Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАБОЧИМ ПРОФЕССИЯМ'

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАБОЧИМ ПРОФЕССИЯМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смысложизненные ориентации / осмысленность жизни / интересы личности / рабочая профессия / малый город / мегаполис / life-meaning orientations / meaningfulness of life / personal interests / working profession / small town / metropolis

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукина Наталья Леонидовна, Соловьева Елена Анатольевна

Цель. Выявить смысложизненные ориентации и интересы молодых людей, обучающихся рабочим профессиям. Процедура и методы. Участники – обучающиеся средних профессиональных учебных заведений технического профиля (15–17 лет). Всего – 593 человека. В 2014–2015 учебном году – 292 человека: 142 живут и учатся в мегаполисе, 150 – в малом городе. В 2021– 2022 учебном году – 301 человек: 163 живут и учатся в мегаполисе, 138 – в малом городе. Использовались «Опросник смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева и «Карта интересов» А.Е. Голомштока. Результаты. Смысложизненные ориентации подростков, получающих рабочие профессии в средних профессиональных учебных заведениях РФ, соответствуют нижним границам нормативов, существующих для российской выборки. Наблюдается снижение показателей осмысленности жизни обучающихся в период с 2014 по 2022 гг., что проявляется, в частности, в снижении интереса ко многим предметным областям. Выявлены межгрупповые различия: учащиеся средних профессиональных учебных заведений малого города имеют более высокие показатели осмысленности жизни по сравнению с учащимися мегаполиса. Их интересы к школьным предметам в большей степени соответствуют выбору учебного заведения. Эта тенденция не зависит от года исследования. Теоретическая и/или практическая значимость заключается в выявлении тенденций изменений смысловых ориентиров у подростков, получающих рабочую профессию. Эти тенденции связаны с типом пространственного (малый городмегаполис) и временного (2014 – 2022 гг.) окружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукина Наталья Леонидовна, Соловьева Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE STUDY OF INTERESTS AND LIFE ORIENTATIONS OF STUDENTS STUDYING FOR BLUE-COLLAR JOBS

Aim. To identify the life-meaning orientations and interests of young people studying vocational professions. Methodology. Participants are students of secondary vocational educational institutions of a technical profile (15–17 years old). A total of 593 people. In the 2014–2015 academic year – 292 people: 142 live and study in a metropolis, 150 – in a small town. In the 2021–2022 academic year, there are 301 people: 163 live and study in a metropolis, 138 in a small town. “Questionnaire of Life Meaning Orientations” by D. Leontyev and “Map of Interests” by A. Golomstock were used in the study. Results. The life-meaning orientations of adolescents studying working professions in secondary vocational educational institutions of the Russian Federation correspond to the lower limits of the standards existing for the Russian sample. There was a decline in the indicators of life meaningfulness among the students in the period from 2014 to 2022, which was manifested in a decrease in interest in many subject areas. Intergroup differences were revealed: students of secondary vocational educational institutions of a small city have higher rates of life meaningfulness compared to students of a metropolis. Their interest in school subjects is more consistent with their choice of educational institution. This trend is independent of the year of the study. Research implications. The theoretical significance lies in identifying trends in changes in semantic orientations among adolescents acquiring a working profession, which may be associated with the type of spatial (small townmetropolis) and temporary (2014–2022) environment.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАБОЧИМ ПРОФЕССИЯМ»

психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика

Научная статья УДК 159.923.5

DOI: 10.18384/2949-5105-2024-3-150-162

сравнительное исследование интересов и смысложизненных ориентации обучающихся рабочим профессиям

Лукина Н. Л., Соловьева Е. А.

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 190005, Санкт-Петербург, ул. 2-я Красноармейская, д. 4, Российская Федерация; e-mail: lukina. nataly@mail.ru

Поступила в редакцию 13.03.2024 После доработки 08.04.2024 Принята к публикации 09.04.2024

Аннотация

Цель. Выявить смысложизненные ориентации и интересы молодых людей, обучающихся рабочим профессиям.

Процедура и методы. Участники - обучающиеся средних профессиональных учебных заведений технического профиля (15-17 лет). Всего - 593 человека. В 2014-2015 учебном году - 292 человека: 142 живут и учатся в мегаполисе, 150 - в малом городе. В 20212022 учебном году - 301 человек: 163 живут и учатся в мегаполисе, 138 - в малом городе. Использовались «Опросник смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева и «Карта интересов» А. Е. Голомштока.

