УДК 008+316.7
DOI 10.52070/2542-2197_2021_7_849_242
Е. И. Тарасова, А. В. Найденко
Тарасова Е. И., преподаватель
кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области гуманитарных и прикладных наук Московского государственного лингвистического университета [email protected]
Найденко А. В., ведущий специалист
отдела анализа международных рынков Россельхознадзора [email protected]
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ КУлЬТУРНОЙ ПОлИТИКИ КИТАя: основные направления и тенденции развития
В центре внимания данного исследования находится культурная политика Китая на современном этапе (2014-2015). Авторы рассматривают особенности культурной политики Китая, ее направления и тенденции развития. В работе анализируется механизм принятия решений и разработки культурных стратегий, особенности функций Министерства культуры КНР; исследуются функции региональных культурных департаментов провинции Гуандун и Сычуань.
Ключевые слова: культурная политика Китая; функции культурной политики; идеология; программы культурной политики.
E. I. Tarasova, A. V. Naydenko
Tarasova E. I., Lecturer
at the Department of Humanities and Applied Sciences Moscow State Linguistic University [email protected]
Naydenko A. V., Leading Expert
International Market Analysis Department of Rosselkhoznadzor [email protected]
CHARACTERISTICS OF MODERN CULTURAL POLICY OF CHINA: THE MAIN DIRECTIONS AND DEVELOPMENT TENDENCIES
In the spotlight of the research is the cultural policy of China at the current stage (2014-2015). The authors consider some characteristics of the cultural policy of China, its development directions and development tendencies. The article reveals the most considerable functions of the cultural policy of China. Special attention is paid to
242
I© ®
the functions of the Ministry of Culture of the PRC. The functions of regional cultural departments of Guangdong and Sichuan provinces are also revealed.
Key words: cultural policy of China; functions of cultural policy; ideology; programs of cultural policy.
Введение
Китай - древняя цивилизация, в которой культурная политика на протяжении всей истории всегда занимала особое место в управлении государством.
На современном этапе развития Китая культурная политика (как внутренняя, так и внешняя) самим правительством называется «политика всех политик» (главная политика) [ЖЙ^ 2012], что говорит о том, что в курсе развития страны культуре уделяется особое внимание. Китайское руководство ответственно относится к разработке всесторонней культурной политики на разных уровнях. В данной статье мы рассмотрим культурную политику в Поднебесной на государственном и региональном уровнях.
С начала проведения правительством КНР политики реформ и открытости (1978) в сфере культурной политики были предприняты шаги по расширению межкультурных обменов с целью распространения китайской культуры и, как следствие, повышения статуса Китая на мировой арене. Во внутренней же политике, касающейся культурного развития регионов и всего Китая в целом, также разрабатывается ряд принципов и программ, которые должны способствовать всестороннему «гармоничному развитию» китайской культуры и общества.
В настоящей работе нас интересует современный период развития внутренней культурной политики Китая. Мы рассмотрим структуру управления культурой в стране, программы, которые разрабатываются китайским правительством в сфере культурной политики, выявим стратегию культурного развития регионов. Важное место в исследовании занимает идеологический аспект культурной политики, принципы и программы, обеспечивающие идеологическую базу культурной политики.
Гипотеза данного исследования заключается в том, что развитие культуры в Китае на государственном и региональном уровнях проводится централизованно с небольшими различиями в функциях и задачах департаментов и со значительным идеологическим компонентом.
Исследование подготовлено в результате анализа статей китайских авторов по культурной политике Китая, кроме того, были анализированы исходные документы.
Исследование было представлено на IV Ежегодной конференции НИУ ВШЭ «Культурная политика: история и современность» 21-22 мая 2015 года, анализ и статья были подготовлены в рамках проекта «Зарубежная культурная политика» Лаборатории культурных исследований НИУ ВШЭ в 2015 году.
