Научная статья на тему 'Сравнительное исследование индивидуально-типологических особенностей личности студентов политехнического и педагогического вузов'

Сравнительное исследование индивидуально-типологических особенностей личности студентов политехнического и педагогического вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
199
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ СТИЛЬ / ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / РИГИДНОСТЬ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / ИНДИВИДУ-АПЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ГУМАНИТАРНЫЙ / ТЕХНИЧЕСКИЙ / MANAGEMENT / INDIVIDUAL MANAGEMENT STYLE / PERSON OF MANAGER / PROFESSIONAL EDUCATION / RIGIDITY / PSYCHODIAGNOSTICS / INDIVIDUAL-TYPOLOGICAL FEATURING / HUMANISTIC / AND TECHNICAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Морогин Владимир Григорьевич, Кубарев Евгений Николаевич

Обсуждается проблема управления с позиций профессиональной подготовки. Проведено сравнительное исследование с использованием MMPI студентов политехнического и педагогического вузов. Обозначены динамические особенности личности студентов обоих институтов и рассмотрены причины указанных различий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Comparative Research of Individual-Typological Peculiarity of the Person of the Students of Polytechnic and Pedagogic Institutes

The Problem of Management is discussed from the Position of Professional Education. Is conducting a Comparative Research with MMPI the Students of Polytechnic and Pedagogic Institutes. Are marking Dynamical Featuring of Personality of the Students of Polytechnic and Pedagogic Institutes and considering the Reasons of that Differences.

Текст научной работы на тему «Сравнительное исследование индивидуально-типологических особенностей личности студентов политехнического и педагогического вузов»

мышления, тем более высокие показатели работоспособности (г=0.292; р=0.025) и низкий уровень стресса (г=-0.298; р=0.022) наблюдался у детей.

Особенно значимыми эти факты представляются с учетом того, что нами не были обнаружены какие-либо значимые корреляционные связи между психическим состоянием родителей (который оценивался по уровню тревожности, самочувствию, активности и настроению с помощью тестов Тейлора и САН) и изучаемыми показателями учебной деятельности, внимания и параметрами когнитивного стиля первоклассников. Это позволяет нам сделать важное заключение о том, что эти показатели в гораздо большей мере зависят от типологических особенностей мышления родителей, чем от их психоэмоционального состояния. Это согласуется с выводами другого нашего исследования [Левицкая Т.Е., Богомаз С.А., Залевский Г.В., 2000], в котором было показано, что когнитивный уровень в значительно большей мере, чем психофизиологический уровень и уровень психических состояний, детерминирует личностные особенно-

сти учащихся средних классов. В целом предварительный анализ результатов проведенного исследования свидетельствует о весьма существенном влиянии когнитивного стиля «диффе-ренциальность-интегральность» родителей на психическое развитие младших школьников.

Литература:

1. Аминев Г.А. Математические методы в инженерной психологии. - Уфа, 1982.-С. 19-24.

2. Берулава Г.А. Тест для диагностики когнитивного стиля, «дифференциальность-интегральность». - Бийск: НИИ БИГПИИ, 1995. -30 с.

3. Левицкая Т.Е., Богомаз С.А., Залевский Г.В. К проблеме гибкости творческого мышления учащихся // Сибирский психологический журнал. - 2000. - Вып. 12.- С. 54-58.

4. Либин A.B. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. - М.: Смысл, 1999. - 532 с.

5. Холодная М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. - Киев: УМК ВО, 1990.- 75 с.