Результаты. Смысложизненные ориентации подростков, получающих рабочие профессии в средних профессиональных учебных заведениях РФ, соответствуют нижним границам нормативов, существующих для российской выборки. Наблюдается снижение показателей осмысленности жизни обучающихся в период с 2014 по 2022 гг., что проявляется, в частности, в снижении интереса ко многим предметным областям. Выявлены межгрупповые различия: учащиеся средних профессиональных учебных заведений малого города имеют более высокие показатели осмысленности жизни по сравнению с учащимися мегаполиса. Их интересы к школьным предметам в большей степени соответствуют выбору учебного заведения. Эта тенденция не зависит от года исследования.

© CC BY Лукина Н . Л . , Соловьева Е. А . , 2024.

Теоретическая и/или практическая значимость заключается в выявлении тенденций изменений смысловых ориентиров у подростков, получающих рабочую профессию. Эти тенденции связаны с типом пространственного (малый город - мегаполис) и временного (2014 - 2022 гг.) окружения.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, осмысленность жизни, интересы личности, рабочая профессия, малый город, мегаполис

Для цитирования: Лукина Н. Л., Соловьева Е. А. Сравнительное исследование интересов и смысложизненных ориентаций обучающихся рабочим профессиям // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2024. №3. C. 150-162.

DOI: 10.18384/2949-5105-2024-3-150-162 Original Research Article

comparative study of interests and life orientations of students studying for blue-collar jobs

N. Lukina, E. Soloveva

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, ul. 2nd

ul. Krasnoarmeyskaya, 4, St. Petersburg, 190005, Russian Federation; e-mail: lukina.nataly@mail.ru

Received by the editorial office 13.03.2024 Revised by the author 08.04.2024 Accepted for publication 09.04.2024

Abstract

Aim. To identify the life-meaning orientations and interests of young people studying vocational professions.

Methodology. Participants are students of secondary vocational educational institutions of a technical profile (15-17 years old). A total of 593 people. In the 2014-2015 academic year -292 people: 142 live and study in a metropolis, 150 - in a small town. In the 2021-2022 academic year, there are 301 people: 163 live and study in a metropolis, 138 in a small town. "Questionnaire of Life Meaning Orientations" by D. Leontyev and "Map of Interests" by A. Golomstock were used in the study.

Results. The life-meaning orientations of adolescents studying working professions in secondary vocational educational institutions of the Russian Federation correspond to the lower limits of the standards existing for the Russian sample. There was a decline in the indicators of life meaningfulness among the students in the period from 2014 to 2022, which was manifested in a decrease in interest in many subject areas. Intergroup differences were revealed: students of secondary vocational educational institutions of a small city have higher rates of life meaning-fulness compared to students of a metropolis. Their interest in school subjects is more consistent with their choice of educational institution. This trend is independent of the year of the study. Research implications. The theoretical significance lies in identifying trends in changes in semantic orientations among adolescents acquiring a working profession, which may be associated with the type of spatial (small town - metropolis) and temporary (2014-2022) environment.

Keywords: life-meaning orientations, meaningfulness of life, personal interests, working profession, small town, metropolis

For citation: Lukina N. L., Solov'eva E. A. Comparative study of interests and life orientations of students studying for blue-collar jobs // Bulletin of Federal State University of Education. Series: Psychological Sciences. 2024, no. 3. P. 150-162. DOI: 10.18384/2949-5105-2024-3-150-162

Введение

Социально-экономическая и демографическая ситуация в стране, специфика современного рынка труда, а также ряд других причин привели к тому, что вновь появилась потребность в специалистах рабочего профиля и оказалось важным понять, как происходит выбор рабочих профессий . По результатам исследования сервиса «Работа, ру» в 2023 г. наиболее востребованными оказались именно такие рабочие профессии - сварщики, токари, электрики . Однако для подростков, осуществляющих свой профессиональный выбор, эти профессии пока не очень привлекательны, несмотря на востребованность и лёгкость трудоустройства. В исследовании мы ставили перед собой задачу изучить особенности интересов и смысложизненных ориентаций подростков, обучающихся рабочим профессиям, что, несомненно, является полезным для понимания того, как происходит выбор рабочей профессии и что надо делать, чтобы этот выбор был привлекателен для молодых людей

В исследованиях Л . И . Божович (2008), Л . С Выготского (1984), Д . Н . Завалишиной (2001), И . С . Кона (1989), Л . Ф . Обуховой (2017) и многих других было показано, что в подростковом возрасте обостряется проблема определения смысла и своих ценностных ориентаций в жизни Для Д . А. Леонтьева смысложизнен-