Стратегии и принципы культурной политики Китая
Мы обращаемся к тому, как китайское руководство разрабатывает программы и стратегии развития в различных сферах. Благодаря политической стратегии и стратегическому подходу китайское руководство решает задачи модернизации всех сфер общества - от экономики и политики до межнациональных отношений и культуры. В конституции КНР упоминается о том, что построение социализма с китайской спецификой и новые концепции развития возможны при упорной борьбе и развитии духовной общественной и экологической культуры
[Ф^АЙЛМ^Й 2018].
Этапы разработки стратегий развития
1. Создание исследовательских центров. Стратегия культурной политики КНР является аналитической работой, над которой в течение длительного времени работает большое число исследовательских центров. Подобные центры изучают реальную экономическую, политическую и культурную ситуации.
2. Взаимодействие с учеными. Китайское руководство регулярно проводит заседания с представителями науки. В течение нескольких лет при ЦК КПК работает теоретический семинар, на заседаниях которого раз в месяц выступают ведущие представители академической общественности по политическим, экономическим и культурным проблемам, актуальным на момент проведения семинара. При таком подходе руководители, принимающие решения, имеют возможность взглянуть на проблему с разных сторон. Благодаря этому механизму, за годы реформ появились аналитики, которые разбираются в факторах, влияющих на внутреннее развитие страны.
3. Изучение опыта других стран. Китайские власти путем проведения анализа опыта других стран в различных сферах деятельности извлекает для себя необходимые уроки с целью предотвращения негативного развития событий в сферах политики, экономики и культуры.
4. Принятие в расчет специфики. Китайская власть при осуществлении модернизаций учитывает специфику исторического развития, менталитет своих граждан, экономический и культурный потенциал государства.
5. Обращение к традиции. Китайская власть часто обращается к традиционной культуре и истории, к авторитету значимых исторических фигур, к изречениям мудрецов и мыслителей прежних эпох. Ярким примером такого культурного заимствования может считаться обращение к великому мудрецу Древнего Китая Конфуцию.
6. Подготовка и переподготовка кадров. Китайское руководство уделяет большое внимание подготовке кадров для успешного проведения стратегий развития. В Китае сложилась стройная система подготовки и переподготовки партийных и государственных кадров, а также кадров в культурной сфере (представители академической науки). Все работники (вне зависимости от занимаемой должности) проходят переподготовку. Широко практикуются стажировки за границей.
Прежде чем мы перейдем к рассмотрению непосредственно программ культурной политики Китая, необходимо уделить внимание ключевым принципам, которыми руководствуется правительство Китая при составлении и осуществлении внутренней политики.
Ключевые принципы внутренней культурной политики Китая на современном этапе развития
1. Опора на национальную культуру. В одном из докладов бывшего председателя ЦК КПК Цзян Цзэминя тема культуры занимает главное место: «Национальный дух - та опора, которая влияет на развитие нации. Нация, у которой нет благородства качеств и возвышенности, не может развиваться. За пять тысяч лет китайская культура выработала у себя великий национальный дух, в центре которого находится патриотизм и который виден в сплоченности и единении, миролюбии, трудолюбии, мужестве и стремлении вперед китайского народа»1 2012].
1 Перевод авт. - Е. Т., А. Н.
2. Включение конфуцианских ценностей в контекст современной культурной политики. Делается акцент на моральное воспитание народа и личности, на формирование моральных представлений. За счет использования политических установок конфуцианства КПК пытается влить новую жизнь и обновить свою идеологическую платформу. Так, китайские власти стремятся объединить китайское общество.
3. Активное участия ученых в разработке культурной политики государства. Ученые творчески интерпретируют необходимые государству положения в сфере культуры для усвоения их гражданами.
Для понимания культурной политики Китая необходимо раскрыть смысл «построения социалистической духовной цивилизации» и «трех представительств» 2018]. Руководство Китая обрати-
лось к конфуцианской формуле «управление государством на основе добродетели» (добродетельное правление), сюда же можно отнести курс «трех представительств», идея которого была заложена еще Конфуцием. Эта формула является основой курса КПК и частью «строительства социалистической духовной цивилизации» 2018].