To the problem of the influence of the style of the thought of the parents into the psychic development of their children O.M. Shcherbinina, S.A. Bogomaz Summary: Correlation Analysis of Parameters of Cognition Style «Differentiability-Integrality» by Parents and their Children Preschoolers are demonstrated the Following: if one of the Cognition Style are demonstrated the to a greater Degree by Parents their Children have a bad developed Opposite Cognition Style. Were related the larger influence of the Parent's Cognition Style on to Learning Activity of Children that there self. Key words: Preschoolers, Parents, Cognition Style, Psychoemotional Effort, Progress, and Indices of Intelligence Development._

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В. Г. Морогин, E.H. Кубарев (Томск)

Аннотация: Обсуждается проблема управления с позиций профессиональной подготовки. Проведено сравнительное исследование с использованием ММР1 студентов политехнического и педагогического вузов. Обозначены динамические особенности личности студентов обоих институтов и рассмотрены причины указанных различий. Ключевые слова: управление, индивидуальный управленческий стиль, личность руководителя, профессиональное обучение, ригидность, психодиагностика, индивиду-апьно-типологические особенности, гуманитарный, технический._

В последнее время государственные учреждения и частные фирмы стали концентрировать свое внимание на вопросах совершенствования управленческой деятельности. Еще в перестроечное время, когда российское руководство только начинало официально вводить рыночные отношения, стали возникать многочисленные предприятия и акционерные общества, которые пытались заниматься разнообразными видами производственной деятельности. Как правило, это были мелкие объединения производителей

или кооперативы. Такая экономическая ситуация потребовала большого количества руководителей самого различного ранга, поэтому на первых порах эти управленческие функции выполняли люди, не вполне соответствующие предъявляемым к ним требованиям. Дальнейшее развитие рыночных структур привело к тому, что руководители, не обладающие необходимыми деловыми и личностными качествами, перестали удовлетворять сформировавшемуся управленческому стандарту, и это стало одной

-тф

из причин того, что очень многие предприятия и кооперативы, организованные в конце 80-х - начале 90-х годов, пришли в упадок и были поглощены криминальными структурами.

Такой поворот событий заставил поднять вопрос о подготовке специалистов в области управления. Но одними постановлениями эта проблема не могла быть решена, так как сразу же встал вопрос профессионального обучения менеджменту, а также психологического отбора кандидатов на такое обучение.

Среди психологических аспектов подготовки управленческих кадров одно из ведущих мест совершенно справедливо отводится комплексу вопросов, касающихся личностных и деловых качеств будущих руководителей, а особое место в этом ряду занимает исследование и психодиагностика особенностей их характера, которые играют определяющую роль в процессе формирования индивидуального управленческого стиля. Каким видится психологу успешный руководитель, какими психологическими и поведенческими качествами он должен обладать? - эти вопросы еще очень далеки от своего окончательного разрешения.

Личность будущего руководителя и предпринимателя, ее формирование в процессе профессионального обучения - проблема чрезвычайно актуальная, но особенно важной она становится именно в студенческие годы; ведь от того, по какому пути пойдет развитие личности будущего руководителя, зависит вся его дальнейшая профессиональная карьера.

До недавнего времени считалось, что уровень квалификации специалиста определяется исключительно тем объемом знаний, которые получены им в процессе обучения. Однако специальные исследования показали, что даже степень усвоения знаний существенно зависит от индивидуальных особенностей обучающегося. Более того, выяснилось, что важную роль в этом процессе играют не столько характеристики познавательных процессов, сколько индивидуально-типологические особенности личности (В.И. Ковалев, 1988; Е.А. Климов, 1990: В.Д. Шадри-ков, 1996).

Вопросы оптимизации и повышения эффективности профессионального обучения в вузе, а также процесс его индивидуализации становятся, таким образом, проблемой правильного отбора и ориентации студентов на определенную группу профессий с учетом их индивидуально-типологических особенностей и, конечно же, мотивации. В настоящее время эти проблемы стали предметом пристального внимания психологов, работающих в области профессионального обучения.

Разделение личности на сферу индивидуально-типологических особенностей, отражаю-

щих динамику психической деятельности, и мо-тивационную, связанную с ее содержанием, имеет под собой серьезные основания, поскольку такой подход предоставляет возможность вплотную подойти к выявлению реальных причин и динамики человеческого поведения. Однако возникает необходимость четко обозначить место мотивационной сферы и индивидуально-типологических особенностей в общей структуре личности, а для этого ограничить последние только динамическими поведенческими характеристиками. В самом деле, в исследованиях, например, характера, оцениваются лишь динамические характеристики личности, способные проявиться только в поведении, такие как самостоятельность, общительность, ригидность -люди могут отличаться друг от друга по одним из них и не различаться по другим.