ные ориентации являются способом построения индивидуумом своей жизнедеятельности в соответствии с присущими ему целями, смыслами, ценностями Но это также и сложные социально-психологические образования, которые порождаются реальными значимыми жизненными событиями субъекта и задают вектор и границы самореализации личности как субъекта жизненного пути [9]. По мнению Д . Н . Завалишиной, ценностные ориентации указывают на меру причастности человека к обществу, его истории и настоящему, на социальную активность, богатство и разнообразие связей и взаимоотношений с обществом . Они формируют духовный мир личности, систему ценностей человека, включая профессиональное самоопределение [5, с . 65]. Эмпирические исследования, проведённые А. Л . Журавлевым и Т. В . Дробышевой, позволили авторам прийти к заключению, что ценностные ориентации обладают свойствами «гибкости», понимаемой как способность к изменениям в многообразных социальных условиях и к «социальной чувствительности», что предполагает возможность улавливать малозаметные изменения в окружающей социальной среде и адекватно на них реагировать [4]. Работы А . В . Капцова позволяют выделить устойчивый (основные принципы жизни) и динамический (ценности этапа жизни) уровни системы «аксиосферы» человека

155Ы 2949-5113^

[6]. Постоянные изменения, происходящие в жизни, особенности организации предметно-пространственной и социокультурной среды приводят к неминуемым ценностным сдвигам, которые проявляются на уровне ценностей личности и группы . Сказываются они и на таком важном факторе как выбор профессии и профессиональное самоопределение

Проблема выбора профессии как часть профессионального самоопределения ставилась в работах многих авторов, таких как: М . Х. Титма (1982); Е . И . Головаха (1988); В . И . Крюкова (2004); Э . Ф . Зеер, Н . С Пряжников, Г В . Суходольский (2008); Е . А . Климов, Э . Эриксон (2010); А . Г. Гривцов (2011); В . Д . Шадриков (2013); Л . А. Головей (2021) . К вопросу выбора профессии исследователи подходят с двух сторон . Рассматривают его как единичный акт принятия решения по конкретному профессиональному выбору и как процесс профессионального самоопределения, в котором этапу принятия решения предшествует подготовительный этап, а за ним следует реализация принятого решения Являясь основным действующим лицом, человек ведёт себя в этом процессе своеобразно, индивидуализируя для себя ситуацию выбора [2; 3; 16]. По мнению Р М Шамионова важной детерминантой социальной активности современных подростков является ценностно-смысловая сфера их личности, структура и содержание которой может различаться в зависимости от региона [18]. Что касается выбора рабочей профессии, то, как показали опросы Е В Федосенко, проведённые в 2003-2005 гг., такой выбор часто осуществлялся не из интереса к рабо-

| 2024 / № 3

чей профессии, а по банальной причине академической неуспеваемости в школе и поведенческих проблем [17]. Однако с того времени обстоятельства изменились, и хотя престиж рабочих профессий всё ещё недостаточно высок, тем не менее, молодые люди, особенно проживающие в малых городах России, делают выбор рабочих профессий достаточно осознанно [11] Дополнительной популяризации рабочих профессий способствует внедрение различных государственных программ в систему среднего профессионального образования, а также оснащение лабораторий и мастерских современным оборудованием Ситуация самоизоляции во время пандемии способствовала расширению перечня электронных образовательных ресурсов и информационных систем, которыми в настоящее время обеспечены обучающиеся Расширился перечень образовательных программ, осуществляющихся с использованием дистанционных образовательных технологий Целью нашего исследования было выявление смысложизненных ори-ентаций и интересов молодых людей, обучающихся рабочим профессиям и проживающих в различных по численности населения городах Также мы сопоставили результаты, полученные в разные учебные годы: 2014-2015 и 2021-2022 Таким образом мы постарались учесть две группы факторов, которые могут влиять на динамическую составляющую «аксиосферы» человека: предметно-пространственное окружение (мегаполис - малый город) и связанные с ним социокультурные особенности, и временной фактор -изменения, произошедшие в обществе за семь лет

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Была высказана гипотеза, что социокультурные особенности, связанные с образом жизни в больших или малых городах России, сказываются на системе смыслов и жизненных ценностей в период её формирования в подростковом возрасте. Влияние экономической и социальной ситуации на систему ценностей подростков не должно значимо различаться в зависимости от типа города (мегаполис или малый город), но может заметно различаться в разные временные периоды (20142015 и 2021-2022 гг. ) .

Процедура и методы исследования

Исследование проводилось на базе средних профессиональных учебных заведений технического профиля в мегаполисе (Санкт-Петербург) и малом городе (Балахна, Нижегородская область) Использовался метод «поперечных срезов»: в опросе участвовали первокурсники, поступившие в колледжи в 2014 г. и в 2021 г.

