Научная статья на тему 'Сравнительно-правовой анализ зарубежного законодательства, регулирующего ввоз и реализацию беспилотных летательных аппаратов'

Сравнительно-правовой анализ зарубежного законодательства, регулирующего ввоз и реализацию беспилотных летательных аппаратов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
521
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / БЕСПИЛОТНИК / ВВОЗ / РЕАЛИЗАЦИЯ / ВОЗДУШНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / UNMANNED AERIAL VEHICLE / DRONE / IMPORT / SALE / AIR LEGISLATION / FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Быков Антон Иванович

В данной статье автор проводит сравнительно-правовой анализ норм зарубежного законодательства, регулирующего ввоз и реализацию беспилотных летательных аппаратов. Исходя из интереса гражданского населения к беспилотникам возник вопрос создания правового поля, которое урегулирует общественные отношения, возникающие в процессе их использования. Однако, как показывает проведенное исследование, в некоторых странах преобладает разрешительный характер норм, регулирующих ввоз и использование беспилотных летательных аппаратов, а в других запрет как на ввоз, так и на реализацию на территории страны. Автор рассматривает законодательство Республики Беларусь, Республики Узбекистан, Королевства Таиланд, Республики Сингапур, Республики Филлипины, Австралийского Союза, Соединенных Штатов Америки, Французской Республики, Королевства Канады, Королевства Марокко, а также Южно-Африканской Республики и других стран. Представленный сравнительно-правовой анализ состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Во введении автор рассказывает о необходимости правового регулирования реализации и ввоза беспилотников. В основной части представлен анализ законодательной базы стран, используемых для проведения исследования. В заключении автором подведены итоги и сделаны выводы. Результаты исследования могут иметь как теоретическую, так и практическую значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE-LEGAL ANALYSIS OF FOREIGN LEGISLATION REGULATING IMPORT AND IMPLEMENTATION OF UNMANNED AERIAL VEHICLES

In this article the author conducts a comparative legal analysis of the norms of foreign legislation regulating the import and sale of unmanned aerial vehicles. Based on the interest of the civilian population in the case of drones, the question arose of creating a legal framework that would regulate the social relations arising in the course of their use. However, as the study shows, in some countries the permissive nature of the rules governing the import and use of unmanned aerial vehicles prevails, while in others the prohibition on both importation and sale on the territory of the country prevails. The author examines the legislation of the Republic of Belarus, the Republic of Uzbekistan, the Kingdom of Thailand, the Republic of Singapore, the Republic of Philippines, the Australian Union, the United States of America, the French Republic, the Kingdom of Canada, the Kingdom of Morocco, and the Republic of South Africa and other countries. The presented comparative legal analysis consists of three parts: the introduction, the main part and the conclusion. In the introduction, the author talks about the need for legal regulation of the sale and importation of drones. The main part is an analysis of the legislative base of the countries used for the study. In conclusion, the author summed up the results and made conclusions. The results of the research may have both theoretical and practical significance.

Текст научной работы на тему «Сравнительно-правовой анализ зарубежного законодательства, регулирующего ввоз и реализацию беспилотных летательных аппаратов»

УДК 340

Быков Антон Иванович

научный сотрудник НИЦ-1,

Научно-исследовательский институт ФСИН России, 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, д.15а, e-mail: [email protected]

Anton I Bykov

Researcher staff SRC-1,

Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Narvskaya str., 15a, Moscow, Russia, 125130, e-mail: [email protected]

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВВОЗ И РЕАЛИЗАЦИЮ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Аннотация. В данной статье автор проводит сравнительно-правовой анализ норм зарубежного законодательства, регулирующего ввоз и реализацию беспилотных летательных аппаратов. Исходя из интереса гражданского населения к беспилотникам возник вопрос создания правового поля, которое урегулирует общественные отношения, возникающие в процессе их использования. Однако, как показывает проведенное исследование, в некоторых странах преобладает разрешительный характер норм, регулирующих ввоз и использование беспилотных летательных аппаратов, а в других - запрет как на ввоз, так и на реализацию на территории страны. Автор рассматривает законодательство Республики Беларусь, Республики Узбекистан, Королевства Таиланд, Республики Сингапур, Республики Филлипины, Австралийского Союза, Соединенных Штатов Америки, Французской Республики, Королевства Канады, Королевства Марокко, а также Южно-Африканской Республики и других стран. Представленный сравнительно-правовой анализ состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Во введении автор рассказывает о необходимости правового регулирования реализации и ввоза беспилотников. В основной части представлен анализ законодательной базы стран, используемых для проведения исследования. В заключении автором подведены итоги и сделаны выводы. Результаты исследования могут иметь как теоретическую, так и практическую значимость.

Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, беспилотник, ввоз, реализация, воздушное законодательство, зарубежный опыт.

COMPARATIVE-LEGAL ANALYSIS OF FOREIGN LEGISLATION REGULATING IMPORT AND IMPLEMENTATION OF UNMANNED AERIAL VEHICLES

Summary. In this article the author conducts a comparative legal analysis of the norms of foreign legislation regulating the import and sale of unmanned aerial vehicles. Based on the interest of the civilian population in the case of drones, the question arose of creating a legal framework that would regulate the social relations arising in the course of their use. However, as the study shows, in some countries the permissive nature of the rules governing the import and use of unmanned aerial vehicles prevails, while in others the prohibition on both importation and sale on the territory of the country prevails. The author examines the legislation of the Republic of B elarus, the Republic of Uzbekistan, the Kingdom of Thailand, the Republic of Singapore, the Republic of Philippines, the Australian Union, the United States of America, the French Republic, the Kingdom of Canada, the Kingdom of Morocco, and the Republic of South Africa and other countries. The presented comparative legal analysis consists of three parts: the introduction, the main part and the conclusion. In the introduction, the author talks about the need for legal regulation of the sale and importation of drones. The main part is an analysis of the legislative base of the countries used for the study. In conclusion, the author summed up the results and made conclusions. The results of the research may have both theoretical and practical significance.

Keywords: unmanned aerial vehicle, drone, import, sale, air legislation, foreign experience.

Массовое применение беспилотных летательных аппаратов (далее - БПЛА, дрон) гражданским населением дает начало новым общественным отношениям и конфликтам. Активное использование БПЛА влечет за собой разработку правового поля осуществления их полетов.

Данная сфера правоотношений характеризуется специфическими и исключительными качествами, отличающими ее от других, что в свою очередь требует качественного и оперативного подхода. В целях анализа и разработки законодательной базы полетов БПЛА в Российской Федерации будет интересен зарубежный опыт законодательного регулирования.

Необходимо отметить, что законодательство различных государств по-разному относится к самому факту использования дронов на территориях своих стран, устанавливая правила использования

© 2018 Быков А. И.

беспилотников и нормы, сильно отличающиеся как по содержанию, так и по санкциям в случаях их нарушения. Исходя из этого следует учитывать, что в одних странах использование БПЛА частными лицами практически не ограничено, исключая лимиты высоты полета, а также прямые запреты на полеты в определенных зонах, а в других, например, в Перу, Турции, Японии, использование БПЛА негосударственными организациями и частными лицами вообще запрещено.

Законодательство в отношении использования коммерческих беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве разных стран характеризуется следующей тенденцией: чем больше запретов и строже правила в отношении приобретения, регистрации беспилотников и совершения их полетов, тем меньше проблем у правоохранительных органов в сфере контроля за использованием БПЛА. Эта сфера законодательства является двойственной, которая характеризуется либо полным запретом на использование БПЛА в воздушном пространстве страны, либо либерально-разрешительным использованием над любой территорией, за исключением аэродромов и военных объектов. В некоторых странах руководствуются очень жесткими правилами использования дронов, нарушителям которых грозят большие штрафы или даже тюремное заключение. Рассмотрим несколько примеров регулирования ввоза и использования БПЛА в зарубежных странах.