Кроме того, многочисленными исследованиями установлено, что индивидуально-типологические черты сильно связаны друг с другом, и наличие в структуре характера одной черты подразумевает присутствие других, например, ригидность, высоко коррелирует с конформностью, догматизмом, авторитаризмом (Г.В. Залевский, 1993). Наличие таких тесных корреляций позволили выделить целые наборы связанных черт, которые могут отражать обобщенные стратегии и конкретные способы поведения человека среди других людей. С этой точки зрения можно говорить о типе темперамента, который представляет собой индивидуальную совокупность формально-динамических поведенческих характеристик, или о типе характера, как о социально обусловленном стереотипе реагирования.

Арсенал психодиагностических методов, используемых для исследования индивидуально-типологических особенностей очень широк. Есть методики, позволяющие дать интегратив-ную оценку характера или темперамента и вскрыть их структуру. Это, как правило, довольно большие по объему и трудоемкие в работе опросники. С другой стороны, современная психодиагностика располагает и небольшими по объему тестами, с помощью которых может быть исследована одна или несколько индивидуально-типологических черт.

Цель данного исследования заключается в поиске индивидуально-типологических особенностей личности у студентов политехнического и педагогического вузов. Выбор профессии технического либо гуманитарного профиля не случаен и обусловлен многими факторами как социального, так и индивидуального порядка (В.Г. Морогин, И.Ю. Соколова, 1995). Определенную роль в этом выборе, безусловно, играют и индивидуально-типологические характеристики личности.

В качестве психодиагностического инструмента в исследовании использовался модифицированный вариант Минессотского многопрофильного личностного теста (ММР1). Главная цель этой модификации состояла в том, чтобы сделать утверждения этого теста доступными, понятными и учитывающими культурные особенности российских испытуемых, а также в том, чтобы сократить общее количество пунктов, исключив из списка индифферентные утверждения. Результатом такой модификации стала версия методики, включающая в себя 383 утверждения (В.Г. Морогин, 1996).

Всего было обследовано 89 студентов Томского политехнического университета и 58 студентов Томского педагогического университета в возрасте от 16 до 23 лет.

Сравнительный анализ усредненных групповых профилей ММР1 выявил несколько шкал, показатели которых отражают существенные различия в динамической структуре личности студентов политехнического и гуманитарного вузов. Первые характеризуются значительно более высокими показателями по шкале лжи (Ь) (р<0.0001), депрессии (Э) (р<0.04) и социальной интроверсии (81) (р<0.016). По шкалам конверсионной истерии (НУ) (р<0.008) и мужественности-женственности (МР) (р<0.00001) более высокие значения показали студенты педагогического университета (таблица 1 )2.

Содержательный анализ этих различий указывает на то. что студенты политехнического вуза в большей степени, чем студенты педагогического университета, склонны переоценивать имеющиеся у них социально желательные поведенческие качества и стремятся произвести благоприятное впечатление в процессе обследования. Скорее всего, это обусловлено их более сильной ориентацией на социальные нормы поведения, но эта тенденция не достигает уровня, при котором результаты тестирования могут быть квалифицированы как сомнительные, так как показатели по шкале Ь в этой экспериментальной группе концентрируются вокруг значения 50 Т-баллов, что соответствует среднестатистической норме. Поэтому вероятнее всего можно констатировать тенденцию к откровенности и к более реалистичной оценке своих поведенческих особенностей у студентов педагогического университета (рисунок 1).

Таблица 1

Средние показатели основных шкал ММР1

1 _

' Во всех статистических процедурах использовались первичные экспериментальные данные, поэтому средние значения шкал в таблицах представлены в «сырых» баллах; при построении графика «сырые» баллы были переведены в стандартизированные оценки - Т-баллы.