В исследовании приняли участие обучающиеся первого курса в возрасте от 15 до 17 лет, всего 593 человека: в 2014-2015 учебном году - 292 человека, из них 142 жителя мегаполиса, 150 жителей малого города; в 20212022 учебном году - 301 человек, из них 163 жителя мегаполиса, 138 жителей малого города

Возрастной период 15-17 лет Е . А. Климов соотносит с подростковым возрастом, когда важнейшей задачей становится выбор профессии и дальнейшего жизненного пути В этом возрасте при оценке своих возможностей подросток исходит из ситуации выбора, а не предпочтения какой-то профессии Идёт осознание, что выбор профессии равнозначен определению

своего будущего и места в обществе Формируются ценности, являющиеся отражением социального значения профессиональной деятельности [7]

Использовались адаптированный вариант «Опросника смысло-жизненных ориентаций» (СЖО) Д . А. Леонтьева [8] и «Карта интересов» А . Е . Голомштока. Опросник СЖО включает двадцать полярных утверждений, которые оцениваются по 7-балльной шкале На основании полученных результатов определяется выраженность трёх смысложизненных ориентаций - цели, процесса и результативности жизни - и двух шкал, отражающих локус контроля относительно себя и собственной жизни Важно отметить, что три смысложизненные ориентации показывают условную сосредоточенность смысла на будущем (цель), настоящем (процесс) или прошлом (результат) [8]. Исследования Е . Н . Осина и Н . В . Кошелевой показали, что результаты данного опросника особенно чувствительны к характеру профессиональной деятельности [14]. Методика «Карта интересов» предназначена для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности Она представляет собой список из 174 утверждений, начинающихся словами «Нравится ли Вам », «Любите ли Вы...», и далее называется сфера деятельности или вид занятия Предлагается пять вариантов ответов от «очень нравится» до «очень не нравится» Все вопросы характеризуют одну из 29 сфер деятельности1

Голомшток А . Е. «Карта интересов» . URL: http://testoteka. narod. ru/prof/1/02 . html (дата обращения: 04.03.2024).

155Ы 2949-5113^

Обсуждение результатов

1. Смысложизненные ориентации подростков, обучающихся рабочим профессиям

Полученные результаты укладываются в нормативы, существующие для российской выборки, хотя и оказываются немного ниже, что может объясняться возрастом наших респондентов Ещё одним возможным объяснением является низкая самооценка подростков, хотя в нашем исследовании она специально не изучалась, тем не менее, как показало исследование С . Тарджуманян, существует корреляция между результатами СЖО и самооценкой [19].

Сравнение средних показателей по методике СЖО показало, что по всем субшкалам результаты несколько выше у учащихся из малого города Эта тенденция не зависит от года исследования (табл 1)

| 2024 / № 3

Статистически значимые различия выявлены в отношении следующих субшкал:

- «Процесс жизни» (1 = 3,22, р < 0,01); «Локус контроля - жизнь» (1 = 2,78, р < 0,05); «Общий показатель осмысленности жизни» (1 = 1,97, р < 0,05) за 2014-2015 учебный год [10];

- «Цели в жизни» (1 = 3,74, р < 0,01); «Локус контроля - жизнь» (1 = 2,11, р < 0,05); «Общий показатель осмысленности жизни» (1 = 2,00, р < 0,05) за 20212022 учебный год

Результаты позволяют предположить, что обучающиеся средних профессиональных учебных заведений малого города испытывают более выраженное чувство возможности осуществления контроля своей жизни (субшкала «локус контроля - жизнь»), а также в большей степени ощущают удовлетворённость своей жизнью Результаты не зависят от учебного года, в котором проводились исследования .

Шкалы 2014 2021

мегаполис малый город мегаполис малый город

Mean 52 Mean 52 Mean 52 Mean 52

Цели в жизни 27,38 7,13 30,63 6,49 26,24 8,12 30,11 6,9

Процесс жизни 27,73 6,91 30,15 5,82 27,01 7,07 29,17 6,57

Результативность жизни 24,06 5,59 25,47 4,30 23,78 4,99 24,01 5

Локус контроля - Я 19,27 4,18 20,38 4,38 19,01 4,4 19,4 4,71

Локус контроля - жизнь 28,53 6,74 30,53 5,43 27,11 5,52 29,99 6,03

Общий показатель осмысленности жизни 92,56 17,59 101,07 15,68 90,38 19,99 98,49 18,4

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Таблица 1 / Table 1

Показатели СЖО обучающихся средних профессиональных учебных заведений мегаполиса и малого города разных лет поступления / Value indicators of life-meaning orientations for students of secondary vocational educational institutions in a metropolis and a small town in different years of admission

