Научная статья на тему 'К проблеме влияния стиля мышления родителей на психическое развитие их детей-первоклассников'

К проблеме влияния стиля мышления родителей на психическое развитие их детей-первоклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВОКЛАССНИКИ / РОДИТЕЛИ / КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / УСПЕВАЕМОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / PRESCHOOLERS / PARENTS / COGNITION STYLE / PSYCHOEMOTIONAL EFFORT / PROGRESS / AND INDICES OF INTELLIGENCE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щербинина Ольга Михайловна, Богомаз Сергей Александрович

Корреляционный анализ параметров когнитивного стиля дифференци-альность-интегральность у родителей и их детей-первоклассников показал, что чем в большей степени представлен у родителей один из стилей мышления, тем менее развитым у детей оказываются противоположный стиль. Обнаружено, что родительский стиль мышления оказывал более существенное влияние на учебную деятельность детей, чем их собственный стиль мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Problem of the Influence of the Style of the Taught of the Parents into the Psychic development of their Children

Correlation Analysis of Parameters of Cognition Style «Differentiability-Integrality» by Parents and their Children Preschoolers are demonstrated the Following: if one of the Cognition Style are demonstrated the to a greater Degree by Parents their Children have a bad developed Opposite Cognition Style. Were related the larger influence of the Parent's Cognition Style on to Learning Activity of Children that there self.

Текст научной работы на тему «К проблеме влияния стиля мышления родителей на психическое развитие их детей-первоклассников»

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

К ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ МЫЩЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИХ ДЕТЕИ-ПЕРВОКЛАССНИКОВ1

О.М. Щербинина, СЛ. Богомаз (Томск)

Аннотаиия: Корреляционный анализ параметров когнитивного стиля дифференци-альность-интегральность у родителей и их детей-первоклассников показал, что чем в большей степени представлен у родителей один из стилей мышления, тем менее развитым у детей оказываются противоположный стиль. Обнаружено, что родительский стиль мышления оказывал более существенное влияние на учебную деятельность детей, чем их собственный стиль мышления.

Ключевые слова: первоклассники, родители, когнитивный стиль, психоэмоциональное напряжение, успеваемость и показатели интеллектуального развития._

В психологии познавательных процессов в последнее время на первый план выходит дифференциально-психологический аспект, а именно исследование индивидуальной специфики процессов переработки информации, которая в общем виде обозначается как «когнитивный стиль». Считается, что когнитивные стили влияют на процессы восприятия, внимания, памяти и мышления человека. В конечном итоге это сказывается на результате деятельности, в составе которой разворачиваются эти процессы (Холодная М.А., 1990). Когнитивный стиль, как достаточно устойчивый психологический конструкт, предположительно формируется в младшем школьном возрасте (Берулава Г.А., 1995). Однако, как показывает анализ литературы, конкретные механизмы и факторы, влияющие на развитие стилевых особенностей ребенка, изучены не в полной мере (Либин A.B., 1999),

Из всех известных когнитивных стилей нас, в силу ряда причин, особо заинтересовал один из них - «интегральность- дифференциал ь-ность», изучению которого были посвящены многие работы Г.А. Берулава (1995). Этот стиль на полюсе «интегральность» характеризуется таким отношением к окружающему миру, при котором он воспринимается целостно, что опосредуется более высоким уровнем абстрактности мышления. Рассматриваемый стиль на полюсе «дифференциальность» репрезентируется фрагментарностью восприятия действительности и конкретностью мышления. Экспериментально доказано, что параметры когнитивного стиля «интеграл ьность-дифференциальность» влияют на успешность школьного обучения, что послужило поводом для их изучения в условиях современной школы. Особенно важным нам представляется изучение стилей мышления у учащихся младших классов, поскольку с этим может быть связано формирование их положи-

тельного (или негативного) отношения к школе и учебе. Причем нам представлялось актуальным на первом этапе исследований оценить возможность влияния стиля мышления родителей, как участников воспитательного процесса, на развитие стилевых особенностей мышления у детей. Кроме того, мы посчитали необходимым определить степень родительского влияния на результативность учебной деятельности первоклассников.

Методы исследования. Когнитивный стиль «интегр&пьность-диффсренциальность» был определен в конце учебного года по методике Г.А. Берулава у учащихся параллели первых классов (п=88) и их родителей (п=71). Согласно инструкции этой методики испытуемым последовательно демонстрировались сюжетные картинки с просьбой описать их в одном-двух предложениях. Описания картинок фиксировались в протоколе и затем обрабатывались по алгоритму, предложенному Г.А. Берулава (1995). Количественно (в баллах) оценивались 5 показателей, характеризующих интегрально-деятельностный, интегрально-теоретический, дифференциально-деятельностный, дифференциально- теоретический и дифференциально-эмоциональный стили. На основе этих показателей вычислялись 4 дополнительных суммарных показателя: интегральный и дифференциальный, деятельностный и теоретический стили.