На территории Республики Беларусь законодательство, регулирующее использование БПЛА, в последние годы претерпело изменения. 25 февраля 2016 г. Президент Республики Беларусь подписал Указ № 81 «Об использовании авиамоделей», направленный на разработку правового поля использования БПЛА на территории государства. Одним из документов, принятых в связи с этим, является Постановление Совета министров Республики Беларусь от 16 августа 2016 г. № 636, в котором содержатся правила использования «авиамоделей». БПЛА не подлежат государственной регистрации, однако при массе беспилотника более 0,5 кг требуется маркировка. Данная метка должна содержать сведения о владельце: Ф.И.О., адрес места жительства физического лица, или наименование юридического лица. Установлена предельная высота полетов -100 м [1, 2].

В соответствии с постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 27 сентября 2017 г. № 19 установлен перечень зон, запрещенных для использования БПЛА. Данный список составлен по Всемирной системе геодезических координат 1984 г. (^С8-84) [3]. В случае если оператор нарушит требования законодательства, то его будет ждать штраф до пятидесяти базовых величин. В случае если правонарушение совершено повторно в течение года, то сумма штрафа увеличится вдвое [4].

Законодательство Республики Узбекистан до 2016 г. полностью запрещало ввоз и реализацию беспилотников на территории государства. Однако 31 августа 2016 г. премьер-министр Ш. Мирзиеев подписал Постановление № 287 «Об утверждении Положения о порядке эксплуатации беспилотных летательных аппаратов в гражданской и государственной авиации Республики Узбекистан», которое раскрывает основные понятия, связанные с осуществлением полетов беспи-лотников, классификацию беспилотников, требования, касающиеся их использования на территории государства, а также перечень документов для получения оператору разрешения на осуществление полетов [5]. Вся масса беспилотников подразделяется на два типа: массой до 250 г и более 250 г. Первые отличаются от вторых отсутствием функции автономного управления полетом и навигацией, оборудования фото- и видеоаппаратуры, использование которых не требует разрешения, но оператор обязан придерживаться основных правил при осуществлении полета. Для осуществления полетов вторым видом беспилотников в личных целях или для осуществления каких-либо задач нужно собрать определенный пакет документов: заявление на эксплуатацию, копию документа на право собственности или иного вещного права на БПЛА, копию паспорта завода-изготовителя или эквивалентный документ на БПЛА, инструкцию по применению, руководство по производству полетов. Допуск выдает Государственная инспекция Республики Узбекистан по надзору за безопасностью полетов. К оператору выдвигаются определенные требования: быть гражданином Республики Узбекистан, старше 18 лет, знать воздушное законодательство, а также обладать знанием и умением управления БПЛА. В виде исключения использование беспилотников иностранными лицами разрешается по решению Кабинета министров Республики Узбекистан. Помимо допуска на использование беспилотника необходимо также получить разрешение на выполнение полетов в Единой системе управления использования воздушного пространства Республики Узбекистан. В случае несоблюдения требований законодательства нарушителя ждет административное наказание в виде штрафа от 20 до 100 минимальных размеров зарплаты или административного ареста на 15 суток. В случае повторного совершения правонарушения последует уголовная ответственность. В соответствии со ст. 260-1 Уголовного кодекса Республики Узбекистан незаконное использование воздушного пространства государства, в том числе использование

БПЛА, а равно повлекшее вред средней тяжести или тяжкое телесное повреждение наказывается штрафом от 100 до 250 минимальных размеров зарплаты либо исправительными работами до двух лет. В случае если действие пилота БПЛА повлекло смерть человека, применяется наказание в виде исправительных работ сроком до трех лет или ограничения, лишения свободы до пяти лет. Если правонарушение повлекло человеческие жертвы, катастрофу или иные тяжкие последствия, то наказание будет составлять до десяти лет лишения свободы [6].

В Королевстве Таиланд до 2016 г. отсутствовало законодательство, регулирующее использование беспилотников в личных целях. Однако с апреля 2017 г. использование БПЛА с массой до

2 кг было разрешено гражданскому населению, но в дневное время, при этом высота полета не должна превышать 90 м. Кроме того, нельзя использовать беспилотник в непосредственной близости от других БПЛА, посягать на личную жизнь, а также приближаться к людям, строениям и транспорту минимум на 30 м. Все беспилотники массой более 2 кг подлежат обязательной регистрации в Управлении гражданской авиации Королевства. За использование незарегистрированного БПЛА до 2017 г предусматривалась только административная ответственность, однако с осени того же года за данное правонарушение установили уголовную ответственность в виде штрафа в 100 тыс. батов или тюремного заключения сроком на пять лет [7]. Также был введен запрет на использование БПЛА в целях осуществления фото- и видеосъемки.