Обучающиеся из малого города ощущают процесс своей жизни как более осмысленный, в меру интересный и эмоционально окрашенный по сравнению с обучающимися из мегаполиса. В 2021-2022 учебном году они демонстрировали наличие более выраженных целей в жизни . Схожие различия в системе ценностных ориентаций учащейся молодёжи из провинциального города и столицы были получены в работе Р. М . Шамионова [18]. Можно сделать предположение о более раннем социальном созревании подростков, проживающих в малом городе России Для интерпретации «Общего показателя осмысленности жизни» полученные результаты были разделены на группы с высокой, средней и низкой осмысленностью жизни Высокие значения показателя означают рост осмысленности жизни от прошлого к будущему, повышение значимости социальных ценностей по сравнению с биологическими, наличие адекватной субъективной оценки степени реализованное™ . Средний уровень ука-

зывает на фиксацию осмысленности жизни в настоящем и на отсутствие доминирующих тенденций в иерархии ценностей (социальных или биологических) . Низкий уровень свидетельствует о биологической обусловленности жизненных целей и о неадекватной субъективной оценке степени реали-зованности [1]. Процентное распределение результатов учащихся средних профессиональных учебных заведений технического направления из Санкт-Петербурга и Балахны по группам с разным уровнем осмысленности жизни представлены в таблице 2

Результаты подавляющего большинства наших респондентов попали в диапазон средней и низкой осмысленности жизни, что свидетельствует о фиксации на настоящем и, скорее, биологической обусловленности жизненных целей, субъективная оценка степени реализованности недостаточно адекватна

Напрашивается вывод, что низкие результаты могут объясняться подготовкой к рабочим профессиям (сред-

Таблица 2 / Table 2

Количество обучающихся рабочим профессиям (в %) с выраженностью показателя «осмысленность жизни» в зависимости от места проживания и года поступления / Number of students studying for blue-collar professions (in%) with varying degrees of "meaningfulness in life" indicator, depending on place of residence and year of admission

№ п/п Осмысленность жизни 2014 2021

мегаполис (%) малый город России (%) мегаполис (%) малый город России (%)

1 Высокая (более 120 баллов) 5,6 9,3 1,2 7,0

2 Средняя (от 93 до 120 баллов) 47,9 58,7 48,7 56,2

3 Низкая (менее 93 баллов) 46,5 32,0 50,1 36,8

155Ы 2949-5113^

ние профессиональные учебные заведения технического направления)

Однако С. Б . Перевозкин, Ю . М . Пе-ревозкина, изучая студентов вузов, приходят к сходным выводам: для современных студентов более характерна ориентация на настоящее; они живут сегодняшним днём, особо не задумываясь о будущем В сочетании со снижением значений по субшкале локус контроля «Я» подобная смысло-жизненная ориентация демонстрирует, что «субъектам в период молодости свойственны некоторое неверие в собственные силы, слитность «Я» с окружением и ощущение его неотделимости от того, что с ним реально происходит» [15, с . 134].

Из приведённых данных видно, что независимо от года исследования обучающихся с низкой осмысленностью жизни в средних учебных заведениях мегаполиса на 14% больше, чем в малом городе При этом обучающихся с высокими показателями несколько больше в малом городе, чем в мегаполисе. Данные показатели характеризуют обучающихся малого города как несколько более расположенных к поиску смысла жизни [10]. Тревожным является тот факт, что по сравнению с 2014 г. в 2021 г. снизилось количество обучающихся с высокими значениями показателя «осмысленности жизни» и возросло количество учащихся с низким показателем и в малом городе, и в мегаполисе

Возможно, обучающиеся мегаполиса демонстрируют более низкие результаты осмысленности жизни вследствие воздействия на них сложной социально-психологической действительности Жизнь в больших городах характеризуется наличием стрессовых

2024 / № 3

ситуаций из-за высокого темпа жизни, большим количеством потребляемой информации, не дающей роста интеллектуальности Общение в больших городах происходит в основном в узком кругу семьи или коллег по работе, социальная солидарность снижена, жизнь отличается анонимностью и индивидуализмом Жители малых городов находятся в более «комфортных» психологических условиях: более естественный процесс социализации и социальная поддержка; ориентация на семейные ценности; общая «ментальная» культура, объединяющая жителей; преемственность поколений; личностный характер общения и др [12; 13].

2. Интересы и склонности к различным сферам деятельности

подростков, обучающихся рабочим профессиям

Сравнение и анализ результатов выполнения методики «Карта интересов» А Е Голомштока показало, что познавательные интересы к основным учебным школьным дисциплинам на начальном этапе профессионального образования и в 2014-2015 учебном году, и в 2021-2022 учебном году характеризуются слабой выраженностью или отрицаются В табл 3 представлены качественные и количественные показатели интересов

Зафиксирована тенденция к снижению интереса ко многим предметным областям у всех обучающихся 2021 -2022 учебного года Прослеживается стойкое отрицание интереса к математике, физике, химии - предметным областям, непосредственно связанным с будущей профессиональной деятельностью Выявленное совпадение

