Научная статья на тему 'Сравнительное исследование рефлексивности и эмоционального выгорания у педагогов'

Сравнительное исследование рефлексивности и эмоционального выгорания у педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
271
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПЕДАГОГИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРЕССЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИСТОЩЕННОСТЬ / УРОВНИ ВЫГОРАНИЯ / РЕФЛЕКСИЯ ПЕДАГОГА / СОСТОЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Морозова Галина Владимировна, Семикашева Инна Алексеевна, Шумилкина Ирина Николаевна

Статья посвящена исследованию выгорания педагогов, понимаемого как состояние психо-эмоционального истощения личности. Обнаружена отрицательная взаимосвязь уровня выгорания с рефлексивностью как свойством психики в сравниваемых группах педагогов и предпринимателей. Обе характеристики рассмотрены в качестве структурных компонентов общего феномена рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers the study of burn-out of teachers which is realized as a state of emotional exhaustion of personality. In the comparative groups of teachers and businessmen negative interrelation between reflectivity and burn-out is discovered. Both characteristics are considered as components of reflection.

Текст научной работы на тему «Сравнительное исследование рефлексивности и эмоционального выгорания у педагогов»

Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки 1' 2012

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бурлачук, Л.Ф. Психология жизненных ситуаций [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. — М.: Роспедагентство, 1998. — 263 с.

2. Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование [Текст] / Э.Ф. Зеер. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1998. — 126 с.

3. Коржова, Е.Ю. Методика «Психологическая автобиография» в психодиагностике жизненных ситуаций [Текст]: метод. пособие / Е.Ю. Коржова; под ред. Л.Ф. Бурлачука. - К.: МАУП, 1994. - 109 с.

4. Она же. Психологическая адаптация педагогов к профессиональной деятельности [Текст] / Е.Ю. Коржова. — СПб.: Балтийская пед. акад., Ин-т психологии человека, 1996. — 159 с.

5. Она же. Психологическое познание судьбы человека [Текст] / Е.Ю. Коржова. — СПб.: Союз : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 336 с.

6. Чекалина, А.А. Учитель как личность и профессионал: гендерный анализ [Текст] / А.А. Чекалина. - М.: Экон-Информ, 2010. - 195 с.

УДК 37.013.77, 37.015.32 5

Г.В. Морозова, И.А. Семикашева, И.Н. Шумилкина

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ

Исследования рефлексии в психологии и педагогике в последнее время приобретают актуальность, что обусловлено усложняющимися условиями труда педагогов в социально-экономической ситуации, деструктивным образом влияющей на сферу образования. Проблематика рефлексии и соответствующий категориальный аппарат в психолого-педагогических разработках отечественных ученых впервые стали особо востребованными в 1970-80-х годах благодаря деятельности В.А. Лефевра [3] и Г.П. Щедровиц-кого [8]. Несмотря на научный статус темы, исследования рефлексии часто остаются без должного внимания к ним со стороны практиков. Декларируемая значимость изучения проблемы рефлексии часто подменяет эмпирические разработки, что обусловлено беспрецедентной сложностью самого феномена, а в общественном сознании различные активные формы обучения рефлексивным практикам, несмотря на эпитет «активные», имеют статус тотемов, которым принято поклоняться в виде их планирования и проведения, но не более того. Между фактами проведения этих мероприятий и воплощением практики рефлексии в каждодневной деятельности профессионалов, в том числе и педагогов, остается огромная дистанция. Специально поставленная задача — удержание процесса самомониторинга собственных проявлений воспринимается большинством профессионалов, и в

частности педагогов, как не связанная с текущей ситуацией и вызывает сопротивление при попытке ее реализации [10].

Описанные ниже научные результаты представляют собой часть большого системного исследования феномена рефлексии в двух параллельных выборках — среди педагогов и частных предпринимателей. Понятие рефлексии, с опорой на которое проводилось данное исследование, относится к личностному аспекту ее изучения. В его рамках рефлексия понимается как процесс переосмысления субъектом своего положения в системе взаимосвязей с миром и механизм «не только дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом „я" его различных подструктур (типа „я — физическое тело", „я — биологический организм", „я — социальное существо", „я — субъект творчества" и др.), но и интеграции „я" в неповторимую целостность...» [7]. Второе понятие, на которое опирается наше исследование, — это понятие рефлексивности как качественно особого свойства индивида [2].

Одновременно данное исследование опирается на понятие выгорания, описывающее состояние, известное в психологической науке и практике как синдром «выгорания» (burnout, или burn-out). Сегодня в науке и практике нет однозначного мнения по вопросу, чем именно является данный феномен — синдромом из

ряда симптомов, профессиональным стрессом либо определенно критическим состоянием личности, требующим как минимум серьезного внимания со стороны того, кто его ощущает и переживает [4].