Согласно законодательству Сингапура необходимо получение разрешения для владельцев БПЛА массой более 7 кг, независимо от цели использования. Помимо этого для всех граждан существует ряд ограничений, таких как использование в темное время суток, соблюдение дистанции по отношению к людям, зданиям, транспорту, полет вблизи и над охраняемыми территориями, так как законодательно расстояние от этих мест должно быть более 5 км. Более того, определена предельная высота полета - 60 м и запрещено использовать определенные частоты, на которых пилотируются некоторые виды БПЛА [8].

В Республике Филиппины также требуется регистрировать беспилотники, при этом оператор данного БПЛА должен отвечать определенным требованиям, иметь сертификат о прохождении учебного курса по работе с аппаратом и летную практику не менее 5 ч. О каждом предположительном полете должно быть извещено Управление гражданской авиации с указанием цели и места использования беспилотника. В случае нарушения требований законодательства к девианту будет применена санкция в виде штрафа.

Законодательство Австралии требует регистрации всех полетов, осуществляемых с помощью БПЛА в коммерческих целях, а также если вес беспилотника больше 2 кг. Для дронов меньшей массы регистрация не требуется, однако существует ряд обязательных правил. Во-первых, пилот не имеет право осуществлять полет ближе чем на 30 м от зданий, сооружений или транспортных средств, находящихся в чужой собственности. Во-вторых, максимальная высота полета не должна превышать 123 м. В-третьих, запрещены полеты над массовыми скоплениями людей, спортивными мероприятиями, парками, общественными местами и зонами отдыха. В-четвертых, использовать беспилотник возможно только в светлое время суток, хорошую погоду и отличную видимость. В-пятых, запрещены полеты ближе чем на 5,5 км от аэродромов, военных баз, зон взлета и посадки вертолетов и самолетов [9].

В США помимо федеральных законов существуют законы штатов, которые имеют определенные отличия. Так, по федеральному законодательству любой собственник беспилотника весом от 250 г до 25 кг обязан пройти регистрацию и получить специальный номер на корпус дрона. Для того чтобы зарегистрировать БПЛА, нужно предоставить следующие данные: адрес электронной почты, сведения кредитной или дебетовой карты, фактический адрес проживания, марку и модель летательного аппарата. Помимо этого необходимо уплатить сбор суммой в 5 долларов сроком на

3 года. К оператору БПЛА предъявляются следующие требования: гражданство США или юридически постоянное место жительства на территории государства, возраст - не младше 16 лет, а также сдача теоретического и практического экзамена. На официальном сайте Федерального управления гражданской авиации США опубликованы правила, которыми должны руководствоваться операторы, выполняя полеты посредством БПЛА: регистрация беспилотника, ограничение по высоте полета - 400 футов (121 м), личный визуальный контроль оператором, соблюдение прав на частную собственность, а также ознакомление с зонами, запрещенными для полетов. Кроме того, существует ряд запретов: нельзя осуществлять полеты в непосредственной близости с аэропортами, гражданской авиацией и запретными зонами, летать над группами людей, публичными мероприятиями, стадионами, выполнять полеты рядом с чрезвычайными ситуациями (пожарами, ураганами и др.) и использовать беспилотник под воздействием наркотических средств, психотропных

веществ и в состоянии алкогольного опьянения [10]. За выполнение полета коммерческим лицом без регистрации предусматривается штраф в размере 27 500 долларов или тюремное заключение. Более того, существует закон, позволяющий сбивать БПЛА, если они мешают работе полиции и пожарной службы. Также запрещено использовать БПЛА возле тюрем, во время охоты и с целью помешать службам оперативного реагирования. По данным Национальной конференции законодательных собраний штатов, в 38 штатах США рассматривается возможность ограничения использования дронов. За последние 2 года в 17 штатах были приняты законы, касающиеся регулирования полетов беспилотников [11]. Таким образом, законодательные акты штатов будут приведены к единообразию и максимально приближены к федеральному законодательству, что исключит противоречия [12].

