвор -ная Е.С. Межкультурный диалог России и Китая: культурная полити ка и репрезентация идентичности // Вестник КазГУКИ. - 2017. - № 3. -С. 38-44.
3. Волошина С.Э., Крылова Т.В., Ле-лекова А.В., Шкунова А.А. Станов-
250
ление культурной политики в России // Московский экономический журнал. - 2020. - № 11. - С. 529539.
4. Востряков Л.Е., Тургаев А.С. Новая модель государственной культурной политики России // Вест ник СПбГИК. - 2018. - № 3 (36). -С. 6-16.
5. Жарков А.Д. Социально-культурная политика государства - важнейшее условие функционирования социально культурной деятель ности // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. - 2013. -№ 1 (10). - С. 65-72.
6. Карпухин О.И. Феномен культурной политики России в контек сте ее исторического развития // Социально гуманитарные знания. -2019. - № 1. - С. 232-251.
7. Найденко А.В., Тарасова Е.И. Особенности современной культурой политики Китая: основные направ ления и тенденции развития // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. - 2021. - № 7 (849). - С. 242-255.
8. Основы государственной культурной политики: утверждены Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 [Электронный ре -сурс]. - Режим доступа: https://docs. cntd.ru/document/420242192?mark-er=6540IN (дата обращения 03.06.2022).
9. Павлович А.А. Становление культурной политики в современной России: региональный и муниципальный уровни: дисс. канд. культурологии 24.00.01 / Анна Алек сандровна Павлович. - М., 2008. -185 с.
10. Паспорт Национального проекта «Культура» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cul-ture.gov.ru/upload/mkrf/mkdocs2022/ НП_Культура.pdf (дата обращения 01.06.2022).
11. Соколова Н.Ю. Институты социальной памяти в контексте культурной
политики (опыт Китая и России) // Россия: тенденции и перспекти вы развития. - 2015. - № 10-3. -С. 465-469.
12. Стратегия государственной культур -ной политики на период до 2030 го да: утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р [Электронный ре -сурс]. - Режим доступа: https://docs. cntd.ru/document/420340006 (дата обращения 03.06.2022).
13. Сун Сяомэн. Внешняя культурная политика России и Китая // Казаче -ство. - 2016. - № 11. - С. 51-60.
14. 14 -й пятилетний план народно-экономического и социально го развития Китайской Народной Республики и наброски перспек тив до 2035 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.gov.cn/xinwen/2021-03/14/con-tent_5592884.htm (дата обращения 11.06.2022) (на кит. яз.)
15. Беседы Си Цзиньпина о социалистическом культурном строительстве / Научно исследовательский институт партийной истории и лите -ратуры при ЦК Коммунистической партии Китая. - Пекин: Центральное литературное издательство, 2017. - 204 с. (на кит. яз.)
16. Мнения о содействии индустрии культуры, способствующей возрождению сельских районов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.gov.cn/zhengce/2022-04/08/ content_5684002.htm (дата обраще -ния 11.06.2022) (на кит. яз.)
17. План развития культуры и туризма на 14 -ю пятилетку [Электронный ре -сурс]. - Режим доступа: http://www. hljlt.com/article/detail/3340 (дата обращения 08.06.2022) (на кит. яз.)
18. Сюй Цзюнь. Исследование пути современного эстетического управ ления: с точки зрения культурной политики // Журнал Чанцзянско-го педагогического университе та. - 2022. - № 38 (03). - С. 1-8 (на кит. яз.)
19. Фу Цайу, Цинь Ранран Управление культурой Китая: исторический про
251
цесс и логика эволюции // Журнал Ланьчжоуского университета (социальное издание). - 2022. - № 50 (03). - С. 11-22 (на кит. яз.)
COMPARATIVE STUDY OF THE MODERN SOCIO-CULTURAL POLICY OF CHINA AND RUSSIA
Guo Wei
Moscow State University M.V. Lomonosov
Socio-cultural policy is one of the key factors determining the prospects for national development. Due to the presence of the specifics of society in different countries, the state policy in them will be determined by the peculiarities. The article focuses on the peculiarities of the state cultural policy in Russia and China. According to the results of a comparative analysis of the state policy in the field of culture in Russia and Chi na, similarities and differences were found. Both countries strive to develop the influence of their own culture abroad, preserve cultural heritage and contribute to the strengthening of tradition al national culture, wish to achieve the digitali-zation of cultural objects, at the same time they pursue different goals and objectives, set their own priorities in the implementation of state cul tural policy. The article concludes that the cultural policy of Russia and China has differences due to the peculiarities of cultural values and so -cial specifics.