студентов ТПУ и ТГПУ

Технический вуз (89 чел.) Гуманитарный вуз (58 чел.) Р

^со а Хо>

1 2.4 2.10 1.2 1.26 0.0001

? 10.0 4.86 8.7 4.04 0.1164

к 13.0 4.25 14.1 4.10 0.1305

ня 14.5 4.42 15.4 4.21 0.2535

О 21.4 5.41 19.6 4.47 0.0437

НУ 18.8 5.35 21.1 5.03 0.0081

рц 23.9 4.37 23.2 4.32 0.3347

МР' 24.0 4.31 34.0 4.58 0.0000

РА 10.8 3.23 10.3 3.38 0.3934

РТ 30.6 6.09 31.0 5.10 0.6763

32.6 8.06 33.3 6.95 0.5655

МЛ 22.8 3.97 23.7 3.77 0.1684

81 29.1 9.57 25.5 7.58 0.0162

Другое важное отличие студентов-политехников от своих коллег-педагогов состоит в том, что первые более склонны давать депрессивные реакции на стрессовые или лично-стно значимые ситуации, которые могут проявляться в некотором снижении настроения, более пессимистической оценке своих перспектив, а также в форме реакций, направленных на себя (интрапунитивные реакции) и сопровождающихся чувством вины. Незначительно выраженная по сравнению со студентами педагогического вуза театральность и демонстративность в поведении, а также склонность к проигрыванию разнообразных социальных ролей, означает невысокую способность этих испытуемых к вытеснению тревоги, что, по-видимому, и объясняет их более выраженную тенденцию к депрессивным реакциям. Другими словами, защитный психологический механизм, известный в психоанализе как «конверсионное вытеснение тревоги», в гораздо большей степени характерен для студентов педагогического университета, нежели для студентов-политехников.

иг ро и Шкалы ммр1

□ Политехнический университет ■Педагогический университет Профиль ММР1 студентов политехнического и педагогического вуза

Рисунок I

У студентов, представляющих популяцию политехнического вуза, в структуре поведенческих характеристик преобладают мужественные черты, в то время как группа студентов-педагогов в целом оказалась более женственной. Впрочем, это вполне естественно, так как среди студентов политехнического вуза, как правило, преобладают мужчины, и даже у женщин, обучающихся там, постепенно формируются поведенческие стереотипы, традиционно считающиеся мужскими. Напротив, в педагогическом университете количественно преобладают женщины. Обследованные выборки приблизительно как раз и отражают такое соотношение полов в политехническом и педагогическом вузе: выборка сту-дентов-политсхников примерно на 70% состояла из мужчин, а в аналогичной группе их коллег-педагогов преобладали женщины.

Еще одна важная группа психологических особенностей, которая является отличительным признаком обследованных экспериментальных групп - это социальная интровертированность, возможные затруднения при осуществлении межличностных контактов, некоторая замкнутость, необщительность, стремление к деятельности, не связанной с общением, склонность к тревожным реакциям в ситуации вынужденного контакта. Эти личностные особенности в большей степени характерны для студентов политехнического университета; студенты-педагоги оказались более легкими и успешными в межличностном общении.

Неравномерное распределение студентов экспериментальных групп по половому признаку требует проверки предположения о том, в какой степени половые различия определяют поведенческие особенности личности, обнаруженные в исследованных экспериментальных группах. Сравнение мужской и женской выборок, не зависимое от принадлежности к той или иной экспериментальной группе, показало, что различия. обнаруженные между студентами политех-

нического и педагогического университетов по шкалам лжи (Ь), мужественности-женственности (МР) и социальной интроверсии (51), точно такие же, что и между мужчинами и женщинами (таблица 2).

Таблица 2

Половые различия основных показателей ММР1

Мужчины Женщины Р

(96 чел.) (51 чел.)