Во Франции использование БПЛА без соблюдения законодательных норм наказывается лишением свободы на срок один год и штрафом в 75 000 евро. Реализация беспилотников ограничена следующими правилами: не подвергать опасности людей и транспортные средства, не осуществлять полеты над ними. Запрещено выполнять полеты в местах больших скоплений людей; выше 150 м; вблизи аэропортов; без наблюдения БПЛА в прямой видимости; в заповедниках и национальных парках; ночью; вблизи от АЭС, военных сооружений, исторических памятников. Люди вокруг должны быть проинформированы о намерениях использовать дрон, особенно если БПЛА оснащен камерой. Таким образом, огромное значение имеет уважение частной жизни.

Законодательство Канады в отношении беспилотников имеет общие черты с другими странами, однако присутствуют и различия. БПЛА массой до 250 г считаются игрушками и, следовательно, находятся в свободном пользовании у гражданского населения, от 250 г до 35 кг - не подлежат регистрации в Министерстве транспорта Канады. Однако если беспилотник принадлежит юридическому лицу, должен быть получен сертификат на осуществление полетов. Оператор при использовании беспилотника обязан соблюдать требования законодательства: уголовного кодекса, законов провинций, закона о частной собственности и др. Нельзя подвергать риску окружающих, осуществлять полеты там, где имеются ограничения. В случае нарушения данных требований налагается штраф в размере до 25 000 долларов или тюремный срок до нескольких лет лишения свободы [13]. Помимо этих правил существуют требования к выполнению полетов: предельная высота полета - 90 м; расстояние от зданий, транспорта, людей должно быть не менее 30 м, если масса БПЛА от 250 г до 1 кг, не менее 75 метров, если его масса от 1 кг до 35 кг. Минимальное расстояние от аэропортов должно составлять 5,5 км, от вертолетных посадочных площадок - не менее 1,8 км. Запрещено летать в закрытом летном пространстве, выполнять полеты в местах стихийных бедствий на расстоянии минимум 9 км, в районах выполнения спецопераций полиции и других силовых структур, а также выполнять полеты в ночное время суток. БПЛА во время полета должен быть в видимости оператора, максимальное расстояние не должно превышать 500 м. БПЛА должен иметь отметки с информацией о собственнике: имя, адрес и номер телефона.

Использование беспилотников в Марокко официально запрещено, но только в том случае, если БПЛА был привезен из другой страны [14].

В ЮАР на использование БПЛА не требуется лицензия, если он куплен для частного пользования, полеты выполняются вблизи пилота не дальше 500 метров, а также обязательно наличие огнетушителя и аптечки у оператора. Помимо этого беспилотники не должны мешать пилотируемым средствам авиации. Аппараты, которые используются в коммерческих целях, должны быть зарегистрированы в Управлении гражданской авиации, а операторы обязаны получить лицензию на управление ими. Для этого претендент обязан сдать теоретический экзамен и практику полетов и быть старше 18 лет. Лицензия действительна в течение 2 лет.

В Азербайджане, Армении, Турции, Перу, Вьетнаме, на Кубе и в ряде других стран приобретение, ввоз и использование БПЛА запрещены.

Таким образом, анализ законодательства зарубежных стран позволяет сделать вывод о разных подходах к правовому регулированию ввоза и реализации беспилотников. Страны, где разрешено использование дронов, отличаются весовой категорией, при которой необходима их государственная регистрация, а также рядом ограничений по высоте и дальности видимости, месту использования и окружения БПЛА.

В заключение хотелось бы отметить, что законодательное регулирование полетов беспи-лотников и их ввоза на территорию государства является основным средством борьбы с конфликтными ситуациями, возникающими в процессе использования данного вида техники, терроризмом и другими запрещенными действиями, осуществляемыми посредством БПЛА.

Библиографический список

1. О некоторых вопросах использования авиамоделей в Республике Беларусь: Постановление Совета министров РБ от 16 августа 2016 г. № 636 [Электронный ресурс] // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://www.pravo.by/ (дата обращения: 17.05.2018).