Keywords: socio-cultural policy, cultural policy, common features, differences, Russia, China.
References
1. Barulin V.S. Social philosophy / V.S. Baru-lin. - M.: FAIR -PRESS, 2002. - 385 p.
2. Vladimirova D.A., Zadvornaya E.S. Intercultural dialogue between Russia and China: cultural policy and identity representation // Bulletin of KazGUKI. - 2017. - No. 3. -Р. 38-44.
3. Voloshina S.E., Krylova T.V., Lelekova A.V., Shkunova A.A. Formation of cultural policy in Russia // Moscow Economic Journal. -2020. - No. 11. - Р. 529-539.
4. Vostryakov L.E., Turgaev A.S. A new model of state cultural policy in Russia // Vestnik SPbGIK. - 2018. - No. 3 (36). - P. 6-16.
5. Zharkov A.D. Socio -cultural policy of the state - the most important condition for the functioning of socio -cultural activities // Culture and education: a scientific and informa
tional journal of universities of culture and arts. - 2013. - No. 1 (10). - P. 65-72.
6. Karpukhin O.I. The phenomenon of Russia's cultural policy in the context of its historical development // Social and humanitarian knowledge. - 2019. - No. 1. - P. 232251.
7. Naidenko A.V., Tarasova E.I. Peculiarities of China's Modern Culture Politics: Main Di -rections and Development Trends // Bulletin of the Moscow State Linguistic Universi -ty. Humanitarian sciences. - 2021. - No. 7 (849). - P. 242-255.
8. Fundamentals of the state cultural policy: approved by Decree of the President of the Russian Federation of December 24, 2014 No. 808 [Electronic resource]. -Access mode: https://docs.cntd.ru/doc ument/420242192?marker=6540IN (ac -cessed 06/03/2022).
9. Pavlovich A.A. Formation of cultural policy in modern Russia: regional and municipal levels: diss. cand. culturology 24.00.01 / Anna Aleksandrovna Pavlovich. - M., 2008. -185 p.
10. Passport of the National project "Cul -ture" [Electronic resource]. - Access mode: https://culture.gov.ru/upload/mkrf/ mkdocs2022/NP_Culture.pdf (accessed 06/01/2022).
11. Sokolova N. Yu. Institutions of social memory in the context of cultural policy (the experi -ence of China and Russia) // Russia: trends and development prospects. - 2015. -No. 10-3. - P. 465-469.
12. Strategy of the state cultural policy for the period up to 2030: approved by the order of the Government of the Russian Federation of February 29, 2016 No. 326-r [Electron -ic resource]. - Access mode: https://docs. cntd.ru/document/420340006 (accessed 03.06.2022).
13. Song Xiaomeng. Foreign cultural policy of Russia and China // Cossacks. - 2016. -No. 11. - P. 51-60.
14. The 14th five -year plan for the people's economic and social development of the People's Republic of China and outlines of prospects until 2035 [Electronic resource]. -Access mode: http://www.gov.cn/xinw en/2021-03/14/content_5592884.htm (ac cessed 06/11/2022) (in Chinese)
15. Xi Jinping's talks on socialist cultural con -struction / Research Institute of Party His tory and Literature under the Central Com mittee of the Communist Party of China. -
252
Beijing: Central Literary Publishing House, 2017. - 204 p. (in Chinese)
16. Opinions on the promotion of the cultural in -dustry, contributing to the revival of rural areas [Electronic resource]. - Access mode: http://www.gov.cn/zhengce/2022-04/08/ content_5684002.htm (accessed 06/11/2022) (in Chinese)
17. Plan for the development of culture and tourism for the 14th five year plan [Elec tronic resource]. - Access mode: http://
www.hljlt.com/article/detail/3340 (accessed 06/08/2022) (in Chinese)
18. Xu Jun. Researching the path of modern aesthetic management: from the point of view of cultural policy // Journal of Chang jiang Normal University. - 2022. - No. 38 (03). - P. 1-8 (in Chinese)
19. Fu Caiwu, Qin Ranran China's Cultural Management: Historical Process and the Logic of Evolution // Journal of Lanzhou University (social edition). - 2022. - No. 50 (03). - P. 11-22 (in Chinese)
253