В настоящее время для описания феноменологии выгорания используют два термина — «состояние» и «синдром», понимая под ними одно и то же явление, одну и ту же структуру, имеющую части и носящую в рамках разных отраслей психологии разные названия: синдром, имеющий структуру, состоящую из симптомов (в рамках медицинской психологии), и состояние, имеющее структуру, состоящую из проявлений (в рамках психологии личности и практической психологии). Сам феномен выгорания в зарубежной психологии изучен подробнее, нежели в отечественной. Согласно данным исследований, синдром выгорания представляет собой состояние физического, эмоционального и умственного истощения личности, ярче всего проявляющееся в социо-номических профессиях. В структуру его входят следующие составляющие: эмоциональная истощенность, деперсонализация, редукция профессиональных достижений [9]. В отечественной науке состояние выгорания чаще понимается в более широких контекстах. Так, например, В.В. Бойко рассматривает его как часть профессионально-личностной деформации специалиста [1].

Исходя именно из данных подходов, строилось наше исследование рефлексии педагога. Рефлексия педагога понимается нами как системный феномен, профессионально-личностное новообразование, интегрирующее в себе три несводимых друг к другу момента: механизм самоосознавания, процесс самоосознавания в отношении педагогической профессиональной реализации и результат процесса самоосозна-вания как постоянно изменяющуюся систему представлений о себе с содержанием, относящимся к педагогической профессиональной реализации.

В структурном отношении рефлексия педагога более всего отвечает статусу результата и представляет собой систему, включающую в себя части и компоненты частей, объединенные друг с другом определенными взаимосвязями. Частями профессиональной рефлексии педагога как системы являются содержательно целостные со-

вокупности представлений и переживаний, связанные с профессиональной реализацией. Здесь имеются в виду совокупности субъективного опыта, объединяющие и представления и переживания, и стремление осмысливать эти части опыта. Между частями рефлексии педагога как феномена и компонентами этих частей предположительно существуют разнообразные взаимосвязи, внимательное изучение которых поможет существенно продвинуться в вопросе о структуре данного феномена.

В настоящей статье рассматриваются результаты изучения взаимосвязей таких компонентов частей рефлексии педагога, как рефлексивность и уровень выгорания. Поскольку состояние выгорания характеризуется, как сказано выше, нарастанием физического, эмоционального и умственного истощения, то, по нашему предположению, личность педагога, находящаяся в данном состоянии, не может быть способной к полноценному осуществлению рефлексии, так как ее свойство рефлексивности не может функционировать в достаточной степени качественно. Если наше предположение верно, то между данными компонентами частей рефлексии педагога должны существовать статистически значимые взаимосвязи. Ранее путем исследований было определено, что рефлексивность и созависимость, рассматриваемые в качестве компонентов рефлексии педагога, имеют своеобразные взаимосвязи [5].

Нам было важно выяснить, имеет ли профессиональная принадлежность значение для определения выраженности данных компонентов рефлексии. Для этого выраженность рефлексивности и состояния выгорания у педагогов сравнивались с теми же параметрами у представителей другой профессиональной группы, содержание каждодневной деятельности которой отличается от содержания педагогической деятельности. Для сравнения была выбрана группа частных предпринимателей.

Таким образом, в настоящей части нашего исследования проверялось, существуют ли:

1) значимые различия в выраженности рефлексивности у педагогов и предпринимателей / менеджеров;

2) значимые различия в выраженности состояния выгорания у педагогов и предпринимателей / менеджеров;

^ Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки 1' 2012

3) отрицательная взаимосвязь между указанными параметрами, рефлексивностью и состоянием выгорания.

Исследование проводилось с использованием методики изучения рефлексивности [2] и методики изучения уровня выгорания В.В. Бойко [6]. Объем выборок составил по 50 испытуемых в каждой группе. В группу педагогов вошли учителя-предметники средних школ Ульяновска, в группу частных предпринимателей / менеджеров — представители среднего и малого бизнеса из того же города. Возраст испытуемых: от 24 до 55 лет

Выраженность рефлексивности в рамках упомянутой методики может варьировать в пределах от 1 до 10 стен. Как видно из таблицы, в обеих группах обнаружена средняя выраженность свойства рефлексивности, не наблюдается значимых различий между группами по данному параметру. Следовательно, предположение о том, что данные группы профессионалов обладают разными уровнями такого свойства, как рефлексивность, в нашем исследовании не подтвердилось. Рефлексивность как психическое свойство, способность и состояние в одинаковой мере присуща и той, и другой профессиональной группе.

Обнаруженная выраженность состояния выгорания близка к среднему уровню в группе педагогов и чуть ниже среднего в группе «непедагогов», однако значимых различий при этом не наблюдается. Таким образом, не подтвердилось также предположение о том, что в данных группах профессионалов уровни выгорания разные.

Что касается связей рассматриваемых параметров друг с другом, то обнаружено наличие их взаимосвязей на практически одинаковом и достаточно высоком уровне выраженности в обеих сравниваемых группах (см. табл. 2).

в группе педагогов, от 22 до 55 лет в группе предпринимателей / менеджеров. В группу педагогов входило: женщин — 32, мужчин — 18, а предпринимателей / менеджеров: женщин — 27, мужчин — 23. Все респонденты заполняли бланки опросников индивидуально.