2. Об использовании авиамоделей: Указ Президента РБ 25 февраля 2016 г. № 81 [Электронный ресурс] // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://www.pravo.by/ (дата обращения: 17.05.2018).

3. О внесении изменения в постановление Министерства обороны Республики Беларусь: Постановление Министерства обороны РБ от 27 сентября 2017 г. № 19 от 22 августа 2016 г. № 18 [Электронный ресурс] // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://www.pravo.by/ (дата обращения: 17.05.2018).

4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З [Электронный ресурс] // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://www.pravo.by/ (дата обращения: 17.05.2018).

5. Об утверждении Положения о порядке эксплуатации беспилотных летательных аппаратов в гражданской и государственной авиации Республики Узбекистан: Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан от 31 августа 2016 г. № 287 // Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2016. № 36. Ст. 414.

6. Уголовный Кодекс Республики Узбекистан (утвержден Законом РУз от 22.09.1994 № 2012-II) [Электронный ресурс]. URL: https://nrm.uz/contentf?doc=4052_ugolovnyy_kodeks_ respubliki_uzbekistan_(utverjden_zakonom_ruz_ot_22_09_1994_g_n_2012-ii)&products=1_ (дата обращения: 17.04.2018).

7. Уголовный кодекс Королевства Таиланда [Электронный ресурс]. URL: http://www.thailaws.com/ (дата обращения: 17.04.2018).

8. Официальный сайт гражданской авиации в Сингапуре [Электронный ресурс]. URL: https://www.caas.gov.sg/public-passengers/unmanned-aircraft-systems/permit-application (дата обращения: 17.04.2018).

9. Правила использования дронов в странах мира [Электронный ресурс]. URL: https://skymec.ru/pravila-ispolzovanija-dronov-v-stranah-mira/news/ (дата обращения: 17.04.2018).

10. Официальный сайт Департамента транспорта Соединенных Штатов Америки [Электронный ресурс]. URL: https://www.faa.gov/uas/getting_started/ (дата обращения: 17.04.2018).

11. Operating a drone while drunk could become a crime in N. J. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbsnews.com/news/operating-a-drone-while-drunk-could-become-a-crime-in-new-

jersey/?ftag=CNM-00-10aab7e&linkId=45556587 (дата обращения: 17.04.2018).

12. Законы о беспилотниках американских штатов привели в соответствие с нормативами FAA [Электронный ресурс]. URL: https://aeronet.aero/media/2017_09_27_zakony_o_bespilotnikakh_ amerikanskikh_shtatov (дата обращения: 17.04.2018).

13. Официальный сайт Департамента транспорта Канады [Электронный ресурс]. URL: http://www.tc.gc.ca/eng/civilaviation/opssvs/flying-drone-safely-legally.html (дата обращения: 17.04.2018).

14. Правила ввоза и пилотирования коптеров в различных странах [Электронный ресурс]. URL: https://4vision.ru/national_rules (дата обращения: 17.04.2018).

References

1. O nekotorykh voprosakh ispol'zovaniya aviamodelej v Respublike Belarus': Postanovlenie So-veta Ministrov RB 16 avgusta 2016 g. № 636 [On some issues of the use of aircraft models in the Republic of Belarus: Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus on August 16, 2016, No. 636]. Natsional'nyjpravovoj Internet-portal Respubliki Belarus' [The National Legal Internet Portal of the Republic of Belarus]. URL: http://www.pravo.by/ (Accessed: 17.05.2018) [in Russian].

2. Ob ispol'zovanii aviamodelej: Ukaz Prezidenta RB 25 fevralya 2016 g. № 81 [On the use of aircraft models: Decree of the President of the Republic of Belarus on February 25, 2016, No. 81]. Natsional'nyj pravovoj Internet-portal Respubliki Belarus' [The National Legal Internet Portal of the Republic of Belarus], URL: http://www.pravo.by/ (Accessed: 17.05.2018) [in Russian].