Хсо <т а

1 2.3 2.08 1.3 1.26 0.0008

р. 10.0 4.81 8.5 3.98 0.0733

к 13.2 4.38 13.9 3.88 0.3238

нь 14.7 4.48 15.1 4.12 0.6174

э 21.2 5.30 19.6 4.61 0.0656

НУ 19.2 5.54 20.6 4.85 0.1361

Р1} 24.0 4.29 22.9 4.41 0.1537

МР 24.5 4.70 34.4 4.56 0.0000

РА 10.9 3.16 10.1 3.49 0.1671

РТ 30.6 5.95 30.9 5.26 0.8271

БС 33.0 8.14 32.5 6.60 0.7340

МА 22.8 3.88 23.8 3.90 0.1463

81 28.9 9.41 25.5 7.76 0.0294

Другими словами, можно считать, что более выраженная склонность студентов политехнического вуза ориентироваться на социальные стандарты поведения, их мужественность и социальная интроверсия обусловлена тем, что эти поведенческие черты вообще более характерны для мужчин.

В отношении шкал депрессии (й) и конверсионной истерии (НУ), по которым в экспериментальных группах были обнаружены статистически достоверные различия, в мужской и женской выборках закономерной связи выявлено не было. Следовательно, можно предположить, что у студентов политехнического вуза, по сравнению с их коллегами из педагогического университета, значительно больше вероятность

депрессивных реакций на стрессовую или лич-ностно значимую ситуацию и менее выраженная склонность к демонстративности в поведении и разыгрыванию различных социальных ролей. Это, прежде всего, указывает на то, что «вытеснение» и «конверсия» не являются ведущими и доминирующими механизмами психологической защиты в этой студенческой группе. И, наоборот, у их коллег из педагогического университета эти защитные механизмы играют, по-видимому, одну из ведущих ролей в поведенческих стратегиях. Одной из возможных причин такого различия в предпочтительных способах психологической защиты может быть характер будущей профессиональной деятельности студентов-политехников и педагогов. Если первые в своей деятельности больше ориентированы на содержательные ее показатели, то вторые - на ее процесс, который они видят как игру или общение.

Наверное, это и является причиной, лежащей в основе довольно часто встречающихся у специалистов политехнического профиля внут-риличностных конфликтов, которые испытывают больше всего проблем именно в свободном общении (В.Г. Морогин, 1999). В педагогическом вузе на этот аспект деятельности студентов традиционно обращается гораздо больше внимания, а потому и сам процесс обучения в педагогическом вузе строится на более свободных поведенческих принципах.

Таким образом, проведенное исследование показало, что для студентов политехнического и

гуманитарного профиля характерны свои динамические особенности личности. Некоторые из них можно объяснить психологическим действием традиционного фактора полового диморфизма, в то время как другие поведенческие отличия вполне могут быть обусловлены самой атмосферой профессионального обучения в политехническом и педагогическом вузе.

Литература:

1. Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. - Томск, 1993. - 272 с.

2. Климов Е.А. Как выбрать профессию. - М., 1990.-158 с.

3. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельность. -М., 1988.- 191 с.

4. Морогин В.Г. Психодиагностика аномальных состояний личности. - Домодедово, 1996. -130 с.

5. Морогин В.Г., Соколова И.Ю. Профессиональные предпочтения и некоторые индивидуально-типологические особенности личности студентов технического вуза. // Психологический журнал.- 1995.-Т. 16.-№2.-С. 114-119.

6. Морогин В.Г. Экспериментально-психологическое исследование ценностно-потребностной сферы личности (теория и практика) II Дисс...доктор психол. наук. - Томск, 1999.-375 с.

7. Шадриков В.Д. Психическая деятельность и способности человека. - М., 1996. — 319 с.

The comparative research of individual-typological peculiarity of the person of students of the polytechnic and pedagogic institutes V.G. Morogin, E.N. Kubarev Summary: The Problem of Management is discussed from 4he Position of Professional Education. Is conducting a Comparative Research with MMPI the Students of Polytechnic and Pedagogic Institutes. Are marking Dynamical Featuring of Personality of the Students of Polytechnic and Pedagogic Institutes and considering the Reasons of that Differences. Key words: Management, Individual management Style, Person of Manager, Professional Education, Rigidity, Psychodiagnostics, Individual-typological Featuring, Humanistic, and Technical.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.