Результаты исследования выраженности рефлексивности и уровня выгорания в группах испытуемых представлены в табл. 1. Распределение исследуемых параметров проверялось на нормальность с помощью программы STATISTIKA, распределения обоих признаков близки к нормальным.

Взаимосвязь параметров достаточно сильна (значение коэффициента корреляции более 0,5), что свидетельствует об их совместной изменчивости, и имеет отрицательный знак, т. е. предположение о том, что данные параметры отрицательно взаимосвязаны, подтверждается. Вероятно, с возрастанием свойства рефлексивности состояние выгорания имеет шансы быть менее выраженным у личности профессионала, однако данное утверждение нуждается в дальнейших проверках на других выборках. Сходство выраженности взаимосвязей данных параметров в двух сравниваемых группах требует выдвижения специальных

Та б лица 2

Взаимосвязь рефлексивности и уровня выгорания в группах педагогов и частных предпринимателей / менеджеров

Сравниваемые группы Значение коэффициента корреляции

Группа педагогов Группа частных предпринимателей / менеджеров -0,65 -0,62

Та блица 1

Выраженность рефлексивности и уровня выгорания в группах педагогов и частных предпринимателей / менеджеров

Средние значения в группе Эмп. значения Т-критерия Уровень значимости

Название переменной педагогов частных предпринимателей / менеджеров

Рефлексивность 4,59 5,02 0,13 0,01

Уровень выгорания 151 139 0,61 0,01

предположений и их проверок. Положение о том, что данные компоненты в структуре рефлексии являются противоположными по своей функциональной наполненности, имеет шансы быть подтвержденным на дальнейших этапах исследования при специальной постановке такой задачи.

Итак, можно подвести итоги нашего исследования.

1. Различий в выраженности рефлексивности и выраженности состояния выгорания у

педагогов в сравнении с частными предпринимателями / менеджерами не обнаружено.

2. Как педагоги, так и частные предприниматели / менеджеры обнаруживают повышение уровня выгорания с одновременным снижением уровня выраженности рефлексивности в одинаковой степени.

3. Сходство выраженности степени взаимосвязей между двумя изучаемыми параметрами в двух сравниваемых группах требует выдвижения специальных предположений и их проверок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В.В. Бойко. — М.: Филинъ, 1996. - 472 с.

2. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики [Текст] / А.В. Карпов // Психолог. журн. - 2003. - Т. 24. -№ 5. - С. 45-57.

3. Лефевр, В.А. Конфликтующие структуры [Текст] / В.А. Лефевр. - М.: Сов. радио, 1973. - 158 с.

4. Способ психологической коррекции состояния выгорания личности как проявления профессионально-личностных деформаций [Текст]: пат. 2416436 Рос. Федерация : МПК А 61М 21/ 00 / Морозова Г. В.; заявитель и патентообладатель Ульяновский гос. пед. ун-т. - № 2009120943/14; заявл. 02.06.09; опубл. 20.04.11, Бюл. № 11. - 2 с.

5. Морозова, Г.В. Взаимосвязь рефлексивности и созависимости как особенностей профессиональной рефлексии педагога [Текст] / Г.В. Морозова // Фундаментальные исслед. -2011. - № 8. - С. 572-575.

6. Психология управления персоналом [Текст]: пособ. для спец., работающих с персоналом / под ред. А.В. Батаршева, А.С. Лукьянова. — 2-е изд., испр. — М.: Психотерапия, 2007. — 624 с.

7. Семенов, И.Н. Типы и функции рефлексии в научном мышлении [Текст] / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов // Пробл. рефлексии в науч. познании. — Куйбышев, 1983. - С. 76-82.

8. Щедровицкий, Г.П. Философия. Наука. Методология [Текст] / Г.П. Щедровицкий. — М.: Шк. культ. политики, 1997. — 656 с.

9. Maslach, С. Bumout: A multidimensional perspective [Text] / С. Maslach // Prof. bumout: Recent developments in the theory and research / ed. WB. Shaufeli, Cr. Maslach and T. Marek. — Washington D.C.: Taylor & Trancis, 1993.

10. Анисимов, О.С. Рефлексия, методология и стратегическое мышление [Электронный ресурс] / О.С. Анисимов. — Режим доступа: http://v2.circleplus.ru/ personalia/circle/amsimov/index_html (дата обращения: 20.10.2010).

УДК 158

Е.В. Федосенко

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ДЕТЕИ-СИРОТ В ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к категории детей, находящихся в исключительно экстремальных условиях бытия, которые не обеспечивают возможности удовлетворения основных потребностей в психологическом развитии, эмоциональной и социальной защищенности. Кроме того, данная категория детей не может разви-

ваться полноценно в социальном пространстве прав и обязанностей [7, 8]. В итоге результатом пребывания ребенка в детском доме является низкая самооценка, ограниченность социального опыта, неразвитость эмоций, неготовность к самостоятельной жизни. Период постинтернатной адаптации для выпускников осложняется иждивенческими установками, низким уров-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.