Курсы «трех представительств»
1. Правитель страны должен поступать согласно морально-нравственным нормам, на личном примере показывать народу необходимость их исполнения.
2. Правитель страны должен заботиться о насущных интересах народа, пресекать всяческое давление на него.
3. На основе исполнения первого и второго условий, правитель страны должен заниматься морально-нравственным воспитанием народа.
Интересно, что современные лидеры КНР обращаются к этим постулатам Конфуция, которые являются одними из приоритетных направлений во внутриполитической практике.
Основой «духовной цивилизации» является «передовая культура» 2018], это лучшие стороны китайской национальной культуры, а также морально-нравственные идеалы. Для того чтобы усилить морально-нравственное воспитание народа, в КНР осуществляется Программа построения гражданской морали 2018]. Пять принципов Программы:
1) раскрепощение сознания, при котором практика - главный критерий истины;
2) смелое творчество и обновление;
3) продолжение движения вперед, несмотря на возникающие трудности;
4) упорная борьба;
5) бескорыстное служение.
Здесь большое внимание уделяется образованию народа, патриотическому воспитанию, морально-нравственному обучению.
По мнению руководства КНР, необходимо не упустить процесс развития моральных представлений людей и повлиять на развитие этих представлений: проводить в семье, на работе, в учебных заведениях уроки и семинары по моральному воспитанию граждан. Целью является объяснение гражданам, что приемлемо с точки зрения морали, а что - нет [2014-2019
2014]. Мы можем определить подобную направленность как стремление к развитию социалистической культуры.
Формирование вышеуказанных моральных установок начинается с самого раннего возраста и продолжается всю жизнь. Осуществляется через социальные институты семьи, школы, работы. Моральное воспитание часто проводится с помощью организации творческого саморазвития в учебных заведениях, на предприятиях, с помощью проведения национальных праздников, агитационных мероприятий и маршей, издание массовой литературы - все они несут социалистическую окраску и «способствуют культурному и моральному воспитанию» [там же].
В процессе воспитания личности важное значение имеют «пять принципов любви»: любить Родину, любить семью, любить науку, любить труд, любить социализм. Остановимся на первом принципе -принципе патриотизма. Сразу после выхода Программы построения гражданской морали был опубликован ряд популярных брошюр, которые в упрощенной форме объясняли положения Программы. Одна из них - хрестоматия для «примерных граждан» 2018], в ко-
торой объясняется, что принцип «любить Родину» подразумевает: «как знание цветов и символики государственного флага, слов государственного гимна, так и знание истории Китая» [там же]. Кроме того, хороший гражданин: вежлив и цивилизован, на работе упорно
трудится и с уважением относится к своему делу, в семье у такого гражданина - гармония, он почитает стариков и любит детей.
Культурная политика Китая на государственном и региональном уровнях
На государственном уровне культурной политикой руководит Министерство культуры КНР - высший орган по вопросам культуры. Под его руководством осуществляется управление в сфере культуры и искусства. Его основные функции [Х^ШШШ^ШКт 2014]:
1) разработка политического курса в области культуры и искусства, подготовка проектов законодательных и нормативных актов в сфере культуры и искусства;
2) разработка системы реформ профессионального развития в области культуры и искусства и их реализация;
3) осуществление управления в сфере культуры и искусства, руководство художественным творчеством и производством, развитие всех видов творчества, регулирование крупных культурных мероприятий национального характера;
4) стимулирование развития всеобщих услуг в области культуры, планирование и регулирование производства культурных материальных ценностей, руководство при построении культурной инфраструктуры;
5) разработка Программы развития культурной собственности, координация этого развития, стимулирование культурного обмена и сотрудничества.