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Таблица 3 / Table 3

Наиболее и наименее привлекательные сферы деятельности для обучающихся разных лет поступления и проживающих в разных по численности городах / The most and least attractive areas of activity for students of different years of admission and living in cities of different sizes

2014 2021

мегаполис малый город мегаполис малый город

сфера деятельности % сфера деятельности % сфера деятельности % сфера деятельности %

Выраженные интересы

физкультура и спорт 17,6 физкультура и спорт 18,7 строительство 4,1 физкультура и спорт 9,1

строительство 6,3 военные специальности 13,3 физкультура и спорт 4,1 строительство 7,7

сценическое искусство 4,9 техника 10,0 история 4,1 техника 7,7

биология 4,9 строительство 8,7 иностранный язык 4,1 транспорт 7,7

история 4,9 электро- и радиотехника 8,7 музыка 4,1 военные специальности 7,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наименее привлекательные интересы

математика 34,2 математика 36,0 математика 52,0 математика 43,0

физика 31,7 химия 26,0 химия 48,0 литература 42,0

литература 30,3 физика 24,3 физика 44,0 физика 38,1

химия 28,9 литература 20,7 литература 41,7 химия 36,2

иностранный язык 26,1 иностранный язык 20,1 экономика 40,0 геология 35,0

интереса обучающихся мегаполиса и малого города к физической культуре и спорту характеризует раскрытие возрастной специфики (деятельное проявление своей активности) обучающихся средних профессиональных учебных заведений независимо от города проживания

Можно видеть, что сферы деятельности, интересующие обучающихся средних профессиональных учебных заведений мегаполиса, разрозненны и

далеки от избранной рабочей профессии: сценическое искусство, биология, история, музыка и др . в 2014-2015 учебном году; история, иностранный язык, музыка в 2021-2022 учебном году. Малопривлекательные дисциплины, как правило, имеют равное значение для большинства обучающихся

В тоже время обучающиеся малого города проявляют меньше отрицания в отношении значимых для будущей профессиональной деятельности

155Ы 2949-5113^

предметных областей . Их выраженные интересы связаны с избранной рабочей профессией: строительство, техника, электро- и радиотехника (20142015 учебный год); строительство, техника, транспорт (2021-2022 учебный год)

Выводы

Смысложизненные ориентации подростков, получающих рабочие профессии в средних профессиональных учебных заведениях РФ, соответствуют нижним границам нормативов, существующих для российской выборки Подавляющее большинство подростков имеют средние или низкие показатели «осмысленности жизни» Обучающимся средних профессиональных учебных заведений, в основном, не интересны абстрактные науки, требующие абстрактного мышления: математика, физика и др которые, возможно, не были усвоены в школьные годы

Нам удалось установить различия показателей смысложизненных ориентаций и интересов подростков, получающих рабочую профессию и проживающих в разных по численности населения городах Обучающиеся из малого города отличаются от подростков мегаполиса более высокими показателями осмысленности жизни Их интересы к школьным предметам в большей степени соответствуют выбору учебного заведения . Эта тенденция не зависит от года исследования

Тем не менее, наблюдается общее снижение показателей осмысленности жизни обучающихся в период с 2014 по 2022 гг , что проявляется, в частности, в снижении интереса ко многим предметным областям

2024 / № 3

В то же время можно говорить о наличии практического мышления у обучающихся средних профессиональных учебных заведений малого города. У них наблюдается выраженный интерес к техническим и военным сферам деятельности, что в совокупности с достаточно высоким уровнем внутренней активности может привести к появлению уверенности в возможности овладения избранной рабочей профессией, удачному поиску работы и др .

Таким образом, независимо от года исследования, можно сказать, что при всей внешней активности жизни в мегаполисе, сам подросток становится менее активным, а в малом городе, -наоборот, при всей неспешности образа жизни подростки обладают повышенной внутренней активностью, позволяющей им строить различные планы в отношении своего будущего

Результаты исследования позволяют высказать предположение о неопределившемся интересе к рабочим профессиям у обучающихся мегаполиса и более чётком представлении о своём профессиональном пути у обучающихся малого города

Имея представления об осмысленности жизни и интересах обучающихся, зависимости уровня этих показателей от социокультурных особенностей, обусловленных типом городской среды (малый город - мегаполис), можно найти подходы и нацелить определяющегося с будущей профессиональной деятельностью подростка на выбор рабочей профессии Пробуждая интерес к рабочей профессии и помогая найти смысловые ориентиры, можно вновь раскрыть привлекательность рабочей профессии в глазах молодого поколения В связи с этим, по нашему мнению, весьма акту-

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

альным является разработка методов и приёмов работы со смыслами с учётом возрастных и личностных особен-

ностей молодых людей, выбирающих для себя обучение в средних профессиональных учебных заведениях

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова Л. Н . Жизненные и профессиональные ценности личности школьников и студентов, будущих профессионалов в современном мире // Электронный журнал «Вестник МГОУ» . 2014. №4. URL: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения: 10.04.2024). DOI: https://doi .org/10.18384/2224-0209-2014-4-852.

2. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М. : ПЕР СЭ, 2001. 511 с.

3. Егоренко Т. А. Профессиональное становление студентов колледжа на этапе их до-профессионального развития // Психолог. 2024. №1. С 82-91. DOI: 10.25136/24098701.2024.1.69626.

4. Журавлев А. Л. , Дробышева Т. В . Ценностные ориентации формирующейся личности в разные периоды развития российского общества // Психологический журнал 2010 .Т. 31. №5 . С. 5-16 .

5 . Завалишина Д . Н . Динамика ценностно-смыслового отношения субъекта к профес-

сиональной деятельности // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни . 2001. №1. С. 193-203.

6 . Капцов А. В. Модель ценностной системы психосоциального человека // Социальная

и экономическая психология: в 2 ч. Ч. 1. М. : Институт психологии РАН, 2018 . С 52-57

7 Климов Е А Психология профессионала: избранные психологические труды Воронеж: МОДЭК, 2003 454 с

8 Леонтьев Д А Тест смысложизненных ориентаций М : Смысл, 2006 18 с

9 Леонтьев Д А Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности . М . : Смысл, 2009. 511 с .

10 Лукина Н Л Смысложизненные ориентации студентов средних учебных заведений Санкт-Петербурга и Балахны // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам XLVI международной научно-практической конференции . Ч . 2. 2016 . №1 (46). С 91-97.

11. Лукина Н . Л. , Соловьева Е . А . Временная перспектива обучающихся средних профессиональных и высших образовательных учреждений // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2019 . №3 (55). С. 170-177.

12 Никитский М В Социальный климат малых городов России (штрихи к социально-педагогическому аспекту российской глубинки) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета IV: Педагогика-Психология. 2010 . №2 (17). С 57- 67.

13 Овчинников О Г Перспективы развития малых городов России в условиях современной политики Правительства России // International agricultural journal. 2022. №2 . С. 534-559. DOI: 10,55186/25876740_2022_6_2_5 .

14 Осин Е Н , Кошелева Н В Тест смысложизненных ориентаций: новые данные о структуре и валидности // Вопросы психологии. 2020. №6 . С. 150-163.

15 . Перевозкин С. Б. , Перевозкина Ю . М. Особенности предельных смыслов и смыс-

ложизненных ориентаций учащейся молодёжи в зависимости от пола // Известия Саратовского университета Серия: Акмеология образования Психология развития 2021. Т. 10 . №2 (38). С. 129-138. DOI: 10.18500/2304-9790-2021-10-2-129-138.

16 . Титма М. Х. Выбор профессии как социальная проблема. М. : Мысль, 1975. 199 с.

17 . Федосенко Е . В . Социально-психологические особенности учащихся учреждений на-

чального профессионального образования // Социальная и экономическая психология: в 2 ч. Ч . 1. 2018 . №1. С 237-245.

18 . Шамионов Р. М. Ценностно-смысловые ориентации как основания социальной ак-

тивности молодёжи // Социальная и экономическая психология: в 2 ч . Ч . 1. 2018 . №1. С.423-428.

19 . Tarjumanyan S . The interrelationship of meaning-life orientations and self-esteem among

people with parental deprivation // Scientific Artsakh. 2022. №3 (14). P. 184-190. DOI: 10. 52063/25792652-2022. 3.14-184.

REFERENCES

1. Antonova L. N. [Vital and professional values ofstudents, future professionals in the modern world]. In: Elektronnyj zhurnal «Vestnik MGOU» [Electronic journal "Bulletin of MGOU"], 2014, no. 4. Available at: www. evestnik-mgou. ru (accessed: 10.04.2024). DOI: https://doi. org/10.18384/2224-0209-2014-4-852.

2. Bodrov V. A. Psihologiyaprofessional'nojprigodnosti [Psychology of professional efficiency], Moscow, PER SE Publ. , 2001. 511 p.

3. Egorenko T. A. [Professional formation of college students at the stage of their pre-profes-sional development]. In: Psiholog [Psychologist], 2024, no. 1, pp. 82-91. DOI: 10. 25136/24098701.2024.1.69626.

4 . Zhuravlev A . L. , Drobysheva T. V. [Value orientations of emerging personality in different

periods of Russian society development]. In: Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal], 2010, vol . 31, no . 5, pp . 5-16 .