Кроме того, у первоклассников были оценены избирательность внимания и их вербальные способности. Некоторые личностные характеристики, свойства нервной системы и уровень стресса первоклассников были определены с помощью интерпретационных коэффициентов методики цветовых выборов М. Люшера [Ами-нев Г.А., 1982]. Нами также учитывались скорость чтения первоклассников и их оценки по

1 Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ (№99-06-80366)

контрольным (годовым) работам по математике и русскому языку.

Со стороны родителей первоклассников в нашем исследовании принял участие только один из них (мама или папа), то есть тот, который систематически посещал школьные собрания. Мы предполагали, что именно этот родитель, очевидно, в большей степени заинтересованный благополучием своего ребенка, стремится в большей степени влиять на его развитие. В группе родителей, наряду с когнитивным стилем дифференциальность-интегральность, диагностировались также уровень тревожности, самочувствие, активность и настроение (для этого использовались опросник Тейлора и опросник САН).

Результаты исследования. Как было отмечено в ходе обработки результатов тестирования, для родителей и их детей-первоклассников характерным оказался дифференциальный стиль мышления, интегральный же стиль мышления был развит в чрезвычайно низкой степени. Испытуемым, которые относились к двум разным возрастным группам, оказалось гораздо проще перечислять детали предлагаемых сюжетных картинок, чем давать их обобщенное название (т.е. демонстрировать интегральный стиль мышления). Практически в равной мере в этих двух группах был представлен деятельностный и теоретический стили мышления (с несколько более высокими значениями деятельностного стиля). Вместе с тем. нами было выявлено, что дети практически не давали описаний картинок в дифференциально-эмоциональном стиле. По-видимому. данный факт обусловлен их низкой способностью различения эмоциональных состояний (по-видимому, это является возрастной особенностью). Корреляционный анализ параметров когнитивного стиля у родителей и их детей показал, что. чем в большей степени представлен у родителей интегральный стиль мышления. тем менее развитыми у детей оказываются дифференциальный (г=-0.294; р=0.023) и теоретический стили мышления (г=-0.313; р=0.015), и более характерным для них является деятельностный стиль мышления (г=0.300; р=0.020). Противоположные корреляционные зависимости были обнаружены для дифференциального стиля мышления родителей, с одной стороны, и интегрального (г=-0.287; р=0.026), деятельностного (г=-0.364; р=0.004), дифференциального (г=0.312; р=0.015) и теоретического (г=0371; р=0.004) стилей мышления детей-первоклассников, с другой стороны. Полученные данные экспериментально подтверждают, что развитие стиля мышления ребенка находится под влиянием стиля мышления родителей, и ставят задачу их возможного учета психологами и педагогами при организации ими условий,

обеспечивающих эффективное интеллектуальное развитие младших школьников.

Выполненный корреляционный анализ не выявил какой-либо значимой связи между показателями изучаемого стиля мышления первоклассников, с одной стороны, и их скоростью чтения, а также оценками по контрольным годовым работам, - с другой. Вероятно, в этом возрасте исследуемый когнитивный стиль еще не оказывает существенного влияния на учебную деятельность первоклассников. Вместе с тем мы обнаружили сильную положительную корреляционную зависимость между интегрально-деятельностным стилем учащихся и результативностью выполнения ими анаграмм (г=0,276; р=0,009). Это свидетельствует о более выраженных вербальных способностях детей с интеграл ьно-деятельностным стилем мышления по сравнению с детьми, для которых характерны другие стили. Интересно, что родительский стиль мышления оказывал более существенное влияние на учебную деятельность детей, чем их собственный стиль мышления. Так, нами были выявлены положительные корреляционные связи между дифференциально-деятельностным стилем мышления родителей, с одной стороны, и параметрами внимания (г=0,3722; р=0,003) и скоростью чтения (г=0.311; р=0.022) у первоклассников, с другой стороны. Напротив, между дифференциально-теоретическим стилем мышления родителей, вниманием и скоростью чтения у детей наблюдалась отрицательная корреляционная зависимость (г=-0.287; р=0.026 и г=-0.313; р=0.21, соответственно). В целом, нами было отмечено, что чем в большей степени у родителей был развит теоретический стиль мышления, тем более низкие значения показателей внимания (г=-0.321; р=0.018) и более низкая скорость чтения (г=-0.334; р=0.009) были характерны для первоклассников.