6) разработка плана по охране духовного культурного наследия, разработка проекта соответствующих законодательных актов, реализация охраны культурного наследия и осуществление работы по распространению достояний национальной культуры;
7) осуществление управления в сфере социалистической культуры, руководство деятельностью библиотек и домов культуры;
8) разработка плана строительства культурного рынка, руководство работой по исполнению его общих законов культурного рынка, ответственность за реализацию таможенного контроля в предпринимательской деятельности в области культуры; осуществление работы по контролю негосударственных органов, осуществляющих театральную деятельность;
9) ответственность за предварительный просмотр литературы, выкладываемой в Интернет, за лицензии у интернет-клубов и других организаций, оказывающих интернет-услуги, за контроль онлайн-игр (сайты, которые содержат онлайн-игры, также проходят предварительный просмотр);
10) разработка плана по развитию производства мультфильмов и игр, координация развития мультипликации;
11) разработка плана по научно-техническому развитию культуры, контроль его реализации, стимулирование научно-технического строительства;
12) регулирование работы по культурному обмену и распространению иностранной культуры, организация разработки политической программы по культурному обмену с другими государствами, а также Гонконгом, Макао и Тайванем; работа по культурной организации дипломатических и консульских миссий за границей, в том числе в Гонконге, на Макао и Тайване; от имени государства подписывать договоры и соглашения с другими странами в области культуры; организовывать и осуществлять культурные обмены с другими странами;
13) решение вопросов, переданных Госсоветом.
Различное географическое положение и природные условия на территории Китая, а также длительный исторический процесс развития привели к различиям в культурных традициях на территории одной страны. Произошло формирование культурной специфики, обусловленной именно географическим положением.
Региональные культурные особенности включают в себя разные культурные традиции, культурный опыт и наследие, что позволяет регионам формировать свои направления развития, учитывая специфику культурных тенденций. Региональной культурной политикой занимаются региональные департаменты министерства культуры. Административно КНР подразделяется на: 4 города центрального подчинения, 22 провинции, 5 автономных районов и 2 специальных административных района. В каждом из этих субъектов государства находится такой департамент. Все они обладают одинаковой структурой и выполняют похожие обязанности и функции.
Рассмотрим бюрократическую структуру и обязанности нескольких региональных департаментов.
Основные обязанности и функции департамента культуры провинции Сычуань:
1) выполнять курс партии и государственный рабочий курс в области культуры и искусства, соблюдать государственный политический курс и законы, региональный рабочий курс в сфере культуры, региональные нормы права, устав и контролировать их исполнение;
2) разработать стратегию и план развития культурной сферы, стимулирующие культурные реформы;
3) разрабатывать план и политику культурной производственной сферы для ее координации; план, регламентирующий важные задачи строительства инфраструктуры;
4) регулировать культурное образование, сферу искусства, приводящих к развитию творчества и производства, поддерживать произведения искусства, стимулировать развитие разных видов искусств, образование и научную деятельность в сфере искусства;
5) регулировать культурный рынок в регионе, изучать ситуацию на культурном рынке и его развитие, разрабатывать план развития культурного рынка;
6) регулировать сферу социалистической культуры, разрабатывать план развития сферы социалистической культуры и воплощать его в жизнь; координировать развитие строительства и развитие социалистической культуры в разных направлениях;
7) осуществлять руководство деятельностью библиотек, организовать их интернет-развитие, стандартизацию и модернизацию;
8) регулировать работу по культурному обмену с другими государствами, а также Гонконгом, Макао и Тайванем;
9) руководить в регионе материальной культурой и деятельностью музеев;
10) заниматься вопросами, переданными Госсоветом.
Структура департамента: канцелярия; отдел кадров; департамент финансов и экономики; департамент управления культурного рынка; департамент производственной культуры; департамент социалистической культуры; департамент образования, науки и техники; департамент связей с зарубежными странами ШШ^ 2014].