5 . Zavalishina D. N . [Dynamics of value-semantic attitude of subjects to professional activity].

In: Psihologicheskie, filosofskie i religioznye aspekty smysla zhizni [Psychological, philosophical and important aspects of the meaning of life], 2001, no. 1, pp. 193-203.

6 . Kaptsov A . V. [Model of the value of psychosocial person]. In: Social'naya i ekonomicheskaya

psihologiya [Social and economic psychology]: in 2 pt. Pt. 1. Moscow, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ. , 2018, pp. 52-57. 7. Klimov E. A. Psihologiya professionala: izbrannye psihologicheskie trudy [Psychology of a professional: selected psychological works], Voronezh, MODEK Publ. , 2003. 454 p.

8 . Leontev D. A . Test smyslozhiznennyh orientacij [Test of life-meaning orientations], Moscow,

Smysl Publ. , 2006. 18 p.

9 . Leontev D. A . Psihologiya smysla:priroda, stroenie i dinamika smyslovoj real'nosti [Psychology

of meaning: the nature, structure and dynamics of meaningful reality], Moscow, Smysl Publ. , 2009 511 p

10 . Lukina N . L. [Life-meaning orientations of students of secondary pedagogical educational

institutions of St. Petersburg and Balakhna], In: Nauchnaya diskussiya: voprosy pedagogiki i psihologii: sbornik statej po materialam XLVI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferen-cii [Scientific discussion: issues and psychology: a collection of articles based on the materials of the XLVI International scientific and practical conference], Pt. 2, 2016, no. 1 (46), pp. 91-97.

11. Lukina N . L. , Soloveva E . A. [The time perspective of students in secondary vocational and higher educational institutions]. In: Novoe v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah [New in psychological and pedagogical research], 2019, no. 3 (55), pp. 170-177.

12. Nikitsky M. V. [Social climate in Russian small towns (some social-pedagogical features of Russian province)]. In: Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo univer-siteta IV: Pedagogika-Psihologiya [St . Tikhon's University Review. Pedagogy. Psychology], 2010, no. 2 (17), pp. 57- 67.

13. Ovchinnikov O. G. [Prospects for the development of small towns in Russia under the conditions of the modern policy of the government of Russia], In: International agricultural journal [International Agricultural Journal], 2022, no . 2, pp. 534-559. DOI: 10,55186/25876740_2022_6_2_5 .

14 . Osin E . N . , Kosheleva N . V. [Noetic orientations test: new data on structure and validity]. In:

Voprosypsihologii [Questions of Psychology], 2020, no. 6, pp. 150-163.

15 . Perevozkin S . B . , Perevozkina Yu . M . [Characteristics of the ultimate meanings and students'

life-purpose orientations depending on gender]. In: Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya [Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology], 2021, vol. 10, no. 2 (38), pp. 129-138. DOI 10.18500/2304-9790-2021-10-2-129-138.

16 . Titma M . H . Vyborprofessii kak social'nayaproblema [Choice of profession as a social prob-

lem], Moscow, Mysl Publ. , 1975. 199 p.

17 . Fedosenko E . V. [Social and psychological peculiarities of students of initial vocational edu-

cation], In: Social'naya i ekonomicheskayapsihologiya [Social and Economic Psychology]: in 2 pt. Pt. 1. 2018, no. 1, pp. 237-245.

18 . Shamionov R . M . [Value-semantic orientations as the basis for social activity of young peo-

ple], In: Social'naya i ekonomicheskaya psihologiya [Social and Economic Psychology]: in 2 pt. Pt. 1, 2018, no. 1, pp. 423-428.

19 . Tarjumanyan S . The interrelationship of meaning-life orientations and self-esteem among

people with parental deprivation. In: Scientific Artsakh, 2022, no. 3 (14), pp. 184-190. DOI: 10.52063/25792652-2022. 3.14-184.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Лукина Наталья Леонидовна (Санкт-Петербург) - старший преподаватель кафедры технологии строительного производства Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета; e-mail: lukina.nataly@mail.ru; ORCID: 0000-0002-9427-0823

Соловьева Елена Анатольевна (Санкт-Петербург) - кандидат психологических наук, доцент кафедры истории и философии Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета;

e-mail: elena_solovyeva@mail . ru; ORCID 0000-0003-1114-896X

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Natalia L. Lukim (Saint Petersburg) - Senior Lecturer, Department of Technology of Building Production of Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering; e-mail: lukina.nataly@mail.ru; ORCID 0000-0002-9427-0823

Elena A. Soloveva (Saint Petersburg) - Cand . Sci . (Psychology), Assoc . Prof, of Department of History and Philosophy, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering; e-mail: elena_solovyeva@mail . ru; ORCID 0000-0003-1114-896X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.