В настоящее время мы затрудняемся объяснить, с чем связан данный феномен такого влияния теоретического стиля мышления родителей на психическое развитие их детей (хотя возможен целый ряд спекуляций на этот счет). Наши ожидания относительно природы обнаруженного феномена связаны с проведением лонгитюд-ного исследования. Принципиально важным нам представляется отметить то, что стиль мышления родителей, как оказалось, связан с работоспособностью нервной системы и уровнем стресса первоклассников. Например, чем в большей степени у родителей был представлен интегральный стиль мышления, тем более низкими значениями характеризовалась работоспособность (г=-0.3337: р=0.09) и тем более высокий уровень стресса (г=0.273; р=0.036) отмечался у детей. Напротив, чем в большей степени у родителей был развит дифференциальный стиль

мышления, тем более высокие показатели работоспособности (г=0.292; р=0.025) и низкий уровень стресса (г=-0.298; р=0.022) наблюдался у детей.

Особенно значимыми эти факты представляются с учетом того, что нами не были обнаружены какие-либо значимые корреляционные связи между психическим состоянием родителей (который оценивался по уровню тревожности, самочувствию, активности и настроению с помощью тестов Тейлора и САН) и изучаемыми показателями учебной деятельности, внимания и параметрами когнитивного стиля первоклассников. Это позволяет нам сделать важное заключение о том, что эти показатели в гораздо большей мере зависят от типологических особенностей мышления родителей, чем от их психоэмоционального состояния. Это согласуется с выводами другого нашего исследования [Левицкая Т.Е., Богомаз С.А., Залевский Г.В., 2000], в котором было показано, что когнитивный уровень в значительно большей мере, чем психофизиологический уровень и уровень психических состояний, детерминирует личностные особенно-

сти учащихся средних классов. В целом предварительный анализ результатов проведенного исследования свидетельствует о весьма существенном влиянии когнитивного стиля «диффе-ренциальность-интегральность» родителей на психическое развитие младших школьников.

Литература:

1. Аминев Г.А. Математические методы в инженерной психологии. - Уфа, 1982.-С. 19-24.

2. Берулава Г.А. Тест для диагностики когнитивного стиля, «дифференциальность-интегральность». - Бийск: НИИ БИГПИИ, 1995. -30 с.

3. Левицкая Т.Е., Богомаз С.А., Залевский Г.В. К проблеме гибкости творческого мышления учащихся // Сибирский психологический журнал. - 2000. - Вып. 12.- С. 54-58.

4. Либин A.B. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. - М.: Смысл, 1999. - 532 с.

5. Холодная М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. - Киев: УМК ВО, 1990.- 75 с.

To the problem of the influence of the style of the thought of the parents into the psychic development of their children O.M. Shcherbinina, S.A. Bogomaz Summary: Correlation Analysis of Parameters of Cognition Style «Differentiability-Integrality» by Parents and their Children Preschoolers are demonstrated the Following: if one of the Cognition Style are demonstrated the to a greater Degree by Parents their Children have a bad developed Opposite Cognition Style. Were related the larger influence of the Parent's Cognition Style on to Learning Activity of Children that there self. Key words: Preschoolers, Parents, Cognition Style, Psychoemotional Effort, Progress, and Indices of Intelligence Development._

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В.Г. Морогин, E.H. Кубарев (Томск)

Аннотация: Обсуждается проблема управления с позиций профессиональной подготовки. Проведено сравнительное исследование с использованием ММР1 студентов политехнического и педагогического вузов. Обозначены динамические особенности личности студентов обоих институтов и рассмотрены причины указанных различий. Ключевые слова: управление, индивидуальный управленческий стиль, личность руководителя, профессиональное обучение, ригидность, психодиагностика, индивиду-апьно-типологические особенности, гуманитарный, технический._

В последнее время государственные учреждения и частные фирмы стали концентрировать свое внимание на вопросах совершенствования управленческой деятельности. Еще в перестроечное время, когда российское руководство только начинало официально вводить рыночные отношения, стали возникать многочисленные предприятия и акционерные общества, которые пытались заниматься разнообразными видами производственной деятельности. Как правило, это были мелкие объединения производителей

или кооперативы. Такая экономическая ситуация потребовала большого количества руководителей самого различного ранга, поэтому на первых порах эти управленческие функции выполняли люди, не вполне соответствующие предъявляемым к ним требованиям. Дальнейшее развитие рыночных структур привело к тому, что руководители, не обладающие необходимыми деловыми и личностными качествами, перестали удовлетворять сформировавшемуся управленческому стандарту, и это стало одной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.