Основные обязанности и функции департамента культуры и туризма провинции Гуандун :
- выполнять курс партии и государственный рабочий курс в области культуры и искусства, соблюдать государственный политический курс и законы, нормы права, разработка регионального рабочего курса в сфере культуры, региональных норм права, устав и контролировать их исполнение;
- регулировать культурное образование, сферу искусства, приводящих к развитию творчества и производства, поддерживать произведения искусства, стимулировать развитие разных видов искусств;
- развивать общественную сферу услуг в области культуры и искусства, общественное производство в этой области для строительства важных объектов и фундамента культурной инфраструктуры;
- следить за выполнением законов в области культуры, нести ответственность за контроль предпринимательской деятельности в сфере культуры и за контроль негосударственных органов, осуществляющих театральную деятельность;
- стимулировать развитие культурной производственной области, разрабатывать план по развитию производства мультфильмов и игр, осуществлять их, возглавлять и координировать это развитие, нести ответственность за предварительный просмотр литературы, выкладываемой в Интернет; контролировать сферу услуг интернет-развлечений;
- нести ответственность за предварительный просмотр литературы, выкладываемой в Интернет;
- разрабатывать план по охране духовного культурного наследия, разрабатывать проект соответствующих законодательных актов, реа-лизовывать охрану духовного культурного наследия и осуществлять работу по распространению достояний национальной культуры;
- регулировать работу по культурному обмену и сотрудничеству;
- развивать культуру и искусство, организовывать научную исследовательскую и образовательную работу в этой области;
- заниматься вопросами, переданными Госсоветом [^Ж^^Л
тшяштъ 2014].
Департамент состоит из: канцелярии; отдела кадров; департамента финансов и экономики; департамента управления культурного рынка; департамента производственной культуры; департамента социалистической культуры; департамента образования, науки и техники; департамента связей с зарубежными странами. В ведении Департамента также находятся два объекта, которые занимаются вопросами
культуры региона: Музей провинции Гуандун, Сервисный центр департамента.
Таким образом, структура и функции департаментов культуры провинций Сычуань и Гуандун похожи, что подтверждает централи-зованность управления развитием культуры в Китае.
Культурное развитие сельскохозяйственных районов и деревень
Тема культурного развития сельскохозяйственных районов Китая заслуживает отдельного внимания.
В последнее десятилетие правительство Китая стремится к многоуровневому развитию деревни и сельскохозяйственных районов. Политика правительства направлена на устранение отсталости сельских регионов в экономической, социальной и культурной сферах.
Большая часть населения Китая живет в сельской местности, правительство Китая отдает значительный приоритет многостороннему развитию сельских регионов, направленному на быстрое развитие и процветание сельских районов. Одним из пунктов стратегии развития сельских регионов является развитие культуры для построения «гармоничного социалистического общества» [Ж Щ 2014, с. 61].
Стратегия по культурному развитию деревни включает в себя:
1) распространение социалистической прогрессивной культуры (идеологическое воспитание) в школах, детских садах;
2) развитие общественно-полезных культурных мероприятий (пропаганда образования, проведение театральных представлений, развитие интереса у молодежи в сфере науки и техники, физическое воспитание, художественные выставки);
3) обеспечение крестьян культурными услугами (распространение радио- и телевещания, создание библиотек, школ и детских садов); финансирование программы «трех необходимостей» - необходимости литературного просвещения, необходимости театрального просвещения, необходимости обеспечения теле- и радиовещания [Ж Щ 2014, с. 61];
4) создание культурных центров и организация в них различных групп по интересам; поощрение творческой самодеятельности граждан (танцевальной, музыкальной и художественной самодеятельности).
Правительство КНР стремится к созданию более благоприятных условий для жизни граждан в сельскохозяйственных районах. В программу по развитию деревни входят следующие задачи и особенности:
1) сокращение численности бедного населения;
2) стремление к ликвидации бедности;
3) улучшение условий жизни и труда, повышение прожиточного минимума;
4) экономические, научно-технические, воспитательные меры, меры планового деторождения;
5) популяризация образования, повышение уровня медицины и здравоохранения;
6) пропаганда саморазвития;
7) усиление развития сельского хозяйства, производство нужных рынку товаров;
8) создание системы социального обеспечения, снижение коэффициента возвращения к бедности.
Заключение
Мы рассмотрели функции, структуру и идеологию культурной политики Китая на современном этапе. Уделили внимание некоторым особенностям культурной политики Китая, ее направлениям и тенденциям развития, раскрыли специфику наиболее значимых функций культурной политики.