3. O vnesenii izmeneniya v postanovlenie Ministerstva oborony Respubliki Belarus' ot 22 avgusta 2016 g. № 18: Postanovlenie Ministerstva Oborony RB ot27 sentyabrya 2017 g. № 19 [On Amending Resolution of the Ministry of Defense of the Republic of Belarus of August 22, 2016, No. 18: Decree of

the Ministry of Defense of the Republic of Belarus of September 27, 2017 No.19]. Natsional 'nyj pravovoj Internet-portal Respubliki Belarus' [The National Legal Internet Portal of the Republic of Belarus]. URL: http://www.pravo.by/ (Accessed: 17.05.2018) [in Russian].

4. Kodeks Respubliki Belarus' ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 21 aprelya 2003 g. № 194-Z [The Code of the Republic of Belarus on Administrative Offenses of April 21, 2003, No. 1943]. Natsional'nyj pravovoj Internet-portal Respubliki Belarus' [The National Legal Internet Portal of the Republic of Belarus], URL: http://www.pravo.by/ (Accessed: 17.05.2018) [in Russian].

5. Ob utverzhdenii Polozheniya o poryadke ehkspluatatsii bespilotnykh letatel'nykh apparatov v grazhdanskoj i gosudarstvennoj aviatsii Respubliki Uzbekistan: Postanovlenie Kabineta Ministrov Respubliki Uzbekistan ot 31 avgusta 2016 goda № 287 [On Approval of the Regulations on the Procedure for the Operation of Unmanned Aerial Vehicles in Civil and State Aviation of the Republic of Uzbekistan: Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan of August 31, 2016, No. 287]. Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan [Collected Legislation of the Republic of Uzbekistan], 2016, no. 36, art. 414 [in Russian].

6. Ugolovnyj Kodeks Respubliki Uzbekistan (utverzhden zakonom RUz ot 22.09.1994 g. № 2012-II) [The Criminal Code of the Republic of Uzbekistan Approved by the Law of the Republic of Uzbekistan of 22.09.1994 № 2012-II]. URL: https://nrm.uz/contentf?doc=4052_ugolovnyy_kodeks_ respubliki_uzbekistan_(utveijden_zakonom_ruz_ot_22_09_1994_g_n_2012-ii)&products=1_ (Accessed: 17.04.2018) [in Russian].

7. Ugolovnyj Kodeks Korolevstva Tailanda [Criminal Code of the Kingdom of Thailand]. URL: http://www.thailaws.com (Accessed: 17.04.2018) [in Russian].

8. Ofitsial'nyj sajt grazhdanskoj aviatsii v Singapure [Official website of civil aviation in Singapore]. URL: https://www.caas.gov.sg/public-passengers/unmanned-aircraft-systems/permit-application (Accessed: 17.04.2018) [in Russian].

9. Pravila ispol'zovaniya dronov v stranakh mira [Rules for the use of drones in the countries of the world]. URL: https://skymec.ru/pravila-ispolzovanija-dronov-v-stranah-mira/news/ (Accessed: 17.04.2018) [in Russian].

10. Ofitsial'nyj sajt Departamenta transporta Soedinennykh SHtatov Ameriki [Official site of the Department of Transportation of the United States of America]. URL: https://www.faa.gov/uas/getting_ started/ (Accessed: 17.04.2018) [in Russian].

11. Operating a drone while drunk could become a crime in N. J. URL: https://www.cbsnews.com/ news/operating-a-drone-while-drunk-could-become-a-crime-in-new-jersey/?ftag=CNM-00-10aab7e&linkId=45556587 (Accessed: 17.04.2018) [in English].

12. Zakony o bespilotnikakh amerikanskikh shtatov priveli v sootvetstvie s normativami FAA [Laws on unmanned vehicles of the American states have been brought into compliance with the FAA standards]. URL: https://aeronet.aero/media/2017_09_27_zakony_o_bespilotnikakh_amerikanskikh_ shtatov (Accessed: 17.04.2018) [in Russian].

13. Ofitsial'nyj sajt Departamenta transporta Kanady [Official website of the Department of Transport of Canada]. URL: http://www.tc.gc.ca/eng/civilaviation/opssvs/flying-drone-safely-legally.html (Accessed: 17.04.2018) [in Russian].

14. Pravila vvoza i pilotirovaniya kopterov v razlichnykh stranakh [Rules for the importation and piloting of Copters in various countries]. URL: https://4vision. ru/national_rules (Accessed: 17.04.2018) [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.