В работе были проанализированы основные направления культурной политики Китая на государственном уровне, в частности, мы рассмотрели механизм принятия решений и разработки ключевых культурных стратегий, специфику функций Министерства культуры КНР; описали принципы культурной политики на региональном уровне: были рассмотрены функции региональных культурных департаментов провинции Гуандун и Сычуань и стратегия развития сельских районов КНР.
Мы подтвердили нашу гипотезу о том, что управление и развитие культуры в КНР осуществляется централизованно и включакт значительный идеологический компонент, несмотря на некоторые различия в функциях и задачах департаментов культуры (на примере провинций Сычуань и Гуандун).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES
а ж м. ай цзюнь.
Проблемы существующего культурного строительства в сельскохозяйственных районах и меры по их разрешению // Развитие Китая. 2014. Вып. 14 (5). С. 60-64. [Ai Czyun. (2014). The Problems and Countermeasures of Culture Construction in Rural Areas. China Development, 14(5), 60-64].
{йЖН. Отчет об исследовании конкурентной среды на рынке культурных развлечений Китая, а также тенденции его развития в 2014-2019 гг. // Информационный сайт о производстве в Китае, 2014. [Research report on the competitive environment in the Chinese cultural entertainment market, as well as its development trends. (2014). Information website about manufacturing in China]. URL: https://www.chyxx.com/research/201408/275923.html (дата обращения: 25.03.2021). гШ.ФЯОД^Й&ШМЯ (2002 - 2016Ван Чжан Сун. Исследование развития культурной политики Китая в 20022016 гг. // Нанкинский журнал общественных наук. [Van Chjan Sun. (2018). The investigation of cultural policy in China (2002-2016). Nanjing Social studies journal. (In Chin.)]. URL: https://www.ixueshu.com/h5/docume nt/22cde1e97521595b05f883d5a3b80aab318947a18e7f9386.html (дата обращения: 05.05.2021).
// Ф^АК^РЯ^^РШШ.
Открытый отчет 2014 года о работе министерства культуры // Сайт Министерства культуры и туризма КНР 2014. [Open report of Ministry of Culture work. (2014). Ministry of Culture and Tourism of the People's Republic of China]. URL: zwgk.mct.gov.cn/zfxxgknb/2014n/202012/t20201204_904769. html (дата обращения: 14.03.2021).
--Чжан Сяо Лин.
Обсуждение строительства культуры - важные выдержки // центральное телевидение Китая. 2012. [Chjan Syao Lin. (2012). Conversation about cultural construction - vital points. CCTV]. URL: news.cntv.cn/ china/20120220/117446.shtml (дата обращения: 20.04.2021).
Конституция КНР // Сайт Всекитайского собрания народных представителей. 2018. [The Constitution of the People's Republic of China. (2018). National People's Congress website]. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c505/201803/e87e5cd7c1ce46ef866f4ec8e2 d709ea.shtml (дата обращения: 09.06.2021).
Система и функции
департамента министерства культуры и туризма провинции Сычуань // Департамент министерства культуры и туризма провинции Сычуань,
2014. [System and functions of the Department of culture and tourism in Sichuan province. (2014). Department of culture and tourism of Sichuan Province]. URL: wlt.sc.gov.cn/scwlt/jgjj/introduce.shtml (дата обращения: 15.02.2021).
Функции департамента министерства культуры и туризма провинции Гуандун // Департамент министерства культуры и туризма провинции Гуандун, 2014. [Functions of the Department of culture and tourism in Guangdong province. (2014). Department of culture and tourism of Guangdong Provinc]. URL: whly.gd.gov. cn/open_newjgzn/content/post_2720940.html (дата обращения: 15.02.2021).
Основные функции министерства культуры и туризма КНР // Министерство культуры и туризма КНР. 2014. [Main functions of the Department of culture and tourism of the People's Republic of China. (2014). Department of culture and tourism of the People's Republic of China]. URL: https://www.mct.gov.cn/ gywhb/zyzz/201705/t20170502_493564.htm (дата обращения: 20.02.2021).